Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушеним интеллекта «Подводный мир»
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР с нарушением интеллекта
"Путешествие в подводный мир»
ГКУ ВО «Суздальский специальный (коррекционный) детский дом»
учитель-логопед Маришина И.В.
Цель: автоматизации звука «Р» в речи детей через игровую деятельность.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
формирование знаний о механизме организации звука «Р» и его акустических особенностях;
расширение лексического запаса по теме;
формирование умения образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
Коррекционно – развивающие:
развитие моторики артикуляционного аппарата;
формирование речевого дыхания
развитие внимания, памяти, фонематического слуха, общей и артикуляционной моторики;
автоматизация звука «Р» в словах, предложениях, в связной речи;
Воспитательные задачи:
воспитывать позитивное отношение к логопедическим занятиям, чувство уверенности в себе, умение слушать педагога.
Оборудование:
ü костюмы для девочек (юбка и футболка белые, пляжная повязка на голову), мальчик – белая футболка, белые шорты;
ü ширма с изображением подводного мира;
ü игрушка рыбка;
ü мягкие подушки.
ü Видео подводного мира «Мальдивы»;
ü Музыка «Море» Фламенко;
ü Музыка Гавайская танец «Самбо»;
ü Ф.Шуберт «Форель» классика для малышей;
ü группа «Непоседы» песня «А рыбки плавают вот так»;
ü логопедические распевки, голосилки, чистоговорки.
Ход занятия
Вход детей в зал под музыку «Гавайское самбо» (танцевальные движения «На пляже»)
Педагог: - Здравствуйте ребята и дорогие гости! Ребята, каждый по очереди поприветствуйте гостей!
Дети по очереди здороваются, утрируя звук Р.
Включается видео «Подводный мир Мальдивы»
Педагог:- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в подводный мир, где много воды, разных подводных жителей и много-много рыбок. (рассматривание подводных обитателей)
Вопросы: Кого вы видите? Все обитатели похожи друг на друга? Чем отличаются?
Обратить внимание детей на цвет, форму, размеры подводных обитателей.
Звучит музыка Ф.Шуберт «Форель»
Над ширмой появляется рыбка.
Педагог: - Ребята, смотрите, к нам рыбка приплыла.
Рыбка: - Ой, вы меня звали?
Педагог: - Да, мы рады тебе, рыбка. Поздороваемся с рыбкой (дети хором здороваются, выделяя звук Р)
Рыбка: - Я потеряла своих друзей, ребята, помогите мне их отыскать. Но для этого нужно отгадать загадки.
Рыбка: - Вы готовы слушать загадки?
«В воде она живет
Быстро плавает в воде
Оказалась на крючке
Тут не до улыбки
Кто же это...»
Рыбка: - Молодец, правильно. Иди, покажи рыбу. А как ты ласково назовешь рыбку (называние подводных обитателей с уменьшительно-ласкательным суффиксом)
***
« Что за звезды в глубине
На песке лежат на дне?
На вопрос ответить просто:
На песке – (морские звезды)»
***
«Под водой по дну шагает
Свои клешни раскрывает.
Выползает ночью во мрак.
Кто это? Конечно….(рак)»
***
«Словно в море заблудился
Бронированный паук:
Две клешни и восемь ножек
Тельце – маленький сундук (Краб)»
***
«Ни матраца, ни подушки
Где же море спит?...(в ракушке)»
Логопед: - Назовите, какой вибрирующий звук вы слышите в словах: рыба, краб, рак, ракушка, морская звезда? (звук Р)
Анализ артикуляции
Логопед: Что делают наши губы, когда мы произносим звук [р]? (Губы в улыбке)
- А что делает наш язычок, когда мы произносим звук [р]? (Язычок в форме чашечки поднят к верхним зубам)
- Под сильным напором воздуха кончик языка дрожит у бугорков.
Логопед: Что надо делать, чтобы правильно и красиво произносить звук «Р» ?
1.Артикуляционная гимнастика.
«Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Дятел»
Логопед: Молодцы, размяли наш язычок. А для того, чтобы у нас было много воздуха, давайте сделаем дыхательную гимнастику.
2.Дыхательная гимнастика на гласные под музыку.
3. Пропевание гласных (Музыкальная голосилка на гласные.)
4. Чистоговорки на звук Р.
Ра-ра-ра – вот высокая гора.
Ры-ры-ры – за горою комары
Ро-ро-ро – потерял петух перо.
Ру-ру-ру – а барсук унес в нору (выполняется под музыку)
Логопед: Рыбка, дети тебе подготовили музыкальный подарок.
Танец движения детей под музыку «А рыбка плавает вот так»
Логопед: Ребята, давайте расскажем рыбке стихи, которые мы для нее приготовили.
Ракушка. Рак.
Я привез в подарок с юга, Про меня говорят
Лучший сувенир для друга. Будто пячусь я назад.
Не открытку, не игрушку, Не назад, а вперед-
А красивую ракушку. Только задом наперед.
Потешка. Краб.
Вечером над озером Краб – известный забияка.
Ходит белый пар. Он чуть-чуть похож на рака.
Это рыбы в озере Клешни грозные имеет
Ставят самовар. В драках шумных не робеет.
Рыба.
Тянут сети рыбаки-
Тянут рыбу из реки.
Ловят рыбу из реки.
Белую и красную
Много и немножко
Хо-р-р-оша рыбешка!
Рыбка.- Молодцы! Мне очень понравились ваши стихи, и я вас хочу угостить морскими камушками. А сейчас мне пора обратно в свой подводный мир, меня ждут друзья. До свидания!
Итог. Вы очень хорошо занимались, старались. Справились со всеми заданиями. Что вам понравилось на занятии? Какие трудности испытывали? Занятие закончено.