Рабочая адаптированная основная образовательная программа по предмету «Мир природы и человека», 2 класс
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА"
2 КЛАСС
на 2017 – 2018 учебный год.
Учитель: Рябокобыленко Е.Н.
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для 2 класса "Живой мир" Н.Б.Матвеева, М.С.Котина, Москва "Просвещение" 2017г. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи курса « Мир природы и человека»:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия. Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому большое значение придаётся экскурсиям, позволяющими организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, слайдовые презентации. Ведущими методами являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность под руководством учителя.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017
Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание курса
1. Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.
2. Растения и животные в разные времена года.
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник.
Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока.
Появление весной грачей, скворцов.
Животные в разные времена года: лиса, белка, еж.
Рыбы зимой.
3. Труд человека в разное время года.
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе. Предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа.
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа.
1.Растения.
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок.
Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.
Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).
Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция).
Уход за комнатными растениями.
Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки.Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов своей местности.
Уход за растениями сада и огорода.
2. Животные.
Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.
Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности).
Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.
3. Человек
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Повторение.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;
о растениях сада и огорода, их отличии;
о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных;
о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;
о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Учебно - методическое обеспечение. 1 . Учебник "Живой мир"авторы: Н.Б.Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова, Москва "Просвещение", 2017г. 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010. 4. Ноутбук. 5. Наглядное пособия.
Календарно-тематическое планирование "Мир природы и человека" 2 класс
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
Предметные |
Личностные |
||||||
1 четверть |
9 |
||||||
1 |
Сезонные изменения. Экскурсия в природу. Влияние солнца на смену времен года. |
1 |
Привить любовь к природе; знать о предметах ближайшего окружения. |
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; |
Наблюдения в природе. |
Беседа |
|
2 |
Сутки Долгота дня летом и зимой. |
1 |
Знать из каких частей состоят сутки Знать части суток |
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; |
Работа с учебником. |
Фронтальный опрос |
|
3 |
Времена года. Осень. Растения осенью. |
1 |
Знать названия осенних месяцев, признаки осени Знать названия осенних месяцев, признаки осени |
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе. |
Наблюдения в природе. |
Беседа |
|
4 |
Животные осенью. |
1 |
Знать названия животных и птиц; знать какую функцию выполняют птицы |
Работа с наглядным материалом. |
|||
5 |
Занятия людей осенью. |
1 |
Знать как следить за своим здоровьем; знать какую одежду выбирать осенью; знать, что "осень"- пора сбора и урожая. |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. |
Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам. |
Тест |
|
6 |
Зима . Зимние месяцы. |
1 |
знать названия зимних месяцев, признаки зимы |
ценностное отношение к природе; |
Работа с сюжетными картинками, работа с учебником. |
Фронтальный опрос |
|
7 |
Растения зимой. |
1 |
знать названия деревьев и кустарников |
бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям; |
Наблюдения в природе. |
||
8 |
Животные зимой. |
1 |
знать названия животных и птиц; знать какие животные остаются зимовать |
элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов; |
Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы. |
||
9 |
Занятие людей зимой. |
1 |
знать необходимые условия для жизни животных; знать какую одежду выбирать зимой; какие игры можно играть. |
овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. |
Работа с учебником. |
Тест |
|
2 четверть |
7 |
||||||
1 |
Весна .Весенние месяцы. |
1 |
Знать и называть весенние месяцы; знать что происходит с природой. |
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; |
Отгадывать загадки, чтение стихов |
Беседа |
|
2 |
Растения весной. |
1 |
знать названия деревьев и кустарников |
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; |
Работа с раздаточным материалом |
Фронтальный опрос |
|
3 |
Животные весной |
1 |
знать названия диких животных |
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением. |
Отгадывание загадок, чтение рассказов |
||
4 |
Занятие людей весной |
1 |
знать какие работы проводятся в огороде весной. |
бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям; |
Работа с учебником |
Тест |
|
5 |
Лето. Летние месяцы. |
1 |
Знать летние месяцы;- уметь называть летние месяцы |
ценностное отношение к природе; |
Отгадывание загадок, чтение стихов |
Беседа |
|
6 |
Растения летом. |
1 |
Знать название растений; уметь ухаживать за растениями |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. |
Работа с раздаточным материалом |
||
7 |
Животные летом. |
1 |
уметь отличать диких животных и птиц |
Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником. |
Тест |
||
3 четверть |
9 |
||||||
1 |
Занятие людей летом |
1 |
Знать какие работы проводятся летом в огороде. |
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; |
Определение времени года по сюжетным картинкам, работа с учебником, отвечать на вопросы. |
Беседа |
|
2 |
Вода .Свойства воды. |
1 |
Знать свойства воды; знать когда и как можно использовать воду. |
ценностное отношение к природе; |
Делать опыты |
Практическая работа |
|
3 |
Температура воды . Вода в природе. |
1 |
Знать о важности воды; знать откуда идет вода в природе; знать значение воды. |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей |
Делать опыты, работать в рабочей тетради |
Практическая работа |
|
4 |
Растения. Части растений. |
1 |
-знать части растения; знать что необходимо растениям. |
ценностное отношение к природе; |
Определение сходства и различия растений по графической схеме. |
Фронтальный опрос |
|
5 |
Растения. Комнатные растения. Части растений. |
1 |
Знать и называть комнатные растения; знать и показать части растений. |
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением. |
Составление предложений по картинкам, зарисовка в рабочих тетрадях |
Беседа |
|
6 |
Жизнь растений. |
1 |
Знать , что необходимо для роста растений |
ценностное отношение к природе; |
Составление рассказа "Жизнь растения" |
||
7 |
Растения. Уход за комнатными растениями. |
1 |
знать влаголюбивые и засухоустойчивые растения -знать растения светолюбивые и тенелюбивые |
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; |
Уход за комнатными растениями. |
Практическая работа |
|
8 |
Огород .Овощи. Овощи в питании человека. |
1 |
знать правила высаживания семян овощей -знать значение овощей в питании |
элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов; |
раздаточным материалом; работа с учебником и с рабочей тетрадью |
Фронтальный опрос |
|
9 |
Сад . Фрукты. Фрукты в питании человека. |
1 |
знать 2-3 фруктовых дерева Знать значение фруктов в питании |
ценностное отношение к природе; |
Отвечать на вопросы, работать с рабочей тетрадью |
Тест |
|
4 четверть |
8 |
||||||
1 |
Уход за растениями сада и огорода. |
1 |
знать правила ухода за растениями; уметь ухаживать за растениями |
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; |
Ухаживать за растениями школьного сада |
Практическое занятие |
|
2 |
Животные и их породы. |
1 |
-знать повадки кошек, рыси; знать 2/3 породы кошек Знать повадки собаки Волка; знать их породы. Уметь использовать в речи новые понятия. |
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; |
Работа с учебником и с рабочей тетрадью, составлять рассказ по плану |
Беседа |
|
3 |
Рыбы: внешний вид, среда обитания. |
1 |
знать несколько названий рыб, части тела рыб Знать как размножаются рыбы; уметь использовать в речи новые понятия -уметь составлять рассказ по плану. |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей |
Работа с раздаточным материалом |
Фронтальный опрос |
|
4 |
Гигиена тела человека. |
1 |
Знать правила гигиены; уметь следить за гигиеной; уметь использовать в речи новые понятия |
элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов; |
Уход за своим телом |
Практическое занятие |
|
5 |
Органы пищеварения. Питание человека. |
1 |
знать названия органов пищеварения -знать полезные продукты -знать полезные и вредные продукты -знать главные правила питания; уметь называть полезные и вредные продукты |
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением. |
Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы |
Беседа |
|
6 |
Профилактика отравлений. |
1 |
знать правила гигиены; знать оказать первую помощь при отравление |
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе. |
Работа с учебником |
Беседа |
|
7 |
Повторение изученного материала. |
2 |
Знать пройденный материал; показать свои знания на практике; Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы; уметь работать самостоятельно. |
овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. |
Выполнение самостоятельной работы, работа в рабочих тетрадях |
Тест |