Эссе на тему «Портрет современного педагога. В каждом человеке есть солнце»
Кушалакова Альфия Ивановна –
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №12 « город Астрахань
Эссе: «Портрет современного педагога»
«В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ ЕСТЬ СОЛНЦЕ»
Кто знает , что не знает , тот дитя- научи его.
Кто не знает , что знает, тот слепец- разбуди его.
Кто не знает, что не знает, тот глупец- гони его.
Кто знает, что знает, тот мудрец- иди за ним!
(Восточная мудрость)
Все начинается в детстве…. Маленький человек пытливо смотрит на мир. В
каждом – затаенные роднички талантов. Почему же у нас так много
«серости»?
Секрет , наверное знали древние мудрецы, сложившие вот такую легенду :
«..Давным-давно люди обладали божественными способностями. Однажды они разгневали Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое. Поместить на вершину горы – человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане- но и там не очень надежное место. Тогда решил Брахма спрятать Божий Дар туда, где не всякий догадается искать – в Человеческую Душу.
И не ошибся, до сих пор об этом мало кто подозревает»
Удивительно красивая и мудрая легенда! Учитель- один из тех немногих людей, который может дать возможность ребенку проникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного, тем более учитель Истории .
В каждом человеке есть солнце, нужно только дать ему светить. И я думаю, нет, я уверена, что именно история призвана помочь светить «внутреннему солнцу» каждого ребенка. Из более чем пятисот определений культуры, которые существуют в культурологической практике, пожалуй самым мудрым является то, которое трактует слово КУЛЬТУРА как почитание(культ) огня(Ур).
Борьба света и тьмы существовала издревле, но более всего она обострилась
сейчас, в наше сложное время. Угроза нависла не только над экологией
природы , но и над экологией души, человеческой души , болезненной
неокрепшей детской души… И лишь только привнесением света, к чему и призваны мы, учителя, уничтожится тьма…
Поэтому для меня самая горькая минута урока - это пустые глаза ученика. Но
не за дисциплину, тишину, безропотное послушание сражаюсь я на каждом
уроке, а пытаюсь «солнце» зажечь. По опыту знаю, что почти все дети трудные, каждый по- своему, поэтому завоевать их внимание, значит, завоевать их самих. Но как ? Вечный вопрос учителя…
Я думаю, что к ним нужно явиться , а не просто войти, а тот кто
«явился» всегда найдет выход из любого трудного положения.
Помните, как у поэта:»…когда мы входим в класс таким, каким ты был,
только повзрослевшим и мудрым . Посмотреть на все глазами далекого
детства и соотнести то, что хочется ребятам сейчас, с тем, что им необходимо
завтра. Разговаривать без вычурности и снобизма, той наигранной педагогичности, которая удручает сейчас даже первоклассников, не говоря уже о детях старшего возраста.
Я считаю , что самое трудное – полюбить в детях возраст, в сущности, их
самих, как у Достоевского: «Мы не должны превозноситься над детьми, мы
их хуже. И если мы их учим чему- нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они
делают нас лучше нашим соприкосновением с ними». Но посмотрим , что на
этот счет думают сами ученики: «Ступая на жизненную тропу, мы следуем тем жизненным принципам и идеалам, которые были заложены в нас близкими нам людьми- учителями. Нас, учеников много, а он один. И все же он должен найти и находит именно те слова и действия, которые объяснят нам – мы не одни, у нас есть человек, к которому всегда можно обратиться ,
который все разъяснит и поможет , у которого всегда можно спросить совета и не бояться ответа «не знаю». Учителя всегда интересно слушать, потому, что ты ему веришь…» Денисова Алла 11 класс
Учитель , ученик, звонок, перемена…. Вечная «перемена» и нельзя
оставаться одинаковым, да и сами дети этого не позволят если ты настоящий
учитель.
День за днем, за годом год ... Так кто же ты? Мудрец, глупец, слепец? Как
прав был великий педагог, и его имя известно каждому, как и его слова
«сперва любить – потом учить». Именно эти слова определяют стержневую
суть моей педагогики. Нравственность - высшая ее цель, а любовь- это
основное проявление нравственности. Любовь к жизни, любовь к ближнему, как к самому себе, любовь к познанию, любовь к окружающему миру – без всего этого человек ущербен, он не состоится, а знания без любви и нравственности - это оружие против природы человеческой.
Моя педагогическая философия – это своего рода симфония – симфония
школьной жизни. В ней есть свои законы, свои герои, темы, драматургия.
Главная тема моей симфонии – это ученики.
Побочная партия – учитель.
И вот во взаимодействии «ученик- учитель» происходит развитие всей
симфонии школьной жизни:
Пробиться к самым тайникам,
Добыть из этих тайников
Любовь к своим ученикам,
Любовь своих учеников.
Какой же он – главный герой школьной симфонии? Это очень сложный,
многомерный образ. Спокойный и непоседа, послушный и излишне самостоятельный, думающий и наоборот…
И нам главное не забыть , что двух одинаковых не бывает – это первая часть «симфонии»
Вторая часть - образ свечи: свечи- символ жизни. Так и учитель пока горит
на работе – он живет.
Свеча горит и тает, оставляя след на подсвечнике. Учитель тоже горит и
тоже оставляет след, но в душе ученика.
Третья часть «симфонии»- скерцо (шутка)
Так и школьная жизнь . Она немыслима без шутки, только шутки должны
быть добрыми, да и «мудрая чудинка» в характере учителя- вовсе не
странность. Шутка помогает в самых неожиданных ситуациях…
Финал. Лучше всего, если симфония будет « неоконченной» как у великого
композитора, но по всем канонам должен быть финал и у меня он такой (это
слова французского драматурга Жана Ануя): «..когда человек взрослеет, единственное, и самое надежное для него утешение – это увидеть отблеск своего детства в глазах какого – нибудь ребенка».
И, стремясь к этому, человек становится УЧИТЕЛЕМ, и ради этого стоит
жить!