12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Елена Николаевна92955
Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов.
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
13

Рабочая адаптированная основная образовательная программа по предмету «Мир природы и человека», 2 класс

 

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА"

2 КЛАСС

на 2017 – 2018 учебный год.

Учитель: Рябокобыленко Е.Н.

Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для 2 класса "Живой мир" Н.Б.Матвеева, М.С.Котина, Москва "Просвещение" 2017г. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи курса « Мир природы и человека»:

уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

сформировать знания учащихся о природе своего края;

сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практический метод (упражнения, практическая работа);

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

коллективный, индивидуальный;

творческий метод;

совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия. Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому большое значение придаётся экскурсиям, позволяющими организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, слайдовые презентации. Ведущими методами являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность под руководством учителя.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»

Предметные результаты

Минимальный уровень:

представления о назначении объектов изучения;

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;

знание отличительных существенных признаков групп объектов;

знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

Личностные результаты

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017

Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018учебный год, принятый педагогическим советом.

 

Содержание курса

1. Сезонные изменения в неживой природе.

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.

2. Растения и животные в разные времена года.

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник.

Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш.

Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока.

Появление весной грачей, скворцов.

Животные в разные времена года: лиса, белка, еж.

Рыбы зимой.

3. Труд человека в разное время года.

Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.

Детские игры в природе. Предупреждение травм, несчастных случаев.

 Неживая природа.

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа.

1.Растения.

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок.

Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.

Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).

Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция).

Уход за комнатными растениями.

Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки.Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов своей местности.

Уход за растениями сада и огорода.

2. Животные.

Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.

Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности).

Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.

3. Человек

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

 Повторение.

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:

о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;

о растениях сада и огорода, их отличии;

о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных;

о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;

о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;

о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.

 Учебно - методическое обеспечение. 1 . Учебник "Живой мир"авторы: Н.Б.Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова, Москва "Просвещение", 2017г. 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010. 4. Ноутбук. 5. Наглядное пособия.

Календарно-тематическое планирование "Мир природы и человека" 2 класс

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

1 четверть

 

9

       

1

Сезонные изменения. Экскурсия в природу.

Влияние солнца на смену времен года.

 

1

Привить любовь к природе; знать о предметах ближайшего окружения.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Наблюдения в природе.

Беседа

2

Сутки

Долгота дня летом и зимой.

 

1

Знать из каких частей состоят сутки

Знать части суток

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с учебником.

Фронтальный опрос

3

Времена года. Осень.

Растения осенью.

 

1

Знать названия осенних месяцев, признаки осени

Знать названия осенних месяцев, признаки осени

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Наблюдения в природе.

Беседа

4

Животные осенью.

 

1

Знать названия животных и птиц; знать какую функцию выполняют птицы

 

Работа с наглядным материалом.

 

5

Занятия людей осенью.

 

1

Знать как следить за своим здоровьем; знать какую одежду выбирать осенью; знать, что "осень"- пора сбора и урожая.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам.

Тест

6

Зима . Зимние месяцы.

 

1

знать названия зимних месяцев, признаки зимы

ценностное отношение к природе;

Работа с сюжетными картинками, работа с учебником.

Фронтальный опрос

7

Растения зимой.

 

1

знать названия деревьев и кустарников

бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;

Наблюдения в природе.

 

8

Животные зимой.

 

1

знать названия животных и птиц; знать какие животные остаются зимовать

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.

 

9

Занятие людей зимой.

 

1

знать необходимые условия для жизни животных; знать какую одежду выбирать зимой; какие игры можно играть.

овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Работа с учебником.

Тест

 

2 четверть

 

7

       

1

Весна .Весенние месяцы.

 

1

Знать и называть весенние месяцы; знать что происходит с природой.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Отгадывать загадки, чтение стихов

Беседа

2

Растения весной.

 

1

знать названия деревьев и кустарников

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с раздаточным материалом

Фронтальный опрос

3

Животные весной

 

1

знать названия диких животных

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

Отгадывание загадок, чтение рассказов

 

4

Занятие людей весной

 

1

знать какие работы проводятся в огороде весной.

бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;

Работа с учебником

Тест

5

Лето. Летние месяцы.

 

1

Знать летние месяцы;- уметь называть летние месяцы

ценностное отношение к природе;

Отгадывание загадок, чтение стихов

Беседа

6

Растения летом.

 

1

Знать название растений; уметь ухаживать за растениями

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с раздаточным материалом

 

7

Животные летом.

 

1

уметь отличать диких животных и птиц

 

Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.

Тест

 

3 четверть

 

9

       

1

Занятие людей летом

 

1

Знать какие работы проводятся летом в огороде.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Определение времени года по сюжетным картинкам, работа с учебником, отвечать на вопросы.

Беседа

2

Вода .Свойства воды.

 

1

Знать свойства воды; знать когда и как можно использовать воду.

ценностное отношение к природе;

Делать опыты

Практическая работа

3

Температура воды . Вода в природе.

 

1

Знать о важности воды; знать откуда идет вода в природе; знать значение воды.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей

Делать опыты, работать в рабочей тетради

Практическая работа

4

Растения. Части растений.

 

1

-знать части растения; знать что необходимо растениям.

ценностное отношение к природе;

Определение сходства и различия растений по графической схеме.

Фронтальный опрос

5

Растения. Комнатные растения. Части растений.

 

1

Знать и называть комнатные растения; знать и показать части растений.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

Составление предложений по картинкам, зарисовка в рабочих тетрадях

Беседа

6

Жизнь растений.

 

1

Знать , что необходимо для роста растений

ценностное отношение к природе;

Составление рассказа "Жизнь растения"

 

7

Растения. Уход за комнатными растениями.

 

1

знать влаголюбивые и засухоустойчивые растения

-знать растения светолюбивые и тенелюбивые

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Уход за комнатными растениями.

Практическая работа

8

Огород .Овощи. Овощи в питании человека.

 

1

знать правила высаживания семян овощей

-знать значение овощей в питании

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

раздаточным материалом; работа с учебником и с рабочей тетрадью

Фронтальный опрос

9

Сад . Фрукты. Фрукты в питании человека.

 

1

знать 2-3 фруктовых дерева

Знать значение фруктов в питании

ценностное отношение к природе;

Отвечать на вопросы, работать с рабочей тетрадью

Тест

 

4 четверть

 

8

       

1

Уход за растениями сада и огорода.

 

1

знать правила ухода за растениями;

уметь ухаживать за растениями

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Ухаживать за растениями школьного сада

Практическое занятие

2

Животные и их породы.

 

1

-знать повадки кошек, рыси; знать 2/3 породы кошек

Знать повадки собаки

Волка; знать их породы.

Уметь

использовать в речи новые понятия.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с учебником и с рабочей тетрадью, составлять рассказ по плану

Беседа

3

Рыбы: внешний вид, среда обитания.

 

1

знать несколько названий рыб, части тела рыб

Знать как размножаются рыбы;

уметь использовать в речи новые понятия

-уметь составлять рассказ по плану.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей

Работа с раздаточным материалом

Фронтальный опрос

4

Гигиена тела человека.

 

1

Знать правила гигиены; уметь следить за гигиеной; уметь использовать в речи новые понятия

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

Уход за своим телом

Практическое занятие

5

Органы пищеварения. Питание человека.

 

1

знать названия органов пищеварения

-знать полезные продукты

-знать полезные и вредные продукты

-знать главные правила питания;

уметь называть полезные и вредные продукты

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

Беседа

6

Профилактика отравлений.

 

1

знать правила гигиены; знать оказать первую помощь при отравление

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Работа с учебником

Беседа

7

Повторение изученного материала.

 

2

Знать пройденный материал; показать свои знания на практике; Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы; уметь работать самостоятельно.

овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Выполнение самостоятельной работы, работа в рабочих тетрадях

Тест

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.