Адаптированная общеобразовательная программа по факультативному курсу «Мир творчества» (в технике «лоскутное шитьё») на 2020 – 2021 уч. год

0
0
Материал опубликован 25 June в группе

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей трудового обучения,

СБО и ИЗО

ОКОУ «Курская школа»

Протокол от « 25» августа 2020г. № 1


Рассмотрено

на заседании

методического совета

ОКОУ «Курская школа»

Протокол от

« 26» августа 2020 г. № 1









Утверждено

решением педагогического

совета ОКОУ «Курская школа»

Протокол от

«27» августа 2020 г. № 1

Введено в действие приказом директора школы от « 28 » августа 2020 г.

01-02-136










Адаптированная общеобразовательная программа

по факультативному курсу «Мир творчества»

на 2020 – 2021 уч. год







                                                                   Составила программу:

                                                                     учитель трудового обучения

высшей квалификационной категории

                                               Е.Г. Гончарова



КУРСК -2020

Пояснительная записка


Адаптированная общеобразовательная программа по факультативному курсу «Мир творчества» представлена в технике «лоскутное шитьё».

Актуальность создания данной программы педагогически целесообразна, т.к. обусловлена дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью и при её реализации школа становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма.

Работа по факультативному курсу «Мир творчества» - прекрасное средство развития творческих, умственных способностей, мелкой моторики рук, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья.

Продолжительность реализации программы -1 год.

Программа рассчитана на 1 час в неделю по 40 минут - 33ч. в учебном году.

Обучение проводится для обучающихся 6 класса.

В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

По целевой направленности программа является – прикладной, по содержательной направленности - художественно-эстетической.

В лоскутной технике сохраняются традиции практически всех народов мира. Изучение традиций, особенностей русского и зарубежного народного лоскутного шитья позволит обучающимся создавать красивые, современные изделия. В России традиции этого искусства начали складываться и широко применяться в лоскутных изделиях и народном костюме с конца ХIХ – начала ХХ века. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особой яркостью, «веселием» красок. Работа с лоскутками – занятие увлекательное. Из лоскутков можно выполнить простые изделия декоративного плана и бытового назначения. Некоторые из них могут стать настоящими произведениями искусства. Польза и красота, обычное, в сущности, шитье и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – так можно охарактеризовать изделия, выполненные в технике лоскутного шитья.

Программа разработана так, чтобы учащиеся, изучая учебный материал, выполняли сначала простые образцы, обрабатывая их приемы и технику выполнения, а затем переходили к изготовлению более сложной работы (индивидуальных или групповых творческих работ). Последовательность тем по программе определяется усложнением материала в техническом и художественном отношении. Вариативность изучаемого материала позволяет учителю направить процесс обучения не только на накопление знаний, умений по лоскутному шитью, но и максимальное использование физических возможностей и умственных способностей учащихся с умственной отсталостью. Результатом такого обучения должно стать достижение психологической готовности учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в области надомного труда.

Работа по факультативному курсу не дублирует программный материал по профессионально-трудовому обучению для детей с ОВЗ, а расширяет и углубляет сведения о работе с различными тканями в лоскутной технике, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках, знакомит с новыми техниками декоративно-прикладного творчества. Работа организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цели адаптированной общеобразовательной программы

по факультативному курсу «Мир творчества»:

сформировать у учащихся устойчивый интерес к рукоделию в технике «лоскутное шитьё» на основе народных традиций,

развивать творческие способности школьников с ОВЗ,

создавать сплоченный детский коллектив через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;

создавать условия для воспитания положительной мотивации к труду.

Основные задачи программы

Образовательные:

- получить и углубить знания по истории возникновения и развития лоскутного шитья;

- научить техническим приемам их выполнения, изучить характерные особенности материала и законы цветоведения;

- познакомить с основами рисунка и построения композиции,

- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;

- обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению.

Развивающие:

- развивать общетрудовые знания, умения, навыки;

- развивать зрительное восприятие;

-развивать мелкую моторику пальцев рук,

- способствовать развитию творческих способностей, умению соблюдать цветовую композицию.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

- воспитывать интерес к творческой деятельности.

- воспитание эстетического вкуса;

-воспитывать бережливость, экологическую сознательность;

- содействие творческому развитию личности школьников, потребности в самореализации.

Методические указания

На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.

Планирование данной программы имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию, от года к году. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

- аккуратность;

- четкость и последовательность выполнения изделия;

- самостоятельность выполнения;

- наличие творческого элемента.

Планируемый уровень подготовки обучающихся к окончанию факультативного курса «Мир творчества»

знать:

правила техники безопасности при работе ручными инструментами, на швейной машине, утюгом;

названия ручных инструментов, приспособлений, материалов, предусмотренных программой;

правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

способы обработки различных материалов, предусмотренных программой;

уметь:

правильно пользоваться ручными инструментами;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

бережно относиться к инструментам и материалам;

экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

самостоятельно (или с частичной помощью учителя) изготовлять изделие по образцу;

правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду;

определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.

Учебно – тематическое планирование занятий (1ч/неделю 33ч.)
п/п Тема Кол-во часов
1. Вводное занятие 4
2. Изготовление кухонных прихваток 7
3. Технология изготовления фартука для кухни 7
4. Технология изготовления скатерти для кухни 9
5. Изготовление пасхальных яиц 5
6. Выставка детских работ 1

Итого 33


Учебно-тематическое планирование занятий

по факультативному курсу «Мир творчества»

(1 ч/неделю -33ч)

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата


I четверть

8 ч


1.


Вводное занятие. Знакомство с программой обучения. Организация рабочих мест.

1


02.09.


2.

Беседа о лоскутной технике. Материалы и инструменты в лоскутном шитье. Шаблоны и выкройки. Подготовка материалов к работе.

1

09.09.

3.

Изготовление кухонных прихваток. Композиция и цвет. Материаловедение.

Раскрой деталей прихватки.

1

16.09.

4.

Орнамент в лоскутной технологии. Подготовка деталей к по парному сшиванию.

1

23.09.

5.

Основные приемы лоскутного шитья. Соединение лоскутков.

1

30.10.

6.

Выкладывание фрагментов и соединение деталей прихватки.

1

07.10.

7.

Соединение деталей и приутюживание швов.

1

14.10.

8.

Обработка срезов. Утюжка готового изделия.

1

21.10.


II четверть

7 ч


1.


Вводное занятие. План работы на четверть. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1


11.11.


2.

Технология изготовления фартука для кухни. Подбор тканей и раскрой деталей.

1

18.11.

3.

Обработка косой бейкой основной детали, отделочной детали, накладных карманов.

1

25.11.

4.

Обработка шитьем отделочной детали. Настрачивание основной детали на отделочную деталь.

1

02.12.

5.

Настрачивание карманов на основную деталь фартука.

1

09.12.

6.

Обработка шитьем или оборкой срезов основной детали.

1

16.12.

7.

Обработка завязок и прикрепление к основной детали фартука. Утюжка готового изделия.

1

23.12.


III четверть

10ч


1.


Вводное занятие. План работы на четверть. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1


13.01.


2.

Технология изготовления скатерти для кухни. Подбор материала. Изготовление шаблона.

1

20.01.

3.

Раскрой деталей скатерти.

1

27.01.

4.

Соединение фрагментов орнамента (скалывание).

1

03.02.

5.

Соединение фрагментов орнамента (стачивание).

1

10.02.

6.

Соединение полос орнамента (скалывание).

1

17.02.

7.

Соединение полос орнамента (стачивание).

1

24.02.

8.

Соединение полос с основной деталью скатерти.

1

03.03.

9.

Оформление швов соединения.

1

10.03.

10.

Окончательная отделка изделия.

1

17.03.


IV четверть


1.


Вводное занятие. План работы на четверть. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1


07.04.


2.

Изготовление пасхальных яиц. Подбор ткани для основания, материала для набивки яиц. Изготовление шаблона.

1

14.04.

3.

Раскрой деталей яиц.

1

21.04.

4.

Скалывание деталей яйца.

1

28.04.

5.

Соединение деталей яйца (стачивание). Набивка синтепоном и зашивание отверстия.

1

05.05.

6.

Изготовление подставки из ткани для пасхальных яиц.

1

12.05.

7.

Оформление подставки в виде цветка из ткани.

1

19.05.

8.

Выставка работ за учебный год.


1

26.05













УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1999.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 1994.

3. Еременко Т. Иголка-волшебница – Москва Просвещение, 1997.

4. Иванова Ю.Б. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. – М.: Культура и традиции, 2007.

5. Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. – СПб.: «Паритет», 2000.

6. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2000.

7.Муханова И. Ю. Лоскутное шитьё в деревенском стиле. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2004.

8.Нагель О. И. Художественное лоскутное шитье (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута).- М., Школьная Пресса, 2004.

9. Рукосуева В. А. Волшебная иголочка. – Ачинск, 2014.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Инструкционные карты.

Копилка электронных презентаций по темам программы.

Образцы рисунков.

Образцы тканей, машинных швов, вышивок, фурнитуры, изделий, ниток.

Пооперационные карты.

ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Гладильная доска.

Компьютер.

Линейка.

Мел.

Ножницы.

Ручные иглы, машинные иглы.

7. Столы.

8. Стулья.

9. Шаблоны.

10. Швейные нитки.

11. Швейные машины с электрическим приводом.

12. Электрический утюг.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.