Описание занятий
программы по коррекции агрессивного поведения
у подростков
(автор О.Л. Гончарова)
Занятие 16. Итоговое занятие
Цель занятия: подведение итогов, проведённых занятий.
Упражнение «Посылка»
Инструкция: Участники садятся в круг, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и должен вернуться по кругу к своему хозяину.
Обсуждение домашнего задания.
Ведущий обсуждает с участниками домашнее задание, которое было задано на предыдущем занятии.
Упражнение «Это я возьму с собой»
(автор Гончарова О.Л.)
Инструкция: Ведущий предлагает участника нарисовать две корзины. В первую корзину необходимо положить (написать) всё то, что для них было важное на занятиях. Во вторую корзину необходимо положить (написать) всё то, что им не нужно. Первую корзину мысленно они забирают с собой, а вторую корзину они оставляют ведущему.
Вопросы обратной связи:
Что для вас было самым важным в этих занятиях?
Какие существенные изменения произошли в вас?
Какие эмоции переполняют вас?
Повторная диагностика. При проведении повторной диагностики используются методики выявления агрессии.
МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФОРМ АГРЕССИИ А. БАССА и А. ДАРКИ
(адаптация А.К. Осницкого)
Инструкция: Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из четырех важных ответов: «ДА», «ПОЖАЛУЙ, ДА», «ПОЖАЛУЙ, НЕТ», «НЕТ».
Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
Не всегда получаю то, что мне положено.
Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
Мне кажется, что я не способен ударить человека.
Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
Когда установленное правило не нравится мне, хочется его нарушить.
Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
Часто бываю не согласен с людьми.
Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
В раздражении хлопаю дверьми.
Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
Если кто-то строит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
Меня немного огорчает моя судьба.
Думаю, что многие люди не любят меня.
Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
Я не способен на грубые шутки.
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
Довольно многие завидуют мне.
Требую, чтобы люди уважали мои права.
Меня огорчает, что я мало делю для своих родителей.
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
От злости иногда бываю мрачным.
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
Если кто-то раздражает меня, готов сказать все, что о нем думаю.
Делаю много такого, что о чем впоследствии сожалею.
Если разозлюсь могу ударить кого-нибудь.
С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
Когда кричат на меня, кричу в ответ.
Неудачи огорчают меня.
Дерусь не реже и не чаще других.
Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
Раньше думал, что большинство людей говорят правду, но теперь этому не верю.
Ругаюсь только от злости.
Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю её.
Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
Бываю грубоват по отношению к тем людям, которые мне не нравятся.
У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
Часто думаю, что живу неправильно.
Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
Не огорчаюсь из-за мелочей.
Мне редко приходит мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
В последнее время я стал занудой.
В споре часто повышаю голос.
Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Обработка и интерпретация методики диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого)
При обработке данных в обычных условиях ответ «ДА» и «ПОЖАЛУЙ, ДА» объединяются (суммируются как ответы «да»), также как и ответы «НЕТ» и «ПОЖАЛУЙ, НЕТ» (суммируются как ответы «нет»).
КЛЮЧ 1
для обработки результатов испытания по опроснику
«1». ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ (к=11):
1+, 9–, 17–, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+.
«2». ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ (к=8):
7+, 15+, 23+, 31+, 39–, 46+, 53+, 60+, 66–, 71+, 73+, 74–, 75–.
«3». КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ (к=13):
2+, 10+, 18+, 26–, 34+, 42+, 49–, 56+, 63+.
«4». НЕГАТИВИЗМ (к=20)
4+, 12+, 20+, 28+, 36–.
«5». РАЗДРАЖЕНИЕ (к=9):
3+, 11–, 19+, 27+, 35–, 43+, 50+, 57+, 64+, 69–, 72+.
«6». ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ (к=11):
6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65–, 70–.
«7». ОБИДА (к=11):
5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+.
«8». ЧУВСТВО ВИНЫ (к=11):
8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.
Номера вопросов со знаком «–» требуют и регистрации ответа с противоположны знаком: если был ответ «ДА», то мы его регистрируем как ответ «НЕТ», если был ответ «НЕТ», регистрируем как ответ «ДА». Сумма баллов,
умноженная на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, позволяет получить удобные для сопоставления – нормированные – показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитываются).
Суммарные показатели:
(«1» + «2» + «3») : 3 = ИА – индекс агрессивности;
(«6» + «7») : 2 = ИВ – индекс враждебности.
КЛЮЧ 2
с бланком для анализа результатов
«1» |
«3» |
«5» |
«4» |
«7» |
«6» |
«2» |
«8» |
|
1+ |
2+ |
3+ |
4+ |
5+ |
6+ |
7+ |
8+ |
|
9– |
10+ |
11– |
12+ |
13+ |
14+ |
15+ |
16+ |
|
17– |
18+ |
19+ |
20+ |
21+ |
22+ |
23+ |
24+ |
|
25+ |
26– |
27+ |
28+ |
29+ |
30+ |
31+ |
32+ |
|
33+ |
34+ |
35+ |
36– |
37+ |
38+ |
39– |
40+ |
|
41+ |
42+ |
43+ |
44+ |
45+ |
46+ |
47+ |
||
48+ |
49– |
50+ |
51+ |
52+ |
53+ |
54+ |
||
55+ |
56+ |
57+ |
58+ |
59+ |
60+ |
61+ |
||
62+ |
63– |
64+ |
65– |
66– |
67+ |
|||
68+ |
69– |
70– |
71+ |
|||||
72+ |
73+ |
|||||||
74– |
||||||||
75– |
||||||||
11 |
13 |
9 |
20 |
13 |
11 |
8 |
А. Басс и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:
Использование физической силы против другого лица – ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ.
Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятие, ругань) – ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ.
Использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.) – КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ.
Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов, – НЕГАТИВИЗМ.
Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости – РАЗДРАЖЕНИЕ.
Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред, – ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ.
Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания, – ОБИДА.
Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно, – АУТОАГРЕССИЯ, или ЧУВСТВО ВИНЫ.
МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Г. АЙЗЕНКА
Инструкция: предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит – то 0 баллов.
№ |
Психические состояния |
Подходит |
Подходит, но не очень |
Не подходит |
2 |
1 |
0 |
||
1. |
Не чувствую в себе уверенности |
|||
2. |
Часто из-за пустяков краснею |
|||
3. |
Мой сон беспокоен |
|||
4. |
Легко впадаю в уныние |
|||
5. |
Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях |
|||
6. |
Меня пугают трудности |
|||
7. |
Люблю копаться в своих недостатках |
|||
8. |
Меня легко убедить |
|||
9. |
Я мнительный |
|||
10. |
С трудом переношу время ожидания |
|||
11. |
Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход |
|||
12. |
Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом |
|||
13. |
При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя |
|||
14. |
Несчастья и неудачи ничему меня не учат |
|||
15. |
Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной |
|||
16. |
Я нередко чувствую себя беззащитным |
|||
17. |
Иногда у меня бывает состояние отчаяния. |
|||
18. |
Чувствую растерянность перед трудностями |
|||
19. |
В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели |
|||
20. |
Считаю недостатки своего характера неисправимыми |
|||
21. |
Оставляю за собой последнее слово |
|||
22. |
Нередко в разговоре перебиваю собеседника |
|||
23. |
Меня легко рассердить |
|||
24. |
Люблю делать замечания другим. |
|||
25. |
Хочу быть авторитетом для окружающих |
|||
26. |
Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего |
|||
27. |
Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю |
|||
28. |
Предпочитаю больше руководить, чем подчинять |
|||
29. |
У меня резкая, грубоватая жестикуляция. |
|||
30. |
Я мстителен |
|||
31. |
Мне трудно менять привычки |
|||
32. |
Нелегко переключаю внимание |
|||
33. |
Очень насторожено отношусь ко всему новому |
|||
34. |
Меня трудно переубедить |
|||
35. |
Нередко у меня выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться |
|||
36. |
Нелегко сближаюсь с людьми |
|||
37. |
Меня расстраивают даже незначительные разрушения плана |
|||
38. |
Нередко я проявляю упрямство |
|||
39. |
Неохотно иду на риск |
|||
40. |
Резко переживаю отклонения от принятого мною режима |
Обработка и интерпретация результатов методики самооценки психических состояний А. Айзенка
Подсчитайте сумму баллов за каждую из четырех групп вопросов:
1. 1-10 вопросы – тревожность.
2. 11-20 вопросы – фрустрация.
3. 21-30 вопросы – агрессивность.
4. 31-40 вопросы – ригидность.
1. Тревожность
0-7 баллов – вы не тревожны.
8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня.
15-20 баллов – вы очень тревожны.
2. Фрустрация
0-7 баллов – вы имеете высокую самооценку, устойчивы к
неудачам и не боитесь трудностей.
8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место.
15-20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач.
3. Агрессивность
0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны.
8-14 баллов – средний уровень.
15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержанны. Есть трудности
в работе с людьми.
Ригидность
0-7 баллов – ригидности нет, лёгкая переключаемость.
8-14 баллов – средний уровень.
15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье.
Анкетирование
Заполните анкету.
АНКЕТА «МОЁ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЙДЕННЫМ ЗАНЯТИЯМ»
(автор Гончарова О.Л.)
Оцените в баллах, своё отношение к пройденным занятиям (обведите кружком)
1 2 3 4 5
Какое занятие вам больше всего понравилось? Почему? ___________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Что вам в целом понравилось в занятиях (подчеркни):
содержание занятий
форма проведения
ведущий
другое _____________________________________________________
________________________________________________________________
Что изменилось в вас после проведенных занятий? ________________
________________________________________________________________
Пригодятся ли вам полученные знания на занятиях в дальнейшем? Чем? ___________________________________________________________
________________________________________________________________
Рефлексивная технология «Мишень»
Инструкция: Ведущий на листе ватмана рисуется мишень, которая делится на четыре сектора. В каждом из секторов записываются следующие параметры: 1-й сектор – оценка содержания; 2-й сектор – оценка формы; 3-й сектор – оценка деятельности ведущего; 4-й сектор – оценка своей деятельности. Каждый участник делает метку (точку, плюс) в четырех секторах. Метка соответствует оценке результатов пройденных занятий.
Алгоритм рефлексивной деятельности следующий:
оценка результатов;
обсуждение результатов;
анализ пройденных занятий.
Литература
Гончарова О.Л. Психология агрессивного поведения: программа занятий по коррекции агрессивного поведения: Учебно-методическое пособие. – М.: PRONDO, 2012. – 76 с.
Гончарова О.Л. Психология агрессивного поведения: программа занятий по коррекции агрессивного поведения: Рабочая тетрадь учащегося, студента, обучающегося. – М.: PRONDO, 2012. – 44 с.