12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Артеменко Елена Николаевна93062 Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов. Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида» |
Рабочая адаптированная программа по развитию устной речи, 4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию устной речи составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой - М.; Просвещение, 2001. (2-е издание) Русский (родной) язык. В.В. Воронкова, Раздел Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Знакомство с окружающим миром» для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт.-сост. Худенко Е.Д., Терехова И.А. – М.: АРКТИ, 2004.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, количество часов в неделю - 2. Рабочая программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д .Учитывая, что в 4 классе школьники уже имеют определённый уровень сформированности психических процессов, ими накоплен небольшой опыт жизненный и языковой опыт, основное внимание уделяется развитию связной диалогической и монологической речи. Учащиеся осваивают разновидности предложений в диалоге: повествовательные, побудительные (просьба, требование), вопросительные.
Ежедневные наблюдения за погодой (солнцем, состоянием неба, воздуха, ветром, осадками) фиксируются в классном Календаре природы и труда. Систематические наблюдения за изменениями в природе и деятельности людей в течение каждого сезона являются основой для развития наблюдательности у обучающихся.
Задачи преподавания предмета развитие устной речи:
учить учащихся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;
использовать процесс обучения природоведения для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта;
коррегировать недостатки психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов;
учить понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять;
развивать речь учащихся, обогащать её природоведческой терминологией;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Основные направления коррекционной работы:
Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Развитие самостоятельности, аккуратности.
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА: 1. Примерный учебный план (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида, утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1277 от 10.07 2002г. 2. Учебный план общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости .
Требования к уровню подготовки обучающихся:
обучащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
активно участвовать в беседе;
связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
выполнять практические работы по уходу за жильем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила дорожного движения.
обучащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
1.Е. Д. Худенко, И.А. Терехова. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 4 класс. – М.:АРКТИ, 2004. 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010. 3.Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова «Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида». М.: АРКТИ, 2004г. 4.А. К. Аксенова Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос,1999. 5.Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. – М.: Просвещение, 2005. 6. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ В 4 КЛАССЕ.
№ | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ. ТЕМА. | Кол-во часов | Дата | Обязательный минимум | Снижение уровня | Практическая работа | |||
Знать | уметь | ||||||||
1 четверть | 18 | ||||||||
1. | Времена года: лето | 1 | Названия летних месяцев, признаки лета. | Последовательно назвать летние месяца, подбирать слова признаки, действия к данному времени года. | Составлять рассказ по картинке, подбирать картинки, подходящие по смыслу к лету; работа с текстом, имеющим смысловые «скважины». | Составить рассказ « Как я провел лето». | |||
2. | Начало осени. Сбор урожая. | 1 | Названия первого месяца осени; все месяца осени; что собирают в сентябре, что готовят из овощей. | Последовательно назвать все месяцы осени; подбирать слова признаки, действия к данному времени года. | Образовывать от существительных прилагательные, составлять рассказ о сборе урожая. | ||||
3. | Сбор урожая: овощи, фрукты. | 1 | Названия овощей, фруктов; подбирать слова к основному понятию. | По графическим опорам составлять предложения о фруктах и овощах. | Найти в таблице ошибки и расска-зать, что можно сделать, приготовить из перечисленных растений. | Подготовить сообщение о любимом овоще и фрукте. | |||
4. | Овощи, фрукты, ягоды. | 1 | Знать названия овощей, фруктов, ягод; отличия их; узнавать растения по описанию. | Подбирать слова признаки, действия; уметь описывать данное растение. | Отгадывать загадки про овощи, фрукты, ягоды; составлять предложения о овощах, фруктах, ягодах. | Придумать свою загадку про любой овощ, фрукт или ягоду. | |||
5. | Грибы. | 2 | Названия грибов, части гриба. | Отличать съедобные грибы от не съедобных. | Составлять предложения из слов, подходящие по смыслу. | Нарисовать съедобный гриб. | |||
6. | Сезонные изменения в природе: сентябрь. Экскурсия. | 1 | Признаки начала осени. | Назвать изменения в природе. | Составлять предложения о изменении сезонных явлений в природе. | экскурсия | |||
7. | Сентябрь – начало осени. | 1 | Слова – предметы и явления; слова признаки, действия. | Находить пары слов, связанные между собой по смыслу,. | Составлять рассказ о начале осени по опорным схемам | составление рассказа «Осенний сентябрь». | |||
8. | Полевые растения: рожь, кукуруза, овес. | 1 | Знать полевые растения; их предназначение, части растений; чем отличаются растения друг от друга. | подбирать слова признаки, действия; называть общие признаки растений; | отгадывать загадки о полевых растениях. | подготовка докладов по теме. | |||
9. | Полевые растения и их использование. | 2 | Как выращивают злаки, убирают; что из них делают. | подбирать слова признаки, действия; составлять рассказ по заданной схеме. | составить рассказ о полевых растениях, выбрав из слов в скобках нужное. | описание зерновой культуры по плану. | |||
10. | Город. | 1 | названия городов | уметь вести диалог, | составлять связное высказывание | составить рассказ о своем городе. | |||
11. | Поведение в городе. | 1 | правила культурного поведения в городе. | изменять слова по образцу; составлять рассказ о городе, опираясь на графическую схему. | описание своего города по плану. | нарисуй картину на тему «Мой любимый город». | |||
12. | Времена года: середина осени. | 1 | название второго месяца осени | последовательно называть названия месяцев. | составлять рассказ по картинке; задавать вопросы к картинке. | подобрать пословицы о осени. | |||
13. | Село, деревня. | 1 | отличия села от города. | давать характеристику деревни, селу; подбирать слова признаки, действия. | описание деревни, села. | нарисовать деревню, село. | |||
14. | Правила дорожного движения. | 2 | правила безопасного дорожного движения. | переходит улицу по светофору, по зебре. | практическая работа. | ||||
15. | Золотой октябрь. Экскурсия. | 1 | признаки октября | составлять рассказ по картинкам. | рассказ как ты и твои друзья готовятся к зиме. | экскурсия. | |||
16. | Итоги 1 четверти. | 1 | изученные темы в 1 четверти. | составлять текст- повествование по пройденным темам уроков. | составление рассказа по теме: «Золотая осень». | ||||
2 четверть. | 15 | ||||||||
1. | Времена года: осень. | 1 | признаки поздней осени. Труд людей поздней осенью. | составлять предложения из слов. | составление рассказа на тему: «Поздняя осень» | экскурсия | |||
2. | Растения осенью и их плоды: орехи. | 1 | знать разновидность орехов. | подбирать слова признаки, действия. | разучивание загадок о орехе. | составление рассказа, начинающийся словами: «Я - орех». | |||
3. | Деревья, кустарники, травы. | 1 | названия деревьев, кустарников, трав; лекарственные растения. | составлять текст –описание; различать травы, кустарники, деревья. | описание дерева, кустарника, травы по плану. | подготовка докладов по теме. | |||
4. | Разнообразие животных в природе. | 1 | разнообразие групп животных, домашних и диких животных, насекомых. | сравнивать описания животных; подбирать слова признаки, действия. | составить сказку по картинке. | ||||
5. | Жизнь и быт школьника: квартира. | 1 | различные виды жилья | моделировать фразу | составления диалога о квартире | нарисовать план своей квартиры | |||
5. | Комната. | 2 | представления о назначении зон комнаты | составлять сравнительное описание, подбирать признаки к предметам. | составление рассказа, что происходит в квартире вечером. | ||||
6. | Мебель. | 1 | разновидность мебели, ее предназначение | моделировать фразу, сравнивать мебель. | составление рассказа «Как у нас появился стол». | экскурсия в столярную мастерскую. | |||
7. | Мебель. Как обставить квартиру. | 1 | как ухаживать за мебелью; | соотносить мебель с комнатой(спальня, кухня, гостиная). | составление загадки, про какую – нибудь мебель. | ||||
8. | Посуда. | 1. | виды посуды и ее предназначение. | сравнивать посуду, подбирать слова признаки, действия. | описание посуды | выполнить действия с предметом, указанные по плану. | |||
9. | Быт школьника: посуда и уход за ней. | 1 | представления о видах посуды. | моделировать фразу с использованием предлогов в, на, около. | составить рассказ о каком- либо предмете посуды по плану- картинкам. | экскурсия в столовую. | |||
10. | Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь. Экскурсия. | 1 | сезонные изменения в природе в декабре; названия зимних месяцев. | умения вести диалог. | составления отчета о зимней экскурсии. | экскурсия в природу. | |||
11. | Погода и природа зимой. | 1 | признаки зимы, зимние месяцы. | подбирать слова признаки, действия | правила пользования термометром. | определение температуры. | |||
12. | Охрана здоровья: отдых зимой. | 1 | зимние забавы, зимние виды спорта | составлять рассказ- повествования | составления рассказа «Приключения Саши и Иры». | ||||
13. | Итоги 2 четверти. | 1 | изученные темы во 2 четверти. | задавать вопросы, составлять распространенные предложения с предлогами. | составлять загадку, используя признаки предмета. | ||||
3 четверть. | 19 | ||||||||
1. | Зима- начало года. Как я провел каникулы. | 1 | признаки зимы, зимние месяцы. Виды работы зимой. | подбирать слова признаки, действия. | составления рассказа «Как я провел каникулы». | игры на свежем воздухе. | |||
2. | Растения зимой: хвойные растения. | 1 | названия хвойных растений, польза хвой ных деревьев. | подбирать слова признаки, действия. | нарисовать хвойное дерево. | ||||
3. | Домашние животные зимой. | 1 | домашних животных и их отличие от диких. | обобщать понятия, описывать объект. | составление рассказа по плану о любимом домашнем животном | ||||
4. | Домашние животные: корова. | 1 | чем питается корова, какая от нее польза, как за ней ухаживать. | составлять рассказ- описание. | |||||
5. | Домашние животные: лошадь и уход за ней. | 1 | профессии животновод, ветеринар; как ухаживать за лошадью | подбирать слова действия, признаки | составление рассказа о лошадях. | подготовить сообщение о домашних животных. | |||
6. | Дикие животные: лось. | 1 | диких животных, чем они питаются, места обитания. | составлять сравнительное описание | словарь: тяжеловоз, скаковая, племенная. | ||||
7. | Дикие животные: олень. | 1 | отличия диких животных- олень, лось. | составлять повествовательный рассказ с местоименной связью предложений. | составления рассказа по плану | подумай над значением слова «травоядный» и сделать рисунок, отражающий его смысл. | |||
8. | Сезонные изменения в природе: февраль- последний месяц зимы. Экскурсия. | 1 | признаки зимы, признаки февраля, зимние месяцы. | вести диалог, подбирать слова признаки, действия. | составления рассказ- рассуждение «Почему февраль называется месяцем метелей и вьюг» | экскурсия в природу. | |||
9. | Февраль – месяц метелей и вьюг. | 1 | отличия февраля от других зимних месяцев. | составлять текст- рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи и отношения. | составления рассказа- рассуждения. | ||||
10. | Труд людей зимой. | 1 | профессии людей, труд людей. | подбирать слова признаки, действия | составление рассказа- повествования по заданному началу | ||||
11. | Сезонные изменения в природе: март. Экскурсия. | 1 | сезонные изменения в марте. | составлять описательный рассказ. | составить рассказ по плану о весне. | экскурсия в природу. | |||
12. | Голубой март. | 1 | весенние месяцы и их отличия друг от друга | отвечать на вопросы | составление описательного рассказа «Март» по графическим опорам. | зарисовка первого весеннего месяца. | |||
13. | Режим школьника. | 1 | режимные моменты школы, класса. | соблюдать режимные моменты школьника. | составление диалога с одноклассниками по образцу. | ||||
14. | Домашние птицы: гусь. | 1 | домашних птиц, чем они питаются, их польза человеку. | моделировать фразу, подбирать слова признаки, действия. | составление рассказа о гусе. | ||||
15. | Домашние птицы: индюк. | 1 | домашних птиц. | находить общее и отличие. | составление рассказа о индюке. | подготовить сообщение о домашних птицах | |||
16. | Дикие птицы: лебедь. | 1 | диких птиц, места их обитания, чем питаются. | подбирать слова признаки, действия | описание по плану лебедя. | ||||
17. | Дикие птицы: гусь. | 1 | отличие домашней птицы от дикой. | сравнивать домашних и диких птиц. | сочинение сказки по картинки «Случай на охоте» | подготовить сообщение о диких птицах. | |||
18. | Итоги 3 четверти. | 1 | изученные темы в 3 четверти. | опираясь на рисунки, рассказывать о любом времени года; придумывать начало рассказа; придумывать окончание рассказа. | тестирование | ||||
19. | Экскурсия в природу. | 1 | признаки марта | называть отличия весенних месяцев | зарисовки марта | экскурсия в природу. | |||
4 четверть | 17 | ||||||||
1. | Сезонные изменения в природе: весна. Экскурсия. | 1 | весенние месяцы | последовательно называть весенние месяцы. | экскурсия в природу. | ||||
2. | Зимующие и перелетные птицы. | 1 | зимующих и перелетных птиц. | отличать зимующих и перелетных птиц. | составление предложений по опорным словам. | кормление птиц. | |||
3. | Птицы в русских сказках. | 1 | птиц из русских сказок. Названия сказок. | сравнивать героев сказок, пересказ части сказки. | прослушивание сказок. | ||||
4. | Апрель – середина весны. | 1 | признаки весны. | подбирать слова признаки, действия | |||||
5. | Насекомые вредные и полезные. | 2 | названия насекомых, места и обитания; их пользу и вред. | сравнивать насекомых | разучивание загадок о насекомых. | подготовить сообщение о любом насекомом. | |||
6. | Рыбы. | 1 | названия рыб, части тела рыбы. | подбирать слова признаки, действия. | |||||
7. | Рыбы в аквариуме. | 1 | название рыб. | отличать виды рыб | составление рассказа «Если бы у меня был аквариум». | подготовить сообщение о рыбах. | |||
8. | Земноводные: лягушка, жаба. | 1 | названия земноводных | сравнивать зеленую лягушку и серую жабу. | |||||
9. | Человек – часть природы. | 1 | понятия «человек», «природа». | ||||||
10. | Как я познаю окружающий мир. | 1 | органы чувств человека | моделировать фразы на основе работы с таблицей «Органы чувств». | составления рассказа «Глазами мы видим». | ||||
11. | Здоровье человека. | 1 | значение слов- профилактика, инфекция, закаливание | защитить себя от инфекционных болезней. | нарисовать плакат о вреде курения. | ||||
12. | Наше питание. | 1 | режим питания, полезные продукты питания. | соблюдать правила личной гиены. | составление меню завтрака, обеда, ужина. | ||||
13. | Наш сон. | 1 | правила здорового сна. | подготовиться ко сну. | |||||
14. | Наше общение. | 1 | правила хорошего тона. | общаться со сверстниками и взрослыми. | сочинение сказки «Если бы не было вежливых слов». | ||||
15. | Май – конец весны. Экскурсия. | 1 | признаки весны, весенние месяцы. | последовательно называть все месяцы в году. | составить рассказ о весне в мае, опираясь на картинки и свои наблюдения. | экскурсия. | |||
16. | Итоги 4 четверти. Итоги за год. | 1 | тестирование. |