РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету« Изобразительное искусство» УМК «Школа России»,2 класс
Количество часов на год: 32 часа
Всего в неделю: 1 час.
Уровень: базовый
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, в рамках организации обучения в 1-4 классах.
- Примерной программы по изобразительному искусству. 1-4 классы (стандарты второго поколения) -М.: Просвещение, 2011 г.;
- авторской программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» под руководством Б.М.Неменского: М. Просвещение.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Учебно-методический комплект
Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса /Под ред. Б. М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011г
Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы (стандарты второго поколения) -М.: Просвещение, 2011 г.
Место учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане на изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится по 1 ч в неделю, всего - 32 ч, т.к. взято 2 ч на изучение «Истоки».
На изучение внутрипредметного модуля «Мировая художественная культура» отводится 7ч (20%), который изучается на основе учебных пособий по ИЗО под редакцией Б.М. Неменского.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-понимание образной природы искусства;
-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
-овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
-умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
-умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
-умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
-выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
-умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета во 2 классе:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Содержание учебного предмета ТЫ И ИСКУССТВО
Как и чем работает художник (7ч)
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий (1ч).
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и оставными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой
гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).
Белая и чёрная краски (1ч).
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое(смешение цветных красок с черной и белой).
Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.
Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.
Модуль №1. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности(1ч).
Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности
этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы.
Выразительные возможности аппликации(1ч).
Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение
за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.
Выразительность материалов для работы в объеме(1ч).
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности
глины, дерева, камня и других материалов.
Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.
Выразительные возможности бумаги(1ч).
Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.
Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надре-
зание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр,«лесенка»,
«гармошка»).
Модуль №2. Обобщающий урок «Неожиданные материалы» (1ч).
Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Содство и различие ма-
териалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники. Итоговая
выставка работ.
Реальность и фантазия (6ч)
Изображение и реальность. Изображение и фантазия(1ч)
Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть.Рассма-
триваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.
Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы.Соединение элемен-
тов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.
Украшение и реальность.(1ч).
Мастер Украшения учится у природы.Природа умеет себя украшать.Умение видеть красоту природы, разнообразие ее фрм, цвета (иней,
морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.).
Развитие наблюдательности.
Украшение и фантазия (1ч)
Мастер Украшения учится у природы, изучает ее.Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих
предметы быта.
Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с
помощью фантазии.
Постройка и реальность(1ч).
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.п.), их
функциональность, пропорции.
Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.
Модуль №3. Постройка и фантазия(1ч).
Мастер Постройки учится у природы.Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции,
необходимые для жизни человека.
Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
Обобщающий урок «Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают
вместе»(1ч).
Взаимодействие трех видов деятельности- изображения, украшения и постройки.
Обобщение материала всей темы.
О чём говорит искусство(11ч).
Изображение природы в разных состояниях(1ч).
Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное.
Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.
Выражение характера животных(1ч).
Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения.
Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные прои-
зведения В.Ватагина.
Выражение характера человека в изображении: женский образ(1ч).
Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.
Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его
средствами искусства.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ(1ч).
Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.
Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для
передачи характера персонажа.
Образ человека в скульптуре(2ч).
Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего.
Изображения, созданные в объеме,- скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.
Человек и его украшения(1ч).
Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой, (например, смелый воин-защитник или агрессор).
Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.
Модуль №4. О чём говорят украшения(1ч).
Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем
себя, в будний день одеваемся по-другому.
Образ здания(1ч).
Модуль №5. Образы зданий и окружающей среды.(1ч)
Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий
Обобщающий урок «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства,
мысли, настроение, свое отношение к миру»(1ч).
Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.в окружающей жизни.
Как говорит искусство(8ч)
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного(1ч).
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и
холодных цветов.
Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.
Тихие и звонкие цвета(1ч).
Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета.
Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Модуль №6. Что такое ритм линий?(1ч)
Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы.
Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.
Характер линий(1ч).
Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.
Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая
суровая мощь старых дубовых сучьев).
Ритм пятен(1ч).
Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается
на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.
Модуль №7. Пропорции выражают характер(1ч).
Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого.
Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности(1ч).
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастера Изображения,
Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
Обобщающий урок года «Искусство и ты»(1ч).
Выставка детских работ, репродукций художников – радостный праздник, событие школьной жизни. Игра – беседа, в которой вспоминают все
основные темы года.
Братья-Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки – главные помощники художника, работающего в области изобразительного,
декоративного и конструктивного искусства.
Календарно – тематическое планирование предмета
«Изобразительное искусство» 2 класс
32 часа (1час в неделю)
№ |
Тема урока |
К-во часов |
Дата |
Как и чем работает художник (7 часов) |
|||
1. |
Три основных цвета. Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов). |
1 |
|
2. |
Белая и черная краски. Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой). Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски. |
1 |
|
3. М. № 1 |
Мировая художественная культура: Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы. |
1 |
|
4. |
Выразительные возможности аппликации. Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен. |
1 |
|
5. |
Выразительность материалов для работы в объеме. Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Передача характерных особенностей животных. |
1 |
|
6. |
Выразительные возможности бумаги. Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объем-ных форм (кнус, цилиндр,«лесенка», «гармошка»). |
1 |
|
7. М. № 2 |
Мировая художественная культура: Неожиданные материалы (обобщение темы). Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники. Итоговая выставка работ. |
1 |
|
Реальность и фантазия(6 часов) |
|||
8. |
Изображение и реальность. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реаль-ный мир, учимся не только смотреть, но и ви-деть.Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных. |
1 |
|
9. |
Изображение и фантазия. Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказоч-ные существа. Фантастические образы.Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью. |
1 |
|
10. |
Украшение и реальность. Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать.Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.). Развитие наблюдательности. |
1 |
|
11. |
Украшение и фантазия. Мастер Украшения учится у природы, изучает ее.Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта.Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии. |
1 |
|
12. |
Постройка и реальность. Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.п.), их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. |
1 |
|
13. М. № 3 |
Мировая художественная культура: Постройка и фантазия. Мастер Постройки учится у природы. Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов. |
1 |
|
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Взаимодействие трех видов деятельности- изображения, украшения и постройки. (обобщение темы) |
|||
О чём говорит искусство(11 часов) |
|||
14-15 |
Изображение природы в различных состояниях. Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя. |
2 |
|
16 |
Выражение характера животных. Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В.Ватагина. |
1 |
|
17 |
Выражение характера человека: женский образ. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства |
1 |
|
18 |
Изображение характера человека: мужской образ. Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. |
1 |
|
19 |
Образ человека в скульптуре. Возможности создания разно-характерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объеме,- скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. |
1 |
|
20 |
Человек и его украшения. Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой, (например, смелый воин-защитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, свой образ.Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество. |
1 |
|
21 М. №4 |
Мировая художественная культура: О чем говорят украшения. Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. |
1 |
|
22-23 М. № 5 |
Мировая художественная культура: Образ здания. Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий в окружающей жизни. |
2 |
|
24 |
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Выставка твор-ческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки. |
1 |
|
Как говорит искусство (8 часов) |
|||
25 |
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смеше-ние красок на бумаге. |
1 |
|
26 |
Тихие и звонкие цвета. Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников. |
1 |
|
27 М. № 6 |
Мировая художественная культура: Что такое ритм линий. Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии. |
1 |
|
28 |
Характер линий. Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая суровая мощь старых дубовых сучьев). |
1 |
|
29 |
Ритм пятен. Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко. |
1 |
|
30 М. № 7 |
Мировая художественная культура: Пропорции выражают характер. Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого. Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого. |
1 |
|
31-32 |
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности Итоговый урок года |
2 |