12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Матыгулина Татьяна Владимировна356
Свет своего душевного тепла на протяжении 31 года, я дарю тем, кто не умеет лукавить и притворяться, чьи помыслы чисты и неприхотливы, им, моим ученикам и воспитанникам. Профессия учителя - именно то, что приносит мне радость и удовлетворение.
Россия, Иркутская обл., Черемхово
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
2

Отчёт по теме самообразования «Активизация познавательной деятельности обучающихся с использованием игровых технологий как способ развития речи»

ГОКУ «СКШИ г.Черемхово»


 

Отчёт по теме самообразования

«Активизация познавательной деятельности обучающихся с использованием игровых технологий как способ развития речи»

 

Разработала:

Матыгулина Т.В.,

учитель начальных классов

 

2019

«…сильным, опытным становится педагог, который умеет

анализировать свой труд. В своей основе педагогический труд стоит близко к научному исследованию.

Это близость, родство заключается, прежде всего,

в анализе фактов и необходимости

предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в

сущность фактов, в причинно - следственные связи между ними, предотвращает многие трудности неудачи»
В.А.Сухомлинский

 

 

 

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребѐнка и на его общее развитие. Она является основным средством общения людей между собой. Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребѐнка на всех этапах его развития. Поэтому одной из актуальных проблем сурдопедагогической теории и практики, сегодня продолжает оставаться обучение слабослышащих и глухих детей речи.

Согласно ФГОС ОВЗ важно развивать у младших школьников умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Развитие познавательной активности личности в обучении требует принципиального переосмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание таких условий, которые позволят развить у учащегося разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную.

Актуальность работы ( исследования). 

Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

Познавательная активность заставляет искать и находить решение проблем в окружающей ребёнка действительности, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому, работая над её формированием и развитием у учащихся, мною были изучены и проанализированы условия, способствующие развитию речи и активизации познавательной деятельности у младшего школьника:

обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться;

комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе урока;

обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;

эмоциональная насыщенность урока, «взволнованность» самого педагога (создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников; положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность);

стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;

на каждом уроке ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии) для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками.

Объектом исследования является процесс развития речи и активизация познавательной деятельности у слабослышащих детей с использование игровых технологий.

Предметом исследования – особенности активизация познавательной деятельности у слабослышащих детей посредством игровых технологий, как способ развития речи.

Цель исследования обосновать эффективность применения игровых технологий в учебном процессе, как способа развития речи и активизации познавательной деятельности обучающихся.

На основании цели были сформулированы следующие задачи:

Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития познавательной активности с использованием игровых технологий, как способа развития речи у младших школьников с нарушениями слуха.

Уточнить роль игровых технологий на уроке, во внеурочное время.

Осуществить диагностику познавательной активности младших школьников.

Выявить наиболее эффективные методы и приёмы активизации познавательной деятельности, как способа развития речи у младших школьников в процессе обучения.

Длительность работы. По данной проблеме я работаю с 2015 года по настоящее время. Работа запланирована до мая 2019 года.

Срок исследования. 4 года

В ходе исследовательской работы использовала теоретические методы:

анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

практические методы:

эксперимент, наблюдение, игра.

Что же я, как учитель, должна делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы развитие речи и познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всего учебного процесса?

Среди множества путей развития речи и активизации познавательной деятельности школьников одним из наиболее эффективных является организация дидактических игр. Игровую форму на уроках создаю при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. (Приложение 1).

Реализация игровых приёмов и ситуаций организую по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При использовании игровых технологий на уроках соблюдаю необходимые условия:

соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

доступность для учащихся данного возраста;

умеренность в использовании игр на уроках.

В своей работе использую дидактические игры на различных этапах урока. Место и характер игры определяю, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать школьники. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и эффективны.

Главная задача – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной деятельности.

С целью проверки эффективности использования игровых технологий в обучении неслышащих и глухих учащихся на уроках, в 2015/2016 учебном году провела экспериментальное исследование и продолжала по настоящее время на базе 4б класса. Для выявления уровня развития познавательной активности использовала методы: эксперимент, наблюдение, игра. Использовала методику Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой (приложение 2). Методику интерпретировала.

 

Эксперимент

1 этап

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня развития речи (накопление предметного словаря) и познавательной активности учащихся 1а (4б) класса (на начало и конец учебного года).

2 этап

На этом этапе была организована работа по повышению уровня развития познавательной активности на уроках с использованием игровых технологий.

3 этап

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня познавательной активности и развития речи учащихся, проведен анализ полученных результатов.

Наблюдение

Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к учебе.

Срок наблюдения – первая неделя на всех уроках, внеклассных занятиях (начало учебного года) и последняя неделя (конец учебного года). Наблюдение проводила в 1а (4б) классе, 2015-2019 учебный год.

Результаты наблюдений фиксировала в таблице наблюдений.

В процессе наблюдения отметила наличие следующих проявлений у учащихся:

1.Активность:

Проявляет интерес к предмету.

Задает вопросы, стремится на них ответить.

Проявляет любознательность.

2. Самостоятельность:

Самостоятельно выполняет задания.

Проявляет устойчивость в достижении цели.

3.Отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с учёбой).

Оценка результатов

Если все действия ученика имеют целенаправленный познавательный характер, выполняет самостоятельно задания, то можно говорить об активном отношении к учению и высоком уровне познавательной активности.

Если ученик, получая задания для самостоятельного выполнения,нуждается в помощи, то мы можем говорить о среднем уровне познавательной активности, положительном отношении к учению.

Если ребенок большую часть урока отвлекается и в малой степени проявляет активность, или не проявляет ее вообще, а самостоятельность в выполнении заданий отсутствует, то можно говорить о низком уровне познавательной активности или об её отсутствии.

Анализ результатов диагностики показал, что основная масса учащихся – дети с низким уровнем заинтересованности в учебе, эти дети не активны на уроке, много отвлекаются на посторонние дела во время урока.

Для определения уровня владения и накопления предметного словаря была проведена контрольная работа по проверке накопления предметного словаря на начало и конец учебного года.

Таким образом, получив результаты проверки уровня ПА и уровня владения, накопления предметного словаря, я смогла определить, на каком уровне ПА и речевом уровне находится каждый ученик класса.

Результаты данного исследования свидетельствуют о необходимости проведения комплекса методов и приёмов учебной деятельности, направленных на формирования и развитие речи, познавательного интереса учащихся.

Активизация речевой деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна, а с развитием познавательной деятельности легче развивать речь глухих и слабослышащих учащихся. Вот поэтому в процессе обучения необходимо систематически побуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение игровых технологий, которое вызывает положительные эмоции, повышает интерес и творческую активность учащихся, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков и является способом развития речи младших школьников.

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей, стоящих передо мной как учителем, является создание условий для проявления познавательной деятельности учеников, как способ развития речи.

Средствами достижения этой цели, считаю:

использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;

создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания, анализировать способы других учеников;

создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, мною в основном решены, цель исследования достигнута. Все учащиеся овладели программным минимумом знаний, умений и навыков на доступном для них уровне усвоения учебного материала.

В классе на период 2018-2019 учебного года -100% успеваемость, качество знаний по предметам – 68,2%. Произошло продвижение учащихся из более слабой группы в более сильную, в чём и проявляется эффективность использования игровых технологий, как способа развития речи. Следовательно, активизация познавательной деятельности обучающихся с использование игровых технологи как способ развития речи является необходимым условием для эффективного обучения и развития учащихся.

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.