Аксиосфера современного педагога.
«Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы.»
К.А. Гельвеций
Сегодня общество испытывает глубокие и стремительные перемены. На смену прежнему стилю жизни приходит новый стандарт. В связи с этим на современном этапе интенсивного развития и совершенствования педагогики аксиосфера современного педагога приобретает особую актуальность.
Согласно мнению Э.Ф.Зеер, анализ личности специалиста той или иной профессии, его отношения к миру невозможен без изучения системы его ценностных ориентаций, которые являются одним из центральных личностных образований. Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и определяют мотивацию его поведения, существенно влияя на все стороны профессиональной деятельности.
Очевидно, что особую роль в решении проблем образования играет профессиональная культура педагога и ее ядро –ценностные ориентации.
Личность педагога- ведущий фактор любого обучения. Наиболее существенный показатель успешности- глобальная личностная характеристика, то есть система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы.
Воспитатель 21 века это :
-гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; и воспитания для реализации поставленных задач; организовать
-профессионал, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; организовать рефлексивную деятельность;
-педагог , обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения, занимающийся самообразованием, обладающий многогранностью интересов.
Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил:- «Сильным, опытным становится педагог , который умеет анализировать свой труд»
Гуманистические параметры педагогической деятельности, выступая ее «вечными» ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между сущим и должным, действительностью и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих разрывов, называют стремление к самосовершенствованию и обуславливают мировоззренческое самоопределение педагога.
Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, общества в сфере образования. представлений, норм, правил, традиций регламентирующих деятельность.
Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.
Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности педагога, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации. Аксиологическое «Я» как система ценностных ориентаций содержит не только когнетивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально –личностной системы педагогических ценностей.
Присвоение профессиональных ценностей специалистом начинается с момента выбора и овладения педагогической профессией, продолжается в течении всей профессиональной деятельности. Присвоение профессиональных ценностей предполагает осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; изменение отношения к себе как к профессионалу; изменение внутренних, субъективных профессиональных идеалов и т.д.
Таким образом, вопросы, касающиеся профессиональных ценностей педагога, в настоящее время приобретают все большую актуальность. Профессиональные ценности играют исключительно важную роль в формировании личности профессионала, выступают в качестве высшего уровня регуляции поведения человека, выражают направленность его интересов и потребностей, определяют присущие ему установки и мотивацию в сфере профессиональной деятельности.