Предварительный просмотр презентации
Агрессивное поведение детей и подростков
Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – это явление не только индивидуальное, но и групповое. Импульсивная агрессия Инструментальная
Цель агрессии Целью агрессии может быть: принуждение; усиление власти и доминирование; управление впечатлением; заработок; аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта; месть за перенесенное страдание; причинение боли жертве, получение удовольствия от ее страданий.
Формы и виды агрессии По форме агрессию подразделяют на: физическую (избиение, ранение, изнасилование); вербальную (оскорбление, клевета, угроза); прямую; косвенную (сплетни, злобные шутки); инструментальную (действия киллера); эмоциональную (аффективную). Произвольная агрессия возникает из желания, намерения воспрепятствовать, повредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, во время которого действие неподконтрольно субъекту.
Причины агрессии Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться 1. По степени личностной вовлечённости: – ситуативные агрессивные реакции (краткосрочная реакция); – агрессивное состояние (на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации); – устойчивое агрессивное поведение личности. 2. По степени активности: – пассивное агрессивное поведение (бездействие или отказ); – активное агрессивное поведение (разрушение, насилие). 3. По эффективности: – конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совладанию со стрессовыми ситуациями); – деструктивное агрессивное поведение (наносящее ущерб самой личности или окружающим). 4. По выраженности психопатологической составляющей: – нормальное агрессивное поведение; – агрессивное поведение в рамках патологических реакций; –агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (зависимое поведение); –агрессивное поведение в рамках личностных расстройств (нарциссическое или пограничное расстройство личности); –агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов (психоорганический, дементный, параноидальный и др.).
Структура проявления агрессии В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней: поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, действия); аффективный (негативные эмоциональные состояния чувства – гнев, злость, ярость); когнитивный (неадекватные представления, негативные ожидания и установки); мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления
Особенности агрессии детей и подростков Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей. Агрессия часто возникает без реального повода.
Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения С самого начала необходимо начинать работу с семьёй; Психо-коррекционная работа как индивидуальная, так и групповая; Формирование круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей; Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка - включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.