12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Климина Татьяна Леонидовна23 |
Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи»
государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области «Туринская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Рассмотрена Согласована: Утверждаю:
и рекомендована зам. директора по УР директор школы
к утверждению ________ Л.М Цыганова ________ Н.Н. Кондырева
на заседании МО учителей «____» ________20____г. «____» ________20____г.
начальных классов
протокол № _______
Руководитель МО
_________________
Климина Т. Л.
«____» ________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Письмо и развитие речи»
4 класс
2017 – 2018учебный год
Составитель:
Климина Татьяна Леонидовна,
учитель первой кв. категории
Туринск, 2017
Письмо и развитие речи
Пояснительная записка
Предмет письмо и развитие речи занимает ведущее место в начальном обучении, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Обучение русскому языку носит элементарно – практический характер и является значимым для социальной адаптации и реабилитации в обществе.
Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» разработана на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью Туринской школы – интернат.
Назначение, цели, задачи планируемые результаты реализации программы по предмету соответствуют требованиям типовой «Программы для 1 – 4 классов специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, г. Москва «Просвещение» 2013 г.
Целью изучения настоящего предмета является
овладение обучающимися навыками грамотного письма;
повышение уровня общего развития обучающихся.
В ходе её достижения решаются следующие задачи:
формирование и развитие практических навыков устной и письменной речи;
совершенствование графических навыков;
формирование фонетически правильного письма и письма по правилу;
воспитание интереса к родному языку.
Главными направлениями в коррекционной работе являются:
коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция и развитие восприятия, памяти, внимания;
развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, умение работать по словесной инструкции.
развитие фонематического восприятия;
совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
Основной формой организации учебного процесса является традиционный урок. Урок строится в соответствии с общедидактическими и специальными требованиями.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:
анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
звуко - буквенный анализ слова,
овладение правописанием слов, предложений, текстов,
различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
ответы на последовательно – поставленные вопросы,
совершенствование графического навыка,
списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится при выполнении упражнений и заданий на уроке, проверочных, самостоятельных работ и диктантов.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы.
Исходя из разного по своим возможностям состава обучающихся, программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. В процессе изучения осуществляется дифференцированный подход к обучающимся, предъявляются разные требования к их знаниям в зависимости от уровня их общего развития и индивидуальных возможностей усвоения учебного материала.
К обучающимся с интеллектуальным нарушениями в объёме программного материала предъявляются требования первого (базового) уровня. Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.
Планируемые результаты формирования умений и навыков в процессе изучения предмета.
При изучении предмета «Письмо и развитие речи» должны быть сформированы:
умение составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам;
умение ставить знаки препинания в конце предложения;
умение анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
умение списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
умение писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
знание алфавита, умение располагать слова в алфавитном порядке в словаре.
Учебно-тематический план
№ | Тема раздела | Тематический контроль | Итого |
1 | Повторение. Предложение. | 1 ч | 6ч |
2 | Звуки и буквы. | 4ч | 51ч. |
3 | Слово. | 1ч | 15ч. |
4 | Имена собственные. | 1ч | 6ч. |
5 | Предлоги | 1ч | 5ч. |
6 | Родственные слова | 1ч | 10ч |
7 | Предложение | 1ч | 12ч. |
8 | Знаки препинания в конце предложения. | 1ч | 7ч. |
9 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1ч | 10ч. |
10 | Связная речь | 1ч | 21ч. |
11 | Повторение пройденного | 11ч. | |
12 | Контрольные диктанты | 3ч | 11ч. |
Итого: | 16 ч | 151ч. | |
Содержание программы
Повторение
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы
· Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
· Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
· Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
· Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
Слово
· Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
· Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
· Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами.
· Разделительный ъ.
· Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
· Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение
· Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
· Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
· Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
· Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная письменная речь
· Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
· Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
· Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.
· Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
· Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
· Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Письмо и чистописание
· Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.
· Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
· Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
· Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
· Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
· Выборочное списывание по указанию учителя.
· Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
· Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
Устная речь
· Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).
· Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.
· Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.
· Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.
· Повторение пройденного.
Программа рассчитана на 5 часов в неделю, 167 часов в год, в связи с праздничными днями в течении учебного года.
Реализация данного предмета обеспечивается:
Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова.– 7-е изд. - Москва: «Просвещение», 2011г.- 271с.
Коррекция письма на уроках. 1- 4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения, авт. – сост. Л.В. Зубарева. – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2012. – 67с.
Письмо. Развитие речи. 1 – 4 классы: конспекты занятий, дифференцированные задания, авт. – сост. Н.В. Додух. – Волгоград: Учитель, 2013. – 89с.
Календарно - тематическое планирование по предмету: «Письмо и развитие речи».
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Коррекционные цели | Педагогические средства для достижения поставленных целей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы | Оборудование | Словарь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение. Предложение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 | Предложение. Выражение в предложении законченной мысли. | 2 |
| Закрепление знаний. | повторение и закрепление знаний о предложении; формирование синтаксической структуры предложения на основе деления текста на предложения; совершенствование навыков каллиграфического письма; развитие и коррекция устной речи, развитие зрительного, слухового восприятия, внимания на примере списывания; развитие движений мелких мышц руки и их координации. | Беседа, объяснение, Работа с учебником, практические упражнения. | Алфавит, учебник, лента букв, буквы разрезной азбуки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Связь слов в предложении. Окончание. | 1 |
| Закрепление знаний. | Развитие умения составлять предложения с употреблением падежных форм; формирование правильного употребления грамматических форм речи; развитие воображения, быстроту мышления, навыки грамотного письма; развитие связной речи на основе упражнения согласовывать слова в предложении, правильно употреблять грамматические формы речи. | Объяснение, беседа, работа с учебником практические упражнения. | Алфавит, учебник, карточки слов, буквы, настенные таблицы. | Считать решать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам. | 1 | Закрепление знаний. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 6 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | 2 |
| Комбинированный | Коррекция словесно-логического мышления, устной связной речи на основе работы по восстановлению нарушенного порядка слов в предложении; расширение и обогащение словарного запаса. | Объяснение, работа с учебником практические упражнения. | Учебник, словарь образец | пример | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Самостоятельная работа по теме «Предложение». | 1 |
| Контрольный | Проверить усвоение пройденной темы; формировать самостоятельность; развитие навыков самоконтроля. | Метод самостоятельной работы, индивидуальный подход. | индивидуальные карточки – задания. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Звуки и буквы» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Алфавит. Звуки и буквы. | 1 |
| Формирования новых знаний | Совершенствование знания о звуках и буквах, их различии; развитие и коррекция фонематического слуха, слухового внимания, развитие мыслительных операций на основе умения анализировать слова по звуковому составу, различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные на слух, в произношении, написании; развитие и коррекция движений кисти рук и пальцев. | Объяснение, беседа, практические упражнения. | Алфавит, учебник, карточки слов, буквы, настенные таблицы. | Алфавит | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Расположение слов в алфавитном порядке. | 1 | Комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Гласные и согласные в алфавите. | 1 |
| Комбинированный. | Развитие и коррекция умения классифицировать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи. | Повторение, демонстрация, объяснение, упражнения. | Предметные картинки, карточки слов, буквы. | Пшеница | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. | Комбинированный. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Составление рассказа «Хлеб» по серии картинок. | 1 | Комбинированный. | Закрепить умения составлять и записывать рассказ; развивать внимание, восприятие, память, устную и письменную речь. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мягкий знак на конце и в середине слова. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. | 1 |
| Комбинированный. | развитие и коррекция фонематического слуха, слухового внимания, развитие мыслительных операций; развитие и коррекция движений кисти рук и пальцев. Развитие и коррекция устной связной речи на основе восстановления несложного деформированного текста по картинкам. | Беседа, объяснение, тренировочные упражнения. | Сюжетные картинки, карточки с заданием. | Корабль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Правописание Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. | 1 |
| Комбинированный. | Объяснение, тренировочные упражнения. | Карточки с заданием, учебник, разрезные карточки слов. | Человек | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Правописание Ь для обозначения мягкости согласных в середине слова. | 1 | Комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделительный мягкий знак. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Разделительный мягкий знак. | 1 |
| Комбинированный. | Развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти на основе упражнений. | Объяснение, тренировочные упражнения. | Учебник, правило, образец выполнения задания. | здоровье | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 |
| Комбинированный. | Развитие и коррекция устной речи, внимания, слухового восприятия, зрительного внимания на основе умения объяснять правописание слов с разделительным Ь знаком, писать слова с разделительным Ь знаком, контролировать правильность выполнения работы. формировать умения и навыки переносить слова. | Объяснение, упражнения. | Учебник, правило, образец выполнения задания, словарь | Деревня | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Дифференциация слов с разделительным Ь и Ь смягчающим. | 1 | Комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Перенос слов. | 1 |
| Комбинированный. | Объяснение, упражнения. | образец выполнения задания, словарь | аптека | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 | Развитие устной и письменной речи при составлении предложений по картинкам и вопросам. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак». | 1 |
| Контрольный | Проверить усвоение пройденной темы; формировать самостоятельность; развитие навыков самоконтроля. | Объяснение, работа самостоятельно. | Карточки с заданием, учебник. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гласные после шипящих. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи–ши, ча–ща, чу–щу. | 1 |
| Комбинированный. | Развитие каллиграфии, фонетико-фонематического восприятия, слухового внимания, письменной речи. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы на основе умения выполнять инструкции, точно следовать образцу, оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму. | Объяснение, демонстрация, практические упражнения. | Учебник, карточки, предметные картинки, правило. | Земляника | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 24 | Гласные после шипящих. | 2 |
| Комбинированный. | Объяснение, практические упражнения. | Учебник, правило, | экскурсия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Гласные после шипящих. | 1 |
| Комбинированный | Объяснение, работа самостоятельно. | Карточки с заданием, учебник. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 |
| Формирования новых знаний | Формирование слуховой дифференциации звуков, сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане; формирование фонематического анализа, зрительного анализа, развитие и коррекция устойчивого произвольного внимания, восприятия, зрительно – двигательной координации; активизировать познавательные процессы. | Объяснение, показ практические упражнения. | Предметные картинки, учебник, карточки слов, правило | берег | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | Комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Правописание звонких и глухих согласных в середине слов. | 1 |
| Формирование новых знаний | Развитие зрительного внимания, мышления на основе упражнений в подборе проверочных слов. | Работа самостоятельно, показ, объяснение, упражнения | карточки слов, таблица: Виды предложений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Правописание звонких и глухих согласных в середине слов. | 1 | Комбинированный | Развитие слухового и зрительного внимания при формировании умения проверять написание звонкой и глухой согласной на конце и в середине слова путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Развитие памяти, путём разучивания и повторения правил, формирование навыка подбора проверочных слов. Развитие связной письменной речи, коррекция фонематического фосприятия, зрительного внимания, мелкой моторики рук. Развитие и совершенствование умения различать парные согласные; развитие внимания и слухового восприятия при формировании умения сопоставлять буквы в проверочных и в проверяемых словах; развитие орфографической зоркости; развитие мыслительных операций, логического мышления; развитие и коррекция движений кисти рук и пальцев. | Объяснение, показ, практические упражнения. | Предметные картинки, учебник, карточки слов, буквы, таблицы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Написание слов со звонким или глухим согласным на конце слова. | 1 |
| Комбинированный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Правило проверки звонких и глухих согласных в середине слова. | 1 |
| Формирование новых знаний | показ, объяснение, практические упражнения. | правило, карточки слов, гласные буквы | обед | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Написание слов со звонким или глухим согласным в середине слова. | 1 |
| Комбинированный | показ, объяснение, практические упражнения. | Учебник, правило, карточки слов, согласные и гласные буквы | автобус | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 |
| Комбинированный | Работа с правилом, работа с памяткой, объяснение, показ, упражнения | Учебник, правило, памятка, опорные слова, предметные картинки | билет ястреб | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. | 1 | Комбинированный | развитие орфографической зоркости; развитие мыслительных операций, логического мышления; развитие и коррекция движений кисти рук и пальцев. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Самостоятельная работа по теме: «Правописание звонких и глухих согласных». | 1 | Контрольный | Самостоятельная работа | Карточки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. | 1 | Комбинированный | Показ, объяснение, практические упражнения | Учебник, заголовки к тексту, слова для составления предложения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 38 | Составление рассказа из деформированных предложений. | 2 | Комбинированный | Развитие связной письменной речи, мышления на основе работы с деформированными предложениями. | вдруг | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ударные и безударные гласные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. | 1 |
| Комбинированный | Уточнить представления учащихся об особенностях ударения в слове; познакомить с ролью ударения в речи; развивать наблюдательность на примере слов, различающихся ударением, фонематический слух, внимание; стимулировать ориентировочно – поисковую деятельность. | Объяснение, показ, практические упражнения, игра- лото «Закрой ударную букву». | Учебник, образцы выполнения работ, лото, карточка – ответ на игру «лото» | магазин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Ударные и безударные гласные. | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 42 | Выделение ударных и безударных гласных. | 2 |
| Комбинированный | Развивать умения определять в словах ударные и безударные гласные; закреплять умения анализировать слова (выполнение звукобуквенного анализа). Коррекция слухового внимания на основе упражнений в произношении слов. | показ, практические тренировочные упражнения | Учебник, словарное слово, сигнальные карточки | фабрика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | Контрольный диктант за 1 триместр. | 1 | Контрольный | Объяснение, контрольная работа. | Индивидуальные карточки с заданиями. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | Выделение ударных и безударных гласных. Работа над ошибками. | 1 | Обобщающий | Развивать умения определять в словах ударные и безударные гласные; закреплять умения анализировать слова (выполнение звукобуквенного анализа). Коррекция слухового внимания на основе упражнений в произношении слов. | Повторение, игра. | Учебник, карточки, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 46 | Сравнение произношения и написания ударной гласной. | 2 |
| Формирование новых знаний | Объяснение, показ, практические упражнения | Учебник, гласные буквы, словарное слово | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правописание безударных гласных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Правописание безударных гласных. | 1 |
| Формирование новых знаний | Формирование слухового внимания, восприятия при формировании умения проверять написание безударной гласной путем изменения формы слова (водá — вóды), умении сопоставлять гласные в ударных и безударных слогах. | Объяснение, показ, работа с правилом, практические упражнения | Учебник, опорное слово, гласные буквы | опасные гласные иней | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | Сопоставление написания гласных в ударных и безударных слогах. | 1 |
| Формирование новых знаний | развитие памяти при заучивании правила, развитие и коррекция связной речи при формировании умения объяснять правописание безударной гласной, развитие самооценки при оценивании правильности выполнения заданий, упражнений. | показ, объяснение, практические упражнения | Учебник, план, опорные слова | шофёр | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | Правописание безударных гласных. | 1 | Комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 51 52 | Проверка написания слов с безударной гласной. | 3 | Комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | Изложение «Ромашки в январе» | 1 | Комбинированный | Формирование навыков связной письменной речи на основе умения излагать свои мысли в письменной форме; развитие фонематического слуха и правильности произношения, обогащение и уточнение словаря. | Объяснение, самостоятельная работа. | Опорные вопросы, сюжетная картинка. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 55 | Правописание безударных гласных. | 2 | Комбинированный | развивать наблюдательность на примере слов, различающихся ударением, фонематический слух, внимание; стимулировать ориентировочно – поисковую деятельность. Развивать умения определять в словах ударные и безударные гласные; закреплять умения анализировать слова (выполнение звукобуквенного анализа). | Объяснение, самостоятельная работа. | Индивидуальные карточки с заданиями. | завтрак | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Проверочная работа «Правописание безударных гласных» | 1 | Контрольный | Проверить усвоение пройденной темы; формировать самостоятельность; развитие навыков самоконтроля. | Объяснение, самостоятельная работа. | Индивидуальные карточки с заданиями. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Непроверяемые безударные гласные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 58 | Непроверяемые безударные гласные | 2 |
| Формирование новых знаний | Развитие логического мышления, коррекция зрительного внимания, памяти при формировании умения дифференцировать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. | Объяснение, показ, работа с правилом, практические упражнения | учебник, правило, словарные слова, образец | автомобиль метро | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 60 61 | Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. | 3 | Комбинированный | трамвай | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 63 64 | Дифференциация изученных орфограмм. | 3 | Комбинированный | спасибо | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | Контрольное списывание с заданием. Непроверяемые безударные гласные. | 1 |
| Контрольный | Развитие внимания, слухового восприятия, памяти. | Объяснение, работа самостоятельно. | Карточки с заданием, учебник. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Составление и запись рассказа по вопросам. | 1 |
| Комбинированный | Закрепить умения составлять и записывать рассказ; развивать внимание, восприятие, память, устную и письменную речь. | Работа с учебником, практические упражнения | Учебник, словарное слово, опорные слова | трактор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 68 | Восстановление деформированного текста по вопросам. | 2 | Комбинированный | Развитие связной устной речи при составлении предложения, развитие и коррекция мышления, внимания. | практические упражнения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
69 | Описание предмета по коллективно составленному плану. | 1 | Комбинированный | Формирование навыков связной письменной речи на основе умения излагать свои мысли в письменной форме; развитие фонематического слуха и правильности произношения, обогащение и уточнение словаря. | Объяснение, самостоятельная работа. | Опорные вопросы, сюжетная картинка. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
70 | Восстановление деформированного текста по вопросам. | 1 | Комбинированный | Развивать устную и письменную речь на основе составления и записи рассказа по сюжетной картинке, внимание, зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. | Беседа, объяснение, практические упражнения. | Серии сюжетных картинок, опорные вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
71 | Составление и запись рассказа по вопросам.
| 1 | Комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
72 | Описание предмета по коллективно составленному плану. | 1 | Комбинированный | Беседа, объяснение, практические упражнения. | Серии сюжетных картинок, опорные вопросы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
73 | Изложение «Как Витя опоздал в школу» | 1 | Комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
74 | Самостоятельная работа: Восстановление деформированного текста. | 1 | Контрольный | Развитие внимания, слухового восприятия, памяти. | Объяснение, работа самостоятельная. | Карточки с заданием, учебник. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слово. Названия предметов, действий и признаков. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
75 | Названия предметов. Классификация слов и постановка вопросов кто? что? к словам, обозначающим названия предметов. | 1 | Комбинированный | Формирование представления о предмете и его названии; развитие умения распознавать слова по вопросам, значению и правильно употреблять их в речи; развитие и коррекция мышления, познавательной деятельности на основе умения анализировать, обобщать, группировать систематизировать языковой материал; совершенствование графических навыков, развитие и коррекция мелкой моторики рук. | практические и игровые упражнения
| Учебник, предметные картинки, разрезные карточки слов | портрет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
76 | Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам. | 1 | Комбинированный | Объяснение, показ, работа с правилом, практические упражнения | учебник, правило, словарные слова, индивидуальные карточки. | квартира телефон | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
77 78 79 | Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам. | 3 | Комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
80 | Названия действий предметов. | 1 | Комбинированный | Формирование представления о действии предмета; развитие умения распознавать слова по вопросам, значению и правильно употреблять их в речи; развитие и коррекция мышления, познавательной деятельности на основе умения анализировать, обобщать, группировать систематизировать языковой материал; совершенствование графических навыков, развитие и коррекция мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики, зрительного внимания, памяти. | Объяснение, работа с правилом, практические упражнения | учебник, правило, опорные слова | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
81 82 | Выделение слов, обозначающих названия предметов и действий с помощью вопросов. | 2 | Комбинированный | Показ, объяснение, практические упражнения | Учебник, образец, словарное слово, карточки с заданием | телевизор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
83 84 | Выделение слов, обозначающие признаки предмета. | 2 | Комбинированный | Ознакомление с существенными признаками слов, которые обозначают признаки (качества) предметов, и их ролью в нашей речи; расширить знания об окружающей действительности; | Объяснение, демонстрация, работа с правилом, практические упражнения | Предметные карточки, индивидуальные карточки. | огромный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
85 86 87 | Согласование слов, обозначающих признаки предметов со словами обозначающими названия предметов. | 3 | Комбинированный | развитие умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предмета; развитие умения задавать вопросы к словам – признакам, выделять в предложении слова – признаки, умение подбирать названия признаков предметов по смыслу; развитие аналитико – синтетические умения и навыки; развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма. | Показ, объяснение, практические упражнения | Учебник, образец, карточки с заданием, вопросы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
88 89 | Выделение названий предметов, действий, признаков в тексте по вопросам. | 2 | Обобщающий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
90 | Контрольное списывание с заданием. «Названия предметов, действий и признаков». | 1 | Контрольный | Проверить усвоение пройденной темы; формировать самостоятельность; развитие навыков самоконтроля. | Объяснение, самостоятельная работа. | Индивидуальные карточки с заданиями. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
91 92 | Описание предмета по коллективно составленному плану. | 2 | Комбинированный | Развивать устную и письменную речь на основе составления и записи рассказа по сюжетной картинке, внимание, зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. | Беседа, объяснение, практические упражнения. | Серии сюжетных картинок, опорные вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имена собственные. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
93 | Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей. | 1 | формирования новых знаний | Формирование орфографических навыков; развитие и коррекция слуховой памяти на основе запоминания и воспроизведения правила; развитие внимания, мышления; совершенствование графических навыков, развитие мелкой моторики. | Объяснение, демонстрация, практические упражнения. | Учебник, правило, индивидуальные карточки с заданием, сюжетные картинки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
94 | Большая буква в названиях городов, сёл, улиц. | 1 | Комбинированный | Россия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
95 | Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор. | 1 | Комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
96 97 98 | Правописание имен собственных. | 3 | Комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
99 | Составление и написание письма родным. | 1 | Развивать устную и письменную речь на основе составления и записи рассказа по сюжетной картинке, внимание, зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. | Беседа, объяснение, практические упражнения. | Серии сюжетных картинок, опорные вопросы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
100 | Проверочная работа по теме «Имена собственные» | 1 | Контрольный | Проверить усвоение пройденной темы; формировать самостоятельность; развитие навыков самоконтроля. | Объяснение, самостоятельная работа. | Индивидуальные карточки с заданиями. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлоги | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
101 | Предлог как отдельное слово. Правописание предлогов. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Формирование представления о предлоге как самостоятельной единице речи; развивать навык распознавания и написания предлогов; развитие и коррекция внимания, памяти, речи, орфографическую зоркость; развитие письменной речи на основе составления предложений по вопросам. | Объяснение, показ, работа с карточкой, практические упражнения. | Учебник, словарь, карточки с предлогами и словами, карточка с заданием. | лестница минута | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
102 | Предлоги до, без, под, над, около, перед и их написание с другими словами. | 1 | Комбинированный | Объяснение, практические упражнения, игра, самостоятельная работа. | Учебник, карточки со словами, схемы - опоры с правилами. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
103 | Контрольный диктант за 2 триместр. | 1 |
| Контрольный | Объяснение, контрольная работа. | Индивидуальные карточки с заданиями. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
104 | Работа над ошибками. Правильное употребление предлогов в речи. | 1 | Комбинированный | Формирование представления о предлоге как самостоятельной единице речи; развивать навык распознавания и написания предлогов; развитие и коррекция внимания, памяти, речи, орфографическую зоркость; развитие письменной речи на основе составления предложений по вопросам. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
105 | Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов | 1 | Комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
106 | Правильное употребление предлогов в речи. | 1 | Обобщения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
107 | Тест с заданием по теме «Предлог». | 1 | Контрольный | Проверить усвоение знаний умений; формировать самостоятельность; развитие навыков самоконтроля. | Метод самостоятельной работы, индивидуальный подход. | Индивидуальные карточки – задания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделительный твёрдый знак. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
108 109 | Разделительный ъ знак. | 2 | Комбинированный | Формирование умения правильно произносить и писать слова с разделительным Ъ; развитие умения употреблять в письменной речи слова с разделительным Ъ; развитие памяти при заучивании правила; развивать орфографическую зоркость. | Объяснение, показ, работа с карточкой, практические упражнения. | Учебник, словарь, карточки со словами, правило | объявление | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
110 | Составление и написание объявления. | 1 | Развивать устную и письменную речь на основе составления и записи рассказа по сюжетной картинке, внимание, зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. | Беседа, объяснение, практические упражнения. | Серии сюжетных картинок, опорные вопросы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родственные слова | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
111 | Родственные слова. Выделение общей части и установление общности смысла. | 1 | Формирование новых знаний. | Обогащение и активизация словаря посредством изучения состава слова, словообразующей роли значимых частей слова. Развитие мыслительной деятельности при формировании навыков правописания, сравнении слов. | Объяснение, показ, работа с карточкой, практические упражнения. | Учебник, правило, опорные слова, вопросы, карточки со словами, карточки с корнями | малина ягода | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
112 113 | Подбор родственных слов и выделение корня. | 2 | Комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
114 115 | Написание безударной гласной в корне родственных слов | 2 | Комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
116 117 | Написание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне родственных слов. | 2 | Комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
118 | Проверочная работа по теме «Родственные слова» | 1 | Контрольный | Проверить усвоение пройденной темы; формировать самостоятельность; развитие навыков самоконтроля. | Метод самостоятельной работы, индивидуальный подход. | Индивидуальные карточки – задания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
119 | Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 | Комбинированный | Развивать устную и письменную речь на основе составления и записи рассказа по сюжетной картинке, внимание, зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. | Беседа, объяснение, практические упражнения. | Серии сюжетных картинок, опорные вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
120 121 | Проверочные слова в группе родственных слов. | 2 | Повторения и закрепления. | Обогащение и активизация словаря посредством изучения состава слова, словообразующей роли значимых частей слова. Развитие мыслительной деятельности при формировании навыков правописания, сравнении слов. | Объяснение, показ, работа с карточкой, практические упражнения. | Учебник, правило, опорные слова, вопросы, карточки со словами, карточки с корнями | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предложение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
122 | Предложение. Предложение как единица речи. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Формирование навыка связной устной и письменной речи на основе построения простого предложения, формирование грамматического строя речи, коррекция и развитие фонематического слуха и правильного произношения; устойчивого произвольного внимания, памяти, мелкой моторики. | Объяснение, работа с учебником, упражнение. | Учебник, схемы слов, предложений. | цыплёнок вагон вокзал русский мешок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
123 124 | Предложение как выражение законченной мысли. | 2 | Комбинированный. | Объяснение, работа с учебником, упражнение. | Учебник, схемы слов, предложений. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
125 126 | Расположение слов в предложении в определенном порядке. | 2 | Комбинированный. | Закрепить знания о связи слов в предложении; продолжать работу по правильному употреблению грамматических форм речи; развитие мыслительной деятельности, устойчивого внимания; развитие устной и письменной | Объяснение, работа с учебником, упражнение. | Учебник, схемы слов, предложений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
127 | Порядок слов в предложении. | 1 | Комбинированный. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
128 129 | Дополнение предложений по вопросам. | 2 | Комбинированный. | Формирование навыка связной устной и письменной речи на основе построения простого предложения, формирование грамматического строя речи, коррекция и развитие фонематического слуха и правильного произношения; устойчивого произвольного внимания, памяти, мелкой моторики. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
130 131 | Распространение предложений. | 2 | Комбинированный. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
132 | Самостоятельная работа по теме: «Предложение». | 1 | Контрольный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
133 134 | Описание несложных знакомых предметов. | 2 | Комбинированный. | Развивать устную и письменную речь на основе составления и записи рассказа по сюжетной картинке, внимание, зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. | Беседа, объяснение, практические упражнения. | Серии сюжетных картинок, опорные вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знаки препинания в конце предложения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
135 | Повествовательные и вопросительные предложения. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Развитие устной и письменной речи на основе формирования умения составлять и записывать предложения разные по интонации; развитие и коррекция мышления, познавательной деятельности на основе умения анализировать, обобщать, группировать систематизировать; совершенствование графических навыков, развитие и коррекция мелкой моторики рук. | Повторение, работа с правилом, тренировочные упражнения | Карточки предложений, схем к предложениям знаки препинания на карточках. | лягушка ящерица полотенце | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
136 | Построение вопросительных предложений. | 1 | Комбинированный. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
137 | Восклицательное предложение и его интонационное оформление. | 1 | Комбинированный. | Объяснение, показ, демонстрация, практические упражнения, дидактические игры. | Учебник, карточки со словами, схемы - опоры с правилами. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
138 | Постановка знаков препинания в конце разных по интонации предложений. | 1 | Комбинированный. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
139 140 | Постановка знаков препинания в повествовательном и вопросительном предложениях. | 1 | Комбинированный. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
141 | Восклицательное предложение. Его интонационное оформление. | 1 | Комбинированный. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
142 | Диктант с заданием по теме: «Знаки препинания в конце предложения» | 1 | Контрольный | Развитие памяти, зрительного и слухового внимания, мышления. | Метод самостоятельной работы, индивидуальный подход. | индивидуальные карточки – задания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
143 | Изложение «Подорожник». | 1 | Комбинированный. | Развивать устную и письменную речь на основе составления и записи рассказа по сюжетной картинке, внимание, зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. | Беседа, объяснение, практические упражнения. | Серии сюжетных картинок, опорные вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главные и второстепенные члены предложения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
145 | Понятие о сказуемом. Выделение сказуемого в предложении. | 1 | Урок формирования новых знаний. | формирование синтаксической структуры предложения; совершенствование навыков каллиграфического письма; развитие и коррекция устной речи, развитие зрительного, слухового восприятия, внимания на примере списывания, определения главных и второстепенных членов предложения; развитие движений мелких мышц руки и их координации; расширение и обогащение словарного запаса. | игровые методы, объяснение, самостоятельная и групповая работа, взаимопроверка. | опорные карточки, опорные – схемы, индивидуальные карточки, сигнальные карточки, учебник, предметные и сюжетные картинки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
146 147 | Понятие о подлежащем. Выделение подлежащего в предложении. | 2 | Комбинированный. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
148 149 | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. | 2 | Комбинированный. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
150 151 | Второстепенные члены предложения. | 2 | Комбинированный. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
152 153 | Дополнение предложений второстепенными словами. | 2 | Комбинированный. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
154 | Выделение главных и второстепенных членов предложения. Грамматический разбор предложения. | 1 | Комбинированный. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
155 | Самостоятельная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | 1 | . Контрольный | Проверить уровень усвоения учебного материала; развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, навыки грамотного письма. | Метод самостоятельной работы, индивидуальный подход. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение пройденного. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
156 157 158 159 | Повторение. Родственные слова. | 2 2 | Закрепление ЗУН | Повторение и систематизация знаний по изученным темам; развитие и коррекция мышления, познавательной деятельности на основе умения анализировать, обобщать, группировать систематизировать; совершенствование графических навыков, развитие и коррекция мелкой моторики рук. | Повторение, тренировочные упражнения | Деформированный текст, карточки слов, учебник. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение. Безударные гласные. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
160 161 | Повторение «Предлоги». | 2 | Закрепление ЗУН | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
162 | Контрольный диктант за год. | 1 |
| Контрольный | Проверить уровень усвоения учебного материала; развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, навыки грамотного письма. | Метод самостоятельной работы, индивидуальный подход. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
163 | Повторение «Предложение». Работа над ошибками. | 1 | Обобщающий | Повторение и систематизация знаний по изученным темам; развитие и коррекция мышления, познавательной деятельности на основе умения анализировать, обобщать, группировать систематизировать; совершенствование графических навыков, развитие и коррекция мелкой моторики рук. | Объяснение, показ, игровые методы, практические упражнения. | Учебник, предметные картинки; карточки – опоры. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
164 | Повторение «Предложение». | 1 | Закрепление ЗУН | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
165 | Повторение. Составление и написание письма. | 1 | Закрепление ЗУН | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
166 | Повторение. Имена собственные. | 1 | Закрепление ЗУН | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
167 | Повторение. «Главные и второстепенные члены предложения». | 1 | Закрепление ЗУН |