Праздник осени для детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Цель: закрепление представлений учащихся об осени, явлениях природы, наблюдаемых в это время года, овощах и фруктах.
Задачи:
Образовательные: повторить и закрепить представления учащихся об осени.
Коррекционные: развитие памяти, внимания, мышления, общей моторики, обогащение словарного запаса учащихся, развитие зрительного, слухового и пространственного восприятия.
Воспитательные: эстетическое воспитание учащихся средствами оформления зала, подбора красивых костюмов для участников, организации конкурса осенних поделок; воспитывать у учащихся познавательные интересы; экологическое воспитание (акцентирование внимания учащихся на изменения, происходящие в природе, на значении природы в жизни человека), формирование положительной направленности личности.
Действующие лица: ведущая, осень, урожай, ребята в роли Каравая, Пекаря, Мельника, Хлебопашца
Организация начала праздника: зал оформлен в виде лесной полянки: гирлянды осенних листьев, веточки рябины, букеты осенних листьев. Оформлена выставка детских работ: «Что нам осень принесла», «Дары Осени».
Дети под музыку входят в красиво наряженный зал и садятся на стульчики.
Ведущая: Кто стучит за окном?
Дети (хором): Дождь идет по траве.
Ведущая: Кто шуршит за окном?
Дети (хором): Ветер в мокрой листве.
Ведущая: Кто журчит за окном?
Дети (хором): Ручейки, ручейки…
Ведущая: Кто кричит за окном?
Дети (хором): Стаи птиц у реки.
Ведущая: Кто молчит за окном?
Дети (хором): Там никто не молчит.
Ведущая: Там и дождик стучит,
Там и птица кричит.
Только я и молчу –
Всех послушать хочу.
Звучит фонограмма с имитацией шума дождя и крика журавлиной стаи, переходящая в песню «Осень наступила» муз. и сл. С. Насауленко (дети слушают). Затем под музыку П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь», кружась и разбрасывая листья деревьев, входит Осень.
Ведущая: Ребята, кто это пришел на наш праздник? Вы догадались?
(Дети отвечают, если они затрудняются, то ведущая им подсказывает)
Осень: Здравствуйте, мои друзья!
Я немного задержалась,
Все трудилась, наряжалась!
Раздавала всем осинкам
Разноцветные косынки,
Яркие, приметные,
Издали заметные!
И пока к вам в гости шла,
Вот какой платок нашла.
Разноцветный, расписной,
Необычный, непростой!
Предлагаю вам, друзья,
Поиграть с платочком я!
Игра «Волшебный платок». Звучит веселая, подвижная музыка. Дети свободно двигаются по залу, выполняют различные плясовые движения. Неожиданно музыка меняется на более тихую и спокойную. Дети приседают и закрывают глаза ладошками. Осень, расправив большой платок, под легкую музыку обходит ребят и кого-нибудь из них накрывает платком.
Осень: Раз, два, три!
Кто же спрятался внутри?
Не зевайте, не зевайте!
Поскорее отвечайте!
Дети называют имя спрятанного под платком ребенка. Если угадали, то платок поднимают. Ребенок, находившийся под платком, прыгает под веселую музыку, а все остальные хлопают ему. Играя последний раз, Осень накрывает платком корзину с листьями, незаметно внесенную в зал. Осень вновь произносит свои слова. Дети называют имя ребенка, который, по их мнению, спрятался под платком.
Ведущая: Нет, все ребятки тут! Кто же тогда под платочком спрятался?
Осень Мы платочек поднимаем,
Что под ним сейчас узнаем!
Что же это? Корзинка!
А в корзинке…
Дети: Листья!
Звучит веселая музыка. Осень раздает листья детям, читающим стихи.
Дети читают стихотворения и разбрасывают листья:
1 ребенок: В темный лес дремучий
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек
У зеленых сосен!
2 ребенок: Сколько алых ягод
У лесной рябинки!
3 ребенок: Выросли волнушки
Прямо на тропинке!
4 ребенок: И среди брусники,
На зеленой кочке,
Вылез гриб-грибочек
В красненьком платочке.
5 ребенок: Разыгрался ветер
На лесной поляне,
Закружил осинку
В красном сарафане.
И листок с березы
Золотистой пчелкой
Вьется и летает
Над колючей елкой!
Ведущая: Какие красивые у осени листочки! Осень, разреши, пожалуйста нам их собрать и сделать красивые букеты для наших дорогих гостей.
Осень (лукаво): Хорошо, но будьте внимательны, берегитесь моего прохладного дождика и не промочите ноги. Посмотрю я, какие вы быстрые и ловкие!
Ведущая: Если тучка хмурится и грозит дождем –
Спрячемся под зонтиком, дождик переждем!
Игра: «Дождик и солнышко». Ребята ходят по залу, собирая листья в корзинки. Как только педагог включает кассету со звуками дождя и Осень дает команду «Дождик», - дети бегут под зонты, которые держат ведущая и родители, и прячутся так, чтобы всем хватило места. Осень слегка обрызгивает зонты детей из пульвилизатора. Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко» - дети выбегают из-под зонта и продолжают собирать листья. По окончании игры ребята дарят гостям букеты осенних листьев.
После игры дети рассаживаются на стульчиках.
Осень: Но интересно мне узнать, видели ли вы, ребятки, как идет дождик? Очень хорошо! Дождик бывает маленький, тихий-тихий, вот такой! (Тихонько хлопает в ладоши, дети повторяют за ней. Звучит тихая музыка).А бывает большой дождь, сильный-сильный, вот такой! (Хлопает в ладоши сильнее и быстрее. Дети повторяют за ней. Звучит прежняя музыка, но в более громком исполнении). Вот как сильно капли стучат, шумят!
Игра «Какой дождь?». Осень командует: «Тихий дождик!», «Сильный дождь!». Дети хлопают в соответствующем темпе.
Ведущая: Мы - веселые ребята, дружно, весело живем.
И дождя мы не боимся, дружно песенку споем!
(Песня «Дождик» М. Парцхаладзе, Н. Соловьева)
Дождик.
Кап-кап, тук-тук-тук
По стеклу раздался стук.
Это дождик по утру разбудил всю детвору (2 раза)
Кап-кап, дон-дон-дон
Капли начали трезвон
Если выйдете гулять, не забудьте зонтик взять (2 раза)
Кап-кап, кап-кап-кап
У дождя веселый нрав
Завтра утром мы опять под дождем пойдем гулять (2 раза)
Осень: Молодцы, ребята! Не удалось моему дождику намочить вас! Бегаете вы очень быстро, а как вы танцуете? Становитесь – ка в хоровод!
Звучит музыка (хоровод) «Что нам осень принесет». Дети встают в хоровод вокруг осени. Осень в руках держит каравай.
Что нам осень принесет
Дети: Что нам Осень принесет? (2 раза)
Осень: Яблоки румяные – сладкий мед (2 раза)
Дети: Что нам Осень принесет? (2 раза)
Осень: Разных овощей полный огород (2 раза)
Дети: Что нам Осень принесет? (2 раза)
Осень: Золотого хлебушка на весь год (2 раза).
Проводится игра «Праздник урожая». Все дети стоят в хороводе вокруг Осени. Четверо детей наряжены в костюмы Каравай, Пекарь, Мельник, Хлебопашец.
Осень: К вам на праздник на машине
Каравай приехал ныне.
Пышной коркой похрустим,
Всех на свете угостим.
Осень отдает каравай ребенку.
Дети (хором): В круг вставай, Каравай,
Кого хочешь - выбирай!
Каравай: Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пек.
Дети (хором): Пекарь, с нами поиграй,
Кого хочешь - выбирай!
Пекарь: Мельника!
Не молол он чепуху,
Он смолол зерно в муку.
Дети (хором): Мельник - с нами поиграй,
Кого хочешь - выбирай!
Мельник: Пахаря!
Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал.
Дети (хором): Пахарь, в круг скорей вставай.
Вместе с нами поиграй!
Пахарь: Мы работы не стыдились,
Мы работою гордились.
А награда – урожай.
Всех на праздник приглашай!
После игры дети садятся на стулья.
Осень: Я самая богатая из всех времен года. Есть у меня друг, который и бережет мое богатство. А зовут его Урожай. Давайте пригласим его на наш праздник.
Дети зовут Урожай, но он не появляется
Осень: Ребята, видно, не простой гость Урожай. Чтобы он появился, надо потрудиться.
Ведущая: А наши дети любят труд. Правда, ребята? А с песней любое дело спорится.
Дети, сидя на стульях, исполняют песню «Урожай собирай» музыка А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Появляется Урожай.
Урожай: Я давно услыхал вашу песню. Вы так хорошо потрудились, что вот каким я стал (показывает, какой он упитанный).Еле дошел! Ну что ж, Здравствуйте, ребята. Неспроста меня позвали, уж я это точно знаю!
Осень: Да, дорогой Урожай. Знаю я, что ты большой выдумщик и весельчак.
Урожай: Это правда!
Осень: Вот и повесели сегодня наших ребят.
Урожай: С удовольствием! Мастер я загадки загадывать. Вот я и проверю, какие вы мастера их разгадывать.
На каждую загадку Осень и Урожай вешают на детей, которые отгадали загадку, изображения отгаданных овощей. Таким образом, к концу игры у каждого ребенка есть изображение какого-либо овоща.
1. Из земли за чуб плутовку
Тянем сочную … (морковку)
Помогает деду внук
Собирает с грядок … (лук)
Собираем мы в лукошко
Очень крупную … (картошку)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (капуста)
Урожай: Молодцы так молодцы. Да вот вы говорите, что осень любите и мне, Урожаю рады. Сможете ли вы нас чем – то удивить, вкусные щи для нас сварить! Я вам овощи припас, и рецепт взял про запас (достает рецепт щей). Овощи вы отберите, вкусный суп для нас сварите!
Музыкальная игра – хоровод «Выбери свой овощ». Под музыку «Огородная хороводная» муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой дети строятся в большой хоровод вокруг стола с овощами. Дети, у которых есть изображение названного в песне овоща, выходят к столу и выбирают свой овощ.
Огородная хороводная.
Есть у нас огород, Дети идут по кругу и поют. Стоя
Там своя морковь растет. на месте, дети раскрывают руки в
Вот такой ширины. ширину, а затем поднимают их
Вот такой вышины! (2 раза) вверх.
Ты, морковь, сюда спеши, Дети, стоя на месте, хлопают в
Ты немного попляши. ладоши. Дети с изображением
А потом не зевай моркови выходят и выбирают
И в корзину полезай. (2 раза) овощи, затем встают в круг.
Есть у нас огород, Дети идут по кругу и поют. Стоя
Там зеленый лук растет. на месте, дети раскрывают руки в
Вот такой ширины. ширину, а затем поднимают их
Вот такой вышины! (2 раза) вверх.
Ты, лучок, сюда спеши, Дети, стоя на месте, хлопают в
Ты немного попляши. ладоши. Дети с изображением
А потом не зевай лука выходят и выбирают
И в корзину полезай. (2 раза) овощи, затем встают в круг.
Есть у нас огород, Дети идут по кругу и поют. Стоя
Там картошечка растет. на месте, дети раскрывают руки в
Вот такой ширины. ширину, а затем поднимают их
Вот такой вышины! (2 раза) вверх.
Ты, картошка, поспеши, Дети, стоя на месте, хлопают в
Ты немного попляши. ладоши. Дети с изображением
А потом не зевай картошки выходят и выбирают
И в корзину полезай. (2 раза) овощи, затем встают в круг.
Есть у нас огород, Дети идут по кругу и поют. Стоя
Там капустка растет. на месте, дети раскрывают руки в
Вот такой ширины. ширину, а затем поднимают их
Вот такой вышины! (2 раза) вверх.
Ты, капустка, к нам спеши, Дети, стоя на месте, хлопают в
И немного попляши. ладоши. Дети с изображением
А потом не зевай капусты выходят и берут
И в корзину полезай. (2 раза) овощи, затем встают в круг.
Урожай: Как вы хорошо поете! А теперь внимательно слушайте рецепт и варите мне щи: Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капусты кочашок.
Потеснись – ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз, два, три – огонь зажжен,
Кочерыжка, выйди вон!
Игра: «Щи». Урожай медленно по строчкам читает рецепт, дети из корзины, где лежат только что выбранные овощи, отбирают заправку для борща и складывают в две большие кастрюли (у каждой группы своя).
Осень: Что же, в круг скорей вставайте,
Дружно песню запевайте!
Дети поют песню «Здравствуй, Осень» (муз. Ю.Слонова, сл. В. Малкова, Л. Некрасовой).
Здравствуй, Осень
Здравствуй, здравствуй, осень золотая
Осень – время сбора урожая.
Видишь, осень, как мы потрудились
Как все лето в поле не ленились.
Здравствуй, здравствуй, осень золотая
Соком сладких яблок налитая.
В огороде тоже все в порядке
Много разных овощей на грядке.
Много спелой вишни и малины,
Много меда в домиках пчелиных.
Всех ребят мы в гости приглашаем
Чем богаты, тем и угощаем.
Урожай (вывозит машину с арбузом):
Вашим рады танцам, песням,
Играм, очень интересным.
Нашей встречи в заключенье,
Получайте угощенье.
Осень: Что ж, пора нам в путь. Ждут нас еще поля, сады и огороды. Надо все обойти да проверить, не осталось ли чего неубранного, все ли богатство мое собрано. А вам желаем расти крепкими, здоровыми да веселыми. До свидания!
Ведущая: Спасибо, Осень, за твои дары.
За все тебя благодарим.
Под музыку «Урожай собирай» А. Филиппенко Урожай и Осень уходят.
Сейчас к столу всех приглашаем
Чем богаты - угощаем.
Этим праздник завершаем!