Рабочая программа по русскому языку в 4 классе по УМК «Школа России»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на МС «Утверждаю»
Протокол № 1 от 31.08.2018 Директор МКОУ Никольская СОШ
________________/Л.А.Ощепкова/
Приказ № 30/3-01-03от31.08.2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 4 КЛАССА
Учитель начальных классов –
Авдиенко Дарья Сергеевна
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по русскому языку для средней общеобразовательной школы составлена на основе:
Закон Российской Федерации "Об образовании в РФ" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241, 22 сентября 2011 г. № 2357, 18 декабря 2012 г. (п.19.5) № 1060, 29 декабря 2014 № 1643;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N19993).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 №986 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный N19682) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 № 2106 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N19676) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников...»
Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1 786 "О рабочих программах учебных
предметов";
-Приказом № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373».
-Приказом «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
- Образовательной программы ООО НОО МКОУ Никольской СОШ
- Примерной программы.
-Авторской программы по русскому языку авторы Канакина В.П, Горецкий В.Г. Москва, «Просвещение», 2013 г. 1, 2 часть
- Положение о рабочей программе МКОУ Никольской СОШ.
- Учебного плана ОУ.
- Устава образовательного учреждения.
Цели обучения:
Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Задачи обучения:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В 4классе ведущим направлением работы по языку будет функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением (имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
1.2.2. Русский язык
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
Предметные результаты
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Учащиеся научатся на доступном уровне:
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные.
Учащиеся научатся:
владеть диалоговой формой речи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций |
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
Активное использование речевых средств и средств информационных икоммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. |
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами |
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. |
|
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
|
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль |
|
Готовность конструктивно разрешать конфликты |
|
Умение работать в материальной и информационной среде НОО |
Содержание учебного предмета, курса
На изучение русского языка в 4 классе отводится 170 учебных часов в год, из расчёта 5 учебных часов в неделю, 34 недели.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (34 ч)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Имя существительное (41 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (31 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (10 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (41 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Повторение изученного (13ч)
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ п/п |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
к/р, пров-ые, р/р |
Дата
|
||||
Вспоминаем, повторяем, изучаем (34ч) |
||||||||
1 |
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. |
1 |
03.09 |
|||||
2 |
Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. |
1 |
04.09 |
|||||
3 |
Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. |
1 |
1 |
05.09 |
||||
4 |
Типы текстов. |
1 |
06.09 |
|||||
5 |
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. |
1 |
07.09 |
|||||
6 |
Обращение. |
1 |
10.09 |
|||||
7 |
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.. |
1 |
11.09 |
|||||
8 |
Словосочетание. |
1 |
12.09 |
|||||
9 |
Диктант по теме «Предложение и словосочетание» |
1 |
1 |
13.09 |
||||
10 |
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления. |
1 |
14.09 |
|||||
11 |
Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами. |
1 |
17.09 |
|||||
12 |
Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
1 |
18.09 |
|||||
13 |
Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». |
1 |
1 |
19.09 |
||||
14 |
Подготовка к выполнению проекта «Похвальное слово знакам препинания». Проект «Похвальное слово знакам препинания». |
20.09 |
||||||
15 |
Простые и сложные предложения |
1 |
21.09 |
|||||
16 |
Простое предложение с однородными членами и сложное предложение |
1 |
24.09 |
|||||
17 |
Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
1 |
1 |
25.09 |
||||
18 |
Работа над ошибками, допущенными Лексическое значение слова (повторение). Многозначные слова. |
1 |
26.09 |
|||||
19 |
Синонимы. Антонимы. Омонимы. |
1 |
27.09 |
|||||
20 |
Фразеологизмы. |
1 |
28.09 |
|||||
21 |
Состав слова. Значимые части слова (повторение). |
1 |
01.10 |
|||||
22 |
Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу. |
1 |
02.10 |
|||||
23 |
Состав слова. Приставки и суффиксы. |
1 |
03.10 |
|||||
24 |
Правописание гласных и согласных в корне слова. |
1 |
04.10 |
|||||
25 |
Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах. |
1 |
05.10 |
|||||
26 |
Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок. |
1 |
08.10 |
|||||
27 |
Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками. |
1 |
09.10 |
|||||
28 |
Письменное изложение повествовательного деформированного текста. |
1 |
1 |
10.10 |
||||
29 |
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение).Повторение и уточнение представлений о частях речи. |
1 |
11.10 |
|||||
30 |
Части речи: глагол, имя числительное. |
1 |
12.10 |
|||||
31 |
Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. |
1 |
15.10 |
|||||
32 |
Наречие как часть речи. Образование наречий. |
1 |
16.10 |
|||||
33 |
Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». |
1 |
1 |
17.10 |
||||
34 |
Контрольный диктант по теме «Части речи» |
1 |
1 |
18.10 |
||||
Имя существительное (41 ч) |
||||||||
35 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Изменение по падежам имён существительных. |
1 |
19.10 |
|||||
36 |
Признаки падежных форм имён существительных |
1 |
22.10 |
|||||
37 |
Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах. |
1 |
23.10 |
|||||
38 |
Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах. |
1 |
24.10 |
|||||
39 |
Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже. |
1 |
25.10 |
|||||
40 |
Три склонения имён существительных. 1 -е склонение имён существительных. |
1 |
26.10 |
|||||
41 |
Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. |
1 |
06.11 |
|||||
42-43 |
2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения. |
2 |
07.11 08.11 |
|||||
44-45 |
Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. |
2 |
09.11 12.11 |
|||||
46-47 |
3-е склонение имён существительных |
2 |
13.11 14.11 |
|||||
48 |
Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. |
1 |
15.11 |
|||||
49 |
Урок развития речи. Сочинение по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). |
1 |
1 |
16.11 |
||||
50 |
Урок чистописания |
1 |
19.11 |
|||||
51 |
Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений. |
1 |
20.11 |
|||||
52 |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе |
1 |
21.11 |
|||||
53 |
Именительный и винительный падежи имён существительных |
1 |
22.11 |
|||||
54-55 |
Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. |
2 |
23.11 26.11 |
|||||
56 |
Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. |
1 |
27.11 |
|||||
57 |
Падежные окончания имён существительных в дательном падеже. |
1 |
28.11 |
|||||
58 |
Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. |
1 |
29.11 |
|||||
59 |
Падежные окончания имён существительных в творительном падеже |
1 |
30.11 |
|||||
60 |
Падежные окончания имён существительных в предложном падеже. |
1 |
03.12 |
|||||
61 |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже. |
1 |
04.12 |
|||||
62 |
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах |
1 |
05.12 |
|||||
63 |
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. |
1 |
06.12 |
|||||
64 |
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах» |
1 |
1 |
07.12 |
||||
65 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Морфологический разбор имени существительного как части речи. |
1 |
10.12 |
|||||
66-67 |
Склонение имён существительных во множественном числе. Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже. |
2 |
11.12 12.12 |
|||||
68-69 |
Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже. |
2 |
13.12 14.12 |
|||||
70 |
Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. |
1 |
17.12 |
|||||
71-72 |
Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. |
2 |
18.12 19.12 |
|||||
73 |
Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
1 |
1 |
20.12 |
||||
74 |
Диктант по теме «Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное»» |
1 |
21.12 |
|||||
75 |
Проект «Говорите правильно!» |
1 |
24.12 |
|||||
Имя прилагательное (31 ч) |
||||||||
76 |
Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. Число имён прилагательных. |
1 |
25.12 |
|||||
77 |
Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). |
1 |
26.12 |
|||||
78 |
Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». |
1 |
1 |
27.12 |
||||
79 |
Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. |
1 |
09.01 |
|||||
80-81 |
Общее представление о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного. |
2 |
10.01 11.01 |
|||||
82 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж. |
1 |
14.01 |
|||||
83 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. |
1 |
15.01 |
|||||
84 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи |
1 |
16.01 |
|||||
85 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный и винительный падежи. |
1 |
17.01 |
|||||
86 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи. |
1 |
18.01 |
|||||
87 |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
21.01 |
|||||
88 |
Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». |
1 |
22.01 |
|||||
89 |
Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях. Именительный и винительный падежи. |
1 |
23.01 |
|||||
90-91 |
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. |
2 |
24.01 25.01 |
|||||
92-93 |
Правописание имён прилагательных женского рода в род, дат, твор и предлож падежах, а также имён прилагательных мужского и среднего рода в ед. числе, отвечающих на вопрос какой? в именит и винит падежах. |
2 |
28.01 29.01 |
|||||
94-95 |
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. |
2 |
30.01 31.01 |
|||||
96 |
Урок чистописания |
1 |
01.02 |
|||||
97 |
Правописание имён прилагательных во множественном числе. |
1 |
04.02 |
|||||
98 |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи. |
1 |
05.02 |
|||||
99 |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. |
1 |
06.02 |
|||||
100 |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи. |
1 |
07.02 |
|||||
101 |
Подробное изложение повествовательного текста. |
1 |
1 |
08.02 |
||||
102 |
Урок чистописания |
1 |
11.02 |
|||||
103 |
Обобщение по разделу «Имя прилагательное». |
1 |
12.02 |
|||||
104 |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
1 |
13.02 |
|||||
105 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. |
1 |
14.02 |
|||||
106 |
Урок чистописания |
1 |
15.02 |
|||||
Местоимение (10ч) |
||||||||
107 |
Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. Повторение. |
1 |
18.02 |
|||||
108 |
Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. |
1 |
19.02 |
|||||
109 |
Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа |
1 |
20.02 |
|||||
110 |
Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа |
1 |
21.02 |
|||||
111 |
Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного Правописание местоимений. |
1 |
22.02 |
|||||
112 |
местоимений 3-го лица единственного Правописание местоимений. |
1 |
25.02 |
|||||
113 |
Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. |
1 |
26.02 |
|||||
114 |
Подробное изложение повествовательного текста. |
1 |
1 |
27.02 |
||||
115 |
Проверочная работа. Составление поздравительной открытки ко Дню 8 Марта |
1 |
28.02 |
|||||
116 |
Урок чистописания |
1 |
01.03 |
|||||
Глагол (41 ч) |
||||||||
117 |
Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении. |
1 |
04.03 |
|||||
118 |
Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). |
1 |
05.03 |
|||||
119 |
Неопределённая форма глагола. |
1 |
06.03 |
|||||
120 |
Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме. |
1 |
07.03 |
|||||
121 |
Письменное изложение по самостоятельно составленному плану. |
1 |
1 |
11.03 |
||||
122-123 |
Неопределённая форма глагола. Работа над ошибками, допущенными в изложении. |
2 |
12.03 13.03 |
|||||
124 |
Составление текста из деформированных предложений. |
1 |
14.03 |
|||||
125 |
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. |
1 |
15.03 |
|||||
126 |
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. |
1 |
18.03 |
|||||
127 |
Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». |
1 |
1 |
19.03 |
||||
128 |
Обобщение по изученным темам о глаголе. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. |
1 |
20.03 |
|||||
129 |
Диктант по теме «Глагол». |
1 |
21.03 |
|||||
130 |
1 и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. |
1 |
22.03 |
|||||
131 |
1 и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. |
1 |
01.04 |
|||||
132 |
1 и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов 1 и II спряжения. |
1 |
02.04 |
|||||
133 |
1 и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов 1 и II спряжения. |
03.04 |
||||||
134 |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения 1 и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. |
1 |
04.04 |
|||||
135 |
Способы определения 1 и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. |
1 |
05.04 |
|||||
136 |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
1 |
08.04 |
|||||
137 |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
1 |
09.04 |
|||||
138 |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
1 |
10.04 |
|||||
139 |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
1 |
11.04 |
|||||
140 |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). |
1 |
12.04 |
|||||
141 |
Урок чистописания |
1 |
15.04 |
|||||
142 |
Возвратные глаголы (общее представление). |
1 |
16.04 |
|||||
143 |
Правописание возвратных глаголов. |
1 |
17.04 |
|||||
144 |
Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. |
1 |
18.04 |
|||||
145 |
Сочинение по сюжетным рисункам. |
1 |
1 |
19.04 |
||||
146 |
Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола. |
1 |
22.04 |
|||||
147 |
Правописание глаголов в прошедшем времени. |
1 |
23.04 |
|||||
148 |
Правописание глаголов в прошедшем времени. |
1 |
24.04 |
|||||
149 |
Правописание глаголов в прошедшем времени. |
1 |
25.04 |
|||||
150 |
Обобщение по теме «Глагол». |
1 |
26.04 |
|||||
151 |
Урок чистописания |
1 |
29.04 |
|||||
152 |
Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. |
1 |
30.04 |
|||||
153 |
Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. |
1 |
06.05 |
|||||
154 |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
1 |
1 |
07.05 |
||||
155 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте и при выполнении грамматического задания |
1 |
08.05 |
|||||
156 |
Урок чистописания |
1 |
13.05 |
|||||
157 |
Подробное (или сжатое) изложение повествовательного текста. |
1 |
1 |
14.05 |
||||
Повторение (13 ч) |
||||||||
158 |
Язык и речь. |
1 |
15.05 |
|||||
159-160 |
Текст. |
2 |
16.05 17.05 |
|||||
161 |
Итоговый диктант по теме «Обобщение изученного материала за весь год» |
1 |
20.05 |
|||||
162 |
Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова |
1 |
21.05 |
|||||
163-164 |
Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь». Состав слова |
2 |
1 |
22.05 23.05 |
||||
165 |
Урок чистописания |
1 |
24.05 |
|||||
166-167 |
Правописание орфограмм в значимых частях слова. |
1 |
27.05 28.05 |
|||||
168 |
Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. |
1 |
29.05 |
|||||
169 |
Имя числительное. Наречие. Глагол. Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи. |
1 |
30.05 |
|||||
170 |
Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. |
2 |
31.05 |