Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «физическая культура» для обучающегося со специальной медицинской группой «Б»

0
0
Материал опубликован 6 April 2020

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 67»

г. Оренбурга







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«физическая культура»

для обучающегося со специальной медицинской группой «Б»





Уровень (основной)

Класс ___9___

Разработана: /учитель физической культуры

Ф.И.О./должность




Пояснительная записка


Нормативно-правовая основа рабочей программы

Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577)

Образовательная программа основного общего образования МОАУ «СОШ № 67» /2015- 2016 уч.год—2019-2020 уч.год/ от 31.08.2015


Данная рабочая программа по физической культуре для обучающихся 9 классов со специальной медицинской группой «Б» направлена на укрепление здоровья учащейся, совершенствование ее физического развития, формирование у нее общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие ее личности в соответствии с принятыми нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью — усвоение определённых знаний по физической культуре и охране здоровья, двигательных умений и навыков, формирование приёмов деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащейся, испытывающей трудности в процессе обучения.


Освоение физической культуры в школе направлено на реализацию следующих задач:

- укрепление здоровья, профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата, содействие гармоническому физическому развитию;

- освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности,

- развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня, установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;

- воспитание морально-волевых качеств;

- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;

- обучение учащейся правилам поведения во время занятий физическими упражнениями; развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.

Коррекционные задачи физической культуры заключаются в формировании жизненных компетенций:

- исправление недостатков физического и психического развития посредством специальных упражнений;

- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;

- овладение учащейся основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации;

- формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью;

- овладение умениями включаться в занятия, дозировать физическую нагрузку.


Общая характеристика учебного предмета

Предмет «физическая культура» является основой физического воспитания, включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности и формирует физическую культуру личности.

Предметом обучения физической культуре является двигательная активность с общеразвивающей и коррекционной направленностью. В процессе овладения этой деятельностью корригируются психофизические качества, укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Система физического воспитания, объединяет урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия, развития и коррекции не только физических, но и духовных способностей учащейся, ее самоопределения, формирование физической культуры личности.

Физическая культура для учащейсяс задержкой психического развития ориентирована на создание благоприятных двигательно-игровых условий для самопроизвольной реализации учащейсяее естественного двигательного потенциала. Свободная двигательная активность позволяет учащейся испытывать радость от физических упражнений; трансформирует их из чисто механических в реабилитационно - лечебные, освобождая от чувства тревожности, зажатости, страха.

Организация творческой деятельности учащейся на уроках физической культуры позволяет увидеть характер учащейся, найти индивидуальный подход к ней с учётом пола, возраста, темперамента, ее интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить ее творческий потенциал. Соблюдение принципов спортивно-творческой направленности для учащейсяс задержкой психического развития создаёт основу «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, обеспечивает широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитанияучащейсяи формирует базу для физического совершенствования.

Важнейшим требованием проведения урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащейся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.









Планируемые результаты освоения учебного предмета

К концу года обучения ученик научится:

правилам поведения и профилактики травматизма на занятиях

физической культуры, правилам безопасности;

соблюдать личную гигиену, режим дня;

соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном;

выполнять тестовые задания для определения уровня развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

получит возможность научиться:

выполнять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом; выполнять метание малого мяча, упражнения в передачах, бросках, ловли мяча;

выполнять лазанье по гимнастической стенке, по наклонной скамейке, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке; выполнять упражнения на освоение навыков равновесия;

выполнять упражнения по формированию правильной осанки, развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, комплексы утренней гимнастики, физкультминуток и «подвижных перемен».

Предметные результаты:

 1) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений: освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в том числе с использованием технических средств); освоение двигательных навыков, координации, последовательности движений; совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости; умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и другое.

2) соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью: умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения и другое; повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании двигательных умений.

– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; – выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.




Содержание учебного предмета

9 КЛАСС Основы физической культуры и здорового образа жизни

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. Оздоровительные системы физического воспитания и спортивная подготовка.

Олимпийские игры древности и современности. Достижения отечественных и зарубежных спортсменов на Олимпийских играх. Основные этапы развития физической культуры в России.

Двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка. Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, техникой выполнения упражнений, соблюдением режимов физической нагрузки.

Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений.

Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности. Правила соревнований по одному из базовых видов спорта.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Комплексы утренней и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, физкультпауза (физкультминуток), элементы релаксации и аутотренинга.

Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения.

Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры.

Основы туристской подготовки. Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа

Спортивно-оздоровительная деятельность

Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты).

Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки. Лазание по канату. Упражнения и композиции ритмической гимнастики, танцевальные движения.

Легкая атлетика: спортивная ходьба, бег на короткие, средние и длинные дистанции, барьерный, эстафетный и кроссовый бег, прыжки в длину и высоту с разбега, метание малого мяча.

Лыжная подготовка: основные способы передвижения на лыжах, техника выполнения спусков, подъемов, поворотов, торможений.

Спортивные игры: технические приемы и тактические действия в баскетболе, волейболе, футболе, мини-футболе.

Основные способы плавания: кроль на груди и спине, брасс.

Упражнения культурно-этнической направленности: сюжетно-образные и обрядовые игры.

Элементы техники национальных видов спорта. Основы знаний о физической культуре, умений и навыков приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.





Коррекционная работа  

Комплексы дыхательной гимнастики

В различных исходных положениях тренировать все типы дыхания. Дыхательные упражнения с руками на поясе, за головой. Развивать подвижность грудной клетки при выполнении усиленного дыхания (на вдохе приподнять надплечья, на выдохе надавливать ладонями на боковые поверхности грудной клетки). Изменение темпа вдоха и выдоха (по подражанию, под хлопки, под счет). Ритмичное дыхание при выполнении движений: вдох при поднимании рук, отведении их в сторону, выпрямление туловища, разгибание ног: при опускании вниз головы, при наклонах туловища и приседаниях.

Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

Основная стойка, стойка — ноги на ширине плеч. Движения головой с сохранением заданного положения туловища и конечностей. Основные положения рук: вниз, в сторону, вперед, за спину, на пояс, на голову, к плечам. Последовательные движение руками (и ногами) по подражанию и по инструкции. Движение кистей и предплечий в разных направлениях. Противопоставление одного пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой, выделение пальцев рук, поочередное сгибание и разгибание пальцев. Из исходного положения сидя на полу, на гимнастической скамейке, стоя у опоры выполнение поочередно круговых движений, поднимание, отведение и приведение ног. Наклоны и повороты туловища при положении рук за голову, вверх, в сторону, на пояс. Группировки сидя, лежа на спине, в приседе. Перекат назад из упора присев и перекатом вперед, группировка сидя. Сочетание изученных движений. 

Упражнения для развития координации движений.

Передвижение к ориентирам (флажку или мячу). Выполнение исходных положений рук по инструкции учителя: вниз, вверх, вперед, назад, с открытыми и закрытыми глазами. Ходьба с изменением направления по ориентирам, начерченным на полу.

Движение головой в разных исходных положениях и при движениях рук; повороты, наклоны, вращение. Изменение исходных положений без опоры руками; из основной стойки — в стойку на одно колене, на два колена и обратно; в полуприсед и обратно. Кружение на месте переступанием, руки в стороны. Ходьба по начерченной линии, по доске, лежащей на полу, по гимнастической скамейке. Перешагивание через бруски, гимнастические палки, обручи, лежащие на полу на расстоянии 50 см.

Упражнения для формирования свода стоп.

Сгибание и разгибание пальцев ног, тыльное и подошвенное сгибание стоп, круговое движение, смыкание и размыкания носков с опорой о пятку. Сидя на полу с опорой руками сзади, на гимнастической скамейке, захватывать веревку пальцами ног, поднимать ее над полом, подтягивать к себе; катать мяч стопами, захватывать мяч, захватывать мяч и подбрасывать вверх, вперед, передавать соседу по ряду, перекатывание мяча подошвами стоп. Стоя лицом к гимнастической стенке, ноги на ширине ступни, ноги в шаге, в глубоком приседании, и, удерживаясь руками за рейку на уровне груди, ходить по нижней, выполнять перекаты с носка на пятку (сидя, стоя). 

Комплексы упражнений для развития основных физических качеств.

Лазанье вверх и вниз по гимнастической стенке, не касаясь реек. Лазанье на четвереньках по ковровой дорожке, по гимнастической скамейке, наклонной доске, наклонной лестнице. Перелезание через препятствие высотой 50—60 см (гимнастическая скамейка). Подлезание под препятствие высотой 40— 50 см (под натянутую веревку). Пролезание через обруч, удерживаемый учителем (другим учеником) ребром к полу вертикально. 

Упражнения с гимнастическими палками, с большими и малыми мячами, обручами.

Удержание палки различными хватами (сверху, снизу, сбоку) с индивидуальной коррекцией дефектов хвата. Перекладывание палки из руки в руку, меняя способы хвата. По подражанию принимать различные исходные положения с палкой в руках: палка внизу перед собой, палка за головой. Выполнение поворотов и наклонов туловища, удерживая палку перед собой, вверху. Стоя на коленях, палка над головой, повороты и наклоны туловища.

Принимать различные исходные положения, удерживая мяч в руках. Прокатывание мяча на дальность разгибанием руки (кисть сверху). Катание мяча толчком одной руки (двумя), лежа на животе. Стоя на коленях, перекатывать мяч вокруг себя, друг другу. Сидя на полу, ноги скрестно (ноги выпрямлены) — прокатывание мяча вокруг себя. Передача мяча друг другу (в парах, по кругу, по ряду двумя руками сверху на уровне груди, сверху, сбоку, с шага вперед). Прокатывание мяча перед собой с продвижением по залу. Броски мяча через веревку, лежа на животе. Броски мяча вперед, в сторону снизу, от груди, из-за головы. Подбрасывание мяча перед собой и ловля

Сгибание, разгибание, вращение кисти, предплечья и всей руки; с удержанием мяча. Перекладывание мяча из руки в руку перед собой, над головой, за спиной в основной стойке и изменяя исходное положение. Подбрасывание мяча, перед собой и ловля. 

















Тематическое планирование

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

9


Основы физической культуры и здорового образа жизни.

в процессе урока

1

Комплексы утренней и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Дыхательные упражнения.

3

2

Физкультпауза (физкультминутка), элементы релаксации и аутотренинга.

3

3

Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

3

4

Комплексы упражнений для регулирования массы тела и формирования телосложения.

3

5

Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

3

6

Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания.

3

7

Легкая атлетика: метание малого мяча.

2

8

Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа.

1

9

Построения и перестроения, ходьба и бег. Дыхательные упражнения.

3

10

Упражнения для расслабления мышц

3

11

Упражнения для развития координации движений.

3

12

Прыжки, лазание и перелезание. Упражнения для формирования функций равновесия, прямостояния.

3

13

Основы туристской подготовки. Упражнения для формирования свода стоп.

3

14

Упражнения и композиции ритмической гимнастики, танцевальные движения.

2

15

Упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

1

16

Лыжная подготовка: основные способы передвижения на лыжах. ( шагом)

4

17

Лыжная подготовка: техника выполнения спусков, подъемов. ( шагом)

4

18

Лыжная подготовка: техника выполнения поворотов, торможений. ( шагом)

3

19

Упражнения с гимнастическими палками, с большими и малыми мячами, обручами.

1

20

Спортивные игры: технические приемы и тактические действия в волейболе (игра по упрощенным правилам)

17

21

Формирование функции хвата и умению манипулировать с предметами различными по форме, объему и весу.

1

22

Спортивные игры: технические приемы и тактические действия в баскетболе (игра по упрощенным правилам)

11

23

Элементы техники национальных видов спорта. Основы знаний о физической культуре, умений и навыков приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.

1

24

Упражнения культурно-этнической направленности: сюжетно-образные и обрядовые игры (игра по упрощенным правилам)

9

25

Основные способы плавания: кроль на груди и спине, брасс. (Теория)

6

26

Зачет. Комплекс упражнений по заболеванию.

1

27

Спортивные игры: технические приемы и тактические действия в футболе, мини-футболе(игра по упрощенным правилам)

5


Итого

102





























Оценочный материал


Критерии и нормы оценки уровня подготовленности учащихся по предмету «Физическая культура».


Уровень теоретической подготовленности учащихся основной школы оценивается по пятибалльной шкале с выставлением следующих отметок:

Отметка «5» - выставляется ученику в том случае, если он в полном объеме владеет определенной (для данного этапа) системой знаний. При этом ученик способен творчески охарактеризовать основные понятия и факты; установить причинно-следственные связи; владеет способами и умениями применять полученные знания в практической деятельности (т.е. при организации самостоятельных занятиях физической культурой).

Отметка «4» выставляется тогда, когда ученик достаточно уверенно владеет полученными знаниями; способен раскрыть основное их содержание, привести некоторые факты; умеет применять некоторые знания в практической деятельности, но под контролем учителя.

Отметку «3» заслуживает ученик, уровень освоенности знаний которого недостаточен для практического использования, даже при подсказке учителя; при воспроизведении незначительного количества знаний ученик не способен охарактеризовать их основное содержание и указать взаимосвязь понятий и фактов.

Отметка «2» выставляется при неудовлетворительном владении знаниями; в случае, когда ученик может привести лишь отрывочные сведения об основных понятиях и фактах; не способен использовать знания на практике.

Уровень двигательной подготовленности также оценивается по пятибалльной шкале с выставлением следующих отметок:

- отметка «5» выставляется в случае точного и полного соблюдения основ, звеньев и деталей техники; свободного и слитного выполнения действия с оптимальной амплитудой;

- отметкой «4» оценивается действие, когда оно при соблюдении указанных требований содержит одну-две незначительные ошибки;

- отметка «3» отражает правильное выполнение действия в его основе с незначительными ошибками;

- отметка «2» выставляется при грубых нарушениях техники.











Методический материал



Наименование

Автор

Издательство

Год издания

Колличество (шт)

1

Комплексная программа Физического воспитания

В.И.Лях

Москва «Просвещение»

2012г.

1

2

Физическая культура 8-9 классы

В.И.Лях

Москва «Просвещение»

2012г.

1

3

Настольная книга учителя физической культуры

Б.И.Мишин

«АСТ-Астрель»

2003г.

1

4

Физическая культура 9 класс

В.А.Шиширин

«Лицей»

2001г.

1

5

Программа для внешкольных учреждений.Спортивные кружки секции

Г.И.Жуков

Москва «Просвещение»

1986г.

1

6

Большая эстафета

Н.А.Колесникова

Москва «Просвещение»

1982г.

1

7

Музыка и движение

С.И.Бекина

Москва «Просвещение»

1984г.

1

8

Физические качества спортсмена

В.М.Эациорский

Москва «Ф и С»

1975г.

1

9

Навык плавания-каждому

Ю.А.Семенова

Москва «Ф и С»

1983г.

1

10

Лыжный спорт в школе.

Г Богданов

Москва «Просвещение»

1975г.

1

11

Рассказы о спортсменах.

А Кареткин

Москва ДОСААФ СССР

1982Г.

1

12

Физическое воспитание детей с церебральным параличом

Мастюкова Е. М

М., Просвещение

1991

1

13

Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке).

Евсеев С.П.

Теория и практика физической культуры.

1998. №1. - С.2-7.

1

14

Адаптивная физическая культура:

Евсеев С.П., Шапкова Л.В.

Учебное пособие. - М.: Советский спорт,

2000. – 240 с.

1










Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»

9 класс

В результате изучения физической культуры ученик должен:

знать/понимать

роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;

основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;

уметь

составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

выполнять легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;

выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;

осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;

соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;

осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации