12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Елена Николаевна93062
Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов.
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
16

Рабочая адаптированная программа по развитию устной речи, 4 класс

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию устной речи составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой - М.; Просвещение, 2001. (2-е издание) Русский (родной) язык. В.В. Воронкова, Раздел Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Знакомство с окружающим миром» для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт.-сост. Худенко Е.Д., Терехова И.А. – М.: АРКТИ, 2004.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, количество часов в неделю - 2. Рабочая программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д .Учитывая, что в 4 классе школьники уже имеют определённый уровень сформированности психических процессов, ими накоплен небольшой опыт жизненный и языковой опыт, основное внимание уделяется развитию связной диалогической и монологической речи. Учащиеся осваивают разновидности предложений в диалоге: повествовательные, побудительные (просьба, требование), вопросительные.

Ежедневные наблюдения за погодой (солнцем, состоянием неба, воздуха, ветром, осадками) фиксируются в классном Календаре природы и труда. Систематические наблюдения за изменениями в природе и деятельности людей в течение каждого сезона являются основой для развития наблюдательности у обучающихся.


 

Задачи преподавания предмета развитие устной речи:

учить учащихся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;

использовать процесс обучения природоведения для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта;

коррегировать недостатки психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов;

учить понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять;

развивать речь учащихся, обогащать её природоведческой терминологией;

воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Основные направления коррекционной работы:

Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

Коррекция мышц мелкой моторики.

Развитие самостоятельности, аккуратности.

НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА: 1. Примерный учебный план (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида, утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1277 от 10.07 2002г. 2. Учебный план общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости .

Требования к уровню подготовки обучающихся:

обучащиеся должны уметь:

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

активно участвовать в беседе;

связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;

выполнять практические работы по уходу за жильем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;

соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать правила дорожного движения.

обучащиеся должны знать:

названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;

правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

1.Е. Д. Худенко, И.А. Терехова. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 4 класс. – М.:АРКТИ, 2004. 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010. 3.Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова «Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида». М.: АРКТИ, 2004г. 4.А. К. Аксенова Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос,1999. 5.Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. – М.: Просвещение, 2005. 6. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ В 4 КЛАССЕ.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ. ТЕМА.

Кол-во часов

Дата

Обязательный минимум

Снижение уровня

Практическая работа

Знать

уметь

 

1 четверть

18

         

1.

Времена года: лето

1

 

Названия летних месяцев, признаки лета.

Последовательно назвать летние месяца, подбирать слова признаки, действия к данному времени года.

Составлять рассказ по картинке, подбирать картинки, подходящие по смыслу к лету; работа с текстом, имеющим смысловые «скважины».

Составить рассказ « Как я провел лето».

2.

Начало осени. Сбор урожая.

1

 

Названия первого месяца осени; все месяца осени; что собирают в сентябре, что готовят из овощей.

Последовательно назвать все месяцы осени; подбирать слова признаки, действия к данному времени года.

Образовывать от существительных

прилагательные, составлять рассказ о сборе урожая.

 

3.

Сбор урожая: овощи, фрукты.

1

 

Названия овощей, фруктов; подбирать слова к основному понятию.

По графическим опорам составлять предложения о фруктах и овощах.

Найти в таблице ошибки и расска-зать, что можно сделать, приготовить из перечисленных растений.

Подготовить сообщение о любимом овоще и фрукте.

4.

Овощи, фрукты, ягоды.

1

 

Знать названия овощей, фруктов, ягод; отличия их; узнавать растения по описанию.

Подбирать слова признаки, действия; уметь описывать данное растение.

Отгадывать загадки про овощи, фрукты, ягоды; составлять предложения о овощах, фруктах, ягодах.

Придумать свою загадку про любой овощ, фрукт или ягоду.

5.

Грибы.

2

 

Названия грибов, части гриба.

Отличать съедобные грибы от не съедобных.

Составлять предложения из слов, подходящие по смыслу.

Нарисовать съедобный гриб.

6.

Сезонные изменения в природе: сентябрь. Экскурсия.

1

 

Признаки начала осени.

Назвать изменения в природе.

Составлять предложения о изменении сезонных явлений в природе.

экскурсия

7.

Сентябрь – начало осени.

1

 

Слова – предметы и явления; слова признаки, действия.

Находить пары слов, связанные между собой по смыслу,.

Составлять рассказ о начале осени по опорным схемам

составление рассказа «Осенний сентябрь».

8.

Полевые растения: рожь, кукуруза, овес.

1

 

Знать полевые растения; их предназначение, части растений; чем отличаются растения друг от друга.

подбирать слова признаки, действия;

называть общие признаки растений;

отгадывать загадки о полевых растениях.

подготовка докладов по теме.

9.

Полевые растения и их использование.

2

 

Как выращивают злаки, убирают; что из них делают.

подбирать слова признаки, действия; составлять рассказ по заданной схеме.

составить рассказ о полевых растениях, выбрав из слов в скобках нужное.

описание зерновой культуры по плану.

10.

Город.

1

 

названия городов

уметь вести диалог,

составлять связное высказывание

составить рассказ о своем городе.

11.

Поведение в городе.

1

 

правила культурного поведения в городе.

изменять слова по образцу; составлять рассказ о городе, опираясь на графическую схему.

описание своего города по плану.

нарисуй картину на тему «Мой любимый город».

12.

Времена года: середина осени.

1

 

название второго месяца осени

последовательно называть названия месяцев.

составлять рассказ по картинке; задавать вопросы к картинке.

подобрать пословицы о осени.

13.

Село, деревня.

1

 

отличия села от города.

давать характеристику деревни, селу; подбирать слова признаки, действия.

описание деревни, села.

нарисовать деревню, село.

14.

Правила дорожного движения.

2

 

правила безопасного дорожного движения.

переходит улицу по светофору, по зебре.

 

практическая работа.

15.

Золотой октябрь. Экскурсия.

1

 

признаки октября

составлять рассказ по картинкам.

рассказ как ты и твои друзья готовятся к зиме.

экскурсия.

16.

Итоги 1 четверти.

1

 

изученные темы в 1 четверти.

составлять текст- повествование по пройденным темам уроков.

составление рассказа по теме: «Золотая осень».

 
 

2 четверть.

15

         

1.

Времена года: осень.

1

 

признаки поздней осени. Труд людей поздней осенью.

составлять предложения из слов.

составление рассказа на тему: «Поздняя осень»

экскурсия

2.

Растения осенью и их плоды: орехи.

1

 

знать разновидность орехов.

подбирать слова признаки, действия.

разучивание загадок о орехе.

составление рассказа, начинающийся словами: «Я - орех».

3.

Деревья, кустарники, травы.

1

 

названия деревьев, кустарников, трав; лекарственные растения.

составлять текст –описание; различать травы, кустарники, деревья.

описание дерева, кустарника, травы по плану.

подготовка докладов по теме.

4.

Разнообразие животных в природе.

1

 

разнообразие групп животных, домашних и диких животных, насекомых.

сравнивать описания животных; подбирать слова признаки, действия.

составить сказку по картинке.

 

5.

Жизнь и быт школьника: квартира.

1

 

различные виды жилья

моделировать фразу

составления диалога о квартире

нарисовать план своей квартиры

5.

Комната.

2

 

представления о назначении зон комнаты

составлять сравнительное описание, подбирать признаки к предметам.

составление рассказа, что происходит в квартире вечером.

 

6.

Мебель.

1

 

разновидность мебели, ее предназначение

моделировать фразу, сравнивать мебель.

составление рассказа «Как у нас появился стол».

экскурсия в столярную мастерскую.

7.

Мебель. Как обставить квартиру.

1

 

как ухаживать за мебелью;

соотносить мебель с комнатой(спальня, кухня, гостиная).

составление загадки, про какую – нибудь мебель.

 

8.

Посуда.

1.

 

виды посуды и ее предназначение.

сравнивать посуду, подбирать слова признаки, действия.

описание посуды

выполнить действия с предметом, указанные по плану.

9.

Быт школьника: посуда и уход за ней.

1

 

представления о видах посуды.

моделировать фразу с использованием предлогов в, на, около.

составить рассказ о каком- либо предмете посуды по плану- картинкам.

экскурсия в столовую.

10.

Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь. Экскурсия.

1

 

сезонные изменения в природе в декабре; названия зимних месяцев.

умения вести диалог.

составления отчета о зимней экскурсии.

экскурсия в природу.

11.

Погода и природа зимой.

1

 

признаки зимы, зимние месяцы.

подбирать слова признаки, действия

правила пользования термометром.

определение температуры.

12.

Охрана здоровья: отдых зимой.

1

 

зимние забавы, зимние виды спорта

составлять рассказ- повествования

составления рассказа «Приключения Саши и Иры».

 

13.

Итоги 2 четверти.

1

 

изученные темы во 2 четверти.

задавать вопросы, составлять распространенные предложения с предлогами.

составлять загадку, используя признаки предмета.

 
 

3 четверть.

19

         

1.

Зима- начало года. Как я провел каникулы.

1

 

признаки зимы, зимние месяцы. Виды работы зимой.

подбирать слова признаки, действия.

составления рассказа «Как я провел каникулы».

игры на свежем воздухе.

2.

Растения зимой: хвойные растения.

1

 

названия хвойных растений, польза хвой ных деревьев.

подбирать слова признаки, действия.

 

нарисовать хвойное дерево.

3.

Домашние животные зимой.

1

 

домашних животных и их отличие от диких.

обобщать понятия, описывать объект.

составление рассказа по плану о любимом домашнем животном

 

4.

Домашние животные: корова.

1

 

чем питается корова, какая от нее польза, как за ней ухаживать.

составлять рассказ- описание.

   

5.

Домашние животные: лошадь и уход за ней.

1

 

профессии животновод, ветеринар; как ухаживать за лошадью

подбирать слова действия, признаки

составление рассказа о лошадях.

подготовить сообщение о домашних животных.

6.

Дикие животные: лось.

1

 

диких животных, чем они питаются, места обитания.

составлять сравнительное описание

словарь: тяжеловоз, скаковая, племенная.

 

7.

Дикие животные: олень.

1

 

отличия диких животных- олень, лось.

составлять повествовательный рассказ с местоименной связью предложений.

составления рассказа по плану

подумай над значением слова «травоядный» и сделать рисунок, отражающий его смысл.

8.

Сезонные изменения в природе: февраль- последний месяц зимы. Экскурсия.

1

 

признаки зимы, признаки февраля, зимние месяцы.

вести диалог, подбирать слова признаки, действия.

составления рассказ- рассуждение «Почему февраль называется месяцем метелей и вьюг»

экскурсия в природу.

9.

Февраль – месяц метелей и вьюг.

1

 

отличия февраля от других зимних месяцев.

составлять текст- рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи и отношения.

составления рассказа- рассуждения.

 

10.

Труд людей зимой.

1

 

профессии людей, труд людей.

подбирать слова признаки, действия

составление рассказа- повествования по заданному началу

 

11.

Сезонные изменения в природе: март. Экскурсия.

1

 

сезонные изменения в марте.

составлять описательный рассказ.

составить рассказ по плану о весне.

экскурсия в природу.

12.

Голубой март.

1

 

весенние месяцы и их отличия друг от друга

отвечать на вопросы

составление описательного рассказа «Март» по графическим опорам.

зарисовка первого весеннего месяца.

13.

Режим школьника.

1

 

режимные моменты школы, класса.

соблюдать режимные моменты школьника.

составление диалога с одноклассниками по образцу.

 

14.

Домашние птицы: гусь.

1

 

домашних птиц, чем они питаются, их польза человеку.

моделировать фразу, подбирать слова признаки, действия.

составление рассказа о гусе.

 

15.

Домашние птицы: индюк.

1

 

домашних птиц.

находить общее и отличие.

составление рассказа о индюке.

подготовить сообщение о домашних птицах

16.

Дикие птицы: лебедь.

1

 

диких птиц, места их обитания, чем питаются.

подбирать слова признаки, действия

описание по плану лебедя.

 

17.

Дикие птицы: гусь.

1

 

отличие домашней птицы от дикой.

сравнивать домашних и диких птиц.

сочинение сказки по картинки «Случай на охоте»

подготовить сообщение о диких птицах.

18.

Итоги 3 четверти.

1

 

изученные темы в 3 четверти.

опираясь на рисунки, рассказывать о любом времени года; придумывать начало рассказа; придумывать окончание рассказа.

 

тестирование

19.

Экскурсия в природу.

1

 

признаки марта

называть отличия весенних месяцев

зарисовки марта

экскурсия в природу.

 

4 четверть

17

         

1.

Сезонные изменения в природе: весна. Экскурсия.

1

 

весенние месяцы

последовательно называть весенние месяцы.

 

экскурсия в природу.

2.

Зимующие и перелетные птицы.

1

 

зимующих и перелетных птиц.

отличать зимующих и перелетных птиц.

составление предложений по опорным словам.

кормление птиц.

3.

Птицы в русских сказках.

1

 

птиц из русских сказок. Названия сказок.

сравнивать героев сказок, пересказ части сказки.

прослушивание сказок.

 

4.

Апрель – середина весны.

1

 

признаки весны.

подбирать слова признаки, действия

   

5.

Насекомые вредные и полезные.

2

 

названия насекомых, места и обитания; их пользу и вред.

сравнивать насекомых

разучивание загадок о насекомых.

подготовить сообщение о любом насекомом.

6.

Рыбы.

1

 

названия рыб, части тела рыбы.

подбирать слова признаки, действия.

   

7.

Рыбы в аквариуме.

1

 

название рыб.

отличать виды рыб

составление рассказа «Если бы у меня был аквариум».

подготовить сообщение о рыбах.

8.

Земноводные: лягушка, жаба.

1

 

названия земноводных

сравнивать зеленую лягушку и серую жабу.

   

9.

Человек – часть природы.

1

 

понятия «человек», «природа».

     

10.

Как я познаю окружающий мир.

1

 

органы чувств человека

моделировать фразы на основе работы с таблицей «Органы чувств».

составления рассказа «Глазами мы видим».

 

11.

Здоровье человека.

1

 

значение слов- профилактика, инфекция, закаливание

защитить себя от инфекционных болезней.

 

нарисовать плакат о вреде курения.

12.

Наше питание.

1

 

режим питания, полезные продукты питания.

соблюдать правила личной гиены.

составление меню завтрака, обеда, ужина.

 

13.

Наш сон.

1

 

правила здорового сна.

подготовиться ко сну.

   

14.

Наше общение.

1

 

правила хорошего тона.

общаться со сверстниками и взрослыми.

сочинение сказки «Если бы не было вежливых слов».

 

15.

Май – конец весны. Экскурсия.

1

 

признаки весны, весенние месяцы.

последовательно называть все месяцы в году.

составить рассказ о весне в мае, опираясь на картинки и свои наблюдения.

экскурсия.

16.

Итоги 4 четверти. Итоги за год.

1

     

тестирование.

 
Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.