Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 4 класса с ОВЗ (УМК «Школа России»)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 4 класса
с ограниченными возможностями здоровья
Разработала:
учитель начальных классов
первой категории Львова С.А
с. Новая Кармала
2020 г
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ СОШ им. И.Ф. Самаркина с. Новая Кармала. Для реализации данной программы используется авторская программа «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко , учебно – методический комплекс:
• Канакина В.П., Горецкий И.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2. М.
« Просвещение», 2015г
Адаптированная рабочая программа по русскому языку разработана для 4 класса, в котором в условиях инклюзии обучается 3 обучающихся с задержкой психического развития, которым по результатам ПМПК рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР (вариант 7.1).
Обучающиеся испытывают затруднения в обучении, с учебным материалом не справляются, не успевает за общим темпом работы класса. На уроках русского языка списывают тексты с большим количеством ошибок. При письме под диктовку допускают много грамматических и орфографических ошибок, связанных, в первую очередь, с неумением применять на практике изученные правила. Испытывают трудности в словообразовании и словоизменении. Навык самоконтроля на уроках русского языка не развит. В учебной деятельности проявляют пассивное участие. Работоспособность низкая. Домашние задания выполняет всегда под руководством родителей или совсем не выполняют. Память не развита, не могут выразить ясно и чётко свои мысли, Чтение не соответствует нормам.
При обучении детей с задержкой психического развития русскому языку ставятся те же цели, что и в общеобразовательном классе.
Цель курса — открыть младшим школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.
Формирование системы знаний в области лексико-грамматических разрядов слов, словообразования, норм литературного произношения, орфографии и синтаксического строя русского языка реализуется в единстве с формированием развернутой структуры учебной деятельности и собственно лингвистическим развитием ребенка.
Задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Цель коррекционно-развивающего характера: овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
Задачи коррекционно-развивающего характера:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
коррекция индивидуальных отклонений и пробелов в знаниях.
В 4 классе на уроки русского языка отводится 170 ч (5ч в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие восприятия, представлений, ощущений; развитие памяти, внимания;
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Большое внимание на уроках русского языка уделяется не столько запоминанию грамматической теории и орфографических правил, сколько умению применять изученные грамматико – орфографические материалы в речевой практике в ее устной и письменной форме.
Требования к результатам реализации программы:
Обучающийся научится:
·различать звуки и буквы;
·характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твѐрдые/мягкие, парные/непарные твѐрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
·знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. ·различать изменяемые и неизменяемые слова;
·различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
·находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
·выявлять слова, значение которых требует уточнения;
·определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
·определять грамматические признаки имѐн существительных — род, число, падеж, склонение;
·определять грамматические признаки имѐн прилагательных — род, число, падеж; ·определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. ·различать предложение, словосочетание, слово;
·устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
·классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; ·определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; ·находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
·выделять предложения с однородными членами.
·применять правила правописания (в объѐме содержания курса);
·определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю; ·безошибочно списывать текст объѐмом 80—90 слов;
·писать под диктовку тексты объѐмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
·проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
·соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
·выражать собственное мнение, аргументировать его с учѐтом ситуации общения;
·самостоятельно озаглавливать текст;
·составлять план текста;
·сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
·соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объѐме представленного в учебнике материала);
·находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
·выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
·проводить морфологический разбор имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
·находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
·различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
·выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
·различать простые и сложные предложения.
·осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; ·подбирать примеры с определѐнной орфограммой;
·создавать тексты по предложенному заголовку;
·составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
·анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
·-анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС ( 170 ч)
Повторение (11 ч)
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Предложение (9 ч)
Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Слово в языке и речи ( 19 ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Имя существительное (41 ч)
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.
Имя прилагательное (31 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Местоимение (9 ч)
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.
Глагол (32 ч)
Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Повторение ( 18ч)
Приложение 1. Календарно- тематическое планирование.
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Домашнее задание | Дата проведения |
Повторение. | Знакомство с учебником Русский язык». Наша речь и наш язык. | 1 | стр.6 упр.1-2. Развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. | упр.2 стр.6, записать по памяти 1 пословицу. | |
Язык и речь. Формулы вежливости. | 1 | стр.7 упр. 3-4. Развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. | |||
Текст и его план. | 1 | стр.8-9 упр. 5-6. Развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. | упр.6 стр. 8 | ||
Обучающее изложение по упр.8 | 1 | Обучающее изложение повествовательного текста. Р.р. Развитие связной устной и письменной речи. | |||
Анализ изложения. Типы текстов. | 1 | Анализ изложения, стр.11-12 упр.9-10. Развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. | упр. 10, списать текст. | ||
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 2 | стр. 13-14 упр.12-13; упр. 15-16. Развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. | упр.14 стр.14 | ||
Диалог. Обращение. | 1 | стр. 17- 18 упр.20- 21. Развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. | Упр.22. | ||
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | стр.18- 20 упр.23-25. Развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. | упр. 26 | ||
Контрольный диктант по теме «Повторение». | 1 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. | |||
Словосочетание. | 1 | стр.22-23 упр.28-31. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога. | упр. 30 стр.23 | ||
Предложение. | Однородные члены предложения. | 1 | стр. 25--28 упр.32- 35 | упр.36 | |
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 2 | стр. 30- 32 упр.39-43; упр.44-45. Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия. | упр.42 стр.32 правило; упр.46. | ||
Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень». | 1 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» стр.34 упр.48 | |||
Наши проекты | 1 | стр.35. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы | Работа над проектом. | ||
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | 1 | стр. 36- 7 упр.49-50. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога. | упр. 52 | ||
Сложное предложение и предложение с однородными членами. | 1 | упр. 51- 55. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога. | |||
Обучающее изложение. | 1 | упр.56. Р.р. Развитие связной устной и письменной речи. | |||
Контрольный диктант по теме "Предложение". | 1 | Диктант с грамматическими заданиями. | |||
Слово в языке и речи. | Слово и его лексическое значение. | 1 | стр.42-43 упр.57- 60. Коррекция грамматического строя речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие самоконтроля. | упр.61 | |
Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | 1 | стр. 44-46 упр.62-67. Коррекция грамматического строя речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие самоконтроля. | упр.64 | ||
Синонимы, антонимы, омонимы. | 1 | стр.47-48 упр.69-72. Коррекция грамматического строя речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие самоконтроля | упр.73 ,правило | ||
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | 1 | стр.49- 50 упр.74- 75. Коррекция грамматического строя речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие самоконтроля | упр.76 стр. 50 | ||
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | 3 | 1 урок- стр. 51-52 упр.77-80, 2 урок- стр.53-54 упр.82-84, 3 урок-стр.55, тест упр.86-87 | 1 урок- упр. 81 правило, 2 урок- упр. 85 3 урок-упр.88 | ||
Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 2 | стр.56-58 упр.89-92. Коррекция грамматического строя речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие самоконтроля. | упр.93 (по уровням) | ||
Правописание приставок и суффиксов. | 1 | стр. 61-63 упр.100-104. Коррекция грамматического строя речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие самоконтроля | упр.105 стр. 63 правило | ||
Разделительные твердый и мягкий знаки. | 1 | стр. 64-65 упр.106-109. Коррекция грамматического строя речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие самоконтроля | упр.108 стр.65 правило | ||
Обучающее изложение повествовательного текста по упр.110 | 1 | Изложение повествовательного текста по упр. 110 стр.66. Р.р. Развитие связной устной и письменной речи. | |||
Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | 1 | Анализ ошибок изложения стр.67-68 упр.111-113. Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия. | упр. 114 стр.68 | ||
Склонение имен существительных и имен прилагательных. | 1 | стр. 69-70 упр.115-116. Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия. | упр. 119 | ||
Имя числительное. Глагол. | 1 | стр. 71-72 упр.121-122. Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия. | Упр.123 | ||
Наречие как часть речи. | 1 | стр.73-75 упр.124-125. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | упр. 126 стр.75 правило | ||
Правописание наречий. | 1 | стр.76-77 упр. 130 – 132. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | упр. 133 (устно) стр.77 | ||
Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». | 1 | Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» | Переписать в с черновика на чистовик | ||
Контрольный диктант по теме «Части речи». | 1 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | |||
Имя существительное. | Распознавание падежей имен существительных. | 1 | стр.80-83 упр.135-139. Коррекция грамматического строя речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие самоконтроля. | упр. 140 стр. 83 | |
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных. | 1 | стр.84-85 упр.141-142. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога. | упр.142 стр.85 | ||
Упражнение в распознавании одушевленных имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. | 1 | стр.86-87 упр.145-146. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога. | |||
Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложных падежах. | 1 | упр.147-150. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | Упр.149 | ||
Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | 1 | упр.151-152. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | |||
Три склонения имён существительных ( общее представление). 1-е склонение имён существительных. | 1 | упр. 153-154. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | Упр.155 | ||
Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения. | 1 | упр.157-159. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | упр.160 | ||
Сочинение по картине А.А Пластова " Первый снег". | 1 | сочинение | |||
2-е склонение имён существительных. | 1 | упр.162-165. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | упр. 166 ,правило | ||
Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. | 1 | упр.166-168. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога. | упр. 167 | ||
3-склонение имён существительных. | 1 | упр. 169-173. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | |||
Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. | 1 | упр.174-175. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | упр. 176 ,правило | ||
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. | 1 | упр.177 - 179. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | |||
Обучающее изложение. | 1 | упр.180. Р.р. Развитие связной устной и письменной речи. | |||
Анализ изложений.Падежные окончания имён существительных 1,2,3 склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний. имён существительных. | 1 | упр.181--183. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога. | упр. 184 | ||
Именительный и винительный падежи. | 1 | упр.185-189. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | Упр.!90 | ||
Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. | 1 | упр.191-193. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | Упр.194 | ||
Именительый, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. | 1 | упр. 201-205. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | Упр.206 | ||
Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. | 1 | упр. 207-209. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | Упр.211 | ||
Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. | 2 | 1 урок: упр. 213- 215. 2 урок: упр. 216- 217. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | Упр.218 | ||
Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. | 2 | 1 урок:- упр. 219-221. 2 урок: упр.222- 225. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | Упр.226 | ||
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. | 2 | 1 урок: упр. 227-230. 2 урок: упр.231-233. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | Упр.232 | ||
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 | упр. 234- 236. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | Упр.238 | ||
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.. | 2 | 1 урок: упр.239-242. 2 урок: упр. 243-245. | упр. 246 | ||
Сочинение по картине В.А. Тропинина " Кружевница". | 1 | упр.247. Развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. | |||
Контрольный диктант по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе"". | 1 | диктант | |||
Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | |||
Склонение имён существительных во множественном числе. | 1 | упр. 248-249. Коррекция грамматического строя речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие самоконтроля | упр. 252 | ||
Именительный падеж имён существительных множественного числа. | 1 | упр.253-255. Коррекция грамматического строя речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие самоконтроля | |||
Родительный падеж имён существительных множественного числа. | 1 | упр.257-261. Коррекция грамматического строя речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие самоконтроля | Упр.262 | ||
Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа.. | 1 | упр. 263-265. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога. | Упр.266 | ||
Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. | 1 | упр. 268-272. Коррекция грамматического строя речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие самоконтроля | Упр.271 | ||
Обучающее изложение.по упр. 273. | 1 | упр.273. Р.р. Развитие связной устной и письменной речи. | |||
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний. имён существительных в единственном и множественном числе. | 1 | упр.274-275. Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога. | |||
Контрольный диктант за первое полугодие. | 1 | диктант | |||
Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа. | 1 | тест | |||
Наши проекты. | 1 | стр.144 | |||
Имя прилагательное. | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | стр. 4-6 упр.1-4 Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | упр. 5 | |
Род и число имён прилагательных. | 1 | стр.7-8 упр.8-12. Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | упр. 13 | ||
Описание игрушки. | 1 | стр.9 упр.15. Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | |||
Склонение имен прилагательных. | 1 | стр.10- 11 упр.16-17. Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | упр. 20 стр.12 правило | ||
Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов». | 1 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась кар-тина В.А.Серова «Мика Морозов» упр.21 стр.13. Развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. | |||
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 | стр. 15-16 упр.23-25. Коррекция грамматического строя речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие самоконтроля | упр. 28 стр. 17 | ||
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. | 1 | стр.17-19 упр.29-30. Коррекция грамматического строя речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие самоконтроля | упр. 31 стр.18 | ||
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | 1 | стр.19-20 упр.33-35. Коррекция грамматического строя речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие самоконтроля | упр. 37 стр.20 | ||
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | 1 | упр.38-40. Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | упр. 41 | ||
Именительный, винительный и родительный падежи. | 1 | упр.42-47. Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | упр. 49 | ||
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | 1 | упр.50-53. Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | Упр.54 | ||
Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | упр. 55-56 Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | |||
Выборочное изложение описательного текста . Наши проекты. | 1 | упр.57. Р.р. Развитие связной устной и письменной речи. | проект | ||
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний. имён прилагательных мужского и среднего рода.. | 1 | Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога. | |||
Склонение имён прилагательных женского рода. | 1 | упр.58-59. Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | |||
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | упр. 60- 63. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога. | Упр.64 | ||
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | упр.65-69. Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | упр.70 | ||
Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | упр. 71- 73. Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | упр.74 | ||
Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | упр. 76. Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | |||
Изложение описательного текста. | 1 | упр.77. Р.р. Развитие связной устной и письменной речи. | |||
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | упр.78-79. Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | |||
Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 1 | упр. 80-82. Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | упр. 83 | ||
Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости». | 1 | Сочинение-отзыв по картине упр.84, 85. Развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. | |||
Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.. | 1 | упр.86-88. Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | Упр.89 | ||
Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | упр.90-93. Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | |||
Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | упр. 95-97. Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | Упр.98 | ||
Обобщение по теме " Имя прилагательное" | 1 | упр. 100-103. | Упр.104 | ||
Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря " Февральская лазурь". | 1 | упр.106. Развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. | |||
Обобщение по теме " Имя прилагательное". Проверка знаний. | 1 | тест, | |||
Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное". | 1 | диктант | |||
Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 | Умение ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу и выполнять её в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога | |||
Местоимение. | Местоимение как часть речи. Личные местоимения | 2 | стр. 52-53 упр.108-110. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | упр. 111 стр.53 | |
Изменение лич-ных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. | 1 | стр.56-59 упр.118-123. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | упр. 124 стр.59 правило | ||
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. | 1 | стр. 60-62 упр.126-130. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | упр. 131 стр.62 | ||
Изменение личных местоимений по падежам. | 1 | стр.63-64 упр.132-134. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | упр. 135 стр.64 | ||
Изложение повествовательного текста с элементами описания. | 1 | Изложение повествовательного текста с элементами описания упр.138 стр.65. Р.р. Развитие связной устной и письменной речи. | упр.137 стр.65 | ||
Анализ изложения. Обобщение по теме "Местоимение" | 1 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | |||
Контрольный диктант по теме " Местоимение". | 1 | диктант | |||
Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | |||
Глагол. | Роль глаголов в языке. | 1 | стр. 68-70 упр.139-144 | упр.145 стр. 70 | |
Изменение глаголов по временам. | 1 | стр. 71 упр.146 | упр. 147 стр.71 | ||
Неопределённая форма глагола. | 2 | 1 урок- стр. 72-74 упр.148-152, 2 урок- стр. 74-75 упр.154-155 | 1 урок-упр.153 стр.74 правило, 2 урок-упр. 156 стр.75 | ||
Глагол. Изменение глаголов по временам. | 1 | стр. 76-78 упр.157-160 | упр. 161 стр.78 | ||
Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | 1 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану упр.162 стр.79. Р.р. Развитие связной устной и письменной речи. | |||
Анализ изложения. Спряжение глаголов. | 1 | Работа над ошибками, стр. 80-81 упр.163-165 | упр.166 стр. 82 правило | ||
Спряжение глаголов. | 2 | стр.82-84 упр.167-169 | упр.170 стр.84 | ||
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 | стр.85-86 упр.171-176. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | упр. 177 стр. 87 правило | ||
Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода». | 1 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» упр.178 стр.87. Развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. | |||
Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего времени. | 1 | стр.88-89 упр.180-182. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | |||
I и II спряжение глаголов в будущего времени. | 2 | стр.89-91 упр.183-186. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | упр. 188 стр. 91 правило | ||
Наши проекты "Пословицы и поговорки" | 1 | стр.92 | Выполнить проектную работу | ||
Правописание безударных лич-ных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | 4 | 1 урок- стр. 93-95 упр.189-195 2 урок-стр. 96-98 упр. 196-201, 3 урок-стр. 99- 100 упр.- 202- 204, 4 урок- стр. 101, упр.207-209 тест | 1 урок- упр.194 стр.95 правило, 2 урок-упр.200 стр. 98 правило, 3 урок- упр.205 стр.100, 4 урок - упр.206 стр.100 | ||
Возвратные глаголы. | 1 | стр. 202- 203 упр.210-214. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | упр.213 стр.103 правило | ||
Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах. | 2 | 1 урок-стр. 103-105 упр. 215-220, 2 урок- стр.106-107 упр.221-225 | 1 урок- упр.219 стр. 105 правило, 2 урок- упр.224 стр.107 | ||
Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок | 1 | стр.108 упр.227-228 | |||
Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | стр. 109-110 упр.229-232 | упр.233 стр. 111 | ||
Изложение повествовательного текста по вопросам. | 1 | Изложение повествовательного текста по вопросам по упр. 241 стр.114. Р.р. Развитие связной устной и письменной речи. | |||
Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |||
Анализ контрольного диктанта. Повторение изученного о глаголе. | 1 | Работа над ошибками, стр. 115-116 упр.243-246 | упр.247 стр.116 | ||
Обобщение по теме «Глагол». | 2 | 1 урок-стр.115-116 упр.243- 245, 2 урок-стр. 117-118 упр.248-252 | 1 урок-упр. 246 стр. 116, 2 урок- упр.250 стр.117 | ||
Изложение повествовательного текста. | 1 | Изложение повествовательного текста по упр.253 стр.119. Р.р. Развитие связной устной и письменной речи. | |||
Проверка знаний по теме «Глагол». | 1 | тест | |||
Анализ изложения, тестовой работы. Повторение | 1 | Работа над ошибками. | |||
Итоговое повторение. | Итоговое повторение. Язык. Речь. Текст. | 1 | стр.121-122 упр.254-258. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | упр.259 стр.123 | |
Итоговое повторение. Предложение и словосочетание. | 3 | 1 урок- стр.124 упр.261-262, 2 урок-стр.124-125 упр.264-267, стр. 126-127 упр.268-272. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | 3 урок -упр. 273 стр. 127 | ||
Итоговое повторение. Лексическое значение слова. | 1 | стр. 128 упр.274-276. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | упр.277 стр.129 | ||
Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь». | 1 | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь» упр.278 стр.129. Развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. | |||
Итоговое повторение. Состав слова. | 4 | 1 урок- стр. 130-131 упр.279-282, 2 урок-стр. 132 упр. 286-287, 3 урок- стр.133 упр.288-290, 4 урок - стр. 134 упр.293-294. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | |||
Итоговое повторение. Части речи. | 2 | 1 урок- стр. 135-136 упр.295-298, 2 урок-стр. 137-138 упр.299-308. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | |||
Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | 1 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану по упр.310 стр.140. Р.р. Развитие связной устной и письменной речи. | |||
Анализ изложения. Части речи. | 1 | Работа над ошибками, стр. 141-143 упр.313-322 | |||
Итоговый контрольный диктант | 1 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | |||
Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 | Работа над ошибками | |||
Итоговое повторение. Звуки и буквы. | 1 | стр.143-145 упр.323-325 | |||
Игра " По галактике Частей Речи". | 1 | игра |