Дополнительная общеразвивающая программа «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из двуязычных семей»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ БАГРАТИОНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»
МБУ ЦЕНТР ППСП БАГРАТИОНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
238420 Калининградская область, г. Багратионовск, ул. Пограничная, д.80 тел./факс 8-(40156)3-32-24 E-mail: ppmsc39@mail.ru
Рассмотрена и принята на педагогическом совете МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа «____» __________________ 2017 г. |
«Утверждаю» Директор МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа «______» __________________2017 г. Л.И. Гладилина |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
И ДЕТЕЙ ИЗ ДВУЯЗЫЧНЫХ СЕМЕЙ»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст детей: 5 – 12 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
учитель-дефектолог Смирнова И.В.
г. Багратионовск
2017
Содержание программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из двуязычных семей» (далее – Программа) социально-педагогической направленности Муниципального бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-педагогической и социальной помощи» (далее по тексту – Учреждение, МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Конституцией РФ
Конвенцией ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 г. № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»
Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»
Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)
Направленность программы: социально-педагогическая.
Содержание Программы направлено на удовлетворение индивидуальных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — детей с ОВЗ) и детей из двуязычных семей (далее — детей-инофонов) в интеллектуальном и речевом развитии, коррекции, социокультурной абилитации и реабилитации, инклюзии, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа реализует коррекционно-развивающую работу с участниками образовательного процесса.
Оптимально выбранные методы коррекции создают условия для того, чтобы обучающийся, имеющий индивидуальные особенности, которые могут создавать трудности в процессе его обучения и воспитания, имел опыт успеха в учебной деятельности, раскрыл и реализовал свой потенциал.
Решение задач настоящей образовательной программы является одним из условий успешного освоения обучающимися программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время значительно растет число детей, имеющих серьезные проблемы в развитии познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер личности.
Для того, чтобы ребенок с такими особенностями мог быть успешным, ему необходимо своевременное оказание специальной педагогической помощи. Высшие психические функции ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте сохраняют подвижность и пластичность, поэтому коррекция в этот период создает благоприятные условия для профилактики вторичных нарушений, которые в дальнейшем могут осложнять обучение и воспитание школьника.
Своевременная коррекция и развитие познавательных процессов у ребенка позволяет улучшить свойства внимания, памяти, мышления. Нормализовать устную и письменную речь помогает профилактика и коррекция дислексии и дисграфии. Первичная консультационная помощь учителя-дефектолога помогает родителям выявить проблему развития ребенка и построить для него индивидуальную образовательную траекторию. Пролонгированная коррекционно-развивающая помощь оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка, позволяет осуществить мониторинг развития ребенка.
Таким образом, задачи настоящей образовательной программы соответствуют реализации требований Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) к созданию системы условий, обеспечивающих развитие обучающихся в процессе их обучения и воспитания.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что формы и методы педагогической работы, используемые при реализации программы, полностью соответствуют возрастным особенностям детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инофонов.
Программа способствует формированию социальных навыков, расширяет возможности общения.
Отличительная особенность программы данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа включает в себя несколько рабочих программ, каждая из которых предназначена для коррекции определённых дефицитарных функций детей с ОВЗ, но при этом может быть использована для обучения русскому языку детей-инофонов.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение русским языком и интеллектуальное развитие детей, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы.
Ведущие педагогические идеи, на которых базируется данная Программа:
Идея гуманизации образования – ориентации ее на личность ребенка, на максимально возможное развитие его уникальных способностей, на приоритет человеческого и личностного над любыми другими сферами и социальными ценностями.
Идея демократизации образования – идея о предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Принцип демократизации образования реализуется через соблюдение правил: создавать открытый для общественного контроля и влияния педагогический процесс; создавать правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; вводить самоуправление учащихся, посредством которого развивать их самовоспитание, самообразование, самообучение; обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся. Реализация этого принципа способствует расширению возможностей учащихся, родителей и педагогов в определении содержания образования, выборе технологии обучения.
Идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания, умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающейся личности.
Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества педагогов и воспитанников.
Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.
Ключевые понятия, используемые в программе:
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования; (Ст.2 п.14 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (Ст.2 п.9 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)
Дополнительная общеобразовательная программа – документ, определяющий содержание дополнительного образования
Учебный план – документ, который определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (Ст.2 п.22 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)
Рабочая программа – часть образовательной программы, определяющий объем, содержание и порядок реализации дополнительных общеобразовательных программ. (Ст. 48 п.1 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»). Рабочая программа полежит утверждению на уровне образовательной организации.
Направленность программы – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (Ст.2 п.25 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы; (Ст.33 п.2 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. (Ст.2 п.26 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Основная цель программы:
Создание условий для гармонизации личностного и интеллектуального развития детей и подростков, имеющих проблемы в развитии:
познавательной сферы
устной и письменной речи
эмоциональной сферы
волевой сферы через оказание диагностико-консультационной и/или коррекционно-развивающей помощи
Профилактика вторичных осложнений при соответствующих нарушениях развития
Общие задачи Программы:
Сбор информации об актуальном уровне развития различных сфер личности обучающегося. Определение уровня его речевого развития, выявление особенностей его поведения, черт характера, способностей, интересов и наклонностей, (через оказание консультативной психолого-педагогической и дефектолого-логопедической помощи)
Оказание квалифицированной консультативной помощи обучающемуся и его родителям с прогнозом развития ребёнка
Разработка индивидуальной траектории образования и определение возможных объемов и сроков коррекционно-развивающей помощи.
Задачи по коррекции и развитию познавательной сферы:
Формирование учебной мотивации и познавательного интереса.
Развитие внимания и памяти.
Развитие мышления.
Развитие навыков обучающихся к самостоятельной поисковой и проектной деятельности.
Задачи по коррекции и развитию речи:
Расширение активного словарного запаса.
Профилактика и коррекция дислексии.
Профилактика и коррекция дисграфии.
Профилактика и коррекция дисорфографии.
Задачи по коррекции и развитию эмоциональной сферы личности обучающегося:
Формирование позитивного отношения к себе, адекватной самооценки.
Развитие способности осознания своего эмоционального состояния и окружающих.
Формирование навыков адекватного выражения эмоций.
Развитие способности к эмпатии, сопереживанию.
Обучение приемам саморегуляции.
Задачи по коррекции и развитию волевой сферы личности обучающегося:
Создание условий для воспитания самостоятельности и ответственности.
Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения обучающихся.
Психокоррекция агрессивного и других форм дезадаптивного поведения.
Создание условий для формирования нравственной системы ценностей.
Принципы отбора содержания
Личностный подход к формированию и развитию личности воспитанника с позиции его уникальности и индивидуальности.
Единство требований и действий к ребенку в семье и творческом коллективе.
Доступность. Системность.
Вариативность, разнообразие и разноуровневость обучения.
Целостность.
Последовательность и преемственность содержания.
Природо- и культуросообразность (воспитание учащихся согласно их полу и возрасту, ответственности за самих себя, за последствие своих действий и поведения).
Сотрудничество и сотворчество старших и младших воспитанников, детей и взрослых, взаимоуважение и доверие на параллели: ребенок – ребенок, ребенок – педагог.
Принцип гуманистической направленности
Принцип результативности деятельности направленной на воспитание и обучение.
Основные формы и методы работы:
Форма работы: групповая/ подгрупповая/ индивидуальная
Методы работы:
словесные методы;
демонстрационные методы;
методы практико-ориентированной деятельности;
методы мотивации: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, подбадривание, доброжелательность, открытость).
методы контроля и коррекции: наблюдение, коррекция,
беседа, самоанализ, рефлексия, самоконтроль.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 4 – 5 лет, 5 – 7 лет (дошкольники), 7 – 8 лет, 8 – 10 лет, 10 – 11 лет (младшие школьники), 11 – 12 лет, 12 – 13 лет, 13 – 15 лет (школьники среднего звена).
Возрастные особенности детей 7 – 10 лет (младший школьный возраст):
Физиологические особенности:
Дети 7—10 лет могут успешно овладевать тонкими и координационно-сложными движениями, если они умеренны по амплитуде и не требуют большой силы.
руки и ноги растут быстрее тела;
рост тела мальчиков быстрее, чем у девочек;
сердечно-сосудистая система развивается медленнее других органов и систем тела, в результате у детей наблюдается быстрая утомляемость, особенно при выполнении однообразных движений;
нервная система развивается очень активно;
опорный аппарат и мускулатура еще не окрепли, особенно мышцы спины и пресса, что необходимо учитывать при проведении занятий, так как это повышает возможность различных травм (например, растяжение связок), нарушение осанки.
Психологические особенности
высокий уровень активности; Детям этого возраста свойственна также высокая возбудимость нервных центров и слабость процессов внутреннего торможения. Отсюда у них менее устойчиво внимание и большая утомляемость
значимая награда – похвала;
рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то определенном);
требуют в постоянной деятельности и внимания;
бурно проявляют эмоции;
достаточно часто проявление беспокойного состояния;
при неудаче в деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида деятельности;
Особенности набора детей: свободный; при прочих равных условиях предпочтение отдаётся детям с ОВЗ (по заключению ПМПК), детям-инвалидам, детям, имеющим рекомендации врача-невролога/ невропатолога; детям-инофонам (детям мигрантов и иноэтнических переселенцев).
Набор в подгруппы осуществляется в период с мая по август включительно на добровольной основе по заявлению родителей несовершеннолетних (лиц, их заменяющих). Возможен вариант набора в другие месяцы года.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты
Главным результатом реализации программы является минимизация выраженности выявленной проблемы ребёнка, в т.ч. в сфере социализации,
У обучающихся сформируется определенная нравственная культура; выработается социальная адаптация, помогающая им преодолевать трудности в общении и обучении; сформируется желание и умение самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития; сформируется умение терпимо относится к другим детям и взрослым, в том числе и к представителям разных национальностей.
Механизм оценивания образовательных результатов (способ определения результативности освоения программы):
Образовательная деятельность в рамках освоения Программы предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие их творческой активности, а также разнообразных личностных качеств. Для того чтобы отследить то, как у ребенка происходит освоение образовательной Программы, три раза в год (в начале, в середине и в конце), проводится мониторинг результативности усвоения образовательной программы. На основе данных мониторинга проводится анализ всего образовательного процесса.
Способ определения результативности:
Метод включённого наблюдения;
Тестирование.
Форма подведения итогов реализации программы:
Собеседование, игровые конкурсы, открытые занятия (два раза в год – в конце каждого полугодия).
Выставки творческих работ
Участие в различных конкурсах
Участие в мероприятиях Учреждения и т.п. (согласно плану работы МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа).
Критерии определяются в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы:
творческое мышление, память, воображение, нестандартное мышление;
умение выразить чувства;
коммуникативные навыки;
активность, сообразительность, умение импровизировать, сформированность общей культуры;
сформированность теоретических знаний и практических умений;
творческая индивидуальность.
Организационно-педагогические условия реализации Программы:
Требования к материально-техническому обеспечению. Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию условий для проведения практических занятий, наличие необходимого натурного фонда, учебно-методический материал.
№№ п/п |
Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обучения |
Количество |
|
Кабинет учителя-дефектолога |
1 ед. |
|
Доска |
1 ед. |
|
Доска из ткани с буквами на липучках |
1 ед. |
|
Стол компьютерный модульный |
3 ед. |
|
Столы ученические (маленькие) |
2 ед. |
|
Столы ученические (средние) |
2 ед. |
|
Столы ученические (большие) |
3 ед. |
|
Стулья ученические (маленькие) |
1 ед. |
|
Стулья ученические (маленькие) |
1 ед. |
|
Стулья ученические (маленькие) |
1 ед. |
|
Стулья ученические (маленькие) |
2 ед. |
|
Стулья ученические (средние) |
4 ед. |
|
Стулья ученические (большие) |
1 ед. |
|
Стулья ученические (большие) |
4 ед. |
|
Стулья мягкие |
6 ед. |
|
Стул-кресло вращающийся |
1 ед. |
|
Расходный материал |
Мини-диски, CD-диски, DVD-диски, альбомы для рисования, цветная бумага, картон, бумага, пластилин, ручки и др. канцелярские принадлежности. (приобретаются родителями) |
Учебно-методический материал |
||
|
Наталья Павлова. Азбука с крупными буквами. |
По количеству обучающихся (по возможности) |
|
Н.С. Жукова. Букварь |
По количеству обучающихся (по возможности) |
|
М.Л. Кусова. Букварь для дошкольников |
По количеству обучающихся (по возможности) |
|
Тетрадь для диагностики готовности ребёнка к школе. |
1 ед. |
|
Е.И.Николаева. Леворукий ребёнок. Диагностика, обучение, коррекция. |
1 ед. |
Технические средства обучения |
||
|
Компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки) |
1 ед. |
|
Проектор |
1 ед. |
|
Фотоаппарат (видеокамера) |
1 (по возможности) |
|
Электронное учебные пособия |
1 – 7 (по возможности) |
|
||
|
||
Учебно-практическое оборудование |
||
|
Развивающие настольные и настольно-печатные игры |
От 7 и более (по возможности) |
|
Светлана Вохринцева. «Весна». Дидактический материал. |
1 ед. |
|
Светлана Вохринцева. «Осень». Дидактический материал. |
1 ед. |
|
Светлана Вохринцева. «Зима». Дидактический материал. |
1 ед. |
|
Светлана Вохринцева. «Дорожная безопасность». Дидактический материал. |
1 ед. |
|
Светлана Вохринцева. «Пожарная безопасность». Дидактический материал. |
1 ед. |
|
Часы картонные «Спокойной ночи, малыши!» |
1 ед. |
|
Развивающая игра «Раз, два, три, четыре» |
1 ед. |
|
Развивающая игра «Кто больше? Кто меньше?» |
1 ед. |
|
Рамки и вкладыши Монтессори (стандарт) |
1 ед. |
|
Развивающая игра «Сложи узор» |
1 ед. |
|
Головоломка «Пифагор» |
1 ед. |
|
Головоломка «Пифагор» |
1 ед. |
|
Волшебная восьмёрка-1 |
1 ед. |
|
Волшебная восьмёрка-2 |
1 ед. |
|
Волшебная восьмёрка-3 |
1 ед. |
|
Фонарики (эталоны формы) |
1 ед. |
|
Металлический конструктор № 1 |
1 ед. |
|
Металлический конструктор № 2 |
1 ед. |
|
Металлический конструктор № 3 |
1 ед. |
.
№№ п/п |
Программные модули |
Общее количество часов |
В том числе |
||||||
Теория |
Практика |
Само-под-готовка |
|||||||
|
«Говорим. Читаем. Пишем. Русский язык для детей из двуязычных семей» |
108 |
25 |
83 |
0 |
||||
|
«Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности обучения в школе» |
72 |
15 |
57 |
0 |
||||
|
«Ладья. Развитие коммуникативных навыков и социализация детей с трудностями социальной адаптации и детей с ОВЗ» |
108 |
25 |
83 |
0 |
||||
|
«Почитай-ка! Коррекция нарушений техники чтения и развитие общеучебных навыков работы с текстом». |
72 |
15 |
57 |
0 |
||||
|
«Развитие мелкой моторики средствами альтернативного рисования» |
72 |
15 |
57 |
0 |
||||
|
«Развитие речи» |
72 |
15 |
57 |
0 |
||||
|
«Я сам! Социально-бытовое ориентирование детей с ОВЗ» |
72 |
15 |
57 |
0 |
||||
Общее количество часов |
576 |
125 |
451 |
0 |
№№ п/п |
Название программного модуля |
Дата начала обучения |
Дата окончания обучения |
Всего учебных недель |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
|
«Говорим. Читаем. Пишем. Русский язык для детей из двуязычных семей» |
Согласно договору |
Согласно договору |
36 |
108 |
3 часа в неделю |
|
«Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности обучения в школе» |
Согласно договору |
Согласно договору |
36 |
72 |
2 часа в неделю |
|
«Ладья. Развитие коммуникативных навыков и социализация детей с трудностями социальной адаптации и детей с ОВЗ» |
Согласно договору |
Согласно договору |
36 |
108 |
3 часа в неделю |
|
«Почитай-ка! Коррекция нарушений техники чтения и развитие общеучебных навыков работы с текстом». |
Согласно договору |
Согласно договору |
36 |
72 |
2 часа в неделю |
|
«Развитие мелкой моторики средствами альтернативного рисования» |
Согласно договору |
Согласно договору |
36 |
72 |
2 часа в неделю |
|
«Развитие речи» |
Согласно договору |
Согласно договору |
36 |
72 |
2 часа в неделю |
|
«Я сам! Социально-бытовое ориентирование детей с ОВЗ» |
Согласно договору |
Согласно договору |
36 |
72 |
2 часа в неделю |
Коррекционно-развивающая работа относится к числу наиболее сложных видов деятельности и поэтому располагает целой системой разнообразных методов:
Целостный метод – практически любое упражнение, трудность которого соответствует уровню подготовки воспитанниц, может быть освоено целостно. Вместе с тем, следует учитывать, что использование целостного метода обучения подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее (например – подскок, галоп).
Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно сложных движений, а также для коррекции двигательного навыка, для исправления некоторых ошибок или работы над выразительностью движения в отдельных его фазах (полька с отходом назад, галоп спиной).
Метод слова (метод устного изложения) – рассказ, описание, объяснение, беседа.
Наглядный метод (метод иллюстрации и демонстрации): (фотоиллюстрации, демонстрация фильмов, видеозаписи, словесная наглядность, вызывающая образы, представления, понятия.
Практический метод – упражнения, приучение, самостоятельно выполняемые детьми практические действия.
Метод закрепления изучаемого материала (метод повторности движений) – повторение пройденного материала до 3-х – 5-ти раз).
Метод авансирования успеха – создание ситуации успеха для каждого ребенка, стимулирование.
Метод игры (поиграем в …, какие они … куклы, зайцы и т.д.).
Метод самостоятельной работы воспитанников по осмысливанию и усвоение нового материала;
Метод работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: праздники, фестивали, концерты, конкурсы, открытые занятия;
Метод проверки и оценки знаний, умений и навыков воспитанников: повседневное наблюдение за воспитанниками, устный опрос (индивидуальный, групповой), контрольные занятия, соревнования, программированный контроль.
Для фиксации результатов усвоения Программы обучающимися в зависимости от особенностей группы могут быть использованы следующие оценочные материалы:
Информационная карта социально-психологического развития обучающихся МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа и освоения ими образовательной программ
Информационная карта «Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы»
Диагностическая карта «Мониторинг развития качеств личности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы»
«Мониторинг развития качеств личности обучающихся» (критерии, оценка)
Информационная карта социально-психологического развития обучающихся МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа и освоения ими образовательной программ |
||||||||||||||||||
Название программы |
педагог |
№ группы |
Год обучения |
Дата заполнения |
||||||||||||||
№. ФИО обучающегося |
Параметры результативности освоения программы (Максимальная сумма баллов – 12) |
Параметры социально-психологического развития (Максимальная сумма баллов – 9) |
||||||||||||||||
Опыт освоения теории |
Опыт освоения практической деятельности |
Опыт творчес-кой деятель-ности |
Опыт социально-значимой деятель-ности |
Общая сумма баллов |
%%
|
Воспитан-ность |
Коммуника-тивность |
Эмоцио-нальный компонент |
Общая сумма баллов |
%% |
||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ИТОГО БАЛЛОВ В ГРУППЕ: |
|
|
|
|
||||||||||||||
УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ГРУППЕ В % |
|
|
|
|
||||||||||||||
Критерии оценки: 1-низкий уровень, незначительный рост, 2- средний уровень, заметный рост. 3-высокий уровень, переход на новый качественный уровень. Выводы педагога по данной группе:Подпись педагога
|
Информационная карта
«Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Число баллов |
Методы диагностики |
Теоретическая подготовка |
||||
Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы |
Соответствие теоретических знаний программным требованиям |
практически не усвоил теоретическое содержание программы; овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; объем усвоенных знаний составляет более ½; освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период |
0
1
2 3 |
Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
не употребляет специальные термины; знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять; сочетает специальную терминологию с бытовой; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. |
0 1
2 3 |
Наблюдение, собеседование |
Практическая подготовка |
||||
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. Плана программы) |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
практически не овладел умениями и навыками; овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков; объем усвоенных умений и навыков составляет более ½; овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период |
0 1
2
3 |
Наблюдение, контрольное задание |
Владение специальным оборудованием и оснащением |
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения |
не может пользоваться специальным оборудованием; испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; работает с оборудованием с помощью педагога; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей |
0 1
2
3 |
Наблюдение, контрольное задание |
Творческие навыки |
Креативность в выполнении практических заданий |
начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца; творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога; творческий уровень (II) – выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно. |
0
1
2
3 |
Наблюдение, контрольное задание |
Основные компетентности |
||||
Учебно-интеллектуальные
Подбирать и анализировать специальную литературу
|
Самостоятельность в подборе и работе с литературой
|
учебную литературу не использует, работать с ней не умеет; испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога; работает с литературой с помощью педагога или родителей; работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей. |
0
1
2
3 |
Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ |
Пользоваться компьютерными источниками информации |
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации
|
Уровни и баллы – по аналогии с пунктом выше
|
|
|
Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.) |
Самостоятельность в учебно-исследовательской работе |
Уровни и баллы – по аналогии с пунктом выше |
|
|
Коммуникативные Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей
|
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
|
объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает; испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию; слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминаниии контроле, иногда принимает во внимание мнение других; сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других. |
0
1
2
3 |
|
Выступать перед аудиторией
|
Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации
|
перед аудиторией не выступает; испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации; готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога; самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию. |
0 1
2
3 |
|
Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения |
Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств |
участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает; испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога; участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога; самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения. |
0
1
2
3 |
|
Организационные
Организовывать свое рабочее (учебное) место
|
Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой |
рабочее место организовывать не умеет; испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога; самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой |
0 1
2
3 |
Наблюдение
Наблюдение, собеседование |
Планировать и организовать работу, распределять учебное время
|
Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время |
организовывать работу и распределять время не умеет; испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей; планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей; самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время. |
0 1
2
3 |
|
Аккуратно, ответственно выполнять работу |
Аккуратность и ответственность в работе |
безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится; испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога; аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам. |
0
1
2
3 |
|
Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности
|
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям |
правила ТБ не запоминает и не выполняет; овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой; объем усвоенных навыков составляет более ½; освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы. |
0 1
2 3
|
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
«Мониторинг развития качеств личности обучающихся
в результате освоения дополнительной образовательной программы»
Детское творческое объединение______________________________________ Образовательная программа ______________________________
Год обучения_______________Преподаватель__________________________________________________ Уч. Год__________________________
№ |
|
|
|
|||||||||||||||||
Активность, организаторские способности |
Коммуникативные навыки, коллективизм |
Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность |
Нравственность, гуманность |
Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности |
||||||||||||||||
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МОНИТОРИНГ
развития качеств личности обучающихся
Качества личности |
|
|||
Ярко проявляются: 3 балла |
Проявляются: 2 балла |
Слабо проявляются: 1 балл |
Не проявляются: 0 баллов |
|
1 1. Активность, организаторские способности |
Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других. |
Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов. |
Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая. |
Пропускает занятия, мешает другим. |
2 2. Коммуникативные навыки, коллективизм |
Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией. |
Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией. |
Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает. |
Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов. |
3. Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность |
Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других. |
Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других. |
Неохотно выполняет поручения. Начинает работу, но часто не доводит ее до конца. Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей. |
Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия. |
4. Нравственность, гуманность |
Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям, |
Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других. |
Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен, со сверстниками бывает груб. |
Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен. |
5 5. Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности |
Имеет высокий творческий потенциал. Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий.
|
Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.
|
Может работать в исследовательско-проектировочной группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.
|
В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный. |