12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демотенко Татьяна Викторовна25
Россия, Саратовская обл., Саратов
5

Статья «Педагогическое сопровождение детей в период адаптации к условиям детского сада»

Педагогическое сопровождение детей в период адаптации к условиям детского сада.

В последнее время образовательная нагрузка в дошкольном учреждении усилилась, что делает проблему адаптации ребенка к условиям детского сада особенно актуальной. Не случайно эта проблема стала объектом многочисленных исследований.

Под адаптацией понимают «приспособление к изменившимся условиям, обстановке, среде» [Кузнецов, с. 14].

Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий [Козлова, Куликова, с. 187].

Приход ребенка в детский сад - резкое и значительное изменение в его жизни, ведь с рождения у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение, при поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Происходят серьёзные нарушения его поведения и развитие отрицательных реакций. У ребёнка могут измениться сложившиеся привычки, перестроиться уже сформированный стереотип в режиме сна, кормления, способах общения со взрослыми.

Процесс адаптации у каждого ребенка проходит по-разному. Характер адаптации зависит от ряда факторов:

- возраста ребенка,

- состояния здоровья,

- индивидуальных особенностей,

-биологических и социальных факторов,

- уровня тренированности адаптационных механизмов,

- опыта общения, ребенка со сверстниками и взрослыми.

Ученые Р. В. Тонкова- Ямпольская, Т.Я. Черток выделяют три формы адаптации:

Легкая адаптация, при которой отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится короткое время. Сначала он плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми, но в течение месяца все приходит в норму.

Адаптация средней тяжести, при которой эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и в течение первого месяца с момента поступления ребенок болеет острыми респираторными заболеваниями. Заболевание длится 7-10 дней и завершаетс без каких-либо осложнений.

Тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно. Ребенок переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями. Возникают стойкие нарушения поведения. Такая форма является самой нежелательной, так как она отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей [Кочетова, с. 158-160].

Задача педагогов заключается в том, чтобы процесс приспособления к ДОУ проходил более гладко.

Если правильно организовать процесс адаптации, оказать педагогическое сопровождение ребенку в этот сложный для него период, можно облегчить процесс приспособления к детскому саду в несколько раз.

Для этого нужно знать о ребенке самое необходимое: биологический анамнез, состояние его здоровья, особенности психического развития и формирования его личности.

Важно определить готовность ребенка к поступлению в детский сад.

То, как будет протекать адаптация, намного зависит от того, насколько ребенок готов к поступлению в ДОУ. К. Л. Печорой разработаны параметры, определяющие эту готовность:

особенности поведения (настроение, сон, аппетит, контроль за отправлением, наличие отрицательных привычек);

уровень нервно-психического развития;

формирование некоторых черт личности ребенка (провление познавательных потребностей, социальных свзей со взрослыми и сверстниками, инициативности, самостоятельности, уверенности в себе, привязанности ко взрослому). [Печора, с. 83-84].

Изучив эти параметры и определив готовность ребенка к детскому саду можно прогнозировать течение адаптации.

Когда ребенок приходит в детский сад воспитатель делает данный прогноз, зная проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в соответствии с его особенностями, подбирает индивидуальный подход. Все свои наблюдения педагог фиксирует в листе адаптации, который в дальнейшем будет служить материалом для анализа течения адаптации.

Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация – очень сложный процесс, но этот процесс управляем, при правильной организации работы с ребенком возможно обеспечить плавный переход ребенка к новым условиям жизни.

Литература:

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.

Кочетова Н. П. адаптация ребенка к условиям детского сада// Кроха: метод. Рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. Учреждений. М. , Просвещение, 2007. С.158-161.

Кузнецов С. А. Современный толковый словарь русского языка. СПб., Норинт. 2006. 960 с.

Печора К.Л. Проблемы адаптации детей к новым условиям жизни // Печора К.Л.Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. М., «Издательство Скрипторий 2003». 2006. С. 79-89.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.