Воспитательная программа 6 класса на 2021- 2022 уч гг
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа села Знаменка»
Нерчинский район, Забайкальский край
«Согласовано» «Утверждаю»
ЗДВР __________ директор школы__________
«___»______________________ _ «___»___________________________
Воспитательная программа 6 класса
на 2021- 2022 уч гг
Классный руководитель:
Трушина С.Ю
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего и среднего образования и представляет собой систему внеклассной деятельности, направленную на формирование духовно- нравственных ценностей, гражданского мировоззрения у школьников; приобщения к базовым российским ценностям, к семейным ценностям; усвоение накопленных знаний об окружающей среде и ее богатствах, и способах существования в ней, о возможностях самосохранения и сбережения собственного здоровья в критических ситуациях.
Программа составлена на основе программы воспитания МБОУ «СОКШ с. Знаменка» на 2021- 2022 уч гг., которая призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Программа воспитательной работы класса составлена для учеников 11- 13 лет на срок- 3 года (2021- 2024 гг). и включает следующие разделы:
1. Общие сведения об учащихся
2.Характеристика класса
3.Распределение обязанностей
4. Цель воспитания школы
Цель и задачи воспитательной работы на учебный год
6.Основные направления реализации воспитательной программы
7. Модули системы воспитательной работы
8. Формы деятельности с детьми
9 . Основные направления самоанализа воспитательной работы
10. Работа с родителями
11. План работы
Общие сведения об учащихся
Список класса
Фамилия | Имя, отчество | Место жительства | Год и дата рождения | Ф. И. О родителей |
1.Абрамовских | Иван Сергеевич | с. Березово | 23.06. 2008 | |
2.Арсентьева | Яна Константиновна | с. Знаменка | 3.01.2010 | |
3.Бронников | Артём Сергеевич | с. Знаменка | 28.09.2009 | |
4.Варфаламеева | Татьяна Егоровна | с. Знаменка | 13.01.2010 | |
5.Дроздова | Нина Алексеевна | с. Знаменка | 9.07.2009 | |
6. Загниборода | Вячеслав Владимирович | с. Знаменка | 31.03.2010 | |
7.Казанцева | Галина Вячеславов. | с. Знаменка | 15.09 2009 | |
8 Казанцева | Ксения Ивановна | с. Знаменка | 2.10. 2009 | |
9. Колобова | Юлия Ивановна | с. Кангил | 28.05. 2009 | |
10. Колосова | Мария Игоревна | с. Березово | 2.02. 2010 | |
11. Лесков | Антон Денисович | с. Знаменка | 27.11 2009 | |
12. Смолин | Евгений Васильевич | с. Березово | 18.04.2008 | |
13. Масловская | Ирина Петровна | с. Березово | 6.04.2009 | |
14. Метелёва | Валерия Андреевна | с. Березово | 22.09. 2008 | |
15. Обсокова | Кристина Александровна | с. Кангил | 26.10.2009 | |
16. Обсокова | Анастасия Александровна | с. Кангил | 26.10.2009 | |
17.Обухова | Ангелина Анатольевна | с. Кангил | 6 .05.2009 | |
18. Саулина | Елизавета Руслановна | с. Березово | 6.08.2010 | |
19. Смолин | Константин Романович | с. Березово | 13.09. 2009 | |
20.Смолина | Олеся Александровна | с. Березово | 5.10. 2009 | |
21. Филатова | Любовь Анатольевна | с. Беломестново | 23.09.2009 | |
22.Чупров | Дмитрий Андреевич | с. Кангил | 2.09.2005 |
Характеристика класса
В классе 23 учащихся из них 8 мальчиков и 15 девочек. В основном это учащиеся 12 лет. Постоянный состав сформировался при переходе в основную школу – 5 класс. В классе ученики с 4-х сёл- Знаменка, Кангил, Березово и Беломестново.
9 человек воспитываются в полных семьях. 14 семей считаются малообеспеченными, 1 семья – многодетная.
Познавательный уровень класса средний: с высокими показателями обучения довольно низок, основной показатель – это ученики со средними и низкими учебными возможностями,
В прошлом учебном году закончили 5 класс на отлично-1 учащаяся- Филатова Л.
Хорошистами были 8 человек. В классе 4 ученика обучаются по программе коррекционного обучения (8 вида).
Отношения в классе дружескими нельзя назвать в полной мере. Но, несмотря на это, ребята всегда заступаются и поддерживают друг друга в трудных ситуациях. Вместе переживают удачи и неудачи класса. Работа по объединению коллектива будет продолжаться и в этом учебном году.
На уроках не все дети проявляют активность и работоспособность. Наиболее частые отметки, получаемые, учениками класса являются 3 и 4.
Дети принимают разнообразные виды деятельности, но не обладают организаторскими навыками, нуждаются в руководстве и обучении навыкам коллективного взаимодействия.
Эмоциональный настрой класса положительный. Отношения с учителями хорошие.
Пропуски уроков по неуважительной причине присутствуют, проблемы, по которым это происходит, выясняются сразу же классным руководителем. .
Занятость детей в кружках невысокая, одна из причин – это дети из других сёл. Работа в этом направлении поставлена на контроль.
В целом же класс активный, жизнерадостный и общительный. Эмоциональный климат положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению.
Обязанности учащихся
Атаман отдела - Филатова Любовь
Товарищ атамана, замещающий атамана в его отсутствие- Варфаламеева Татьяна
Товарищ атамана по учёбе - Обсокова Анастасия
Товарищ атамана по культурно-массовой деятельности - Обсокова Кристина
Член общешкольного совета оформителей - Бронников Артём
Член общешкольного совета коллективного творческого дела - Масловская Ирина
Ред. коллегия класса- Бронников Артём, Абрамовских Иван , Смолина Олеся
Физорг – Казанцева Галина
Цель воспитания школы
Цель воспитания в общеобразовательной организации – подготовка молодого человека к достойной службе Отечеству на гражданском или военном поприще и воспитание девушек в соответствии с лучшими традициями казачьего семейного воспитания, проявляющиеся:
в воспитании учащихся на духовно-нравственных основах казачества, являющихся примером служения Отечеству;
в возрождении и преемственности духовных, исторических и военно-патриотических традиций Забайкальского казачества;
в физическом, патриотическом воспитании учащихся на примере героических страниц истории забайкальских казаков;
в реализации дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства, с учетом исторических традиций Забайкальского казачества;
в качественной подготовке учащихся к поступлению в высшие и средние военные и гражданские учебные заведения;
в подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Цель и задачи воспитательной работы
Цель – создание условий для формирования сплоченного коллектива, развития нравственных качеств учащихся, толерантного отношения к людям.
Задачи:
Формировать гражданскую ответственность учащихся, любовь к Родине;
Развивать способность адекватно оценивать свои результаты, быть справедливым в оценке достижений одноклассников ;
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к природе, к школьному имуществу;
Способствовать сплочению коллектива;
Продолжить воспитание сознательного отношения к учёбе.
6.Основные направления реализации воспитательной программы
Воспитательная работа проводится по следующим направлениям:
Историко-патриотическое воспитание, уважение к историческому прошлому своего народа.
Творческо-эстетическое воспитание.
Трудовое воспитание
Физкультурно-оздоровительная деятельность – формирование здорового образа жизни.
Взаимодействие с педагогическим коллективом: индивидуальная работа с педагогами. «годичная команда», посещение уроков, совет профилактики правонарушений.
Семейное образование – взаимодействие семьи и школы во внеклассной работе, в работе с учениками, требующими особого подхода.
Модули системы воспитательной работы
«Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. В школе организована деятельность, направленная на сохранение и развитие исторических, культурных и духовных традиций российского казачества. Воспитательная система учреждения строится на реализации мероприятий по народному календарю и праздновании Дней Воинской славы России. И поэтому в школе в формате ключевых дел традиционно проводятся такие праздники и значимые мероприятия, как:
• «Покров Пресвятой Богородицы»;
• «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (Казачий День Матери»);
• Рождество (Рождественский кадетский бал);
• Крещение Господне;
• Масленичная неделя;
• День великомученика Алексия (покровителя Забайкальских казаков) – Принятие клятвы новобранцами;
• Пасха (Пасхальная Неделя добрых дел)
• Месячник военно-патриотического воспитания
• Празднование Дней воинской славы России:
27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);
2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);
23 февраля — День защитника Отечества;
18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище); сражение произошло 5 апреля 1242 года;
9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (1945 год);
3 сентября — День окончания Второй мировой войны (1945 год);
8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией; произошло 26 августа (7 сентября) 1812 года;
11 сентября — День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра; произошло 28—29 августа (8—9 сентября) 1790 года;
21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; произошло 8 сентября 1380 года;
9 октября — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в битве за Кавказ (1943 год);
4 ноября — День народного единства;
7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);
1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп; произошло 18 (30) ноября 1853 года;
5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой в 1941 году;
24 декабря — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова; произошло 11 (22) декабря 1790 года.
• И значимых дат:
3 декабря - День неизвестного солдата
9 декабря - День героев Отечества
15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами отечества
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы
На внешкольном уровне:
Ежегодно 22 июня проводится всероссийская акция «Свеча памяти», посвящённая началу Великой Отечественной войны, принимается участие во всероссийском Дне заповедников и национальных парков.
Краевая акция «Спасибо мама, что ты есть», патриотическая акция «День призывника».
Социальные акции «Речка моего детства», «Знамя Победы», «Бессмертный полк», «Неделя добрых дел» – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума.
Рождественские образовательные чтения – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни школы, района, страны через призму истории родного края.
Проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями учащихся праздники казачьей культуры «Казачий сполох», «Казачья удаль», которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и их родителей и погружают в историю и культуру забайкальских казаков.
Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
На школьном уровне:
Традиционные общешкольные праздники «День Знаний», «День учителя», «Новый год», 8 Марта – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей, принятие клятвы как ритуал принятие обучающихся в кадеты. (Посвящение в первоклассники, Прощание с начальной школой, Праздник последнего звонка для уч-ся 9, 11 классов, Посвящение в кадеты).
Церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Традиционный праздник подведения итогов школьных конкурсов «Ученик года» и «Ученический коллектив года» .Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов (отделов):
выбор внутри классов (отделов) атамана, являющегося лидером коллектива и в том числе, ответственным за подготовку общешкольных ключевых дел, совместно в классным руководителем;
участие отделов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках отдела итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей отделов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольного круга.
На индивидуальном уровне:
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Курсы внеурочной деятельности
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
Познавательная деятельность. Кружковая внеурочная деятельность, направленная на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающая их любознательность, позволяющая привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующая их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира, их знакомство с традициями и обычаями предков казаков через написание исследовательских работ, посещение кружков.
Творческая деятельность. Кружковая внеурочная деятельность, создающая благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие, в том числе основанное на творчестве предков казаков.
Туристско-краеведческая деятельность. Кружковая внеурочная деятельность, направленная на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Кружковая внеурочная деятельность, направленная на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых, традиционные казачьи виды спорта (бег на казачью версту, фланкировка, рубка лозы) и игры.
Военно-патриотическая деятельность. Реализуемая, в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Основы военной службы» (4 основных направления: строевая и огневая подготовки, основы самообороны, почётный караул), Вахты Памяти, состоящей из нескольких акций и мероприятий (эстафета Знамя Победы, участие в акции Бессмертный полк и др.), празднование Дней Воинской славы.
Трудовая деятельность. Кружковая внеурочная деятельность, направленная на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
● установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
самоуправление построено по модели казачьего общества, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы, урегулирования конфликтных ситуаций в школе, главным управляющим органом является общешкольный круг;
через работу постоянно действующего школьного актива, в лице совета отделов, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, флешмобов и т.п.);
На уровне классов:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса атаманов, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
через деятельность совета отдела, выполняющего роль органа самоуправления, отвечающего за различные направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
"Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение Школьное казачье общество «Торгинские казачата» – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
● утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения (казачий круг) для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе, празднования знаменательных для членов объединения событий;
рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения (принятие в кадеты), создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях);
участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников.
«Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности;
● регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий);
литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и родителями школьников в другие города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь казаков -георгиевских кавалеров, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
однодневные походы, осуществляемые с обязательным привлечением школьников к коллективному планированию (разработка маршрута, расчет времени и переходов), коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению (распределение среди школьников основных видов работ и соответствующих им ответственных должностей),
летний выездной палаточный лагерь «Юный казак», ориентированный на организацию активного отдыха детей, обучение навыкам выживания в дикой природе, отработка на практике знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения Основ военной службы, закаливание (программа лагеря включает мини-походы, марш-броски, ночное ориентирование, квесты, игры, соревнования, конкурсы).
«Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, школьное радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;
«Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как
размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб;
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
Общешкольный родительский комитет и Управляющий совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения;
родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
8.Формы деятельности с детьми:
Тематические классные часы, познавательные беседы, викторины
Спортивные соревнования, дни здоровья
Взаимодействие с сельским Домом Культуры
Участие в творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня
Работа в кружках, экскурсии, акции
Участие в проведении национально-культурных и казачьих праздниках и мероприятиях
Участие и проведение Дней воинской славы России
9. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие:
Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
10. Работа с родителями
Форммы работы с родителями:
родительские собрания;
индивидуальные беседы;
посещение на дому;
тематические консультации;
проведение совместных праздников;
анкетирование;
общешкольные родительские собрания.
Тематика (работа) | Период | Ответственные |
1. Встреча- сбор с учащимися и родителями Цель: с родителями, индивидуальные беседы, консультации. | Август | Классный руководитель. |
2.Взаимодействие с социальным педагогом Цель: профилактическая работа с семьей | В течение года | Классный руководитель. |
3.Проводить беседы и родительские собрания с родителями. | В течение года | Классный руководитель и воспитатель |
4.Сообщать родителям об успехах их детей, о пропусках и поведении. | В течение года | Классный руководитель |
5.Телефонная связь (мессенджеры) со всеми родителями. 6.Посещение семей. | В течение года | Классный руководитель Социальный педагог |
7. Консультационная помощь. | По мере необходимости | Классный руководитель Социальный педагог Администрация школы |
11. План воспитательной работы
Срок | Классные мероприятия | Общешкольные мероприятия | Краевые и муниципальные мероприятия | Всероссийские мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | «Урок науки и технологии» Кл час на тему: «Трагедия Беслана» Классный час на тему: "Распределим обязанности" | День Знаний День солидарности в борьбе с терроризмом День окончания Второй мировой войны Дни воинской славы : -«Бородинское сражение» -«Куликовская битва» -«День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова» | Месячник безопасности детей | Всероссийский открытый урок "Люди науки" "Слава российской науки" | Администрация школы, педагоги доп. образования. Кл. руководитель Классный руководитель |
Октябрь | Кл. час ко Дню Учителя «Учитель, перед именем твоим…» Кл час к «Международному дню пожилых людей» Рабочий классный час | Празднование Дня Учителя (ДВС)- «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в битве за Кавказ «Покров Пресвятой Богородицы» | Месячник правовых знаний | Педагоги доп. образования. Классный руководитель Классный руководитель Учащиеся класса | |
Ноябрь | Кл час на тему: «День народного единства» Классный час, посвящённый Дню Матери - «О той, кто дарует нам жизнь и тепло…» Классный час по профилактике правонарушений | (ДВС)- «День народного единства» « День проведения военного парада в Москве» | Международный день толерантности Краевая акция «Спасибо мама, что ты есть», Районный этап краевой олимпиады «Неболит» | Классный руководитель Учащиеся класса | |
Декабрь | Классный час на тему: «День матери- казачки» Классный час на тему «Я выбираю здоровый образ жизни» Рабочий классный час Подготовка к Новому году Оформление кабинета | (ДВС) - «День неизвестного солдата» «День героев Отечества» «День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп» «День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой в 1941 году» «День взятия турецкой крепости Измаил» «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (Казачий День Матери»); | Педагоги доп. образования. Классный руководитель | ||
Январь | Урок мужества: «Блокада Ленинграда» Рабочий классный час | «Новый год» «Рождественский бал» Крещение (ДВС) День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | Урок мужества, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | Педагоги доп. образования. Классный руководитель Учащиеся класса | |
Февраль | Урок мужества, посвященный Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве Классный час на тему: «Широкая Масленица» Рабочий классный час | (ДВС)- «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве» «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами отечества» Смотр песни и строя Масленичная неделя | Урок мужества, посвященный Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве | Классный руководитель Классный руководитель | |
Март | Классный час, посвящённый 8 марта Рабочий классный час Тематический кл .час- «Безопасные каникулы» | Празднование дня 8 марта День великомученика Алексия | Всероссийский экологический урок «За чистое будущее озера Байкал» | Классный руководитель Учитель ОБЖ | |
Апрель | Кл час- «Праздник праздников- Святая Пасха» Кл. час на тему: «Полезные и вредные привычки» Рабочий классный час | ДВС –«Ледовое побоище» Пасха (Пасхальная Неделя добрых дел) | Акция «Охранять природу – значит любить Родину» Гагаринский урок «Космос – это мы» | Всероссийская акция «День земли» | Классный руководитель |
Май | Священная война…» Великой Победе посвящается Беседа Кл. час на тему: «Я среди людей. Мои достоинства и недостатки» Подведение итогов года | Мероприятия ко Дню Победы | Мероприятия, приуроченные к 76- ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов | Всероссийская акция «Свеча памяти», посвященной 80-летию начала Великой Отечественной войны | Классный руководитель |
Дано согласие родителей обучающихся на размещение персональных данных