Цели:
- воспитывать интерес к изучению мировой культуры, формировать культурные и эстетические качества личности, воспитывая внимательного, вдумчивого читателя;
- формировать знание о вечных образах в искусстве, познакомить с образом Дон Кихота в разных видах искусства;
- развивать речь учащихся, творческие способности учащихся.
Оборудование:
- Портрет Сервантеса (гравюра 17 века);
- презентация с репродукциями картин Г. Доре, О. Домье, В. Серова, С. Дали, П. Пикассо, А. Зверева, О. Окампо, а также фото памятника Дон Кихоту в Мадриде; фото Ф.И. Шаляпина, В.М. Зельдина в роли Дон Кихота;
- Распечатка с поэтическими текстами Д. Мережковского, П. Антокольского, Ю. Друниной, С. Маршака;
- иллюстрации учащихся к роману.
Я, Санчо, рожден, чтобы жить, умирая…
Дон Кихот
…Мне кажется, что если в мире не останется ни одного Дон Кихота, - мир погибнет.
С. Бродский, художник
Декорации устарели, костюмы вышли из моды, нравы изменились. Но сердце Дон Кихота и смекалка просто душного Санчо Пансы не вылиняли от времени.
И. Эренбург, писатель
Ход урока
- На уроках литературы мы познакомились с удивительной книгой, имя главного героя которой знают даже те, кто никогда не держал роман в руках. Есть и еще одно, что поражает: роман М. Сервантеса «Дон Кихот» занимает второе место в мире по количеству языков, на которые он переведен. - Как вы думаете, а какая книга лидирует? - Это, действительно, удивительно, но этот роман опередила только Библия! - Проходят века, а роман, как и его герой, продолжают нас удивлять, привлекать, заставляют смеяться и горевать, думать и анализировать. По богатству идей эта книга тоже не знает себе равных. В ней есть много национального, чисто испанского, но многие проблемы носят общечеловеческий характер, именно поэтому каждое поколение людей находит в ней свое. Давайте и мы сегодня, подводя своеобразный итог нашей работы над романом М. Сервантеса, попробуем приоткрыть секрет этой поистине феноменальной популярности Дон Кихота. Запишем тему урока «Вечный образ» Дон Кихота в искусстве». - Но сначала немного кое-что повторим, вспомним. Викторина: 1. Каковы настоящие имена Дон Кихота и Дульсинеи Тобосской? (Алонсо Кехана и Альдонса Лоренсо.) 2. Из чего он сделал свой рыцарский шлем? (Из картона и железных пластинок.) 3. Что обозначала кличка его лошади? (Кличка Росинант составлена из сочетания слов rosin (кляча) и antes (раньше), что означало “бывшая кляча”.) 4. Какие профессии были у его главных приятелей? (Священник и цирюльник.) 5. Как Дон Кихот был посвящен в рыцари? (Получил подзатыльник и удар шпагой по спине) 10. Как Дон Кихоту удалось одержать победу над свирепым львом? (Лев не вышел из клетки, и было объявлено, что он струсил и побеждён.) 14. Какое условие в наследственном завещании поставил дон Кихот для будущего мужа своей племянницы? (Чтобы он не был знаком с рыцарскими романами.) Знакомство с новым материалом. - Тему нашего урока мы обозначили как «Вечный образ» Дон Кихота в искусстве». Давайте разберемся, какие образы получили столь высокую оценку – называться «вечными»? Ваши мнения? («Вечные образы» — художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени.) - Одним из самых выдающихся достижений великого испанского писателя считается создание первого в истории мировой литературы образа чудака. -Запишите в тетрадях начало предложения: «Чудак – это…», продолжите его. - А теперь сравним со словарной статьей (ЧУДА́К -а; м. Человек со странностями, поведение, поступки которого вызывают недоумение, удивление окружающих. Прослыть чудаком.) -Как вы думаете, почему, зачем Сервантес сделал своего героя чудаком? (Задача писателя была очень трудной: как изобразить идеального героя в несовершенном, враждебном ему мире. Сделать его жертвой – это возмутит читателей; победителем – солгать, приуменьшить несовершенство действительности. Сервантес делает героя безумным, безумие защищает его от несовершенства мира, позволяет сохранить себя, свои идеалы, веру в добро. Герой-чудак не замечает злобных насмешек, издевательств, всегда готов помочь униженным и оскорбленным.) - Каким эпитетом в названии романа определил Сервантес своего героя? Как вы его понимаете? («хитроумный идальго»). - Как вы думаете: это синоним слова «чудак» или есть разница? В чем она? (Хитроумный - отличающийся изобретательным умом, умением выходить из затруднительного положения. Не совпадает со значением слова «чудак»). - Дома вы искали воплощение образа Дон Кихота в разных видах искусства. Начнем с образа хитроумного идальго в живописи. - Вот тот самый хитроумный идальго, чудак, который уже много лет привлекает внимание многих творческих людей. Его изображали многие художники. Мы уже работали с иллюстрациями в книгах. А сегодня познакомимся с работами выдающихся художников. - Самый известный иллюстратор – Гюстав Доре. Он стал самым добросовестным «рассказчиком» романа Сервантеса. Великий иллюстратор мировой классики за свою жизнь создал 80 000 рисунков — цифра неимоверная! Современник Доре — Оноре Домье, — с 1850-х годов также обращается к образу Дон-Кихота, но его не интересуют походы и приключения доблестного рыцаря. Художник исследует его внутренний мир со всеми сомнениями, терзаниями и разочарованиями. В рисунке Валентина Серова герои Сервантеса получились маловыразительными, а вот лошадь Дон Кихота — Росинант, приковывает взгляд. Причем Серов отходит от истинного описания внешнего вида боевого друга. Далее с иллюстрированием романа Сервантеса происходят невероятные метаморфозы, ведь за дело берется испанский неугомонный гений — Сальвадор Дали! Идею иллюстрировать книгу о Дон Кихоте художнику подал в 1945 году его отец, написавший, что это «достойная его таланта задача». В 1945—1946 гг. Дали живет в Америке и работает над иллюстрациями. Он создал 38 рисунков и 5 эскизов. Планировалось выпустить новое издание романа карманного формата с рисунками Дали, но издательство разорилось, и книга не вышла. Второй раз Дали обратился к Дон Кихоту в 1956 году, когда парижский издатель Жозеф Форе задумал иллюстрировать роман Сервантеса и единственным художником для своего необыкновенное издание видел только Дали. Форе принес тому литографские камни и убедил художника принять его предложение. Дали со всей своей фантазией подошел к новому заданию и… изобрел новый метод литографии — булетизм! Дали отправился на набережную Сену и принялся за дело. Он зарядил пулями, начиненными литографской краской, подаренную друзьями аркебузу XV века (аркебуза - гладкоствольное, фитильное дульнозарядное ружьё, один из первоначальных образцов ручного огнестрельного оружия) и в присутствии толпы поклонников стал палить с палубы баржи по литографским камням. В результате появились кляксы, которые Дали, пользуясь своим талантом рисовальщика и гениальным воображением, превратил в подвиги Дон Кихота. Очень необычен рисунок П. Пикассо. 10 августа 1955 года к Пабло Пикассо на его виллу в Каннах пришел его друг и биограф Пьер Дэкс с деловым предложением. Журнал «Французские письма» хотел бы поместить рисунок Пикассо в выпуске, посвященном 350-летию издания романа «Дон Кихот». Пока друзья разговаривали, Пикассо сделал свой знаменитый рисунок Дон-Кихота и Санчо Пансы. Через неделю он был опубликован в праздничном номере издания. Пикассо со школьных лет любил Сервантеса, он с особенным удовольствием рисовал все, что было связано с испанской традицией и напоминало ему о родине. Русский художник Анатолий Зверев создавал шедевр за 40 минут. Своим учителем Анатолий считал Леонардо да Винчи, а современники Зверева называют его человек-феномен, в картинах которого сумасшедший темперамент передает накал чувств. От также в своем творчестве обращался к герою романа М. Сервантеса. Современный мексиканский художник и декоратор Октавио Окампо смог проиллюстрировать весь роман Сервантеса всего одной картиной, потому что он не просто художник — он мастер метаморфоз. В его портрете Дон Кихота зашифрованы события двухтомного романа: здесь прячется Санчо Панса, Дульсинея, проступают «видения» героя, а также мельницы и чудовища, с которыми сражался храбрый рыцарь. - Мы с вами тоже не могли остаться равнодушными к этому замечательному герою и его приключениям. Поделитесь своими иллюстрациями к роману, дайте свой авторский комментарий. - А теперь узнаем, какие поэты обращались к образу Дон Кихота. Погрузимся в мир поэзии, ведь стихов о Дон Кихоте создано немало. Давайте познакомимся с некоторыми из них. 1. Дмитрий Мережковский «Дон Кихот»
- Каким предстает Дон Кихот в этом стихотворении? - Какие отсылки к тексту романа вы обнаружили в стихотворении? - Какие средства выразительности использует Д. Мережковский? 2. Павел Антокольский «Дон Кихот»
- Каким настроением проникнуто это стихотворение? - Что говорит поэт о главном герое романа? 3. Юлия Друнина *** Кто говорит, что умер Дон Кихот? Вы этому, пожалуйста, не верьте; Он не подвластен времени и смерти, Он в новый собирается поход. А ветряные мельницы скрипят, У Санчо Пансы равнодушный взгляд, - Ему-то совершенно не с руки Большие, как медали, синяки, И знает он, что испокон веков На благородстве ловят чудаков, Что прежде, чем кого-нибудь спасешь, Разбойничий получишь в спину нож... К тому ж спокойней дома, чем в седле. Но рыцари остались на земле! Кто говорит, что умер Дон Кихот? Он в новый собирается поход! Кто говорит, что умер Дон Кихот?.. - Что заявляет Юлия Друнина в своем стихотворении о Дон Кихоте?
Пора в постель, но спать нам неохота. Как хорошо читать по вечерам! Мы в первый раз открыли Дон Кихота, Блуждаем по долинам и горам.
Нас ветер обдаёт испанской пылью, Мы слышим, как со скрипом в вышине Ворочаются мельничные крылья Над рыцарем, сидящим на коне.
Что будет дальше, знаем по картинке: Крылом дырявым мельница махнёт, И будет сбит в неравном поединке В него копьё вонзивший Дон Кихот. - Какое впечатление на лирического героя произвела книга о Дон Кихоте? - О каком эпизоде из странствий Дон Кихота идет речь в стихотворении? - Обратимся к следующему виду искусства – скульптуре. Если бы вам поручили создать памятник дон Кихоту, каким бы он был? (варианты учащихся) - Узнали вы дома, есть такой памятник? (Не так много литературных героев, которые увековечены в памятниках. Но памятник героям Сервантеса, конечно же, есть, в Мадриде). - Мы еще не отметили, как деятели театрального искусства воплощали образ Дон Кихота. - Дон Кихот стал близким образом эксцентричному и невероятно талантливому Федору Шаляпину. В 1909 году импресарио королевского театра-казино в Монако Рауль Гюнсбург предложил Шаляпину сыграть Дон Кихота в его постановке. Очень долго Шаляпин готовился к опере: он несколько раз перечитал роман, пересмотрел множество иллюстраций в поисках нужного образа, актер даже взялся за карандаш и собственноручно запечатлел своего трогательного героя. Он обращался за советом ко всем знакомым и собирал впечатления. Ф. Шаляпин говорил: «Что нужно мне сделать для того, чтобы публика при первом взгляде на Дон Кихота доверчиво и с симпатией ему улыбнулась: да, это ты, наш старый знакомец и друг. Ясно, что в его внешности должна быть отражена и фантазия, и беспомощность, и замашки вояки, и слабость ребенка, и гордость кастильского рыцаря, и доброта святого. Нужна яркая смесь комического и трогательного». - И сегодня на театральной сцене можно встретить Дон Кихота, роль которого блестяще исполняет Владимир Михайлович Зельдин в спектакле "Человек из Ламанчи" Центрального академического театра Российской Армии. Спектакль поставлен Юлием Гусманом. «Человек из Ламанчи» был выпущен к 90-летнему юбилею выдающегося артиста В.М. Зельдина и является одним из самых репертуарных спектаклей театра, собирающим полные залы почти 8 лет. Кроме Зельдина, в спектакле занята народная артистка России и Грузии Тамара Гвердцители, создавшая незабываемые образы двух своих героинь - Альдонсы и Дульсинеи. - Конечно, кроме театральных спектаклей существует и балет «Дон Кихот». В 1869 г. композитор Людвиг Минкус написал для хореографа Мариуса Петипа балет «Дон Кихот». Эта работа оказалась исключительно успешна. Сейчас мы посмотрим фрагменты балета «Дон Кихот» в исполнении артистов Государственного музыкального театра имени И.М. Якушева. -Итак, мы познакомились с воплощением образа Дон Кихота в разных видах искусств: живописи, поэзии, скульптуре, театре. Подводя итог урока, обратимся к эпиграфам сегодняшнего урока. Прочитайте внимательно эпиграфы. Как вы их понимаете? Какой из них вам больше понравился и почему? Запишите его в тетрадь. 4. Подведение итогов - Завершим наше знакомство с Дон Кихотом вашим рассуждением об этом герое. Ответьте письменно на один из предложенных вопросов: 1. Кто же он, этот Дон Кихот? 2. «Земля не может жить без Дон Кихота» (К. Кулиев)? 3. Дон Кихот живет и во мне? 4. Согласны ли вы с утверждением Ю. Друниной: «Кто говорит, что умер Дон Кихот? Он в новый собирается поход!»? Чтение собственных работ учащимися, комментарии к ним. |
Использован материал сайтов:
- https://artchive.ru/publications/894~400letie_Don_Kikhota_otmechaem_jubilej_s_luchshimi_kartinami_i_illjustratsijami_ot_Dore_i_Dali_do_Serova_i_Zvereva
- http://www.metod-kopilka.ru/urok_literatury_quotkto__on__don_kihotquot-13374.htm
- http://litervsh.ru/stikhi-o-pisatelyakh-poetakh-i-ikh-proizvedeniyakh/zarubezhnaya-klassika/34-stikhi-o-don-kikhote
- http://teatrarmii.ru/performance/regular/lamanchi
власова Наталья Николаевна