Урок по основам экономики «Активы и обязательства. Основы бюджета семьи. Виды бюджета» (7–9 класс)
Разработала: Симонова Наталья Николаевна
учитель экономики КГУ «Школа-гимназия № 2»
акимата г. Усть-Каменогорска
Директор школы: Мухамадиева Кульзира Жакеновна
АКТИВЫ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. ОСНОВЫ БЮДЖЕТА СЕМЬИ. ВИДЫ БЮДЖЕТА
Цели:
обучающая: Ознакомиться с понятиями активов, обязательств. Рассмотреть бюджет семьи. Проанализировать составляющие доходов и расходов. В ходе игры «Семейный бюджет» показать принципы составления семейного бюджета, основные статьи доходов и расходов семьи.
развивающая: развивать представление о том, что все решения, принимаемые относительно денег, глубоко личные и зависят от собственных жизненных ценностей;
воспитывающая: содействовать в правильном и экономном использовании доходов и умению определять собственные цели и характер расходов.
Материалы к уроку:
1. Раздаточный материал: карточки для составления бюджета
ХОД УРОКА
1. Активы и обязательства. Знакомство с концепцией собственного капитала. Предложить учащимся подумать об их собственных активах и обязательствах.
В дополнение к наиболее очевидным активам, таким как дом или машина, или эквивалентным обязательствам, таким как банковская ссуда или ипотека, существуют некоторые скрытые активы и обязательства, которые учащиеся должны рассмотреть.
Скрытые активы обычно становятся реальными финансовыми активами через потенциальные заработки, и большинство личных активов, которые влияют на эти заработки, это – природные таланты или склонности, уровень образованности, уровень финансовых амбиций.
Скрытые обязательства выступают в форме ожидаемых будущих расходов на дополнительное образование для себя и своих детей, на выплаты за дом или в пенсионный фонд.
ВОПРОС ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Как вы определите собственный капитал? В учебнике написано, что если вы сложите, то, чем вы владеете и вычтите то, что вы должны, вы и получите в результате собственный капитал. У большинства молодых людей нет большого собственного капитала, но если они рассматривают ценность своего образования и своих способностей, у них получится гораздо больше активов, чем они предполагают.
Информация в таблице далее распространяет эту идею и указывает, что есть скрытые обязательства, которые нужно принимать во внимание: стоимость обучения и пенсионные расходы. Она также показывает скрытые вклады: таланты, образование, амбиции.
2. Укажите, что «балансовый отчет» - официальный отчет об активах и обязательствах. Если активов больше, чем обязательств, тогда есть реальная ценность или собственный капитал.
Для персонального финансового планирования главный смысл заключается в том, что владеть достаточным собственным капиталом, который поможет вам наслаждаться жизнью.
Вы можете нарисовать схему на доске, обсудить каждую деталь, чтобы убедиться в том, что учащиеся ее понимают.
Персональный балансовый отчет
Активы |
(Собственность + Акции + Облигации +Наличные) |
+ скрытые активы |
(Образование +Предпринимательство + Потенциальные заработки) |
- Обязательства |
(ипотечный заем + ссуда на машину + заем на кредитную карту + другие долги) |
- Скрытые обязательства |
(пенсионные расходы + оплата за образование детей) |
= СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ |
Понятие о бюджете можно внести в контекст, обсудив то, как вы собираетесь решать ваши финансовые ресурсы.
2. Каждый день, из года в год, мы с вами завтракаем, обедаем и ужинаем, носим разную одежду. А также покупаем игрушки, тетради, часы, косметику, шампунь, обувь, аудио и видеотехнику и еще много других товаров. Пока человек растет и живет со своими родителями, он, скорее всего, не задумывается о том, откуда берутся средства на удовлетворение основных потребностей членов семьи (еда, жилье, одежда, транспорт и т.д.) Но иногда (и, может быть, часто) у него возникают споры с родителями по поводу той суммы денег, которую он хотел бы получать на карманные расходы, и на просьбу выделить дополнительное количество денег, слышит, что денег нет. И вот тут возникает законный вопрос: "А куда же они деваются?" Ответу на этот вопрос посвящено это занятие. Попробуем разобраться, откуда появляются и куда деваются те деньги, которые получают родители.
Таблица. Бюджет семьи
Основные источники доходов |
Основные статьи расходования денежных средств |
А) трансферты (пенсии, стипендия, пособия и др. соц. выплаты) Б) наследство В) выигрыш Г) премия Д) доходы от теневой экономики и т д. |
Постоянные расходы Коммунальные платежи (квартплата, свет, газ, вода и т.д.) Транспорт Налоги Прочие постоянные расходы (Оплата музыкальной школы, спортивные секции и т.д.) Переменные расходы Питание Одежда и обувь Другие промышленные товары Предметы санитарии и гигиены Лекарства Развлечения * |
Итого доходы: |
Итого расходы: |
В экономике есть раздел, посвященный изучению семейного бюджета. И это понятно, ведь любую нормальную семью интересует вопрос об источниках доходов и основных статьях расходов: где можно "взять" деньги и как лучше их потратить. Для того чтобы упорядочить потоки доходов и расходов, семья составляет свой "финансовый план", который называется "бюджет".
Бюджет семьи — это структура доходов и расходов семьи за определенный период времени (месяц или год).
Удобнее всего составлять данный план каждый месяц, т.к. доходы и расходы в различные месяцы года могут быть разными. Но прежде чем перейти к составлению семейного бюджета, попробуем определиться с существующими источниками доходов и основными принципами расходования денежных средств.
♦ Трудовые доходы — это заработная плата, которую получают работающие члены семьи каждый месяц за то, что продают свой труд.
Доходы от собственности — доходы от собственности — доходы, которые семья получает от сдачи в аренду недвижимости (квартиры, дачи и т.д.), участков земли или даже некоторой суммы денег, находящейся банке.
Доходы от передаточных платежей (трансферты) - доходы в виде пенсий по старости и инвалидности, дотаций (денежные суммы, которые выделяются семьям в качестве помощи) и т.д.
♦ Доходы от теневой, экономики — такие источники доходов занимают, к сожалению, довольно большое место среди всех доходов. Они связаны с участием в деятельности, незарегистрированной в государственных органах и не подлежащей налогообложению, просто с укрывательством доходов во избежание налогов, с взятками и коррупцией, а также с вымогательством и рэкетом.
3. Виды бюджета
Если в бюджете семьи доходы равны расходам, то его называют сбалансированным. Если расходы превышают доходы, то говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же доходы больше расходов, то бюджет имеет избыток, положительное сальдо.
Сальдо — разница между доходами и расходами.
Таким образом, если бюджет имеет положительное сальдо, то в его доходной части появляется статья "сбережения" или "накопления".
Излишек можно использовать для увеличения активов
УВЕЛИЧЕНИЕ АКТИВОВ |
УМЕНЬШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ |
Собственность Акции Облигации Наличные Зарезервировать для обучения детей Отложить в качестве пенсионных вкладов Сбережения на «черный день» или на непредвиденные расходы |
Ипотечный заем Ссуда на кредитную карту Ссуда на машину |
Успешные в финансовом плане люди приобретают активы, которые работают на них. Например, они покупают здания, в которых могут жить сами и помещения, которые могут сдавать в аренду. Те же, кто не являются успешными, приобретают обязательства, думая при этом, что купили активы. Например, они покупают дорогие часы и платят за них, используя кредитные карты, или приобретают дом, который не принесет им реальной прибыли.
ДЕЛОВАЯ ИГРА «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
Основные понятия: бюджет, доход, расход, заработная плата, трансфертные платежи, дотации.
Форма проведения урока: урок проводится в форме деловой игры.
Класс разбивается на группы по 2—3 человека. Каждая группа получает карточку с исходными данными: количество человек в семье, доход каждого члена семьи, количество и возраст иждивенцев, возможность дополнительного заработка. На доске выписывается перечень основных продуктов питания и промышленных товаров, которые семьи могут приобретать. Затем моделируются различные ситуации. Например, массовое увольнение пенсионеров в регионе, создание дополнительных рабочих мест для студентов, вероятность скорого кризиса в мукомольной промышленности, распродажа бытовой техники и т.д. Ученики должны составить новый бюджет в течение 5-6 минут после объявления условий, и так 6—7 раз в течение урока. В конце урока каждая группа сдает свои бюджеты учителю.
Оценки за эти работы можно выставлять по желанию учеников. При выставлении оценки учитывается, насколько верно были учтены основные доходы, и распределены основные расходы и, в первую очередь, обязательные платежи.
При разборе игры на следующем уроке, или же перед началом игры, важно отметить, что разные "семьи" ведут разную "политику". Т.е. одни могут все деньги моментально тратить, другие, наоборот, стараются максимально сберегать. И то, и другое будет правильно, поскольку такое поведение зависит, в первую очередь, от членов семьи, их характеров, представлений о жизни, восприятия экономической ситуации.
Если урок по рассматриваемой теме проходит в 10-м классе, то можно добавить несколько новых параметров, например, возможность займа денег у соседей, получения потребительского кредита, покупки товаров в рассрочку, уровня инфляции в стране и т.д., чтобы усложнить игру и попытаться максимально приблизить ее к реальности.
Используемая литература на уроке:
Мой финансовый бизнес: Учебное пособие; ОФ Джуниор Эчивмент Казахстан; Серия «Юный предприниматель, Алматы, 2009г.
Экономика (вопросы школьного образования): Учебно-методическое пособие «Домашнее хозяйство»; Ольденбургский Университет, Новосибирский Государственный Университет, Журнал №4, 1998г.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Карточка 1: Семья Арчиковых: Отец, Николай Иванович — программист, зарплата 100 тыс. тг. в месяц, раб. день — 8 часов, возможность подработки — 2 ч. в день (лекции в колледже — 500 тг./ч). Мать, Антонина Сергеевна — работает в школе, раб. день — 5 ч. (зарплата 55 тыс. тг.), возможность подработки — 4ч. в день (утром) (нянечкой в д/саду — 20 тыс.тг. в месяц). Дети: Татьяна, учится в 9 классе, близнецы Оля и Марина учатся в 3 классе.
Карточка 2: Семья Алимбековых: Отец, Марат Каленович –ИТР металлургического предприятия, зарплата – 150 тыс.тг. в месяц, раб. день — 8 часов. Мать, Гульмира Кажиевна — работает в автобусном парке медсестрой, раб. день — 8 ч. (зарплата 65 тыс. тг.. Дети: Анара, учится в 11 классе, братья Ержан и Санат учатся в 3 и соответственно в 5 классе.
Карточка 3: Семья Петряковых: Отец, Валентин Михайлович — водитель, зарплата 120 тыс. тг. в месяц, раб. день — 8 часов, возможность подработки — 1 ч. в день (слесарем — 1000 тг./ч). Мать,Ирина Сергеевна — работает в школе, раб. день — 5 ч. (зарплата 55 тыс. тг.), возможность подработки — 2ч. в день (вечером) (репетитором — 500 тг. За 1 час). Дети: Ольга, учится в 11 классе, брат Егор - 8 классе.
Карточка 4: Семья Ерлановых: Отец, Ерик Маратович — строитель, зарплата 140 тыс. тг. в месяц, раб. день — 8 часов, возможность подработки — 1 ч. в день (лекции в колледже — 500 тг./ч). Мать, Зауре Амантаевна — работает в больнице, раб. день — 8 ч. (зарплата 85 тыс. тг.), Дети: Зарина, учится в 10 классе, имеет временный заработок (пишет рефераты для студентов экономического колледжа – за неделю зарабатывает2000 тг.), сестра Камила - ходит в детский сад.
Карточка 5: Семья Корниенко: Отец, Владимир Петрович — предприниматель (владелец торгового центра), прибыль 300 тыс. тг. в месяц, раб. день — 8 часов, возможность подработки — 4 ч. в день (лекции в экономическом ВУЗе — 500 тг./ч). Мать, Галина Николаевна — домохозяйка. Дети: Олег, учится в 5 классе, сестры Олеся и Владлена учатся в 1 и в 8 классе.
Карточка 6: Семья Захаряна: Отец, Алекс Геворкянович— работает в торговой сети - менеджером, зарплата 200 тыс. тг. в месяц, раб. день — 8 часов, возможность подработки — 2 ч. в день (доставка товара на дом— 1500 тг./ч). Мать, Светлана Игоревна — работает поваром в столовой, раб. день — 8 ч. (зарплата 65 тыс. тг.), Дети: Эрик, учится в 11 классе и вечерами помогает отцу (заработок – 3000 тг. в неделю), сестра Анжела – 4 года (ходит в детский сад).