Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Школьный музей "Русская изба"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа №9, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Согласовано Методическое объединение Протокол № 1 от «29» августа 2022 г. Руководитель ШМО __________ Е.В.Папулова | Утверждаю Директор ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 9» __________________Кашина И.И. Приказ №_43_ от 29.08.2022г |
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности
«Школьный музей "Русская изба"»
Возраст обучающихся: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год (34 недели)
Автор-составитель:
Тювильдина Л.Н., учитель
г. Екатеринбург
Оглавление
Число детей:
12 обучающихся
Возраст обучающихся:
12-13 лет
Нозологическая категория:
Задержка психического развития/задержка психоречевого развития (далее ЗПР)
Особенности развития:
Обучающиеся с ЗПР:
- испытывают трудности самоконтроля поведения, нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослого, направленного на регуляцию поведения ребенка;
- имеют слабый интерес к взаимодействию со взрослым, с трудом вовлекаются в совместную деятельность, даже если эта деятельность интересна и доступна ребенку;
- быстро пресыщаются, теряют интерес к видам деятельности, связанным с направленностью программы обучения;
- имеют индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, требующие учета при обучении (своеобразие реакции на ситуацию успеха и неуспеха в собственной и чужой деятельности, поведения при утомлении, недомогании, переживании, реакции на новизну и т.п.);
- имеют индивидуальные особенности когнитивной сферы, требующие учета при обучении (недостаточность, дефициты компонентов познавательных процессов - памяти, внимания, мышления, воображения, влияющих на освоении данной программы.
Общая информация:
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Школьный музей «Русская изба» разработана для обучающихся ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 9» , имеющих ЗПР. Школьный музей «Русская изба» создан в ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 9" в 2012 году. Сегодня фонд музея составляет 323 экспоната. Музейная экспозиция состоит их 6 тематических разделов:
Русская изба.
Печь в русской избе.
Красный угол.
Бабий кут.
Мужской угол.
Ремесла.
Новизна и актуальность:
Изучение быта, обычаев и традиций русской крестьянской семьи прививает уважение к культуре и традициям русского народа и является одним из важных направлений в гражданском и патриотическом воспитании обучающихся. В процессе обучения дети осваивают новые виды деятельности: работа с фондом музея, подготовка и проведение тематической экскурсии по выбранному разделу музейной экспозиции, обзорной экскурсии.
Реализация программы предусматривает учет особых образовательных потребностей обучающихся, включая потребности в: постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру, постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; в учете актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечении индивидуального темпа обучения .
Цель реализации: приобщение обучающихся к культуре русского народа через специально организованную деятельность школьного музея "Русская изба".
Цель реализации программы содержит специальную коррекционно-развивающую составляющую: целенаправленное формирование эмоционально-волевой, личностной, социально-коммуникативной, познавательной и двигательной сфер и коррекция недостатков их развития; максимально возможная минимизация дефицитов к овладении содержанием программы, применении специального подхода к вариативности оценки итоговых достижений, внимания к эмоциональному благополучию ребенка.
Задачи:
Воспитательные:
формировать у обучающихся эстетические взгляды, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями;
формировать у обучающихся умение самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитывать у обучающихся личностные качества, позволяющие любить и уважать свою Родину, ценить её культурное наследие, принимать и уважать духовные и культурные ценности других народов;
формировать устойчивый интерес к изучению русской культуры;
воспитывать и повышать общую культуру поведения и общения.
Развивающие:
развивать творческие способн6ости обучающихся и способствовать их проявлению;
развивать художественный вкус, умение видеть и понимать прекрасное;
развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);
развивать положительные качества личности, необходимые для творчества и самореализации в жизни;
развивать экскурсионные навыки.
Обучающие:
познакомить с традициями, обрядами, праздниками, домашним бытом русского народа;
познакомить с историей возникновения и развития русской культуры;
познакомить с профессиональной терминологией;
познакомить с основами экскурсоводческой деятельности.
Среди задач обучения и воспитания особое внимание уделяется специальным задачам коррекционно-развивающей направленности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся: учить школьников предварительному проговариванию этапов работы (начиная с конкретного действия, продолжая более развернутым планированием), уделяя особое внимание соответствию планируемого и выполненного; формировать самооценку в деятельности, используя для этой цели эталонные образцы; побуждать школьника осознавать обнаруженное несоответствие как трудность, нуждающуюся в преодолении и не связанную с характеристиками его личности; включать в ход занятия динамические паузы, смену рабочих поз, релаксационные упражнения и другие приемы, позволяющие снять утомление и нервно-психическое напряжение, формировать и закреплять навыки продуктивного взаимодействия со взрослыми; контролировать эмоциональное состояние школьника в процессе коммуникации со взрослым, развивать осмысленное отношение к выполняемым заданиям; учить ребенка самостоятельным действиям по пошаговой словесной инструкции и алгоритму; предупреждать в процессе деятельности трудности, связанные с недостатками познавательных процессов за счет упрощения инструкции, увеличения доли индивидуальной помощи ребенку, модификации заданий для повышения вероятности их успешного выполнения; использовать специальные методы, приемы и средства обучения младших школьников с ЗПР; поддерживать работоспособность ребенка, включая в ход занятия динамические паузы, смену рабочих поз, релаксационные упражнения, другие приемы, позволяющие снять утомление и нервно-психическое напряжение; актуализировать на каждом занятии полученные ранее знания.
Уровень сложности:
Базовый
Форма обучения:
Очная
Форма реализации:
Групповая
Периодичность:
2 раза в неделю
Продолжительность одного занятия:
40 минут
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
получит возможность для формирования эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
получит возможность для формирования личностных качеств, позволяющих любить и уважать свою Родину, ценить её культурное наследие, принимать и уважать духовные и культурные ценности разных народов;
будет сформирован устойчивый познавательный интерес к русской культуре;
получит возможность для формирования общей культуры поведения и общения.
Метапредметные:
будут развиты творческие способности;
получит возможность для развития художественного вкуса;
будут развиты коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);
будут развиты положительные качества личности, необходимые для творчества и самореализации в жизни;
обретёт экскурсионные навыки.
Предметные:
будет знать традиции, обряды, праздники, быт русского народа;
будет знать историю возникновения и развития русской культуры;
будет знать профессиональную терминологию;
будет владеть основами экскурсоводческой деятельности;
будет уметь самостоятельно готовить и проводить экскурсионные программы.
Планируемые результаты освоения включают специальную группу образовательных результатов: ребенок способен следовать намеченному плану под руководством взрослого; понимает, что каждое дело должно быть доведено до конца, заинтересован в результатах своей работы; может ответить на вопрос о том, что ему было сложно делать и почему; сохраняет позитивное эмоциональное состояние в ходе занятия. Ребенок проявляет стабильное эмоциональное состояние, понимает и адекватно выражает свои потребности, использует элементарные способы контроля своих эмоций; уменьшается количество нарушений поведения.
Формы проведения итоговой реализации программы:
Проведение тематической экскурсии по экспозиции музея.
Календарный учебный графикНачало учебного года – 2 сентября
Окончание учебного года – 31 мая
Сроки проведения каникул:
Осенние: 29.10.2022-06.11.2022 гг.
Зимние: 29.12.2022-08.01.2023 гг.
Весенние: 23.03.2023-02.04.2023 гг.
№ | Год обучения | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Объём учебных часов | Режим работы |
1 | первый | 34 | 68 | 153 | 2 раза в неделю по 2,25 часа |
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||
Введение | 2 | 1 | 1 | Тест | |||||
1.1 | Введение. Музей-хранитель истории веков. Понятия: музейный экспонат, музейная экспозиция. Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий (в том числе в помещении музея), правилам противопожарной безопасности. | 1 | |||||||
1.2 | Музеи города Екатеринбурга | 1 | |||||||
Русская изба | 7 | 4 | 3 | Тематическая экскурсия | |||||
2.1 | Русская изба. Выбор места и материала для строительства. | 1 | |||||||
2.2 | Народные традиции, связанные со строительством избы. | 1 | |||||||
2.3 | Элементы русской избы: крыша, рама, сруб, наличники. | 1 | |||||||
2.4 | Деревянная сказка Руси. | 1 | |||||||
2.5 | Пословицы и поговорки об избе и гостях. Обряды гостеприимства на Руси. | 1 | |||||||
2.6 | Подготовка тематической экскурсии «Как строили русскую избу». | 1 | |||||||
2.7 | Проведение тематической экскурсии «Как строили русскую избу». | 1 | |||||||
Народные праздники | 14 | 7 | 7 | Презентация | |||||
3.1 | Народный календарь. Осенние праздники. | 1 | |||||||
3.2 | Осенины – праздник урожая и встречи осени. Подготовка праздника. | 1 | |||||||
3.3 | Проведение праздника «Осенины». | 1 | |||||||
3.4 | Народный календарь. Зимние праздники. | 1 | |||||||
3.5 | Праздник Рождество Христово. Колядки. | 1 | |||||||
3.6 | Святки. Святочные гадания. | 1 | |||||||
3.7 | Народный календарь. Весенние праздники. | 1 | |||||||
3.8 | Разработка проекта «Навстречу Масленице». | 1 | |||||||
3.9 | Разработка проекта «Навстречу Масленице». | 1 | |||||||
3.10 | Подготовка и участие в празднике «Широкая Масленица». | 1 | |||||||
3.11 | Весенние праздники народного календаря. Благовещение. | 1 | |||||||
3.12 | Блюда пасхального стола. Легенда о пасхальном яйце. | 1 | |||||||
3.13 | Работа над презентацией «Пасха -светлый праздник христиан» | 1 | |||||||
3.14 | Представление презентации «Пасха -светлый праздник христиан» | 1 | |||||||
Печь – важная часть пространства избы | 8 | 5 | 3 | Тематическая экскурсия | |||||
4.1 | Печь – важная часть пространства избы | 1 | |||||||
4.2 | Печная утварь: горшок, чугунок. | 1 | |||||||
4.3 | Печная утварь: ухват, кочерга. | 1 | |||||||
4.4 | Пословицы и поговорки о печи. | 1 | |||||||
4.5 | Образ печи в русских народных сказках. | 1 | |||||||
4.6 | Подготовка тематической экскурсии «Печной угол». | 1 | |||||||
4.7 | Проведение тематической экскурсии «Печной угол». | 1 | |||||||
4.8 | Бабий кут. | 1 | |||||||
Столовая посуда и приборы | 5 | 3 | 2 | Тест | |||||
5.1 | Кухонная утварь. Миски, чашки, крынки. | 1 | |||||||
5.2 | Кухонная утварь. Кувшины, хлебница, солоница. | 1 | |||||||
5.3 | История вещей. Утюги. Рубели | 1 | |||||||
5.4 | Символ России – деревянная ложка. Ложки простые и расписные. | 1 | |||||||
5.5 | Пословицы и поговорки о ложках. Игра на ложках. | 1 | |||||||
Русский самовар | 2 | 1 | 1 | Тест | |||||
6.1 | Русский самовар. История и виды | 1 | |||||||
6.2 | Традиции чаепития на Руси. | 1 | |||||||
Хлеб – всему голова | 6 | 3 | 3 | Тематическая экскурсия | |||||
7.1 | Хлеб – всему голова. | 1 | |||||||
7.2 | Пословицы и поговорки о хлебе. | 1 | |||||||
7.3 | Традиции выпечки на Руси. | 1 | |||||||
7.4 | Бабушкины пироги | 1 | |||||||
7.5 | Подготовка тематической экскурсии «В гостях у самовара». | 1 | |||||||
7.6 | Проведение тематической экскурсии «В гостях у самовара». | 1 | |||||||
Красный угол | 3 | 2 | 1 | Тест | |||||
8.1 | Красный угол – духовная часть русской избы. | 1 | |||||||
8.2 | Красный угол. Расположение. Оформление. | 1 | |||||||
8.3 | Божница. Иконы. Их значение в жизни русского человека. | 1 | |||||||
Предметы русского быта | 6 | 3 | 3 | Тематическая экскурсия | |||||
9.1 | История вещей. Колыбель - приспособление для сна и укачивания ребенка. Составные части, обереги. | 1 | |||||||
9.2 | Колыбельные песни. | 1 | |||||||
9.3 | История вещей. Коромысло. | 1 | |||||||
9.4 | Загадки о предметах быта. | 1 | |||||||
9.5 | Подготовка тематической экскурсии «Из истории вещей». | 1 | |||||||
9.6 | Проведение тематической экскурсии «Из истории вещей». | 1 | |||||||
Народные ремесла | 5 | 3 | 2 | Тест | |||||
10.1 | Русское женское ремесло. Прядение. Прялка. Веретено. | 1 | |||||||
10.2 | Русское женское ремесло. Ткачество Половики. | 1 | |||||||
10.3 | Русское женское ремесло. Вышивание. Полотенца. Рушники. | 1 | |||||||
10.4 | Мужской угол. Русское мужское ремесло. | 1 | |||||||
10.5 | Мужской угол. Русское мужское ремесло. | 1 | |||||||
Русский народный костюм | 6 | 4 | 2 | Тест | |||||
11.1 | Женский народный костюм | 1 | |||||||
11.2 | Женский народный костюм. | 1 | |||||||
11.3 | Мужской народный костюм. | 1 | |||||||
11.4 | Мужской народный костюм. | 1 | |||||||
11.5 | Головные уборы | 1 | |||||||
11.6 | Экскурсия в центр народной культуры. | 1 | |||||||
Народные игрушки | 8 | 4 | 4 | Тематическая экскурсия | |||||
12.1 | Куклы на Руси. | 1 | |||||||
12.2 | Куклы-обереги. Мастер-класс по изготовлению | 1 | |||||||
12.3 | Обрядовые куклы. Мастер-класс по изготовлению. | 1 | |||||||
12.4 | Кукла Младенчик, кукла Счастья Кукла Желанница | 1 | |||||||
12.5 | Многообразие игрушек, виды и назначение. | 1 | |||||||
12.6 | История возникновение и разнообразие русских матрёшек. | 1 | |||||||
12.7 | Подготовка тематической экскурсии «Народные игрушки». | 1 | |||||||
12.8 | Проведение тематической экскурсии «Народные игрушки». | 1 | |||||||
Школа экскурсовода | 4,5 | 4,5 | Обзорная экскурсия | ||||||
13.1 | Подготовка обзорной экскурсии «Русская изба». | 1 | |||||||
13.2 | Подготовка обзорной экскурсии «Русская изба». | 1 | |||||||
13.3 | Проведение обзорной экскурсии «Русская изба». 1-2 классы | 1,25 | |||||||
13.4 | Проведение обзорной экскурсии «Русская изба».3-4 классы | 1,25 | |||||||
Итого | 76,5 | 38 | 38,5 |
1.Введение.
Теория: Музей – хранитель истории веков. Музейная экспозиция, музейный экспонат. Музеи города Екатеринбурга.
2. Русская изба.
Теория: Выбор места и материала для строительства избы. Элементы русской избы. народные традиции, связанные со строительством избы.
Практика: Подготовка и проведение тематической экскурсии «Как строили русскую избу».
3. Народные праздники.
Теория: народный календарь. Осенние, зимние, весенние и летние народные праздники.
Практика: подготовка и участие в народных праздниках.
4. Печь – важная часть пространства избы.
Теория: Виды печей и ее многофункциональность. Виды горшков, чугунков, ухватов, кочерга.
Практика: Фондовая работа, связанная с изучением экспозиций музея. Подготовка и проведение тематической экскурсии «Печной угол».
5. Столовая посуда и приборы
Теория: Виды столовой посуды. Деревянные ложки.
Практика: Фондовая работа, связанная с изучением экспозиции музея.
6. Русский самовар.
Теория: Русский самовар. Появление и использование самовара. Традиции чаепития на Руси. Лесной чай.
Практика: Фондовая работа, связанная с изучением экспозиции музея.
7. Хлеб - всему голова.
Теория: Традиции выпечки, оформления, виды хлебов.
Практика: Подготовка и проведение тематической экскурсии «В гостях у самовара».
8. Красный угол.
Теория: Красный угол – духовная часть русской избы. Расположение. Оформление. Божница. Иконы.
Практика: Фондовая работа, связанная с изучением экспозиции музея.
9. Предметы русского быта.
Теория: Утюги, рубели. Коромысло. Колыбель.
Практика: Фондовая работа, связанная с изучением экспозиций музея. Подготовка и проведение тематической экскурсии «Из истории вещей».
10. Народные ремесла.
Теория: Традиции прядения, ткачества, художественного вышивания на Руси. Прялка, ткацкий станок, пяльца. Половики, полотенца, рушники.
Практика: Фондовая работа, связанная с изучением экспозиций музея.
11. Русский народный костюм.
Теория: Предметы женского и мужского народного костюма. Повседневная и праздничная одежда. Виды головных уборов. Их назначение.
Практика: Фондовая работа, связанная с изучением экспозиций музея.
12. Народные игрушки.
Теория: Многообразие игрушек. Краткая характеристика. Виды и назначение игрушек. Глиняные и деревянные игрушки. Игрушки-свистульки. Куклы. Матрешки.
Практика: Фондовая работа, связанная с изучением экспозиций музея. Подготовка и проведение тематической экскурсии «Народные игрушки».
13. Школа экскурсовода.
Практика: Описание фонда музея. Подготовка и проведение обзорной экскурсии по музею для обучающихся школы.
Определение результативности обучения детей происходит посредством предметной и педагогической диагностик.
Основным предметом оценки выступает индивидуальная динамика обучающихся в достижении планируемых образовательных результатов освоения АДОП. Используются следующие подходы к оценке индивидуальной динамики: личностно-ориентированный подход. индивидуально-дифференцированный подход. коммуникативный подход. Личностно-ориентированный подход обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние ребенка, формирование мотивации к занятиям деятельностью, предусмотренной АДОП. Индивидуально-дифференцированный подход обеспечивает продвижение ребенка в овладении предусмотренной деятельностью, познавательном и речевом развитии. Коммуникативный подход обеспечивает создание психологической готовности к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, особый контроль за овладением средствами речевой коммуникации в деятельности.
Предусматривается использование следующих оценочных средств: карта мониторинга, анкета для родителей, лист наблюдений, анализ продуктов деятельности.
Анализ и интерпретация данных оценочных процедур предполагает изменение динамики по заданным критериям (умения планировать собственную деятельность, а также умения выразить план своих действий (в доступной форме) и оценить результаты своей работы). Проводится простая балльная оценка (от 0 до 3 баллов), где 0 баллов - отсутствие позитивной динамики, отсутствие устойчивого интереса к деятельности, предусмотренной данной АДОП, 1 балл - незначительная положительная динамика, отдельные эпизодические положительные изменения в формировании и развитии интереса к деятельности, предусмотренной данной АДОП, 2 балла - наличие устойчивых положительных изменений, ребенок в знакомых отработанных ситуациях демонстрирует интерес к доступным операциям/действиям (с учетом особенностей возраста и здоровья, индивидуальных особенностей), 3 балла - значительный прирост в развитии интереса к видам деятельности, связанным с направленностью программы обучения.
Материалы:
Экспонаты музея.
Карточки тематические.
Методическое обеспечение видами продукции:
Разработки игр, занятий, конкурсов, проектов.
Список литературы для педагога:
Баранов Д.А., Баранова О.Г. Русская изба - иллюстрированная энциклопедия
СПб: Искусство, 2005.
Забелин М. Русский народ. М.: ЭКСМО, 2004.
Лаврентьева. Культура Русского народа. СПб: Паритет, 2004.
Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры 9-17 вв. М., 1984.
Мыльников А.С. Картина славянского мира. СПб, 1999.
Панкив И., Рассолова Е. Круг земного бытия. Обычаи, обряды, молитвы. М., 1997.
Панкив И., Рассолова Е. Русский народ. Его обычаи, предания, суеверия и поэзия. СПб, 1994.
Семенова М. Мы-славяне. СПб, 1997.
Терещенко А. Быт русского народа. СПб, 1997.
Традиционный русский быт. Энциклопедический словарь. М., 2002.
Шангина И.И. Русская изба - энциклопедический словарь СПб: Азбука- классика, 2003.
Список литературы для обучающихся:
Поскребышева Г. Православная кухня. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
Садовников Д.Н. Загадки русского народа. М.: Азбука, 2002.
Традиционный русский быт. Энциклопедический словарь. М., 2002.
Шангина И.И. Русская изба - энциклопедический словарь СПб: Азбука- классика, 2003.
Интернет-ресурсы:
http://bibliotekar.ru/rus/index.htm
Применение технических средств обучения (смарт оборудования и др.), специального программного обеспечения:
Основное оборудование:
ноутбук;
экспонаты музея.
Расходные материалы:
предметы для ручного труда: ножницы, клей, пластилин, вата, бумага, картон, нитки;
экспонаты и материалы для проведения практических занятий.
Архитектурная среда.
Школьный музей «Русская изба» создан в ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 9" в 2012 году. Фонд музея составляет 323 экспоната. Музейная экспозиция состоит их 6 тематических разделов:
Русская изба.
Печь в русской избе.
Красный угол.
Бабий кут.
Мужской угол.
Ремесла.
Архитектурная среда предполагает:
Доступность:
Необходимо обеспечить общие требования в соответствии с нормами САНПиН, специальные требования отсутствуют (за исключением особых случаев, отраженных в рекомендации ПМПК, ИПРА).
Безопасность:
Необходимо обеспечить наличие световой и звуковой индикации тревожных кнопок (пожарной, эвакуационной, указателя на запасной выход)
Размещенные наглядные правила безопасного поведения на стендах; символы, предупреждающие об опасности.
Светозвуковой сигнал для быстрого привлечения внимания обучающегося в чрезвычайных ситуациях.
Организация деятельности:
Книги / пособия / дидактические материалы/экспонаты музея
Алгоритмизация деятельности:
Необходимо адаптировать материалы в соответствии с возможностями обучающихся.
Использование пошаговых инструкций хода занятия, с обязательной предварительной консультацией.
Реализация деятельности:
В работе необходимо использовать наглядные и практические методы.
Использовать простые пошаговые схемы, алгоритмические предписания, таблицы, памятки.
Результат:
Результат в соответствии с направленностью АДОП; в соответствии с интегративными социально- значимыми качествами личности (социализация и инициативность).
Специальные методы:
Рекомендуется использовать наглядные и практические методы, использовать простые пошаговые схемы, алгоритмические предписания, инструкции, памятки.
Кадровые:
Программу реализует Тювильдина Людмила Николаевна, учитель истории
ППС участников образовательных отношений сопровождается педагогом-психологом по необходимости.
Наличие консультационной помощи педагога-психолога осуществляется по запросу участников образовательных отношений и при необходимости.
Техническое сопровождение обучающегося (ассистент, помощник) при необходимости осуществляется родителями, законными представителями.
Обеспечить при наличии рекомендаций ПМПК и при наличии специалистов в организации помощь ассистента.