Урок литературы в 4 классе «А. Кушнер "Сирень". Образ сирени в произведениях разных видов искусства»
Этапы |
Содержание. Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Мотивационный Цель. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
|
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! - Какую музыку мы сейчас слушаем. - Что еще заметили. - Вальс цветов и цветы сирени. Определите тему урока. - Прослушав музыку и определив тему, поставьте цель. (СЛАЙД 1 И 2) |
Приветствуют, слушают учителя. Определяют какие цветы лежат на парте. ( сирень) Озвучивают тему и цель урока. |
Положительное отношение к урокам литературного чтения, формирование ценностных ориентаций. |
2. Актуализация знанмй. Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
|
- Какие произведения Чайковского вы знаете. Петр Ильич Чайковский написал красивую музыку балету «Лебединое озеро» Цветами нежными дарит, ( СЛАЙД 3 ) СЛУШАЮТ МУЗЫКУ «Фея сирени» Работа с картиной « Сирень» - Ребята, кто-нибудь знает кто такой Петр Кончаловский? Петр Кончаловский- русский, советский художник, учился в Харьковской рисовальной школе, а так же в Париже. Известен стал благодаря своим натюрмортам. –Ребята посмотрите внимательно на картины художника и определите какими качествами характера он обладает? Почему вы так решили? Посмотрите на картину «Сирень» и опишите, что вы на ней видите. ( СЛАЙД 4 5 И 6 ) |
Слушают учителя, анализируют, отвечают на вопросы. Выполняют задание, участвуют в работе, отвечают на вопросы, наблюдают, делают выводы.
|
Ориентируются на развороте учебника, предполагают на основе названия раздела о следующей теме.
Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
|
3. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Осуществление учащимися самостоятельного выполнения задания с последующим контролем.
4. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала.
Самостоятельная работа. |
- Алексаандр Семёнович Ку́шнер — русский поэт. Автор около 50 книг стихов (в том числе для детей) и ряда статей о классической и современной русской поэзии, собранных в пяти книгах. Стихам Кушнера свойственна скромность, близость к прозаической речи; мастерство поэта раскрывается только при неторопливом чтении этих стихов — в соответствии с тем, как сам Кушнер раскрывает окружающий мир. Книги стихов издавались и переводились на немецкий, английский, французский, японский, чешский и болгарский. Разминка ( СЛАЙД 7 ) - Чтение стихотворения учениками по цепочке на стр.109 - Какие слова вызывают затруднение. ( СЛАЙД 8 9 10 ) 1)лиловой (цвета фиалки или темных соцветий сирени) –Сколько строф в стихотворении? (3)Прочитайте первую строфу. Какой вопрос нам задает Евдокия Васильевна? Найдите это в тексте и прочитайте.(Фиолетовая, белая, лиловая, ледяная, голубая, бестолковая). Для чего поэт столько определений дает сирени?(Разная, неповторимая) –Чтение вопросов по цепочке.( «Он перечисляет…» до «Ты согласишься с Таней?») Ребята, скажите мне какой цвет имеет в виду Таня Перова, когда говорит, что «ледяная»- это цветовой оттенок? ( Прозрачный, голубоватый, серебристый, как лед) -Чтение учащихся по цепочке до слов « Может быть ,Костя прав?» -Ребята обратите свое внимание на первые три строчки стихотворения, что из этих строчек видно?( Что все цветовые оттенки, которые поэт обнаруживает в сирени, являются результатом его восторженного наблюдения. Он не просто смотрит на сирень, она «представляет» перед его «взором») ( СЛАЙД 11 ) РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
-Чтение по цепочке до слов «А как еще поэт..»(«Бестолковой»,т.к это связано с ее буйным цветеньем, в котором нету расчета и логики) -Чтение по цепочке до «Поэт сравнивает..»( Поэт смотрит именно на куст сирени, а не на букет: Летний полдень разбит на осколки: Острых листьев блестят треуголки, И, как облако, стелется тень) Какое впечатление создают первые 2-е строчки?(Яркого солнечного света, играющего на гладких плотных листьях.) А на третьей?(Мягкой тени в форме облака, которую отбрасывает куст сирени) Объясни строчку «Летний полдень разбит на осколки»: о каких осколках идет речь? (Поэт сравнивает листья сирени с осколками. — Листья — острые, треугольной формы, да ещё «блестят» на солнце, как стёклышки!, если учении затрудняются, то им поможет объяснение Миши) -Чтение по цепочке до слов « А нравится ли поэту…». В каких строчках передано впечатление большого, свежего, душистого и яркого куста сирени?(«Сколько свежести в ветви тяжелой» и «Допотопная блещет краса») С помощью чего мы слышим жужжание пчел? ( С помощью звукописи: «сколько свеЖЕсти в ветви тяЖелой», «ваЖные пчелы») -Чтение по цепочке до «Давай прочитаем …» Подтвердите строчками из стихотворения, что художник помог увидеть поэту красоту живой сирени? ( Тем сильней у забора с канавкой.../На тяжелый музейный букет.) - Помогали ли тебе художники увидеть красоту окружающего мира? Приведи, если сумеешь, конкретный пример. -Ребята, давайте тоже побываем с вами художниками и нарисуем свою сирень по стихотворению А.Кушнера «Сирень». Для этого вначале прочитаем еще раз стихотворение и приступим к работе. Работа в парах. Читают опираясь на таблицу. |
Слушают и воспринимают информацию. Слушают и воспринимают информацию. Выполняют двигательные упражнения. Расширяют словарный запас. Читают вслух и про себя, отвечают на вопросы с помощью используемых в тексте выражений. Читают вслух и про себя по цепочке, отвечают на вопросы с помощью используемых в тексте выражений. Читают вслух и про себя, отвечают на вопросы, проводят самоанализ. Читают, самостоятельно работают |
Развивают умение слушать и понимать речь других. Развивают умение слушать и понимать речь других. Воспринимают информацию. Осмысленно читают текст, строят речевое высказывание.
Осмысленно читают текст, стоят речевые высказывания, строят синтез.
Анализируют объекты с выделением существенных признаков.
Отражать полученные впечатления в рисунке. |
4. Итог урока. Рефлексия Словесный метод: выводы урока. |
Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. - Какова наша тема урока? -Назовите цели сегодняшнего урока? Внимательно посмотрите на картину Кончилловского , послушайте музыку Чайковского внимательно прочитайте стихотворение Кушнера и определите ГДЕ ДОЛЖНА БИТЬ ВАША ВЕТОЧКА СИРЕНИ. - Внимательно прочитайте стихотворение и посмотрите чего не хватает у нашей сирени. -Какой сделаем вывод. |
Подводить итоги, делать нравственный выбор, оценивать свои достижения. Дети на доске составляют свой букет Листьев . Делают выводы и оценивают себя. |
Отслеживать цель учебной деятельности, строить речевые высказывания и рассуждения, осуществлять итоговый контроль. |
Учитель: Осипенко Т В
Класс: 4 «Б»
Тема: Александр Кушнер «Сирень».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомиться с биографией А.Кушнера и его стихотворением «Сирень»; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Метапредметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, взаимодействовать (сотрудничать) с учителем, осуществлять поиск по выполнению учебных заданий с использованием учебной литературы, формировать умение анализировать художественный текст, сравнивать литературное произведение Л. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень».
Предметные: читать правильно и выразительно вслух, учиться навыкам выразительного и выборочного чтения; учитывать индивидуальный темп чтения; анализировать содержание текста.
Личностные: создание условий для положительной мотивации к учению; оценки собственной деятельности; знакомиться с культурно-историческими и общечеловеческими ценностями.
Оборудование: Литературное чтение : 4 кл.: В 2ч./ Н.А. Чуракова.- 3-е издание.- М.: Академкнига/ Учебник, 2013.- Ч.2: 176с.; презентация, карточки для работы в группах, карточки для самостоятельной работы.