Статья «Адаптация студентов – первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в колледже»

1
0
Материал опубликован 20 January 2023

«Адаптация студентов – первокурсников

к новым условиям жизнедеятельности в колледже».



Поступив в колледж, молодой человек сталкивается с рядом новых сложных проблем: адаптация к условиям учебы в среднем специальном заведении, к требованиям учебного процесса, бытовые и материальные трудности.

 Первокурсники пытаются понять «куда я попал» и «кто меня окружает». Подросток должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, поняв систему норм и правил, существующих в колледже и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.  Задача колледжа в этот сложный для молодого человека период помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества.

Студент - первокурсник испытывает особые трудности в учебной  жизни. Он еще не знает, как быть с обрушившейся лавиной информации, еще страшится неизвестности экзамена, еще плохо усвоил нормы студенческой жизни. Это приводит к тому, что у некоторых наиболее тревожных и эмоционально неустойчивых первокурсников могут возникать даже нервно – психические срывы. Но таких срывов все же немного. Для части студентов возникает непростая проблема проживания в студенческом общежитии. Главное здесь сохранение чувства собственного достоинства, а в основе такого чувства – увлеченность любимым делом. Увлеченный человек всегда вызывает уважение даже у людей, далеких от культуры.

Положительно влияющие факторы, такие как: целенаправленность, вера в собственные силы, личностные качества, соответствующее выбранной будущей профессии и другие,  способствуют наиболее быстрой и удачной адаптации студентов, облегчает процесс вхождения в коллектив. К факторам, отрицательно влияющим на адаптацию человека, относят состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; неуверенность в себе с часто сопутствующей общей низкой самооценкой, а также слишком сильную уверенность (самоуверенность). Для того, чтоб процесс адаптации прошел безболезненно студентам нужна психологическая поддержка. Психологическая поддержка – это процесс в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах подростка с целью укрепления его самооценки. Взрослый помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах. В период адаптации студенты первокурсники не всегда осознают важность своевременного обращения за помощью к психологу или педагогу по специальности, не идут на контакт со взрослыми и как следствие возникновение трудностей в обучении. Для того чтобы научиться поддерживать подростка педагогам и родителям придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ними. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение студента, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Поддерживать подростка – значит верить в него. Вербально или не вербально необходимо сообщать ему, что верят в его силы и способности. Он нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Для того чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку до тех пор, пока не научатся принимать себя  и не достигнут самоуважения и уверенности. Завышенные требования к студенту сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если в школе подросток был «самым способным», то они ожидают от него того же и в колледже.

Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными способами поддержки являются гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям, мешают нормальному развитию личности.

Подлинная поддержка взрослым подростка должна основываться на подчеркивании его способностей возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Важно, чтобы взрослый научился принимать студента таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражение и т. п.

Итак, для того чтобы поддержать подростка, необходимо:

Опираться на сильные стороны подростка. 2. Избегать подчеркивания промахов молодого человека. 3. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение. 5. Внести юмор во взаимоотношения. 6. Знать обо всех попытках справиться с заданием. 7. Уметь взаимодействовать. 8. Принимать индивидуальность подростка. 9. Проявлять веру в подростка, эмпатию к нему. 10. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают подростка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Например, слова поддержки: Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо. Ты делаешь это очень хорошо.

Слова разочарования:

-Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь студенту почувствовать свою нужность.

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками

На первом этапе адаптации у нас в колледже со студентами проводятся диагностические исследования, с целью выявления проблем в развитии психических процессов, тренинги знакомства, с целью скорейшего формирования сплоченных студенческих групп. Преподаватели по результатам диагностики консультируются и им даются рекомендации по оптимизации процессов обучения. По запросу проводятся индивидуальные консультации для родителей. В апреле-мае первокурсники еще раз проходят тестирование, в результате определяются те, кто испытывает трудности адаптации и по своим личностным особенностями находится в группе риска.

Рекомендации для педагогов колледжа

1. Учитывайте индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.

2. Не сравнивайте между собой студентов, хвалите их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

3. Используйте способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение (мозговые штурмы, кейсы, ролевое разыгрывание ситуаций и т.д.), рефлексивный анализ учащимися своей деятельности (самоанализ покажет студенту эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны по предмету), разнообразные педагогические технологии.

4. Применяйте такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.

5. Задействуйте во время занятий такие методы опроса как, письменный, текстовый и групповой, которые поможет снизить уровень эмоционального напряжения для студентов со страхами перед публичным выступлением.

6. Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность студентам занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.

7. Уделяйте внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.





Социальный педагог

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.