Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» (Русский язык, 4 класс)
государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области «Туринская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Рассмотрена Согласована: Утверждаю:
и рекомендована зам. директора по УР директор школы
к утверждению ________ Л.М Цыганова ________ Н.Н. Кондырева
на заседании МО учителей «____» ________20____г. «____» ________20____г.
начальных классов
протокол № _______
Руководитель МО
_________________
Климина Т. Л.
«____» ________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Письмо и развитие речи»
4 класс
2017 – 2018учебный год
Составитель:
Климина Татьяна Леонидовна,
учитель первой кв. категории
Туринск, 2017
Письмо и развитие речи
Пояснительная записка
Предмет письмо и развитие речи занимает ведущее место в начальном обучении, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Обучение русскому языку носит элементарно – практический характер и является значимым для социальной адаптации и реабилитации в обществе.
Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» разработана на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью Туринской школы – интернат.
Назначение, цели, задачи планируемые результаты реализации программы по предмету соответствуют требованиям типовой «Программы для 1 – 4 классов специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, г. Москва «Просвещение» 2013 г.
Целью изучения настоящего предмета является
овладение обучающимися навыками грамотного письма;
повышение уровня общего развития обучающихся.
В ходе её достижения решаются следующие задачи:
формирование и развитие практических навыков устной и письменной речи;
совершенствование графических навыков;
формирование фонетически правильного письма и письма по правилу;
воспитание интереса к родному языку.
Главными направлениями в коррекционной работе являются:
коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция и развитие восприятия, памяти, внимания;
развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, умение работать по словесной инструкции.
развитие фонематического восприятия;
совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
Основной формой организации учебного процесса является традиционный урок. Урок строится в соответствии с общедидактическими и специальными требованиями.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:
анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
звуко - буквенный анализ слова,
овладение правописанием слов, предложений, текстов,
различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
ответы на последовательно – поставленные вопросы,
совершенствование графического навыка,
списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится при выполнении упражнений и заданий на уроке, проверочных, самостоятельных работ и диктантов.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы.
Исходя из разного по своим возможностям состава обучающихся, программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. В процессе изучения осуществляется дифференцированный подход к обучающимся, предъявляются разные требования к их знаниям в зависимости от уровня их общего развития и индивидуальных возможностей усвоения учебного материала.
К обучающимся с интеллектуальным нарушениями в объёме программного материала предъявляются требования первого (базового) уровня. Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.
Планируемые результаты формирования умений и навыков в процессе изучения предмета.
При изучении предмета «Письмо и развитие речи» должны быть сформированы:
умение составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам;
умение ставить знаки препинания в конце предложения;
умение анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
умение списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
умение писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
знание алфавита, умение располагать слова в алфавитном порядке в словаре.
Учебно-тематический план
№ |
Тема раздела |
Тематический контроль |
Итого |
1 |
Повторение. Предложение. |
1 ч |
6ч |
2 |
Звуки и буквы. |
4ч |
51ч. |
3 |
Слово. |
1ч |
15ч. |
4 |
Имена собственные. |
1ч |
6ч. |
5 |
Предлоги |
1ч |
5ч. |
6 |
Родственные слова |
1ч |
10ч |
7 |
Предложение |
1ч |
12ч. |
8 |
Знаки препинания в конце предложения. |
1ч |
7ч. |
9 |
Главные и второстепенные члены предложения. |
1ч |
10ч. |
10 |
Связная речь |
1ч |
21ч. |
11 |
Повторение пройденного |
11ч. |
|
12 |
Контрольные диктанты |
3ч |
11ч. |
Итого: |
16 ч |
151ч. |
|
Содержание программы
Повторение
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы
· Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
· Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
· Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
· Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
Слово
· Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
· Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
· Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами.
· Разделительный ъ.
· Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
· Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение
· Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
· Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
· Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
· Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная письменная речь
· Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
· Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
· Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.
· Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
· Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
· Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Письмо и чистописание
· Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.
· Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
· Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
· Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
· Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
· Выборочное списывание по указанию учителя.
· Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
· Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
Устная речь
· Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).
· Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.
· Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.
· Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.
· Повторение пройденного.
Программа рассчитана на 5 часов в неделю, 167 часов в год, в связи с праздничными днями в течении учебного года.
Реализация данного предмета обеспечивается:
Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова.– 7-е изд. - Москва: «Просвещение», 2011г.- 271с.
Коррекция письма на уроках. 1- 4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения, авт. – сост. Л.В. Зубарева. – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2012. – 67с.
Письмо. Развитие речи. 1 – 4 классы: конспекты занятий, дифференцированные задания, авт. – сост. Н.В. Додух. – Волгоград: Учитель, 2013. – 89с.
Календарно - тематическое планирование по предмету: «Письмо и развитие речи».
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Тип урока |
Коррекционные цели |
Педагогические средства для достижения поставленных целей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы |
Оборудование |
Словарь |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение. Предложение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 |
Предложение. Выражение в предложении законченной мысли. |
2 |
|
Закрепление знаний. |
повторение и закрепление знаний о предложении; формирование синтаксической структуры предложения на основе деления текста на предложения; совершенствование навыков каллиграфического письма; развитие и коррекция устной речи, развитие зрительного, слухового восприятия, внимания на примере списывания; развитие движений мелких мышц руки и их координации. |
Беседа, объяснение, Работа с учебником, практические упражнения. |
Алфавит, учебник, лента букв, буквы разрезной азбуки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Связь слов в предложении. Окончание. |
1 |
|
Закрепление знаний. |
Развитие умения составлять предложения с употреблением падежных форм; формирование правильного употребления грамматических форм речи; развитие воображения, быстроту мышления, навыки грамотного письма; развитие связной речи на основе упражнения согласовывать слова в предложении, правильно употреблять грамматические формы речи. |
Объяснение, беседа, работа с учебником практические упражнения. |
Алфавит, учебник, карточки слов, буквы, настенные таблицы. |
Считать решать |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам. |
1 |
Закрепление знаний. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 6 |
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |
2 |
|
Комбинированный |
Коррекция словесно-логического мышления, устной связной речи на основе работы по восстановлению нарушенного порядка слов в предложении; расширение и обогащение словарного запаса. |
Объяснение, работа с учебником практические упражнения. |
Учебник, словарь образец |
пример |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Самостоятельная работа по теме «Предложение». |
1 |
|
Контрольный |
Проверить усвоение пройденной темы; формировать самостоятельность; развитие навыков самоконтроля. |
Метод самостоятельной работы, индивидуальный подход. |
индивидуальные карточки – задания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Звуки и буквы» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Алфавит. Звуки и буквы. |
1 |
|
Формирования новых знаний |
Совершенствование знания о звуках и буквах, их различии; развитие и коррекция фонематического слуха, слухового внимания, развитие мыслительных операций на основе умения анализировать слова по звуковому составу, различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные на слух, в произношении, написании; развитие и коррекция движений кисти рук и пальцев. |
Объяснение, беседа, практические упражнения. |
Алфавит, учебник, карточки слов, буквы, настенные таблицы. |
Алфавит |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Расположение слов в алфавитном порядке. |
1 |
Комбинированный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Гласные и согласные в алфавите. |
1 |
|
Комбинированный. |
Развитие и коррекция умения классифицировать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи. |
Повторение, демонстрация, объяснение, упражнения. |
Предметные картинки, карточки слов, буквы. |
Пшеница |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. |
Комбинированный. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Составление рассказа «Хлеб» по серии картинок. |
1 |
Комбинированный. |
Закрепить умения составлять и записывать рассказ; развивать внимание, восприятие, память, устную и письменную речь. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мягкий знак на конце и в середине слова. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. |
1 |
|
Комбинированный. |
развитие и коррекция фонематического слуха, слухового внимания, развитие мыслительных операций; развитие и коррекция движений кисти рук и пальцев. Развитие и коррекция устной связной речи на основе восстановления несложного деформированного текста по картинкам. |
Беседа, объяснение, тренировочные упражнения. |
Сюжетные картинки, карточки с заданием. |
Корабль |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Правописание Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. |
1 |
|
Комбинированный. |
Объяснение, тренировочные упражнения. |
Карточки с заданием, учебник, разрезные карточки слов. |
Человек |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Правописание Ь для обозначения мягкости согласных в середине слова. |
1 |
Комбинированный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделительный мягкий знак. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
Разделительный мягкий знак. |
1 |
|
Комбинированный. |
Развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти на основе упражнений. |
Объяснение, тренировочные упражнения. |
Учебник, правило, образец выполнения задания. |
здоровье |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
1 |
|
Комбинированный. |
Развитие и коррекция устной речи, внимания, слухового восприятия, зрительного внимания на основе умения объяснять правописание слов с разделительным Ь знаком, писать слова с разделительным Ь знаком, контролировать правильность выполнения работы. формировать умения и навыки переносить слова. |
Объяснение, упражнения. |
Учебник, правило, образец выполнения задания, словарь |
Деревня |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
Дифференциация слов с разделительным Ь и Ь смягчающим. |
1 |
Комбинированный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
Перенос слов. |
1 |
|
Комбинированный. |
Объяснение, упражнения. |
образец выполнения задания, словарь |
аптека |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
1 |
Развитие устной и письменной речи при составлении предложений по картинкам и вопросам. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак». |
1 |
|
Контрольный |
Проверить усвоение пройденной темы; формировать самостоятельность; развитие навыков самоконтроля. |
Объяснение, работа самостоятельно. |
Карточки с заданием, учебник. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гласные после шипящих. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи–ши, ча–ща, чу–щу. |
1 |
|
Комбинированный. |
Развитие каллиграфии, фонетико-фонематического восприятия, слухового внимания, письменной речи. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы на основе умения выполнять инструкции, точно следовать образцу, оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму. |
Объяснение, демонстрация, практические упражнения. |
Учебник, карточки, предметные картинки, правило. |
Земляника |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 24 |
Гласные после шипящих. |
2 |
|
Комбинированный. |
Объяснение, практические упражнения. |
Учебник, правило, |
экскурсия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
Гласные после шипящих. |
1 |
|
Комбинированный |
Объяснение, работа самостоятельно. |
Карточки с заданием, учебник. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
Парные звонкие и глухие согласные. |
1 |
|
Формирования новых знаний |
Формирование слуховой дифференциации звуков, сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане; формирование фонематического анализа, зрительного анализа, развитие и коррекция устойчивого произвольного внимания, восприятия, зрительно – двигательной координации; активизировать познавательные процессы. |
Объяснение, показ практические упражнения. |
Предметные картинки, учебник, карточки слов, правило |
берег |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. |
1 |
Комбинированный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 |
Правописание звонких и глухих согласных в середине слов. |
1 |
|
Формирование новых знаний |
Развитие зрительного внимания, мышления на основе упражнений в подборе проверочных слов. |
Работа самостоятельно, показ, объяснение, упражнения |
карточки слов, таблица: Виды предложений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 |
Правописание звонких и глухих согласных в середине слов. |
1 |
Комбинированный |
Развитие слухового и зрительного внимания при формировании умения проверять написание звонкой и глухой согласной на конце и в середине слова путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Развитие памяти, путём разучивания и повторения правил, формирование навыка подбора проверочных слов. Развитие связной письменной речи, коррекция фонематического фосприятия, зрительного внимания, мелкой моторики рук. Развитие и совершенствование умения различать парные согласные; развитие внимания и слухового восприятия при формировании умения сопоставлять буквы в проверочных и в проверяемых словах; развитие орфографической зоркости; развитие мыслительных операций, логического мышления; развитие и коррекция движений кисти рук и пальцев. |
Объяснение, показ, практические упражнения. |
Предметные картинки, учебник, карточки слов, буквы, таблицы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 |
Написание слов со звонким или глухим согласным на конце слова. |
1 |
|
Комбинированный |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 |
Правило проверки звонких и глухих согласных в середине слова. |
1 |
|
Формирование новых знаний |
показ, объяснение, практические упражнения. |
правило, карточки слов, гласные буквы |
обед |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 |
Написание слов со звонким или глухим согласным в середине слова. |
1 |
|
Комбинированный |
показ, объяснение, практические упражнения. |
Учебник, правило, карточки слов, согласные и гласные буквы |
автобус |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. |
1 |
|
Комбинированный |
Работа с правилом, работа с памяткой, объяснение, показ, упражнения |
Учебник, правило, памятка, опорные слова, предметные картинки |
билет ястреб |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. |
1 |
Комбинированный |
развитие орфографической зоркости; развитие мыслительных операций, логического мышления; развитие и коррекция движений кисти рук и пальцев. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 |
Самостоятельная работа по теме: «Правописание звонких и глухих согласных». |
1 |
Контрольный |
Самостоятельная работа |
Карточки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 |
Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. |
1 |
Комбинированный |
Показ, объяснение, практические упражнения |
Учебник, заголовки к тексту, слова для составления предложения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 38 |
Составление рассказа из деформированных предложений. |
2 |
Комбинированный |
Развитие связной письменной речи, мышления на основе работы с деформированными предложениями. |
вдруг |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ударные и безударные гласные |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 |
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. |
1 |
|
Комбинированный |
Уточнить представления учащихся об особенностях ударения в слове; познакомить с ролью ударения в речи; развивать наблюдательность на примере слов, различающихся ударением, фонематический слух, внимание; стимулировать ориентировочно – поисковую деятельность. |
Объяснение, показ, практические упражнения, игра- лото «Закрой ударную букву». |
Учебник, образцы выполнения работ, лото, карточка – ответ на игру «лото» |
магазин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 |
Ударные и безударные гласные. |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 42 |
Выделение ударных и безударных гласных. |
2 |
|
Комбинированный |
Развивать умения определять в словах ударные и безударные гласные; закреплять умения анализировать слова (выполнение звукобуквенного анализа). Коррекция слухового внимания на основе упражнений в произношении слов. |
показ, практические тренировочные упражнения |
Учебник, словарное слово, сигнальные карточки |
фабрика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 |
Контрольный диктант за 1 триместр. |
1 |
Контрольный |
Объяснение, контрольная работа. |
Индивидуальные карточки с заданиями. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 |
Выделение ударных и безударных гласных. Работа над ошибками. |
1 |
Обобщающий |
Развивать умения определять в словах ударные и безударные гласные; закреплять умения анализировать слова (выполнение звукобуквенного анализа). Коррекция слухового внимания на основе упражнений в произношении слов. |
Повторение, игра. |
Учебник, карточки, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 46 |
Сравнение произношения и написания ударной гласной. |
2 |
|
Формирование новых знаний |
Объяснение, показ, практические упражнения |
Учебник, гласные буквы, словарное слово |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правописание безударных гласных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 |
Правописание безударных гласных. |
1 |
|
Формирование новых знаний |
Формирование слухового внимания, восприятия при формировании умения проверять написание безударной гласной путем изменения формы слова (водá — вóды), умении сопоставлять гласные в ударных и безударных слогах. |
Объяснение, показ, работа с правилом, практические упражнения |
Учебник, опорное слово, гласные буквы |
опасные гласные иней |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 |
Сопоставление написания гласных в ударных и безударных слогах. |
1 |
|
Формирование новых знаний |
развитие памяти при заучивании правила, развитие и коррекция связной речи при формировании умения объяснять правописание безударной гласной, развитие самооценки при оценивании правильности выполнения заданий, упражнений. |
показ, объяснение, практические упражнения |
Учебник, план, опорные слова |
шофёр |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 |
Правописание безударных гласных. |
1 |
Комбинированный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 51 52 |
Проверка написания слов с безударной гласной. |
3 |
Комбинированный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 |
Изложение «Ромашки в январе» |
1 |
Комбинированный |
Формирование навыков связной письменной речи на основе умения излагать свои мысли в письменной форме; развитие фонематического слуха и правильности произношения, обогащение и уточнение словаря. |
Объяснение, самостоятельная работа. |
Опорные вопросы, сюжетная картинка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 55 |
Правописание безударных гласных. |
2 |
Комбинированный |
развивать наблюдательность на примере слов, различающихся ударением, фонематический слух, внимание; стимулировать ориентировочно – поисковую деятельность. Развивать умения определять в словах ударные и безударные гласные; закреплять умения анализировать слова (выполнение звукобуквенного анализа). |
Объяснение, самостоятельная работа. |
Индивидуальные карточки с заданиями. |
завтрак |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 |
Проверочная работа «Правописание безударных гласных» |
1 |
Контрольный |
Проверить усвоение пройденной темы; формировать самостоятельность; развитие навыков самоконтроля. |
Объяснение, самостоятельная работа. |
Индивидуальные карточки с заданиями. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Непроверяемые безударные гласные |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 58 |
Непроверяемые безударные гласные |
2 |
|
Формирование новых знаний |
Развитие логического мышления, коррекция зрительного внимания, памяти при формировании умения дифференцировать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. |
Объяснение, показ, работа с правилом, практические упражнения |
учебник, правило, словарные слова, образец |
автомобиль метро |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 60 61 |
Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. |
3 |
Комбинированный |
трамвай |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 63 64 |
Дифференциация изученных орфограмм. |
3 |
Комбинированный |
спасибо |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 |
Контрольное списывание с заданием. Непроверяемые безударные гласные. |
1 |
|
Контрольный |
Развитие внимания, слухового восприятия, памяти. |
Объяснение, работа самостоятельно. |
Карточки с заданием, учебник. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 |
Составление и запись рассказа по вопросам. |
1 |
|
Комбинированный |
Закрепить умения составлять и записывать рассказ; развивать внимание, восприятие, память, устную и письменную речь. |
Работа с учебником, практические упражнения |
Учебник, словарное слово, опорные слова |
трактор |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 68 |
Восстановление деформированного текста по вопросам. |
2 |
Комбинированный |
Развитие связной устной речи при составлении предложения, развитие и коррекция мышления, внимания. |
практические упражнения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
69 |
Описание предмета по коллективно составленному плану. |
1 |
Комбинированный |
Формирование навыков связной письменной речи на основе умения излагать свои мысли в письменной форме; развитие фонематического слуха и правильности произношения, обогащение и уточнение словаря. |
Объяснение, самостоятельная работа. |
Опорные вопросы, сюжетная картинка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
70 |
Восстановление деформированного текста по вопросам. |
1 |
Комбинированный |
Развивать устную и письменную речь на основе составления и записи рассказа по сюжетной картинке, внимание, зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. |
Беседа, объяснение, практические упражнения. |
Серии сюжетных картинок, опорные вопросы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
71 |
Составление и запись рассказа по вопросам.
|
1 |
Комбинированный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
72 |
Описание предмета по коллективно составленному плану. |
1 |
Комбинированный |
Беседа, объяснение, практические упражнения. |
Серии сюжетных картинок, опорные вопросы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
73 |
Изложение «Как Витя опоздал в школу» |
1 |
Комбинированный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
74 |
Самостоятельная работа: Восстановление деформированного текста. |
1 |
Контрольный |
Развитие внимания, слухового восприятия, памяти. |
Объяснение, работа самостоятельная. |
Карточки с заданием, учебник. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слово. Названия предметов, действий и признаков. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
75 |
Названия предметов. Классификация слов и постановка вопросов кто? что? к словам, обозначающим названия предметов. |
1 |
Комбинированный |
Формирование представления о предмете и его названии; развитие умения распознавать слова по вопросам, значению и правильно употреблять их в речи; развитие и коррекция мышления, познавательной деятельности на основе умения анализировать, обобщать, группировать систематизировать языковой материал; совершенствование графических навыков, развитие и коррекция мелкой моторики рук. |
практические и игровые упражнения
|
Учебник, предметные картинки, разрезные карточки слов |
портрет |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
76 |
Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам. |
1 |
Комбинированный |
Объяснение, показ, работа с правилом, практические упражнения |
учебник, правило, словарные слова, индивидуальные карточки. |
квартира телефон |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
77 78 79 |
Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам. |
3 |
Комбинированный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
80 |
Названия действий предметов. |
1 |
Комбинированный |
Формирование представления о действии предмета; развитие умения распознавать слова по вопросам, значению и правильно употреблять их в речи; развитие и коррекция мышления, познавательной деятельности на основе умения анализировать, обобщать, группировать систематизировать языковой материал; совершенствование графических навыков, развитие и коррекция мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики, зрительного внимания, памяти. |
Объяснение, работа с правилом, практические упражнения |
учебник, правило, опорные слова |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
81 82 |
Выделение слов, обозначающих названия предметов и действий с помощью вопросов. |
2 |
Комбинированный |
Показ, объяснение, практические упражнения |
Учебник, образец, словарное слово, карточки с заданием |
телевизор |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
83 84 |
Выделение слов, обозначающие признаки предмета. |
2 |
Комбинированный |
Ознакомление с существенными признаками слов, которые обозначают признаки (качества) предметов, и их ролью в нашей речи; расширить знания об окружающей действительности; |
Объяснение, демонстрация, работа с правилом, практические упражнения |
Предметные карточки, индивидуальные карточки. |
огромный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
85 86 87 |
Согласование слов, обозначающих признаки предметов со словами обозначающими названия предметов. |
3 |
Комбинированный |
развитие умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предмета; развитие умения задавать вопросы к словам – признакам, выделять в предложении слова – признаки, умение подбирать названия признаков предметов по смыслу; развитие аналитико – синтетические умения и навыки; развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма. |
Показ, объяснение, практические упражнения |
Учебник, образец, карточки с заданием, вопросы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
88 89 |
Выделение названий предметов, действий, признаков в тексте по вопросам. |
2 |
Обобщающий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
90 |
Контрольное списывание с заданием. «Названия предметов, действий и признаков». |
1 |
Контрольный |
Проверить усвоение пройденной темы; формировать самостоятельность; развитие навыков самоконтроля. |
Объяснение, самостоятельная работа. |
Индивидуальные карточки с заданиями. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
91 92 |
Описание предмета по коллективно составленному плану. |
2 |
Комбинированный |
Развивать устную и письменную речь на основе составления и записи рассказа по сюжетной картинке, внимание, зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. |
Беседа, объяснение, практические упражнения. |
Серии сюжетных картинок, опорные вопросы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имена собственные. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
93 |
Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей. |
1 |
формирования новых знаний |
Формирование орфографических навыков; развитие и коррекция слуховой памяти на основе запоминания и воспроизведения правила; развитие внимания, мышления; совершенствование графических навыков, развитие мелкой моторики. |
Объяснение, демонстрация, практические упражнения. |
Учебник, правило, индивидуальные карточки с заданием, сюжетные картинки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
94 |
Большая буква в названиях городов, сёл, улиц. |
1 |
Комбинированный |
Россия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
95 |
Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор. |
1 |
Комбинированный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
96 97 98 |
Правописание имен собственных. |
3 |
Комбинированный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
99 |
Составление и написание письма родным. |
1 |
Развивать устную и письменную речь на основе составления и записи рассказа по сюжетной картинке, внимание, зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. |
Беседа, объяснение, практические упражнения. |
Серии сюжетных картинок, опорные вопросы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
100 |
Проверочная работа по теме «Имена собственные» |
1 |
Контрольный |
Проверить усвоение пройденной темы; формировать самостоятельность; развитие навыков самоконтроля. |
Объяснение, самостоятельная работа. |
Индивидуальные карточки с заданиями. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлоги |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
101 |
Предлог как отдельное слово. Правописание предлогов. |
1 |
Урок формирования новых знаний. |
Формирование представления о предлоге как самостоятельной единице речи; развивать навык распознавания и написания предлогов; развитие и коррекция внимания, памяти, речи, орфографическую зоркость; развитие письменной речи на основе составления предложений по вопросам. |
Объяснение, показ, работа с карточкой, практические упражнения. |
Учебник, словарь, карточки с предлогами и словами, карточка с заданием. |
лестница минута |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
102 |
Предлоги до, без, под, над, около, перед и их написание с другими словами. |
1 |
Комбинированный |
Объяснение, практические упражнения, игра, самостоятельная работа. |
Учебник, карточки со словами, схемы - опоры с правилами. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
103 |
Контрольный диктант за 2 триместр. |
1 |
|
Контрольный |
Объяснение, контрольная работа. |
Индивидуальные карточки с заданиями. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
104 |
Работа над ошибками. Правильное употребление предлогов в речи. |
1 |
Комбинированный |
Формирование представления о предлоге как самостоятельной единице речи; развивать навык распознавания и написания предлогов; развитие и коррекция внимания, памяти, речи, орфографическую зоркость; развитие письменной речи на основе составления предложений по вопросам. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
105 |
Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов |
1 |
Комбинированный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
106 |
Правильное употребление предлогов в речи. |
1 |
Обобщения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
107 |
Тест с заданием по теме «Предлог». |
1 |
Контрольный |
Проверить усвоение знаний умений; формировать самостоятельность; развитие навыков самоконтроля. |
Метод самостоятельной работы, индивидуальный подход. |
Индивидуальные карточки – задания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделительный твёрдый знак. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
108 109 |
Разделительный ъ знак. |
2 |
Комбинированный |
Формирование умения правильно произносить и писать слова с разделительным Ъ; развитие умения употреблять в письменной речи слова с разделительным Ъ; развитие памяти при заучивании правила; развивать орфографическую зоркость. |
Объяснение, показ, работа с карточкой, практические упражнения. |
Учебник, словарь, карточки со словами, правило |
объявление |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
110 |
Составление и написание объявления. |
1 |
Развивать устную и письменную речь на основе составления и записи рассказа по сюжетной картинке, внимание, зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. |
Беседа, объяснение, практические упражнения. |
Серии сюжетных картинок, опорные вопросы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родственные слова |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
111 |
Родственные слова. Выделение общей части и установление общности смысла. |
1 |
Формирование новых знаний. |
Обогащение и активизация словаря посредством изучения состава слова, словообразующей роли значимых частей слова. Развитие мыслительной деятельности при формировании навыков правописания, сравнении слов. |
Объяснение, показ, работа с карточкой, практические упражнения. |
Учебник, правило, опорные слова, вопросы, карточки со словами, карточки с корнями |
малина ягода |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
112 113 |
Подбор родственных слов и выделение корня. |
2 |
Комбинированный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
114 115 |
Написание безударной гласной в корне родственных слов |
2 |
Комбинированный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
116 117 |
Написание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне родственных слов. |
2 |
Комбинированный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
118 |
Проверочная работа по теме «Родственные слова» |
1 |
Контрольный |
Проверить усвоение пройденной темы; формировать самостоятельность; развитие навыков самоконтроля. |
Метод самостоятельной работы, индивидуальный подход. |
Индивидуальные карточки – задания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
119 |
Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок. |
1 |
Комбинированный |
Развивать устную и письменную речь на основе составления и записи рассказа по сюжетной картинке, внимание, зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. |
Беседа, объяснение, практические упражнения. |
Серии сюжетных картинок, опорные вопросы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
120 121 |
Проверочные слова в группе родственных слов. |
2 |
Повторения и закрепления. |
Обогащение и активизация словаря посредством изучения состава слова, словообразующей роли значимых частей слова. Развитие мыслительной деятельности при формировании навыков правописания, сравнении слов. |
Объяснение, показ, работа с карточкой, практические упражнения. |
Учебник, правило, опорные слова, вопросы, карточки со словами, карточки с корнями |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предложение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
122 |
Предложение. Предложение как единица речи. |
1 |
Урок формирования новых знаний. |
Формирование навыка связной устной и письменной речи на основе построения простого предложения, формирование грамматического строя речи, коррекция и развитие фонематического слуха и правильного произношения; устойчивого произвольного внимания, памяти, мелкой моторики. |
Объяснение, работа с учебником, упражнение. |
Учебник, схемы слов, предложений. |
цыплёнок вагон вокзал русский мешок |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
123 124 |
Предложение как выражение законченной мысли. |
2 |
Комбинированный. |
Объяснение, работа с учебником, упражнение. |
Учебник, схемы слов, предложений. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
125 126 |
Расположение слов в предложении в определенном порядке. |
2 |
Комбинированный. |
Закрепить знания о связи слов в предложении; продолжать работу по правильному употреблению грамматических форм речи; развитие мыслительной деятельности, устойчивого внимания; развитие устной и письменной |
Объяснение, работа с учебником, упражнение. |
Учебник, схемы слов, предложений. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
127 |
Порядок слов в предложении. |
1 |
Комбинированный. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
128 129 |
Дополнение предложений по вопросам. |
2 |
Комбинированный. |
Формирование навыка связной устной и письменной речи на основе построения простого предложения, формирование грамматического строя речи, коррекция и развитие фонематического слуха и правильного произношения; устойчивого произвольного внимания, памяти, мелкой моторики. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
130 131 |
Распространение предложений. |
2 |
Комбинированный. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
132 |
Самостоятельная работа по теме: «Предложение». |
1 |
Контрольный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
133 134 |
Описание несложных знакомых предметов. |
2 |
Комбинированный. |
Развивать устную и письменную речь на основе составления и записи рассказа по сюжетной картинке, внимание, зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. |
Беседа, объяснение, практические упражнения. |
Серии сюжетных картинок, опорные вопросы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знаки препинания в конце предложения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
135 |
Повествовательные и вопросительные предложения. |
1 |
Урок формирования новых знаний. |
Развитие устной и письменной речи на основе формирования умения составлять и записывать предложения разные по интонации; развитие и коррекция мышления, познавательной деятельности на основе умения анализировать, обобщать, группировать систематизировать; совершенствование графических навыков, развитие и коррекция мелкой моторики рук. |
Повторение, работа с правилом, тренировочные упражнения |
Карточки предложений, схем к предложениям знаки препинания на карточках. |
лягушка ящерица полотенце |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
136 |
Построение вопросительных предложений. |
1 |
Комбинированный. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
137 |
Восклицательное предложение и его интонационное оформление. |
1 |
Комбинированный. |
Объяснение, показ, демонстрация, практические упражнения, дидактические игры. |
Учебник, карточки со словами, схемы - опоры с правилами. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
138 |
Постановка знаков препинания в конце разных по интонации предложений. |
1 |
Комбинированный. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
139 140 |
Постановка знаков препинания в повествовательном и вопросительном предложениях. |
1 |
Комбинированный. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
141 |
Восклицательное предложение. Его интонационное оформление. |
1 |
Комбинированный. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
142 |
Диктант с заданием по теме: «Знаки препинания в конце предложения» |
1 |
Контрольный |
Развитие памяти, зрительного и слухового внимания, мышления. |
Метод самостоятельной работы, индивидуальный подход. |
индивидуальные карточки – задания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
143 |
Изложение «Подорожник». |
1 |
Комбинированный. |
Развивать устную и письменную речь на основе составления и записи рассказа по сюжетной картинке, внимание, зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. |
Беседа, объяснение, практические упражнения. |
Серии сюжетных картинок, опорные вопросы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главные и второстепенные члены предложения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
145 |
Понятие о сказуемом. Выделение сказуемого в предложении. |
1 |
Урок формирования новых знаний. |
формирование синтаксической структуры предложения; совершенствование навыков каллиграфического письма; развитие и коррекция устной речи, развитие зрительного, слухового восприятия, внимания на примере списывания, определения главных и второстепенных членов предложения; развитие движений мелких мышц руки и их координации; расширение и обогащение словарного запаса. |
игровые методы, объяснение, самостоятельная и групповая работа, взаимопроверка. |
опорные карточки, опорные – схемы, индивидуальные карточки, сигнальные карточки, учебник, предметные и сюжетные картинки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
146 147 |
Понятие о подлежащем. Выделение подлежащего в предложении. |
2 |
Комбинированный. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
148 149 |
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. |
2 |
Комбинированный. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
150 151 |
Второстепенные члены предложения. |
2 |
Комбинированный. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
152 153 |
Дополнение предложений второстепенными словами. |
2 |
Комбинированный. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
154 |
Выделение главных и второстепенных членов предложения. Грамматический разбор предложения. |
1 |
Комбинированный. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
155 |
Самостоятельная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения». |
1 |
. Контрольный |
Проверить уровень усвоения учебного материала; развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, навыки грамотного письма. |
Метод самостоятельной работы, индивидуальный подход. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение пройденного. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
156 157 158 159 |
Повторение. Родственные слова. |
2 2 |
Закрепление ЗУН |
Повторение и систематизация знаний по изученным темам; развитие и коррекция мышления, познавательной деятельности на основе умения анализировать, обобщать, группировать систематизировать; совершенствование графических навыков, развитие и коррекция мелкой моторики рук. |
Повторение, тренировочные упражнения |
Деформированный текст, карточки слов, учебник. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение. Безударные гласные. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
160 161 |
Повторение «Предлоги». |
2 |
Закрепление ЗУН |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
162 |
Контрольный диктант за год. |
1 |
|
Контрольный |
Проверить уровень усвоения учебного материала; развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, навыки грамотного письма. |
Метод самостоятельной работы, индивидуальный подход. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
163 |
Повторение «Предложение». Работа над ошибками. |
1 |
Обобщающий |
Повторение и систематизация знаний по изученным темам; развитие и коррекция мышления, познавательной деятельности на основе умения анализировать, обобщать, группировать систематизировать; совершенствование графических навыков, развитие и коррекция мелкой моторики рук. |
Объяснение, показ, игровые методы, практические упражнения. |
Учебник, предметные картинки; карточки – опоры. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
164 |
Повторение «Предложение». |
1 |
Закрепление ЗУН |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
165 |
Повторение. Составление и написание письма. |
1 |
Закрепление ЗУН |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
166 |
Повторение. Имена собственные. |
1 |
Закрепление ЗУН |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
167 |
Повторение. «Главные и второстепенные члены предложения». |
1 |
Закрепление ЗУН |