Адаптация начинающего преподавателя в условиях колледжа
Адаптация начинающего преподавателя в условиях колледжа
Аргат Ирина Сергеевна, преподаватель
БПОУ Омской области «Омский колледж библиотечно-информационных технологий»
Каждый человек, который делает первые шаги в своей профессии, не зависимо от своего желания - испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Считается, что становление учителя, педагога, преподавателя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии [3].
Поэтому большую роль здесь играет адаптация к новому виду деятельности.
Термин «адаптация» впервые был введен в XIX веке. Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» - приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление к окружающей среде.
Адаптация преподавателя - это процесс успешного включения его в профессиональную деятельность; процесс освоения педагогом навыков ведения образовательного процесса, норм и правил поведения - взаимодействия с коллегами, администрацией, студентами.
В процессе трудовой адаптации сотрудник проходит следующие стадии:
1. Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе.
Первая стадия была мной пройдена, благодаря администрации колледжа, отделу кадров – я была ознакомлена с основными нормами и правилами поведения в коллективе, была представлена всем работникам.
2. Стадия приспособления или формального вступления – на этом этапе работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.
На этой стадии преподаватель включается в практическую деятельность, начинает использовать педагогические термины, анализировать свою работу. Здесь происходит оптимизация опробованных методов и подходов к преподаванию дисциплин. Эту стадию мне помогают пройти методисты, коллеги по цикловой методической комиссии (ЦМК), администрация колледжа. Мне объясняют тонкости преподавания, взаимодействия со студентами и т.д. Кроме того, я всегда могу обратиться к ним за помощью. На мой взгляд, я нахожусь этой стадии.
3. Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой.
4. Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации [2,1].
Естественно, что прохождение этих стадий сопровождается рядом трудностей. Далее, я кратко расскажу о сложностях, с которыми столкнулась в первый год работы в качестве преподавателя колледжа и как пыталась справиться с ними.
Сложность 1. Неуверенность в себе как в преподавателе. Вся моя предыдущая многолетняя профессиональная деятельность не была связана с преподаванием. Соответственно у меня не было педагогического опыта, а был страх перед аудиторией и как следствие боязнь зайти в класс.
Как справиться:
- «Секрет успеха в том, чтобы начать» Марк Твен. Пересилить свой страх. В расписании стоит мой урок – нужно идти, как бы страшно не было;
- Чтение педагогической литературы и для начала учебно-методическое пособие Паршуковой Г.Б. "Библиотечные дисциплины: подготовка кадров";
- просмотр вебинаров онлайн-проекта «ЯКласс» и издательского дома «1Сентября».
Сложность 2. Неразвитые ораторские навыки. Причина: отсутствие педагогического опыта, тихий голос.
Как справиться. Развивать навыки спикера, следить за своим голосом, контролировать темп речи.
Время от времени я практиковала упражнение: Записать себя на видео длительностью 2-3 минуты, рассказываю кусочек материала предстоящей лекции. Затем посмотреть его и задать себе вопросы:
- достаточно ли четкая, понятная, выразительная, эмоциональная моя речь?
- не слишком ли быстро/медленно я говорю?
- моя речь чистая, или есть слова и звуки-паразиты?
- что с моей мимикой и жестами: их достаточно, слишком много/мало ?
Это незамысловатое упражнение при регулярном выполнении помогает исправить огрехи и сделать свои выступления более интересными и органичными.
Сложность 3. Общение со студентами. Человеческий мозг склонен проецировать свой способ мышления на окружающих. Мы автоматически считаем, что окружающие мыслят так же, как мы, хотя это может быть совсем не так.
Мне казалось, что студенты должны относиться к учебе так же ответственно и серьезно как я. Когда я видела и понимала, что часто это не так, это вызывало раздражение, непонимание и недоумение.
Как справиться. Напоминать себе, что все мы разные, каждый имеет свои особенности. Очень помогли здесь беседы с коллегами, чтение педагогической литературы.
Сложность 4. Нехватка времени. Нехватка времени на подготовку к занятиям и личные дела. Мои лекции были похожи на мини-курсовые работы на 20-25 страниц.
Я тщательно готовилась к урокам и в рабочее время и после и в выходные дни. Мне казалось, что я работаю и учусь 24/7. Как следствие, плохой сон, нервы, невозможность расслабиться даже дома. Тогда я остановилась и поняла, что так дальше продолжаться не может.
Как справиться. Беседы с коллегами. Нужно все планировать заранее. Использовать основы тайм-менеджмента. Текущие задачи распределяю по степени важности и приоритетности для меня.
В заключении, я хочу привести выводы, которые сформулировала А.С. Леонова [1] и которые во многом созвучны с моими выводами, к которым я постепенно прихожу:
- профессиональная адаптация начинающих преподавателей - это процесс, который способствует достижению оптимального соотношения между требованиями, предъявляемых к профессии преподавателя в целом, и их реализацией в собственной практической деятельности начинающего преподавателя в условиях конкретной образовательной организации;
- система взаимодействия «администрация – педагогический коллектив» оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной адаптации начинающих преподавателей;
- ситуация хоть маленького, но успеха, в сочетании с уважением к студентам, к профессии, формирует позитивное отношение преподавателя к педагогической деятельности и профессиональным планам.
Библиографический список:
- Леонова, А.С. Процесс адаптации молодого педагога в условиях колледжа / А.С. Леонова.- URL: https://open-hands.ru/archives/10541 (дата обращения: 31.01.2022).- Текст : электронный.
- Петренко, Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении / Е. И. Петренко // Молодой ученый.- 2017.-50 (184).- С. 256-260.- URL: https://moluch.ru/archive/184/47316/ (дата обращения: 30.01.2022).- Текст : электронный.
- Хворостинина,О.Н., Писеукова, И.В. Проблема адаптации молодого учителя в образовательном учреждении / О.Н. Хворостинина, И.В. Писеукова.- URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/344171-problema-adaptacii-molodogo-uchitelja-v-obraz (дата обращения: 30.01.2022).- Текст : электронный.