Занятие по коррекции агрессивного поведения у подростков №4 «Психология агрессивного поведения»

6
0
Материал опубликован 1 August 2017 в группе

Описание занятий

программы по коррекции агрессивного поведения

у подростков

(автор О.Л. Гончарова)

Занятие 4. Психология агрессивного поведения

Цель занятия: психологическое информирование.

Упражнение «Три степени доверия»

Инструкция: Группа делится на равные части. Одна половина участников становится в круг, закрывает глаза и берёт друг друга за руки. Участники из второй подгруппы располагаются у них за спинами. Первая степень доверия: те, кто находится внутри, падают наружу. Те, кто снаружи, удерживают их на каком-то расстоянии. Вторая степень доверия: то же самое, но не держась за руки. Третья степень доверия: участники во внутреннем круге с закрытыми глазами поворачиваются на 180 градусов и падают лицом наружу. При каждой пробе участники в наружном круге меняются местами.

Обсуждение домашнего задания.

Ведущий обсуждает с участниками домашнее задание, которое было задано на предыдущем занятии.

Мини-лекция на тему: «Психология агрессивного поведения»

Агрессивное поведение – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

Становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства.

Агрессивное поведение может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия»).

Агрессивное поведение может быть прямым, когда человек не скрывает свою агрессию от окружающих. Проявляется это различными способами, начиная от высказывания угроз в сторону собеседника и заканчивая непосредственными агрессивными действиями. Также агрессивное поведение может быть косвенным, когда агрессия скрывается под неприязнью, ехидством или иронией. Косвенной агрессией человек давит на «жертву».

Диагностика форм агрессивного поведения

МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ФОРМ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

(модифицированный вариант Басса-Дарки)

Инструкция: ответьте на утверждения следующим образом: если согласны, то «+», если не согласны, то «-».

Если я разозлюсь, то могу ударить кого-нибудь.

Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.

Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.

Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

Если мне случилось обмануть кого-нибудь, я испытывал(а) мучительные угрызения совести.

Мне кажется, что я не способен ударить человека.

Когда я раздражаюсь, то хлопаю дверьми.

Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

Если мне не нравится установленное правило, мне хочется его нарушить.

Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.

Я думаю, что многие люди не любят меня.

Я требую, чтобы люди уважали мои права.

Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

Иногда я выражаю гнев тем, что стучу кулаком по столу.

Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

Нет людей, которых я по-настоящему ненавидел бы.

Довольно много людей мне завидуют.

Даже если я злюсь, то не прибегаю к «сильным» выражениям.

Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.

Я могу вспомнить случай, когда был так зол, что хватал первый попавшийся предмет и ломал его.

Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

Когда со мной разговариваю командным тоном, мне ничего не хочется делать.

Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

Если кто-то раздражает меня, я готов сказать всё, что я о нём думаю.

Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

Если кто-то первым ударит меня, я не отвечу ему.

В споре я часто повышаю голос.

Я не раздражаюсь из-за мелочей.

Когда люди корчат из себя начальника, я делаю всё, чтобы они не зазнавались.

Я не всегда получаю то хорошее, чего заслуживаю.

У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

Я часто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

Я делаю много того, о чём впоследствии жалею.

Обработка и интерпретация результатов. Чем больше совпадений, тем ярче выражена агрессия.

Физическая агрессия 1 -9 17 -25 -33

Косвенная агрессия -2 10 18 26 34

Раздражительность 3 11 19 27 -35

Негативизм 4 12 20 28 36

Обидчивость 5 13 -21 29 37

Подозрительность 6 14 22 30 -38

Вербальная агрессия 7 15 -23 31 39

Чувство вины 8 16 24 32 40

Физическая агрессия – использование физической силы против другого человека.

Косвенная агрессия – агрессия направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а так же агрессия, которая ни на кого не направлена, – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Раздражительность – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета.

Обидчивость – зависть и ненависть к окружающим, обусловленная чувством горечи, гнева.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к окружающим людям.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств словесно по отношению к другим людям (ссора, крик, визг, угрозы, ругань).

Чувство вины – угрызение совести, вина себя в чем-либо.

Рефлексивная технология «Плюс и минус»

(автор Гончарова О.Л.)

Инструкция: Участниками предлагается проанализировать занятие, заполнив таблицу.

Преимущества

(+)

Недостатки

(-)

   

Алгоритм рефлексивной деятельности следующий:

обмен мнениями в группе;

обобщение ведущего для получения общей картины.

Домашнее задание

Подготовьте сообщение по теме: «Психология агрессивного поведения».


 

Литература

Гончарова О.Л. Психология агрессивного поведения: программа занятий по коррекции агрессивного поведения: Учебно-методическое пособие. – М.: PRONDO, 2012. – 76 с.

Гончарова О.Л. Психология агрессивного поведения: программа занятий по коррекции агрессивного поведения: Рабочая тетрадь учащегося, студента, обучающегося. – М.: PRONDO, 2012. – 44 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации