12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Григорьева Алёна Александровна794
Россия, Ханты-Мансийский АО, Ханты-Мансийск

Рабочая программа по изобразительному искусству.

Пояснительная записка.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа по изобразительному искусству реализуется на основании нормативно-правовых документов:

  • Закона РФ «Об образовании».
  • Обучение на уроках проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

Главной задачей обучения и воспитания данной категории детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально –значимых навыков и умений.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей под редакцией А.Р. Маллер, изданная «НИИ дефектологии АПН СССР Москва, 1983г».

Сборник программ и методических рекомендация по обучению детей с глубокой умственной отсталостью. \В.В. Воронкова, О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, И.В. Евтушенко, В.М. Мозговой, Н.Н. Павлова, М.Н. Перова, Н.Д. Соколова, В.В. Эк. Москва «Просвещение» 1999г.

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы.

При отборе программного материала учтены познавательные возможности К.С. У ребенка движения общей моторики нескоординированы, мелкая моторика развита слабо. У ребенка отмечается несформированность предпосылок к изобразительной деятельности: крайне низкий уровень развития сенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, представление о себе и окружающем мире; несформированность предметной деятельности самых элементарных изобразительных операционно-технических умений; цвета путает.

Цель: Развитие правильного восприятия формы и цвета предметов, положительного влияния на формирование целенаправленной деятельности.

Работа по обучении изобразительному искусству решает следующие задачи:

- освоение доступных приемов изобразительной деятельности;

- закрепление сформированных умений и навыков с материалами и инструментами, при помощи которых можно получать простейшие изображения;

- освоение приемов предметного рисования;

- обучение сюжетному и декоративному рисованию;

- формирование эмоционально – положительного отношения к изобразительной деятельности и ее результатам;

- развитие у обучающегося правильного восприятия формы и цвета предметов;

- коррекция недостатков мелкой моторики рук;

- развитие аналитико – синтетической деятельности, обогащение и совершенствование представлений;

- познакомить с некоторыми изделиями декоративно-прикладного искусства;

- воспитание аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе, по возможности.

Программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности ребенка. При оценке результатов учебной деятельности учащегося применяется система безотметочного обучения. Учитель оценивает деятельность ребенка сообразно его индивидуальным возможностям и способностям, отмечаются даже незначительные успехи ребенка. На положительную оценку может рассчитывать ребенок. При выполнении учебных задач учитель выражает одобрение и поощрение успехов ребенка словом, жестом, фишками, игрушками, знаками и символами. Речь учителя должна включать слова, стимулирующие деятельность ребенка, его собственные достижения («Молодец», «Правильно» и т.п.) Обязательно поощряется и хорошее поведение ребенка.

На занятиях ребенок занимается изображением явлений окружающей жизни и иллюстрированию сказок. Оборудование уроков рисования составляют игрушки, муляжи, модели. С целью повышения эффективности уроков рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи ребенка. С помощью учителя ребенок должен описать предмет, рассказать о последовательности работы над рисунком, давать отчет о проделанном с помощью учителя. На уроках тематического рисования рассматривают и пересказывают (с помощью учителя) по вопросам содержание картин, изображающих времена года, различные детские сказки.

Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами и в частности с уроками письма, конструирования, ручного труда, математики.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и количестве часов для проведения контрольных, практических работ, экскурсий.

На предмет «Изобразительное искусство» в учебном плане отводится 2 часа в неделю, 62 урока за год.

Учебный предмет входит в образовательную область – социокультурное развитие.

Является региональным компонентом.

Контрольных работ проводить не планируется.

Формы организации образовательного процесса.

Основная форма организации учебного процесса – урок. Урок по изобразительной деятельности проводится в форме привлекательной для учащихся игры. При этом необходимо построить работу таким образом, чтобы обеспечить активное участие в уроке всех детей, так как именно активность является необходимым условием формирования предпосылок к изобразительной деятельности. 
 

выставки детских работ;

участие в мероприятиях разного уровня.

В основу содержания программы три основных принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будет овладевать обучающийся.

Рабочая программа реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцева, личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской, педагогическая технология на основе системы эффективных уроков А.А. Окунева, Й.Хейзинга – игровая деятельность, применение здоровьесберегающих технологий др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей ребенка.

Программа состоит из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.

Содержание учебно – тематического плана.

Декоративное рисование

Продолжать вырабатывать у детей умение проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии (вначале на листе бумаги в клеточку); развивать умение рисовать с помощью трафарета узора в квадрате путем деления квадрата по осевым линиям – диагоналям; учить различать плоскостные геометрические фигуры по цвету и форме: раскрашивать рисунок, используя основные цвета и не выходя за контур.

Примерные задания

Закрашивание готового узора с использованием 2-3 контрастных цветов.

Рисование с помощью трафарета узора в полосе из геометрических фигур, опираясь на образец.

Самостоятельное рисование геометрического узора с опорой на образец.

Рисование в квадрате с помощью трафарета и без него узора из листочков (на осевых линиях – диагоналях).

Рисование узора для косынки треугольной формы разной величины, разного цвета.

Рисование узора в круге ( «расписная тарелка», шар).

Самостоятельное составление узора с использованием трафаретов.

Рисование с натуры

Учить детей по возможности правильно располагать изображение на бумаге; различать и называть формы квадратных, круглых и треугольных предметов; передавать в рисунке с помощью шаблона квадратную, круглую и треугольную форму предметов; по возможности соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов; аккуратно раскрашивать рисунок.

Примерные задания

Рисование с натуры предметов, напоминающих геометрические фигуры (тарелка, платок, часы, косынка).

Рисование с натуры овощей, фруктов с применением трафарета и без них (яблоко, лук, репа, морковь, огурец).

Рисование предметов, состоящих из ряда геометрических фигур, с использованием нескольких цветов (бусы, домик, скворечник, снежная баба).

Рисование с натуры весенних цветов ( мать – мачеха, одуванчик).

Рисование по опорным точкам и образцу пройденных букв и цифр.

Рисование на темы

Работать над обогащением зрительных представлений учащихся; учить их передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; изображать по представлению округлую форму частей предмета.

Примерные задания

Рисование на тему «Времена года».

Рисование тематических картинок к датам Красного календаря.

Иллюстрирование сказок «Колобок», «Три медведя» (чашки различной формы, ложки), «Снегурочка»

 

Тематическое планирование.

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

 

1 четверть –17 часов

1.

«Путешествие в страну красок»

1

Подготовительное занятие на восприятие цвета, подготовка руки к рисованию.

Краски

Альбом

Игрушки

Игры на соотнесение реальных предметов и игровых действий с их изображениями, рассматривание картин

2.

Рисование по трафарету узора в полосе из геометрических фигур (круг и квадрат)

1

Геометрические фигуры

Образец, цв. карандаши

Самостоятельное обведение и раскрашивание

3.

Рисование с натуры тарелки.

1

Образцы тарелок,

Шаблоны узоров, цв. карандаши

Рисование по шаблону, составление узора для тарелки с помощью учителя

4.

Рисование по трафарету узора в полосе из геометрических фигур (круг и треугольник)

1

Цветные геометрические фигуры, трафареты узоров

Обведение по трафаретам раскрашивание восковыми мелками

5.

Рисование на тему «Дары осени» овощи: лук

1

Картинки овощей, огорода, цв. карандаши, трафарет лука

Уметь различать и изображать от руки предметы овальной формы, различать цвета оттенки, порядок расположения предметов на листе бумаги.

6.

Рисование с натуры овощей: репа.

1

Картинки овощей, огорода, цв. карандаши, трафарет репы

7.

Раскрашивание готового рисунка с овощами.

1

Образец, цветн. Карандаши, картинки овощей

8.

Рисование на тему «Дары сада», фрукты: яблоко.

1

Картинки фруктов, огорода, цв. карандаши, трафарет яблока

9.

Рисование с натуры фруктов: груша.

1

Картинки фруктов, огорода, цв. карандаши, трафарет груши

10.

Раскрашивание готового рисунка с фруктами.

1

Образец, цветн. Карандаши, картинки фруктов

11.

Раскрашивание готового рисунка из двух цветов.

1

Игрушки

краски

12.

Рисование на тему «Осень».

1

В.Поленов «Золотая осень»

Рисование по шаблонам и опорным точкам

13.

Рисование осенних деревьев.

1

Картинки деревьев осенью, листья

Цв. карандаши

14.

Раскрашивание готового рисунка на тему «Осень»

1

Цв. карандаши, краски, картины природы

15.

Рисование с натуры платка.

1

Натура- платок

Образец рисования, цв. карандаши

16.

Самостоятельное рисование геометрического узора по образцу.

1

Образцы узоров, трафареты для работы

17.

Раскрашивание геометрического узора с использованием образца.

1

Образцы геометрических узоров, карандаши

 

2 четверть – 14 часов

18.

Рисование с натуры домика.

Домик высокий.

1

Натура- детский домик,

трафареты

19.

Рисование с натуры

домика. Домик низкий

.1

Натура- детский домик,

Трафареты

Образцы раскрашивания- картинки домиков

20.

Рисование по опорным точкам пройденных букв.

1

Азбука в картинках, игры с буквами

21.

Рисование по опорным точкам пройденных цифр.

1

Стихи о цифрах в картинках, игры с цифрами

22.

Раскрашивание двух цветного мяча.

1

Натура – мяч

Образцы рисунокв

23.

Рисование предметов, стоящих рядом. Бусы на нитке.

1

Натура – бусы

Образец рисования, цветные круги

24.

Рисование узора в полосе из листочков.

1

Образцы узоров, трафареты листочков

25.

Рисование на тему «Зима в лесу» составление сюжета картины.

1

Картины природы о зиме,

Шаблоны рисунков

26.

«Зима в лесу», раскрашивание акварельными красками.

1

Краски, картины природы,

аудиозапись

27.

Рисование на тему «Морозные узоры»

1

Картины морозных узоров, зимние пейзажи

28.

Раскрашивание узоров.

1

Картины морозных узоров, зимние пейзажи

29.

Составление узора в круге с помощью трафаретов.

1

Трафареты узоров, образцы

30.

Декоративное рисование «Снежинка»

1

Картины природы, образцы снежинок

31.

Иллюстрирование сказки «Снегурочка» составление сюжета по трафаретам.

1

Трафареты

Сказка «Снегурочка»

 

3 четверть – 16 часов

32.

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.

1

Образцы росписи, предметы росписи, шаблоны узоров

33.

Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи.

1

Образцы росписи, предметы росписи, шаблоны узоров

34.

Рисование на тему «Деревья в инее»

1

Беседа по

иллюстрациям о зиме, трафарет дерева

35.

Декоративное рисование

«Роспись кувшинчиков»

1

Образец рисунка, краски

36.

Рисование с натуры пройденных букв.

1

Азбука в картинках, игры с буквами

37.

Рисование с натуры часов.

1

Натура – часы

Образец рисунка

38.

Рисование на тему «Весна»

Составление сюжета.

1

Беседа о весенних сюжетах, картины природы

39.

Декоративное рисование косынки треугольной формы.

1

Натура – шаль

Образцы рисунков косынок

40.

Раскрашивание готового рисунка на тему: «Приход весны»

1

Картины природы, краски

41.

Рисование узора из геометрических фигур.

1

Геометрические фигуры, трафареты для узора

42.

Иллюстрирование сказки «Три медведя», составление сюжета, выбор героев.

1

Иллюстрации к сказке «Три медведя»

43.

Раскрашивание рисунка.

«Три медведя»

1

Иллюстрации к сказке «Три медведя», цв. карандаши

44.

Рисование на тему «8 марта»

1

Открытки к 8 марта, шаблоны для рисования

45.

Рисование с натуры пройденных цифр.

1

Стихи о цифрах в картинках, игры с цифрами

46.

Рисование на тему «Пришла весна, прилетели птицы»

1

Сюжетные картины, трафареты

47.

Раскрашивание готового рисунка «Солдат на посту»

1

Иллюстрации к 23 февраля

 

4 четверть – 15 часов

48.

Рисование на тему «Моя любимая игрушка»

1

Игрушки,

Сюжетные картинки

49.

Раскрашивание готового рисунка на тему «Космос»

1

Иллюстрации к 12 апреля, образей раскрашивания

50.

Рисование ракеты.

1

Иллюстрации к Дню космонавтики, образец рисунка – ракета

51.

Декоративное рисование расписная тарелка.

1

Картинки тарелок, образец раскрашивания

52.

Рисование с натуры пасхального яйца.

1

Образцы раскрашивания пасхальных яиц,

53.

Самостоятельное составление узора в полосе с помощью трафаретов.

1

Образцы рисования узоров, трафареты на выбор

54.

Рисование «Весенние ветки»

1

Иллюстрация «Весна», натура- ветка, шаблоны

55.

Раскрашивание куклы в национальном костюме.

1

Картинки русских костюмов, кукла в нац. Костюме, трафареты

56.

Рисование ледохода.

1

Картины природы, аудиозапись

57.

Рисование на тему:

9 мая. (праздничный салют)

1

Иллюстрации к 9 мая, шаблоны

58.

Раскрашивание готового рисунка к 9 мая.

1

Иллюстрации к 9 мая.

59.

Рисование с натуры весенних цветов.

Мать-и-мачеха.

1

Беседа А. Куинджи

«Березовая роща»

60.

Рисование с натуры игрушки –матрешки.

1

Образец - матрешка

61.

Рисование на тему

«Рыбки в пруду»

1

Картины

62.

Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

1

Иллюстрации

 

Ресурсное обеспечение программы.


Список литературы для учащихся:

В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство» 2 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Рекомендовано Министерством образования РФ 7 издание Москва: Дрофа, 2011

В.Я. Богатырева «Рабочая тетрадь» к учебнику В.С. Кузина «Изобразительное искусство» 2 класс Дрофа, 2011

Список литературы для учителя:

Программа предмета «Изобразительное искусство» для обучения глубоко умственно отсталых детей (Составитель: НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1983 год) по предмету «Рисование»(1 и 2 класс)

Программы обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития(раздел «Рисование»), разработанной коллективом педагогов муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико - социальной помощи «Центр лечебной педагогики»г.Пскова.,2004 г.

Баряева Л.Б.,Гаврилушкина О.П.,Зарин А.,Соколова Н.Д. Прграмма воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-2-е изд.,перераб. и доп.-СПб.:КАРО,2007 г.

Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.

Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.] ;под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 г.

Материально-техническое обеспечение.

Альбомы для рисования.

Наборы гуаши.

Акварельные краски.

Кисти.

Краски по стеклу.

Клеенки на столы и тряпочки для вытирания рук.

Ванночки для воды.

Стаканчики для воды.

Трафареты для обводки и рисования.

СD «Готовим детей к школе» -Издательство «Учитель»,2009 год

Магнитная доска.

Картины, иллюстрации из сказок.

Наборы цветных карандашей и фломастеров.

Ластики для стирания.

Шаблоны – заготовки.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.