Рабочая программа «Письмо и развитие речи» для 7 класса
№ п/п |
Тема урока |
Кол. час. |
Элементы содержания |
Практические и лабораторные работы |
Дата проведения |
Повторение ( 8 часов). |
|||||
|
Простое предложение. |
1 |
Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения. |
|
|
|
Однородные члены предложения. |
1 |
Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову. |
|
|
|
Синтаксический разбор предложения. |
1 |
Простые и сложные предложения. |
|
|
|
Сложное предложение. |
1 |
Части сложного предложения. |
|
|
|
Знаки препинания в сложных предложениях. |
1 |
Части сложного предложения. Паузы, запятые. |
|
|
|
Р.р. Сочинение «Что могут руки человека». |
1 |
Составление плана. |
Сочинение. |
|
|
Работа над ошибками по сочинению «Что могут руки человека». |
1 |
Письменно объяснить ошибки, допущенные в тексте. |
|
|
|
Обобщающий урок по теме: «Предложение». Составление телеграммы. |
1 |
Телеграмма. |
|
|
Состав слова (14 часов.) |
|||||
|
Состав слова. |
1 |
Состав слова, название частей слова, графическое изображение. |
|
|
|
Корень, приставка. |
1 |
Корень слова, однокоренные слова. Приставка. |
|
|
|
Суффикс, окончание. |
1 |
Суффикс, окончание, изменяемая часть слова. |
|
|
|
Правописание корня, суффикса, окончания. |
1 |
Корень, суффикс, окончание. |
|
|
|
Единообразное написание гласных и согласных в корне слов. |
1 |
Безударные гласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные в корне. |
|
|
|
Звонкие и глухие согласные |
1 |
Звонкие и глухие согласные в корне. |
|
|
|
Непроизносимые согласные. |
1 |
Непроизносимые согласные в корне. |
|
|
|
Разделительный «Ъ». |
1 |
Разделительный «ъ», приставки на согласный и гласные е, ё, ю, я. |
|
|
|
Приставка и предлог. |
1 |
Приставка и предлог. |
|
|
|
Сложные слова. |
1 |
Корни слова, соединительные гласные о,е. |
|
|
|
Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е. |
1 |
Правописание сложных слов с соединительными гласными. |
|
|
|
Р.р. Изложение «Лорд и зайчишка». |
1 |
Составление плана, пересказ по плану. |
Изложение. |
|
|
Контрольный диктант №1по теме «Повторение» и «Состав слова». |
1 |
Написание диктанта. |
Диктант. |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Письменно объяснить ошибки, допущенные в тексте. |
|
|
Имя существительное (16 часов). |
|||||
|
Имя существительное (род, число). |
1 |
Имя существительное. Род, число. |
|
|
|
Собственные и нарицательные имена существительные. |
1 |
Род, число имени существительного. Собственные и нарицательные имена существительные. |
|
|
|
«Ь» после шипящих. |
1 |
Имена существительные мужского и женского рода. |
|
|
|
I склонение существительных в единственном числе. |
1 |
Изменение существительных в единственном числе по падежам. |
|
|
|
II склонение существительных в единственном числе. |
1 |
Изменение существительных в единственном числе по падежам. |
|
|
|
III склонение существительных в единственном числе. |
1 |
Изменение существительных в единственном числе по падежам. |
|
|
|
Правописание существительных. |
1 |
Изменение существительных в единственном числе по падежам. |
|
|
|
Ударные окончания существительных. |
1 |
Изменение существительных в единственном числе по падежам. |
|
|
|
Склонение существительных множественного числа. |
1 |
Изменение существительных во множественном числе по падежам. |
|
|
|
Изменение существительных по падежам во множественном числе. |
1 |
Изменение существительных во множественном числе по падежам. |
|
|
|
Мягкий знак во множественном числе в родительном падеже имен существительных. |
1 |
Мягкий знак во множественном числе в родительном падеже имен существительных с основой на шипящий. |
|
|
|
Обобщение изученного материала. |
1 |
Склонение имен существительных. |
|
|
|
Написание заявления. |
1 |
Деловое письмо: заявление. |
|
|
|
Упражнения на закрепление по теме: «Имя существительное». |
1 |
Основные категории и правописание имен существительных. |
|
|
|
Контрольный диктант №2 за I четверть. |
1 |
Написание диктанта. |
Диктант. |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Письменно объяснить ошибки, допущенные в тексте. |
|
|
Имя прилагательное (14 часов) |
|||||
|
Имя прилагательное. |
1 |
Имя прилагательное. |
|
|
|
Значение имен прилагательных. |
1 |
Род, число, падеж имен прилагательных. |
|
|
|
Р.р. Сочинение – описание «Золотая осень». |
1 |
Составление плана. |
Сочинение. |
|
|
Работа над ошибками по сочинению-описанию «Золотая осень». |
1 |
Письменно объяснить ошибки, допущенные в тексте. |
|
|
|
Склонение прилагательных в единственном числе среднего и мужского родов. |
1 |
Склонение прилагательных в единственном числе среднего и мужского родов. |
|
|
|
Склонение прилагательных в единственном числе женского рода |
1 |
Склонение прилагательных в единственном числе женского рода |
|
|
|
Склонение имен прилагательных |
1 |
Изменение имен прилагательных по падежам. |
|
|
|
Склонение прилагательных во множественном числе. |
1 |
Склонение прилагательных во множественном числе. |
|
|
|
Безударные падежные окончания прилагательных во множественном числе. |
1 |
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных во множественном числе. |
|
|
|
Мягкие согласные и шипящие в окончаниях прилагательных. |
1 |
Правописание мягких и шипящих согласных в окончаниях прилагательных. |
|
|
|
Обобщение пройденного материала по теме «Имя прилагательное». |
1 |
Склонение имен прилагательных. |
|
|
|
Упражнения на закрепление по теме «Имя прилагательное». |
1 |
Основные категории и правописание имен прилагательных. |
|
|
|
Контрольный диктант №3 по теме «Имя прилагательное» |
1 |
Написание диктанта. |
Диктант. |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Письменно объяснить ошибки, допущенные в тексте. |
|
|
Местоимение (18 часов). |
|||||
|
Понятие о местоимении. |
1 |
Местоимение как часть речи. Значение местоимения в речи. |
|
|
|
Изменение местоимения по лицам. |
1 |
1, 2, 3 лицо местоимений. |
|
|
|
Изменение местоимений единственного числа |
1 |
Изменение местоимений единственного числа по падежам. |
|
|
|
Изменение местоимений множественного числа. |
1 |
Изменение местоимений множественного числа по падежам. |
|
|
|
Склонение личных местоимений 1 лица. |
1 |
Изменение по падежам местоимений 1 лица. |
|
|
|
Склонение личных местоимений 2 лица. |
1 |
Изменение по падежам местоимений 2 лица. |
|
|
|
Склонение местоимений 1,2,3 лица. |
1 |
Изменение местоимений по падежам. |
|
|
|
Правописание личных местоимений 1 и 2 лица. |
1 |
Правописание личных местоимений 1 и 2 лица. |
|
|
|
Р.р. Изложение «Ванька». |
1 |
Составление плана, пересказ по плану. |
Изложение. |
|
|
Работа над ошибками по изложению «Вангька». |
1 |
Письменно объяснить ошибки, допущенные в тексте. |
|
|
|
Склонение личных местоимений 3 лица. |
1 |
Изменение по падежам местоимений 3 лица. |
|
|
|
Правописание личных местоимений 3 лица. |
1 |
Склонение и правописание местоимений 3 лица. |
|
|
|
Правописание местоимений с предлогами. |
1 |
Правописание местоимений с предлогами. |
|
|
|
Личные местоимения с предлогами. |
1 |
Правописание личных местоимений с предлогами. |
|
|
|
Обобщение пройденного по теме «Местоимения». |
1 |
Основные категории и правописание местоимений. |
|
|
|
Упражнения на закрепление по теме: «Местоимения».
|
1 |
Основные категории и правописание местоимений. |
|
|
|
Контрольный диктант №4 за II четверть. |
1 |
Написание диктанта. |
Диктант. |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Письменно объяснить ошибки, допущенные в тексте. |
|
|
Глагол (39 часов). |
|||||
|
Понятие о глаголе. |
1 |
Глагол как часть речи. |
|
|
|
Изменение глагола по временам. |
1 |
Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. |
|
|
|
Изменение глаголов настоящего времени. |
1 |
Настоящее время глаголов. |
|
|
|
Изменение глаголов будущего времени. |
1 |
Будущее время глаголов. |
|
|
|
Правописание окончаний глаголов настоящего и будущего времени. |
1 |
Правописание окончаний глаголов настоящего и будущего времени. |
|
|
|
Р.р. Подготовка к написанию сочинения «Вечерний звон». |
|
Составление плана. |
|
|
|
Р.р. Написание сочинения «Вечерний звон». |
1 |
Написание сочинения |
Сочинение. |
|
|
Работа над ошибками по сочинению «Вечерний звон». |
1 |
Письменно объяснить ошибки, допущенные в тексте. |
|
|
|
Изменение глагола по числам (единственное число). |
1 |
Изменение глагола по числам |
|
|
|
Изменение глагола по числам (множественное число). |
1 |
Изменение глагола по числам |
|
|
|
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. |
1 |
Прошедшее время глаголов. |
|
|
|
Изменение глаголов прошедшего времени по родам. |
1 |
Изменение глаголов прошедшего времени по родам. |
|
|
|
Изменение глаголов прошедшего времени по числам. |
1 |
Изменение глаголов прошедшего времени по числам. |
|
|
|
Правописание окончаний глаголов по числам. |
1 |
Правописание окончаний глаголов по числам. |
|
|
|
Безударные окончания глаголов. |
1 |
Правописание безударных окончаний глаголов. |
|
|
|
Правописание «не» с глаголами. |
1 |
Не с глаголами. |
|
|
|
Частица «не» и предлоги. |
1 |
Не с глаголами. |
|
|
|
Р.р. Изложение «Фунтик». |
1 |
Составление плана, пересказ по плану. |
Изложение. |
|
|
Работа над ошибками по изложению «Фунтик». |
1 |
Письменно объяснить ошибки, допущенные в тексте. |
|
|
|
Изменение глагола по лицам (1 лицо). |
1 |
Изменение глагола по лицам (1 лицо). |
|
|
|
Изменение глагола по лицам (2 лицо). |
1 |
Изменение глагола по лицам (2 лицо). |
|
|
|
Изменение глагола по лицам (3 лицо). |
1 |
Изменение глагола по лицам (3 лицо). |
|
|
|
Глаголы с -СЯ-, -СЬ-. |
1 |
Глаголы с -СЯ-, -СЬ-. |
|
|
|
Контрольный диктант №5 по теме «Глагол». |
1 |
Написание диктанта. |
Диктант. |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Письменно объяснить ошибки, допущенные в тексте. |
|
|
|
Изменение глаголов по лицам. |
1 |
Изменение глаголов по лицам. |
|
|
|
Правописание глагола 2 лица единственного числа. |
1 |
Правописание глагола 2 лица единственного числа. |
|
|
|
Правописание глаголов 2 лица множественного числа. |
1 |
Правописание глаголов 2 лица множественного числа. |
|
|
|
Правописание глаголов 3 лица множественного числа. |
1 |
Правописание глаголов 3 лица множественного числа. |
|
|
|
Правописание глаголов 3 лица единственного числа |
1 |
Правописание глаголов 3 лица единственного числа |
|
|
|
Правописание глаголов 1,2,3 лица единственного и множественного чисел. |
1 |
Правописание глаголов 1,2,3 лица единственного и множественного чисел. |
|
|
|
Правописание глаголов прошедшего времени во множественном числе |
1 |
Правописание глаголов. |
|
|
|
Р.р. Подготовка к написанию сочинения «Половцы». |
1 |
Составление плана. |
|
|
|
Р.р. Написание сочинения «Половцы». |
1 |
Написание сочинения. |
Сочинение. |
|
|
Работа над ошибками по сочинению «Половцы».
|
1 |
Письменно объяснить ошибки, допущенные в тексте. |
|
|
|
Обобщающий урок по теме «Глагол». |
1 |
Основные категории и правописание глаголов. |
|
|
|
Упражнения на закрепление материала по теме «Глагол». |
1 |
Основные категории и правописание глаголов. |
|
|
|
Контрольный диктант №6 за III четверть. |
1 |
Написание диктанта. |
Диктант. |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Письменно объяснить ошибки, допущенные в тексте. |
|
|
Предложение (15 часов). |
|||||
|
Простое предложение. |
1 |
Подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения. |
|
|
|
Простое предложение с однородными членами предложения. |
1 |
Однородные члены предложения. |
|
|
|
Знаки препинания при однородных членах. |
1 |
Постановка знаков препинания при однородных членах. |
|
|
|
Союзы «а», «но», при однородных членах. |
1 |
Постановка знаков препинания при однородных членах (союзы а, но). |
|
|
|
Р.р. Изложение «Фея». |
1 |
Составление плана, пересказ по плану. |
Изложение. |
|
|
Работа над ошибками по изложению «Фея». |
1 |
Письменно объяснить ошибки, допущенные в тексте. |
|
|
|
Однородные члены с повторяющимся союзом «и». |
1 |
Однородные члены с повторяющимся союзом «и». |
|
|
|
Значение союзов при однородных членах. |
1 |
Правила постановки запятой при однородных членах. |
|
|
|
Сложные предложения. |
1 |
Подлежащее и сказуемое в сложных предложениях. |
|
|
|
Р.р. Сочинение «Мое любимое время года». |
1 |
Составление плана. |
Сочинение. |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Письменно объяснить ошибки, допущенные в тексте. |
|
|
|
Обращение. Знаки препинания при нем. |
1 |
Знаки препинания при обращении. |
|
|
|
Обобщение пройденного материала. |
1 |
Основные категории и правописание глаголов. |
|
|
|
Контрольный диктант №7 по теме «Предложение». |
1 |
Написание диктанта. |
Диктант. |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Письменно объяснить ошибки, допущенные в тексте. |
|
|
Повторение (12 часов). |
|||||
|
Имя существительное. |
1 |
Грамматические признаки имен существительных. |
|
|
|
Значение имен существительных. |
1 |
Правописание падежных окончаний имен существительных. |
|
|
|
Имя прилагательное. |
1 |
Грамматические признаки имен прилагательных. |
|
|
|
Правописание прилагательных. |
1 |
Безударные окончания имен прилагательных. |
|
|
|
Местоимение. |
1 |
Грамматические признаки местоимений. |
|
|
|
Правописание личных местоимений. |
1 |
Склонение личных местоимений. |
|
|
|
Контрольный диктант №8 за год. |
1 |
Написание диктанта. |
Диктант. |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Письменно объяснить ошибки, допущенные в тексте. |
|
|
|
Глагол. |
1 |
Грамматические признаки глаголов. |
|
|
|
Правописание глаголов. |
1 |
Правописание глаголов. |
|
|
|
Предложение. |
1 |
Грамматические основы предложений. |
|
|
|
Знаки препинания в предложениях. |
1 |
Знаки препинания в предложениях. |
|
|
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Письмо и развитие речи» в 7 классе составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2011) и учебником русский язык для 7 класса VIII вида авторы-составители Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская (М., «Просвещение», 2013).
Программа рассчитана на 136ч. в год, 4ч. - в неделю.В том числе: развитие речи -9 ч., контрольные работы – 8 ч.
Цель обучения: развитие речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся для дальнейшей их интеграции в общество.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную, ценностно - ориентационную).
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Содержание курса.
Повторение.
Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.
Слово.
Состав слова.
Корень, приставка, суффикс и окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного: род, число, падеж, склонение.
Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи.
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
1, 2, 3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам и числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глаголы на –ся (-сь).
Предложение.
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложения. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащийся должен знать:
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
название частей речи, их значение;
наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащийся должен уметь:
писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-увеличения словарного запаса;
-использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-увеличения словарного запаса;
-использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Список литературы.
Учебник «Русский язык» 7-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. - М.: «Просвещение», 2013г.
Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение/ Шабалкова Т.П. - Волгоград: Учитель, 2010.