Рабочая адаптированная программа по развитию устной речи, 4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию устной речи составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой - М.; Просвещение, 2001. (2-е издание) Русский (родной) язык. В.В. Воронкова, Раздел Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Знакомство с окружающим миром» для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт.-сост. Худенко Е.Д., Терехова И.А. – М.: АРКТИ, 2004.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, количество часов в неделю - 2. Рабочая программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д .Учитывая, что в 4 классе школьники уже имеют определённый уровень сформированности психических процессов, ими накоплен небольшой опыт жизненный и языковой опыт, основное внимание уделяется развитию связной диалогической и монологической речи. Учащиеся осваивают разновидности предложений в диалоге: повествовательные, побудительные (просьба, требование), вопросительные.
Ежедневные наблюдения за погодой (солнцем, состоянием неба, воздуха, ветром, осадками) фиксируются в классном Календаре природы и труда. Систематические наблюдения за изменениями в природе и деятельности людей в течение каждого сезона являются основой для развития наблюдательности у обучающихся.
Задачи преподавания предмета развитие устной речи:
учить учащихся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;
использовать процесс обучения природоведения для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта;
коррегировать недостатки психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов;
учить понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять;
развивать речь учащихся, обогащать её природоведческой терминологией;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Основные направления коррекционной работы:
Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Развитие самостоятельности, аккуратности.
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА: 1. Примерный учебный план (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида, утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1277 от 10.07 2002г. 2. Учебный план общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости .
Требования к уровню подготовки обучающихся:
обучащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
активно участвовать в беседе;
связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
выполнять практические работы по уходу за жильем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила дорожного движения.
обучащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
1.Е. Д. Худенко, И.А. Терехова. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 4 класс. – М.:АРКТИ, 2004. 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010. 3.Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова «Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида». М.: АРКТИ, 2004г. 4.А. К. Аксенова Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос,1999. 5.Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. – М.: Просвещение, 2005. 6. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ В 4 КЛАССЕ.
№ |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ. ТЕМА. |
Кол-во часов |
Дата |
Обязательный минимум |
Снижение уровня |
Практическая работа |
|||
Знать |
уметь |
||||||||
1 четверть |
18 |
||||||||
1. |
Времена года: лето |
1 |
Названия летних месяцев, признаки лета. |
Последовательно назвать летние месяца, подбирать слова признаки, действия к данному времени года. |
Составлять рассказ по картинке, подбирать картинки, подходящие по смыслу к лету; работа с текстом, имеющим смысловые «скважины». |
Составить рассказ « Как я провел лето». |
|||
2. |
Начало осени. Сбор урожая. |
1 |
Названия первого месяца осени; все месяца осени; что собирают в сентябре, что готовят из овощей. |
Последовательно назвать все месяцы осени; подбирать слова признаки, действия к данному времени года. |
Образовывать от существительных прилагательные, составлять рассказ о сборе урожая. |
||||
3. |
Сбор урожая: овощи, фрукты. |
1 |
Названия овощей, фруктов; подбирать слова к основному понятию. |
По графическим опорам составлять предложения о фруктах и овощах. |
Найти в таблице ошибки и расска-зать, что можно сделать, приготовить из перечисленных растений. |
Подготовить сообщение о любимом овоще и фрукте. |
|||
4. |
Овощи, фрукты, ягоды. |
1 |
Знать названия овощей, фруктов, ягод; отличия их; узнавать растения по описанию. |
Подбирать слова признаки, действия; уметь описывать данное растение. |
Отгадывать загадки про овощи, фрукты, ягоды; составлять предложения о овощах, фруктах, ягодах. |
Придумать свою загадку про любой овощ, фрукт или ягоду. |
|||
5. |
Грибы. |
2 |
Названия грибов, части гриба. |
Отличать съедобные грибы от не съедобных. |
Составлять предложения из слов, подходящие по смыслу. |
Нарисовать съедобный гриб. |
|||
6. |
Сезонные изменения в природе: сентябрь. Экскурсия. |
1 |
Признаки начала осени. |
Назвать изменения в природе. |
Составлять предложения о изменении сезонных явлений в природе. |
экскурсия |
|||
7. |
Сентябрь – начало осени. |
1 |
Слова – предметы и явления; слова признаки, действия. |
Находить пары слов, связанные между собой по смыслу,. |
Составлять рассказ о начале осени по опорным схемам |
составление рассказа «Осенний сентябрь». |
|||
8. |
Полевые растения: рожь, кукуруза, овес. |
1 |
Знать полевые растения; их предназначение, части растений; чем отличаются растения друг от друга. |
подбирать слова признаки, действия; называть общие признаки растений; |
отгадывать загадки о полевых растениях. |
подготовка докладов по теме. |
|||
9. |
Полевые растения и их использование. |
2 |
Как выращивают злаки, убирают; что из них делают. |
подбирать слова признаки, действия; составлять рассказ по заданной схеме. |
составить рассказ о полевых растениях, выбрав из слов в скобках нужное. |
описание зерновой культуры по плану. |
|||
10. |
Город. |
1 |
названия городов |
уметь вести диалог, |
составлять связное высказывание |
составить рассказ о своем городе. |
|||
11. |
Поведение в городе. |
1 |
правила культурного поведения в городе. |
изменять слова по образцу; составлять рассказ о городе, опираясь на графическую схему. |
описание своего города по плану. |
нарисуй картину на тему «Мой любимый город». |
|||
12. |
Времена года: середина осени. |
1 |
название второго месяца осени |
последовательно называть названия месяцев. |
составлять рассказ по картинке; задавать вопросы к картинке. |
подобрать пословицы о осени. |
|||
13. |
Село, деревня. |
1 |
отличия села от города. |
давать характеристику деревни, селу; подбирать слова признаки, действия. |
описание деревни, села. |
нарисовать деревню, село. |
|||
14. |
Правила дорожного движения. |
2 |
правила безопасного дорожного движения. |
переходит улицу по светофору, по зебре. |
практическая работа. |
||||
15. |
Золотой октябрь. Экскурсия. |
1 |
признаки октября |
составлять рассказ по картинкам. |
рассказ как ты и твои друзья готовятся к зиме. |
экскурсия. |
|||
16. |
Итоги 1 четверти. |
1 |
изученные темы в 1 четверти. |
составлять текст- повествование по пройденным темам уроков. |
составление рассказа по теме: «Золотая осень». |
||||
2 четверть. |
15 |
||||||||
1. |
Времена года: осень. |
1 |
признаки поздней осени. Труд людей поздней осенью. |
составлять предложения из слов. |
составление рассказа на тему: «Поздняя осень» |
экскурсия |
|||
2. |
Растения осенью и их плоды: орехи. |
1 |
знать разновидность орехов. |
подбирать слова признаки, действия. |
разучивание загадок о орехе. |
составление рассказа, начинающийся словами: «Я - орех». |
|||
3. |
Деревья, кустарники, травы. |
1 |
названия деревьев, кустарников, трав; лекарственные растения. |
составлять текст –описание; различать травы, кустарники, деревья. |
описание дерева, кустарника, травы по плану. |
подготовка докладов по теме. |
|||
4. |
Разнообразие животных в природе. |
1 |
разнообразие групп животных, домашних и диких животных, насекомых. |
сравнивать описания животных; подбирать слова признаки, действия. |
составить сказку по картинке. |
||||
5. |
Жизнь и быт школьника: квартира. |
1 |
различные виды жилья |
моделировать фразу |
составления диалога о квартире |
нарисовать план своей квартиры |
|||
5. |
Комната. |
2 |
представления о назначении зон комнаты |
составлять сравнительное описание, подбирать признаки к предметам. |
составление рассказа, что происходит в квартире вечером. |
||||
6. |
Мебель. |
1 |
разновидность мебели, ее предназначение |
моделировать фразу, сравнивать мебель. |
составление рассказа «Как у нас появился стол». |
экскурсия в столярную мастерскую. |
|||
7. |
Мебель. Как обставить квартиру. |
1 |
как ухаживать за мебелью; |
соотносить мебель с комнатой(спальня, кухня, гостиная). |
составление загадки, про какую – нибудь мебель. |
||||
8. |
Посуда. |
1. |
виды посуды и ее предназначение. |
сравнивать посуду, подбирать слова признаки, действия. |
описание посуды |
выполнить действия с предметом, указанные по плану. |
|||
9. |
Быт школьника: посуда и уход за ней. |
1 |
представления о видах посуды. |
моделировать фразу с использованием предлогов в, на, около. |
составить рассказ о каком- либо предмете посуды по плану- картинкам. |
экскурсия в столовую. |
|||
10. |
Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь. Экскурсия. |
1 |
сезонные изменения в природе в декабре; названия зимних месяцев. |
умения вести диалог. |
составления отчета о зимней экскурсии. |
экскурсия в природу. |
|||
11. |
Погода и природа зимой. |
1 |
признаки зимы, зимние месяцы. |
подбирать слова признаки, действия |
правила пользования термометром. |
определение температуры. |
|||
12. |
Охрана здоровья: отдых зимой. |
1 |
зимние забавы, зимние виды спорта |
составлять рассказ- повествования |
составления рассказа «Приключения Саши и Иры». |
||||
13. |
Итоги 2 четверти. |
1 |
изученные темы во 2 четверти. |
задавать вопросы, составлять распространенные предложения с предлогами. |
составлять загадку, используя признаки предмета. |
||||
3 четверть. |
19 |
||||||||
1. |
Зима- начало года. Как я провел каникулы. |
1 |
признаки зимы, зимние месяцы. Виды работы зимой. |
подбирать слова признаки, действия. |
составления рассказа «Как я провел каникулы». |
игры на свежем воздухе. |
|||
2. |
Растения зимой: хвойные растения. |
1 |
названия хвойных растений, польза хвой ных деревьев. |
подбирать слова признаки, действия. |
нарисовать хвойное дерево. |
||||
3. |
Домашние животные зимой. |
1 |
домашних животных и их отличие от диких. |
обобщать понятия, описывать объект. |
составление рассказа по плану о любимом домашнем животном |
||||
4. |
Домашние животные: корова. |
1 |
чем питается корова, какая от нее польза, как за ней ухаживать. |
составлять рассказ- описание. |
|||||
5. |
Домашние животные: лошадь и уход за ней. |
1 |
профессии животновод, ветеринар; как ухаживать за лошадью |
подбирать слова действия, признаки |
составление рассказа о лошадях. |
подготовить сообщение о домашних животных. |
|||
6. |
Дикие животные: лось. |
1 |
диких животных, чем они питаются, места обитания. |
составлять сравнительное описание |
словарь: тяжеловоз, скаковая, племенная. |
||||
7. |
Дикие животные: олень. |
1 |
отличия диких животных- олень, лось. |
составлять повествовательный рассказ с местоименной связью предложений. |
составления рассказа по плану |
подумай над значением слова «травоядный» и сделать рисунок, отражающий его смысл. |
|||
8. |
Сезонные изменения в природе: февраль- последний месяц зимы. Экскурсия. |
1 |
признаки зимы, признаки февраля, зимние месяцы. |
вести диалог, подбирать слова признаки, действия. |
составления рассказ- рассуждение «Почему февраль называется месяцем метелей и вьюг» |
экскурсия в природу. |
|||
9. |
Февраль – месяц метелей и вьюг. |
1 |
отличия февраля от других зимних месяцев. |
составлять текст- рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи и отношения. |
составления рассказа- рассуждения. |
||||
10. |
Труд людей зимой. |
1 |
профессии людей, труд людей. |
подбирать слова признаки, действия |
составление рассказа- повествования по заданному началу |
||||
11. |
Сезонные изменения в природе: март. Экскурсия. |
1 |
сезонные изменения в марте. |
составлять описательный рассказ. |
составить рассказ по плану о весне. |
экскурсия в природу. |
|||
12. |
Голубой март. |
1 |
весенние месяцы и их отличия друг от друга |
отвечать на вопросы |
составление описательного рассказа «Март» по графическим опорам. |
зарисовка первого весеннего месяца. |
|||
13. |
Режим школьника. |
1 |
режимные моменты школы, класса. |
соблюдать режимные моменты школьника. |
составление диалога с одноклассниками по образцу. |
||||
14. |
Домашние птицы: гусь. |
1 |
домашних птиц, чем они питаются, их польза человеку. |
моделировать фразу, подбирать слова признаки, действия. |
составление рассказа о гусе. |
||||
15. |
Домашние птицы: индюк. |
1 |
домашних птиц. |
находить общее и отличие. |
составление рассказа о индюке. |
подготовить сообщение о домашних птицах |
|||
16. |
Дикие птицы: лебедь. |
1 |
диких птиц, места их обитания, чем питаются. |
подбирать слова признаки, действия |
описание по плану лебедя. |
||||
17. |
Дикие птицы: гусь. |
1 |
отличие домашней птицы от дикой. |
сравнивать домашних и диких птиц. |
сочинение сказки по картинки «Случай на охоте» |
подготовить сообщение о диких птицах. |
|||
18. |
Итоги 3 четверти. |
1 |
изученные темы в 3 четверти. |
опираясь на рисунки, рассказывать о любом времени года; придумывать начало рассказа; придумывать окончание рассказа. |
тестирование |
||||
19. |
Экскурсия в природу. |
1 |
признаки марта |
называть отличия весенних месяцев |
зарисовки марта |
экскурсия в природу. |
|||
4 четверть |
17 |
||||||||
1. |
Сезонные изменения в природе: весна. Экскурсия. |
1 |
весенние месяцы |
последовательно называть весенние месяцы. |
экскурсия в природу. |
||||
2. |
Зимующие и перелетные птицы. |
1 |
зимующих и перелетных птиц. |
отличать зимующих и перелетных птиц. |
составление предложений по опорным словам. |
кормление птиц. |
|||
3. |
Птицы в русских сказках. |
1 |
птиц из русских сказок. Названия сказок. |
сравнивать героев сказок, пересказ части сказки. |
прослушивание сказок. |
||||
4. |
Апрель – середина весны. |
1 |
признаки весны. |
подбирать слова признаки, действия |
|||||
5. |
Насекомые вредные и полезные. |
2 |
названия насекомых, места и обитания; их пользу и вред. |
сравнивать насекомых |
разучивание загадок о насекомых. |
подготовить сообщение о любом насекомом. |
|||
6. |
Рыбы. |
1 |
названия рыб, части тела рыбы. |
подбирать слова признаки, действия. |
|||||
7. |
Рыбы в аквариуме. |
1 |
название рыб. |
отличать виды рыб |
составление рассказа «Если бы у меня был аквариум». |
подготовить сообщение о рыбах. |
|||
8. |
Земноводные: лягушка, жаба. |
1 |
названия земноводных |
сравнивать зеленую лягушку и серую жабу. |
|||||
9. |
Человек – часть природы. |
1 |
понятия «человек», «природа». |
||||||
10. |
Как я познаю окружающий мир. |
1 |
органы чувств человека |
моделировать фразы на основе работы с таблицей «Органы чувств». |
составления рассказа «Глазами мы видим». |
||||
11. |
Здоровье человека. |
1 |
значение слов- профилактика, инфекция, закаливание |
защитить себя от инфекционных болезней. |
нарисовать плакат о вреде курения. |
||||
12. |
Наше питание. |
1 |
режим питания, полезные продукты питания. |
соблюдать правила личной гиены. |
составление меню завтрака, обеда, ужина. |
||||
13. |
Наш сон. |
1 |
правила здорового сна. |
подготовиться ко сну. |
|||||
14. |
Наше общение. |
1 |
правила хорошего тона. |
общаться со сверстниками и взрослыми. |
сочинение сказки «Если бы не было вежливых слов». |
||||
15. |
Май – конец весны. Экскурсия. |
1 |
признаки весны, весенние месяцы. |
последовательно называть все месяцы в году. |
составить рассказ о весне в мае, опираясь на картинки и свои наблюдения. |
экскурсия. |
|||
16. |
Итоги 4 четверти. Итоги за год. |
1 |
тестирование. |