Технологическая карта урока технологии «Функциональная грамотность. Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета»
Технологическая карта урока
Учитель: Щипакина Людмила Федоровна (МОУ СОШ № 34 г. Комсомольск-на-Амуре)
Предмет: Технология.
Класс: 8
Место урока в учебном плане: В 8 классе на раздел технологии «Семейная экономика» отведено 9 часов. Тема урока «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета» изучается шестой, после тем: «Семья как экономическая ячейка общества», «Предпринимательство в семье», «Потребности семьи», «Информация о товарах», «Торговые символы, этикетки и штрихкод».
Вопросы, рассматриваемые в данной теме важны для каждого обучающегося, независимо от того, выберет ли он карьеру профессионального экономиста или будет заниматься любым другим видом деятельности. Школьнику необходимо знать и уметь использовать знания и навыки,
полученные в школе, способность решать жизненные задачи в различных ее сферах: из каких источников он может получать денежные доходы? Что такое семейный бюджет? Из чего он складывается? Как изменяется структура расходов семьи с ростом ее благосостояния? Ответы на эти вопросы становятся актуальными в любой семье сразу же после ее создания. Данная тема позволяет обучающимся на практике учиться планировать семейный бюджет и грамотно распределять имеющиеся средства.
Тема урока: Функциональная грамотность. Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией построения семейного бюджета, по получению навыков исследования составляющих бюджета семьи.
Задачи:
Обучающие: сформировать понятия о технологии построения семейного бюджета по образцу; при помощи игровой ситуации закреплять знания и умения планирования расходов семьи, ведения домашней бухгалтерии, учить системному анализу несложных экономических расчетов.
Развивающие: способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, конкретизировать), развитию качеств ума (критичности, гибкости, широты, быстроты), развитию волевой и эмоциональной сфер (инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, способности преодолевать трудности, умения владеть собой);
Воспитательные: воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес, активность), гуманность (внимательное и заботливое отношение к окружающим, уважение к старшим); воспитывать коллективизм (привычку считаться с мнением, ответственность перед коллективом).
УУД. Планируемые результаты обучения:
Личностные – готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
Метапредметные – освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
Предметные – сформированность понятий о технологии построения семейного бюджета; получение навыков исследования составляющих бюджета своей семьи.
Дидактические средства:
1)Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Е.С. Глозман, О.А.Кожина, Ю.Л. Хотунцев и др;-3-е изд.,стер-- М.:Прсвещение,2022--380.
2)Презентация..
3) Практическая работа «Семейный бюджет».
Методы обучения: беседа, работа с презентацией, фронтальный опрос, деловая игра.
Используемые технологии: технология проблемного обучения, смысловое чтение, игровая технология.
Опорные понятия: функциональная грамотность, семейный бюджет, доход, расход.
Этап | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. | 1мин. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок: У нас сегодня необычный урок функциональной грамотности. -Я начну, а вы продолжите предложения: Только тот, кто много …(знает), В жизни что-то …(достигает). | Приветствуют учителя. Продолжают фразы. |
2.Актуализация знаний. | 2мин. | Вовлекает учащихся в беседу по вопросам: - Что такое по вашему мнению функциональная грамотность? - Что такое семья (из курса обществознания)? - На какие нужды тратятся доходы семьи? - Что произойдет, если семья со скромным доходом приобретет дорогую вещь? -Как вы объясните слова Аристотеля, сказанные 2200 лет назад: «Просто раздать и растратить деньги, а вот тратить на то, что нужно, столько, сколько нужно, когда, ради чего и как следует, способен не всякий, и это не просто»? Обобщает результаты беседы: - Действительно, умение разумно тратить деньги - целая наука, имеющая название семейная «домашняя» экономика. В будущем вам предстоит создать семьи и стать квалифицированными домашними экономистами, а в этом успешном труде вам помогут знания, полученные сегодня на уроке. | Включаются в беседу с учителем, отвечают на вопросы. |
3.Постановка учебной задачи. | 2мин. | Подводит обучающихся к определению темы урока: -На презентации цифровое задание - зашифрованные буквы, решите примеры и определите тему урока. (БЮДЖЕТ) Что такое бюджет. Просит записать в тетрадь. Расставьте слова в правильном порядке запишите определение бюджет. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока. Тема урока: «Семейный бюджет» Цель урока: « Научиться правильно распределять бюджет семьи» -Узнать, что означают слова «бюджет семьи», «доход семьи», «расход семьи».. | Обсуждают ответы одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока, записывают в тетрадь. |
4.Постановка проекта выхода из затруднения. | 7мин. | Предлагает провести исследование нового материала. Смотрим презентацию, выполняем задания . 1. Дать определения понятий «семейный бюджет», «расход», «доход», узнать какие виды бюджета бывают. 2. Ознакомиться со структурой семейного бюджета. 3. Узнать источники доходной части семейного бюджета. 4. 4. Разобраться, чем отличаются постоянные (обязательные) расходы семьи от переменных, сезонных и непредвиденных 5. Изучить, каким образом составляют семейный бюджет. | Обучающиеся в группах соотносят план своих действий по достижению поставленных целей урока, опираясь на презентацию, распределяют ответы каждый на свой вопрос, записывают определения в тетрадь: Семейный бюджет - это структура всех доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год.) Доход - это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого - либо рода деятельности. Расход - это затраты, издержки, потребления чего-либо для определённых целей. |
5.Первичное закрепление | 3мин. | Проводит беседу по вопросам: - Что такое бюджет? (план семьи). Слово «бюджет» имеет французское происхождение и в переводе обозначает «кошелек», «сумка». Бюджет – это планирование доходов и расходов семьи или лица на определённый срок. - Скажите, пожалуйста, с какой целью составляется семейный бюджет? На какой период? (Чаще всего он составляется на месяц и предназначен для контроля за текущими финансовыми делами семьи.) Основная задача при составлении бюджета – правильно распределить ожидаемые доходы на будущий период по различным статьям. - Каких два раздела можно выделить в структуре семейного бюджета? (доходы и расходы.) - Как они связаны между собой? (Зависят друг от друга) - Что от чего зависит? (Расходы зависят от наших доходов) - И какое их соотношение, по вашему мнению, должно быть? (Расходы не должны превышать доходы. Должно быть равновесие). - Как сделать, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? (Нужно разумно тратить и правильно распределять) | Отвечают, обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. |
6.Физминутка. | 2мин. | Предлагает встать и сделать разминку: Дорого прыгаем–дешево приседаем, На вес золота, задаром Влетит в копеечку, по божеской цене Красная цена, с гулькин нос Не по карману, за бесценок За грош | Встают, выполняют разминку. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 20мин. | Объясняет практическую работу в группах: - Практическая работа пройдет в форме деловой игры «Семейный бюджет». - Вам нужно разделиться на две группы и выполнить задания: 1)Познакомиться с семьей Васильевых; - уточнить состав семьи - уточнить возраст всех членов семьи; - где и кем работает/учится каждый член семьи? 2) Перечислить доходы и расходы семьи за 1год. 3) Подсчитать результат. 4) Оформить таблицу№1. 5) Представить семью и ее бюджет. 6) Определить тип бюджета, который получился в результате подсчета расходов и доходов (избыточный, дефицитный или сбалансированный). 7)Какую мечту хочет осуществить семья Васильевых. 8)Каким способом семья Васильевых увеличила совокупный доход . Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Выполняют предложенные задания. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из учебника, справочных материалов, интернета). Представляют сведения о полученной информации. Осуществляют самоанализ и самооценку работы группы. Делают вывод о полученных результатах. |
8.Рефлексия деятельности (итог). | 3мин. | Организует рефлексию по вопросам: -Мне понравилось (не понравилось) работать в группе…. -Было интересно (неинтрересно)….. -В жизни эти знания мне пригодятся (не пригодятся)…. Подводит итог. -Как вы считаете, должен ли школьник участвовать в планировании семейного бюджета? Почему? -Достигли ли вы поставленной цели? Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися. Предлагает оценить свою работу и товарищей. Выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает варианты домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): выучить понятия; 2) творческий уровень: разработать с родителями проект снижения затрат на оплату коммунальных услуг. | Индивидуально осуществляют рефлексию своей деятельности. Обобщают то новое, что ими открыто на уроке. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание. |
Презентация: Функциональная грамотность. Семейный бюджет.
1. Дать определения понятий «бюджет» (Слайд1 ) Узнать какие виды бюджета бывают (Слайд2)
2. Ознакомиться со структурой семейного бюджета (Слайд 3)
3. Узнать источники доходной части семейного бюджета (Слайд 4)
4. Разобраться, чем отличаются постоянные (обязательные) расходы семьи от переменных, сезонных и непредвиденных(Слайд 5)
5. В ходе практической работы изучить, каким образом составляют семейный бюджет (Слайд6)
Практическая работа «Семейный бюджет».
1) Составить характеристику «семьи» по плану:
- придумать фамилию семье;
- распределить роли (состав семьи);
- уточнить возраст всех членов семьи;
- где и кем работает/учится каждый член семьи?(Слайд 7)
2) Перечислить доходы и расходы вашей семьи за 1год (Слайд 8).
3) Подсчитать результат( Слайд 8)
4) Оформить таблицу (схему). В выводе определить тип бюджета, который получился в результате подсчета расходов и доходов (избыточный, дефицитный или сбалансированный) (Слайд 9)
5) Представить семью и ее бюджет ( Слайд 10)