Урок литературы «"Дон Кихот": "вечные образы" в искусстве»

5
1
Материал опубликован 4 August 2016 в группе

Цели:

  • воспитывать интерес к изучению мировой культуры, формировать культурные и эстетические качества личности, воспитывая внимательного, вдумчивого читателя;
  • формировать знание о вечных образах в искусстве, познакомить с образом Дон Кихота в разных видах искусства;
  • развивать речь учащихся, творческие способности учащихся.

Оборудование:

  • Портрет Сервантеса (гравюра 17 века);
  •  презентация с репродукциями картин Г. Доре, О. Домье, В. Серова, С. Дали, П. Пикассо, А. Зверева, О. Окампо, а также фото памятника Дон Кихоту в Мадриде; фото Ф.И. Шаляпина, В.М. Зельдина в роли Дон Кихота;
  • Распечатка с поэтическими текстами Д. Мережковского, П. Антокольского, Ю. Друниной, С. Маршака;
  • иллюстрации учащихся к роману.

Я, Санчо, рожден, чтобы жить, умирая…

Дон Кихот

 …Мне кажется, что если в мире не останется ни одного Дон Кихота, - мир погибнет.

С. Бродский, художник

Декорации устарели, костюмы вышли из моды, нравы изменились. Но сердце Дон Кихота и смекалка просто душного Санчо Пансы не вылиняли от времени.

И. Эренбург, писатель

 

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Слово учителя

- На уроках литературы мы познакомились с удивительной книгой, имя главного героя которой знают даже те, кто никогда не держал роман в руках. Есть и еще одно, что поражает: роман М. Сервантеса «Дон Кихот» занимает второе место в мире по количеству языков, на которые он переведен.

- Как вы думаете, а какая книга лидирует?

- Это, действительно, удивительно, но этот роман опередила только Библия!

- Проходят века, а роман, как и его герой, продолжают нас удивлять, привлекать, заставляют смеяться и горевать, думать и анализировать. По богатству идей эта книга тоже не знает себе равных. В ней есть много национального, чисто испанского, но многие проблемы носят общечеловеческий характер, именно поэтому каждое поколение людей находит в ней свое. Давайте и мы сегодня, подводя своеобразный итог нашей работы над романом М. Сервантеса, попробуем приоткрыть секрет этой поистине феноменальной популярности Дон Кихота. Запишем тему урока «Вечный образ» Дон Кихота в искусстве».

- Но сначала немного кое-что повторим, вспомним.

Викторина:

1. Каковы настоящие имена Дон Кихота и Дульсинеи Тобосской? (Алонсо Кехана и Альдонса Лоренсо.)

2. Из чего он сделал свой рыцарский шлем? (Из картона и железных пластинок.)

3. Что обозначала кличка его лошади? (Кличка Росинант составлена из сочетания слов rosin (кляча) и antes (раньше), что означало “бывшая кляча”.)

4. Какие профессии были у его главных приятелей? (Священник и цирюльник.)

5. Как Дон Кихот был посвящен в рыцари? (Получил подзатыльник и удар шпагой по спине)

10. Как Дон Кихоту удалось одержать победу над свирепым львом? (Лев не вышел из клетки, и было объявлено, что он струсил и побеждён.)

14. Какое условие в наследственном завещании поставил дон Кихот для будущего мужа своей племянницы? (Чтобы он не был знаком с рыцарскими романами.)

 Знакомство с новым материалом.

- Тему нашего урока мы обозначили как «Вечный образ» Дон Кихота в искусстве». Давайте разберемся, какие образы получили столь высокую оценку – называться «вечными»? Ваши мнения? («Вечные образы» — художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени.)

- Одним из самых выдающихся достижений великого испанского писателя  считается создание первого в истории мировой литературы образа чудака.

 -Запишите в тетрадях начало предложения: «Чудак – это…», продолжите его.

- А теперь сравним со словарной статьей (ЧУДА́К -а; м. Человек со странностями, поведение, поступки которого вызывают недоумение, удивление окружающих. Прослыть чудаком.)

-Как вы думаете, почему, зачем Сервантес сделал своего героя чудаком? (Задача писателя была очень трудной: как изобразить идеального героя в несовершенном, враждебном ему мире. Сделать его жертвой – это возмутит читателей; победителем – солгать, приуменьшить несовершенство действительности. Сервантес делает героя безумным, безумие защищает его от несовершенства мира, позволяет сохранить себя, свои идеалы, веру в добро. Герой-чудак не замечает злобных насмешек, издевательств, всегда готов помочь униженным и оскорбленным.)

- Каким эпитетом в названии романа определил Сервантес своего героя? Как вы его понимаете? («хитроумный идальго»).

- Как вы думаете: это синоним слова «чудак» или есть разница? В чем она? (Хитроумный -  отличающийся изобретательным умом, умением выходить из затруднительного положения. Не совпадает со значением слова «чудак»).

- Дома вы искали воплощение образа Дон Кихота в разных видах искусства. Начнем с образа хитроумного идальго в живописи.

- Вот тот самый хитроумный идальго, чудак, который уже много лет привлекает внимание многих творческих людей. Его изображали многие художники.

Мы уже работали с иллюстрациями в книгах. А сегодня познакомимся с работами выдающихся художников.

- Самый известный иллюстратор – Гюстав Доре. Он стал самым добросовестным «рассказчиком» романа Сервантеса. Великий иллюстратор мировой классики за свою жизнь создал 80 000 рисунков — цифра неимоверная! 

Современник Доре — Оноре Домье, — с 1850-х годов также обращается к образу Дон-Кихота, но его не интересуют походы и приключения доблестного рыцаря. Художник исследует его внутренний мир со всеми сомнениями, терзаниями и разочарованиями.

В рисунке Валентина Серова герои Сервантеса получились маловыразительными, а вот лошадь Дон Кихота — Росинант, приковывает взгляд. Причем Серов отходит от истинного описания внешнего вида боевого друга.

Далее с иллюстрированием романа Сервантеса происходят невероятные метаморфозы, ведь за дело берется испанский неугомонный гений — Сальвадор Дали! Идею иллюстрировать книгу о Дон Кихоте художнику подал в 1945 году его отец, написавший, что это «достойная его таланта задача». В 1945—1946 гг. Дали живет в Америке и работает над иллюстрациями. Он создал 38 рисунков и 5 эскизов. Планировалось выпустить новое издание романа карманного формата с рисунками Дали, но издательство разорилось, и книга не вышла.

Второй раз Дали обратился к Дон Кихоту в 1956 году, когда парижский издатель Жозеф Форе задумал иллюстрировать роман Сервантеса и единственным художником для своего необыкновенное издание видел только Дали. Форе принес тому литографские камни и убедил художника принять его предложение. Дали со всей своей фантазией подошел к новому заданию и… изобрел новый метод литографии — булетизм! Дали отправился на набережную Сену и принялся за дело. Он зарядил пулями, начиненными литографской краской, подаренную друзьями аркебузу XV века (аркебуза - гладкоствольное, фитильное дульнозарядное ружьё, один из первоначальных образцов ручного огнестрельного оружия) и в присутствии толпы поклонников стал палить с палубы баржи по литографским камням. В результате появились кляксы, которые Дали, пользуясь своим талантом рисовальщика и гениальным воображением, превратил в подвиги Дон Кихота.

Очень необычен рисунок П. Пикассо. 10 августа 1955 года к Пабло Пикассо на его виллу в Каннах пришел его друг и биограф Пьер Дэкс с деловым предложением. Журнал «Французские письма» хотел бы поместить рисунок Пикассо в выпуске, посвященном 350-летию издания романа «Дон Кихот». Пока друзья разговаривали, Пикассо сделал свой знаменитый рисунок Дон-Кихота и Санчо Пансы. Через неделю он был опубликован в праздничном номере издания. Пикассо со школьных лет любил Сервантеса, он с особенным удовольствием рисовал все, что было связано с испанской традицией и напоминало ему о родине.

Русский художник Анатолий Зверев создавал шедевр за 40 минут. Своим учителем Анатолий считал Леонардо да Винчи, а современники Зверева называют его человек-феномен, в картинах которого сумасшедший темперамент передает накал чувств. От также в своем творчестве обращался к герою романа М. Сервантеса.

Современный мексиканский художник и декоратор Октавио Окампо смог проиллюстрировать весь роман Сервантеса всего одной картиной, потому что он не просто художник — он мастер метаморфоз. В его портрете Дон Кихота зашифрованы события двухтомного романа: здесь прячется Санчо Панса, Дульсинея, проступают «видения» героя, а также мельницы и чудовища, с которыми сражался храбрый рыцарь.

- Мы с вами тоже не могли остаться равнодушными к этому замечательному герою и его приключениям. Поделитесь своими иллюстрациями к роману, дайте свой авторский комментарий.

 - А теперь узнаем, какие поэты обращались к образу Дон Кихота. Погрузимся в мир поэзии, ведь стихов о Дон Кихоте создано немало. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

1. Дмитрий Мережковский «Дон Кихот»

Шлем - надтреснутое блюдо, 
Щит - картонный, панцирь жалкий... 
В стременах висят, качаясь, 
Ноги тощие, как палки. 

Для него хромая кляча - 
Конь могучий Росинанта, 
Эти мельничные крылья - 
Руки мощного гиганта. 

Видит он в таверне грязной 
Роскошь царского чертога. 
Слышит в дудке свинопаса 
Звук серебряного рога. 

Санчо Панса едет рядом; 
Гордый вид его серьезен: 
Как прилично копьеносцу, 
Он величествен и грозен. 

В красной юбке, в пятнах дегтя, 
Там, над кучами навоза, - 
Эта царственная дама - 
Дульцинея де Тобозо... 

Страстно, с юношеским жаром 
Он в толпе крестьян голодных, 
Вместо хлеба, рассыпает 
Перлы мыслей благородных: 

'Люди добрые, ликуйте, 
Наступает праздник вечный: 
Мир не солнцем озарится, 
А любовью бесконечной... 

Будут все равны; друг друга 
Перестанут ненавидеть; 
Ни алькады, ни бароны 
Не посмеют вас обидеть. 

 

Пойте, братья, гимн победный! 
Этот меч несет свободу, 
Справедливость и возмездье 
Угнетенному народу!' 

Из приходской школы дети 
Выбегают, бросив книжки, 
И хохочут, и кидают 
Грязью в рыцаря мальчишки. 

Аплодируя, как зритель, 
Жирный лавочник смеется; 
На крыльце своем трактирщик 
Весь от хохота трясется. 

И почтенный патер смотрит, 
Изумлением объятый, 
И громит безумье века 
Он латинскою цитатой. 

Из окна глядит цирюльник, 
Он прервал свою работу, 
И с восторгом машет бритвой, 
И кричит он Дон Кихоту: 

'Благороднейший из смертных, 
Я желаю вам успеха!..' 
И не в силах кончить фразы, 
Задыхается от смеха. 

Он не чувствует, не видит 
Ни насмешек, ни презренья! 
Кроткий лик его так светел, 
Очи - полны вдохновенья. 

Он смешон, но сколько детской 
Доброты в улыбке нежной, 
И в лице, простом и бледном, 
Сколько веры безмятежной! 

И любовь и вера святы. 
Этой верою согреты 
Все великие безумцы, 
Все пророки и поэты! 

1887 

- Каким предстает Дон Кихот в этом стихотворении?

- Какие отсылки к тексту романа вы обнаружили в стихотворении?

- Какие средства выразительности использует Д. Мережковский?

2. Павел Антокольский «Дон Кихот»

Не падай, надменное горе!

Вставай, молодая тоска!

Да здравствует вне категорий

Высокая роль чудака!

 

Он будет — заранее ясно —

Смешон и ничтожен на вид,

Кольцом неудач опоясан,

Дымком неустройства повит.

 

А кто-то кричит: «Декламируй.

Меча не бросай, Дон-Кихот!

В горячей коммерции мира

Ты мелочь, а всё же доход.

 

 

Дерись, разъярясь и осмелясь,

И с красным вином в бурдюках,

И с крыльями ветряных мельниц,

Ты этим прославлен в веках.

 

Недаром, сожженный как уголь,

В потешном сраженный бою,

Меж марионеток и кукол

Ты выбрал богиню свою!

 

Она тебе сердце пронзает,

Во всем отказав наотрез».

. . . . . . . . . . . . .

Об этом и пишет прозаик,

Когда он в ударе и трезв.

Слава грустной собакой плетется за мною.

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

- Что говорит поэт о главном герое романа?

3. Юлия Друнина

***

Кто говорит, что умер Дон Кихот?

Вы этому, пожалуйста, не верьте;

Он не подвластен времени и смерти,

Он в новый собирается поход.

А ветряные мельницы скрипят,

У Санчо Пансы равнодушный взгляд, -

Ему-то совершенно не с руки

Большие, как медали, синяки,

И знает он, что испокон веков

На благородстве ловят чудаков,

Что прежде, чем кого-нибудь спасешь,

Разбойничий получишь в спину нож...

К тому ж спокойней дома, чем в седле.

Но рыцари остались на земле!

Кто говорит, что умер Дон Кихот?

Он в новый собирается поход!

Кто говорит, что умер Дон Кихот?..

- Что заявляет Юлия Друнина в своем стихотворении о Дон Кихоте?

 

  1. Самуил Маршак «Дон Кихот»

Пора в постель, но спать нам неохота.

Как хорошо читать по вечерам!

Мы в первый раз открыли Дон Кихота,

Блуждаем по долинам и горам.

 

Нас ветер обдаёт испанской пылью,

Мы слышим, как со скрипом в вышине

Ворочаются мельничные крылья

Над рыцарем, сидящим на коне.

 

Что будет дальше, знаем по картинке:

Крылом дырявым мельница махнёт,

И будет сбит в неравном поединке

В него копьё вонзивший Дон Кихот.

- Какое впечатление на лирического героя произвела книга о Дон Кихоте?

- О каком эпизоде из странствий Дон Кихота идет речь в стихотворении?

- Обратимся к следующему виду искусства – скульптуре. Если бы вам поручили создать памятник дон Кихоту, каким бы он был? (варианты учащихся)

- Узнали вы дома, есть такой памятник? (Не так много литературных героев, которые увековечены в памятниках. Но памятник героям Сервантеса, конечно же, есть, в Мадриде).

- Мы еще не отметили, как деятели театрального искусства воплощали образ Дон Кихота.

- Дон Кихот стал близким образом эксцентричному и невероятно талантливому Федору Шаляпину. В 1909 году импресарио королевского театра-казино в Монако Рауль Гюнсбург предложил Шаляпину сыграть Дон Кихота в его постановке.

Очень долго Шаляпин готовился к опере: он несколько раз перечитал роман, пересмотрел множество иллюстраций в поисках нужного образа, актер даже взялся за карандаш и собственноручно запечатлел своего трогательного героя. Он обращался за советом ко всем знакомым и собирал впечатления.

Ф. Шаляпин говорил: «Что нужно мне сделать для того, чтобы публика при первом взгляде на Дон Кихота доверчиво и с симпатией ему улыбнулась: да, это ты, наш старый знакомец и друг. Ясно, что в его внешности должна быть отражена и фантазия, и беспомощность, и замашки вояки, и слабость ребенка, и гордость кастильского рыцаря, и доброта святого. Нужна яркая смесь комического и трогательного».

- И сегодня на театральной сцене можно встретить Дон Кихота, роль которого блестяще исполняет Владимир Михайлович Зельдин в спектакле "Человек из Ламанчи" Центрального академического театра Российской Армии. Спектакль поставлен Юлием Гусманом.

«Человек из Ламанчи» был выпущен к 90-летнему юбилею выдающегося артиста В.М. Зельдина и является одним из самых репертуарных спектаклей театра, собирающим полные залы почти 8 лет. Кроме Зельдина, в спектакле занята народная артистка России и Грузии Тамара Гвердцители, создавшая незабываемые образы двух своих героинь - Альдонсы и Дульсинеи.

- Конечно, кроме театральных спектаклей существует и балет «Дон Кихот». В 1869 г. композитор Людвиг Минкус написал для хореографа Мариуса Петипа балет «Дон Кихот». Эта работа оказалась исключительно успешна. Сейчас мы посмотрим фрагменты балета «Дон Кихот» в исполнении артистов Государственного музыкального театра имени И.М. Якушева.

 -Итак, мы познакомились с воплощением образа Дон Кихота в разных видах искусств: живописи, поэзии, скульптуре, театре.

Подводя итог урока, обратимся к эпиграфам сегодняшнего урока. Прочитайте внимательно эпиграфы. Как вы их понимаете? Какой из них вам больше понравился и почему? Запишите его в тетрадь.

4. Подведение итогов

- Завершим наше знакомство с Дон Кихотом вашим рассуждением об этом герое. Ответьте письменно на один из предложенных вопросов:

1. Кто же он, этот Дон Кихот?

2. «Земля не может жить без Дон Кихота» (К. Кулиев)?

3. Дон Кихот живет и во мне?

4. Согласны ли вы с утверждением Ю. Друниной: «Кто говорит, что умер Дон Кихот? Он в новый собирается поход!»?

Чтение собственных работ учащимися, комментарии к ним.

Использован материал сайтов:

Комментарии

Понравилась разноплановая подборка стихов. А вот еще. *** У рассудка – трезвые заботы. У мечты – неведомые страны. Называли люди дон-кихотом первого на свете Магеллана. Первого на свете капитана, первого на свете морехода, Уплывающего в океаны, называли люди дон-кихотом. У рассудка – точные расчеты. У мечты – туманные идеи. Называли люди дон-кихотом первого на свете Галилея. Первого на свете Птолемея, первого на свете звездочета, Негодуя или сожалея, называли люди дон-кихотом. Но Земля, как прежде, рвется в небо, и мечта скитается по свету. В прошлое уходят быль и небыль, но живут бессмертные сюжеты: Обезьяне было неохота расставаться с добрым старым веком, И она считает дон-кихотом первого на свете человека. (Феликс Кривин)

6 August 2016

Похожие публикации