12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Матыгулина Татьяна Владимировна316
Свет своего душевного тепла на протяжении 27 лет, я дарю тем, кто не умеет лукавить и притворяться, чьи помыслы чисты и неприхотливы, им, моим ученикам и воспитанникам. Профессия учителя - именно то, что приносит мне радость и удовлетворение.
Россия, Иркутская обл., Черемхово
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
4

Применение технологий «Активизация познавательной деятельности обучающихся с использованием игровых технологий как способ развития речи»

ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»

Концепция

«Активизация познавательной деятельности обучающихся с использованием игровых технологий как способ развития речи»

учителя начальных классов

Матыгулиной

Татьяны Владимировны

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2

Актуальность проблемы………………………………………………………………4

Особенности активизации познавательной активности младших

школьников, как способ развития речи в процессе обучения…………………......6

Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной

активности младших школьников

Заключение………………………………………………………………………........22

Список литературы………………………………………………………………..….24

Электронные ресурсы………………………………………………………………..24

Приложение…………………………………………………………………………..25

  1. Диагностика уровня познавательной активности в 1а классе…………….....12

    Диагностика уровня накопления предметного словаря в 1а классе ………...15

    Диагностика уровня обиходно-разговорного словаря в 1а классе…………..16

    Сравнительный анализ полученных данных …………………………………17

    Диагностика уровня познавательной деятельности во 2в классе …………...17

    Диагностика уровня накопления предметного словаря во 2в классе ………19

    Диагностика уровня обиходно-разговорного словаря во 2в классе…………21


 


 


 


 


 


 


 


 

«…сильным, опытным становится педагог, который умеет

анализировать свой труд… В своей основе педагогический труд стоит близко к научному исследованию.

Это близость, родство заключается, прежде всего,

в анализе фактов и необходимости

предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в

сущность фактов, в причинно - следственные связи между ними, предотвращает многие трудности неудачи»
В.А.Сухомлинский

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она

имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребѐнка и

на его общее развитие. Она является основным средством общения людей

между собой. Речь играет большую роль в регуляции поведения и

деятельности ребѐнка на всех этапах его развития.

Для развития речи ребѐнка решающее значение имеет полноценный слух. Слыша речь взрослых, подражая ей, ребѐнок самостоятельно учится

говорить. С помощью слуха ребѐнок получает возможность контролировать

собственную речь, сравнивать еѐ с речью окружающих, усваивая не только

правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматический строй языка.

На современном этапе развития общества и образования одной из

центральных научно-практических проблем, привлекающих внимание как

отечественных ученых (Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, Т.С.Зыкова, К.Г.Коровин,

М.И.Никитина, Л.П.Назарова, Т.В.Розанова, Л.И.Тигранова), так и

зарубежных специалистов (В.Вейс, К.Леймитц, О.Перье), является проблема

речевого развития детей с нарушениями слуха.

В исследованиях сурдопедагогов (И.Г. Багрова, Р.М. Боскис, Л.М.

Быкова, И.М. Гилевич, А.Г. Зикеев, С.А. Зыков, Т.А. Зыкова, И.В.

Колтуненко, К.В. Комаров, К.Г. Коровин, Б.Д. Корсунская, Е.П. Кузьмичева,

Е.А. Малхасьян, Л.П. Носкова, К.И. Туджанова, Ф.Ф. Рау, Л.Г. Парамонова,

Н.Д. Шматко, Е.З. Яхнина и др.) рассмотрены основные проблемы речевого

развития глухих и слабослышащих детей ограничивающие возможности их

общения; раскрываются особенности понимания этими детьми обращенной

речи, продуцирования и грамматического оформления высказываний,

звукопроизношения (И.Г. Багрова, Р.М. Боскис, И.М. Гилевич, К.Г. Коровин,

К.В. Комаров, К.И. Туджанова, С.В. Сацевич, Л.Е. Фингерман, И.А. Шаповал

и др.)

Поэтому одной из актуальных проблем сурдопедагогической теории и

практики сегодня продолжает оставаться обучение слабослышащих детей

речи.

Согласно ФГОС ОВЗ важно развивать у младших школьников умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Развитие познавательной активности личности в обучении требует в нашем информационном мире принципиального переосмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание таких условий, которые позволят развить у учащегося разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную.

Познавательная активность играет в педагогическом процессе главную роль. И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности».

Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Считаю, что результата в решении этой задачи можно добиться, обладая рядом личностных качеств:

стремлением к максимальной гибкости,

способностью к сопереживанию, сочувствию,

восприимчивостью к потребностям учащихся,

умением придать преподаванию личностную окраску,

эмоциональной уравновешенностью,

уверенностью в себе,

доброжелательностью.

Считаю своей задачей всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того я всегда помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовлю материал для уроков. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка результатов учебного труда детей. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную отметку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха могу незначительно завысить оценку. Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, ставлю перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению.

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убедили меня в том, что наиболее конструктивным решением является создание психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, индивидуальное «Я».

Актуальность моего исследования заключается в поиске ответа на вопрос: Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

Познавательная активность заставляет искать и находить решение проблем в окружающей ребенка действительности, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому, работая над её формированием и развитием у учащихся, мною были изучены и проанализированы условия, способствующие развитию речи и активизациипознавательной деятельности у младшего школьника:

обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться;

комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе урока;

обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;

эмоциональная насыщенность урока, «взволнованность» самого педагога (создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников; положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность);

стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;

на каждом уроке ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии) для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками.

Объектом исследования является процесс развития речи и активизация познавательной деятельности у слабослышащих детейс использование игровых технологий.

Предметом исследования – особенности активизация познавательной деятельности у слабослышащих детей посредством игровых технологий, как способ развития речи.

Цельисследования обоснование эффективности применения игровых технологий в учебном процессе, как способа развития речи и активизации познавательного деятельности обучающихся.

Исходя из этого, считаю, что работа по активизации познавательной деятельности будет более эффективна, если на уроках использовать игровые технологии и учитывать структуру дефекта речи этих детей.

На основании цели были сформулированы следующие задачи:

Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития познавательной активности с использованием игровых технологий, как способа развития речи у младших школьников с нарушениями слуха.

Уточнить роль игровых технологий на уроке, во внеурочное время.

Осуществить диагностику познавательной активности младших школьников.

Выявить наиболее эффективные методы и приёмы активизации познавательной деятельности, как способа развития речи у младших школьников в процессе обучения.

Длительность работы. По данной проблеме я работаю с 2014 года по настоящее время. Работа запланирована до мая 2017 года.

Срок исследования. 3 года

Степень новизны. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволяют повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

Технологии, используемые мною в работе:

технология проблемного обучения;

игровая технология;

ИКТ - технологиии;

здоровьесберегающие технологии.

Методы:

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный;

исследовательский;

проблемного изложения;

поисковый;

метод проекта.

Формы работы:

общеклассная;

групповая;

парная;

индивидуальная.

Средства деятельности

технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;

раздаточный и дидактический материал;

печатные пособия;

мультимедийные презентации.

Диапазон обобщения опыта:применение форм, методов и приёмов обучения строится в системе урочно-внеклассной работы.

В ходе исследовательской работы использовала теоретические методы: анализнаучной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;практические методы: эксперимент, наблюдение, игра.

В исследовании принимали участие 6 обучающихся.

Возраст детей: 8-9 лет.

Что же я, как учитель, должна делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы развитие речи и познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всего учебного процесса?

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Выдающийся сурдопедагог С.А. Зыков подчеркивал, что "педагогически организованная деятельность" - это ведущий принцип воспитания в школах для детей с нарушениями слуха, который необходимо наполнить определенным содержанием, обеспечив взаимодействие между различными направлениями деятельности. В школах-интернатах для детей с нарушениями слуха в различных видах деятельности формируется творческая личность школьника, раскрываются и развиваются его потенциальные возможности.

Среди множества путей развития речи и активизации познавательной деятельности школьников одним из наиболее эффективных является организация дидактических игр.Игровую форму на уроках создаю при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. (Приложение 1)

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме организую по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При использовании игровых технологий на уроках соблюдаю необходимые условия:

соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

доступность для учащихся данного возраста;

умеренность в использовании игр на уроках.

Выделяю такие виды уроков, которые я использую в педагогической деятельности:

ролевые игры на уроке;

игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

различные виды внеклассной работы по предметам (КВН, экскурсии, конкурсы, викторины и т.д.), которые могут проводиться между учащимися разных классов.

Всвоей работе использую дидактические игры на различных этапах урока. Место и характер игры определяю, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать школьники.Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и эффективны. Все виды игр с успехом используются педагогам и являются эффективным средством развития речи.

Главная задача – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры. Дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

В первом классе уроки планировала и проводила с использованием дидактических игр и игровых упражнений, которые помогали активизации устной речи детей, развитию диалогической речи, уточнению и обогащению их словаря.

Уроки начинаю с артикуляционной гимнастики, проводила игру «Сорока» - это массаж биологически активных зон с использованием речевого материала, для улучшения произносительной стороны речи.

Ока – ока – ока – где живет сорока? (потереть ладони друг о друга)

Оки – оки – оки – где найти гнездо сороки? (приставить ладони ребром

ко лбу, как козырек, и энергично растирать лоб движениями в стороны – к

середине лба)

Ок – ок – ок – на, поклюй – ка колосок! (кулочками провести под крыльями носа)

Ку – ку – ку – попить лети ты на реку (раздвинуть указательные и средние пальцы «вилочкой» и растирать точки перед и за ушами)

Ко – ко – ко – а река-то далеко! (мягкими движениями ладоней погладить шею сверху вниз).

На этапе чтения слогов и слов использовала дидактические игры: «Буква потерялась», «Буквы спрятались», «Узнай слово».

Для анализа слого – звуковой структуры слов проводила игры «Собери слово»,«Отгадай слово», «Горки».

На уроках развития речи использую следующие игры:

«Что пропало?» Раскладывается на столе ряд предметов и предлагается детям запомнить их. Затем дети закрывают глаза, один предмет убирается. Открыв глаза, дети называют предмет.

«Мешочек». Ощупывая мешочек, ребенок пытается угадать, что в нем.

«Вертолина». Это диск, с вращающейся на оси стрелкой. Вокруг диска раскладываются предметы или картинки. Водящий запускает стрелку и называет предмет, напротив которого остановилась стрелка. Вместо предметов можно разложить таблички со словами или поручениями.

«Что там?» («Кто это?»). Цель данной игры: научить детей задавать вопросы педагогу и детям, развивать диалогическую речь.

-Что там?

-Там мяч.

-Угадал (не угадал)

-Что там?

-Я не знаю.

-Спроси.

Игра «У кого?» проводится с целью активизации словаря по изученной теме.

Игра «Разрезные картинки» помогает активизировать в речи детей названия частей различных предметов. Например, дети покупают в магазине в разобранном виде (им выдаются разрезные на части изображения мебели, посуды или одежды). Дети собирают мебель, посуду или одежду, комментируя свои действия: Я собрал стол. У него есть крышка и четыре ножки.

Далее эту же игру провожу с целью развития диалогической речи. Дети составляют картинки и задают друг другу вопросы:

-Что у тебя?

-У меня чайник. А у тебя?

-У меня кастрюля.

-Назови части чайника

-У чайника есть….

Далее в своей работе стала использовать игры – загадки, предназначенные для логического мышления младших школьников и развития устной речи. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Воснове игры – беседы (диалога) лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Особенно эффективны в этом плане игры, связанные с угадыванием, так как они очень интересны для детей и вызывают большую активность. Например, по теме «Фрукты - овощи» проводила игру «Угадай, что у меня». Дети задают вопросы:

Это овощ или фрукт?

Где растет?

Какой на вкус?

Какого цвета?

Какой формы?

Что из него можно приготовить?

Ценность игры – беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально – мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.

Для развития описательно – повествовательной речи провожу игру «Писатель». Цель данной игры научить детей составлению описательного рассказа по плану (данному учителем).

План рассказа:

Что это?

Какая это посуда?

Из каких частей состоит?

Какого цвета?

Из чего сделана?

Игры – поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Для развития познавательного интереса у учащихся использую разнообразный занимательный материал: загадки, пословицы, ребусы, кроссворды, задачи в стихах, головоломки, задания на сообразительность, логику. Дети с удовольствием решают эти творческие задания. Свои уроки стараюсь превращать в уроки творчества, начиная их словами: «Сегодня у нас необычный урок…», «К нам в гости пришла сказка…». Вместе с любимыми сказочными героями учащиеся знакомятся с новыми терминами, закрепляют пройденный материал. Дети с большим интересом включаются в урок, который проходит быстро, интересно и даёт хороший результат.

С целью проверки эффективности использования игровых технологий к обучению неслышащих учащихся на уроках, в 2015/2016 учебном году провела экспериментальное исследование и продолжаю по настоящее время на базе 2вкласса.Для выявления уровня развития познавательной активности использовала методы:эксперимент, наблюдение,игра.Использовала методику Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной (Приложение 2). Методику интерпретировала.

Эксперимент

1 этап

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня развития речи (накопление предметного словаря) и познавательной активности учащихся 1а класса (на начало и конец учебного года).

2 этап

На этом этапе нами была организована работа по повышению уровня развития познавательной активности на уроках с использованием игровых технологий.

3 этап

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня познавательной активности и развития речи учащихся 2вкласса, проведен анализ полученных результатов.

Наблюдение

Цель:выявление уровня познавательной активности учащихся, определение соотношения отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснение эмоционального отношения к учебе.

Срок наблюдения – первая неделя на всех уроках, внеклассных занятиях (начало учебного года) и последняя неделя (конец учебного года). Наблюдение проводила в 1а классе, 2015-2016 учебный год.

Результаты наблюдений фиксировала в таблице наблюдений.

В процессе наблюдения отметила наличие следующих проявлений у учащихся:

Активность:

2. Самостоятельность:

3.Отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с учёбой).

Оценка результатов

Если все действия ученика имеют целенаправленный познавательный характер, выполняет самостоятельно задания, то можно говорить об активном отношении к учению и высоком уровне познавательной активности.

Если ученик, получая задания для самостоятельного выполнения,нуждается в помощи, то мы можем говорить о среднем уровне познавательной активности, положительном отношении к учению.

Если ребенок большую часть урока отвлекается и в малой степени проявляет активность, или не проявляет ее вообще, а самостоятельность в выполнении заданий отсутствует, то можно говорить о низком уровне познавательной активности или вовсе о ее отсутствии.

Таблица 1 Обработка результатов уровня ПА учащихся 1а класса (на начало 2015-2016 учебного года)

Фамилия, имя учащегося

Активность

Самостоятельность

Отвлекаемость

проявляет интерес к предмету

задаёт вопросы, стремится на них ответить

проявляет любознательность

самостоятельно выполняет задание

проявляет устойчивость в достижении цели

1

Абахов Степан

-

-

-

-

-

+

2

Горностаев Степан

+

+

+

+

+

-

3

Крылова Катя

+

-

+

+

-

-

4

Кукушкина Оля

-

-

-

-

-

+

5

Плющев Илья

-

-

-

-

-

+

6

Смирнова Маша

-

-

-

-

-

+

7

Еремеев Кирилл

-

-

+

-

-

+

8

Жоров Степан

-

-

-

-

-

+

9

Сорокин Богдан

+

-

+

+

+

-

10

Ступин Данил

-

-

-

-

-

+

11

Немашкало Серёжа

-

-

-

-

-

+

Таблица 2 Обработка результатов уровня ПА учащихся 1а класса (на конец 2015-2016 учебного года)

Фамилия, имя учащегося

Активность

Самостоятельность

Отвлекаемость

проявляет интерес к предмету

задаёт вопросы, стремится на них ответить

проявляет любознательность

самостоятельно выполняет задание

проявляет устойчивость в достижении цели

1

Абахов Степан

+

-

+

+

-

+

2

Горностаев Степан

+

+

+

+

+

-

3

Крылова Катя

+

-

+

+

-

-

4

Кукушкина Оля

-

-

-

-

-

+

5

Плющев Илья

-

-

-

-

-

+

6

Смирнова Маша

-

-

-

-

-

+

7

Еремеев Кирилл

+

-

+

+

+

-

8

Жоров Степан

-

-

-

-

-

+

9

Сорокин Богдан

+

-

+

+

+

-

10

Ступин Данил

-

-

-

-

-

+

11

Немашкало Серёжа

-

-

-

-

-

+

Таблица 3 Сравнительная обработка результатов уровня ПА учащихся 1а класса за 2015-2016 учебный год (количество человек)

Таблица 4 Сравнительная обработка результатов уровня ПА учащихся 1а класса за 2015-2016 учебный год ( %)

Анализ результатов диагностики показал, что основная масса учащихся – дети с низким уровнем заинтересованности в учебе, эти дети не активны на уроке, много отвлекаются на посторонние дела во время урока.

Для определения уровня владения и накопления предметного словаря была проведена контрольная работа по проверке накопления предметного словаря на начало и конец учебного года.

Оценка результатов:

от 0% - 30% - 2

от 30% - 60% - 3

от 60% - 90% - 4

от 90% ….. – 5

Таблица 5 Сравнительный анализ результатов накопления предметного словаря учащихся 1а класса за 2015-2016 учебный год по предметам (%)

Таблица 6 Сравнительный анализ результатов накопления предметного словаря учащихся 2в класса за 2015-2016 учебный го

Таблица 7 Сравнительный анализ результатов обиходно - разговорного словаря учащихся 1а класса за 2015-2016 учебный год

Ф.И. учащегося

За экраном

Слухо - зрительно

По табличкам

Не восприняли

четверти

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IY

I

II

III

IY

Абахов Степан

100

100

100

80

               

48

20

14

32

Горностаев Степан

100

100

100

80

               

Крылова Катя

100

100

100

80

     

20

       

Кукушкина Оля

80

80

100

40

               

Немашкало Серёжа

60

100

100

н

40

             

Плющев Илья

80

80

80

80

20

20

20

20

       

Сорокин Богдан

100

100

60

40

   

20

20

   

20

20

Смирнова Маша

80

80

н

80

20

20

 

20

       

Ступин Данил

60

60

72

40

   

4

     

10

 

Еремеев Кирилл

       

40

40

 

20

   

80

60

Жоров Степан

       

0

0

0

0

0

0

0

0

Таким образом, получив результаты проверки уровнявладения и накопления предметного словаря, поверки ОРС, я смогла определить, на каком речевом уровне находится каждый ученик класса.

Анализ результатов показал, что наиболее высокие показатели имеют 7 учащихся – Крылова К., Горностаев С.,Немашкало С., Абахов С., Плющев И., Смирнова М., Сорокин Богдан.; самый низкий показатель у Жорова С.

В сентябре 2016-2017 учебного года продолжила исследование и продолжаю по настоящее время на базе 2в класса.Для этого использовала методику Т.И. Шамовой (приложение 1). Методику интерпретировала.

Таблица 8Входной уровень ПА 2в класса

Всего учащихся

в классе

Уровни ПА

1-й уровень (низкий)

2-й уровень (средний)

3-й уровень (высокий)

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

6

1

17%

4

83%

-

-

Таким образом, получив результаты входного уровня ПА, я смогла определить, на каком уровне находится каждый ученик испытуемого класса. Один учащийсяимеет низкий уровень ПА, что составило 17% общего количества всех обучающихся в классе; пять учащихся имеют средний уровень ПА (83%) и высокий уровень ПА (0%).

На основе результатов, полученных от проведенной диагностики, учащихся разделила на 3 группы.

1 группа (1-й уровень – низкий) –1 человек (Жоров С.)

Низкий уровень – учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.

2 группа (2-й уровень – средний) –5 человек.

Средний уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний.

3 группа (3-й уровень – высокий) – 0 человек.

Высокий уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Таблица 9 Обработка результатов уровня ПА учащихся 1а и 2в класса

Всего учащихся

в классе

Уровни ПА

1-й уровень (низкий)

2-й уровень (средний)

3-й уровень (высокий)

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

11

6

3

1

27%

17%

8

5

73%

83%

-

-

-

-

Таблица 10 Обработка результатов уровня ПА учащихся 1а и 2в класса

Таким образом, низкий уровень познавательного активности наблюдается у 27% учащихся в 1а классе, а в контрольном классе у 17%. На среднем уровне разница составляет 10% в пользу контрольного класса. На высоком уровне в 1а и 2в - 0 %. Анализ таблицы показал, что в двух классах преобладают учащиеся, имеющие средний уровень развития познавательного интереса к учебной деятельности.

Результаты данного исследования свидетельствуют о необходимости проведения комплекса методов и приемов учебной деятельности, направленных на формирования и развитие речи, познавательного интереса учащихся.

Для определения уровня владения и накопления предметного словаря была проведена контрольная работа по проверке накопления предметного словаря на начало 2016-2017 учебного года.

Таблица 11 Сравнительный анализ результатов накопления предметного словаря учащихся 2в класса за 1 полугодие 2016-2017 учебного года по предметам (%)

Таблица 12 Сравнительный анализ результатов накопления предметного словаря учащихся 2в класса за 1 полугодие 2016-2017 учебный год

Таблица 13 Сравнительный анализ результатов обиходно - разговорного словаря учащихся 2в класса за 1 полугодие 2016-2017 учебного года

Таблица 14 Сравнительный анализ результатов обиходно - разговорного словаря 2в класса за 1, 2 четверть 2016-2017 учебный год (общий в %)

Заключение

Активизация речевой деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна, а с развитием познавательной деятельности легче развивать речь глухих и слабослышащих учащихся. Вот поэтому в процессе обучения необходимо систематически побуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение игровых технологий, которое вызывает положительные эмоции, повышает интерес и творческую активность учащихся, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков и является способом развития речи младших школьников.

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей, стоящих передо мной как учителем, является создание условий для проявления познавательной деятельности учеников, как способ развития речи.

Средствами достижения этой цели, считаю:

использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;

создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания, анализировать способы других учеников;

создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, мною в основном решены, цель исследования достигнута.Все учащиеся овладели программным минимумом знаний, умений и навыков на доступном для них уровне усвоения учебного материала. В классе на период 1 полугодия -100% успеваемость, качество знаний по предметам - 67%. Произошлопродвижениеучащихся из более слабой группы в более сильную, в чем и проявляется эффективность использования игровых технологий, как способа развития речи. Следовательно, активизация познавательной деятельности обучающихся с использование игровых технологий, как способ развития речи является необходимым условием для эффективного обучения и развития учащихся.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список литературы

Абдуллаев А.К. Развитие познавательных интересов у учащихся 1 и 2 классов начальной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1953.-26

Активизация познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя /Под ред. М.П. Осиповой, Н.И. Качановой. -Минск: Нар.асвета, 1987. - 111

Большаков Д., Булашова А. Развитие интереса к предмету //Начальная школа. - 1981. - №7. - С. 56-57.

Возрастные возможности усвоения знаний учащимися младших классов школы /Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1996. -442 с.

Володина Л. Формирование познавательных интересов у детей //Начальная школа.- 1987.- №5. - С.61-64.

Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. - 208с.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008. – 109с.

Электронные ресурсы

http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/08/30/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshikh

http://festival.1september.ru/articles/642626/

http://refleader.ru/jgejgeatyatyrna.html

http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-poznavatelnoi-aktivnosti-u-mladshih-shkolnikov.html

http://pandia.ru/text/77/374/30988.php

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00376489_0.html

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=471967

https://mersibo.ru/front2_1_2?utm_source=direct&utm_medium=11851234&utm_campaign=7

http://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov-1

http://www.bestreferat.ru/referat-320358.ht

Приложение1

Дидактические игры по развитию речи.

Игры по развитию речи направлены на решение следующих основных задач:

Формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;

Формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;

развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.

Игры не подразделяются на виды и группы, потому что при проведении каждой из них решается ряд задач. Так, при проведении одной и той же игры педагог может поставить задачу расширения и активизации словаря детей, формирования умения понимать вопросы и отвечать на них.

При проведении игр следует учитывать некоторые общие требования и рекомендации:

при выборе игр необходимо руководствоваться требованиями программ по развитию речи для глухих и слабослышащих детей определенного возраста, в частности, учитывать задачи работы по развитию речи, тематику и содержание занятий;

при проведении игр выбор форм речи (устная, письменная, дактильная) определяется требованиями программ по развитию речи;

при проведении всех игр с целью развития разговорной речи указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений;

в процессе проведения игр фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной, особенно по отношению к детям, испытывающим трудности в овладении речью.

Тема «Фрукты - овощи»


 

Игры «Огород», «Машин сад». Для игр используются панно с изображением огорода или сада. Педагог обращается к детям: «Кукла Маша посадила огород (сад) и вырастила много чего?» Дети отвечают: «Овощей» («Фруктов»). Затем педагог достает картинку с изображением овоща или фрукта и задает вопрос: «Что вырастила Маша?» Ребенок отвечает: «Капусту» («Яблоко»). Педагог: «Где она (оно) растет?» Ребенок: «Капуста растет в огороде на грядке» («Яблоко растет в саду на дереве»).

Игра «Что я съел?» Дети с завязанными глазами пробуют кусочки овощей или фруктов, угадывая их название. Образец речи: «Я съел морковку. Она сладкая».

Обобщающие понятия легко усваиваются в игре «Четвертый лишний». (Угадай, какой предмет лишний, и объясни, почему: груша, огурец, яблоко, апельсин. Образец речи: Лишний – огурец. Это овощ, а груша, яблоко и апельсин – фрукты.)

Знакомство с цветом и формой удобно проводить, раздав детям карточки с изображением овощей (фруктов) – с одной стороны и геометрических фигур – круг, овал, треугольник – с другой стороны. Дети должны соединить предмет с фигурой соответствующей формы или соответствующего цвета.

Игра «Угадай». Дети с закрытыми глазами ощупывают овощи или фрукты, угадывая название.

Игра «Повар». Дети делятся на две команды. Каждая команда получает набор картинок с изображением различных продуктов питания (в основном овощей). Команды должны «приготовить» угощение. Образец речи: «У нас есть картофель, лук, морковь, горох и мясо. Мы приготовили гороховый суп». Можно раздавать детям картинки с изображением фруктов. Образец речи: « Я взял яблоко. Из него можно приготовить сок, компот, варенье, джем».

Игра «Писатель». По опорной схеме дети делают описание предмета (муляжа).

План рассказа:

Что это?

Это овощ или фрукт?

Где растет?

Какой на вкус?

Какой снаружи, какой внутри?

Какого цвета?

Какой формы?

Какой на ощупь?

Что можно из него приготовить?

Игра «Забывчивый покупатель». Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его. Затем из группы детей выбирают «покупателя» и «продавца». Перед «продавцом» на столе разложены муляжи предметов или картинки. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать этот предмет.


 


 

Тема «Грибы, ягоды»

Игра «Где растет ягода?» На столе раскладываются картинки с изображением ягод. Один ребенок выходит и выбирает картинку. Остальные дети хором спрашивают: «Где ты был?» Образец ответа: «В саду был, смородину собирал; в лесу был, чернику собирал».

Игра «Съедобное - несъедобное» может проводиться в нескольких вариантах. Дети ловят мяч, когда слышат название съедобного гриба или ягоды, и отталкивают его, когда слышат название ядовитых грибов и ягод. Выборочно можно просить детей озвучить свои действия: Мухомор – несъедобный гриб; малина – съедобная ягода.

Игра «Коробочки». Ягоды бывают круглой, треугольной и овальной формы. Педагог может предложить детям разложить картинки с изображением ягод в три коробочки, на стенках которых нарисованы круг, треугольник и овал. Образец речи детей: «Это крыжовник. Крыжовник овальной формы. Это клубника. Клубника треугольной формы».

Игра «Повар». Педагог надевает поварской колпачок на голову ребенка, которому предлагается выбрать муляж ягоды, гриба и рассказать, какие блюда из них можно приготовить.

Игра «Забывчивый покупатель». Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его.

Игра «Писатель». По опорной схеме и плану ребенок делает описание предмета

План рассказа:

Что это?

Это ягода или гриб?

Где растет?

Какого цвета?

Какой формы?

Съедобный или несъедобный?

Что можно из него приготовить?


 

Тема: «Одежда, обувь, головные уборы»

Игра «Магазин».

Цель: научить детей составлению описательного рассказа.

Ребенок описывает вещь, которую хочет купить в магазине одежды, не называя ее. «Продавец» отгадывает, о чем идет речь, и отдает «покупателю» картинку с изображением «покупки».

Игра «Волчок» используется для дифференциации понятий «одежда», «обувь», «головные уборы». Картонный круг разделен на три части (с символами): одежда, обувь, головные уборы. По центру крутится волчок. Как только он останавливается, педагог называет обобщенное понятие. Дети должны быстро назвать видовые понятия. Выигрывает тот, кто больше их назовет.

Игра «Делаем выкройку». Каждому ребенку педагог выдает конверт с заранее заготовленными деталями одежды. На счет «раз» дети открывают конверт, на счет «два» - достают части одежды, на счет «три» - составляют платье, юбку, сарафан. Образец речи детей: «У платья есть воротник, рукава, манжеты, юбка, пояс».

Игра «Я иду гулять».

Цель: активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложений.

Педагог предлагает детям представить, что они идут на каток. Ребенок вызывается к столу, на котором разложены картинки с изображениями одежды. Ребенок должен подобрать одежду, необходимую для прогулки.

Игра «Собери фотографию».

Цель: закрепить знания детей о различных видах одежды.

Для игры используются изображения кукол, разрезанные на три части (голова, туловище, ноги) – «фотографии».

Игра «Остановки».

Цель этой игры – научить детей дифференцировать одежду по сезонам. Педагог перечисляет различные предметы туалета. Дети ходят вокруг него и останавливаются, когда услышат, например, название зимней одежды.

Игра «Одень куклу». Используется картонная кукла, на которую можно «надевать» различную одежду. Педагог на столе раскладывает предметы туалета. Дети подбирают одежду так, чтобы получились костюмы, используемые в различных ситуациях.

Игра «Чего не хватает?»

Цель: развитие у детей целостного восприятия предмета.

Детям раздаются картинки с изображением одежды. Необходимо дорисовать недостающие детали (воротник, манжет, пуговицы).

Игра «Ателье».

Цель: формирование навыков диалогической речи.

Выбирается приемщик, который принимает у детей заказы. Дети отбирают образцы – кусочки ткани и заказывают разные виды одежды. При этом они должны сказать, что приносят сшить (юбку, пальто).

Игра «Разложи по полочкам».

Цель: дифференциация понятий «одежда», «обувь», «головные уборы».

Для игры используется игрушечный магазин и кукольная одежда. Педагог рассказывает детям, что в магазине случилась беда – кто-то перемешал все вещи, которые там продавались. Одежда, обувь, шапки – все валяется на полу. Педагог просит детей помочь продавцу к открытию магазина разобрать вещи и разложить их по полочкам.

Тема: «Посуда»


 

Игра «День рождения Кати». Педагог сообщает детям, что у куклы Кати был день рождения. На праздник для гостей было приготовлено вкусное угощение. Катя вечером перемыла посуду. Дети должны помочь эту посуду разложить по полочкам (коробочкам), рассортировав в зависимости от того, к какому виду она относится. Образец речи: «Это кастрюля. Кастрюля – это кухонная посуда; Это вилка. Вилка – это столовый прибор».

Игра «Чего не хватает?» Ребенок должен дорисовать недостающую часть предмета (носик у чайника, ручку у кастрюли), либо дополнить изображение до целого. Образец речи детей: «Я дорисовал носик у чайника», «Я дорисовал ручку и донышко у кастрюли».

Игра «Рисуем сами». Детям раздаются вырезанные по трафарету из белой бумаги силуэты предметов посуды, и предлагается выбрать один или два карандаша. Ребята должны самостоятельно раскрасить свою посуду и прокомментировать получившийся рисунок. Образец речи учащихся: «Это красная чашка. Это голубая кастрюля».

Игра «Из чего сделана посуда?» Проводится с перекатыванием мяча. Дети сидят на ковре вокруг педагога. Педагог катит мяч и называет предмет, ребенок останавливает мяч и называет прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан. Например: вилка из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный, ложка из дерева деревянная ложка.

Игра «Найди пару – большие и маленькие». Детям раздаются картинки с изображением предметов посуды, схожих по внешнему виду, но разных по размеру. По сигналу педагога дети начинают двигаться по групповой комнате, рассматривая картинки, которые держат в руках другие дети. Затем педагог говорит: «Стоп!» и дети, нашедшие нужные предметы, образуют пары. Образец речи детей: «У меня большая суповая тарелка. А у меня мелкая тарелка».

Игра «Столовая». На столе расставлена игрушечная посуда. Среди детей выбирается «дежурный», который должен сервировать стол к приходу детей. Педагог задает детям вопросы: «Ребята, что вы будете делать утром в столовой?» («Завтракать»). «Какую посуду дежурный поставит на стол для завтрака?» Дети перечисляют посуду, а «дежурный» ставит на стол названные предметы.

Игра «Разложи продукты по своим местам». Педагог сообщает детям, что на кухне кто-то устроил беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам. Педагог спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице».

Игра «Писатель».

Цель: научить детей составлению описательного рассказа по плану.

План рассказа:

Что это? (назначение: столовая посуда, кухонная посуда, чайная посуда, столовые приборы).

Из каких частей состоит?

Какого цвета?

Какой формы?

Какого размера?

Из какого материала изготовлено?

В какое время суток используют?


 

Тема: «Мебель»


 

Игра «Покупаем мебель» проводится для уточнения у детей представлений о назначении различных предметов. На столе расставлена кукольная мебель. Дети по очереди выходят к столу и «покупают» для куклы Маши мебель, комментируя свои действия: «Я куплю для спальни Маши кровать»; «Я куплю для гостиной стол и четыре стула». Затем дети сортируют «купленную» мебель в зависимости от ее назначения. Педагог помогает детям и поясняет, что теперь у Маши есть кухонная мебель, мебель для гостиной.

Игра «Разрезные картинки» помогает активизировать в речи детей названия частей различных предметов. Дети «покупают» мебель в магазине в разобранном виде (им выдаются разрезанные на части изображения мебели). Дети «собирают» мебель, комментируя свои действия: «Я собрал стол. У него есть крышка – столешница и четыре ножки».

Игра «Мастер» способствует расширению словаря прилагательных по теме, закреплению знаний о материалах, из которых производится мебель. Педагог обращается к детям: «Мастер сделал табуретку из дерева. Как она называется?». Дети отвечают: «Деревянная табуретка».

Игра «Какого цвета?». Знания о цвете предметов можно закреплять, используя сигнальные карточки с изображением квадратиков разного цвета. Педагог показывает предметные картинки, а дети поднимают сигнальную карточку, обозначающую цвет мебели. Образец речи детей: «Шкаф белого цвета».

Игра «Писатель».

Цель: научить детей составлению описательного рассказа по плану.

План рассказа:

Что это? (назначение мебели: мебель для кухни, гостиной, спальни, детской комнаты).

Из каких частей состоит?

Из какого материала сделано?

Какого цвета?

Какой формы?

Как используется в хозяйстве?

Тема «Транспорт»

Игра «Ремонт». Детям сообщается, что в ремонтной мастерской ремонтировалось несколько видов транспорта и их детали перепутались. Нужно помочь механику починить транспорт. Предлагается сложить разрезные картинки, части которых перемешаны. Удобнее всего использовать 2 – 4 картинки с изображением сильно различающегося по внешнему виду транспорта. Например: трамвай, грузовик, вертолет, велосипед.

Игра «Кто управляет этим видом транспорта?» позволяет закрепить в речи детей названия людей, управляющих различными видами транспорта. Педагог показывает детям картинки с изображением видов транспорта или игрушки и предлагает назвать профессии людей, управляющих ими: автобусом управляет водитель, самолетом – пилот.

Игра «Для чего используется этот транспорт?»

Цель: расширение словарного запаса, уточнение представлений о назначении различных видов транспорта.

На столе стоят игрушки: самолет, самосвал, катер, трамвай, скорая помощь. Образец речи детей: «Это машина – скорая помощь. На ней перевозят больных».

Игра «Где стоит машина?». Дети составляют предложения с предложными конструкциями по своим картинкам (стоит перед домом; подъехала к дому).

Игра «Путешественник».

Цель: формирование навыка составления повествовательных предложений на заданную тему.

Дети составляют предложения типа: «Я поеду на поезде к бабушке в гости»; «Я поеду на электричке на дачу».

Игра «Писатель».

Цель: научить детей составлению описательного рассказа по плану.

План рассказа:

Что это?

Из каких частей состоит?

Чем приводится в движение?

Где движется этот транспорт?

Для чего используется? Что перевозит?

Кто управляет этим видом транспорта?

Тема «Животные»

Игра «Угадай животное» поможет закрепить в речи детей названия частей тела животных. Педагог раздает детям картинки с изображением животных. Один из детей, не называя, описывает животное. Остальные дети угадывают, кто это.

Игра «Кто домашний, а кто дикий» проводится с использованием специального панно с изображением дома человека и леса. Дети размещают картинки с изображением животных около дома человека или леса, в зависимости от того, домашнее или дикое животное. Образец речи детей: «Это лиса. Лиса – дикое животное».

Игра «Где мой домик?» поможет активизировать в речи детей названия жилищ животных. Детям раздаются картинки с изображением животных. Выбирается ведущий. Образец речи учащихся: «Я корова. Я заблудилась. Где мой дом?» Ребенок помещает картинку около дома человека.

Игра «День рождения кошки» способствует активизации словаря по пункту плана «Чем питается?». Детям раздаются картинки с изображением животных. Вводится персонаж – игрушечная кошка спрашивает у животных, какое им приготовить угощение на свой день рождения. Образец речи детей: «Я собака. Я домашнее животное. Я люблю кости».

Игра «Чья мама, чьи детки?». Детям раздаются картинки с изображением животных. Педагог поднимает картинки с изображением взрослых животных: «Плачет кошка, потеряла своих детенышей. Кто ее детеныши?» Ребенок поднимает соответствующую карточку: «Котята». Игра проводится до тех пор, пока все детеныши не найдут своих мам.

Игра «Кто кричал?» Один из детей загадывает какое-либо животное. Затем подает голос: «Мяу - Мяу». Педагог: «Кто пришел?» Дети: «Кошка пришла». Педагог: «Что делает кошка?» Дети: «Кошка мяукает».

Игра «Театр». Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: лисы, медведя, волка. «Какая лиса?» Дети: «Хитрая, проворная».

Игра «Писатель».

План рассказа:

Кто это?

Какие у него части тела?

Домашнее или дикое животное?

Как называется его дом?

Чем питается?

Как называют детенышей этого животного?

Как животное подает голос?

Какую пользу приносит?

Тема «Птицы»

Игра «Кто прилетел к кормушке?»

Цель: выработать у детей навык составления самостоятельного рассказа.

Игра «Угадай, кто улетел?»

Цель: расширение словаря существительных по теме. Дети внимательно рассматривают картинки, затем закрывают глаза. Убирается одна картинка. Дети отвечают, какая птица улетела.

Игра «Составь из частей птицу»

Цель: практическое усвоение детьми названий частей тела птиц.

Игра «Кормушка»

Цель: практическое овладение умением использовать в речи предлоги «в», «на», «за».

Игра «Домашние или дикие». Игровое поле представляет собой круг, разделенный на две части: с одной стороны изображен дом человека, с другой – лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребенок называет домашнюю птицу, если на лес – дикую.

Игра «Чем питаются птицы». Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет картинки с изображением пищи птиц. Дети в масках птиц выходят к доске и выбирают себе пищу.

Игра «Птенчики». Дети делятся на две группы – одни изображают взрослых птиц, другие птенцов. Дети движутся по игровой комнате. По сигналу педагога они объединяются в пары. Образец речи детей: «Я утка. Вот мой птенец. Я утенок, вот моя мама».

Игра «Писатель».

План рассказа:

Кто это?

Какие части тела у него есть?

Где эти птицы живут?

Где и как строят себе дом?

Чем питаются?

Как называют их детенышей?

Как подают голос?

Какую пользу приносят?

Тема «Профессии»

Игра «Играем в профессии». Педагог раздает детям картинки, изображающие людей различных профессий, и спрашивает: «У кого продавец?» («У меня продавец»); «Что делает продавец?»

Игра «Что кому нужно?» Педагог раздает картинки с изображением людей различных профессий, а затем показывает карточки с изображением предметов, задавая при этом вопрос: «Кому нужен самолет?» Ребенок, у которого картинка-«летчик», поднимает руку и отвечает: «Самолет нужен летчику» и т.д.

Игра «Куклы идут работать». Используются картонные куклы – кукла-мужчина и кукла-женщина, на которых можно «надевать» различную одежду.

Игра «Угадай мою профессию». Ребенок отбирает на столе у педагога реальные предметы, игрушки или предметные картинки, относящиеся к определенным профессиям, и говорит: «Я взял нож, доску, половник. Какая моя профессия?» Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и назвать действия, которые выполняет человек этой профессии.

Игра «Кто что делает?» Педагог раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет платья?»; «Кто продает молоко?» Примеры ответов детей: «Строитель строит дома»; «Портной шьет платья».

Игра «Логическое лото».

Игра «Назови мамину профессию».


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2


 

Диагностика уровня познавательной активности обучающихся

(по Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой)

Уровни познавательной активности

Психолого-педагогические особенности учащихся

Нулевой уровень

Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.

Низкий уровень

Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?».

Средний уровень

Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Высокий уровень (творческий)

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.


 

38

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (2)

Ольга Владимировна, 11.04.18 в 13:22 1 Ответить Пожаловаться
Вот это проведена работа!!! Молодец!!!!!!
Сафонова Елена Валерьевна, 13.04.18 в 05:55 0 Ответить Пожаловаться
Почти такая же работа (совпадения почти 50%) уже была Вами опубликована здесь: http://portal-rasvitie.nubex.ru/5668/5726/25088/
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.