Статья «Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами игровых технологий на уроках истории»
Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами
игровых технологий на уроках истории.
Для многих учеников история не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому одной из главных задач обучения истории является необходимость заинтересовать детей предметом, вызвать у них интерес к изучении прошлого. Процесс изучения истории должен быть доступным, интересным и предполагает использование разнообразных методических приемов творческого и игрового характера.
Игра – одна из эффективных форм обучения, которая должна включаться в учебный процесс в тесной связи с другими видами учебной работы. Она дает хороший результат. Игра повышает мотивацию учащихся. Даже те ученики, которые не интересуются историей, с удовольствием участвуют в играх на уроках.
Усвоение материала по истории школьниками может осуществиться более успешно при использовании игровых технологий, может качественно изменить усвоение учебного материала, повысить познавательную активность и интерес к предмету история, если игры:
- имеют дидактическую, развивающую, воспитательную ориентацию;
- проводятся с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся;
- развивают познавательный интерес к истории;
- созданы условия для самовыражения личности;
- способствуют повышению творческого потенциала учащихся;
- использованы при разумном пропорциональном сочетании с другими этапами урока.
Тщательно изучив дидактические игры, нами подобраны такие игры как “Восстановление хронологии” – игра для проверки заний, “Хабылык” – игра на словарную работу, “Соберем цепочку” – игра для закрепления, “Из уст в уста” – игра на изучение нового материала, “Верю - не верю” – игра на повторение, и т.д.
Варианты игр, которые использую в своей педагогической практике:
Игра «Хабылык» (Лучинка).
Эта игра основана на якутскую настольную игру «Хабылык». Суть игры в том, что каждая лучинка пронумерована, а под номерами зашифрованы исторические термины или выражения. Ученик, из нескольких лучинок должен поймать одну. И дает определение термину или объясняет значение выражения. Эту игру можно провести при проверке и закреплении знаний учащихся. Игра интересна тем, что ее можно провести вместо физминутки.
Игра «Восстановление хронологии».
Эта игра применяется при повторении или закреплении материала. Класс делится на 2 или 3 группы, если в классе мало детей могут играть коллективно. Каждой группе даются чистые листы бумаги. Задание для всех групп одинаковое: на листочках написать события из какого-нибудь определенного периода времени. Притом одно событие пишется на одном листочке. 2-е задание: ученики, каждый с листочком на руках, должны встать в хронологический ряд. Игру также можно провести вместо физминутки.
Игра «Соберем цепочку».
На доске пишется цепочка цифр. Дети должны выделить даты и назвать события, связанные с этими датами. Игра дается на этапе закрепления. Помимо занимательности, при регулярном использовании данной игры заметно улучшается зрительная память учащихся.
Игра “Верю – не верю”.
Это интеллектуальная игра, известная многим. Правила игры «верю – не верю» очень просты – ведущий задаёт вопросы, а игрок решает, верить ли информации, которая в них содержится или нет.
Игра «Реставрация».
Игра поможет не только поработать с текстом, но и отработать умение составлять конспект и работать с ним. Ученикам выдается текст с сокращениями, условными обозначениями, без точек, с пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его. Когда игра проходит первый раз, необходимо на первом предложении показать, что значит расшифровать его.
«Зашифруй текст».
Так же можно проводить обратную игру - «Зашифруй текст», в которой требуется сократить текст насколько это возможно, чтобы потом воспроизвести первоначальный текст - работа по составлению конспекта. Успешность отработки данного умения в игровой форме очевидна.
Игры- головоломки, ребусы, кроссворды.
Игры- головоломки, ребусы, кроссворды так же могут использоваться на уроках изучения нового материала. Чаще эти задания выполняются по ходу рассказа учителя или сразу после него.
Преимущества данных игр:
особой подготовки не требуют;
продолжительность игр не более 5-10 минут;
многократность;
охват большого количества обучающихся;
меняется микроклимат на уроке;
появляется взаимопонимание, взаимопомощь.
Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, потому, что ученику по своей природе нравится играть.
Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, даёт возможность отдельным учащимся глубоко изучить исторический материал и проявить свои знания в форме, отличной от традиционного ответа.
Необходимо отметить, что дидактические игры при разных этапах урока истории позволяют заинтересовать учащихся материалом изучаемого курса, активизировать познавательную деятельность и их работу, развивать память, внимание, смекалку.
Ирина Владимировна Казарцева