Статья «Активизация познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла в начальной школе»

0
0
Материал опубликован 28 April 2018

ГУ «Школа-лицей №2» город Костанай Республика Казахстан

Активизация познавательной деятельности на уроках

гуманитарного цикла в начальной школе

Алексеева Валентина Владимировна,

учитель начальных классов

ГУ «Школа – лицей №2»

город Костанай

Республика Казахстан

Учиться с увлечением? Что это значит? Это с легкостью просыпаться утром, с улыбкой отправляться в школу, в предвкушении, что именно сегодня будет что-то необычное, новое и полезное. Это когда процесс обучения в радость. Легко, ненавязчиво, доступно. Ученики младшего школьного возраста отличаются сильным желанием учиться и познавать все новое. Главное – увлечь, поддержать их интересы.

Младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании познавательной активности, умения учиться. Детский возраст открыт к чудесам познания, к умению удивляться. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, желание к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Дети младшего школьного возраста имеют огромные резервы для развития. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформирования у учащихся познавательной деятельности. Чем интереснее учебная деятельность младшего школьника, тем больше его способности и возможности, тем легче и эффективнее обучение. Познавательная активность развивает познавательные силы, активность, самостоятельность, выявляет и реализует познавательные возможности учащихся; вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию нравственных, эстетических качеств учащихся. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь.

Активизировать познавательную активность учащихся и повышать интерес к учению необходимо на каждом этапе любого урока, употребляя для этого эффективные средства активизации познавательной деятельности:

Игровая деятельность

дифференцированный подход в обучении

групповая работа

проблемное обучение

самостоятельная работа

использование ИКТ

Приход ребенка в школу вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма. Перед педагогами стоит задача использовать методики и технологии, адекватные возрасту, устраняющие перегрузки и сохраняющие здоровье младших школьников. Игра позволяет активизировать учащихся в учебном процессе и в то же время психологически и эмоционально разгрузить их. Поощрения, эмоциональное воздействие, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьников и формирования его личности.

Работая в школе, приходится много думать, искать, составлять, творить. В результате рождаются уроки-игры, уроки - путешествия, уроки - состязания, уроки – сказки, и другие. Главная цель работы с детьми – научить их мыслить. Стараться не давать готовое, а направлять учащихся на то, чтобы найти большее количество вариантов анализа. Тем самым повышается интерес, орфографическая зоркость, любознательность, развивается потребность ученика заниматься познавательной деятельностью.

Можно сказать, что одним из самых ценных средств активного познания детей начального школьного звена является дидактическая игра. Активизируя психические процессы, она пробуждает живой интерес к учебе. Учебный материал становится увлекательным, создается рабочее настроение, радость и интерес. Процесс усвоения знаний облегчается. Для использования познавательных игр ведущий педагог О.С.Газман выделил такие требования: — игра должна основываться на уже имеющихся у ребенка знаниях. Задача с неизвестными для него вещами не вызовет ни интереса, ни желания ее решать — слишком трудная задача может даже отпугнуть маленького школьника — важно соблюдать принцип «от простого — к сложному» — необходимо соблюдение возрастного принципа. Ценность дидактических игр определяется тем, насколько эффективно они помогают решить предметное задание. Дидактическая игра, имеющая познавательный характер, является переходным мостиком к серьезной умственной работе. У познавательных игр есть возможность решения ряда задач по обучению и воспитанию: Во-первых, они позволяют расширять объем получаемой информации в ходе обучения и стимулируют переход от любопытства к пытливости и любознательности. Во-вторых, развивают интеллектуальные и творческие способности детей. В-третьих, за счет игр снижаются физические и психические нагрузки.

Поддерживать интерес ребенка к учебе помогут яркие наглядные пособия, загадки, ребусы, включенные в процесс обучения игры. Занимательный материал не только заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу ребенка, приручая считаться с интересами товарищей. Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Включение в урок игровых и проблемных ситуаций делают процесс обучения интересным, создав у детей доброе рабочее настроение. Создается положительный эмоциональный климат, благоприятная атмосфера для сотрудничества учителя и ученика, общения детей.

Несколько примеров:

Благодатная почва для развития познавательных способностей - загадки

Загадки «На что похожа буква?»

Без крыльев летят, без ног бегут,

Без паруса плывут (облака).

На что похожа буква О? (Ответы детей: на колесо, на руль, на солнышко, на круг, на мяч).

Ученик читает стихотворение про букву «О»:

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла

Покатиться бы могла,

На что похожа буква «А»? (Ответы детей: на шалаш, на крышу дома, на ракету, на два столба).

Ученик читает стихотворение про букву «А»:

Вот два столба наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь ?А

Перед тобою буква А.

На что похожа буква «У»? (Ответы детей: на сучок дерева, на рогатку, на вешалку).

Ученик читает о букве «У»:

Удобная буква.

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!

Ребусы, кроссворды, лабиринты, головоломки – позволяют потренировать память, внимание

Игра «По щучьему велению».

Превратите одно слово в другое, изменяя в каждом последующем слове только один звук:

волк — коза, тесто — булка.

Метаграммы — это загадки, в которых надо отгадать слово, заменяя один звук другим.

С глухим шипящим - кругл, как мячик, ШАР

Со звонким - как огонь горячий. ЖАР

С глухим согласным - наливаюсь в поле КОЛОС

Со звонким - сам звеню я на раздолье. ГОЛОС

Анаграммы - перестановка букв в слове, в результате которой получаются разные слова из одного набора букв.
уклон — кулон пион — пони накат — канат кабан — банка

шарф — фарш каприз — приказ шпала — лапша загон — газон

Слово в слове.

ЯРМАРКА – марка

Для упражнения в быстром и чистом произношении можно использовать скороговорки и чистоговорки. Они тренируют не только речь и память, развивают творчество, чувство ритма и рифмы.

Шипящая «Ж»:

Не живут ужи, где живут ежи.

У ежа - ежата, у ужа - ужата.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

Жужжит над жимолостью жук. Тяжелый на жуке кожух.

Шипящая «Ч»:

Точь-в-точь, как мать в дочь.

У Танечки - тачка, а у Анечки - печенья пачка.

Пекарь пёк калачи в печи. Горячи калачи, калачи горячи,

В печи калачи, как огонь, горячи для кого печены?

Для Галочки калачи, для Галочки горячи.

Литературная викторина - это не только одна из форм контроля полученных на уроках знаний. Она поможет активизировать школьников, организовать их досуг, повысить интерес к чтению и книгам.

Кто «бродит по цепи кругом?»

Какой самый известный персонаж произведений Николая Носова?

Этот сказочный герой любил кататься на печи.

Что за самоуверенный толстячок жил на крыше?

Буратино проткнул носом нарисованный

Какой сказочный герой говорит эти слова «Ты все пела – это дело, так поди же попляши»?

Воевода, Дед, Красный Нос – это?

В чем медведь тащил Машу и пирожки?

Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний. При подготовке к урокам и на уроках используются возможности Интернета, который можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной среды, содержащей богатейший информационный материал.

Главное в работе учителя начальных классов – воспитать творческую личность, готовую использовать свои познавательные возможности в дальнейшей жизни. Ведь в этом возрасте только формируются интересы к определенному предмету. Активизируя познавательную деятельность, закладывая фундамент знаний, формируя личность ребенка, его мировоззрение, учитель дает возможность с интересом погружаться мир знаний.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации