Урок на тему «Строительство домашнего хозяйства» (Обществознание, 5 классе)

0
0
Материал опубликован 30 May 2019

Конспект урока по обществознанию, 5 класс

Учитель: Пиляева Нина Владимировна, МБОУ «Дубровская ООШ» Горьковского района, Омской области

Строительство домашнего хозяйства.

Цели: познакомить с понятиями семейное хозяйство, потребности, экономика, семейный труд, с основными статьями бюджета семьи, особенностями распределения обязанностей в семье; рачительное хозяйство, правила хозяйствования.

Планируемые результаты: 

предметные: учащиеся научатся анализировать факторы, влияющие на экономику семьи; объяснять, что такое рачительный хозяин; систематизировать найденную по обществознанию информацию и представлять ее в виде семейного бюджета;

метапредметные УУД:  формулировать свою точку зрения; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; определять собственное отношение к явлениям современной жизни;

личностные УУД: формирование  понимания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношение к членам семьи; осознание ценности семейной жизни

 

План урока:

Постановка цели.

Раскрытие понятия «потребитель».

Зависимость потребителя от его бюджета.

Справедливое распределение домашних обязанностей.

Организация семейного труда.

Рефлексия.

Ход урока.

 

1. Постановка цели урока. Перед учащимися на доске макет основных аспектов домашнего строительства. Учащимся предлагается по данному макету определить цель урока и выделить важнейший аспект в домашнем строительстве.

(У: приобретение знаний о домашнем строительстве; на первом месте стоит личное семейное потребление)

2. Работа над новым материалом.

А) Личное семейное потребление.

Учитель: С каким историческим источником ассоциируется словосочетание «Домашнее строительство», каково его главное содержание? (У: «Домострой», 16 век, автор Сильвестр, полезные советы: как вести домашнее хозяйство, роль каждого члена семьи в домашнем хозяйстве и т. д.)

Учитель: Домашнее строительство начинается с решения важной проблемы личного и семейного потребления. Попробуем раскрыть суть понятия «потребитель».

1)Задача: Спор двух товарищей:

«Потребитель» имеет негативный оттенок, ибо под потребителем понимается человек, который в ущерб своему духовному развитию занят поиском престижных вещей, практически не используемых ни им самим, ни его семьей.

«Потребитель» имеет положительное звучание, т.к это человек, удовлетворяющий свои культурные и материальные потребности, вызванные желанием жить по человечески.

(Учащимся предоставляется возможность подискутировать)

Учитель сообщает, что понятие «потребитель» раскрывается в законе РФ «О защите прав потребителей», вступившим в силу в новой редакции в 1996 году; зачитывает положения, кто является потребителем.

2)Практическое задание: Работа в парах по карточке.

Опираясь на признаки понятия «потребитель», определите, будет ли распространяться закон РФ «О защите прав потребителей» на следующих действующих лиц. Выделить, на кого будет распространяться. Пояснить свой выбор.

 

1. Гражданин, заключивший договор о ремонте своей квартиры.

2. Гражданка, пользующаяся пылесосом, купленным мужем.

3. Гражданин, сдавший белье в прачечную.

4. Гражданка, обратившаяся к продавцу за информацией об интересующем её холодильнике.

5. Гражданин, купивший большую партию товаров для того, чтобы продать их по более высокой цене в другом городе.

 

При затруднении с ответом к п.5 отметить, что потребитель – лицо, которое покупает и использует услуги только для себя.

 

Б) Личный семейный бюджет. Разбор понятия 2семейный бюджет», «рачительный хозяин»

1)Практическое задание. Индивидуальная работа. Каждому выдается по одной карточке, на каждой написана разная сумма денег. Учитель объясняет, что учащиеся должны определить, на какие нужды будут распределены полученные каждым доходы.

Предмет одежды

Необходимые продукты

Торт

Велосипед

Сотовый телефон

Домашний кинотеатр

Предмет мебели

Другое (определяют сами)

1000

800

500

7000

8000

8000

4000

 

Посещение фитнесклуба

Прогулка на теплоходе

Посещение театра

Подарок другу (подруге)

Туристическая поездка

Поход в кино

Игровые автоматы

Коммунальные услуги

500

400

600

500

20000

200

200

1600

Вывод: каждый для себя решает сам, кому какие расходы важнее на сегодняшний день (финансовая грамотность)

В) Справедливое распределение домашнего хозяйства. Работа в группах.

1) Задача: В семье 4 человека: папа, мама, сын- 14 лет, дочь- 4 года.

Рабочий день родителей одинаков. Приходя с работы, папа отдыхает, затем выносит мусор. Мама, идя с работы, заходит в магазин за продуктами, готовит ужин, моет посуду, занимается с дочкой. Сын, придя со школы, делает уроки, пылесосит, остальное время играет в компьютер, общается с друзьями. Проанализируйте, насколько справедливо распределены обязанности в данной семье.

 

2) Практическая работа по группам: Класс разбивается на группы. Первая группа составляет список работ по ведению домашнего хозяйства в зимний период, вторая – в летний период; для каждого вида работ определяют примерное время, необходимое для их выполнения. Фронтальное обсуждение, возможное дополнение в составленные списки.

3. Контроль знаний.

Запишите все новые понятия, над которыми мы сегодня работали и дайте им пояснение (можно своими словами)

4.Рефлексия.

1. Что я узнал нового и полезного________________________________________

2. Что бы я хотел ещё узнать по этой теме_________________________________

3. Сегодня из урока я сделал вывод, что____________________________________

5.Домашнее задание: На основе составленных списков домашних хозяйственных работ составить совместно с родителями графики распределения семейных обязанностей.

Условные обозначения: М – мама, П – папа, С – сын, Д – дочь.

Учитель предлагает 2 образца графиков на выбор, либо учащиеся составляют распределение домашних обязанностей своим способом.

 

График 1.

 

Обязанности

Дни недели

понед

вторн

среда

четв

пятн

субб

воскрес

Уборка квартиры

Мытье посуды

Стирка

Кормление скота

Чистка снега

Приготовление дров для печи

другое

 

 

 

 

 

 

 

 

График 2.

 

Члены семьи

обязанности

Дни недели

Мама

 

Папа

 

Сын

 

Дочь

 

Приготовление пищи

ежедневно

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.