12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Нина Петровна501
Россия, Крым респ., Красноперекопск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

муниципального образования городской округ

Красноперекопск Республики Крым

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

начальных классов

Руководитель

_________ Т.М.Камышова

Протокол № 1

от «22» августа 2017 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по УВР

________ И.В.Хлевная

« » ________ 2017 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

_________Н.В. Гайдаенко

Приказ №______

от «___»_________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

образовательная область «Русский язык и литературное чтение»

4 а КЛАСС

2017-2018 учебный год

Разработчик программы:

Смирнова Нина Петровна-

учитель начальных классов

г. Красноперекопск - 2017г.

Содержание

1.

Введение

2

2.

Планируемые результаты

3

3.

Содержание учебного предмета

14

4.

Календарно-тематическое планирование

18

1.Введение

Данная программа составлена на основе:

требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

пла­нируемых результатов начального общего образования;

- примерной программы УМК «Школа России» ФГОС НОО;

-авторской программы по предмету «Русский язык» Канакиной В.П., Горецкого В.Г., 2014г.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, за­дачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: о лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные моноло­гические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, побуждение позна­вательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.

В настоящей программе формирование универсальных учебных действий предполагает развитие интеллектуальных, познавательных и организационных общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной учебной задачи для её успешного решения, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении;

формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.), организовывать сотрудничество;

развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памятке, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У выпускника будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;

основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса русского языка;

навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

Ученик научится:

принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ);

ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.


 

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

слушать и слышать собеседника, вести диалог;

ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие предметные результаты освоения программы

Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

овладение начальными представлениямионормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Предметные результаты освоения

основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

оформлять результаты исследовательской работы;

редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

различать звуки и буквы;

классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса);

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

понимать этимологию мотивированных слов-названий;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

работать с разными словарями;

приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс, (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

сравнивать, классифицировать слова по их составу;

соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;

различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

понимать роль союзов и частицы не в речи;

подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

различать родовые и личные окончания глагола;

наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

различать предложение, словосочетание и слово;

устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

находить в предложении обращение;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

раздельное написание слов;

сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;

мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах имён существительных (ключикключика, замочек — замочка);

безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

безударные падежные окончания имён прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы нес глаголами;

мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешь, пишешь);

мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

безударные личные окончания глаголов;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов);

з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текстs, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а)применять правила правописания:

соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах -ек, -ик;

запятая при обращении;

запятая между частями в сложном предложении;

б)объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

е)применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж)при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).

Повторение (12 ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки .План текста.. Типы текста (повествование, описание, рас­суждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

Предложения с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Предложение (8 ч)

Однородные члены предложения (общее понятие). Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов

а, но. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.

Простые и сложные предложения .Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами. Союзы в сложном предложении.

Слово в языке и речи (22 ч)

Лексическое значение слова. Лексическое значение слова. Многозначные слова, прямое и переносное значение слов

Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие слова.

Заимство­ванные слова. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

Состав слова. Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова.

Распознавание значимых частей слова.

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Правописание гласных и согласных в корне слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание суффиксов. Разделительный твердый(Ъ) и мягкий (Ь) знаки

Самостоятельные и служебные части речи.

Наречие . Значение и употребление в речи.

Имя существительное (43 ч)

Склонение имен существительных в единственном числе. Несклоняемые имена существительные.

Три склонения имен существительных (общее представление)

Первое склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.

Второе склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 2-го склонения

Третье склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 3-го склонения

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Способы проверки

Окончания имен существительных в именительном и винительном падежах. Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже. Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже . Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже. Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе.

Окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже. Окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа. Винительный падеж одушевленных имен существительных. Дательный, творительный, предложный падежи.

Имя прилагательное (31 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Род и число имён прилагательных. Начальная форма имён прилагательных

Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе.

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Винительный и винительный падежи имен прилагательных. Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Имена прилагательные мужского и среднего рода в именит., родит, ., винит. падежах и правописании их падежных окончаний. Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода . Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе, в именительном и винительном падежах.

Окончания имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах.

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах. Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах. Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа.

Личные местоимения (8 ч)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Изменение личных местоимений по падежам. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. Склонение личных местоимений 3 –го лица.

Изменение личных местоимений по падежам. Морфологический разбор личных местоимений.

Глагол (32 ч)

Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам. Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование времен­ных форм от неопределенной формы глагола. Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы (общее представление). Спряжение глаголов (общее представление). Личные окончания глаголов I и II спряжений.

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.Морфологический разбор глагола.

Развитие речи

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.

План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоя­тельно).

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повество­вания, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составлен­ному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпите­тов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, сущест­вительных-синонимов и др.

Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисун­ков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с пред­варительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учи­теля.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, исполь­зуемые при извинении и отказе.

Повторение (14 ч)

Слова с непроверяемым написанием для изучения в 4 классе

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, беседовать, библиотека, библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, го­реть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, ин­женер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, командир, комбайн, комбай­нер, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, пассажир, пассажирский, пейзаж, победа, портрет, правитель­ство, председатель, прекрасный, путешествие, путешественник, расстояние, салют, свер­кать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, тарелка, те­лефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экс­курсия, электричество, электровоз, электростанция.

тематическое планирование русский язык

Наименование разделов и тем

Всего часов

Диктанты

Проверочные работы, тесты

Развитие речи

Проекты

1

Повторение

12

1

 

1

 

2

Предложение

8

 

1

2

1

3

Слово в языке и речи

22

1

1

2

 

4

Имя существительное

43

1

1

4

1

5

Имя прилагательное

31

1

1

6

1

6

Местоимение

8

1

1

1

 

7

Глагол

32

1

1

4

1

8

Повторение

14

1

 

2

 
  Итого

170

7

6

22

4

Проекты:

1. Проект «Похвальное слово знакам препинания».

2. Проект «Говорите правильно».

3. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

4. Проект: «Пословицы и поговорки»

п/п

Дата план

Дата факт

Тема, тип урока

Кол-во часов

Примечание

1

1.09(Пт)

 

ПОВТОРЕНИЕ (12 ч)

Наша речь и наш язык (2 ч)

Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык

Учебник, ч. 1, с. 3–6.

12 ч

2 ч

1

 

2

5.09(Вт)

 

Язык и речь. Формулы вежливости. Учебник, с. 7.

1

 

3

6.09(Ср)

 

Текст (3 ч)

Текст. План текста. Учебник, с. 8–9.

3 ч

1

 

4

7.09(Чт)

 

Текст. Развитие речи 1. Подробное изложение текста «Первая вахта».Учебник, с. 10.

1

 

5

8.09(Пт)

 

Текст. Типы текста. Учебник, с. 11–12.

1

 

6

11.09(Пн)

 

Предложение (5 ч)

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания

Учебник, с. 13–14.

1

 

7

12.09(Вт)

 

Виды предложений по интонации .

Учебник, с. 15–16.

1

 

8

13.09(Ср)

 

Диалог. Обращение. Учебник, с. 17–18.

1

 

9

14.09(Чт)

 

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Учебник, с. 18–19.

1

 

10

15.09(Пт)

 

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения . Учебник, с. 20–21.

1

 

11

18.09(Пн)

 

Словосочетание (2 ч)

Что такое словосочетание? .Учебник, с. 22–23.

2 ч

1

 

12

19.09(Вт)

 

Входной диктант с грамматическим заданием № 1.

1

 

13

20.09(Ср)

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (8 ч)

Однородные члены предложения (4 ч)

Работа над ошибками. Однородные члены предложения (общее понятие) Учебник, с. 25–27.

8 ч

4 ч

1

 

14

21.09(Чт)

 

Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов. Учебник,
с. 28–30.

1

 

15

22.09(Пт)

 

Запятая между однородными членами, соединенными союзами . Учебник, с. 30–32.

1

 

16

25.09(Пн)

 

Развитие речи 2. Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Учебник,с. 32–34.

1

 

17

26.09(Вт)

 

Простые и сложные предложения (4 ч)

Как отличить сложное предложение
от простого предложения? . Учебник, с. 36–37.

4 ч

1

 

18

27.09(Ср)

 

Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?

Учебник, с. 38–39.

1

 

19

28.09(Чт)

 

Развитие речи 3. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста
по коллективно составленному плану .

Учебник, с. 39, упр. 56.

1

 

20

29.09(Пт)

 

Проверочная работа 1 по теме «Предложение». Защита проектов «Похвальное слово знакам препинания». Учебник, с. 35, с. 40.

1

 

21

2.10(Пн)

 

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (22 ч)

Лексическое значение слова (4 ч)

Слово и его лексическое значение. Учебник, с. 41–44

22 ч

4 ч

1

 

22

3.10(Вт)

 

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова . Учебник, с. 44–46.

1

 

23

4.10(Ср)

 

Синонимы, антонимы, омонимы. Учебник,
с. 47–48.

1

 

24

5.10(Чт)

 

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Учебник, с. 49–50.

1

 

25

6.10(Пт)

 

Состав слова (11 ч)

Состав слова. Значимые части слова. Учебник, с. 51–52.

11 ч

1

 

26

9.10(Пн)

 

Состав слова. Однокоренные слова. Учебник, с. 53–54.

1

 

27

10.10(Вт)

 

Состав слова. Однокоренные слова. Учебник, с. 55–56.

1

 

28

11.10(Ср)

 

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Учебник, с. 56–57.

1

 

29

12.10(Чт)

 

Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов . Учебник, с. 58–61.

1

 

30

13.10(Пт)

 

Упражнение в написании приставок и суффиксов . Учебник, с. 62–63

1

 

31

16.10(Пн)

 

Разделительные ъ и ь .

Учебник, с. 64–65.

1

 

32

17.10(Вт)

 

Проверочный диктант 2 по теме «Лексическое значение слова. Состав слова»

1

 

33

18.10(Ср)

 

Работа над ошибками. Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе. Учебник, с. 66.

1

 

34

19.10(Чт)

 

Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе

   

35

20.10(Пт)

 

Развитие речи 4. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. Учебник, с. 66, упр. 110.

1

 

36

23.10(Пн)

 

Части речи (7 ч)

Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи. Учебник, с. 67–68.

7 ч

1

 

37

24.10(Вт)

 

Грамматические признаки частей речи . Учебник, с. 69–70.

1

 

38

25.10(Ср)

 

Грамматические признаки частей речи. Учебник, с. 71–72.

1

 

39

26.10(Чт)

 

Наречие как часть речи. Учебник, с. 73–74.

1

 

40

27.10(Пт)

 

Наречие как часть речи. Учебник, с. 75–77.

2 четверть

1

 

41

   

Развитие речи 5.Творческое сочинение
с опорой на текст и репродукцию картины В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке»

Учебник, с. 77, упр. 134, 135.

1

 

42

   

Проверочная работа 2 по теме «Части речи» Учебник, с. 78.

1

 

43

   

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (43 ч)

Изменение по падежам имен существительных (6 ч)Как определить падеж имени существительного. Учебник, с. 80–81.

43 ч

6 ч

1

 

44

   

Признаки падежных форм имен существительных. Учебник, с. 82–83.

1

 

45

   

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имен существительных. Учебник, с. 84–85.

1

 

46

   

Упражнение в распознавании дательного и творительного падежей имен существительных. Учебник, с. 85–86

1

 

47

   

Упражнение в распознавании предложного падежа имен существительных. Учебник, с. 87.

1

 

48

   

Как определить падеж неизменяемых имен существительных . Учебник,с. 88.

1

 

49

   

Три склонения имен существительных (9 ч)

Три склонения имен существительных

(общее представление). Первое склонение имен существительных. Учебник, с. 89–90.

9 ч

1

 

50

   

Упражнение в распознавании имен существительных первого склонения .Учебник, с. 91–92.

1

 

51

   

Развитие речи 6. Сочинение по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» Учебник, с. 92, упр. 161

1

 

52

   

Второе склонение имен существительных. Учебник,
с. 93–94.

1

 

53

   

Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения . Учебник, с. 95–96.

1

 

54

   

Третье склонение имен существительных . Учебник,
с. 96–98.

1

 

55

   

Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения . Учебник, с. 98–99.

1

 

56

   

Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений. Учебник, с. 99–101.

1

 

57

   

Развитие речи 7.Подробноеизложениена основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. Учебник,
с. 101, упр. 180.

1

 

58

   

Склонение и правописание окончаний имен существительных в единственном числе (19 ч)

Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Учебник, с. 102–104.

19 ч

1

 

59

   

Именительный и винительный падежи .Учебник, с. 105–107.

   

60

   

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. Учебник, с. 107–108.

1

 

61

   

Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже.

Учебник, с. 109–110.

1

 

62

   

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных . Учебник, с. 111–112.

1

 

63

   

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных . Учебник, с. 112–113.

1

 

64

   

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже .Учебник, с. 113–114.

1

 

65

   

Упражнения в правописании и имен существительных в дательном и родительном падежах. Учебник, с. 115–116.

1

 

66

   

Упражнение в распознавании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах .Учебник, с. 116–117.

1

 

67

   

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже .Учебник, с. 117–118.

1

 

68

   

Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже .

Учебник, с. 119–120.

1

 

69

   

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже .Учебник, с. 121–122.

1

 

70

   

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже .

Учебник, с. 123–124.

1

 

71

   

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах . Учебник, с. 124–126.

1

 

72

   

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.

Учебник, с. 126–127.

1

 

73

   

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных

в родительном, дательном и предложном падежах.

Учебник, с. 128–130

1

 

74

   

Развитие речи 8.Сочинениепо репродукции
картины В. А. Тропинина «Кружевница»

Учебник, с. 130, упр. 247.

1

 

75

   

Проверочный диктант 4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

1

 

76

   

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

Учебник, с. 130.

1

 

77

   

Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе (9 ч)Множественное число имен существительных .Учебник, с. 131–132.

9 ч

 

78

   

Именительный падеж имен существительных множественного числа .Учебник, с. 133–134

1

 

79

   

Родительный падеж имен существительных множественного числа . Учебник, с. 135–136.

1

 

80

   

Родительный падеж имен существительных множественного числа . Учебник, с. 136–137

1

 

81

   

Винительный падеж одушевленных имен существительных множественного числа. Учебник, с. 138-139.

1

 

82

   

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа .

Учебник, с. 139–140.

1

 

83

   

Развитие речи 9.Подробноеизложениена основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. Учебник, с. 141,упр. 273

1

 

84

   

Проверочная работа 3 по теме «Правописание безударных падежных окончаний»

Учебник, с. 142–143.

1

 

85

   

Защита проектов «Говорите правильно. Учебник,
с. 144.

   

86

   

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (31 ч)

Повторение сведений об имени прилагательном как части речи (4 ч)

Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные Учебник, ч. 2, с. 4–5

31 ч

4 ч

1

 

87

   

Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные? Учебник, с. 6–7.

1

 

88

   

Род и число имен прилагательных . Учебник, с. 7–8.

1

 

89

   

Упражнение в определении рода и правописании родовых окончаний имен прилагательных. Выборочное списывание. Развитие речи 10. Составление описательного текста на тему «Любимая игрушка». Учебник, с. 8–9.

1

 

90

   

Склонение имен прилагательных (2 ч)

Падеж имени прилагательного .Учебник, с. 10–12.

2 ч

1

 

91

   

Развитие речи 11.Сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов»

Учебник, с. 13.

1

 

92

   

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (25 ч)

Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе .Учебник, с. 14–15.

25 ч

1

 

93

   

Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. Учебник, с. 16–18.

1

 

94

   

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Учебник, с. 19–20

1

 

95

   

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. Учебник, с. 20–21.

1

 

96

   

Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах
и правописании их падежных окончаний. Учебник, с. 22–23.

1

 

97

   

Упражнение в распознавании имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах. Учебник, с. 23–24.

1

 

98

   

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Учебник, с. 25–26.

1

 

99

   

Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода.

Учебник, с. 26–27

1

 

100

   

Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода. Наши проекты 3. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Учебник, с. 28.

1

 

101

   

Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Учебник, с. 29.

1

 

102

   

Правописание падежных окончаний имен

прилагательных женского рода в именительном

и винительном падежах. Учебник, с. 30–31

1

 

103

   

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном
падежах . Учебник, с. 32–33.

1

 

104

   

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. Учебник,
с. 33–34.

1

 

105

   

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода. Учебник, с. 35–37.

1

 

106

   

Развитие речи 12. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. Учебник, с. 36, упр. 77.

1

 

107

   

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Учебник, с. 38–39.

1

 

108

   

Развитие речи 13. Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».

Учебник, с. 40.

1

 

109

   

Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах. Учебник, с. 41–42.

1

 

110

   

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном
и предложном падежах. Учебник, с. 43–44.

1

 

111

   

Правописание окончаний имен прилагательных
в дательном и творительном падежах. Учебник,

с. 45–46.

1

 

112

   

Развитие речи 14. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану Учебник,

с. 46, упр. 99.

1

 

113

   

Развитие речи 15. Сочинение по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Учебник, с. 49.

1

 

114

   

Проверочный диктант 5 по теме «Падежные окончания имен прилагательных и имен существительных в единственном и во множественном числе»

1

 

115

   

Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. Учебник, с. 47–48.

1

 

116

   

Проверочная работа 4 по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»

Учебник, с. 49.

1

 

117

   

Местоимение (8 ч)

Роль местоимений в речи . Учебник, с. 52–53.

8 ч

1

 

118

   

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Учебник,
с. 54–55.

1

 

119

   

Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. Учебник, с. 56–58.

1

 

120

   

Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами . Учебник, с. 58–59.

1

 

121

   

Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями. Учебник, с. 60–62.

1

 

122

   

Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями. Учебник, с. 62–64

1

 

123

   

Развитие речи 16. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному план ). Учебник, с. 65, упр. 138.

1

 

124

   

Проверочная работа 5 по теме «Изменение личных местоимений по падежам». Учебник,
с. 66.

1

 

125

   

Глагол (32 ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (3 ч)

Роль глаголов в языке. Учебник, с. 68–69.

32 ч

3 ч

1

 

126

   

Роль глаголов в языке. Учебник, с. 69–70.

1

 

127

   

Изменение глаголов по временам.
Учебник, с. 71.

1

 

128

   

Неопределенная форма глагола (4 ч).

Неопределенная форма глагола .Учебник,
с. 72–73.

4 ч

1

 

129

   

Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами.

Учебник, с. 74–75.

1

 

130

   

Образование временных форм от глагола
в неопределенной форме. Учебник, с. 76–77.

1

 

131

   

Развитие речи 17.Подробноеизложениена основе зрительного восприятия текста по самостоятельно составленному плану. Учебник, с. 78–79, упр. 162

1

 

132

   

Спряжение глаголов (5 ч).

Спряжение глаголов (общее понятие. Учебник, с. 80–82.

1

 

133

   

Распознавание лица и числа глаголов. Учебник, с. 82–84.

1

 

134

   

Употребление мягкого знака (ь)в глаголах 2-го лица единственного числа. Учебник, с. 85.

1

 

135

   

Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании не с глаголами. Учебник, с. 86–87.

1

 

136

   

Развитие речи 18. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». Учебник, с. 87.

1

 

137

   

I и II спряжения глаголов (3 ч)

I и II спряжения глаголов. Учебник, с. 88–89.

3 ч

1

 

138

   

Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов I и II спряжения

Учебник, с. 90–91.

1

 

139

   

Наши проекты 4. «Пословицы и поговорки» Учебник, с. 92.

1

 

140

   

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (7 ч)

Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени. Учебник, с. 93–94.

7 ч

1

 

141

   

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов. Учебник, с. 94–95

1

 

142

   

Правописание безударных личных окончаний

Глаголов. Учебник, с. 96–97.

1

 

143

   

Правописание безударных личных окончаний

глаголов. Учебник, с. 98–99.

1

 

144

   

Правописание безударных личных окончаний

глаголов .Учебник, с. 100.

1

 

145

   

Проверочный диктант 6 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1

 

146

   

Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Учебник, с. 101

1

 

147

   

Правописание возвратных глаголов (3 ч)

Возвратные глаголы (общее представление)

Учебник, с. 102–103.

3 ч

1

 

148

   

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Учебник, с. 104–106.

1

 

149

   

Упражнение в правописании безударных

окончаний, -тся и -ться в возвратных глаголах.

Учебник, с. 106–108.

1

 

150

   

Правописание глаголов в прошедшем времени

(3 ч).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Учебник, с. 109–110.

3 ч

1

 

151

   

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени . Учебник, с. 111–112.

1

 

152

   

Правописание безударного суффикса
в глаголах прошедшего времени.
Развитие речи 19. Составление текста на спортивную тему. Учебник, с. 113–114.

1

 

153

   

Обобщение по теме «Глагол» (4 ч)Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи. Учебник, с. 115–116.

4 ч

1

 

154

   

Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола. Учебник, с. 117–118.

1

 

155

   

Развитие речи 20. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно

составленному плану. Учебник, с. 119, упр. 253.

1

 

156

   

Проверочная работа 6 по теме «Глагол»

Учебник, с. 120.

1

 

157

   

Повторение (14 ч)

Проверочный диктант 7за год

14 ч

1

 

158

   

Работа над ошибками. Язык и речь. Учебник,
с. 121–122.

1

 

159

   

Текст. Типы текстов. Учебник, с. 122–123.

1

 

160

   

Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Учебник, с. 124–125.

1

 

161

   

Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Учебник, с. 126–127.

1

 

162

   

Слово и его лексическое значение. Развитие речи 21. Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь». Учебник, с. 128–129.

1

 

163

   

Значимые части слова. Словообразование. Учебник, с. 130–132.

1

 

164

   

Правописание гласных и согласных в корне слов. Учебник, с. 132–134.

1

 

165

   

Части речи. Морфологические признаки частей речи .Учебник, с. 135–137.

1

 

166

   

Части речи. Морфологические признаки частей речи. Учебник, с. 137–139.

1

 

167

   

Развитие речи 22. Краткое изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану . Учебник, с. 140.

1

 

168

   

Части речи. Морфологические признаки частей речи. Учебник, с. 141–142.

1

 

169

   

Части речи. Морфологические признаки частей речи. Учебник, с. 142–143.

1

 

170

   

Звуко-буквенный и звуковой разбор слов. Учебник, с. 143–145.

1

 

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПРОГРАММУ

урока в теме

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.