Статья «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
В МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 7 «Росток» с 2015 года начала работу мобильная творческая группа по раннему возрасту «Кроха». В состав творческой группы входят: педагог – психолог Жогно Р.С. и педагоги групп раннего возраста: Сираева Т.А., Сушко О.Г., Васильева Н.А., Кузьмина В.В., Богучарова В.И., Генералова О.С., Тимофеева Н.А., Дементьева И.Д. Основная цель мобильной творческой группы по раннему возрасту «Кроха» - психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста.
Первое заседание творческой мобильной группы раннего возраста «Кроха» - «Круглый стол», состоялось 15.10.2018 года. За «Круглым столом» обсуждались актуальные темы и направления работы с детьми раннего возраста от 1.5 до 3 лет на 2018 – 2019 учебный год.
В ходе работы «Круглого стола» были определены актуальные направления работы с детьми раннего возраста от 1.5 до 3 лет на 2018 – 2019 учебный год:
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: подбор материала и создание буклетов для родителей (из опыта работы педагогов групп раннего возраста). Создание буклетов для родителей педагогом – психологом ДОУ по теме «12 шагов успешной адаптации», «Готов ли Ваш ребенок к посещению детского сада».
Речевое развитие детей раннего возраста.
Сенсорное развитие детей раннего возраста.
Предлагаем материал для работы с детьми раннего возраста.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Алгоритм постепенного вхождения ребенка в детский сад (по И.В. Лапиной)
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды.
Адаптацию необходимо рассматривать, как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.
Общая задача педагогов и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Для малыша менее болезненное расставание с мамой – это постепенная разлука.
Поэтому нами была разработана система, поэтапного привыкания ребенка к детскому
саду. Учитывая вес особенности этого периода: страх новизны, обостренную чувствительность к разлуке с мамой, страх перед замкнутым помещением и т. д., был составлен алгоритм, по которому дети шаг за шагом привыкают оставаться на весь день без родителей.
Алгоритм постепенного вхождения ребенка в ДОУ:
1-ый шаг: приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
2-й шаг: приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой
деятельности;
3-й шаг: ребенок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время
свободной игровой деятельности;
4-й шаг: ребенок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа;
5-й шаг: ребенок остается один с завтрака до обеда;
6-й шаг: ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
7-й шаг: ребенок остается один на целый день.
Последовательность в реализации всех этапов алгоритма, шаг за шагом, минутка разлуки плюс еще одна и так далее – залог успешного вхождения малыша в детский сад.
Навыки необходимые для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ
Навыки ребенка в 1 год 6 месяцев
держит в кулачке ложку, ест жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая);
отрицательно относится к нарушению опрятности;
сообщает о физиологических потребностях;
спокойно относится к умыванию.
Навыки ребенка 1 год 9 месяцев ребенок
самостоятельно ест любую пищу (в том числе с хлебом);
обращает внимание на грязное лицо и руки;
самостоятельно снимает шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли);
контролирует физиологические потребности;
знает места хранения одежды, игрушек и других вещей;
Навыки ребенка в 2 года ребенок
ест аккуратно, не облизываясь;
при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого) частично раздевается;
знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
пользуется носовым платком (при напоминании);
контролирует физиологические потребности.
Навыки ребенка в 2 года 6 месяцев
одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;
расстегивает одну – две пуговицы.
Навыки ребенка в 3 года ребенок
складывает свою одежду перед сном;
застегивает несколько пуговиц;
знает значение предметов и их местонахождение;
выполняет поручение из двух- трех действий (отнеси, поставь, принеси);
умеет мыть руки с мылом, умывается, вытирается полотенцем;
замечает беспорядок в своей одежде;
регулирует свои физиологические потребности;
аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
говорит слова благодарности, здоровается, прощается;
одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно.
12 практических рекомендаций
для успешного привыкания ребенка к садику
1. Определите, в каком режиме ребенок будет ходить в детский сад:
Родителям важно четко определиться с режимом посещения детского
сада. От этого зависит весь период адаптации ребенка.
• посещение детского сада будет постоянное;
• посещение детского сада в свободном режиме.
2. Организуйте вхождение в детский сад постепенным:
Еще до поступления в детский сад:
• познакомьтесь и задайте все интересующие вопросы заведующей, медицинской сестре и воспитателям той группы, которую будет посещать ребенок;
• приведите малыша во время прогулки на участок и дайте возможность поиграть рядом с детьми;
• расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях своего ребенка;
• в первые несколько дней оставляйте ребенка в садике не более, чем на 2-3 часа, затем постепенно увеличивайте время.
3. Предвосхищайте поход в детский сад:
Очень важно правильно настроить ребенка на детский сад:
• рассказывайте ребенку позитивно реальное о детском саде;
• рассказывайте, что вам нравилось, когда вы сами ходили в детский сад;
• обсуждайте с другими членами семьи «плюсы» детского сада и немного завидуйте ребенку, что он туда пойдет.
4. Соблюдайте режим дня:
Чтобы избежать проблем с адаптацией, необходимо приблизить домашний режим к режиму детского сада.
Режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий. Он создается с другой целью, для здорового и гармоничного развития:
• своевременное и правильное питание обеспечивает здоровье пищеварительной системы;
• сон и отдых важны для комплексного развития;
• прогулки, занятия физкультурой – для опорно-двигательного аппарата и т.д.
Режим дня в таких простых, но необходимых процедурах – это залог полезных навыков и «правильных» привычки. Существует простое, но очень верное высказывание: плохие привычки даются легко, но с ними тяжело жить; хорошие привычки даются сложно, но с ними жить легко.
Режим и распорядок дня с раннего детства формирует у малыша естественные правильные привычки, которые помогут ему в дальнейшем не только быть здоровым, но и добиваться успеха в любой сфере деятельности;
5. Укрепляйте здоровье ребенка:
Примерно четверть детишек реагирует на помещение в детский сад «скрытым сопротивлением». Попросту – начинают часто болеть.
6. Сохраняйте спокойное утро:
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно?
придерживайтесь правила: спокойны родители – спокоен ребенок; разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что делаете;
старайтесь не приводить ребенка самым первым в детский сад, чтобы он не чувствовал себя одиноко;
отводите в детский сад тот, с кем малышу легче расстаться;
обязательно говорите, что придете, и четко обозначайте, когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает);
придумайте вместе с ребенком ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»);
сразу после прощания уходите; не стойте за углом группы и не заглядывайте в окна детского сада.
7. Развивайте навыки самообслуживания:
Для успешной адаптации просто необходимо, чтобы ребенок владел навыками самообслуживания:
разумно настаивайте на том, чтобы делал сам то, что умеет;
постепенно учите навыкам, которые еще не сформированы;
если у ребенка не получается, предложите ему помощь, но не спешите!
8. Поддерживайте хорошее настроение:
Одно из самых явных проявлений у детей, которые начинают ходить в детский сад – изменение эмоционального фона. Важно помнить о том, что дети часто не хозяева своего поведения, они находятся во власти очень сильных чувств и эмоций. Ваша задача строить отношения так, чтобы у ребенка не было криков, истерик, постоянных слез или сильного перевозбуждения, и тогда со временем он придет в норму. Как можно больше положительных эмоций, в том числе, связанных с детским садом.
спрашивайте ребенка о том, как прошёл день, что ему понравилось больше всего;
в присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и садике;
положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещицу, которая будет напоминать о том, как сильно вы его любите;
играйте с ребенком;
обнимайте ребёнка;
искренне радуйтесь встрече с ребенком вечером.
9. Приучайте ребенка к разнообразной пище:
готовьте дома блюда, которые готовят в детском саду;
поговорите с воспитателем, чтобы он ни в коем случае не заставлял ребенка есть насильно.
10. Учите ребенка общаться:
готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: используйте ситуацию, когда «мама и папа уходят по делам, но при этом обязательно вернутся», чтобы в дальнейшем это не вызвало тревогу.
11. Создавайте комфортные условия в семье:
Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно, создать комфортные условия:
обращайтесь с ребенком особенно ласково и требуйте того же от родственников;
ограждайте ребенка от возможных конфликтов, даже, если они не касаются детского сада;
старайтесь снизить до минимума развлекательные мероприятия, просмотр телевизора, т.е. все то, что может перевозбудить нервную систему ребенка;
хвалите, если видите, что ребенок научился чему-то новому в детском саду и стал это делать дома.
12. Помните главное правило: спокойный родитель – спокойный ребенок.
Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи:
займитесь важными делами, которые долго откладывали;
обратитесь к психологу;
запишитесь в бассейн или в спортивный зал;
ходите пешком;
пройдитесь по магазинам;
заручитесь поддержкой людей (знакомых, друзей),
которые переживают те же чувства в этот период;
готовьтесь к выходу на работу.
90% выполнения этих рекомендаций – залог успешной адаптации!
буклет по адаптации
PUB / 1.33 Мб
Используемая литература:
адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. – 127 с.
Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2015. – 80 с. (Растем умными)
Материал он-лайн вебинара «Как без проблем отдать ребенка в детский сад.12 шагов успешной адаптации»