Эссе на тему «Портрет современного педагога. В каждом человеке есть солнце»

4
0
Материал опубликован 24 June 2018

Кушалакова Альфия Ивановна –

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №12 « город Астрахань

Эссе: «Портрет современного педагога»

«В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ ЕСТЬ СОЛНЦЕ»

Кто знает , что не знает , тот дитя- научи его.

Кто не знает , что знает, тот слепец- разбуди его.

Кто не знает, что не знает, тот глупец- гони его.

Кто знает, что знает, тот мудрец- иди за ним!

(Восточная мудрость)

Все начинается в детстве…. Маленький человек пытливо смотрит на мир. В

каждом – затаенные роднички талантов. Почему же у нас так много

«серости»?

Секрет , наверное знали древние мудрецы, сложившие вот такую легенду :

«..Давным-давно люди обладали божественными способностями. Однажды они разгневали Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое. Поместить на вершину горы – человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане- но и там не очень надежное место. Тогда решил Брахма спрятать Божий Дар туда, где не всякий догадается искать – в Человеческую Душу.

И не ошибся, до сих пор об этом мало кто подозревает»

Удивительно красивая и мудрая легенда! Учитель- один из тех немногих людей, который может дать возможность ребенку проникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного, тем более учитель Истории .

В каждом человеке есть солнце, нужно только дать ему светить. И я думаю, нет, я уверена, что именно история призвана помочь светить «внутреннему солнцу» каждого ребенка. Из более чем пятисот определений культуры, которые существуют в культурологической практике, пожалуй самым мудрым является то, которое трактует слово КУЛЬТУРА как почитание(культ) огня(Ур).

Борьба света и тьмы существовала издревле, но более всего она обострилась

сейчас, в наше сложное время. Угроза нависла не только над экологией

природы , но и над экологией души, человеческой души , болезненной

неокрепшей детской души… И лишь только привнесением света, к чему и призваны мы, учителя, уничтожится тьма…

Поэтому для меня самая горькая минута урока - это пустые глаза ученика. Но

не за дисциплину, тишину, безропотное послушание сражаюсь я на каждом

уроке, а пытаюсь «солнце» зажечь. По опыту знаю, что почти все дети трудные, каждый по- своему, поэтому завоевать их внимание, значит, завоевать их самих. Но как ? Вечный вопрос учителя…

Я думаю, что к ним нужно явиться , а не просто войти, а тот кто

«явился» всегда найдет выход из любого трудного положения.

Помните, как у поэта:»…когда мы входим в класс таким, каким ты был,

только повзрослевшим и мудрым . Посмотреть на все глазами далекого

детства и соотнести то, что хочется ребятам сейчас, с тем, что им необходимо

завтра. Разговаривать без вычурности и снобизма, той наигранной педагогичности, которая удручает сейчас даже первоклассников, не говоря уже о детях старшего возраста.

Я считаю , что самое трудное – полюбить в детях возраст, в сущности, их

самих, как у Достоевского: «Мы не должны превозноситься над детьми, мы

их хуже. И если мы их учим чему- нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они

делают нас лучше нашим соприкосновением с ними». Но посмотрим , что на

этот счет думают сами ученики: «Ступая на жизненную тропу, мы следуем тем жизненным принципам и идеалам, которые были заложены в нас близкими нам людьми- учителями. Нас, учеников много, а он один. И все же он должен найти и находит именно те слова и действия, которые объяснят нам – мы не одни, у нас есть человек, к которому всегда можно обратиться ,

который все разъяснит и поможет , у которого всегда можно спросить совета и не бояться ответа «не знаю». Учителя всегда интересно слушать, потому, что ты ему веришь…» Денисова Алла 11 класс

Учитель , ученик, звонок, перемена…. Вечная «перемена» и нельзя

оставаться одинаковым, да и сами дети этого не позволят если ты настоящий

учитель.

День за днем, за годом год ... Так кто же ты? Мудрец, глупец, слепец? Как

прав был великий педагог, и его имя известно каждому, как и его слова

«сперва любить – потом учить». Именно эти слова определяют стержневую

суть моей педагогики. Нравственность - высшая ее цель, а любовь- это

основное проявление нравственности. Любовь к жизни, любовь к ближнему, как к самому себе, любовь к познанию, любовь к окружающему миру – без всего этого человек ущербен, он не состоится, а знания без любви и нравственности - это оружие против природы человеческой.

Моя педагогическая философия – это своего рода симфония – симфония

школьной жизни. В ней есть свои законы, свои герои, темы, драматургия.

Главная тема моей симфонии – это ученики.

Побочная партия – учитель.

И вот во взаимодействии «ученик- учитель» происходит развитие всей

симфонии школьной жизни:

Пробиться к самым тайникам,

Добыть из этих тайников

Любовь к своим ученикам,

Любовь своих учеников.

Какой же он – главный герой школьной симфонии? Это очень сложный,

многомерный образ. Спокойный и непоседа, послушный и излишне самостоятельный, думающий и наоборот…

И нам главное не забыть , что двух одинаковых не бывает – это первая часть «симфонии»

Вторая часть - образ свечи: свечи- символ жизни. Так и учитель пока горит

на работе – он живет.

Свеча горит и тает, оставляя след на подсвечнике. Учитель тоже горит и

тоже оставляет след, но в душе ученика.

Третья часть «симфонии»- скерцо (шутка)

Так и школьная жизнь . Она немыслима без шутки, только шутки должны

быть добрыми, да и «мудрая чудинка» в характере учителя- вовсе не

странность. Шутка помогает в самых неожиданных ситуациях…

Финал. Лучше всего, если симфония будет « неоконченной» как у великого

композитора, но по всем канонам должен быть финал и у меня он такой (это

слова французского драматурга Жана Ануя): «..когда человек взрослеет, единственное, и самое надежное для него утешение – это увидеть отблеск своего детства в глазах какого – нибудь ребенка».

И, стремясь к этому, человек становится УЧИТЕЛЕМ, и ради этого стоит

жить!

Комментарии
Комментариев пока нет.