Проблемы адаптации первокурсников в педагогическом колледже
Проблемы адаптации первокурсников в педагогическом колледже.
«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»
Сократ
Обучение в колледже для современного молодого человека – один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста. Современный педагог на рынке труда должен отличаться стрессоустойчивостью, силой воли и позитивным самовосприятием, поскольку деятельность педагога зачастую протекает в условиях значительных психологических нагрузок. Поэтому, выпускник педагогического колледжа, в своей педагогической деятельности должен быть человеком ответственным, коммуникативным, терпимым, способным быстро отреагировать в нестандартных ситуациях, способный анализировать свою деятельность и давать ей объективные оценки.
Именно поэтому, одну из важнейших ролей в становлении будущего конкурентоспособного специалиста, играет уровень адаптации. Способность адаптироваться, а также преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является важнейшим фактором успешного развития молодого человека. Важно определить пусти успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности, ведь это является насущной проблемой для каждого, кто переступил порог колледжа.
Как показывает опыт, главные трудности у первокурсников связаны с большой нагрузкой, о чём не раз приходится слышать от них самих. Так, по результатам психодиагностики с 2015 по 2019 годы, количество таких студентов колеблется в пределах 60-70% от общего числа опрошенных. В итоге, из-за нехватки времени и неумения студентов самостоятельно перерабатывать изучаемые ими материалы, часто приходится сталкиваться с бездумным списыванием, отсутствием собственных мыслей по изучаемым предметам.
По результатам диагностического обследования студентов нового приема (с 2015-2019 годы), мы выделили те трудности, с которыми им приходится чаще всего сталкиваться:
-изменения привычного ритма жизни;
-недостаток времени на самоподготовку, неумение правильно его распределить;
-разлука с родителями, родственниками;
- перегрузки учебной деятельности;
- сложность учебного материала;
- отсутствие навыков учебной деятельности;
-отсутствие культуры ведения дискуссии;
-тревожность, страх неудачи.
Казалось бы, это очевидные сложности, связанные с переменой места жительства, смены социального окружения, но эти и другие трудности важно помочь преодолеть современным молодым людям, и в этом важна роль педагогов, родителей и всех специалистов колледжа. Работая над данной проблемой в течение длительного периода времени, мы разработали ряд рекомендаций для более эффективной адаптации молодых людей в колледже.
Рекомендации для педагогов колледжа:
1. Учитывайте индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
2. Не сравнивайте между собой студентов, хвалите их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения юношей и девушек не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
3. Используйте способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение (мозговые штурмы, кейсы, ролевое разыгрывание ситуаций и т.д.), рефлексивный анализ учащимися своей деятельности (самоанализ покажет студенту эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны по предмету), разнообразные педагогические технологии.
4. Применяйте такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.
5. Задействуйте во время занятий такие методы опроса как, письменный, текстовый и групповой, которые помогут снизить уровень эмоционального напряжения для студентов со страхами перед публичным выступлением.
6. Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность студентам занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
7. Уделяйте внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.
Рекомендации для родителей:
- Следите за тем, чтобы ваш ребёнок соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов, (необходим 8-и часовой сон), правильно организовал свой быт, с меньшими затратами времени, поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену;
- Вне зависимости от того, на какое расстояние уезжает первокурсник не теряйте с ним связь, регулярно звоните, поддерживайте морально, интересуйтесь успехами и т.д.;
- Регулярно давайте возможность своему ребенку пробовать себя в роли преподавателя – учить Вас тому, чему он учится сам;
- По возможности создайте условия для полноценного обучения – исключите отвлекающие факторы;
- Контролируйте посещаемость и успеваемость обучающегося на протяжении всех лет обучения;
- Будьте внимательны к тем, изменениям, которые вы замечаете в своем ребенке;
- Опирайтесь на сильные стороны ребенка, не подчеркивайте его промахи, принимайте его индивидуальность;
- В общении демонстрируйте оптимизм, юмор и свою веру в его успехи и начинания. А так же, используйте такие слова поддержки, как: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо», «Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему». И избегайте следующих фраз: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты», «Я так и зала».
Рекомендации для студентов колледжа:
1. Соблюдайте режим дня
2. Следуйте правилам здорового образа жизни
3. Формируйте навыки планирования и организации собственной деятельности.
4. Творчески подходите к подготовке домашнего задания, рационально распределяя его по сложности.
5. Уделяйте больше времени самостоятельному обучению, для вас это залог успешного непрерывного образования.
6. Ежедневно выделяйте время на полноценный отдых и расслабление.
7. Анализируйте собственную деятельность, чтобы выявить сильные и слабые стороны своей деятельности, и работайте над устранением недостатков и развитием достоинств
8. Следите за культурой речи, практикуйте бесконфликтное творческое общение.
9. Преодолевайте возникающие трудности, не бойтесь преград, считайте их возможностью собственного развития.
10. Занимайтесь любимыми делами, спортом, хобби, это поможет вам развить творческий потенциал и даст возможность на некоторое время переключиться с ведущей (учебной) деятельности и поможет снять эмоциональное напряжение.
11. Будьте оптимистами. Позитивное мироощущение сделает мир ярче и интересней.
Важно понимать, что вся деятельность педагогического коллектива и родителей должна быть направлена на то, чтобы, используя творческий потенциал и различные формы работы, разбудить в студентах лучшие качества. Только на основе взаимного уважения, ориентации студентов на успех, когда любое, даже незначительное восхождение его отмечается, а достоинство уважается, - только тогда результат не только первого этапа – адаптационного – будет положительным, но и весь процесс подготовки специалиста в целом.
Преподаватель психологии-Попова И.А.