Конспект урока математики в 7 классе «Расчёт бюджета семьи»
Тема урока: «Расчёт бюджета семьи»
Т.В.Алышева Математика 7 класс (интеллектуальные нарушения)
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.
Цель: Закрепление арифметических действий на примере расчета бюджета семьи.
Задачи урока:
Образовательные:
- учить рассчитывать доходы семьи, с учётом социальных выплат каждому её члену;
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения;
- развивать умение планировать доходы и расходы в семье;
- развивать устную речь через составление связного рассказа с опорой на слайды презентации.
Воспитательные:
- способствовать развитию личностных качеств (трудолюбие, старание, дисциплина, самостоятельность).
Оборудование урока:
- ПК, мультимедийный проектор, экран;
- презентация «Расчёт бюджета семьи»;
- карточки – с видами доходов и расходов;
- карточки – с заданиями для индивидуальной работы;
Ход урока
Орг.момент
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришло много гостей. Давайте мы повернемся и улыбнёмся им. Садитесь.
- Начну я сегодня урок с загадки: Вот ведь дело то какое
Нас не семеро, а трое:
Папа, мамочка и я,
А все вместе мы … (СЕМЬЯ)
- Как хорошо, что у каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, работаем и отдыхаем, переживаем неудачи в жизни и радуемся новым победам. И тема нашего сегодняшнего урока связана с семьёй, это «Расчёт семейного бюджета» и говорить мы будем о том, какую роль играют деньги в нашей жизни.
Актуализация знаний
- Кто нам попробует объяснить, что такое «семейный бюджет»? (доходы и расходы семьи за месяц)
Доходы – это все денежные поступления.
Расходы – это затраты денежных средств.
- Бюджет – это наш кошелёк. Мы в него деньги складываем (это доходы) и тратим (это расходы).
- У каждого из вас есть карточка с определенным словом или словосочетанием, их надо распределить в 2 столбика «ДОХОДЫ» и «РАСХОДЫ», выходим сначала у кого на карточках доходы, потом расходы. (коммунальные услуги, питание, одежда, обувь, игрушки, книги, посещение музея, сладости, стипендия брата, заработная плата папы, пенсия бабушки, детские пособия и т.д.)
- Проверяем.
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться считать доходы и расходы на примере семьи Феди Печкина, значит какую величину мы будем повторять? (СТОИМОСТЬ)
Осн.часть урока
- Открываем тетради, подписываем число, классная работа.
- Сначала я предлагаю подсчитать основной доход семьи Феди за месяц, решив несколько задач. (у каждого на столе карточка с таблицей доходов)
- Записываем действия в тетрадь, находим ответ, пояснения и вписываем в таблицу доходов получившийся результат.
1 | Зарплата мамы | Мама работает 20 дней в месяц, получает за каждый день 729р. Сколько денег получает мама за месяц? (20 х 729р. = 14580р.) | 14 580р. |
2 | Зарплата папы | Папина зарплата на 3440р.50к. больше маминой. Сколько денег приносит домой папа? (14580р.+3440р.50к.= 18020р.50к.) | 18 020р.50к. |
3 | Пенсия бабушки | | 8 600р.10к. |
4 | Пособие на сына | | 350р. |
| итого | Чему равен общий доход семьи? |
ф/м
- Мы долго работали, отдохнем!
Сложите руки перед собой, закройте глаза, опустите голову на руки, считаем про себя до 10. Подняли голову, открыли глаза, помассировали мочки ушей – активизируем работу мозга! Поднимаем и опускаем плечи – кровь лучше поступает к мозгу. Встаём поднимаем руки в стороны и вверх, опускаем руки и садимся на свои места.
- Подумайте, на что в вашей семье тратят деньги?
- Сейчас предлагаю выполнить следующее задание – подсчитать расходы семьи Феди. (у каждого на столе карточка с таблицей расходов)
- Записываем действия в тетрадь, находим ответ, пояснения и вписываем в таблицу расходов получившийся результат.
1 | Коммунальные услуги (отопление, вода, газ, свет, вывоз мусора, интернет, телевидение) | | 7 500р.30к. |
2 | Одежда и обувь | | 10 000р. |
3 | Сотовая связь | У каждого члена семьи есть сотовый телефон. Абонентская плата за месяц 180р. Сколько денег необходимо для оплаты сотовой связи? (180р.х 4 = 720р) | 720р. |
4 | Разное (транспорт, развлечения, кино и т.д.) | | 3 600р. |
| итого | Чему равен расход семьи? | 21820р.30к. |
-Чему равен доход?
- Чему равен расход?
- Давайте сравним, что получилось у нас больше? Доход или расход? (доход)
- А теперь посмотрите внимательно, какой очень важный расход мы не посчитали? (питание, продукты питания)
- Правильно, остальные все деньги в семье Феди Печкина идут на питание.
- Давайте посчитаем, сколько денег уйдёт на питание?
41 550р.60к. – 21 820р.30к. = 19 730р.30.
Заключительная часть
- В семье Феди Печкина расходы равны доходам. Это правильный бюджет.
- Что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов? (хорошо учиться, хорошо работать – премия, экономить)
- На чём бы вы экономили? (игрушки, развлечения, сладости, электроэнергия-выключать свет, воду экономно расходовать, бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила)
- Сейчас очень много магазинов. А цены везде одинаковые?
- Прежде, чем покупать любой товар, желательно знать цены на этот товар в разных магазинах. И не забывать пословицу «Копейка рубль бережёт» (Из сэкономленных копеек складываются рубли)
- Что можно сделать с теми рублями, которые вы сэкономите? (накопить на крупную покупку, на путешествие, на отдых у моря, на новый телефон и т.д.)
- Для того, чтобы вести хозяйство, нужно считать семейный доход и правильно планировать расход.
- Как связано понятие «бюджет» и предмет математики? (чтобы рассчитать бюджет, надо хорошо знать математику)
Д/З
Р/т с.69 №109.
Оценки.
- Давайте прочитаем высказывание немецкого писателя Бертольда Авербаха и попробуем объяснить их смысл.
Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство.
- Как вы считаете, о чем эти слова? (об экономии денег)
- А откуда берутся деньги? (зарабатывают, пенсия, выплаты)
- Смогла бы ваша семья прожить без денег? (нет) А почему?
Игра “Сигнальщики”
(поднимают зелёную карточку, когда будет называться статья дохода семьи, красную- статья расходов)
Сбор грибов, ягод и продажа на рынке.
Оплата за свет.
Поездка в больницу к врачу.
Зарплата папы.
Выигрыш в лотерею
Покупка платья для мамы
Покупка новой книги.
Продажа картофеля со своего огорода.
Поездка на пикник.
Премия маме за хорошую работу.
Посещения бассейна.
Покупка продуктов питания.
Поход в кинотеатр.
Продажа молока
Зарплата мамы.
Деньги, полученные от продажи фруктов с садового участка.
| Вид дохода | | |
1 | Зарплата мамы | Мама работает 20 дней в месяц, получает за каждый день 729р. Сколько денег получает мама за месяц? | ? |
2 | Зарплата папы | Папина зарплата на 3440р.50к. больше маминой. Сколько денег приносит домой папа? | ? |
3 | Пенсия бабушки | | 8 600р.10к. |
4 | Пособие на сына | | 350р. |
| итого | Чему равен общий доход семьи? |
|
| Вид расхода | | |
1 | Коммунальные услуги (отопление, вода, газ, свет, вывоз мусора, интернет, телевидение) | | 7 500р.30к. |
2 | Одежда и обувь | | 10 000р. |
3 | Сотовая связь | У каждого члена семьи есть сотовый телефон. Абонентская плата за месяц 180р. Сколько денег необходимо для оплаты сотовой связи? | ? |
4 | Разное (транспорт, развлечения, кино и т.д.) | | 3 600р. |
| итого | Чему равен расход семьи? |
|
| Вид дохода | | |
1 | Зарплата мамы | Мама работает 20 дней в месяц, получает за каждый день 729р. Сколько денег получает мама за месяц? | ? |
2 | Зарплата папы | Папина зарплата на 3440р.50к. больше маминой. Сколько денег приносит домой папа? | ? |
3 | Пенсия бабушки | | 8 600р.10к. |
4 | Пособие на сына | | 350р. |
| итого | Чему равен общий доход семьи? |
|
| Вид расхода | | |
1 | Коммунальные услуги (отопление, вода, газ, свет, вывоз мусора, интернет, телевидение) | | 7 500р.30к. |
2 | Одежда и обувь | | 10 000р. |
3 | Сотовая связь | У каждого члена семьи есть сотовый телефон. Абонентская плата за месяц 180р. Сколько денег необходимо для оплаты сотовой связи? | ? |
4 | Разное (транспорт, развлечения, кино и т.д.) | | 3 600р. |
| итого | Чему равен расход семьи? |
|