Адаптированная рабочая программа по русскому языку (письмо и развитие речи) для 6 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРОМАЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № ____ от «____»__________ 2017г Руководитель МО ____________ |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Старомайнская средняя школа № 1» _______________ М.Г. Зеленикина «01» сентября 2017 года |
«Утверждаю» Директор МОУ «Старомайнская средняя школа № 1» _______________ Н.Н. Рыжова Приказ № ___ от «01» сентября 2017 года |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Наименование курса: Письмо и развитие речи
Класс: 6
Уровень общего образования: среднее общее образование
Учитель: Фомичева Людмила Александровна, соответствие занимаемой должности
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов по учебному плану: всего – 70 часов в год; в неделю 2 часа.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012г.
Рабочую программу составила Л.А.Фомичева
(подпись) (расшифровка подписи)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы,
протокол № 1 от «__» августа 2017 года
р.п. Старая Майна
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Письмо и развитие речи» в 6 классе VIII вида составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2012) и учебником по русскому языку для 6 класса для СКОУ VIII вида авторов Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской (М., «Просвещение», 2015).
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану МОУ «Старомайнская средняя школа № 1» на изучение письма и развития речи отводится 70 часов в год, 2 ч в неделю.
Планируемые результаты
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,эмоционально нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
представления о грамматических разрядах слов;
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
участие в обсуждении фактического материала высказывания,
необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
Содержание курса
Повторение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.
Слово
Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи
Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа. Склонение имён существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи. Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.
Предложение
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Повторение пройденного за год.
Написание итогового контрольного диктанта и изложения.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Темы уроков |
Кол-во часов |
|||
По плану |
Фактическая |
|||||
|
Повторение |
|||||
|
|
|
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. |
1 |
||
|
|
|
Предложения нераспространённые и распространённые. |
1 |
||
|
|
|
Однородные члены предложения. |
1 |
||
|
|
|
РР1 Изложение № 1 «Осень » (по упр. 17) |
1 |
||
|
|
|
Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. |
1 |
||
|
|
|
Знаки препинания при однородных членах. |
1 |
||
|
|
|
Контрольный диктант № 1 «Предложение» |
1 |
||
|
Звуки и буквы |
|||||
|
|
|
Звуки и буквы. Алфавит. |
1 |
||
|
|
|
Звуки гласные и согласные. Словарный диктант № 1. |
1 |
||
|
|
|
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. |
1 |
||
|
|
|
Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.» |
1 |
||
|
|
|
Слова с разделительным ь. |
1 |
||
|
|
|
РР2 Составление рассказа по картинкам по составленному плану.(по упр. 31) |
1 |
||
|
|
|
Двойные и непроизносимые согласные. |
1 |
||
|
|
|
Контрольный диктант № 2 «Звуки и буквы» |
1 |
||
|
Слово |
|||||
|
|
|
Однокоренные слова. |
1 |
||
|
|
|
Корень, приставка, суффикс и окончание. |
1 |
||
|
|
|
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. |
1 |
||
|
|
|
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. |
1 |
||
|
|
|
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Словарный диктант № 2. |
1 |
||
|
|
|
РР3 Составление рассказа по опорным словам и данному плану. (по упр. 56) |
1 |
||
|
|
|
Правописание приставок. |
1 |
||
|
|
|
Приставка и предлог. |
1 |
||
|
|
|
РР4 Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес») |
1 |
||
|
|
|
Разделительный ъ. |
1 |
||
|
|
|
Контрольный диктант № 3 «Состав слова» |
1 |
||
|
|
|
РР5 Сочинение № 1 по составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности «Был такой случай» |
1 |
||
|
Части речи |
|||||
|
|
|
Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. |
1 |
||
|
|
|
Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа. |
1 |
||
|
|
|
РР6 Изложение № 2 «Еж» |
1 |
||
|
|
|
Склонение имён существительных во множественном числе. |
1 |
||
|
|
|
Правописание падежных окончаний. Словарный диктант № 3. |
1 |
||
|
|
|
РР7 Деловое письмо: письмо товарищу(по упр. 151) |
1 |
||
|
|
|
Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. |
1 |
||
|
|
|
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе. |
1 |
||
|
|
|
РР8 Изложение № 4 «Весна!» |
1 |
||
|
|
|
Контрольный диктант № 4 «Имя существительное» |
1 |
||
|
|
|
Понятие об имени прилагательном. |
1 |
||
|
|
|
Значение имени прилагательного в речи. |
1 |
||
|
|
|
РР9 . Сочинение № 2 по картине И.Левитана «Март» (по упр. 344) |
1 |
||
|
|
|
Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. |
1 |
||
|
|
|
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. |
1 |
||
|
|
|
РР10 Изложение № 5 «Куликовская битва» (по упр. 219) |
1 |
||
|
|
|
Контрольный диктант № 5 «Имя прилагательное» |
1 |
||
|
Предложение |
|||||
|
|
|
Простое предложение. Словарный диктант № 4. |
1 |
||
|
|
|
Простые предложения с однородными членами. |
1 |
||
|
|
|
Знаки препинания при однородных членах. |
1 |
||
|
|
|
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. |
1 |
||
|
|
|
РР11 Сочинение № 3 по картине Б.Кустодиева «Ярмарка» |
1 |
||
|
|
|
Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. |
1 |
||
|
|
|
Сложное предложение. |
1 |
||
|
|
|
РР12 Деловое письмо: заметка в стенгазету о хороших и плохих поступках детей |
1 |
||
|
|
|
Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. |
1 |
||
|
|
|
Сложные предложения с союзами и, а, но. |
1 |
||
|
|
|
РР13 Деловое письмо: объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях) |
1 |
||
|
|
|
Знаки препинания перед союзами. |
1 |
||
|
|
|
Практическое употребление обращения. |
1 |
||
|
|
|
РР14 Изложение № 6 «Раковина и орел» |
1 |
||
|
|
|
Знаки препинания при обращении. |
1 |
||
|
|
|
Контрольный диктант № 6 «Предложение» |
1 |
||
|
|
|
РР15 Работа с деформированным текстом |
1 |
||
|
Повторение |
|||||
|
|
|
Звуки и буквы Словарный диктант № 5. |
1 |
||
- |
|
|
Состав слова |
2 |
||
|
|
|
Имя существительное |
1 |
||
|
|
|
Имя прилагательное |
1 |
||
67 68 |
|
|
Предложение |
2 |
||
|
|
|
РР16 Контрольное изложение № 7 «Встреча со змеей» |
1 |
||
|
|
|
Итоговый контрольный диктант |
1 |
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по письму и развитию речи
При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:
- в контрольных работах – 65-70 слов.
- в подробных изложениях – 45-70 слов.
- в словарном диктанте – 15-20 слов.
- объем творческих работ на уроке – 30-40 слов.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки све однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 6 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 45-70 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
Контрольно- измерительные материалы
Тексты для изложений
«Еж»
Раз поздней осенью Ольга Ивановна принесла в школу ежа. Она положила его посреди класса на пол. Еж лежал неподвижно, как какой-то колючий шар. Дети отошли от ежа подальше и притаились.
Вдруг клубочек чуть-чуть зашевелился, и из него выглянули носик пятачком и два зорких глаза. Вот еж распрямился, встал на лапки, огляделся и побежал на своих коротеньких лапках под шкаф. На бегу он так забавно сопел и хрюкал, что ребята все принялись хохотать.
Прошло несколько дней. Еж осмелел и стал вылезать из своей норы. Он бегал, нюхал, фыркал и совсем не обращал внимания на людей. Кормили ежа молоком, зеленью, хлебом. Но больше всего он любил яблоки и орехи.
Ежик прожил в школе всю зиму. А как пришли теплые весенние деньки и проснулись первые насекомые, ребята отнесли ежа в лес и выпустили его на волю.
«ВЕСНА».
Солнце высоко, греет с каждым днем заметно сильнее. Снег начинает таять и вода ручьями сбегает с земли в реки и озера. Скоро и лед на реках уступает влиянию лучей солнца. Лед поднимается прибывающей водой, почернеет, начинает ломаться и рыжие льдины понесутся по течению реки.
На полях появляются сначала проталины, но скоро земля, мокрая, пропитанная водой, повсюду показывается из-под снега.
Небо становится все сильнее, а воздух теплее. Птиц , вместе с весной, появляется множество. Первые прилетают грачи и криком своим напоминают, что весна началась.
«Раковина и орел»
На подводной скале, близ морского берега, сидит огромная раковина. Обе створки ее величиной с умывальный таз, она так тяжела, что и взрослому человеку трудно поднять ее.
У того же моря жил орел. Он построил себе гнездо на прибрежной скале. Там сидел он по целым часам и терпеливо выжидал, не покажется ли какая-нибудь рыба или другое морское животное под водой. Тогда он, как стрела, кидался на добычу, легко хватал ее длинными когтями, рвал на куски и съедал.
Однажды орел уселся как раз против того места, где лежала раковина. Она раскрыла свои створки, как ученик книгу. Стрелой бросился орел вниз и засунул свои длинный когти между раскрытых створок, чтобы вырвать изнутри тело раковины. Но в этот момент захлопнулись тяжелые створки раковины и защемили между ними лапу с когтями.
Орел слишком поздно понял свою ошибку. Громадная раковина была для него слишком тяжела: он не мог унести ее с собой в свое гнездо. Раковина оказалась сильнее его, он даже не мог выдернуть лапу из стиснутых створок.
Напрасно кричал он и бился: раковина держала его ногу крепко. Через шесть часов вода начала прибывать постепенно затопляя скалу и наконец, покрыла раковину и хищника. Когда орел перестал шевелиться, раковина выпустила его лапу, и он мертвый, поплыл по волнам.
«Встреча со змеей»
Ранним июльским утром я пошёл в лес по ягоды. В тенистом бору стоял густой полумрак. Я вышел на поляну и лёг в душистую траву.
Моё внимание привлёк зелёный кузнечик. Он сидел на травинке и звонко стрекотал. Но кузнечик высоко подпрыгнул и пропал. Что-то спугнуло его.
У большого пня лежала змея. Вдруг она зло зашипела и стала быстро–быстро разворачивать длинное чешуйчатое тело. Сплюснутая головка медленно закачалась в воздухе. В раскрытой пасти были видны острые, как иглы, зубы. Маленькие агатовые крупинки глаз ярко сверкали.
Я попятился. Змея заскользила по траве. В ужасе я бросился в сторону и попал в огромный муравейник. Кое-как я выбрался из него и взглянул на змею. Преследуя меня, гадюка тоже попала в муравейник. Извиваясь от укусов, она неистово шипела.
Я не мог удержаться от смеха: «Ай да муравейчики! Здорово заступились за меня!»
Тексты для диктантов
Тема: Повторение. Предложение.
Картины осени.
Осень завладела садами, лесами, полями. Всё сразу стало осенним. В саду синицы искали еду. Они висели вниз головой на ветках
и заглядывали в окна.
Начался листопад. Листья падали днём и ночью. Иногда ветер швырял их в открытое окно. Они падали на стол, на пол, на книги. На дорожках сада лежал толстый слой листьев. Мы ходили по листьям, как по ковру.
/ 62 олова /
Тема: Звуки и буквы .
Дуб.
Посадили ребята на лесной полянке дубок. Только растет он медленно. Корень у дуба длинный, работа у него трудная. Надо глубоко землю буравить, воду искать. Найдёт корень воду, начнет ее качать. Тогда дерево пойдёт в рост. Будут расти ветки,
листья, жёлуди. Стоять дубок будет крепко.
В ненастный осенний вечер листья дуба укроют от дождя. В летний полдень спасут от солнца.
/60 слов/
Тема: Состав слова.
Лесная чаша.
Я шел по узкой дорожке в частом ельнике. Поднял веточку –здравствуйте!
Через это лесное оконце мне oткрылаcь поляна в лесу. На поляне кудрявая березка. А под ней красная сыроежка в травке. Да такая огромная! Края её завернуты кверху. От этого гриб был как большая глубокая тарелка с водой. Я присел и выпил лесную чашу до дна. Вода была вкусная и пахла дождем.
/ 66 слов /
Тема: Имя существительное.
Первый заморозок.
Осенний заморозок пришёл в ясную полночь. Подошёл к кусту розы, дохнул холодом. Упал на землю розовый лепесток. Сжались листочки.
Пошёл заморозок на луг. Поникла трава. Подошёл к клёну и дохнул - листья пожелтели. Сел отдохнуть под рябиной - листья стали красные. Обошёл озёра и пруды. Затянулась вода тонким льдом.
Прогнал заморозок птиц в дорогу. Загнал зверя в берлогу. Один родник не поддался морозу. Журчит себе по камушкам./ 67 слов /
Тема: Имя прилагательное.
Открытие мира.
Маленький жеребёнок Майка приступил к открытию мира. А мир был интересный и большой. Над головой синее небо. Под ногами пахучая летняя трава. На заборе сидело удивительное существо. На голове у него розовый гребешок. Нос длинный и горбатый. Существо издало громкий крик. Маленькие серые комочки прыгали у ног Майки. Они искали зернышки. Вдруг на заборе уселась белобокая птица. Глаза хитрые, а хвост длинный. Она высматривала куриное гнездо.
/68 слов/
Тема: Предложение.
Соловей.
Теплый вечер начался одиноким голосом кукушки. Она лениво куковала в березовой роще. Затем раздалась звонкая песня иволги. Громко закричали на деревьях грачи, а в болоте загалдели лягушки. На весеннюю землю опустилась ночь, и луна засияла над рощей. Тихо зашумели верхушки деревьев. Соловей осыпал рощу нежным щелканьем и дробью. Он пел, а кругом царила тишина. Только сердито на сову заворчали деревья. Она хотела заглушить артиста.
/65 слов/
Грамматическое задание: разобрать по членам предложения выделенное предложение.
Тема: Итоговый диктант.
Аист прилетел.
Лес кончился, и мы вышли к деревне. В весеннем лесу кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльям. Над нашими головами стая разлетелась в разные стороны.
Самый большой аист подлетел к высокому дереву. На верхушке чернели остатки старого гнезда. На другой день аист стал чинить его. Он носил ветки, траву, мох. Вечером аист сел у гнезда и закинул голову. Птица громко застучала длинным клювом. Эта была весенняя песня аиста.
/70 слов\
Словарь
Агроном, антенна, апельсин, балкон, богатство, выкройка, вытачка, гербарий, депутат, директор, добыча, договор, женщина, инженер, интересный, календарь, кефир, командир, конфета, космонавт, мандарин, материя, медаль, мужчина, оборона, океан, перрон, печенье, пожалуйста, председатель, прекрасный, рапорт, сейчас, семена, сервиз, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, телеграмма, теперь, трибуна, фанера, фашист, фонтан, хозяин, шоколад, шоссе, экватор (50 слов)