Рабочая программа по русскому языку за 4 класс (УМК «Школа России»)
АДМИНИСТРАЦИЯ ДУБРОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА /МБОУ Сещинская СОШ/ 242760 Брянская область, Дубровский район, п.Сеща, ул.Военный городок, д.30 ОКПО 478801.03, ОГРН 1023201737492, ИНН/КПП 3210003331/321001001
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 4 в класса МБОУ Сещинской СОШ на 2016-2017 учебный год. Составитель: учитель начальных классов МБОУ Сещинской СОШ Искра О.А. п. Сеща, 2016 г.
|
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 4в класса МБОУ Сещинской СОШ на 2016-2017 учебный год разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в условиях реализации ФГОС (утв. приказом от 01.09.2016г. № 26-3) на основании Примерной программы учебного предмета «Русский язык» // Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).- http://fgosreestr.ru/
Рабочая программа обеспечена УМК:
Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.1 сост. Канакина В.П., Горецкий В.Г. - М.: Просвещение,2014 г.
Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.2 сост. Канакина В.П., Горецкий В.Г. - М.: Просвещение,2014 г.
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч.1.Москва «Просвещение» 2015
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч.2.Москва «Просвещение» 2015
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.
Рабочая программа рассчитана на 153 часа (4,5 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной и основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
этические чувства – стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД
слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Морфология
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Синтаксис
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Орфография и пунктуация
а) применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов;
сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) оосознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) ообнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Название раздела |
Содержание раздела |
Кол-во часов |
1. |
Повторение |
Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст). Предложение и словосочетание. |
7 |
2. |
Предложение |
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами. |
10 |
3. |
Слово в языке и речи |
Слово и его лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи. Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звукобуквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звуковогосостава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел. Морфологические признаки частей речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения). |
19 |
4. |
Имя существительное |
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке). Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи. |
32 |
5. |
Имя прилагательное |
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление). Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов. |
29 |
6. |
Местоимение |
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте. |
8 |
7. |
Глагол |
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих. Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний –тся в возвратных глаголах в 3-м лице и –ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление). Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал) Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат). |
34 |
8. |
Повторение |
Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи. Звуки и буквы. |
14 |
Итого |
153 |
Тематическое планирование
№ урока по порядку |
№ урока в теме |
дата проведения урока по плану |
дата проведения урока по факту |
тема урока |
Кол-во часов |
Примечание |
Повторение |
7ч |
|||||
1 |
1 |
1 09 |
Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс). Наша речь и наш язык. |
1ч |
||
2 |
2 |
2 09 |
Текст и его план. Признаки текста. |
1ч |
||
3 |
3 |
5 09 |
Типы текстов. |
1ч |
||
4 |
4 |
6 09 |
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. |
1ч |
||
5 |
5 |
7 09 |
Обращение. |
1ч |
||
6 |
6 |
8 09 |
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. |
1ч |
||
7 |
7 |
12 09 |
Словосочетание. |
1ч |
||
Предложение |
10ч |
|||||
8 |
1 |
13 09 |
Работа над ошибками. Однородные члены предложения. |
1ч |
||
9 |
2 |
14 09 |
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления. |
1ч |
||
10 |
3 |
15 09 |
Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами. |
1ч |
||
11 |
4 |
16 09 |
Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
1ч |
||
12 |
5 |
19 09 |
Простые и сложные предложения. |
1ч |
||
13 |
6 |
20 09 |
Контрольная работа по текстам администрации. |
1ч |
||
14 |
7 |
21 09 |
Работа над ошибками. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
14 |
||
15 |
8 |
22 09 |
Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. |
1ч |
||
16 |
9 |
26 09 |
Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». |
1ч |
||
17 |
10 |
27 09 |
Работа над ошибками, допущенными в сочинении. |
1ч |
||
Слово в языке и речи |
19ч |
|||||
18 |
1 |
28 09 |
Лексическое значение слова (повторение). |
1ч |
||
19 |
2 |
29 09 |
Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова. |
1ч |
||
20 |
3 |
30 09 |
Синонимы. Антонимы. Омонимы. |
1ч |
||
21 |
4 |
3 10 |
Фразеологизмы. |
1ч |
||
22 |
5 |
4 10 |
Состав слова. Значимые части слова (повторение). |
1ч |
||
23 |
6 |
5 10 |
Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу. |
1ч |
||
24 |
7 |
6 10 |
Состав слова. Приставки и суффиксы. |
1ч |
||
25 |
8 |
10 10 |
Правописание гласных и согласных в корне слова. |
1ч |
||
26 |
9 |
11 10 |
Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах. |
1ч |
||
27 |
10 |
12 10 |
Правописание гласных и согласныхв приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами-ик, -ек, -ок, -онок. |
1ч |
||
28 |
11 |
13 10 |
Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками. |
1ч |
||
29 |
12 |
14 10 |
Развитие речи. Обучающее изложение деформированного текста. |
1ч |
||
30 |
13 |
17 10 |
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Словарный диктант. |
1ч |
||
31 |
14 |
18 10 |
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение). |
1ч |
||
32 |
15 |
19 10 |
Части речи: глагол, имя числительное. |
1ч |
||
33 |
16 |
20 10 |
Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. |
1ч |
||
34 |
17 |
24 10 |
Развитие речи. Обучающее сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». |
1ч |
||
35 |
18 |
25 10 |
Работа над ошибками. Наречие как часть речи. Образование и правописание наречий. |
1ч |
||
36 |
19 |
26 10 |
Диктант по теме: «Части речи». |
1ч |
||
Имя существительное |
32ч |
|||||
37 |
1 |
27 10 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Изменение по падежам имён существительных. |
1ч |
||
38 |
2 |
28 10 |
Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах. |
1ч |
||
39 |
3 |
7 11 |
Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах. |
1ч |
||
40 |
4 |
8 11 |
Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже. |
1ч |
||
41 |
5 |
9 11 |
Три склонения имён существительных 1-е склонение имён существительных |
1ч |
||
42 |
6 |
10 11 |
Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. |
1ч |
||
43 |
7 |
14 11 |
2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения. |
1ч |
||
44 |
8 |
15 11 |
Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. |
1ч |
||
45 |
9 |
16 11 |
3-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. |
1ч |
||
46 |
10 |
17 11 |
Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
1ч |
||
47 |
11 |
18 11 |
Работа над ошибками, допущенными в сочинении (изложении). Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе |
1ч |
||
48 |
12 |
21 11 |
Именительный и винительный падежи имён существительных. |
1ч |
||
49 |
13 |
22 11 |
Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. |
1ч |
||
50 |
14 |
23 11 |
Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. |
1ч |
||
51 |
15 |
24 11 |
Падежные окончания имён существительных в дательном падеже. |
1ч |
||
52 |
16 |
28 11 |
Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. |
1ч |
||
53 |
17 |
29 11 |
Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. |
1ч |
||
54 |
18 |
30 11 |
Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. |
1ч |
||
55 |
19 |
1 12 |
Падежные окончания имён существительных в предложном падеже. |
1ч |
||
56 |
20 |
2 12 |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже. |
1ч |
||
57 |
21 |
5 12 |
Контрольное списывание. |
1ч |
||
58 |
22 |
6 12 |
Развитие речи. Обучающее сочинение-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница». |
1ч |
||
59 |
23 |
7 12 |
Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. |
1ч |
||
60 |
24 |
8 12 |
Диктант по теме: «Правописание падежных окончаний имён существительных в ед. числе». |
1ч |
||
61 |
25 |
12 12 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Морфологический разбор имени существительного как части речи. |
1ч |
||
62 |
26 |
13 12 |
Склонение имён существительных во множественном числе. |
1ч |
||
63 |
27 |
14 12 |
Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже. |
1ч |
||
64 |
28 |
15 12 |
Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже. |
1ч |
||
65 |
29 |
16 12 |
Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. |
1ч |
||
66 |
30 |
19 12 |
Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. Словарный диктант. |
1ч |
||
67 |
31 |
20 12 |
Развитие речи. Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану. |
1ч |
||
68 |
32 |
21 12 |
Работа над ошибками. Проект «Говорите правильно!» |
1ч |
||
Имя прилагательное |
29ч |
|||||
69 |
1 |
22 12 |
Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. |
1ч |
||
70 |
2 |
26 12 |
Значение и употребление имён прилагательных в речи. Число имён прилагательных. |
1ч |
||
71 |
3 |
27 12 |
Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). |
1ч |
||
72 |
4 |
9 01 |
Промежуточный контрольный диктант по текстам администрации |
1ч |
||
73 |
5 |
10 01 |
Работа над ошибками. Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. |
1ч |
||
74 |
6 |
11 01 |
Общее представление о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного. |
1ч |
||
75 |
7 |
12 01 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж. |
1ч |
||
76 |
8 |
13 01 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж. |
1ч |
||
77 |
9 |
16 01 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. |
1ч |
||
78 |
10 |
17 01 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. |
1ч |
||
79 |
11 |
18 01 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный и винительный падежи. |
1ч |
||
80 |
12 |
19 01 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи. |
1ч |
||
81 |
13 |
23 01 |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». |
1ч |
||
82 |
14 |
24 01 |
Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов». |
1ч |
||
83 |
15 |
25 01 |
Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях. |
1ч |
||
84 |
16 |
26 01 |
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. |
1ч |
||
85 |
17 |
27 01 |
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. |
1ч |
||
86 |
18 |
30 01 |
Правописание имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. |
1ч |
||
87 |
19 |
31 01 |
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. |
1ч |
||
88 |
20 |
1 02 |
Правописание имён прилагательных женского рода в единственном числе. |
1ч |
||
89 |
21 |
2 02 |
Правописание имён прилагательных во множественном числе. |
1ч |
||
90 |
22 |
6 02 |
Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». |
1ч |
||
91 |
23 |
7 02 |
Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи. |
1ч |
||
92 |
24 |
8 02 |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. |
1ч |
||
93 |
25 |
9 02 |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи. |
1ч |
||
94 |
26 |
10 02 |
Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста. |
1ч |
||
95 |
27 |
13 02 |
Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Имя прилагательное». |
1ч |
||
96 |
28 |
14 02 |
Диктант по теме: «Имя прилагательное». |
1ч |
||
97 |
29 |
15 02 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя». |
1ч |
||
Местоимение |
8ч |
|||||
98 |
1 |
16 02 |
Личные местоимения. Роль местоимений в речи. Словарный диктант. |
1ч |
||
99 |
2 |
20 02 |
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. Повторение. |
1ч |
||
100 |
3 |
21 02 |
Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. |
1ч |
||
101 |
4 |
22 02 |
Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. |
1ч |
||
102 |
5 |
23 02 |
Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного множественного числа. Правописание местоимений. |
1ч |
||
103 |
6 |
24 02 |
Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. |
1ч |
||
104 |
7 |
27 02 |
Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста. |
1ч |
||
105 |
8 |
28 02 |
Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Местоимение». Составление поздравительной открытки ко Дню 8 Марта. |
1ч |
||
Глагол |
34ч |
|||||
106 |
1 |
1 03 |
Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении. |
1ч |
||
107 |
2 |
2 03 |
Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). |
1ч |
||
108 |
3 |
6 03 |
Неопределённая форма глагола. |
1ч |
||
109 |
4 |
7 03 |
Неопределённая форма глаголов совершенного и несовершенного вида. Основа глагола неопределённой формы. |
1ч |
||
110 |
5 |
8 03 |
Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме. |
1ч |
||
111 |
6 |
9 03 |
Развитие речи. Контрольное изложение. |
1ч |
||
112 |
7 |
10 03 |
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Неопределённая форма глагола. |
1ч |
||
113 114 |
8 9 |
13 03 14 03 |
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. |
2ч |
||
115 |
10 |
15 03 |
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. |
1ч |
||
116 |
11 |
16 03 |
Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». |
1ч |
||
117 |
12 |
29 03 |
Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Проект «Пословицы и поговорки». |
1ч |
||
118 |
13 |
30 03 |
I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. |
1ч |
||
119 |
14 |
31 03 |
I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения. |
1ч |
||
120 |
15 |
3 04 |
Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. |
1ч |
||
121 122 123 124 |
16 17 18 19 |
4 04 5 04 6 04 10 04 |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
4ч |
||
125 |
20 |
11 04 |
Проверочная работа по теме: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями». |
1ч |
||
126 |
21 |
12 04 |
Возвратные глаголы (общее представление). |
1ч |
||
127 |
22 |
13 04 |
Правописание возвратных глаголов. |
1ч |
||
128 |
23 |
14 04 |
Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. |
1ч |
||
129 |
24 |
17 04 |
Развитие речи. Обучающее сочинение по сюжетным рисункам. |
1ч |
||
130 |
25 |
18 04 |
Работа над ошибками, допущенными в сочинении |
1ч |
||
131 |
26 |
19 04 |
Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола. |
1ч |
||
132 |
27 |
20 04 |
Правописание глаголов в прошедшем времени. |
1ч |
||
133 |
28 |
24 04 |
Правописание глаголов в прошедшем времени. |
1ч |
||
134 |
29 |
25 04 |
Обобщение по теме «Глагол». |
1ч |
||
135 |
30 |
26 04 |
Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. |
1ч |
||
136 |
31 |
27 04 |
Проверочная работа по теме «Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании». |
1ч |
||
137 |
32 |
28 04 |
Диктант по теме: «Глагол». |
1ч |
||
138 |
33 |
1 05 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
1ч |
||
139 |
34 |
2 05 |
Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста. |
1ч |
||
Повторение |
14ч |
|||||
140 |
1 |
3 05 |
Работа над ошибками. Язык и речь. |
1ч |
||
141 |
2 |
4 05 |
Контрольное списывание. |
1ч |
||
142 |
3 |
8 05 |
Текст. Предложение и словосочетание. Словарный диктант. |
1ч |
||
143 |
4 |
10 05 |
Лексическое значение слова. |
1ч |
||
144 |
5 |
11 05 |
Состав слова. |
1ч |
||
145 |
6 |
12 05 |
Итоговая комплексная работа на межпредметной основе |
1ч |
||
146 147 |
7 8 |
15 05 16 05 |
Правописание орфограмм в значимых частях слова. |
2ч |
||
148 |
9 |
17 05 |
Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. |
1ч |
||
149 |
10 |
18 05 |
Итоговый контрольный диктант |
1ч |
||
150 |
11 |
22 05 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Местоимение. |
1ч |
||
151 |
12 |
23 05 |
Имя числительное. Наречие. Глагол. Служебные части речи. |
1ч |
||
152 |
13 |
24 05 |
Правописание слов разных частей речи. |
1ч |
||
153 |
14 |
25 05 |
Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. |
1ч |