12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Волокитина Елена Сергеевна40
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Е.С.Волокитина,

учитель начальных классов

(МБОУ «СОШ №102», Россия, г.Воронеж)

levlik.1975@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Аннотация: в статье обсуждается эффективность использования интерактивной доски в современном образовании. Рассмотрены специфика и возможности использования интерактивной доски на уроках в начальной школе для активизации познавательной деятельности обучающихся.


Ключевые слова: интерактивная доска, интерактивное обучение, информационно-коммуникативные технологии, компьютерные технологии, начальная школа, информационные технологии в обучении.



Школьная доска, осыпающийся мел, влажная тряпка, преподаватель у доски, на партах лежат дидактические материалы, в шкафах покрытые пылью папки с карточками и демонстрационными материалами, которые лежат порой несколько лет, ожидая своего применения. Знакомая ситуация...

Школа XXI века требует переосмысления задач в области образования, диктует поиск и использование новых технологий и форм работы в образовательном учреждении. В программе ФГОС значимую часть занимает коммуникативно- деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Сам ФГОС нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: метапредметных, личностных, предметных. Реализацию этих направлений отлично решает интерактивная доска. В России они появились в 1995 году, а первые интерактивные доски –в 1998 году. Почти 10 лет формировался этот рынок и доски приобрели популярность в глазах образовательного сообщества.

Для того чтобы научить учащихся ориентироваться в мире высоких технологий, требуется соответствующее оборудование, такое, как интерактивная доска. Опыт применения интерактивных досок в процессе обучения показывает эффективность данного технического средства обучения. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.

Эффективность использования интерактивной доски на уроке:

1)Усиление наглядности и «яркости» обучения. Работа с доской, сопровождаемая красочными иллюстрациями, вызывает больший интерес и лучше усваивается, чем изложение и использование того же самого с помощью мела и доски.

2)Использование ИД на уроках развивает логическое мышление, учит отделять главное от второстепенного, структурировать информацию. Такие навыки очень полезны именно сегодня, в эпоху информационного бума.

3)ИД повышают мотивацию учащихся. Ведь с каким энтузиазмом дети подходят к доске, тянут руки! Им сразу хочется высказаться.

4)Улучшается эффективность обучения. А это крайне важно особенно для детей с особыми образовательными потребностями. Да и вполне успешные школьники не остаются в стороне от таких интересных заданий.

5)Замечено, что благодаря появлению в классе ИД, меняются даже самые проблемные ученики. Ребёнок, который раньше отсиживался, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно срывал уроки, направляет свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения. Рефлексия, проводимая на уроках, показывает заинтересованность учеников учебным материалом.

6) Экономия учебного времени на уроке, интенсификация обучения.

7)Укрепление обратной связи на уроках, увеличение количества опрашиваемых.

8)Развитие творческих способностей учащихся: соединение изучаемого материала и навыков в области ИКТ.

9)Разнообразие форм итогового контроля.

10)Расширение видов деятельности на уроке.

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). 

Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)

Особое внимание на уроках в начальной школе все еще уделяется игре, поскольку предыдущим видом деятельности была игровая. Поэтому работа с интерактивной доской становится продолжением игры, сопровождаемой различными звуковыми и видеоэффектами. Ведь работа с использованием различных лазерных указок, маркеров, «волшебных палочек» развивают не только практические навыки и логическое, творческое мышление, но и позволяют вернуться назад, обратить внимание на то, где были допущены ошибки и возникали затруднения. Данная работа в форме игры, может проходить не только в индивидуальном порядке, она может носить и групповой характер. Поэтому можно говорить о возможности организации фронтальной работы.

Используя доску, у нас не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не тратится время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с прикосновением руки, а учитель  превращается в «волшебника»

Когда стоишь у доски и, касаясь «волшебной указкой» творишь чудеса, чувствуешь себя настоящим волшебником. А как горят глаза детей, когда учитель одним касанием на доске то включает музыку, то открывает ответы на загадки или ребусы. Увидев это «чудо» уверенно поднимают руку все ученики, даже слабые, ведь каждому хочется своими руками потрогать его.

Интерактивное оборудование в образовательном процессе я использую семь лет. Интерактивная доска «TRIUVPH BOARD» появилась в моём классе осенью 2012 года. И мне очень повезло, что в это время в профессиональном сообществе педагогов «Методисты» я присоединилась к творческой группе “Panaboard&EasiTeach”, где начинал свою работу мастер-класс «Урок с Panaboard».

Отдельного внимания заслуживает программное обеспечение RM Easiteach Next Generation. Это новое интерактивное программное обеспечение, разработанное в Великобритании для российских учителей. Оно предназначено для работы в классе, его можно использовать для работы с различными электронными досками, проекторами и другими устройствами. Программа создана для того, чтобы помочь учителю создать современный, интересный, мотивирующий урок. В программном обеспечении RM Easiteach Next Generation есть очень много удивительных возможностей и инструментов. Эффекты и анимации, которые можно настраивать очень легко и приводить в действие с помощью волшебной палочки, прекрасная коллекция виджетов. Удобная коллекция заготовок, интересная работа со звуком и видео, возможность выбора цвета интерфейса, готовые видеоуроки по созданию собственных ресурсов.

В настоящий момент в своей работе я использую разработанные мною уроки, наглядные пособия, электронные тесты, презентации учебного материала по различным предметам и темам. Для меня это стало нормой. Разнообразие форм предъявления информации делают ее привлекательной и доступной для усвоения детям, что в сочетании с традиционными формами, методами и средствами обучения позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока.

Уроки с использованием ИД провожу как для подачи новой темы ,так и для закрепления изученного материала. Моя цель- использовать информационно-коммуникационную технологию для развития компьютерной грамотности, мелкой моторики, активизации внимания и познавательного интереса детей. Одна из задач, которую я реализую на уроках- совершенствование навыков работы с доской. С помощью интерактивной доски ребята разгадывают анаграммы, ребусы, загадки. А как здорово писать на доске без мела! Детям стоило только объяснить и вот уже они умело и быстро показывают усвоенные навыки работы: пишут и рисуют маркерами, используют ластик, работают с виджетами, перемещают объекты на экране. Изображение на экране дополняю анимацией и звуком. Детям предлагаю задания, учитывая индивидуальные, возрастные и психологические особенности.

Использование на уроках интерактивной доски показало, что обучение может быть более интересным, даже у слабого ребенка появляется желание работать, дети чувствуют себя комфортнее, они с желанием выходят к доске и выполняют задания. Игры, являющиеся основным методом обучения, воспроизведенные с помощью электронного оборудования, снимает проблему перехода от игровой деятельности к учебной. Урок проходит незаметно. Никто не устает и не остается равнодушным.

Создание ситуации успеха, минимум утомляемости, повышение интереса к учебе – яркий показатель эффективности применения интерактивного оборудования в начальной школе.

Огромное значение интерактивная доска  имеет и для развития личностных качеств детей. При работе с ней учащиеся преодолевают страх, стеснительность, ребята не боятся сделать ошибку. Активно развиваются творческие способности каждого ребенка, происходит частая смена видов деятельности на уроке.

Очень выручает интерактивное оборудование и при проведении родительских собраний. Наглядная информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах. Время и энергия, потраченные на подготовку и проведение презентации для родителей окупаются в виде достигнутых результатов. Если общение с аудиторией родителей оказалось успешным, значит, цель достигнута.

Сейчас с трудом могу представить, как я раньше обходилась без такой «помощницы», моей доски TRIUMPH.

На основе анализа опыта работы, можно сказать о том, что внедрение современных технологий, в том числе интерактивной доски, способствует повышению качества образования. Независимо от этапа урока работа с использование интерактивной доски выводит процесс обучения на новый уровень. Обучение становится для детей более привлекательным, интересным. На уроке дети вовлекаются в деятельность, стремятся овладеть новыми знаниями. Динамичность урока напрямую зависит от возможности перемещения информации на доске, которое как бы оживляет весь процесс.

Подводя итог вышеизложенному, мы можем сделать вывод о том, что применение интерактивной доски эффективно для развития личности ребенка, его социальных навыков. Особыми возможностями она обладает для активизации познавательных возможностей учащихся. От того, насколько эффективно будет организована учителем работа с применением данного средства, будет зависеть достижение образовательных целей каждым ребенком.

Литература

1.Арынгазин, К.М. Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с ее использованием [Электронный ресурс]/ К.М.Арынгазин, А.В.Дзюбина. Режим доступа: http://www.rusedu.info/Article987. html . Дата доступа: 16.10.2014.


2.Иванова, И.И. Методические рекомендации по использованию интерактивной доски в учебном процессе / И.И. Иванова ; под ред. Е.М.Ганичевой. Вологда, 2012.


3.Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. Часть II. Из практики использования интерактивных досок разных типов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга : Сборник методических разработок / Сост. М.Н. Солоневичева. – СПб, РЦОКОиИТ, 2010. – 88 с.


4.Использование интерактивной доски на уроках [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.2spbg.ru/doc/teacher/nekrashevich/2.pdf . Дата доступа: 16.10.2014.5.Петрова, И.А. Использование возможностей интерактивной доски в учебном процессе [Электронный ресурс]/ И.А.Петрова, М.В.Цуркан, Л.В.Яричина. Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/10/1633. Дата доступа: 16.10.2014.

t1633538523aa.jpg

t1633538523ab.jpgt1633538523ac.jpgt1633538523ad.jpgt1633538523ae.jpgt1633538523af.jpgt1633538523ag.jpgt1633538523ah.jpgt1633538523ai.jpgt1633538523aj.jpg

t1633538523ak.png

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 07.10.21 в 06:10 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за представление опыта работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.