12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Жогно Римма Сергеевна286
Россия, Псковская обл., Псков
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»
1

Статья «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ


 

В МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 7 «Росток» с 2015 года начала работу мобильная творческая группа по раннему возрасту «Кроха». В состав творческой группы входят: педагог – психолог Жогно Р.С. и педагоги групп раннего возраста: Сираева Т.А., Сушко О.Г., Васильева Н.А., Кузьмина В.В., Богучарова В.И., Генералова О.С., Тимофеева Н.А., Дементьева И.Д. Основная цель мобильной творческой группы по раннему возрасту «Кроха» - психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста.

Первое заседание творческой мобильной группы раннего возраста «Кроха» - «Круглый стол», состоялось 15.10.2018 года. За «Круглым столом» обсуждались актуальные темы и направления работы с детьми раннего возраста от 1.5 до 3 лет на 2018 – 2019 учебный год.

В ходе работы «Круглого стола» были определены актуальные направления работы с детьми раннего возраста от 1.5 до 3 лет на 2018 – 2019 учебный год:

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: подбор материала и создание буклетов для родителей (из опыта работы педагогов групп раннего возраста). Создание буклетов для родителей педагогом – психологом ДОУ по теме «12 шагов успешной адаптации», «Готов ли Ваш ребенок к посещению детского сада».

Речевое развитие детей раннего возраста.

Сенсорное развитие детей раннего возраста.

Предлагаем материал для работы с детьми раннего возраста.


 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Алгоритм постепенного вхождения ребенка в детский сад (по И.В. Лапиной)


 

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды.

Адаптацию необходимо рассматривать, как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.

Общая задача педагогов и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Для малыша менее болезненное расставание с мамой – это постепенная разлука.

Поэтому нами была разработана система, поэтапного привыкания ребенка к детскому

саду. Учитывая вес особенности этого периода: страх новизны, обостренную чувствительность к разлуке с мамой, страх перед замкнутым помещением и т. д., был составлен алгоритм, по которому дети шаг за шагом привыкают оставаться на весь день без родителей.

 

Алгоритм постепенного вхождения ребенка в ДОУ:

1-ый шаг: приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;

2-й шаг: приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой

деятельности;

3-й шаг: ребенок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время

свободной игровой деятельности;

4-й шаг: ребенок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа;

5-й шаг: ребенок остается один с завтрака до обеда;

6-й шаг: ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

7-й шаг: ребенок остается один на целый день.

Последовательность в реализации всех этапов алгоритма, шаг за шагом, минутка разлуки плюс еще одна и так далее – залог успешного вхождения малыша в детский сад.


 

Навыки необходимые для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ


 

Навыки ребенка в 1 год 6 месяцев

держит в кулачке ложку, ест жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая);

отрицательно относится к нарушению опрятности;

сообщает о физиологических потребностях;

спокойно относится к умыванию.

Навыки ребенка 1 год 9 месяцев ребенок

самостоятельно ест любую пищу (в том числе с хлебом);

обращает внимание на грязное лицо и руки;

самостоятельно снимает шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли);

контролирует физиологические потребности;

знает места хранения одежды, игрушек и других вещей;

Навыки ребенка в 2 года ребенок

ест аккуратно, не облизываясь;

при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;

самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого) частично раздевается;

знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;

пользуется носовым платком (при напоминании);

контролирует физиологические потребности.

Навыки ребенка в 2 года 6 месяцев

одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;

расстегивает одну – две пуговицы.

Навыки ребенка в 3 года ребенок

складывает свою одежду перед сном;

застегивает несколько пуговиц;

знает значение предметов и их местонахождение;

выполняет поручение из двух- трех действий (отнеси, поставь, принеси);

умеет мыть руки с мылом, умывается, вытирается полотенцем;

замечает беспорядок в своей одежде;

регулирует свои физиологические потребности;

аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;

говорит слова благодарности, здоровается, прощается;

одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно.


 


 

12 практических рекомендаций

для успешного привыкания ребенка к садику

 

1. Определите, в каком режиме ребенок будет ходить в детский сад:

Родителям важно четко определиться с режимом посещения детского  

сада. От этого зависит весь период адаптации ребенка.

      посещение детского сада будет постоянное;

      посещение детского сада в свободном режиме.

2. Организуйте вхождение в детский сад постепенным:

Еще до поступления в детский сад:

      познакомьтесь и задайте все интересующие вопросы заведующей, медицинской сестре и воспитателям той группы, которую будет посещать ребенок;

      приведите малыша во время прогулки на участок и дайте возможность поиграть рядом с детьми;

      расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях своего ребенка;

      в первые несколько дней оставляйте ребенка в садике не более, чем на 2-3 часа, затем постепенно увеличивайте время.

 

3.   Предвосхищайте поход в детский сад:

Очень важно правильно настроить ребенка на детский сад:

      рассказывайте ребенку позитивно реальное о детском саде;

      рассказывайте, что вам нравилось, когда вы сами ходили в детский сад;

      обсуждайте с другими членами семьи «плюсы» детского сада и немного завидуйте ребенку, что он туда пойдет.

 

4.   Соблюдайте режим дня:

Чтобы избежать проблем с адаптацией, необходимо приблизить домашний режим к режиму детского сада.

Режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий. Он создается с другой целью, для здорового и гармоничного развития:

    своевременное и правильное питание обеспечивает здоровье пищеварительной системы;

    сон и отдых важны для комплексного развития;

    прогулки, занятия физкультурой – для опорно-двигательного аппарата и т.д.

Режим дня в таких простых, но необходимых процедурах – это залог полезных навыков и «правильных» привычки. Существует простое, но очень верное высказывание: плохие привычки даются легко, но с ними тяжело жить; хорошие привычки даются сложно, но с ними жить легко.

 

Режим и распорядок дня с раннего детства формирует у малыша естественные правильные привычки, которые помогут ему в дальнейшем не только быть здоровым, но и добиваться успеха в любой сфере деятельности; 

5. Укрепляйте здоровье ребенка:

Примерно четверть детишек реагирует на помещение в детский сад «скрытым сопротивлением». Попросту – начинают часто болеть.

6. Сохраняйте спокойное утро:

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно?

придерживайтесь правила: спокойны родители – спокоен ребенок; разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что делаете;

старайтесь не приводить ребенка самым первым в детский сад, чтобы он не чувствовал себя одиноко;

отводите в детский сад тот, с кем малышу легче расстаться;

обязательно говорите, что придете, и четко обозначайте, когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает);

придумайте вместе с ребенком ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»);

сразу после прощания уходите; не стойте за углом группы и не заглядывайте в окна детского сада.


 

7. Развивайте навыки самообслуживания:

Для успешной адаптации просто необходимо, чтобы ребенок владел навыками самообслуживания:

разумно настаивайте на том, чтобы делал сам то, что умеет;

постепенно учите навыкам, которые еще не сформированы;

если у ребенка не получается, предложите ему помощь, но не спешите!

8. Поддерживайте хорошее настроение:

Одно из самых явных проявлений у детей, которые начинают ходить в детский сад – изменение эмоционального фона. Важно помнить о том, что дети часто не хозяева своего поведения, они находятся во власти очень сильных чувств и эмоций. Ваша задача строить отношения так, чтобы у ребенка не было криков, истерик, постоянных слез или сильного перевозбуждения, и тогда со временем он придет в норму. Как можно больше положительных эмоций, в том числе, связанных с детским садом.

спрашивайте ребенка о том, как прошёл день, что ему понравилось больше всего;

в присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и садике;

положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещицу, которая будет напоминать о том, как сильно вы его любите;

играйте с ребенком;

обнимайте ребёнка;

искренне радуйтесь встрече с ребенком вечером.

9. Приучайте ребенка к разнообразной пище:

готовьте дома блюда, которые готовят в детском саду;

поговорите с воспитателем, чтобы он ни в коем случае не заставлял ребенка есть насильно.

10. Учите ребенка общаться:

готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: используйте ситуацию, когда «мама и папа уходят по делам, но при этом обязательно вернутся», чтобы в дальнейшем это не вызвало тревогу.

11. Создавайте комфортные условия в семье:

Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно, создать комфортные условия:

обращайтесь с ребенком особенно ласково и требуйте того же от родственников;

ограждайте ребенка от возможных конфликтов, даже, если они не касаются детского сада;

старайтесь снизить до минимума развлекательные мероприятия, просмотр телевизора, т.е. все то, что может перевозбудить нервную систему ребенка;

хвалите, если видите, что ребенок научился чему-то новому в детском саду и стал это делать дома.

12. Помните главное правило: спокойный родитель – спокойный ребенок.

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи:

займитесь важными делами, которые долго откладывали;

обратитесь к психологу;

запишитесь в бассейн или в спортивный зал;

ходите пешком;

пройдитесь по магазинам;

заручитесь поддержкой людей (знакомых, друзей),

которые переживают те же чувства в этот период;

готовьтесь к выходу на работу.

90% выполнения этих рекомендаций – залог успешной адаптации!

 


буклет по адаптации
PUB / 1.33 Мб

Используемая литература:

адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. – 127 с.

Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2015. – 80 с. (Растем умными)

Материал он-лайн вебинара «Как без проблем отдать ребенка в детский сад.12 шагов успешной адаптации»

Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.