Ι. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем разговор о русской литературе ХХ века. Посмотрите на своё «рабочее место», все ли учебные принадлежности присутствуют?
СТАДИЯ ВЫЗОВА
ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений
- Я добавила к вашим учебным принадлежностям листы с заданиями. Вам предлагается ответить на 3 вопроса. Вопрос | Ответ | 1. Его именем в России названы 7 населенных пунктов и 35 улиц и переулков в городах и селах России, 4 из них - в Пензенской области, в том числе в городе Наровчат, родном городе писателя. О ком речь?
|
| 2. Рассказ писателя (см. вопрос № 1) , вселяющий надежду на то, что талант и усердие никогда не останутся без внимания.
|
| 3. "Какой человек, такой у него и мир". О каком мире говорит Бахтияр Мамедов, азербайджанский писатель?
|
|
Передайте свою карточку с ответами соседу по парте. Проверьте работу одноклассника.
- Если вы правильно ответили на вопросы, вы узнали ключевые слова нашего урока.
ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы
- Вам представлены иллюстрации, оформлен опорный конспект, размещены сигнальные карточки. Можно ли по оформлению кабинета догадаться о теме урока?
- По ключевым словам – А.И. Куприн, "Тапер", внутренний мир - предположите тему урока.
ΙV. Формулирование проблемы, планирование деятельности
- Анализировали ли вы рассказ А.Куприна "Тапер"до этого урока?
- Значит, какую задачу мы перед собой поставим?
- Но анализировать художественное произведение можно по-разному. Опираясь на тему урока, скажите, на что мы будем обращать внимание при анализе текста?
- Что такое для вас " внутренний мир человека"?
- Для раскрытия внутреннего мира человека автор использует различные приемы. Скажите, они вам известны?
- Какую следующую задачу мы будем решать?
- Итак, наш план работы: 1. Проанализировать рассказ А.Куприна "Тапер". 2. Выяснить, какие существуют приемы художественного раскрытия внутреннего мира человека.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
V. Открытие нового знания
- Сейчас я предлагаю вам погрузиться в ХΙХ век и познакомиться с традицией, существовавшей в то время на Руси.
1. Прием "Инсерт" - Для этого обратимся к тексту на карточке, прочитаем его про себя и промаркируем информацию: V - уже знал; + - новая информация; - - думал иначе; ? - есть вопросы, хочу узнать больше. Прием "Инсерт" Прочитайте текст про себя и промаркируйте информацию: V - уже знала (знала); + - новая информация; - - думал (-а) иначе; ? - есть вопросы, хочу узнать больше. Текст | Маркеры (символы) | Давным-давно, в конце 18 века в России начали устраиваться вечера для детей из знатных семей.
Эти вечера вначале проводились один раз в год - в Рождество, а затем стали организовываться и в именины.
На эти вечера допускались дети с 12 лет.
Здесь учились танцевать, поддерживать беседу, знать бальный этикет, знакомиться, получая массу впечатлений. |
|
- Какая информация для вас оказалась новой?
- Хотели бы вы узнать больше о данной традиции?
- Предлагаю вам посетить один из таких вечеров, который проводился в семье Рудневых.
2. Работа в группах.
Группа 1: "Перед балом"
- Какая атмосфера царила в доме Рудневых перед началом бала?
- Сделайте вывод: какой прием использовал автор, чтобы передать внутреннее состояние домочадцев?
- Какая из сестер волнуется больше всего?
- Почему? - "Подвижная, как ртуть, Тина сгорала от нетерпеливого беспокойства...". Но она была спасена. Кем? Что я имею в виду?
- Кто такой тапер?
Группа № 2: "Тапер"
- Каким изображен приехавший музыкант? Прочитайте.
- Какой прием использовал здесь А.И. Куприн?
- Докажите, что портрет помогает раскрыть внутренний мир героя, его характер.
- Какой детали лица мальчишки автор уделяет особое внимание?
- Почему?
- Что можно сказать о мальчике, судя по его глазам?
Группа № 3: "Лидия"
- К какому выводу пришла группа № 3, анализировавшая фрагмент "Лидия Аркадьевна и тапер"?
- Почему Лидия так бессердечно повела себя с тапером? В ответ прочитайте цитату (стр. 128)
- Какова реакция тапера на такое поведение Лидии? (см. стр. 129).
- Как это характеризует юного музыканта?
- Обратимся к сигнальным картам, подумаем: какая из пословиц подтверждает ваше высказывание?
- Какая из пословиц более всего раскрывает внутренний мир Лидии?
- "Реалист взял наугад одну из толстых, переплетенных в шагрень нотных тетрадей и раскрыл ее". Какое слово здесь самое важное, весомое?
- О чем нам говорит это слово?
- Тапер сел за рояль и стал играть "Венгерскую рапсодию" Листа.
ПРОСЛУШИВАНИЕ "ВЕНГЕРСКОЙ РАПСОДИИ" ЛИСТА.
Группа № 4: "Игра тапера"
- К какому выводу пришла группа, работавшая с фрагментом "Игра тапера"?
- Как вы думаете, почему именно это произведение играет мальчик?
- "Мальчик... искал глазами Лидию, но ее уже не было в зале". Почему?
- Большой знаток музыки, А.Куприн знает, чем потрясти детей. Он вводит в дом еще одного гостя.
Группа № 5: "Рубинштейн".
- Кто же он?
Прием "Устный ответ в паре".
- Что в облике гостя особенно впечатляло? Расскажите.
- О чем говорит такая реакция?
VI. Применение нового знания.
- Готовясь к уроку, каждая из групп подобрала пословицы, поговорки или высказывания известных людей о таланте. Поделитесь, пожалуйста.
- Какая мысль объединяет эти высказывания? - Это и есть главная мысль, идея текста.
Викторина.
1. Какой праздник ежегодно отмечала семья Рудневых? 2. Как зовут главного героя рассказа? 3. Сколько лет было юному музыканту? 4. Какой художественный прием раскрытия внутреннего мира героя Куприн использует неоднократно? 5. Деталь лица, которой автор уделяет особое внимание? 6. Прием раскрытия внутреннего мира героя, при котором используется несобственно-прямая речь.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Самопроверка по эталону. Самооценка.
- Почему вы не смогли ответить на вопрос № 6?
Домашнее задание Прочитать сказку-быль М. Пришвина "Кладовая солнца".
Психологическая рефлексия "Острова": - Поставьте знак +, ! или любой другой, на каком острове вы сейчас побывали: о. Страха, Познания, Скуки, Радости.
- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли вопросы удалось найти правильный ответ?
- Давайте оценим уровень приобретенных знаний.
Рефлексия учебной деятельности.
Выберите, как вы поступите с информацией, полученной на уроке:
Мясорубка – информацию переработаю Чемодан – все пригодится в дальнейшем Корзина – все выброшу
|
Обучающиеся приветствуют учителя, дают знать, что готовы начать урок.
Обучающиеся проверяют наличие учебных принадлежностей.
Обучающиеся отвечают на вопросы, ответы записывают в карточку, выделяют ключевые слова: А.И. Куприн, "Тапер", внутренний мир.
Обучающиеся высказывают свои предположения, приводят примеры.
Обучающиеся формулируют тему урока. Учитель записывает тему.
- Нет.
Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.
- Проанализировать рассказ А.Куприна "Тапер".
Задачи проектируются на экран или записываются на доску.
- На внутренний мир человека (героя).
Обучающиеся высказывают свои предположения.
- Нет.
- Выяснить, какие существуют приемы художественного раскрытия внутреннего мира человека.
Отвечает кто-то из обучающихся.
Обучающиеся работают с текстом, маркируя информацию.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Обучающиеся работают в группах. Каждая из групп готовит свое задание, а затем представляет его.
- Суета, суматоха.
- Прием "окружающая обстановка" (обучающиеся записывают вывод в тетрадь).
- "Двенадцатилетняя Тиночка Руднева влетела, как разрывная бомба..."; - "Взволнованная, запыхавшаяся, вся розовая от быстрого бега..."; - "...она волновалась больше всех, хлопотала и бегала за десятерых, попадаясь ежеминутно кому-нибудь под ноги, и только усиливала общую суету..."; - "...Пылкая Тина успела уже взбудоражить весь дом"; -"На шум прибежала ... горничная Дуняша"; - "Подвижная, как ртуть, Тина сгорала от нетерпеливого беспокойства..."; - "Таня сама начинала тревожиться...".
- Тиночка.
- Это её первый бал, а музыкантов еще нет. - Дуняша привела тапера.
Обучающиеся высказывают свои предположения.
Обучающиеся приводят цитаты.
- Портрет.
- Глазам.
- Глаза - зеркало души.
- Глубокий, умный, решительный, волевой, много испытавший, с богатым внутренним миром.
- Поступок героя.
- "Большие глаза мальчика вдруг блеснули гневом и насмешкой. Даже напряженная неловкость его позы внезапно исчезла".
- Не даст себя в обиду. Ему присуще чувство собственного достоинства.
- Телом слаб, да душою крепок.
- Лицом - цветок, а душою - головешка черная.
- Наугад.
- Это слово говорит о мастерстве реалиста еще до того, как он начал играть.
Обучающиеся читают вслух фрагмент текста. - Проанализировав этот фрагмент текста, мы пришли к выводу, что писатель использовал здесь сразу 2 приема. Это - .... и .... .
- Отличается сложностью в исполнении.
- Поняла, что ошибалась. Ей стало стыдно. Мальчик одержал моральную победу.
- Антон Григорьевич Рубинштейн.
- Когда автор рассказывает о Рубинштейне, он подробно описывает его портрет: лоб, глаза, губы, волосы. Потом он опять описывает портрет композитора (прочитать часть предложения со) стр. 134. Значит, мы делаем вывод, что Куприн здесь использовал такой прием, как... .
- Тапер - настоящий талант.
- Нужно очень много трудиться, чтобы достичь успеха в жизни.
- Рождество - Юрий Азагаров - 14 - Портрет
- Глаза - Внутренний монолог. (ответы написаны учителем заранее)
- Потому что мы это еще не изучали.
Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.
На доске изображения предметов:
Мясорубка – информацию переработаю Чемодан – все пригодится в дальнейшем Корзина – все выброшу |