Программа по русскому языку для 4 класса по УМК «Школа России»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
муниципального образования городской округ
Красноперекопск Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель _________ Т.М.Камышова Протокол № 1 от «22» августа 2017 г. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________ И.В.Хлевная « » ________ 2017 г. |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _________Н.В. Гайдаенко Приказ №______ от «___»_________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
образовательная область «Русский язык и литературное чтение»
4 а КЛАСС
2017-2018 учебный год
Разработчик программы:
Смирнова Нина Петровна-
учитель начальных классов
г. Красноперекопск - 2017г.
Содержание
1. |
Введение |
2 |
2. |
Планируемые результаты |
3 |
3. |
Содержание учебного предмета |
14 |
4. |
Календарно-тематическое планирование |
18 |
1.Введение
Данная программа составлена на основе:
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
планируемых результатов начального общего образования;
- примерной программы УМК «Школа России» ФГОС НОО;
-авторской программы по предмету «Русский язык» Канакиной В.П., Горецкого В.Г., 2014г.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: о лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.
В настоящей программе формирование универсальных учебных действий предполагает развитие интеллектуальных, познавательных и организационных общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной учебной задачи для её успешного решения, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении;
формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.), организовывать сотрудничество;
развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памятке, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса русского языка;
навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Ученик научится:
принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ);
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы
Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
овладение начальными представлениямионормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
оформлять результаты исследовательской работы;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса);
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
работать с разными словарями;
приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс, (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
различать родовые и личные окончания глагола;
наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
находить в предложении обращение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов;
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы нес глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешь, пишешь);
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов);
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текстs, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а)применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах -ек, -ик;
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
б)объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е)применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж)при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Повторение (12 ч)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки .План текста.. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение как единица речи.
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Знаки препинания в конце предложений.
Предложения с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Предложение (8 ч)
Однородные члены предложения (общее понятие). Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов
а, но. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.
Простые и сложные предложения .Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами. Союзы в сложном предложении.
Слово в языке и речи (22 ч)
Лексическое значение слова. Лексическое значение слова. Многозначные слова, прямое и переносное значение слов
Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие слова.
Заимствованные слова. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.
Состав слова. Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова.
Распознавание значимых частей слова.
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Правописание гласных и согласных в корне слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание суффиксов. Разделительный твердый(Ъ) и мягкий (Ь) знаки
Самостоятельные и служебные части речи.
Наречие . Значение и употребление в речи.
Имя существительное (43 ч)
Склонение имен существительных в единственном числе. Несклоняемые имена существительные.
Три склонения имен существительных (общее представление)
Первое склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.
Второе склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 2-го склонения
Третье склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 3-го склонения
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Способы проверки
Окончания имен существительных в именительном и винительном падежах. Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже. Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.
Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже . Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже. Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе.
Окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже. Окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа. Винительный падеж одушевленных имен существительных. Дательный, творительный, предложный падежи.
Имя прилагательное (31 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Род и число имён прилагательных. Начальная форма имён прилагательных
Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе.
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Винительный и винительный падежи имен прилагательных. Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Имена прилагательные мужского и среднего рода в именит., родит, ., винит. падежах и правописании их падежных окончаний. Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода . Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе, в именительном и винительном падежах.
Окончания имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.
Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах.
Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах. Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах. Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа.
Личные местоимения (8 ч)
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Изменение личных местоимений по падежам. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. Склонение личных местоимений 3 –го лица.
Изменение личных местоимений по падежам. Морфологический разбор личных местоимений.
Глагол (32 ч)
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам. Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Образование временных форм от неопределенной формы глагола.
Возвратные глаголы (общее представление). Спряжение глаголов (общее представление). Личные окончания глаголов I и II спряжений.
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.Морфологический разбор глагола.
Развитие речи
Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.
Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.
План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).
Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Повторение (14 ч)
Слова с непроверяемым написанием для изучения в 4 классе
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, беседовать, библиотека, библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, командир, комбайн, комбайнер, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, пассажир, пассажирский, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, путешественник, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
тематическое планирование русский язык
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Диктанты |
Проверочные работы, тесты |
Развитие речи |
Проекты |
1 |
Повторение |
12 |
1 |
1 |
||
2 |
Предложение |
8 |
1 |
2 |
1 |
|
3 |
Слово в языке и речи |
22 |
1 |
1 |
2 |
|
4 |
Имя существительное |
43 |
1 |
1 |
4 |
1 |
5 |
Имя прилагательное |
31 |
1 |
1 |
6 |
1 |
6 |
Местоимение |
8 |
1 |
1 |
1 |
|
7 |
Глагол |
32 |
1 |
1 |
4 |
1 |
8 |
Повторение |
14 |
1 |
2 |
||
Итого |
170 |
7 |
6 |
22 |
4 |
Проекты:
1. Проект «Похвальное слово знакам препинания».
2. Проект «Говорите правильно».
3. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
4. Проект: «Пословицы и поговорки»
№ п/п |
Дата план |
Дата факт |
Тема, тип урока |
Кол-во часов |
Примечание |
1 |
1.09(Пт) |
ПОВТОРЕНИЕ (12 ч) Наша речь и наш язык (2 ч) Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык Учебник, ч. 1, с. 3–6. |
12 ч 2 ч 1 |
||
2 |
5.09(Вт) |
Язык и речь. Формулы вежливости. Учебник, с. 7. |
1 |
||
3 |
6.09(Ср) |
Текст (3 ч) Текст. План текста. Учебник, с. 8–9. |
3 ч 1 |
||
4 |
7.09(Чт) |
Текст. Развитие речи 1. Подробное изложение текста «Первая вахта».Учебник, с. 10. |
1 |
||
5 |
8.09(Пт) |
Текст. Типы текста. Учебник, с. 11–12. |
1 |
||
6 |
11.09(Пн) |
Предложение (5 ч) Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания Учебник, с. 13–14. |
5ч 1 |
||
7 |
12.09(Вт) |
Виды предложений по интонации . Учебник, с. 15–16. |
1 |
||
8 |
13.09(Ср) |
Диалог. Обращение. Учебник, с. 17–18. |
1 |
||
9 |
14.09(Чт) |
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Учебник, с. 18–19. |
1 |
||
10 |
15.09(Пт) |
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения . Учебник, с. 20–21. |
1 |
||
11 |
18.09(Пн) |
Словосочетание (2 ч) Что такое словосочетание? .Учебник, с. 22–23. |
2 ч 1 |
||
12 |
19.09(Вт) |
Входной диктант с грамматическим заданием № 1. |
1 |
||
13 |
20.09(Ср) |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (8 ч) Однородные члены предложения (4 ч) Работа над ошибками. Однородные члены предложения (общее понятие) Учебник, с. 25–27. |
8 ч 4 ч 1 |
||
14 |
21.09(Чт) |
Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов. Учебник, |
1 |
||
15 |
22.09(Пт) |
Запятая между однородными членами, соединенными союзами . Учебник, с. 30–32. |
1 |
||
16 |
25.09(Пн) |
Развитие речи 2. Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» Учебник,с. 32–34. |
1 |
||
17 |
26.09(Вт) |
Простые и сложные предложения (4 ч) Как отличить сложное предложение |
4 ч 1 |
||
18 |
27.09(Ср) |
Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами? Учебник, с. 38–39. |
1 |
||
19 |
28.09(Чт) |
Развитие речи 3. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста Учебник, с. 39, упр. 56. |
1 |
||
20 |
29.09(Пт) |
Проверочная работа 1 по теме «Предложение». Защита проектов «Похвальное слово знакам препинания». Учебник, с. 35, с. 40. |
1 |
||
21 |
2.10(Пн) |
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (22 ч) Лексическое значение слова (4 ч) Слово и его лексическое значение. Учебник, с. 41–44 |
22 ч 4 ч 1 |
||
22 |
3.10(Вт) |
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова . Учебник, с. 44–46. |
1 |
||
23 |
4.10(Ср) |
Синонимы, антонимы, омонимы. Учебник, |
1 |
||
24 |
5.10(Чт) |
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Учебник, с. 49–50. |
1 |
||
25 |
6.10(Пт) |
Состав слова (11 ч) Состав слова. Значимые части слова. Учебник, с. 51–52. |
11 ч 1 |
||
26 |
9.10(Пн) |
Состав слова. Однокоренные слова. Учебник, с. 53–54. |
1 |
||
27 |
10.10(Вт) |
Состав слова. Однокоренные слова. Учебник, с. 55–56. |
1 |
||
28 |
11.10(Ср) |
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Учебник, с. 56–57. |
1 |
||
29 |
12.10(Чт) |
Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов . Учебник, с. 58–61. |
1 |
||
30 |
13.10(Пт) |
Упражнение в написании приставок и суффиксов . Учебник, с. 62–63 |
1 |
||
31 |
16.10(Пн) |
Разделительные ъ и ь . Учебник, с. 64–65. |
1 |
||
32 |
17.10(Вт) |
Проверочный диктант 2 по теме «Лексическое значение слова. Состав слова» |
1 |
||
33 |
18.10(Ср) |
Работа над ошибками. Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе. Учебник, с. 66. |
1 |
||
34 |
19.10(Чт) |
Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе |
|||
35 |
20.10(Пт) |
Развитие речи 4. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. Учебник, с. 66, упр. 110. |
1 |
||
36 |
23.10(Пн) |
Части речи (7 ч) Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи. Учебник, с. 67–68. |
7 ч 1 |
||
37 |
24.10(Вт) |
Грамматические признаки частей речи . Учебник, с. 69–70. |
1 |
||
38 |
25.10(Ср) |
Грамматические признаки частей речи. Учебник, с. 71–72. |
1 |
||
39 |
26.10(Чт) |
Наречие как часть речи. Учебник, с. 73–74. |
1 |
||
40 |
27.10(Пт) |
Наречие как часть речи. Учебник, с. 75–77. 2 четверть |
1 |
||
41 |
Развитие речи 5.Творческое сочинение Учебник, с. 77, упр. 134, 135. |
1 |
|||
42 |
Проверочная работа 2 по теме «Части речи» Учебник, с. 78. |
1 |
|||
43 |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (43 ч) Изменение по падежам имен существительных (6 ч)Как определить падеж имени существительного. Учебник, с. 80–81. |
43 ч 6 ч 1 |
|||
44 |
Признаки падежных форм имен существительных. Учебник, с. 82–83. |
1 |
|||
45 |
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имен существительных. Учебник, с. 84–85. |
1 |
|||
46 |
Упражнение в распознавании дательного и творительного падежей имен существительных. Учебник, с. 85–86 |
1 |
|||
47 |
Упражнение в распознавании предложного падежа имен существительных. Учебник, с. 87. |
1 |
|||
48 |
Как определить падеж неизменяемых имен существительных . Учебник,с. 88. |
1 |
|||
49 |
Три склонения имен существительных (9 ч) Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных. Учебник, с. 89–90. |
9 ч 1 |
|||
50 |
Упражнение в распознавании имен существительных первого склонения .Учебник, с. 91–92. |
1 |
|||
51 |
Развитие речи 6. Сочинение по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» Учебник, с. 92, упр. 161 |
1 |
|||
52 |
Второе склонение имен существительных. Учебник, |
1 |
|||
53 |
Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения . Учебник, с. 95–96. |
1 |
|||
54 |
Третье склонение имен существительных . Учебник, |
1 |
|||
55 |
Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения . Учебник, с. 98–99. |
1 |
|||
56 |
Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений. Учебник, с. 99–101. |
1 |
|||
57 |
Развитие речи 7.Подробноеизложениена основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. Учебник, |
1 |
|||
58 |
Склонение и правописание окончаний имен существительных в единственном числе (19 ч) Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. Учебник, с. 102–104. |
19 ч 1 |
|||
59 |
Именительный и винительный падежи .Учебник, с. 105–107. |
||||
60 |
Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. Учебник, с. 107–108. |
1 |
|||
61 |
Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже. Учебник, с. 109–110. |
1 |
|||
62 |
Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных . Учебник, с. 111–112. |
1 |
|||
63 |
Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных . Учебник, с. 112–113. |
1 |
|||
64 |
Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже .Учебник, с. 113–114. |
1 |
|||
65 |
Упражнения в правописании и имен существительных в дательном и родительном падежах. Учебник, с. 115–116. |
1 |
|||
66 |
Упражнение в распознавании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах .Учебник, с. 116–117. |
1 |
|||
67 |
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже .Учебник, с. 117–118. |
1 |
|||
68 |
Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже . Учебник, с. 119–120. |
1 |
|||
69 |
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже .Учебник, с. 121–122. |
1 |
|||
70 |
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже . Учебник, с. 123–124. |
1 |
|||
71 |
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах . Учебник, с. 124–126. |
1 |
|||
72 |
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. Учебник, с. 126–127. |
1 |
|||
73 |
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Учебник, с. 128–130 |
1 |
|||
74 |
Развитие речи 8.Сочинениепо репродукции Учебник, с. 130, упр. 247. |
1 |
|||
75 |
Проверочный диктант 4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» |
1 |
|||
76 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» Учебник, с. 130. |
1 |
|||
77 |
Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе (9 ч)Множественное число имен существительных .Учебник, с. 131–132. |
9 ч |
|||
78 |
Именительный падеж имен существительных множественного числа .Учебник, с. 133–134 |
1 |
|||
79 |
Родительный падеж имен существительных множественного числа . Учебник, с. 135–136. |
1 |
|||
80 |
Родительный падеж имен существительных множественного числа . Учебник, с. 136–137 |
1 |
|||
81 |
Винительный падеж одушевленных имен существительных множественного числа. Учебник, с. 138-139. |
1 |
|||
82 |
Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа . Учебник, с. 139–140. |
1 |
|||
83 |
Развитие речи 9.Подробноеизложениена основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. Учебник, с. 141,упр. 273 |
1 |
|||
84 |
Проверочная работа 3 по теме «Правописание безударных падежных окончаний» Учебник, с. 142–143. |
1 |
|||
85 |
Защита проектов «Говорите правильно. Учебник, |
||||
86 |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (31 ч) Повторение сведений об имени прилагательном как части речи (4 ч) Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные Учебник, ч. 2, с. 4–5 |
31 ч 4 ч 1 |
|||
87 |
Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные? Учебник, с. 6–7. |
1 |
|||
88 |
Род и число имен прилагательных . Учебник, с. 7–8. |
1 |
|||
89 |
Упражнение в определении рода и правописании родовых окончаний имен прилагательных. Выборочное списывание. Развитие речи 10. Составление описательного текста на тему «Любимая игрушка». Учебник, с. 8–9. |
1 |
|||
90 |
Склонение имен прилагательных (2 ч) Падеж имени прилагательного .Учебник, с. 10–12. |
2 ч 1 |
|||
91 |
Развитие речи 11.Сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов» Учебник, с. 13. |
1 |
|||
92 |
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (25 ч) Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе .Учебник, с. 14–15. |
25 ч 1 |
|||
93 |
Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. Учебник, с. 16–18. |
1 |
|||
94 |
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Учебник, с. 19–20 |
1 |
|||
95 |
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. Учебник, с. 20–21. |
1 |
|||
96 |
Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах |
1 |
|||
97 |
Упражнение в распознавании имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах. Учебник, с. 23–24. |
1 |
|||
98 |
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Учебник, с. 25–26. |
1 |
|||
99 |
Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода. Учебник, с. 26–27 |
1 |
|||
100 |
Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода. Наши проекты 3. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Учебник, с. 28. |
1 |
|||
101 |
Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Учебник, с. 29. |
1 |
|||
102 |
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах. Учебник, с. 30–31 |
1 |
|||
103 |
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном |
1 |
|||
104 |
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. Учебник, |
1 |
|||
105 |
Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода. Учебник, с. 35–37. |
1 |
|||
106 |
Развитие речи 12. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. Учебник, с. 36, упр. 77. |
1 |
|||
107 |
Склонение имен прилагательных во множественном числе. Учебник, с. 38–39. |
1 |
|||
108 |
Развитие речи 13. Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Учебник, с. 40. |
1 |
|||
109 |
Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах. Учебник, с. 41–42. |
1 |
|||
110 |
Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном |
1 |
|||
111 |
Правописание окончаний имен прилагательных с. 45–46. |
1 |
|||
112 |
Развитие речи 14. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану Учебник, с. 46, упр. 99. |
1 |
|||
113 |
Развитие речи 15. Сочинение по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». Учебник, с. 49. |
1 |
|||
114 |
Проверочный диктант 5 по теме «Падежные окончания имен прилагательных и имен существительных в единственном и во множественном числе» |
1 |
|||
115 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. Учебник, с. 47–48. |
1 |
|||
116 |
Проверочная работа 4 по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных» Учебник, с. 49. |
1 |
|||
117 |
Местоимение (8 ч) Роль местоимений в речи . Учебник, с. 52–53. |
8 ч 1 |
|||
118 |
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Учебник, |
1 |
|||
119 |
Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. Учебник, с. 56–58. |
1 |
|||
120 |
Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами . Учебник, с. 58–59. |
1 |
|||
121 |
Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями. Учебник, с. 60–62. |
1 |
|||
122 |
Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями. Учебник, с. 62–64 |
1 |
|||
123 |
Развитие речи 16. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному план ). Учебник, с. 65, упр. 138. |
1 |
|||
124 |
Проверочная работа 5 по теме «Изменение личных местоимений по падежам». Учебник, |
1 |
|||
125 |
Глагол (32 ч) Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (3 ч) Роль глаголов в языке. Учебник, с. 68–69. |
32 ч 3 ч 1 |
|||
126 |
Роль глаголов в языке. Учебник, с. 69–70. |
1 |
|||
127 |
Изменение глаголов по временам. |
1 |
|||
128 |
Неопределенная форма глагола (4 ч). Неопределенная форма глагола .Учебник, |
4 ч 1 |
|||
129 |
Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами. Учебник, с. 74–75. |
1 |
|||
130 |
Образование временных форм от глагола |
1 |
|||
131 |
Развитие речи 17.Подробноеизложениена основе зрительного восприятия текста по самостоятельно составленному плану. Учебник, с. 78–79, упр. 162 |
1 |
|||
132 |
Спряжение глаголов (5 ч). Спряжение глаголов (общее понятие. Учебник, с. 80–82. |
5ч 1 |
|||
133 |
Распознавание лица и числа глаголов. Учебник, с. 82–84. |
1 |
|||
134 |
Употребление мягкого знака (ь)в глаголах 2-го лица единственного числа. Учебник, с. 85. |
1 |
|||
135 |
Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании не с глаголами. Учебник, с. 86–87. |
1 |
|||
136 |
Развитие речи 18. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». Учебник, с. 87. |
1 |
|||
137 |
I и II спряжения глаголов (3 ч) I и II спряжения глаголов. Учебник, с. 88–89. |
3 ч 1 |
|||
138 |
Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов I и II спряжения Учебник, с. 90–91. |
1 |
|||
139 |
Наши проекты 4. «Пословицы и поговорки» Учебник, с. 92. |
1 |
|||
140 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (7 ч) Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени. Учебник, с. 93–94. |
7 ч 1 |
|||
141 |
Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов. Учебник, с. 94–95 |
1 |
|||
142 |
Правописание безударных личных окончаний Глаголов. Учебник, с. 96–97. |
1 |
|||
143 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Учебник, с. 98–99. |
1 |
|||
144 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов .Учебник, с. 100. |
1 |
|||
145 |
Проверочный диктант 6 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» |
1 |
|||
146 |
Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Учебник, с. 101 |
1 |
|||
147 |
Правописание возвратных глаголов (3 ч) Возвратные глаголы (общее представление) Учебник, с. 102–103. |
3 ч 1 |
|||
148 |
Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Учебник, с. 104–106. |
1 |
|||
149 |
Упражнение в правописании безударных окончаний, -тся и -ться в возвратных глаголах. Учебник, с. 106–108. |
1 |
|||
150 |
Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч). Правописание глаголов в прошедшем времени. Учебник, с. 109–110. |
3 ч 1 |
|||
151 |
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени . Учебник, с. 111–112. |
1 |
|||
152 |
Правописание безударного суффикса |
1 |
|||
153 |
Обобщение по теме «Глагол» (4 ч)Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи. Учебник, с. 115–116. |
4 ч 1 |
|||
154 |
Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола. Учебник, с. 117–118. |
1 |
|||
155 |
Развитие речи 20. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Учебник, с. 119, упр. 253. |
1 |
|||
156 |
Проверочная работа 6 по теме «Глагол» Учебник, с. 120. |
1 |
|||
157 |
Повторение (14 ч) Проверочный диктант 7за год |
14 ч 1 |
|||
158 |
Работа над ошибками. Язык и речь. Учебник, |
1 |
|||
159 |
Текст. Типы текстов. Учебник, с. 122–123. |
1 |
|||
160 |
Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Учебник, с. 124–125. |
1 |
|||
161 |
Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Учебник, с. 126–127. |
1 |
|||
162 |
Слово и его лексическое значение. Развитие речи 21. Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь». Учебник, с. 128–129. |
1 |
|||
163 |
Значимые части слова. Словообразование. Учебник, с. 130–132. |
1 |
|||
164 |
Правописание гласных и согласных в корне слов. Учебник, с. 132–134. |
1 |
|||
165 |
Части речи. Морфологические признаки частей речи .Учебник, с. 135–137. |
1 |
|||
166 |
Части речи. Морфологические признаки частей речи. Учебник, с. 137–139. |
1 |
|||
167 |
Развитие речи 22. Краткое изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану . Учебник, с. 140. |
1 |
|||
168 |
Части речи. Морфологические признаки частей речи. Учебник, с. 141–142. |
1 |
|||
169 |
Части речи. Морфологические признаки частей речи. Учебник, с. 142–143. |
1 |
|||
170 |
Звуко-буквенный и звуковой разбор слов. Учебник, с. 143–145. |
1 |
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПРОГРАММУ
№ урока в теме |
Тема урока |
Причина корректировки |
Способ корректировки |