Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Школьный музей "Русская изба"

3
0
Материал опубликован 22 August

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа №9, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»



Согласовано

Методическое объединение

Протокол № 1

от «29» августа 2022 г.

Руководитель ШМО

__________ Е.В.Папулова

Утверждаю

Директор ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 9»

__________________Кашина И.И.


Приказ №_43_ от 29.08.2022г








Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности



«Школьный музей "Русская изба"»


Возраст обучающихся: 12-13 лет

Срок реализации: 1 год (34 недели)





Автор-составитель:

Тювильдина Л.Н., учитель












г. Екатеринбург

Оглавление



Диагностический лист

Число детей:

12 обучающихся

Возраст обучающихся:

12-13 лет

Нозологическая категория:

Задержка психического развития/задержка психоречевого развития (далее ЗПР)

Особенности развития:

Обучающиеся с ЗПР:

- испытывают трудности самоконтроля поведения, нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослого, направленного на регуляцию поведения ребенка;

- имеют слабый интерес к взаимодействию со взрослым, с трудом вовлекаются в совместную деятельность, даже если эта деятельность интересна и доступна ребенку;

- быстро пресыщаются, теряют интерес к видам деятельности, связанным с направленностью программы обучения;

- имеют индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, требующие учета при обучении (своеобразие реакции на ситуацию успеха и неуспеха в собственной и чужой деятельности, поведения при утомлении, недомогании, переживании, реакции на новизну и т.п.);

- имеют индивидуальные особенности когнитивной сферы, требующие учета при обучении (недостаточность, дефициты компонентов познавательных процессов - памяти, внимания, мышления, воображения, влияющих на освоении данной программы.



Пояснительная записка

Общая информация:

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Школьный музей «Русская изба» разработана для обучающихся ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 9» , имеющих ЗПР. Школьный музей «Русская изба» создан в ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 9" в 2012 году. Сегодня фонд музея составляет 323 экспоната. Музейная экспозиция состоит их 6 тематических разделов:

Русская изба.

Печь в русской избе.

Красный угол.

Бабий кут.

Мужской угол.

Ремесла.

Новизна и актуальность:

Изучение быта, обычаев и традиций русской крестьянской семьи прививает уважение к культуре и традициям русского народа и является одним из важных направлений в гражданском и патриотическом воспитании обучающихся. В процессе обучения дети осваивают новые виды деятельности: работа с фондом музея, подготовка и проведение тематической экскурсии по выбранному разделу музейной экспозиции, обзорной экскурсии.

Реализация программы предусматривает учет особых образовательных потребностей обучающихся, включая потребности в: постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру, постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; в учете актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечении индивидуального темпа обучения .

Цель реализации: приобщение обучающихся к культуре русского народа через специально организованную деятельность школьного музея "Русская изба".

Цель реализации программы содержит специальную коррекционно-развивающую составляющую: целенаправленное формирование эмоционально-волевой, личностной, социально-коммуникативной, познавательной и двигательной сфер и коррекция недостатков их развития; максимально возможная минимизация дефицитов к овладении содержанием программы, применении специального подхода к вариативности оценки итоговых достижений, внимания к эмоциональному благополучию ребенка.

Задачи:

Воспитательные:

формировать у обучающихся эстетические взгляды, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями;

формировать у обучающихся умение самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

воспитывать у обучающихся личностные качества, позволяющие любить и уважать свою Родину, ценить её культурное наследие, принимать и уважать духовные и культурные ценности других народов;

формировать устойчивый интерес к изучению русской культуры;

воспитывать и повышать общую культуру поведения и общения.

Развивающие:

развивать творческие способн6ости обучающихся и способствовать их проявлению;

развивать художественный вкус, умение видеть и понимать прекрасное;

развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);

развивать положительные качества личности, необходимые для творчества и самореализации в жизни;

развивать экскурсионные навыки.

Обучающие:

познакомить с традициями, обрядами, праздниками, домашним бытом русского народа;

познакомить с историей возникновения и развития русской культуры;

познакомить с профессиональной терминологией;

познакомить с основами экскурсоводческой деятельности.

Среди задач обучения и воспитания особое внимание уделяется специальным задачам коррекционно-развивающей направленности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся: учить школьников предварительному проговариванию этапов работы (начиная с конкретного действия, продолжая более развернутым планированием), уделяя особое внимание соответствию планируемого и выполненного; формировать самооценку в деятельности, используя для этой цели эталонные образцы; побуждать школьника осознавать обнаруженное несоответствие как трудность, нуждающуюся в преодолении и не связанную с характеристиками его личности; включать в ход занятия динамические паузы, смену рабочих поз, релаксационные упражнения и другие приемы, позволяющие снять утомление и нервно-психическое напряжение, формировать и закреплять навыки продуктивного взаимодействия со взрослыми; контролировать эмоциональное состояние школьника в процессе коммуникации со взрослым, развивать осмысленное отношение к выполняемым заданиям; учить ребенка самостоятельным действиям по пошаговой словесной инструкции и алгоритму; предупреждать в процессе деятельности трудности, связанные с недостатками познавательных процессов за счет упрощения инструкции, увеличения доли индивидуальной помощи ребенку, модификации заданий для повышения вероятности их успешного выполнения; использовать специальные методы, приемы и средства обучения младших школьников с ЗПР; поддерживать работоспособность ребенка, включая в ход занятия динамические паузы, смену рабочих поз, релаксационные упражнения, другие приемы, позволяющие снять утомление и нервно-психическое напряжение; актуализировать на каждом занятии полученные ранее знания.

Уровень сложности:

Базовый

Форма обучения:

Очная

Форма реализации:

Групповая

Периодичность:

2 раза в неделю

Продолжительность одного занятия:

40 минут

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные:

получит возможность для формирования эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

получит возможность для формирования личностных качеств, позволяющих любить и уважать свою Родину, ценить её культурное наследие, принимать и уважать духовные и культурные ценности разных народов;

будет сформирован устойчивый познавательный интерес к русской культуре;

получит возможность для формирования общей культуры поведения и общения.

Метапредметные:

будут развиты творческие способности;

получит возможность для развития художественного вкуса;

будут развиты коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);

будут развиты положительные качества личности, необходимые для творчества и самореализации в жизни;

обретёт экскурсионные навыки.

Предметные:

будет знать традиции, обряды, праздники, быт русского народа;

будет знать историю возникновения и развития русской культуры;

будет знать профессиональную терминологию;

будет владеть основами экскурсоводческой деятельности;

будет уметь самостоятельно готовить и проводить экскурсионные программы.

Планируемые результаты освоения включают специальную группу образовательных результатов: ребенок способен следовать намеченному плану под руководством взрослого; понимает, что каждое дело должно быть доведено до конца, заинтересован в результатах своей работы; может ответить на вопрос о том, что ему было сложно делать и почему; сохраняет позитивное эмоциональное состояние в ходе занятия. Ребенок проявляет стабильное эмоциональное состояние, понимает и адекватно выражает свои потребности, использует элементарные способы контроля своих эмоций; уменьшается количество нарушений поведения.

Формы проведения итоговой реализации программы:

Проведение тематической экскурсии по экспозиции музея.

Календарный учебный график

Начало учебного года – 2 сентября

Окончание учебного года – 31 мая

Сроки проведения каникул:

Осенние: 29.10.2022-06.11.2022 гг.

Зимние: 29.12.2022-08.01.2023 гг.

Весенние: 23.03.2023-02.04.2023 гг.



Год обучения

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Объём учебных часов

Режим работы

1

первый

34

68

153

2 раза в неделю по 2,25 часа


Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика


Введение

2

1

1

Тест

1.1

Введение. Музей-хранитель истории веков. Понятия: музейный экспонат, музейная экспозиция. Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий (в том числе в помещении музея), правилам противопожарной безопасности.


1


1.2

Музеи города Екатеринбурга



1


Русская изба

7

4

3

Тематическая экскурсия

2.1

Русская изба. Выбор места и материала для строительства.


1


2.2

Народные традиции, связанные со строительством избы.


1


2.3

Элементы русской избы: крыша, рама, сруб, наличники.


1


2.4

Деревянная сказка Руси.


1


2.5

Пословицы и поговорки об избе и гостях. Обряды гостеприимства на Руси.



1

2.6

Подготовка тематической экскурсии «Как строили русскую избу».



1

2.7

Проведение тематической экскурсии «Как строили русскую избу».



1


Народные праздники

14

7

7

Презентация

3.1

Народный календарь. Осенние праздники.


1


3.2

Осенины – праздник урожая и встречи осени. Подготовка праздника.



1

3.3

Проведение праздника «Осенины».



1

3.4

Народный календарь. Зимние праздники.


1


3.5

Праздник Рождество Христово. Колядки.


1


3.6

Святки. Святочные гадания.


1


3.7

Народный календарь. Весенние праздники.


1


3.8

Разработка проекта «Навстречу Масленице».



1

3.9

Разработка проекта «Навстречу Масленице».



1

3.10

Подготовка и участие в празднике «Широкая Масленица».



1

3.11

Весенние праздники народного календаря. Благовещение.


1


3.12

Блюда пасхального стола. Легенда о пасхальном яйце.


1


3.13

Работа над презентацией «Пасха -светлый праздник христиан»



1

3.14

Представление презентации «Пасха -светлый праздник христиан»



1


Печь – важная часть пространства избы

8

5

3

Тематическая экскурсия

4.1

Печь – важная часть пространства избы


1


4.2

Печная утварь: горшок, чугунок.


1


4.3

Печная утварь: ухват, кочерга.


1


4.4

Пословицы и поговорки о печи.


1


4.5

Образ печи в русских народных сказках.


1


4.6

Подготовка тематической экскурсии «Печной угол».



1

4.7

Проведение тематической экскурсии «Печной угол».



1

4.8

Бабий кут.



1


Столовая посуда и приборы

5

3

2

Тест

5.1

Кухонная утварь. Миски, чашки, крынки.


1


5.2

Кухонная утварь. Кувшины, хлебница, солоница.


1


5.3

История вещей. Утюги. Рубели


1


5.4

Символ России – деревянная ложка. Ложки простые и расписные.



1

5.5

Пословицы и поговорки о ложках. Игра на ложках.



1


Русский самовар

2

1

1

Тест

6.1

Русский самовар. История и виды


1


6.2

Традиции чаепития на Руси.



1


Хлеб – всему голова

6

3

3

Тематическая экскурсия

7.1

Хлеб – всему голова.


1


7.2

Пословицы и поговорки о хлебе.


1


7.3

Традиции выпечки на Руси.


1


7.4

Бабушкины пироги



1

7.5

Подготовка тематической экскурсии «В гостях у самовара».



1

7.6

Проведение тематической экскурсии «В гостях у самовара».



1


Красный угол

3

2

1

Тест

8.1

Красный угол – духовная часть русской избы.


1


8.2

Красный угол. Расположение. Оформление.


1


8.3

Божница. Иконы. Их значение в жизни русского человека.



1


Предметы русского быта

6

3

3

Тематическая экскурсия

9.1

История вещей. Колыбель - приспособление для сна и укачивания ребенка. Составные части, обереги.


1


9.2

Колыбельные песни.


1


9.3

История вещей. Коромысло.


1


9.4

Загадки о предметах быта.



1

9.5

Подготовка тематической экскурсии «Из истории вещей».



1

9.6

Проведение тематической экскурсии «Из истории вещей».



1


Народные ремесла

5

3

2

Тест

10.1

Русское женское ремесло. Прядение. Прялка. Веретено.


1


10.2

Русское женское ремесло. Ткачество Половики.


1


10.3

Русское женское ремесло. Вышивание. Полотенца. Рушники.



1

10.4

Мужской угол. Русское мужское ремесло.


1


10.5

Мужской угол. Русское мужское ремесло.



1


Русский народный костюм

6

4

2

Тест

11.1

Женский народный костюм


1


11.2

Женский народный костюм.


1


11.3

Мужской народный костюм.


1


11.4

Мужской народный костюм.


1


11.5

Головные уборы



1

11.6

Экскурсия в центр народной культуры.



1


Народные игрушки

8

4

4

Тематическая экскурсия

12.1

Куклы на Руси.


1


12.2

Куклы-обереги. Мастер-класс по изготовлению



1

12.3

Обрядовые куклы. Мастер-класс по изготовлению.



1

12.4

Кукла Младенчик, кукла Счастья Кукла Желанница


1


12.5

Многообразие игрушек, виды и назначение.


1


12.6

История возникновение и разнообразие русских матрёшек.


1


12.7

Подготовка тематической экскурсии «Народные игрушки».



1

12.8

Проведение тематической экскурсии «Народные игрушки».



1


Школа экскурсовода

4,5


4,5

Обзорная экскурсия

13.1

Подготовка обзорной экскурсии «Русская изба».



1

13.2

Подготовка обзорной экскурсии «Русская изба».



1

13.3

Проведение обзорной экскурсии «Русская изба». 1-2 классы



1,25

13.4

Проведение обзорной экскурсии «Русская изба».3-4 классы



1,25

Итого

76,5

38

38,5





Содержание программы.

1.Введение.

Теория: Музей – хранитель истории веков. Музейная экспозиция, музейный экспонат. Музеи города Екатеринбурга.

2. Русская изба.

Теория: Выбор места и материала для строительства избы. Элементы русской избы. народные традиции, связанные со строительством избы.

Практика: Подготовка и проведение тематической экскурсии «Как строили русскую избу».

3. Народные праздники.

Теория: народный календарь. Осенние, зимние, весенние и летние народные праздники.

Практика: подготовка и участие в народных праздниках.

4. Печь – важная часть пространства избы.

Теория: Виды печей и ее многофункциональность. Виды горшков, чугунков, ухватов, кочерга.

Практика: Фондовая работа, связанная с изучением экспозиций музея. Подготовка и проведение тематической экскурсии «Печной угол».

5. Столовая посуда и приборы

Теория: Виды столовой посуды. Деревянные ложки.

Практика: Фондовая работа, связанная с изучением экспозиции музея.

6. Русский самовар.

Теория: Русский самовар. Появление и использование самовара. Традиции чаепития на Руси. Лесной чай.

Практика: Фондовая работа, связанная с изучением экспозиции музея.

7. Хлеб - всему голова.

Теория: Традиции выпечки, оформления, виды хлебов.

Практика: Подготовка и проведение тематической экскурсии «В гостях у самовара».


8. Красный угол.

Теория: Красный угол – духовная часть русской избы. Расположение. Оформление. Божница. Иконы.

Практика: Фондовая работа, связанная с изучением экспозиции музея.

9. Предметы русского быта.

Теория: Утюги, рубели. Коромысло. Колыбель.

Практика: Фондовая работа, связанная с изучением экспозиций музея. Подготовка и проведение тематической экскурсии «Из истории вещей».


10. Народные ремесла.

Теория: Традиции прядения, ткачества, художественного вышивания на Руси. Прялка, ткацкий станок, пяльца. Половики, полотенца, рушники.

Практика: Фондовая работа, связанная с изучением экспозиций музея.

11. Русский народный костюм.

Теория: Предметы женского и мужского народного костюма. Повседневная и праздничная одежда. Виды головных уборов. Их назначение.

Практика: Фондовая работа, связанная с изучением экспозиций музея.

12. Народные игрушки.

Теория: Многообразие игрушек. Краткая характеристика. Виды и назначение игрушек. Глиняные и деревянные игрушки. Игрушки-свистульки. Куклы. Матрешки.

Практика: Фондовая работа, связанная с изучением экспозиций музея. Подготовка и проведение тематической экскурсии «Народные игрушки».


13. Школа экскурсовода.

Практика: Описание фонда музея. Подготовка и проведение обзорной экскурсии по музею для обучающихся школы.


Оценочные материалы

Определение результативности обучения детей происходит посредством предметной и педагогической диагностик.

Основным предметом оценки выступает индивидуальная динамика обучающихся в достижении планируемых образовательных результатов освоения АДОП. Используются следующие подходы к оценке индивидуальной динамики: личностно-ориентированный подход. индивидуально-дифференцированный подход. коммуникативный подход. Личностно-ориентированный подход обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние ребенка, формирование мотивации к занятиям деятельностью, предусмотренной АДОП. Индивидуально-дифференцированный подход обеспечивает продвижение ребенка в овладении предусмотренной деятельностью, познавательном и речевом развитии. Коммуникативный подход обеспечивает создание психологической готовности к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, особый контроль за овладением средствами речевой коммуникации в деятельности.

Предусматривается использование следующих оценочных средств: карта мониторинга, анкета для родителей, лист наблюдений, анализ продуктов деятельности.

Анализ и интерпретация данных оценочных процедур предполагает изменение динамики по заданным критериям (умения планировать собственную деятельность, а также умения выразить план своих действий (в доступной форме) и оценить результаты своей работы). Проводится простая балльная оценка (от 0 до 3 баллов), где 0 баллов - отсутствие позитивной динамики, отсутствие устойчивого интереса к деятельности, предусмотренной данной АДОП, 1 балл - незначительная положительная динамика, отдельные эпизодические положительные изменения в формировании и развитии интереса к деятельности, предусмотренной данной АДОП, 2 балла - наличие устойчивых положительных изменений, ребенок в знакомых отработанных ситуациях демонстрирует интерес к доступным операциям/действиям (с учетом особенностей возраста и здоровья, индивидуальных особенностей), 3 балла - значительный прирост в развитии интереса к видам деятельности, связанным с направленностью программы обучения.


Методическое обеспечение программы дополнительного образования.


Материалы:

Экспонаты музея.

Карточки тематические.


Методическое обеспечение видами продукции:

Разработки игр, занятий, конкурсов, проектов.

Список литературы для педагога:

Баранов Д.А., Баранова О.Г. Русская изба - иллюстрированная энциклопедия
СПб: Искусство, 2005.

Забелин М. Русский народ. М.: ЭКСМО, 2004.

Лаврентьева. Культура Русского народа. СПб: Паритет, 2004.

Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры 9-17 вв. М., 1984.

Мыльников А.С. Картина славянского мира. СПб, 1999.

Панкив И., Рассолова Е. Круг земного бытия. Обычаи, обряды, молитвы. М., 1997.

Панкив И., Рассолова Е. Русский народ. Его обычаи, предания, суеверия и поэзия. СПб, 1994.

Семенова М. Мы-славяне. СПб, 1997.

Терещенко А. Быт русского народа. СПб, 1997.

Традиционный русский быт. Энциклопедический словарь. М., 2002.

Шангина И.И. Русская изба - энциклопедический словарь СПб: Азбука- классика, 2003.

Список литературы для обучающихся:

Поскребышева Г. Православная кухня. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

Садовников Д.Н. Загадки русского народа. М.: Азбука, 2002.

Традиционный русский быт. Энциклопедический словарь. М., 2002.

Шангина И.И. Русская изба - энциклопедический словарь СПб: Азбука- классика, 2003.

Интернет-ресурсы:

http://www.russianculture.ru/

http://bibliotekar.ru/rus/index.htm



Материально-технические условия.

Применение технических средств обучения (смарт оборудования и др.), специального программного обеспечения:

Основное оборудование:

ноутбук;

экспонаты музея.

Расходные материалы:

предметы для ручного труда: ножницы, клей, пластилин, вата, бумага, картон, нитки;

экспонаты и материалы для проведения практических занятий.

Архитектурная среда.

Школьный музей «Русская изба» создан в ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 9" в 2012 году. Фонд музея составляет 323 экспоната. Музейная экспозиция состоит их 6 тематических разделов:

Русская изба.

Печь в русской избе.

Красный угол.

Бабий кут.

Мужской угол.

Ремесла.

Архитектурная среда предполагает:

Доступность:

Необходимо обеспечить общие требования в соответствии с нормами САНПиН, специальные требования отсутствуют (за исключением особых случаев, отраженных в рекомендации ПМПК, ИПРА).

Безопасность:

Необходимо обеспечить наличие световой и звуковой индикации тревожных кнопок (пожарной, эвакуационной, указателя на запасной выход)

Размещенные наглядные правила безопасного поведения на стендах; символы, предупреждающие об опасности.

Светозвуковой сигнал для быстрого привлечения внимания обучающегося в чрезвычайных ситуациях.

Организация деятельности:

Книги / пособия / дидактические материалы/экспонаты музея

Алгоритмизация деятельности:

Необходимо адаптировать материалы в соответствии с возможностями обучающихся.

Использование пошаговых инструкций хода занятия, с обязательной предварительной консультацией.

Реализация деятельности:

В работе необходимо использовать наглядные и практические методы.

Использовать простые пошаговые схемы, алгоритмические предписания, таблицы, памятки.

Результат:

Результат в соответствии с направленностью АДОП; в соответствии с интегративными социально- значимыми качествами личности (социализация и инициативность).

Специальные методы:

Рекомендуется использовать наглядные и практические методы, использовать простые пошаговые схемы, алгоритмические предписания, инструкции, памятки.

Кадровые:

Программу реализует Тювильдина Людмила Николаевна, учитель истории

ППС участников образовательных отношений сопровождается педагогом-психологом по необходимости.

Наличие консультационной помощи педагога-психолога осуществляется по запросу участников образовательных отношений и при необходимости.

Техническое сопровождение обучающегося (ассистент, помощник) при необходимости осуществляется родителями, законными представителями.

Обеспечить при наличии рекомендаций ПМПК и при наличии специалистов в организации помощь ассистента.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.