Адаптированная общеобразовательная программа по факультативному курсу «Мир творчества» (в технике «лоскутное шитьё») на 2020 – 2021 уч. год
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей трудового обучения, СБО и ИЗО ОКОУ «Курская школа» Протокол от « 25» августа 2020г. № 1 | Рассмотрено на заседании методического совета ОКОУ «Курская школа» Протокол от « 26» августа 2020 г. № 1 | | Утверждено решением педагогического совета ОКОУ «Курская школа» Протокол от «27» августа 2020 г. № 1 Введено в действие приказом директора школы от « 28 » августа 2020 г. № 01-02-136 |
Адаптированная общеобразовательная программа
по факультативному курсу «Мир творчества»
на 2020 – 2021 уч. год
Составила программу:
учитель трудового обучения
высшей квалификационной категории
Е.Г. Гончарова
КУРСК -2020
Пояснительная записка
Адаптированная общеобразовательная программа по факультативному курсу «Мир творчества» представлена в технике «лоскутное шитьё».
Актуальность создания данной программы педагогически целесообразна, т.к. обусловлена дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью и при её реализации школа становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма.
Работа по факультативному курсу «Мир творчества» - прекрасное средство развития творческих, умственных способностей, мелкой моторики рук, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья.
Продолжительность реализации программы -1 год.
Программа рассчитана на 1 час в неделю по 40 минут - 33ч. в учебном году.
Обучение проводится для обучающихся 6 класса.
В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.
По целевой направленности программа является – прикладной, по содержательной направленности - художественно-эстетической.
В лоскутной технике сохраняются традиции практически всех народов мира. Изучение традиций, особенностей русского и зарубежного народного лоскутного шитья позволит обучающимся создавать красивые, современные изделия. В России традиции этого искусства начали складываться и широко применяться в лоскутных изделиях и народном костюме с конца ХIХ – начала ХХ века. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особой яркостью, «веселием» красок. Работа с лоскутками – занятие увлекательное. Из лоскутков можно выполнить простые изделия декоративного плана и бытового назначения. Некоторые из них могут стать настоящими произведениями искусства. Польза и красота, обычное, в сущности, шитье и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – так можно охарактеризовать изделия, выполненные в технике лоскутного шитья.
Программа разработана так, чтобы учащиеся, изучая учебный материал, выполняли сначала простые образцы, обрабатывая их приемы и технику выполнения, а затем переходили к изготовлению более сложной работы (индивидуальных или групповых творческих работ). Последовательность тем по программе определяется усложнением материала в техническом и художественном отношении. Вариативность изучаемого материала позволяет учителю направить процесс обучения не только на накопление знаний, умений по лоскутному шитью, но и максимальное использование физических возможностей и умственных способностей учащихся с умственной отсталостью. Результатом такого обучения должно стать достижение психологической готовности учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в области надомного труда.
Работа по факультативному курсу не дублирует программный материал по профессионально-трудовому обучению для детей с ОВЗ, а расширяет и углубляет сведения о работе с различными тканями в лоскутной технике, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках, знакомит с новыми техниками декоративно-прикладного творчества. Работа организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цели адаптированной общеобразовательной программы
по факультативному курсу «Мир творчества»:
сформировать у учащихся устойчивый интерес к рукоделию в технике «лоскутное шитьё» на основе народных традиций,
развивать творческие способности школьников с ОВЗ,
создавать сплоченный детский коллектив через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;
создавать условия для воспитания положительной мотивации к труду.
Основные задачи программы
Образовательные:
- получить и углубить знания по истории возникновения и развития лоскутного шитья;
- научить техническим приемам их выполнения, изучить характерные особенности материала и законы цветоведения;
- познакомить с основами рисунка и построения композиции,
- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;
- обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению.
Развивающие:
- развивать общетрудовые знания, умения, навыки;
- развивать зрительное восприятие;
-развивать мелкую моторику пальцев рук,
- способствовать развитию творческих способностей, умению соблюдать цветовую композицию.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;
- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
- воспитывать интерес к творческой деятельности.
- воспитание эстетического вкуса;
-воспитывать бережливость, экологическую сознательность;
- содействие творческому развитию личности школьников, потребности в самореализации.
Методические указания
На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.
Планирование данной программы имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию, от года к году. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:
- аккуратность;
- четкость и последовательность выполнения изделия;
- самостоятельность выполнения;
- наличие творческого элемента.
Планируемый уровень подготовки обучающихся к окончанию факультативного курса «Мир творчества»
знать:
правила техники безопасности при работе ручными инструментами, на швейной машине, утюгом;
названия ручных инструментов, приспособлений, материалов, предусмотренных программой;
правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов, предусмотренных программой;
уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно (или с частичной помощью учителя) изготовлять изделие по образцу;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду;
определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
Учебно – тематическое планирование занятий (1ч/неделю 33ч.)№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 4 |
2. | Изготовление кухонных прихваток | 7 |
3. | Технология изготовления фартука для кухни | 7 |
4. | Технология изготовления скатерти для кухни | 9 |
5. | Изготовление пасхальных яиц | 5 |
6. | Выставка детских работ | 1 |
| Итого | 33 |
Учебно-тематическое планирование занятий
по факультативному курсу «Мир творчества»
(1 ч/неделю -33ч)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
| I четверть | 8 ч | |
1. | Вводное занятие. Знакомство с программой обучения. Организация рабочих мест. | 1 | 02.09. |
2. | Беседа о лоскутной технике. Материалы и инструменты в лоскутном шитье. Шаблоны и выкройки. Подготовка материалов к работе. | 1 | 09.09. |
3. | Изготовление кухонных прихваток. Композиция и цвет. Материаловедение. Раскрой деталей прихватки. | 1 | 16.09. |
4. | Орнамент в лоскутной технологии. Подготовка деталей к по парному сшиванию. | 1 | 23.09. |
5. | Основные приемы лоскутного шитья. Соединение лоскутков. | 1 | 30.10. |
6. | Выкладывание фрагментов и соединение деталей прихватки. | 1 | 07.10. |
7. | Соединение деталей и приутюживание швов. | 1 | 14.10. |
8. | Обработка срезов. Утюжка готового изделия. | 1 | 21.10. |
| II четверть | 7 ч | |
1. | Вводное занятие. План работы на четверть. Вводный инструктаж по технике безопасности. | 1 | 11.11. |
2. | Технология изготовления фартука для кухни. Подбор тканей и раскрой деталей. | 1 | 18.11. |
3. | Обработка косой бейкой основной детали, отделочной детали, накладных карманов. | 1 | 25.11. |
4. | Обработка шитьем отделочной детали. Настрачивание основной детали на отделочную деталь. | 1 | 02.12. |
5. | Настрачивание карманов на основную деталь фартука. | 1 | 09.12. |
6. | Обработка шитьем или оборкой срезов основной детали. | 1 | 16.12. |
7. | Обработка завязок и прикрепление к основной детали фартука. Утюжка готового изделия. | 1 | 23.12. |
| III четверть | 10ч | |
1. | Вводное занятие. План работы на четверть. Вводный инструктаж по технике безопасности. | 1 | 13.01. |
2. | Технология изготовления скатерти для кухни. Подбор материала. Изготовление шаблона. | 1 | 20.01. |
3. | Раскрой деталей скатерти. | 1 | 27.01. |
4. | Соединение фрагментов орнамента (скалывание). | 1 | 03.02. |
5. | Соединение фрагментов орнамента (стачивание). | 1 | 10.02. |
6. | Соединение полос орнамента (скалывание). | 1 | 17.02. |
7. | Соединение полос орнамента (стачивание). | 1 | 24.02. |
8. | Соединение полос с основной деталью скатерти. | 1 | 03.03. |
9. | Оформление швов соединения. | 1 | 10.03. |
10. | Окончательная отделка изделия. | 1 | 17.03. |
| IV четверть | 8ч | |
1. | Вводное занятие. План работы на четверть. Вводный инструктаж по технике безопасности. | 1 | 07.04. |
2. | Изготовление пасхальных яиц. Подбор ткани для основания, материала для набивки яиц. Изготовление шаблона. | 1 | 14.04. |
3. | Раскрой деталей яиц. | 1 | 21.04. |
4. | Скалывание деталей яйца. | 1 | 28.04. |
5. | Соединение деталей яйца (стачивание). Набивка синтепоном и зашивание отверстия. | 1 | 05.05. |
6. | Изготовление подставки из ткани для пасхальных яиц. | 1 | 12.05. |
7. | Оформление подставки в виде цветка из ткани. | 1 | 19.05. |
8. | Выставка работ за учебный год. | 1 | 26.05 |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1999.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 1994.
3. Еременко Т. Иголка-волшебница – Москва Просвещение, 1997.
4. Иванова Ю.Б. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. – М.: Культура и традиции, 2007.
5. Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. – СПб.: «Паритет», 2000.
6. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2000.
7.Муханова И. Ю. Лоскутное шитьё в деревенском стиле. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2004.
8.Нагель О. И. Художественное лоскутное шитье (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута).- М., Школьная Пресса, 2004.
9. Рукосуева В. А. Волшебная иголочка. – Ачинск, 2014.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Инструкционные карты.
Копилка электронных презентаций по темам программы.
Образцы рисунков.
Образцы тканей, машинных швов, вышивок, фурнитуры, изделий, ниток.
Пооперационные карты.
ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Гладильная доска.
Компьютер.
Линейка.
Мел.
Ножницы.
Ручные иглы, машинные иглы.
7. Столы.
8. Стулья.
9. Шаблоны.
10. Швейные нитки.
11. Швейные машины с электрическим приводом.
12. Электрический утюг.