Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
АДОП в области музыкального искусства для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Инклюзивный эстрадный вокал» Лузина Елена Александровна, 2021 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ
Срок реализации: 2 года обучения
Разработчик – Лузина Елена Александровна, педагог по эстрадному вокалу (педагог в инклюзивном образовании)
г. Москва
2021 год
Содержание.
| | Лист |
1. | Пояснительная записка | 2 |
2. | Содержание программы | 5 |
2.1 | Учебный план. | 5 |
2.1.1 | Вводное занятие. | 5 |
2.1.2 | Учебно-тематический план по классам обучения (в расчете на одного обучающегося) с учетом категорий нарушений, план работы на уроке. | 6 |
2.1.3 | Примерный репертуарный список произведений, применяемых упражнений, техник и методик. | 9 |
2.1.4 | Мероприятия воспитательного и познавательного характера. | 10 |
2.2 | Формы и методы контроля, критерии оценок. Итоговые занятия (отчетные мероприятия) | 11 |
2.3 | Планируемые результаты. | 12 |
2.4 | Программно-методическое обеспечение учебного процесса. | 12 |
2.5 | Рекомендации преподавателям по обучению инклюзивному эстрадному вокалу детей с ОВЗ различных категорий | 13 |
2.6 | Материально-технические условия освоения программы | 17 |
2.7 | Заключение | 18 |
2.8 | Списки рекомендуемой литературы. | 19 |
Пояснительная записка.
Настоящая адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Инклюзивный эстрадный вокал» имеет социально-педагогическую направленность и разработана на основе «Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей», направленных письмом Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций», Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., Программы развития системы российского музыкального образования, Концепции преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ от 01.09.2016г., а также с учетом собственного педагогического и творческого опыта в области преподавания эстрадного вокала детям и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
На сегодняшний день, особое значение, на уровне нашего российского государства и всего мира в целом, имеет проблема социальной адаптации детей и молодёжи с ОВЗ в обществе. Постоянно и планомерно расширяется диапазон оказания государственной поддержки по созданию условий, необходимых для полноценного развития таких детей, принимаются особые меры помощи им в получении разностороннего образования.
Актуальность программы обусловлена тем, какую в настоящее время огромную значимость в качественном развитии общества приобретают меры по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств, программ, методик по расширению методов реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма человека, а также изменением требований к содержанию и оформлению адаптированных образовательных программ. Практика показывает, что одной из главных проблем в современном инклюзивном вокальном образовании является отсутствие универсальной (в силу невозможности создания таковой в принципе!) адаптивной образовательной программы, отвечающей индивидуальным особенностям каждого ребенка с ОВЗ.
Музыкальное развитие, с научно-медицинской точки зрения, оказывает поистине уникальное воздействие на организм детей с ОВЗ, и именно вокал, как доказывает в своих научных трудах основатель музыкотерапевтической школы С.В. Шушарджан, оказывает самое сильное и благотворное влияние на организм особого ребёнка и, кроме того, при правильном психолого-педагогическом подходе помогает ему в социализации и интеграции в общество.
Отличительная особенность настоящей адаптированной дополнительной общеобразовательной программы в том, что на всех, предусмотренных в ней этапах инклюзивного вокального обучения и музыкально-эстетического развития - максимально учитываются, в первую очередь, как индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ, так и особенности по категориям ОВЗ, а накопленный в ходе реализации программы опыт – даёт начало новым направлениям для её постоянного совершенствования.
Таким образом, настоящая программа, дополняющая своими определенными отличиями существующие на сегодняшний день программы – не потеряет своей актуальности никогда, и будет постоянно наполняться практическим опытом работы с особыми ребятами, нашими необычайными талантами, в целом, работая на достижение поставленной цели.
Цель программы – преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров и введение детей и молодёжи с ОВЗ в культуру, создание условий для развития личности, развитие эстетических и этических качеств, способностей ребят, имеющих различные нарушения (зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройством аутистического спектра, со сложными дефектами – то есть всех тех, кому адресована и будет актуальна настоящая программа), которые обеспечат им наилучшую самореализацию в условиях современного общества, успешную социализацию и полноценное участие в настоящей жизни и доступных видах социальной деятельности.
Данная программа призвана решать следующие задачи:
- образовательные (расширение музыкального и литературного кругозора детей с ОВЗ, получение ими посильного дополнительного музыкального образования с возможностями для участия в конкурсах, выступления на сцене, дальнейшего самостоятельного общения с музыкой и самообразования),
- развивающие (развитие у особых детей психических процессов (восприятие, память, внимание) и музыкально-певческих навыков),
- воспитательные (коррекция эмоционального состояния детей с ОВЗ, воспитание у них чувства сопричастности к прекрасному, воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины),
и в целом – достижение личностных результатов (адаптация детей с ОВЗ к условиям детско-взрослой общности, их удовлетворенность собственной деятельностью в объединении дополнительного образования, их самореализация, повышение их творческой активности, проявление инициативы и любознательности, формирование ценностных ориентаций, формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами, развитие у них навыков в изложении своих мыслей и взглядов, навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь), ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последствия, мировоззрение (следование социально значимым ценностям), развитие социального интереса (способности интересоваться другими людьми и принимать участие в их жизни, готовности к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах, склонности давать другим больше, чем требовать, привитие понятий патриотизма и гражданской позиции (проявление гражданско-патриотических чувств), развитие культуры целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей), умение "презентовать" себя и свои проекты.
При этом, как акцентировано в «Методических рекомендациях» Минобрнауки РФ – необходимо учитывать, что “индивидуальная траектория достижений каждого обучающегося помогает развитию инклюзивного образования в системе дополнительного образования, так как динамика предметных и метапредметных достижений позволяет отслеживать формирование социальных и жизненных компетенций относительно самого себя, а не сравнивать результаты относительно возрастной нормы здоровых сверстников”.
Предлагаемая программа рассчитана на двухлетний срок обучения.
Адресат программы – дети с ОВЗ, некоторых категорий нарушений:
с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие),
с нарушениями речи,
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА),
с задержкой психического развития (ЗПР),
с расстройством аутистического спектра (РАС),
Возраст учащихся, приступающих к освоению программы: 7-17 лет. Занятия проходят в индивидуальной форме. Программы обучения учитывает возраст, индивидуальные особенности и категории нарушений обучающихся детей. Учебный процесс предусматривает занятия 1-2 раза в неделю по одному часу. Индивидуальное вокальное развитие помогает овладеть певческим голосом более углубленно, способствует повышению интереса к вокальному искусству.
Результаты работы так же сугубо индивидуальны, зависят напрямую от степени доверия обучаемого к педагогу, терпения, профессионализма педагога и помощи близких, родных и окружающих обучаемого людей. Главное – дети должны ощущать психофизиологический комфорт, получать удовольствие от пения и радоваться Жизни, начинать чувствовать себя достойной частью окружающего мира, любить и быть любимыми. Конечно же, особенно стимулирует ребят участие в различных конкурсах, маленькие победы, настоящие триумфы и подвиги на сцене!
Совмещение традиционных обучающих приемов, свойственных развитию вокального исполнения, описанных в различных существующих вокальных методиках (развитие основных свойств голоса и вокальных навыков), с индивидуальной коррекционной работой, призвано дать возможность детям с различными категориями нарушений развить музыкальные способности, способность слушать, наблюдать и оценивать урок, развить артикуляционный аппарат, связную речь и дикцию, слуховые навыки, певческое дыхание, координацию движений и моторики, чувство ритма, способность производить умственные операции по звуковому восприятию, навыки выразительности исполнения, сформировать правильную осанку, преодолеть внутренние психологические зажимы.На индивидуальных занятиях применяются различные формы вокального обучения особых детей – очные, дистанционные и комбинированные, изыскиваются эффективные пути достижения максимальных результатов, учитывая категории нарушений, специфические и индивидуальные особенности ребят.
Следуя основной программе, педагог осуществляет массу задач и затрагивает различные виды деятельности.
В работе с особыми детьми, существуют сложности при выполнении учебных задач. Многое зависит и от уровня музыкально-слухового развития, наличия необходимых вокальных навыков у таких детей и степени их нарушений в разных категориях. У каждого ребенка индивидуальный тембр голоса, чистота интонирования зачастую отсутствует, диапазон ограничен, могут быть ограничены (отсутствовать) визуализация, присутствовать речевые нарушения, чувство ритма развито слабо, эти и прочие нарушения ограничивают педагога при выборе песенного репертуара. Но если грамотно организовать работу на занятиях, регулярно, терпеливо и целенаправленно вести работу по овладению детьми певческими навыками, осознанному восприятию музыкального материала, то результат обязательно будет. Дети станут с радостью спешить на уроки и с удовольствием петь.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий, так же сугубо индивидуальны. Применяются словесные методы (беседы, призванные, в первую очередь, завоевать доверие особого ребенка к педагогу, настроить его на сотрудничество, увлечь его в процесс обучения, настроить на достижение посильных результатов, объяснение, анализ разучиваемых музыкальных произведений и занятий в целом), наглядные (показ видеоматериалов, предлагаемых приемов исполнения заданий и упражнений), практические, в том числе и игровые (вокальные упражнения, использование вспомогательных упражнений и общеразвивающих методик).
Занятия проводятся в форме бесед, игровых программ, дикционно-артикуляционных и вокальных упражнений, практических занятий и репетиций (пение вокализов, пение с сопровождением и без, прослушивание эстрадных вокальных произведений, анализ разучиваемых материалов и собственного исполнения и т.д.).
Содержание программы.
Учебный план.
Вводное занятие.
Количество времени, необходимое на проведение вводного занятия (введение в программу, прослушивание) в учебно-тематическом плане в итоговом значении не учитывается, определяется сугубо индивидуально, как время, затрачиваемое на установление доверительных отношений с обучаемым ребенком, которое зависят, в первую очередь, от профессионализма и терпения педагога. Как показывает практика, для определения возможности реализации программы с конкретным ребёнком необходимо не менее двух вводных занятий по 15-25 минут каждое.
Для более четкого взаимопонимания и установления «творческого контакта», первое занятие проводится в присутствии родителей (представителей) ребенка, второе – как с родителями (представителями), так и индивидуально.
Для некоторых категорий детей с ОВЗ, в зависимости от степени нарушении и возраста ребёнка, двух вводных занятий может оказаться недостаточно, например дети с ЗПР и РАС. Педагог, опираясь на свой профессиональный опыт, должен понять, что именно является причиной сложности установления взаимопонимания, оценить целесообразность педагогических усилий, определить готов ли ребёнок начать обучение или возможно, по каким-то объективным причинам (например, связанным с недостаточным на момент прослушивания возрастом) отложить, по согласованию с родителями (представителями) ребенка, попытку на некоторое время (на другой учебный период), в случае же, если у педагога появится уверенность, что ребёнок имеет достаточно оснований для включения в настоящую программу и его стремление заниматься будет поддержано близким окружением ребёнка – нужно пробовать и постепенно вводить ребёнка в процесс обучения, пусть даже для этого понадобится больше времени и совместных усилий.
2.1.2 Учебно-тематический план по классам обучения (в расчете на одного обучающегося) с учетом категорий нарушений, план работы на уроке.
Таблица 1. Учебно-тематический план 1 класс.
| Тема | Количество часов | |||||||||||||||
| | всего | теория | практика | |||||||||||||
| Категории нарушений С – нарушения зрения Р – нарушения речи Д – НОДА П – ЗПР А – РАС | С | Р | Д | П | А | С | Р | Д | П | А | С | Р | Д | П | А | |
| Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | | |
1 | Работа над дыханием (понятие о певческом дыхании, дыхательная гимнастика) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 4 | 4 | 4 | - | - | 6 | 6 | 6 | 10 | 10 | |
2 | Принципы артикуляции речи и пения (речевые упражнения для развития артикуляционного аппарата) | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 2 | 2 | 2 | - | - | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | |
3 | Работа над звуком (пение гласных, произношение согласных, характер звуковедения, распевание) | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 4 | 2 | 3 | - | - | 7 | 9 | 8 | 11 | 11 | |
4 | Певческий диапазон (Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистров) | 5 | - | - | - | - | 2 | - | - | - | - | 3 | - | - | - | - | |
5 | Упражнения для выработки правильной певческой позиции | 5 | 5 | 9 | 6 | 6 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 4 | 8 | 5 | 5 | |
6 | Дефекты голоса и их устранение (горловой и носовой призвуки, форсировка звука, упражнения на устранение дефектов) | 6 | 11 | 8 | 9 | 9 | 2 | 1 | 1 | - | - | 4 | 10 | 7 | 9 | 9 | |
7 | Работа над исполняемым произведением | 19 | 19 | 18 | 20 | 20 | 4 | 2 | 3 | - | - | 15 | 17 | 15 | 20 | 20 | |
8 | Занятия по индивидуальной программе | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 2 | 2 | 2 | - | - | 6 | 6 | 6 | 8 | 8 | |
9 | Физкультурная минута | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
| Итого часов | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 22 | 14 | 16 | 1 | 1 | 48 | 56 | 54 | 69 | 69 |
Таблица 2. План работы на уроке, 1 класс.
| | Количество минут | ||||
| Категории нарушений | С | Р | Д | П | А |
1 | Дыхательная гимнастика | 4 | 4 | 5 | 8 | 8 |
2 | Артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие чувства ритма | 5 | 7 | 9 | 15 | 15 |
3 | Распевание/вокальные упражнения | 10 | 12 | 10 | 6 | 6 |
4 | Работа над исполняемым произведением | 21 | 21 | 20 | 15 | 15 |
5 | Анализ занятия | 2 | - | - | - | - |
6 | Физкультурная минута | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7 | Задание на дом | 2 | - | - | - | - |
| Всего | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 |
Таблица 3. Учебно-тематический план 2 класс.
| Тема | Количество часов | |||||||||||||||
| | всего | теория | практика | |||||||||||||
| Категории нарушений С – нарушения зрения Р – нарушения речи Д – НОДА П – ЗПР А – РАС | С | Р | Д | П | А | С | Р | Д | П | А | С | Р | Д | П | А | |
| Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | | |
1 | Работа над дыханием (понятие о певческом дыхании, дыхательная гимнастика) | 12 | 8 | 12 | 10 | 10 | 3 | 3 | 3 | - | - | 9 | 5 | 9 | 10 | 10 | |
2 | Принципы артикуляции речи и пения (речевые упражнения для развития артикуляционного аппарата) | 4 | 7 | 3 | 5 | 5 | 1 | 2 | 1 | - | - | 2 | 5 | 2 | 5 | 5 | |
3 | Работа над звуком (пение гласных, произношение согласных, характер звуковедения, распевание) | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 2 | 2 | 2 | - | - | 9 | 9 | 9 | 11 | 11 | |
4 | Певческий диапазон (Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистров) | 5 | - | - | - | - | 1 | - | - | - | - | 4 | - | - | - | - | |
5 | Упражнения для выработки правильной певческой позиции | 7 | 5 | 9 | 5 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | 4 | 9 | 4 | 4 | |
6 | Дефекты голоса и их устранение (горловой и носовой призвуки, форсировка звука, упражнения на устранение дефектов) | 4 | 11 | 7 | 9 | 9 | 1 | 1 | 1 | - | - | 3 | 10 | 6 | 9 | 9 | |
7 | Работа над исполняемым произведением | 18 | 19 | 19 | 21 | 21 | 1 | 1 | 2 | - | - | 18 | 18 | 16 | 21 | 21 | |
8 | Занятия по индивидуальной программе | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 1 | 1 | 1 | - | - | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 | |
9 | Физкультурная минута | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
| Итого часов | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 11 | 11 | 11 | 1 | 1 | 59 | 59 | 59 | 69 | 69 |
Таблица 4. План работы на уроке, 2 класс.
| | Количество минут | ||||
| Категории нарушений | С | Р | Д | П | А |
1 | Дыхательная гимнастика | 4 | 4 | 4 | 8 | 8 |
2 | Артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие чувства ритма | 2 | 7 | 5 | 13 | 11 |
3 | Распевание/вокальные упражнения | 12 | 12 | 12 | 8 | 8 |
4 | Работа над исполняемым произведением | 22 | 21 | 21 | 15 | 17 |
5 | Анализ занятия | 2 | - | 2 | - | - |
6 | Физкультурная минута | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7 | Задание на дом | 2 | - | - | - | - |
| Всего | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 |
При реализации данной программы со сроком обучения 2 года продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год.
Таблица 5. Календарный учебный график.
Виды учебной работы | Затраты учебного времени | Всего | |||||||||||||||||||||||
Категории ОВЗ | С | Р | Д | П | А | С | Р | Д | П | А | С | Р | Д | П | А | С | Р | Д | П | А | | ||||
Годы обучения (класс) | 1 год (1 класс) | 2 год (2 класс) | |||||||||||||||||||||||
Полугодия (мес.) | I (сен-дек) | II (янв-май) | I (сен-дек) | II (янв-май) | |||||||||||||||||||||
Количество учебных недель | 16 | | | | | 19 | | | | | 16 | | | | | 19 | | | | | 70 | ||||
| 16 | | | | | 19 | | | | | 16 | | | | | 19 | | | | 70 | |||||
| | 16 | | | | | 19 | | | | | 16 | | | | | 19 | | | 70 | |||||
| | | 16 | | | | | 19 | | | | | 16 | | | | | 19 | | 70 | |||||
| | | | 16 | | | | | 19 | | | | | 16 | | | | | 19 | 70 | |||||
Количество учебных дней | 32 | | | | | 38 | | | | | 32 | | | | | 38 | | | | | 140 | ||||
| 32 | | | | | 38 | | | | | 32 | | | | | 38 | | | | 140 | |||||
| | 32 | | | | | 38 | | | | | 32 | | | | | 38 | | | 140 | |||||
| | | 32 | | | | | 38 | | | | | 32 | | | | | 38 | | 140 | |||||
| | | | 32 | | | | | 38 | | | | | 32 | | | | | 38 | 140 | |||||
Аудиторные занятия (часов) | 28 | | | | | 32 | | | | | 28 | | | | | 32 | | | | | 120 | ||||
| 28 | | | | | 32 | | | | | 28 | | | | | 32 | | | | 120 | |||||
| | 28 | | | | | 32 | | | | | 28 | | | | | 32 | | | 120 | |||||
| | | 32 | | | | | 38 | | | | | 32 | | | | | 38 | | 140 | |||||
| | | | 32 | | | | | 38 | | | | | 32 | | | | | 38 | 140 | |||||
Самостоятельная работа (часов) | 4 | | | | | 6 | | | | | 4 | | | | | 6 | | | | | 20 | ||||
| 4 | | | | | 6 | | | | | 4 | | | | | 6 | | | | 20 | |||||
| | 4 | | | | | 6 | | | | | 4 | | | | | 6 | | | 20 | |||||
| | | - | | | | | - | | | | | - | | | | | - | | - | |||||
| | | | - | | | | | - | | | | | - | | | | | - | - | |||||
Максимальная учебная нагрузка (общая трудоёмкость (часов) | 32 | | | | | 38 | | | | | 32 | | | | | 38 | | | | | 140 | ||||
| 32 | | | | | 38 | | | | | 32 | | | | | 38 | | | | 140 | |||||
| | 32 | | | | | 38 | | | | | 32 | | | | | 38 | | | 140 | |||||
| | | 32 | | | | | 38 | | | | | 32 | | | | | 38 | | 140 | |||||
| | | | 32 | | | | | 38 | | | | | 32 | | | | | 38 | 140 |
Общая трудоёмкость учебного предмета «Инклюзивный эстрадный вокал» при 2-х летнем обучении по категориям нарушений составляет:
для С – нарушения зрения – 140 часов;
для Р – нарушения речи– 140 часов;
для Д – НОДА – 140 часов;
для П – ЗПР – 140 часов;
для А – РАС – 140 часов.
Примерный репертуарный список произведений, применяемых упражнений, техник и методик.
На индивидуальных уроках с различными категориями детей могут применяться самые разнообразные техники, методики и упражнения направленные, в первую очередь на установление у детей определенного доброжелательного эмоционального состояния, и в целом, на развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем, развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, координации движения, формирование речевого дыхания, развития ритмико-мелодической стороны речи, музыкального и литературного кругозора, чувства ритма, темпа, звукоизвлечения и других музыкально-певческих навыков.
Для педагога не существует ограничительных рамок и в выборе репертуара. По мере накопления собственного опыта и появления музыкальных новинок репертуар произведений может непрерывно расширяться.
Как правило, выделены несколько основных групп музыкально-речевых упражнений, применяемых как в традиционной, так и инклюзивной вокальной практике:
- ритмические упражнения, с заданиями на ориентировку в пространстве (например, «ладушки» под музыку, игра на деревянных ложках, постановка рук с колокольчиком) и со звучащими жестами (например, хлопки под определённые задачи и другие упражнения на развитие ритма, темпа, модуляции);
- голосовые и речевые упражнения под музыку и без (проговаривание, например “мы морковку режем, режем, мы морковку трем, трем…”, сопровождая движениями рук, головы и др.), упражнения с пением (распевки, вокализы и др., направленные на постановку дыхания, связности речи), распевание на разные звуки (например, по методикам С.В. Шушарджана, пропевание гласных А, И, О, У, Ы, Э, звукосочетаний АЙ, ОМ, ПА, АТ, АМ, АП, ИТ, УТ, отдельных согласных звуков В, Н, М, К, Ш, Щ, Х, Ч, С,М и др.), пение с закрытым ртом и др.;
- упражнения с музыкальными инструментами (металлофон, ударные, перкуссия, клавиши и др.);
- упражнения на дыхательную и артикуляционную гимнастику, упражнения на снятия голосовых зажимов (вытягивание, вибрация и другие манипуляции с губами, движения челюстью, головой, языком и др.).
Примерный репертуарный список произведений:
Вокализы (А. Варламова, М. Глинки, Ф. Абта, Г. Зейдлера и др.)
Произведения композиторов-классиков (А. Варламов «Что мне жить и не тужить», «На заре ты ее не буди», «Горные вершины», «Белеет парус одинокий», «Разочарование», Ф. Шопен «Желание», М. Глинка «Жаворонок» и др.);
Народные песни («Сени, мои сени», «Калинка», «Во поле берёза стояла», «А я по лугу», «Калинушка с малинушкой» и др.);
Песни современных композиторов (Д.Тухманов «Мой любимый папа», Е.Крылатов «Снежинка», «Лесной олень», «Колыбельная Медведицы», М. Дунаевский «Школьный вальс», Б.Рычков «Всё могут короли», Т. Буркова «Кораблик детства», И.Николаев «Маленькая страна», ЧайФ «Люби меня таким какой я есть» и др.);
Детские песни (В. Шаинский «Антошка», «Кузнечик», «Облака». М. Карасев «Два весёлых гуся», Б. Савельев «Дождик босиком», Г. Гладков «Чунга Чанга» и др.).
Мероприятия воспитательного и познавательного характера.
С целью включения особых детей в активную познавательную творческую деятельность, развития у них любознательности, воображения, умственных и художественных способностей, гармоничного развития личности, коммуникативных навыков, преодоления внутренних зажимов, привития духа соревновательности, постепенного приобщения к конкурсной работе, а так же с целью коррекции эмоционального состояния детей с ОВЗ, воспитания у них чувства сопричастности к прекрасному, чувства патриотизма, воспитания трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины и приучения к выполнению поставленных на уроке и домашних заданий в перечень мероприятий так же включаются:
- изучение репертуара, связанного с общероссийскими государственными, народными и духовными праздниками;
- проведение внутренних индивидуальных промежуточных конкурсов (концертов), с применением элементов костюмирования, обязательной видео-фото съемки, вручением поощрительных призов и дипломов, поскольку выступление отличается большим воспитательным потенциалом, формирует эстетический вкус и эстетические чувства, приобщает к миру прекрасного. Удачное выступление – это и положительные эмоции, и заряд энергии, и возможность выразить свои чувства или их передать. Необходимое условие – обеспечение материально-технических условий для освоения программы, описанных в п.2.6 программы.
Преследуя поставленные выше цели, например, в январе 2021 г. был объявлен внутренний конкурс «Рубиновая Звёздочка» на площадке соцсети (https://vk.com/id628677164), среди воспитанников, участников программы инклюзивного эстрадного вокала, посвященный Дню Защитника Отечества (23 Февраля), три воспитанника (мальчики) решились, и, с помощью родителей и педагога, подготовили песни, оделись в военные костюмы и спели на видеокамеру патриотические песни.
Эффект конечно был потрясающим, ребята очень старались, волновались конечно, но все остались довольны результатом и были счастливы!
Мальчики были отмечены дипломами лауреатов конкурса и ценными подарками. Конечно же, это мероприятие надолго запомнилось и мотивировало ребят на активные занятия и новые успехи.
Участники конкурса:
Миша Колюпанов, 7 лет, (РАС), г. Апрелевка, МО
Исполняемое произведение: «Бравые солдаты» А. Филиппенко, Т. Волгина
Награда: Лауреат 1 степени в номинации «Патриотизм и Настроение»
Дима Корягин, 16 лет, ДЦП, г. Апрелевка, МО
Исполняемое произведение: «Русский парень» А. Гоман
Награда: Лауреат 1 степени в номинации «Смелость и Романтика»
Марат Утегенов, аутизм, 12 лет, г. Стерлитамак, Башкортостан
Исполняемое произведение: «Служить России» И.Резник, Э.Ханок.
Награда: Лауреат 1 степени в номинации «Мужество и Образ»
Подобные мероприятия являются частью программы, достаточно несложные в реализации при многих нарушениях и рекомендуются, в том числе, и в качестве самостоятельной работы (не включаемой для категорий ЗПР и РАС напрямую в календарный учебный график, но реализуемой для таких детей по возможности).
Формы и методы контроля, критерии оценок. Итоговые занятия (отчетные мероприятия).
Контроль освоения программы обучающихся детей с ОВЗ проводится непосредственно педагогом, на всех этапах процесса реализации программы. С учётом развития ребёнка и анализа полученных результатов, педагог может корректировать индивидуальную траекторию обучения, согласовывать тактические моменты с родителями (представителями) ребёнка.
Традиционные формы и системы оценок в ходе реализации программы не применяются. Программа ориентирована на постоянное поощрение и мотивирование ребёнка на, соответствующее его возможностям, посильное, изучение музыки и вокала. Другой оценки кроме похвалы быть не может.
Здесь в большей степени актуальны оценки работы самого педагога, которыми, как правило, являются достигнутые ребёнком результаты, отзывы родителей и окружающих. И конечно стремление ребёнка посещать занятия вновь и вновь.
Отчетные мероприятия – выступления на всевозможных концертах, фестивалях и конкурсах, запись аудио и видео выступлений.
Цель итоговых занятий - закрепление достигнутых результатов обучения, возможность самовыражения ребёнка, проявления личности в условиях творческой атмосферы и ситуации успеха, возможность стимулировать творческую активность, возможность для ребёнка сменить обычную обстановку, узнать что-то новое, пообщаться, получить новые впечатления и испытать настоящую радость и удовлетворение от проделанной работы.
Итоговое занятие может проводиться как в форме индивидуального выступления, так и в форме концерта в группе детей, в том числе и с различными нарушениями.
Оценка выступления – овации, похвала, дипломы участников, приятные призы и хорошее настроение.
Концерты могут быть организованы педагогом в рамках образовательного учреждения, на живой сцене и различных электронных площадках, так же можно организовать участие ребят в многочисленных общероссийских и международных конкурсах и концертах, в том числе и заочных.
Например, в 2020 г., прошли выступления ребят с различными категориями нарушений (слепые, слабовидящие, НОДА, ДЦП, синдромом Дауна и другие) на концертах, в январе, на фестивале «Подари праздник детям», в августе, на отчетном концерте ИЦРТ «Город солнца» (Республика Башкортостан), в течение года, на всероссийском инклюзивном конкурсе «Необыкновенные люди», всероссийском конкурсе-фестивале творчества и искусств «Зимние узоры», «Полёт фантазий» (г.Москва, г.Рязань), на внутреннем отчётном конкурсе «Рубиновая звёздочка» к Дню Защитника Отечества, конкурсе-фестивале «Мамина песня» и многих других.
Выбора конкурса или концерта – производится по инициативе педагога, и с разносторонней (административной, финансовой и др.) поддержкой образовательного учреждения, в рамках которого реализуется программа, а так же возможно подключение спонсоров и правительственных организаций, с учетом индивидуальных особенностей, возраста и наличия реальных возможностей детей с ОВЗ. Важно организовывать подобные мероприятия на регулярной основе, не только в период итоговых аттестаций, но и в течение всего учебного процесса, как один из действенных способов мотивации.
Планируемые результаты.
В результате прохождения данной адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Инклюзивный эстрадный вокал» обучающийся получает возможность:
- настроится на доверительные рабочие отношения с педагогом, заинтересоваться музыкой, пением;
- развить представление о пространстве и умение в нём ориентироваться;
- сформировать речевое дыхание, ритмико-мелодическую сторону речи;
- расширить динамические и технические возможности голоса;
- развить внимание, восприятие, память, координацию движения;
- развить чувство ритма, технику звукоизвлечения и другие музыкально-певческие навыки;
- достичь выровненного звучания в своём диапазоне;
- развить трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплину;
- развить художественно-исполнительские навыки;
- расширить музыкальный и литературный кругозор;
- получить умение интегрироваться в среде сверстников, перестать боятся большого количества людей, научится выступать на сцене;
- получить направления для дальнейшего развития, самореализации, творческой активности и социализации в обществе.
Главный результат – преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров, развитие в ребёнке творческой личности и интереса к продолжению занятий музыкой и вокалом.
Программно-методическое обеспечение учебного процесса.
Программно-методическое обеспечение учебного процесса должно быть ориентировано на полноценное и эффективное получение инклюзивного вокального образования всеми адресатами настоящей программы.
Настоящая адаптированная дополнительная общеобразовательная программа (АДОП) «Инклюзивный эстрадный вокал» является частью программно-методического обеспечения инклюзивного образовательного процесса в целом.
Структура дополнительной общеобразовательной программы включает комплекс основных характеристик программы (пояснительную записку, направленность (профиль) программы, актуальность, отличительные особенности и примерный портрет адресата программы, объем программы, формы и методы обучения, типы и формы занятий, срок освоения программы и режим занятий, цель и задачи программы, её содержание, в т.ч. учебно-тематический план и планируемые результаты) и комплекс организационно-педагогических условий (календарный учебный график, условия реализации программы, формы и методы контроля, доступные методические материалы, техническое оснащение и т.д.)
Для реализации инклюзивного образовательного процесса необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки АДОП), а также адаптация содержания основного общеобразовательного учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, в том числе и адаптация имеющихся необходимых учебных и дидактических материалов.
В процессе реализации настоящей программы педагог использует в основном вербальные и игровые приемы обучения, совмещенные с приемами работы с текстовыми, музыкальными и динамическими видео материалами, опирающиеся на традиционные приемы работы, методики и техники вокального образования, но с учетом индивидуальных особенностей и категорий детей с ОВЗ.
Необходимо обеспечить процесс обучения всеми доступными средствами современной коммуникации для доступа к различным дидактическим материалам и необходимой, в том числе музыкальной (аудио и видео) информации, которая существует в свободном доступе в сети Интернет и может быть востребована в каждом конкретном индивидуальном случае.
Уровень и содержание технического оснащения, содержание дидактических материалов определяются, исходя из индивидуальных потребностей обучаемых, и могут корректироваться в ходе реализации программы.
В рамках реализации настоящей программы образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ материально-техническими условиями (п.2.6.).
2.5 Рекомендации преподавателям по обучению инклюзивному эстрадному вокалу детей с ОВЗ различных категорий.
Общие рекомендации:
1. Главная рекомендация педагогу – относится к своей работе и особым ребятам с искренней любовью. Эти дети как никто другой чувствуют отношение к себе, максимально ранимые и вместе с тем готовые максимально доверять. Но это доверие завоевать весьма непросто. Только правильный душевный настрой педагога может совершать истинные чудеса. Эти ребята тянутся к душевной теплоте педагога как слабый росток к солнцу, с радостью и трепетом раскрываются в возникшем доверии, искренне чувствуют музыку и начинают всё больше любить жизнь, уверенно ощущать себя частью нашего мира.
2. Педагогу необходимо постоянно поддерживать уверенность обучаемого в своих силах, обеспечить ему собственное переживание успеха при определённых усилиях.
3. Сложность заданий должна возрастать постепенно, в зависимости от возможностей ребёнка.
4. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория детей с трудом переключается с предыдущей деятельности.
5. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать обучаемого на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
7. Необходимо развивать самоконтроль, используя игровые приемы.
8. Необходима тщательная подготовка перед каждым уроком. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
9. Педагог не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (физкультурная минутка).
10. Достаточно давать на уроке одно новое понятие и повторять его на следующих уроках.
11. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
12. Необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала, поощрительные призы, дипломы и т.п.).
13. Создавать максимально спокойную обстановку на занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности, обеспечить психофизиологический комфорт.
14. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
15. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ОВЗ и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
16. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому, с учетом возраста и категорий нарушений.
17. Педагогу нужно учитывать возможную необходимость присутствия на уроках родителей (представителей) ребенка на начальном этапе, либо постоянно. При этом стараться организовывать работу на уроке таким образом, что бы ребёнок от обучения не отвлекался.
Рекомендации педагогу по созданию оптимальных условий организации учебного процесса при работе с детьми, имеющими нарушения НОДА:
1. На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима: фиксация в специальном стуле, удерживающем вертикальное положение ребенка сидя или стоя и обязательный перерыв в занятии на физкультурную минутку.
2. Для детей с усиленным слюнотечением требуется контролирующая помощь со стороны педагога с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки – контроля за слюнотечением, наличие гигиенических салфеток.
3. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий, детям с такоми нарушениями свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить.
4. На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
5. Необходима адаптация объѐма и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать, учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.
6. Для успешного усвоения учебного материала необходима педагогическая коррекционная работа по нормализации их деятельности.
7. Необходимо развивать у детей потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе.
8. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия еѐ, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.
9. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживать использованием игровых моментов.
10. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон педагога, внимание к ребѐнку, поощрение его малейших успехов.
11. Каждому родителю (представителю) необходимо дать рекомендации по воспитанию, обучению, коррекции недостатков в развитии с учѐтом возрастных, индивидуальных и психофизических возможностях их детей.
12. Присутствие родителей (представителей) ребенка на уроке индивидуально, зависит от его состояния.
Рекомендации педагогу по оптимизации обучения детей с нарушеними речи, ММД, ЗПР:
1. Интенсивный темп занятия может приводить к ухудшению общего соматического состояния детей, замедлять процесс физиологической нормализации работы мозга, усиливать его дезорганизацию. Необходимо избегать переутомления детей в течение всего урока.
2. Практическое обучение пению должно значительно опережать, либо полностью исключать теоретическое обучение.
3. Использовать системность подачи информации, которая создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Форма подачи информации должна быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.
4. Необходимо показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребенком. При этом не следует требовать ответов, спрашивать, что ребенок запомнил.
5. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (2-З минуты), быстрыми, каждый раз частично обновляться, чтобы не ослабевал интерес.
6. В конце ―работы нужно обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял. Запоминание на самом деле идет прекрасно, когда от ребенка не требуют воспроизвести все, что он должен запомнить, и у него нет страха забыть что-то, оказаться несостоятельным и получить неодобрение взрослых.
7. При объяснении любого урока надо давать детям точный план действий, уметь выделять суть. Следует использовать короткие, четко построенные фразы.
8. Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины, исключительно сложны для таких детей. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают.
9. При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность детей. Для таких детей не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок. Нельзя использовать сильные отрицательные эмоции в обучении этих детей, которые снижают способность к обучению.
10. Монотонная неинтересная работа утомляет таких детей. У них часто возникает проблема с закреплением материала, переводом его из кратковременной, оперативной памяти в долговременную. Для закрепления материала урок должен быть построен так, чтобы на его протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип задания.
11. Необходимо давать инициативу ребёнку тех песен, которые нравятся ему самому, не устанавливать жёстко «свой» репертуар.
12. Присутствие родителей (представителей) ребенка на строго уроке индивидуально.
Рекомендации для педагога по работе с детьми с аутизмом (РАС):
На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое.
Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом.
Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений.
Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.
Одежда педагога должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.
На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от педагога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения.
Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование с ребенком аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта. В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться.
Если после установления контакта педагог прервет коррекционную работу, то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир. Неизбежно и появление у него новых страхов, углубление его аутизма.
На определенном этапе обучения у ребенка может наступить усталость, потеря интереса к обучению (например, в конце учебного полугодия) – педагогу необходимо приостановить занятия и рекомендовать родителям заменить на какой-то период вокальные занятия посещением музыкальных спектаклей, сказок и других подобных мероприятий, что бы в целом продолжать поддерживать интерес ребёнка к музыке.
Рекомендации учителям при работе со слабовидящим или полностью слепым ребенком:
1. Педагог должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ученика. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой - на осязание, третий - на осязание и зрение.
2. В случае если у ребенка нет светобоязни, и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.
3. В процессе выполнения вокального обучения, необходимо следить за осанкой ученика с нарушением зрения
4. Речь педагога должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает.
8. При работе с полностью слепым ребёнком обучение вокалу производится благодаря только слуху и тактильному взаимодействию (прикосновениям). В виду полного отсутствия зрительного опыта, необходимо давать возможность ребёнку дотрагиваться до лица педагога в установлении определенных артикуляционных позиций рта во время пения.
9. Педагог должен объяснять как словесно, так и помогать ребёнку физически во время пения (удерживание корпуса, осанки, разворачивание плеч и т.п.).
10. На начальных этапах, с целью изучения окружающего пространства необходимо присутствие сопровождающих.
2.6 Материально-технические условия освоения программы.
Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения реализующего настоящую адаптированную дополнительную обще-образовательную программу «Инклюзивный эстрадный вокал» должно обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса, с учетом потребностей обучающихся с ОВЗ, возможность для их беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры, санитарно-бытовые условия с учетом потребностей детей с ОВЗ, (наличие оборудованных санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовые условия с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства в учреждении и т.д.), пожарную и электробезопасность, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в образовательном учреждении.
Для обеспечения реализации программы индивидуального и группового обучения должны быть созданы условия как для очного обучения учащихся с ОВЗ так и с возможностью осуществления дистанционного обучения маломобильных категорий учащихся с ОВЗ (ограничения связанные с инвалидностью, постоянные (временные) трудности с передвижением, затрудненная логистика, распираторные заболевания, covid(вирусные)-ограничения и т.п.) – для педагога должен быть организовано рабочее помещение (кабинет) с необходимым оборудованием для очной и дистанционной работы (компьютерная техника с web-гарнитурой и аудиоколонками, принтер, музыкальный центр (стереосистема), микрофоны, фортепиано (синтезатор), доступ в сеть Интернет и т.д.).
Для практической работы кабинет должен быть обеспечен музыкальными инструментами для детей (деревянные ложки, металлофон, барабаны, «шейкеры», маракасы, бубны, колокольчики, губная гармошка и т.п.), мебелью для взрослых и детей, музыкальной библиотекой (лицензионные музыкальные диски и кассеты).
Необходимо оснащение кабинета кулером с чистой питьевой водой, одноразовыми стаканчиками, средствами дезинфекции, санитайзером, наборами сухих и влажных (не спиртовых) гигиенических салфеток.
Для проведения индивидуальных и групповых промежуточных и отчетных концертов необходим доступ педагога и детей в музыкальный зал образовательного учреждения с оборудованной сценой и возможностью аудио и видео записи выступлений детей (необходимо наличие звуковидеозаписывающей аппаратуры (видеокамеры, микрофонов, усилителей, пультов и т.д.).
Заключение.
В заключении хотелось бы напомнить, что настоящая программа лишь дополняет существующие на сегодняшний день программы адаптации детей с ОВЗ, и направлена на постоянное наполнение практическим опытом работы с ними.
Для достижения бóльшей эффективности результатов родителям (представителям) обучаемых по настоящей программе детей, дополнительно рекомендуется совмещать с вокальным обучением:
с нарушением речи – поощрение чтения детской литературы, занятия с логопедом;
с НОДА – занятия в хореографических кружках и студиях, плавание, игра на духовых инструментах (например, губная гармошка);
с ММД, ЗПР – занятия в музыкальном театре, разучивание большого количества текстов песен, групповые занятия;
с РАС – посещение кукольных театров, занятие физкультурой и спортом;
слабовидящим и слепым – обучение на основе предпрофессионального образования игре на любом музыкальном инструменте.
Списки рекомендуемой литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
Шушарджан С.В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека. /Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук/ — Москва: РУДН, 1994. — 345 с.
Б.А.Сергеев «Программа обучения по специальности «Пение» для ДМШ и гимназии искусств». Санкт-Петербург.2003
Гарсиа Э. Школа пения. – М., 1955
Голубев П.В. Советы молодым педагогам – вокалистам. - М., 1963
Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. – М., 1964
Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певца. – М., 1962
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М., 1968
9. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой/
С. В. Дубровская. – М., 2008
Лобанов Е.А Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий./ Е.А Лобанов// Музыка в школе – 2005-№3
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987
Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной
теории и техники./ В. П. Морозов.- М., 2002
Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М., 1965
Морозов В.П. тайны вокальной речи. – Л., 1967
Назаренко и.К. искусство пения. – М., 1968
Петрова Е.П. о динамике звука певческого голоса. – М. 1963
Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков/ Ю.С. Шевченко.//
Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995
18. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/
С. В Шушарджан. - М., 1998
19. Щетинин, С.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. 3-е изд./
М.Н. Щетинин. – М.,2008.
20. Яранцева А.Г. Методические рекомендации по воспитанию певческого
голоса.- В, 1991
21. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы. – М., 1981
22. Н.А.Лебедева, О.Н.Благовидова – педагог. Москва. 1987
23. Д. Огороднов. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле. Киев. 1980;
24. В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. Новосибирск, 1991 г.
Г. Стулова. Развитие детского голоса в процессе обучения пению., Москва,1998;
26 Е. Писарская. Вокальный букварь. Москва, 1996 г.
«Детский голос». Сборник под ред. В. Шацкой., Москва, 1970
Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей – Аверсэв, 2005
Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.