12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абросимова Галина Анатольевна89
Россия, Вологодская обл., Грязовец

 

1 -2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, приказ от 14.12.2014 г. №1598 , Примерной адаптированной программе НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида, раздел: «Изобразительное искусство» под редакцией К.Г. Коровина (Москва, «Просвещение»2011г.)

Содержание программы по изобразительному искусству направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формированию базовых компетентностей, что соответствует требованиям адаптивной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся образовательного учреждения на 2016-2017 год. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида 2-ого отделения.

Цель учебного предмета

Способствовать сенсорному развитию слабослышащих детей, развитию их мышления и познавательной деятельности, формированию их личности.

Задачи учебного предмета

1.Учебные:

- формировать навыки владения в практической деятельности элементами художественно-изобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка, живописи, малой скульптуры, в декоративно-прикладном искусстве

-ознакомить обучающихся с выдающимися произведениями изобразительного искусства и архитектуры разных эпох и народов, с произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна.

2.Развивающие:

-развивать эстетические чувства и понимания прекрасного.

-развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение.

3.Воспитывающие:

-воспитывать интерес и любовь к искусству.

4.Коррекционные:

-содействовать компенсации недостатков психического развития слабослышащих детей.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Изобразительное искусство как один из учебных предметов имеет важное значение в обучении. Изобразительная деятельность способствует сенсорному развитию слабослышащих детей, развитию их мышления и познавательной  деятельности, формированию их личности.

В процессе обучения изобразительному искусству осуществляется эстетическое, нравственное и трудовое воспитание. Изучение большей части учебного материала по изобразительному искусству осуществляется в процессе рисования, лепки и выполнения аппликаций.

Программный материал построен с учетом художественно-эстетического направления школы. Лепка и выполнение аппликаций способствуют выработке у младших школьников навыков аналитико-синтетической деятельности (видения формы в целом и выделения в ней основных частей). Рисование с натуры способствует формированию у учащихся умения внимательно рассматривать предметы, анализировать их форму, пропорции, конструкции, определять соотношение между объектами изображения, а также соблюдать целесообразную последовательность при выполнении рисунка. Дети научатся сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и с его правильным изображением, проводить планомерный анализ этого предмета, в котором важное место занимает выявление общей формы. Рисунки на темы выполняются по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивных особенностей объектов, пространственного положения, освещенности, цвета предметов, а также формируется умение выполнять рисунок выразительно. Обучение декоративному рисованию начинается  с работы над узором. В разделе программы «Цвет и краски» предусматривается развитие у учащихся умения видеть многообразие цветов, различать и составлять сложные оттенки цветов посредством смешения красок. Обучение способам передачи пространства осуществляется в основном в процессе  рисования на темы. Систематическое развитие у детей способности сознательно воспринимать и оценивать явления художественной культуры, понимания значения искусства в жизни общества осуществляется на уроках восприятия произведений искусства. Учащиеся обучаются приемам рассматривания картин, декоративно-прикладных работ, знакомятся с особенностями труда художника и скульптора.

На уроках изобразительного искусства обязательной является работа по развитию речи и работа над произношением. На уроках следует требовать от учащихся знания  определенного речевого материала, правильного произношения слов, фраз.

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства постоянно делается акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

            На уроках изобразительного искусства следует широко использовать наглядные пособия и кт. При этом основные приёмы работы учитель должен показывать сам.

            Содержание уроков изобразительного искусства увязывается с содержанием занятий по другим учебным предметам. В начальной школе особое внимание должно уделяться взаимосвязи уроков изобразительного искусства, чтения, развития речи, трудового обучения и природоведения.

Коррекционная направленность обучения слабослышащих школьников

обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:

Ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности, коррекцию и воссоздание наиболее важных психических функций, их качеств и свойств.

Преодоление речевого недоразвития посредством специальному обучению языку (накопление словарного запаса, уточнение звукового состава, усвоение грамматической системы языка).

Максимальное расширение речевой практики, использование языкового материала речи, в разных видах общения.

Использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретённых, обучающимися речевых навыков, дальнейшее их развитие и обогащение.

Стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения обучающихся, их собственной самостоятельной практикой и умственной деятельности.

Учёт индивидуальных и психофизических особенностей обучающихся задатков и способностей.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Изобразительное искусство» является составной частью предметной области «Искусство».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для слабослышащих обучающихся с ОВЗ предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в перечне обязательных предметов – инвариантная часть учебного плана. На изучение изобразительного искусства в 1 и 2 классе отводится 1 час в неделю.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 1 КЛАССЕ

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог;

умение планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественных задач;

умение организовать место занятий;

стремление к освоению новых знаний и умений.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

элементарные сведения о труде художника; приемы рассматривания картины;

названия материалов и инструментов, используемых на уроках изобразительного искусства; их назначение;

порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги;

требования к композиции изображения на листе: зрительная уравновешенность, отсутствие пустоты, отсутствие лишнего; строение дерева: ствол, ветки, сучья, листья; строение тела человека и животного;

простейшие приемы народной росписи (приемы выполнения цветных кругов с темной и белой «оживкой», используемых в изображении «розанов» и «купавок» в современной городецкой росписи; прием изображения «тычком»);

основные цвета солнечного спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); основные краски: красная, желтая, синяя;

элементарные правила работы с красками, глиной, пластилином, клеем и другими материалами;

речевой материал, изучаемый на уроках изобразительного искусства.

Учащиеся должны уметь:

правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги и карандаш;

свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

подготавливать к работе свое рабочее место и аккуратно убирать его после урока;

смешивать краски, добиваясь нужного цвета и консистенции;

набирать краску кистью и наносить ее на рисунок без нажима на кисть, работать полным мазком;

подготавливать к работе (разминать) глину или пластилин; плотно, без щелей, соединять (примазывать) части лепной фигуры;

добиваться пластической цельности лепного изделия; использовать в аппликации приемы вырезания и наклеивания; заполнять рисунок цветом, не оставляя пробелов между изображением и фоном;

передавать в рисунке пространство путем загораживания дальних предметов ближними и расположения ближних предметов ниже, а дальних — выше;

выполнять узоры в полосе, квадрате из стилизованных форм животного и растительного мира;

узнавать и называть изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животные, времена года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, бегут, разговаривают и т. д.)

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Оценка предметных результатов.

 Оценка результатов предметов творческой деятельности обучающихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в 1 классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии являются основными и базовыми для большинства видов художественно – творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка.

Критерии оценки качественных результатов выполнений заданий:

чёткость, полнота и правильность ответа на вопросы по рисунку;

аккуратность выполнения рисунка, экономность в использовании средств;

целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесение творческих элементов.

В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем. Отмечать активность, инициативность, коммуникабельность обучающихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложение для выполнения практической части задания, защищать проект.

Оценка метапредметных результатов.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается:

познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с изобразительным искусством, музыкой, литературой и даже с математикой;

с помощью диагностических задач, направленных на оценку сформированности УУД.

Оценка планируемых личностных результатов.

Достижение личностных результатов обеспечивается:

при реализации учебных предметов;

во внеурочной деятельности;

в совместной деятельности семьи и школы.

 Эффективной формой оценивания динамики учебных достижений является портфолио обучающихся, которое пополняется в течение всего обучения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Учебно-тематический план

 

1 класс

Композиция

10

Цвет и краски

10

Форма, пропорции, конструкция

8

Пространство

5

Восприятие произведений искусства

1

Всего

34

Композиция 10 ч

Понятия «середина листа», «край листа». Расположение одного или нескольких изображений на листе бумаги: снизу вверх,

слева направо. Горизонтальное и вертикальное положение листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или формы изображаемого предмета. Зависимость размера рисунка от размера листа бумаги. Формирование умения организовывать предметы в группы по смыслу.

Размещение предметов на рисунке при передаче пространства: ближние – ниже, дальние – выше, загораживание одних предметов другими.

Стилизация форм изображаемых предметов при составлении узора. Чередование элементов узора.

Цвет и краски 10 ч

Гуашь и акварель. Приемы работы кистью, пользование палитрой. Знакомство с приемами, используемыми в народной росписи. Названия основных и составных цветов в пределах солнечного спектра. Черный, белый, серый цвета. Узнавание и называние цвета предметов. Эмоциональное восприятие цвета: цвет радостный и мрачный. Задания: рисование листьев, имеющих простую форму; фруктов и овощей, имеющих ровную окраску; цветных кругов с темной и белой оживкой; изображение ягод «тычком». Рисование по представлению «Цветы и бабочки», «Овощи», «Фрукты». Роспись русской матрешки и птички.

Форма, пропорции, конструкция 7 ч

Основные детали изображаемых предметов, особенности формы предметов. Изображение различных по форме предметов, животных, имеющих разную форму тела. Сравнение предметов по величине и форме. Основные пропорции предметов (соотношение длины, ширины и

высоты). Особенности строения различных видов деревьев (ель, береза, сосна). Ствол и ветви деревьев. Утоньшение ствола, сучьев, веток. Строение тела человека и животного (туловище, конечности, шея, голова); положение частей тела в рисунке и лепке при передаче простого движения. Пропорции и силуэт при лепке предметов объемной формы. Задания: рисование и раскрашивание геометрических фигур, предметов разной формы (яблоко и груша, морковь и свекла); рисование с натуры дымковских игрушек, игрушек (утенок, зайчик, заяц); рисование по памяти деревьев зимой. Лепка и роспись игрушек «Птичка».

Пространство 5 ч.

Передача в рисунке пространства при помощи разнопланового изображения предметов на плоскости (ближние – ниже,

дальние – выше); загораживание одних предметов другими. Задания: аппликации: «Машины в городе»; воспроизведение в рисунке аппликаций: «Машины в городе»; рисование на тему: «Дети лепят снеговика», «Машины в городе»

Восприятие произведений искусства 1 ч

Беседа по плану:

1. Кто написал картину.

2. Чем художник написал картину, на чем (холст, бумага, картон).

3. Что художник изобразил.

4. Как нужно смотреть картину.

Материал к уроку: произведения живописи: И. Левитан «Золотая осень».

Основные формы организации учебных занятий:

-урок- практикум;

-уроки защиты проектов;

-обобщающий урок;

-экскурсия;

-урок- беседа;

-урок-зачет.

Основные виды учебной деятельности учащихся:

-слушать речь учителя, знакомиться с предметом, с инструментами, используемыми на уроках изо, их назначением, отвечать на вопросы;

-узнавать и называть цвет предметов, получать новый цвет в результате смешивания красок, выполнить рисунок в красках;

-слушать и выполнять задания учителя, рисовать красками вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры на одинаковом расстоянии друг от друга;

-изготавливать шаблоны;

-планировать иллюстрацию на плоскости, размещая предметы ближние-ниже, дальние-выше, аккуратно приклеить части, анализировать работу;

-выбрать положение листа для рисунка, делать набросок карандашом;

-рассматривать игрушку, описывать её;

- разминать пластилин, лепить нужную форму, украшать, сравнить с выставленным предметом;

- распределять композицию на листе, делать набросок карандашом, затем в цвете;

-рассмотреть картину, выслушать рассказ учителя, ответить на вопросы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока (словарь)

Фразы по РСВ

Характеристика учебной деятельности учащихся

Оборудование

Наглядность

1

Расположение одного или нескольких изображений на листе бумаги: снизу, вверх, слева, направо

Пр.р. рисование по представлению «Листопад»

Введение новых знаний.

Экскурсия

Лист бумаги, середина (край) листа, низ (верх) листа, низ (верх) рисунка, форма предмета

Разложи на парте правильно альбом, карандаши, краски, резинку.

Поставь банку с водой

Слушать речь учителя, знакомиться с предметом, с инструментами, используемыми на уроках изо, их назначением, отвечать на вопросы

Рисунок на доске

2

Понятие «середина листа» и «край листа»

Выполнение аппликации «Осенние листья».

Введение новых знаний

Красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, фиолетовый, коричневый, белый, серый, разноцветный

Возьми карандаш? (кисть)

Нарисуй посередине листа бумаги.

Учебные таблицы. Учебник Кузина 1 класс.

3

Гуашь, приёмы работы с кистью. Пр.р. «Рисование осенних листьев» или (Овощей)

Урок-практикум

Смешивать, высыхать, изображать, смочить.

Смотрите, как надо рисовать.

Посмотри и скажи, как нарисовал…

Узнавать и называть цвет предметов, получать новый цвет в результате смешивания красок, выполнить рисунок в красках.

Учебные таблицы. Учебник Кузина 1 класс.

4

Акварель. Приёмы пользования палитрой. Пр. р Рисование фруктов

Урок-практикум

Смешивать, высыхать, изображать, смочить.

Какая окраска у предмета?

У кого есть резинка (карандаш)?

Узнавать и называть цвет предметов, получать новый цвет в результате смешивания красок, выполнить рисунок в красках.

Учебные таблицы. Учебник Кузина 1 класс.

5

Название основных и составных цветов в пределах солнечного спектра Пр.р. «Рисование овощей с ровной окраской» гуашь

Введение новых знаний

Красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, фиолетовый, коричневый, белый, серый, разноцветный

Что мы будем рисовать?

Покажи свой рисунок.

Рисунок учителя. Учебные таблицы. Учебник кузина 1 класс.

6

Сравнение предметов по величине и форме Пр.р. «Рисование квадрата и круга»

Введение новых знаний

Большой, маленький, средний.

Какой по форме (какая форма)?

Какой по цвету?

Слушать и выполнять задания учителя, рисовать красками вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры на одинаковом расстоянии друг от

друга.

Рисунок учителя. Учебные таблицы. Учебник кузина 1 класс.

7

Изображение различных по форме предметов

Пр.р. «Рисование с натуры моркови и помидора»

Обобщающий урок

Округлый, квадратный, треугольный, овальный

Какой по форме (какая форма)?

Какой по цвету?

Узнавать и называть цвет предметов, получать новый цвет в результате смешивания красок, выполнить рисунок в красках.

Натура.

8-9

Разноплановое изображение предметов на плоскости ближе – ниже Пр.р. «Летом в деревне»

Введение новых знаний

Экскурсия

Рисовать, смешивать, стирать, сравнивать, высыхать, ближе, дальше.

Это край листа

Это верхний (нижний) край листа.

Что мы будем рисовать?

планировать иллюстрацию на плоскости, размещая предметы ближние-ниже, дальние-выше, проанализировать работу

Иллюстрации, репродукции картин

10

Горизонтальное и вертикальное положение листа в зависимости от содержания рисунка

Пр.р. «Матрёшка» аппликация

Введение новых знаний

Горизонтальное и вертикальное положение листа, содержание рисунка, форма предмета, размера листа, размер рисунка.

Возьми карандаш? (кисть)

Нарисуй посередине листа бумаги.

Это рисунок

Это край листа

Это верхний (нижний) край листа.

Слушать речь учителя, знакомиться с предметом, с инструментами, используемыми на уроках изо, их назначением, отвечать на вопросы

Учебные таблицы,

11

Горизонтальное и вертикальное положение листа в зависимости от формы изображаемого предмета.

Пр.р. «Коробочка»

Урок-практикум

Горизонтальное и вертикальное положение листа, содержание рисунка, форма предмета, размера листа, размер рисунка.

Это рисунок

Это край листа

Это верхний (нижний) край листа.

Слушать и выполнять задания учителя, рисовать красками вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры на одинаковом расстоянии друг от

друга.

Основные детали изображаемых предметов, особенности формы предметов.

Рисунок учителя на доске.

12

Зависимость размера рисунка от размера листа

Пр.р. Воспроизведение в рисунке аппликации «Матрёшка»

Урок-практикум

Горизонтальное и вертикальное положение листа, содержание рисунка, форма предмета, размера листа, размер рисунка.

Покажи горизонтальное положение листа

Покажи вертикальное положение листа

Выбрать положение листа для рисунка, сделать набросок карандашом, разукрасить красками, познакомиться с новыми словами.

Рисунок учителя на доске.

13

Знакомство с приемами, используемыми в народной росписи

Пр.р. Выполнение цветных кругов с белой и тёмной оживкой.

Введение новых знаний

Народной роспись, «Тычок» , оживка, ягоды, листья, «розан», «купавка», городская роспись

Какая это роспись

Наметить композицию рисунка, сделать набросок карандашом, выполнить рисунок в цвете, смешивая краски.

Учебник Кузина «Изобразительное искусство 1 класс»

Учебные таблицы.

14

Знакомство с приемами, используемыми в народной росписи.

Пр.р. Изображение ягод «тычком».

Введение новых знаний

Народной роспись, «Тычок» , оживка, ягоды, листья, «розан», «купавка», городская роспись

Какая это роспись

Учебник Кузина «Изобразительное искусство 1 класс»

Учебные таблицы.

15

Особенности строения различных видов деревьев. Утоньшение ствола, сучьев, веток.

Пр.р. Рисование деревьев осенью (с выделением «узора» ветвей, ритма стволов, цветовых пятен)

Введение новых знаний

Утоньшение ствола, сучья, ветки, листья, крона, цветовое пятно, ритм.

Нарисуй дерево

Наметить композицию рисунка, сделать набросок карандашом, выполнить рисунок в цвете, смешивая краски.

Рисунок учителя на доске.

16

Знакомство с произведениями живописи. И. Левитан «Золотая осень». Беседа по плану.

Урок-беседа

Художник, картина, радостное настроение, яркие краски

Назови художника и его картину.

Рассмотреть картины, выслушать рассказ учителя, ответить на вопросы.

Репродукция картины, портрет художника.

17

Формирование умения организовывать предметы в группы по смыслу Пр.р. Натюрморт (составление самостоятельно натюрморта)

Введение новых знаний

Натюрморт, овощи, фрукты, учебные предметы.

Смешай краски

Что мы будем рисовать?

Какая окраска у предмета?

Распределить композицию на листе, сделать набросок карандашом, затем в цвете.

Учебные таблицы,

рисунок учителя на доске.

18-19

Размещение предметов на рисунке при передаче пространства: ближе – ниже, загораживание одних предметов другими

пр.р. Богатый урожай.

Введение новых знаний

Натюрморт, овощи, фрукты.

Смешай краски

Что мы будем рисовать?

Какая окраска у предмета?

Распределить композицию на листе, сделать набросок карандашом, затем в цвете.

Учебные таблицы,

рисунок учителя на доске.

20

Название основных и составных цветов в пределах солнечного спектра

Пр.р. Рисование фруктов с ровной окраской.

Урок-практикум

Оранжевый, фиолетовый сиреневый, коричневый, розовый, голубой.

Смешай краски

Что мы будем рисовать?

Какая окраска у предмета?

Наметить план работы, приготовить инструменты, выполнить набросок карандашом, затем в цвете.

Учебные таблицы,

рисунок учителя на доске.

21

Черный, белый, серый цвета

Пр.р. Цветы и бабочки (рисование на черной бумаге)

Введение новых знаний

Черный, белый, серый

Разложи на парте правильно альбом, карандаши, краски, резинку.

Поставь банку с водой

Возьми карандаш? (кисть)

Наметить план работы, перечислить названия цветов, бабочек, наметить композицию рисунка, сделать набросок карандашом, выполнить рисунок в цвете, смешивая краски.

Учебные таблицы, показ учителя

22

Строение тела животного (туловища, конечностей, шеи, головы)

Пр.р. Рисование с натуры дымковской игрушки «козлик»

Введение новых знаний

Корпус, движение, наклон, пропорции.голова, конечности

Назови части тела (туловище, голова, руки, ноги)

Смешай краски

Что мы будем рисовать?

Наметить план работы, приготовить инструменты, выполнить набросок карандашом, затем в цвете.

Учебные таблицы, показ учителя

23

Изображение различных по форме животных Пр.р. «Зайчик, лиса».

Введение новых знаний

Корпус, движение, наклон, пропорции.голова, конечности

Примакивай кисть.

Смотри на предмет прямо

Смотрите, как надо рисовать.

Рассмотреть игрушку, описать её, выбрать цвет, украсить, сравнить с выставленным предметом

Учебные таблицы, показ учителя

24

Основные пропорции предметов (соотношение ширины, длины, высоты) Пр.р. Рисование детских игрушек «грузовик»

Введение новых знаний

Ширина, высота, длина.

Примакивай кисть.

Смотри на предмет прямо

Смотрите, как надо рисовать.

Учебные таблицы, показ учителя

25

Загораживание одних предметов другими

Пр.р. Дети лепят снеговика

Введение новых знаний

Формат, сюжет. Один предмет загораживает другой

Покажи горизонтальное положение листа

Покажи вертикальное положение листа

Выбрать положение листа для рисунка, сделать набросок карандашом, разукрасить красками, познакомиться с новыми словами.

Рисунки детей прошлых лет.

26

Стилизация форм изображаемых объектов, при составлении узора в полосе.

пр.р. Бабочки (ёлочки….)

Введение новых знаний.

Групповая работа

Стилизация, узор в полосе

Разложи на парте правильно альбом, карандаши, краски, резинку.

Поставь банку с водой

Возьми карандаш? (кисть)

Работай кончиком кисти.

Наметить план работы, приготовить инструменты, выполнить набросок карандашом, затем в цвете.

Стилизация форм изображаемых объектов (листьев) при составлении узора. Чередование элементов узора.

Демонстрационный материал

27

Чередование элементов узора

Пр.р. Коврик для игрушек (узор в квадрате)

Введение новых знаний

Групповая работа

Элемент, чередование, украшение, квадрат, полоса

Смешай краски

Что мы будем рисовать?

Какая окраска у предмета?

Наметить план работы, приготовить инструменты, выполнить набросок карандашом, затем в цвете.

Демонстрационный материал

28

Узнавание и называние цвета предметов

пр.р. Роспись народной глиняной игрушки «Птичка»

Урок-практикум

Декоративно-прикладное искусство, роспись, «оживка», «розан», «купавка», изображение «Тычком»

Смотрите, как надо рисовать.

Примакивай кисть.

Смотри на предмет прямо

Наметить план работы, перечислить названия цветов, наметить композицию рисунка, сделать набросок карандашом, выполнить рисунок в цвете, смешивая краски.

Кузин «Изобразительное искусство» 1 класс

29

Эмоциональное восприятие цвета: цвет радостный, мрачный

Пр.р. Роспись русской матрёшки.

Урок-практикум

Обобщающий урок

Радостный цвет, мрачный цвет, светлый, тёмный.

Смешай краски

Что мы будем рисовать?

Какая окраска у предмета?

Слушать речь учителя, знакомиться с предметом, с инструментами, используемыми на уроках изо, их назначением, отвечать на вопросы

Показ учителя

30

Пропорции и силуэт при лепке предметов объёмной формы

Пр.р. Лепка игрушек (пластилин)

Введение новых знаний

Пропорции, силуэт, объёмная форма, пластилин

Назови части тела (туловище, голова, руки, ноги)

Рассмотреть игрушку, описать её, выбрать цвет, размять пластилин, вылепить нужную форму, украсить, сравнить с выставленным предметом

Показ учителя

31

Положение частей тела в лепке при передаче простого движения.

Пр.р. Лепка игрушек: человечек (глина)

Введение новых знаний

Групповая работа

Туловище, ноги, руки, голова, движение

Назови части тела (туловище, голова, руки, ноги)

Показ учителя

Кузин «Изобразительное искусство» 1 класс

32

Передача пространства при помощи разнопланового изображения предметов на плоскости (ближе – ниже, дальше – выше)

Пр.р. аппликация «Машины в городе».

Введение новых знаний

Ближе – ниже, дальше – выше, план , расположение, аппликация

Покажи горизонтальное положение листа

Покажи вертикальное положение листа

Описать иллюстрацию, наметить план работы, обвести предметы, вырезать их, выполнить аппликацию при помощи разнопланового изображения предметов.

Рисунки детей, показ учителя

33

Передача пространства при помощи разнопланового изображения предметов на плоскости (ближе – ниже, дальше – выше)

Пр.р. Воспроизведение в рисовании аппликации «Машины в городе» (гуашь)

Обобщающий урок

Ближе – ниже, дальше – выше, план , расположение, аппликация

Смотрите, как надо рисовать.

Примакивай кисть.

Смотри на предмет прямо

Наметить план работы, выполнить рисунок

Рисунки детей, показ учителя

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида, раздел: «Изобразительное искусство» под редакцией К.Г. Коровина (Москва, «Просвещение»2011г.).

Учебник В.С. Кузин ,Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство» 1 класс, Неменская Л.А. Изобразительное искусство 1 класс

Таблицы по изобразительному искусству

Видеофильм «Декоративно-прикладное искусство»

Видеофильм «Народное творчество

Копилка электронных презентаций по темам программы

Печатное пособие «Развиваем моторику»

Репродукции картин художников.

Фотоальбомы о художниках.

Кузин "Изобразительное искусство "1 класс

Компьютер.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

(ИЗМЕРИТЕЛИ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ)

Формы и виды контроля: текущий, тематический, периодический, поурочный, фронтальный, индивидуальный, самостоятельная работа, практическая работа.

Тема

Вопросы, выносимые на контроль

Вид измерения

Продолжительность работы

1

Композиция

Расположение предметов на листе бумаги

Практическая работа

20 мин

2

Цвет и краски

Приёмы народной росписи

Практическая работа

20 мин

3

Форма, пропорции, конструкция

Изображение различных по форме предметов

Практическая работа

20 мин

4

Пространство

Разноплановое изображение предметов на плоскости

Практическая работа

20 мин

5

Восприятие произведений искусства

Беседа по картине

Ответы на вопросы

мин

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ВО 2 КЛАССЕ

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные

У учащихся будут сформированы:

- положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;

- осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;

- внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

- эмоциональное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

- чувства уважения к мастерам художественного промысла;

- положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

- интереса к посещению художественных музеев, выставок;

- представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- понимать цель выполняемых действий,

- понимать важность планирования работы;

- выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

- осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

- адекватно оценивать правильность выполнения задания;

- осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

- решать творческую задачу, используя известные средства;

Учащиеся получат возможность научиться:

- продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

- объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

- различать и соотносить замысел и результат работы;

- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

- характеризовать персонажей произведения искусства;

- группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

Учащиеся получат возможность научиться:

-осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

- свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

- уметь слышать, точно реагировать на реплики;

- учитывать мнения других в совместной работе;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении выставок, музеев

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

- задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам.

Предметные результаты.

В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:

- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

- о художественной росписи по дереву ( Городец) ; о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;

- о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);

- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый- от смешивания желтой и красной красок, зеленый- желтой и синей, фиолетовый- красной и синей), о сложных цветах, о цветах теплых и холодных, о цветах светлых и темных.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

- верно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;

- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

- передавать в тематических рисунках пространственные отношения : изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних- выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов, сознательно изображать линию горизонта и пользоваться приемом загораживания;

- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно- обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;

- лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

- составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Объектом оценки результатов освоения предмета является способность учащихся решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи. Оценка достижений предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговой проверочной работы. Преодоление неспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью – то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно и в пределах своих возможностей. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критерии оценивания работ являются следующими параметры:

- оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов)

- техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения)

- техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Учебно-тематический план

 

2 класс

Композиция

10

Цвет и краски

10

Форма, пропорции, конструкция

7

Пространство

5

Восприятие произведений искусства

2

Всего

34

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Композиция 10ч

Понятия «середина (центр) листа», «край листа» (верхний, нижний, левый, правый). Закрепление умения определять положение листа бумаги (горизонтальное и вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или особенности формы изображаемого предмета.

Совершенствование умения организовывать предметы в группы по смыслу. Формирование умения изображать предметы в перспективе (ближние – ниже, дальние – выше, уменьшение величины удаленных предметов, загораживание одних предметов другими).

Выполнение по образцу или самостоятельное составление более сложных, чем в 1 классе, узоров в рисунке или аппликации. Ознакомление с различными вариантами построения композиции (в вертикальном, горизонтальном формате) в декоративной работе. Планирование изобразительной деятельности (определение содержания и последовательности выполнения замысла). Задания: рисование на темы: «Утки на реке», «Зимой в деревне», «Весна наступает» «Птица на ветке», «Ветка с вишнями», «В магазине игрушек», «Труд людей весной»; выполнение аппликации: «Ваза с цветами».

Цвет и краски 10 ч.

Гуашь и акварель. Ознакомление с приемами получения составных цветов. Совершенствование умения узнавать и называть цвет предметов.

Выработка приемов работы кистью, пользования палитрой. Развитие эмоционального восприятия цветов: цвет радостный и мрачный.

Задания: рисование по представлению: «Мороженое», «Туча», «Праздничный салют»; « Пусть всегда будет солнце», .рисование муляжей фруктов и овощей, листьев деревьев и кустарников; рисование по памяти: цветов (ромашка, нарцисс), грибов.

Форма, пропорции, конструкция 7 ч.

Развитие наблюдательности; элементарный анализ формы и конструкции предметов. Сравнение формы и конструкции предметов в

состоянии покоя и в движении. Изображение различных деревьев в ветреную погоду и в состоянии покоя (передача изгибов и «узора» ветвей). Формирование элементарных представлений о явлениях симметрии и асимметрии в природе. Задания: рисование на основе наблюдений: «Деревья зимой» «Ветреный день», «Бабочки»; рисование с натуры двух сосудов (кружки); лепка человека в несложном движении; зарисовка по памяти вылепленного человека в несложном движении; аппликация «Сказочная птица», «Сказочный цветок»

Пространство 5 ч.

Формирование представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещение изображений предметов на рисунке при различных положениях листа бумаги. Изображение предметов в открытом пространстве в пейзаже (ближние – ниже, дальние – выше); загораживание одних предметов другими. Изображение предметов примерно одинаковых по размерам, но удаленных от рисующего на различные расстояния с учетом их перспективного уменьшения. Задания. «В сказочном подводном царстве», «Строят новый дом» Выполнение упражнений: проведение вертикальных, горизонтальных, округлых и изогнутых линий разной толщины тупым и острым концом палочки.

Восприятие произведений искусства 2ч

Как работает художник

Беседа по плану:

1. Как художник наблюдает природу.

2. Как он рассматривает предметы, чтобы их правильно нарисовать.

3. Как художники изображают деревья осенью, зимой, летом.

Русский народный узор

Материал к урокам. Произведения живописи: И. Левитан. «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща»; А. Саврасов.

«Грачи прилетели»; А. Пластов. «Колокольчики и ромашки», «Первый снег». Произведения декоративно – прикладного искусства: полотенце, платки с узорами, городецкие деревянные изделия.

Основные формы организации учебных занятий:

-урок- практикум;

-уроки защиты проектов;

-обобщающий урок;

-экскурсия;

-урок- беседа;

-урок-зачет.

Основные виды учебной деятельности учащихся:

-узнавать и называть цвет предметов, получать новый цвет в результате смешивания красок, выполнить рисунок в красках;

-слушать и выполнять задания учителя, рисовать красками вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры на одинаковом расстоянии друг от друга;

-изготавливать шаблоны;

-планировать иллюстрацию на плоскости, размещая предметы ближние-ниже, дальние-выше, аккуратно приклеить части, анализировать работу;

-выбрать положение листа для рисунка, делать набросок карандашом;

- распределять композицию на листе, делать набросок карандашом, затем в цвете;

-различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы;

-уметь называть порядок цветов спектра;

-уметь сравнивать форму предметов;

-уметь классифицировать предметы по смыслу;

-исследовать, какие задачи решали художники в приведённых пейзажах и какое настроение передано в каждом пейзаже.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока (словарь)

Фразы по РСВ

Основные виды учебной деятельности учащихся:

Оборудование

Наглядность

1

Понятие «середина (центр) листа»

пр.р. Рисование с натуры кувшина.

Введение новых знаний

Лист бумаги, середина (край), центр листа, ширина, высота

Приготовь рабочее место .

Поставь, принеси банку с водой.

Иметь понятие о том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер, детали)

Натура

2

Понятие «край листа» (верхний, нижний, правый , левый)

Пр.р. Рисование «Утки на реке»

Введение новых знаний

Низ (верх) листа, низ (верх) рисунка, форма предмета

Разложи на парте правильно альбом, карандаши, краски, резинку.

Иметь представление о крае листа

Рисунки детей

3

Закреплять умение определять положение листа бумаги (горизонтальное или вертикально) в зависимости от содержания рисунка или особенности формы изображаемого предмета Пр.р. Аппликация «Ваза с цветами»

Урок-практик ум

Лист бумаги, середина (край) листа, низ (верх) листа, низ (верх) рисунка, форма предмета, располагать, находить

Разложи на парте правильно альбом, карандаши, краски, резинку.

Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы

Демонстрационный матери ал,репродукции картин. Учебник О.А. Куревина «Изобразительное искусство» 2 класс

4

Гуашь. Выработка приёмов работы с кистью

Пр.р. Рисование с натуры листьев более сложной формы: дуба, клевера.

Введение новых знаний

Красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, фиолетовый, коричневый, белый, серый, разноцветный

Рисуй правильно, чтобы было похоже.

Разложи рисунок на парте красиво.

Рисуй, как запомнил ( по памяти)

Уметь называть порядок цветов спектра

Листья и цветы. Учебник О.А. Куревина «Изобразительное искусство» 2 класс

5

Акварель. Выработка приёмов работы с кистью

Пр.р. Рисование с натуры цветов более сложной формы: ромашка

Урок-практикум

Смешивать, высыхать, изображать, смочить, палитра, светлый, бледный, тёмный, светло-красный, светло-синий, голубой, серый

Смой краску чистой водой.

Рисуй предмет, как видишь.

Уметь называть порядок цветов спектра

Иметь представление о живописи и дополнительных цветах

Листья и цветы.

6

Выработка приёмов работы с кистью, пользования палитрой.

Пр.р. Рисование осенних листьев.

Введение новых знаний

Красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, фиолетовый, коричневый, белый, серый, разноцветный

Смой краску чистой водой.

Рисуй предмет, как видишь.

Иметь представление об основных свойствах акварельных красок

Листья и цветы.

7

Элементарный анализ формы и конструкции предметов

Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но имеющих различные пропорции

Пр.р. «Кружки разных размеров»

Введение новых знаний

Форма предмета, кончик кисти, изменение формы круга, штрихи по форме предмета.

Рисуй правильно, чтобы было похоже.

Разложи рисунок на парте красиво.

Рисуй, как запомнил ( по памяти)

Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы

Учебные таблицы. Учебник Кузина 1 класс. Натура: кружки разных размеров.

8

Сравнение формы и конструкции предметов в состоянии покоя и в движении Пр.р. «Бабочки»

Введение новых знаний

Изображать, наблюдать, рассматривать, движение, придумывать, сравнивать

Рисуй правильно, чтобы было похоже.

Разложи рисунок на парте красиво.

Рисуй, как запомнил ( по памяти)

Уметь сравнивать форму предметов

Репродукции картин. Учебник О.А. Куревина «Изобразительное искусство» 2 класс

9

Формирование представлений об основных направлениях: вертикально, горизонталь но, наклонно.

Пр.р. Проведение вертикальных, горизонтальных, округлых и изогнутых линий разной толщины тупым и острым концом палочки

Введение новых знаний

Вертикальная, горизонтальная, округлая, изогнутая (линия, штрих), толстая, тонкая линия.

Осуши кисть.

Нарисуй самое интересное.

Иметь представление о разных типах линий и уметь определять их характер

Знать, что такое замкнутая линия

Рисунок на доске. Учебник Кузина 1 класс.

10

Совершенствовать умения организовывать предметы в группы по смыслу

Пр.р. «В магазине игрушек»

Введение новых знаний

Магазин, игрушки, продукты, одежда.

Разложи на парте правильно альбом, карандаши, краски, резинку.

Смой краску чистой водой

Нарисуй самое интересное

Что мы будем рисовать?

Покажи свой рисунок.

Уметь классифицировать предметы по смыслу

Иллюстрации, экскурсия в магазин

11

Ознакомлен ие с приёмами получения составных цветов.

пр.р. Рисование овощей (морковь, свёкла)

Введение новых знаний

Оранжевый, фиолетовый сиреневый, коричневый, розовый, голубой

Какой по форме (какая форма)?

Какой по цвету?

Иметь представление о родственных и дополнительных цветах

Учебные таблицы. Учебник О.А. Куревина «Изобразительное искусство» 2 класс

12

Передача основных пропорций фигуры человека

Пр.р. «Лепка человека в несложном движении» Изображение человека в движении.

Введение новых знаний

Корпус, движение, наклон, пропорции, голова, руки, ноги.

Повтори за мной

Иметь представление о строении тела человека

Учебные таблицы, показ учителя

13

Зарисовка человека по памяти вылепленного человека в несложном движении.

Урок-практикум

Корпус, движение, наклон, пропорции., голова, руки, ноги.

Смотрите, как надо рисовать.

Посмотри и скажи, как нарисовал…

Иметь представление о строении тела человека

Учебные таблицы, показ учителя

14

Изображение предметов в открытом пространстве в пейзаже Пр.р. «Зимой в деревне» аппликация

Введение новых знаний

Ближе-ниже, дальше-выше, Рисовать, смешивать, стирать, сравнивать, высыхать, ближе, дальше.

Покажи свою работу.

Иметь понятие о том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер, детали

Учебные таблицы, показ учителя. Учебник О.А. Куревина «Изобразительное искусство» 2 класс

15

Размещение изображений предметов на рисунке при различных положениях листа

Пр.р. Зарисовка аппликации «Зимой в деревне»

Введение новых знаний

Ближе-ниже, дальше-выше, Рисовать, смешивать, стирать, сравнивать, высыхать, ближе, дальше.

Рисуй правильно, чтобы было похоже.

Рисуй предмет, как его видишь.

понятие о том, чем могут раз- личаться предметы (форма, размер, цвет, характер, детали

Учебные таблицы, показ учителя

16

Знакомство с произведениями живописи. А.Пластов «Первый снег». Беседа по плану.

Урок беседа

Художник, картина, радостное настроение.

Отвечай на вопросы

Исследовать, какие задачи решали художники в приведённых пейзажах и какое настроение передано в каж дом пейзаже

Репродукция картины А.Пластов «Первый снег».

17-18

Формирование умения изображать предметы в перспективе (ближе-ниже, дальше-выше, уменьшение величины удалённых предметов, загораживание одних предметов другими).

Пр.р. «В сказочном подводном царстве»

Введение новых знаний

Ближе-ниже, дальше-выше, Рисовать, смешивать, стирать, сравнивать, высыхать, ближе, дальше.

Разложи на парте правильно альбом, карандаши, краски, резинку.

Иметь представление о пространстве.

Учебные таблицы. Учебник О.А. Куревина «Изобразительное искусство» 2 класс

19

Выполнение по образцу узоров в аппликации

Аппликация Закладка для книг

Урок-практикум

Вырезаем наклеиваем, работаем аккуратно.

В узоре повторяется форма и цвет.

Форму цветка в узоре изображайте просто.

Знать основные цвета (красный, жёлтый, синий)

Учебные таблицы.

Учебник О.А. Куревина «Изобразительное искусство» 2 класс

20

Ознакомление с приёмами получения составных цветов

Пр.р. «Мороже ное»

Введение новых знаний

Красный , оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Поставь банку с водой

Возьми карандаш(кисть)

Знать приемы получения составных цветов

Учебные таблицы.

Учебник О.А. Куревина «Изобразительное искусство» 2 класс

21

Совершенствование умения узнавать и называть цвет предметов Пр.р. Рисование фруктов с неровной поверхностью(груша, слива, апельсин, лимон)

Введение новых знаний

Основные и составные цвета.

Рисуй правильно, чтобы было похоже.

Рисуй предмет, как его видишь.

Совершенствовать умения узнавать и называть цвет предметов

Учебные таблицы.

Учебник О.А. Куревина «Изобразительное искусство» 2 класс

22

Совершенствование умения узнавать и называть цвет предметов

Пр.р. Рисование грибов.

Урок-практик ум

Красный , оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Рисуй правильно, чтобы было похоже.

Рисуй предмет, как его видишь.

Совершенствовать умения узнавать и называть цвет предметов

Учебные таблицы. Учебник О.А. Куревина «Изобразительное искусство» 2 класс

23

Изображение различных деревьев в состоянии покоя (передача изгибов и «узора» ветвей)

Пр.р. «Деревья зимой»

Введение новых знаний

Ветки, ствол, «узор» ветвей, состояние покоя

Сначала я нарисую ствол, потом ветки, потом листья на ветках

Знать строение деревьев

Иллюстрации, рисунок на доске.

24

Изображение различных деревьев в ветреную погоду

пр.р. Ветреный день

Введение новых знаний

Ветки, ствол, «узор» ветвей, состояние покоя

Сначала я нарисую ствол, потом ветки, потом листья на ветках

Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски

Иллюстрации, рисунок на доске.

25

Изображение предметов примерно одинаковых по размерам, но удалённых от рисующего на различные расстояния с учётом их перспективного удаления

Пр.р. Строят новый дом.

Введение новых знаний

Дальше – меньше, ближе – больше.

Первый план, средний план, дальний план.

Предмет загораживает дом.

Иметь представление о перспективе пространства

Иллюстрации , рисунок на доске.

26

Русский народный узор. Рассматривание произведен ий декоративно-прикладного искусства. Городенская роспись.

Введение новых знаний

Элементы Городецкой росписи.

Фон в узоре жёлтый (красный)

Краска жидкая, прозрачная.

Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать

Произведения декоративно-прикладного искусства. Городецкая роспись.

27

Ознакомление с различными вариантами построения композиции в вертикальном формате в декоративной работе

Пр.р. Выполнение рельефа «Ветка с вишнями»

Введение новых знаний

Вертикальный, горизонтальный формат, чередование, выполнение.

В узоре повторяется форма и цвет.

Фон в узоре жёлтый (красный)

Краска жидкая, прозрачная.

Знать что такое композиция

Показ учителя

Демонстрационный материал

Учебник О.А. Куревина «Изобразительное искусство» 2 класс

28

Ознакомление с различными вариантами построения композиции в горизонтальном формате в декоративной работе

Пр.р. Выполнение рельефа «Птичка на ветке»

Введение новых знаний

Барельеф, рельеф.

Повтори за мной. Сделай как я. Что ты сделал.

Знать что такое композиция

Показ учителя

Демонстрационный материал

29

Планирован ие изобразительной деятельности (определение содержания и последовательности выполнения замысла)

Пр.р. «Весна наступает»

Введение новых знаний

Первый план, второй план, дальний план

Предметы одинакового размера

Предметы удалены от рисующего

Уметь планировать свою работу

Показ учителя

Демонстрационный материал Учебник О.А. Куревина «Изобразительное искусство» 2 класс

30

Развитие эмоционального восприятия цветов (цвет радостный)

Пр.р. Пусть всегда будет солнце.

Введение новых знаний

Радостный цвет, мрачный цвет, весело, грустно, ярко.

Назови цвет, Что ты рисуешь. Какое у тебя настроение.

Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения

Показ учителя

Демонстрационный материал

31

Развитие эмоционального восприятия цветов (цвет радостный)

Пр.р. Праздничный салют

Урок-практикум

Радостный цвет, мрачный цвет, весело, грустно, ярко.

Назови цвет, Что ты рисуешь. Какое у тебя настроение.

Знать, что такое цветовой круг

Показ учителя

Демонстрационный материал фотографии.

32

Развитие эмоционального восприятия цветов (мрачный цвет)

Пр.р. Туча

Введение новых знаний

Радостный цвет, мрачный цвет, весело, грустно, ярко.

Назови цвет, Что ты рисуешь. Какое у тебя настроение.

Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета

Показ учителя

Демонстрационный материал

33

Формирование элементарных явлений симметрии и асимметрии в природе

Выполнение аппликации «Сказочная птица»

Введение новых знаний

Симметрия, ассиметрия, аппликация, птица, красивый хвост

Что такое симметрия, асимметрия.

Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси сим- метрии

Показ учителя

Демонстрационный материал

Кузин «Изобразительное искусство» 2 класс

34

Формирование элементарных явлений симметрии и асимметрии в природе

Пр.р. «Сказочный цветок»

Введение новых знаний

Симметрия, ассиметрия, аппликация, птица, красивый хвост

Что такое симметрия, асимметрия.

Отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметричных

Показ учителя

Демонстрационный материал

Кузин «Изобразительное искусство» 2 класс

35

Изображение предметов примерно одинаковых размеров, но удалённых от рисующего на различные расстояния с учётом их перспективного уменьшения

Пр.р. Труд людей весной

Введение новых знаний

Ближе – ниже, дальше – выше, план , расположение.

Предмет удалён, предмет маленький , большой

Предметы одинакового размера

Предметы удалены от рисующего

Иметь представление о пространстве

Показ учителя

Демонстрационный материал

Учебник О.А. Куревина «Изобразительное искусство» 2 класс


 

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида, раздел: «Изобразительное искусство» под редакцией К.Г. Коровина (Москва, «Просвещение»2011г.).

Учебник В.С. Кузин ,Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство» 2 класс, Неменская Л.А. Изобразительное искусство 2 класс, Куревина О.А. «Изобразительное искусство» 2 класс

Таблицы по изобразительному искусству

Видеофильм «Декоративно-прикладное искусство»

Копилка электронных презентаций по темам программы

Репродукции картин художников.

Фотоальбомы о художниках.

Кузин "Изобразительное искусство "2 класс

Компьютер.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

(ИЗМЕРИТЕЛИ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ)

Формы и виды контроля: текущий, тематический, периодический, поурочный, фронтальный, индивидуальный, самостоятельная работа, практическая работа.

Тема

Вопросы, выносимые на контроль

Вид измерения

Продолжительность работы

1

Композиция

Формат листа

Практическая работа

20 мин

2

Цвет и краски

Составные цвета

Практическая работа

20 мин

3

Форма, пропорции, конструкция

Изображение различных по форме предметов

Практическая работа

20 мин

4

Пространство

Загораживание предметов на плоскости

Практическая работа

20 мин

5

Восприятие произведений искусства

Беседа по картине

Ответы на вопросы

мин

Дата проведения: с 1 сентября по 30 мая
Опубликовано


Комментарии (1)

Ватолина Светлана Анатольевна, 13.07.18 в 13:10 0Ответить Пожаловаться
Галина Анатольевна, спасибо за программу.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.