Урок литературы в 4 классе «А. Кушнер "Сирень". Образ сирени в произведениях разных видов искусства»

1
0
Материал опубликован 7 May 2018

 

Этапы

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационный

Цель. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

 

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

- Какую музыку мы сейчас слушаем.

- Что еще заметили.

- Вальс цветов и цветы сирени. Определите тему урока.

- Прослушав музыку и определив тему, поставьте цель.

(СЛАЙД 1 И 2)

Приветствуют, слушают учителя.

Определяют какие цветы лежат на парте. ( сирень)

Озвучивают тему и цель урока.

Положительное отношение к урокам литературного чтения, формирование ценностных ориентаций.

2. Актуализация знанмй.

Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

 

- Какие произведения Чайковского вы знаете.

Петр Ильич Чайковский написал красивую музыку балету «Лебединое озеро»

Цветами нежными дарит, 
Протянешь руку за плетень - 
И в ней окажется ...

( СЛАЙД 3 ) СЛУШАЮТ МУЗЫКУ «Фея сирени»

Работа с картиной « Сирень»

- Ребята, кто-нибудь знает кто такой Петр Кончаловский?

  Петр Кончаловский- русский, советский художник, учился в Харьковской рисовальной школе, а так же в Париже. Известен стал благодаря своим натюрмортам. –Ребята посмотрите внимательно на картины художника и определите какими качествами характера он обладает? Почему вы так решили? Посмотрите на картину «Сирень» и опишите, что вы на ней видите.

( СЛАЙД 4 5 И 6 )

Слушают учителя, анализируют, отвечают на вопросы.
 

Выполняют задание, участвуют в работе, отвечают на вопросы, наблюдают, делают выводы.
 

 

Ориентируются на развороте учебника, предполагают на основе названия раздела о следующей теме.


 

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.


 


 

 

3. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель. Осуществление учащимися самостоятельного выполнения задания с последующим контролем.

 

4. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель. Включение нового знания в систему изученного материала.

 

Самостоятельная работа.

- Алексаандр Семёнович Ку́шнер — русский поэт. Автор около 50 книг стихов (в том числе для детей) и ряда статей о классической и современной русской поэзии, собранных в пяти книгах. Сти­хам Кушнера свойственна скромность, близость к прозаической речи; мастерство поэта рас­крывается только при неторопливом чтении этих стихов — в соответствии с тем, как сам Кушнер раскрывает окружающий мир. Книги стихов издавались и переводились на немецкий, английский, французский, японский, чешский и болгарский.

Разминка

( СЛАЙД 7 )

- Чтение стихотворения учениками по цепочке на стр.109

- Какие слова вызывают затруднение. ( СЛАЙД 8 9 10 )

1)лиловой (цвета фиалки или темных соцветий сирени)
2)треуголки (устар.) (форменный головной убор, сужающийся кверху и расширяющийся с боков).
–3)допотопная (устарелый, старомодный, отсталый)

Сколько строф в стихотворении? (3)Прочитайте первую строфу. Какой вопрос нам задает Евдокия Васильевна? Найдите это в тексте и прочитайте.(Фиолетовая, белая, лиловая, ледяная, голубая, бестолковая). Для чего поэт столько определений дает сирени?(Разная, неповторимая) –Чтение вопросов по цепочке.( «Он перечисляет…» до «Ты согласишься с Таней?») Ребята, скажите мне какой цвет имеет в виду Таня Перова, когда говорит, что «ледяная»- это цветовой оттенок? ( Прозрачный, голубоватый, серебристый, как лед) -Чтение учащихся по цепочке до слов « Может быть ,Костя прав?» -Ребята обратите свое внимание на первые три строчки стихотворения, что из этих строчек видно?( Что все цветовые оттенки, которые поэт обнаруживает в сирени, являются результатом его восторженного наблюдения. Он не просто смотрит на сирень, она «представляет» перед его «взором»)

( СЛАЙД 11 )

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ


 

-Чтение по цепочке до слов «А как еще поэт..»(«Бестолковой»,т.к это связано с ее буйным цветеньем, в котором нету расчета и логики) -Чтение по цепочке до «Поэт сравнивает..»( Поэт смотрит именно на куст сирени, а не на букет: Летний полдень разбит на осколки: Острых листьев блестят треуголки, И, как облако, стелется тень) Какое впечатление создают первые 2-е строчки?(Яркого солнечного света, играющего на гладких плотных листьях.) А на третьей?(Мягкой тени в форме облака, которую отбрасывает куст сирени) Объясни строчку «Летний полдень разбит на осколки»: о каких осколках идет речь? (Поэт сравнивает листья сирени с осколками. — Листья — острые, треугольной формы, да ещё «блестят» на солнце, как стёклышки!, если учении затрудняются, то им поможет объяснение Миши) -Чтение по цепочке до слов « А нравится ли поэту…». В каких строчках передано впечатление большого, свежего, душистого и яркого куста сирени?(«Сколько свежести в ветви тяжелой» и «Допотопная блещет краса») С помощью чего мы слышим жужжание пчел? ( С помощью звукописи: «сколько свеЖЕсти в ветви тяЖелой», «ваЖные пчелы») -Чтение по цепочке до «Давай прочитаем …» Подтвердите строчками из стихотворения, что художник помог увидеть поэту красоту живой сирени? ( Тем сильней у забора с канавкой.../На тяжелый музейный букет.) - Помогали ли тебе художники увидеть красоту окружающего мира? Приведи, если сумеешь, конкретный пример.

-Ребята, давайте тоже побываем с вами художниками и нарисуем свою сирень по стихотворению А.Кушнера «Сирень». Для этого вначале прочитаем еще раз стихотворение и приступим к работе.

Работа в парах. Читают опираясь на таблицу.

Слушают и воспринимают информацию.

Слушают и воспринимают информацию.

Выполняют двигательные упражнения.

Расширяют словарный запас.

Читают вслух и про себя, отвечают на вопросы с помощью используемых в тексте выражений.

Читают вслух и про себя по цепочке, отвечают на вопросы с помощью используемых в тексте выражений.

Читают вслух и про себя, отвечают на вопросы, проводят самоанализ.

Читают, самостоятельно работают

Развивают умение слушать и понимать речь других.

Развивают умение слушать и понимать речь других.

Воспринимают информацию.

Осмысленно читают текст, строят речевое высказывание.


 


 


 


 


 


 

Осмысленно читают текст, стоят речевые высказывания, строят синтез.


 


 


 


 


 

Анализируют объекты с выделением существенных признаков.


 


 


 


 

Отражать полученные впечатления в рисунке.

4. Итог урока.

Рефлексия

Словесный метод: выводы урока.

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали.

- Какова наша тема урока?

-Назовите цели сегодняшнего урока?

Внимательно посмотрите на картину Кончилловского , послушайте музыку Чайковского внимательно прочитайте стихотворение Кушнера и определите ГДЕ ДОЛЖНА БИТЬ ВАША ВЕТОЧКА СИРЕНИ.

- Внимательно прочитайте стихотворение и посмотрите чего не хватает у нашей сирени.

-Какой сделаем вывод.

Подводить итоги, делать нравственный выбор, оценивать свои достижения.

Дети на доске составляют свой букет

Листьев .

Делают выводы и оценивают себя.

Отслеживать цель учебной деятельности, строить речевые высказывания и рассуждения, осуществлять итоговый контроль.

 

 

Учитель: Осипенко Т В

Класс: 4 «Б»

 

 

Тема: Александр Кушнер «Сирень».

Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомиться с биографией А.Кушнера и его стихотворением «Сирень»; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.
Планируемые результаты:

Метапредметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, взаимодействовать (сотрудничать) с учителем, осуществлять поиск по выполнению учебных заданий с использованием учебной литературы, формировать умение анализировать художественный текст, сравнивать литературное произведение Л. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень».

Предметные: читать правильно и выразительно вслух, учиться навыкам выразительного и выборочного чтения; учитывать индивидуальный темп чтения; анализировать содержание текста.

Личностные: создание условий для положительной мотивации к учению; оценки собственной деятельности; знакомиться с культурно-историческими и общечеловеческими ценностями.
Оборудование: Литературное чтение : 4 кл.: В 2ч./ Н.А. Чуракова.- 3-е издание.- М.: Академкнига/ Учебник, 2013.- Ч.2: 176с.; презентация, карточки для работы в группах, карточки для самостоятельной работы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.