12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макушкина Елена Петровна18
0

Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка посредством применения игровых технологий и ИКТ»

Содержание

Актуальность опыта

Условия формирования ведущей идеи опыта

Теоретическое описание опыта

Практическое описание опыта

Результативность опыта

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Адресные рекомендации по использованию опыты

 

Актуальность опыта

В настоящее время в педагогической науке повышен интерес учителей к использованию игр в учебной деятельности учащихся средней школы. Отход от традиционных форм и методов обучения подразумевает активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках в средней школе.

Учителя отмечают, что при сохранении достаточно высокой мотивации, возникает некоторое снижение познавательного интереса у учащихся к изучению иностранного языка. Данное явление происходит из-за того, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями усвоения учебных знаний, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет достигнуть обязательный уровень усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес учителей к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.

Зачем учителю современного мира нужно отступить от классического стиля преподавания и перейти на новую ступень преподавания? Потому что изменяется мир, меняются взоры, общество и сам человек, а совместно со всем этим потребности людей. Изучение иностранного языка может показаться совершенно однообразным и неинтересным занятием, если этот процесс протекает монотонно, включает один вид деятельности и никак не мотивирует обучаемого с энтузиазмом заниматься иностранным языком. Задача учителя – таким образом преподнести обучающий процесс, чтобы сам воспитанник захотел учить иностранный язык, устремился понимать его и был готов говорить на нем. Одним из основных стимулов к обучению является игра. Ведь в комплексе с дискуссиями и дебатами игры дают хорошие результаты, повышают интерес ребят к уроку, позволяют сосредоточить их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Интерес к изучению ИЯ во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие творческой деятельности, и, как следствие, увлеченности предметом. Поэтому очень важно позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал, активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса, творческого мышления. Игры навевают детям и взрослым радость творчеств. В отсутствие творчества наша жизнь превращается в хандру и рутину. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать. Таким образом, данная проблема «Использование игровых технологий на уроках английского языка – как одна из форм интерактивного обучения» является актуальной.

На начальном этапе иностранный язык хотят учить все без исключения и хватаются за это с огромным энтузиазмом. Позже возникает утомление, и интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и прежде всего педагогу, а от этого снижается эффективность любого полезного урока. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого учителя.

Планируя свои уроки, я мыслю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, но и стремлюсь показать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие методы работы могут увлечь ребят.

Для этого можно использовать один из наиболее достигающих целей методов на начальном и среднем этапах обучения – игру. Игра – это один из методов, который я использую на уроках иностранного языка, во время которого дети очень подвижны, эмоциональны, отлично запоминают, сформировывают навыки коммуникативной речи. Игра – это хороший материал для введения, закрепления и дальнейших действий учеников с обучающим материалом.

Задачи, которые я перед собой выдвигаю:

- снятию тревожности и созданию психолого-эмоциональной готовности детей к речевому общению;

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;

- тренировке учащихся в выборе нужного речевого материала;

- создание творческой атмосферы;

- формирование познавательной активности на уроках иностранного языка; - обогащение учеников новыми знаниями, умениями и навыками.

Успешные результаты будут получены в том случае, если наибольшее количество учащихся воспримет активное участие на уроке. Ребята получат знания или закрепят уже имеющиеся, разовьют и приобретут речевые навыки, научатся решать проблемы в группе, а главное – сформируется мотивация к учению.

С одной стороны, игра – это развлечение, веселие, произвольное занятие, которое производится ради интереса. С иной стороны, игра – один из способов передачи знаний: в этом случае она является формой обучения. Используя игру как способ обогащения учеников новыми знаниями, умениями и навыками, мы заполняем ее дидактическим содержанием, и игра-развлечение превращается в дидактическую игру, которая используется с целью обучения.

Условия формирования ведущей идеи опыта

Главной формой учебно-воспитательной работы в школе, как известно, является урок. Конкретно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, деятельного участника жизни нашего общества. Возникают вопросы: Может ли современный урок в начальной школе быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие и познавательные силы ученика? Конечно да. Но с внедрением компьютерных технологий и с введением нового Федерального Образовательного Стандарта некоторые методики и приемы стали отходить на второй план. Однако не следует занижать их важность и значимость в повышении уровня мотивации, качества знаний обучающих и развития их коммуникационной компетенции.

Чтобы уроки проходили креативно, учителю следует поддерживать увлечённость детей в английском языке. Для этого используется игровая методика преподавания английского языка в начальных классах, учитывающая такие главные черты младших учеников, как подвижность, активность, эмоциональность и неустойчивость внимания. На помощь также приходят ролевые игры и постановка небольших сценок на уроке. При чётком планировании и использовании все это способствуют тому, что иностранный язык воспринимается не как очередная сложная информация, которую нужно изучить, а как реальное и доступное детям средство общения. Исходя из данного, перед учителем возникла задача по-новому организовать учебный процесс. Внедрение ролевых игр и театральных постановок на уроках:

увеличивает положительную мотивацию обучения, и продолжить его изучение в дальнейшем;

-активизирует познавательную деятельность учащихся;

позволяет проводить уроки на высоком эмоциональном уровнях;

-обеспечивает наглядность;

повышает объем выполняемой на уроке работы;

- прививает любовь к английскому языку;

- развивает личность ребенка средствами английского языка: развитие памяти, мышления, творческих способностей детей.

Все это содействует повышению, как качества образования, так и эффективности работы школьников.

Ведущая педагогическая идея опыта – развитие коммуникативных возможностей учащихся станет более продуктивным в ситуации внедрения учителем на уроках ИЯ игровых технологий.

Теоретическое описание опыта

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать дальнейшему ведению обучения английскому языку в начальной школе, а также разрешению многих проблем, связанных с мотивацией учащихся, так как содержит в себе материал о том, что является мотивацией, какие проблемы могут возникать при обучении школьников, как можно повысить уровень мотивации учащихся на уроках. Вопрос повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету является одним из наиболее актуальных проблем в современной методике преподавания иностранных языков. Данная проблема давно привлекает к себе внимание педагогов, психологов, методистов и учителей-практиков. Изучив труды Марковой А.К. «Формирование мотивации учения», Г. В. Роговой «Методика обучения иностранным языкам», Пассова Е.И. «Урок иностранного языка в средней школе» я пришла к выводу, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач учащихся, если у учеников отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у них складывается внутренняя, достаточно устойчивая мотивация к учению.

Проблема мотивации весьма актуальна в наши дни и остро стоит вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности. Удовлетворение их потребностей влияет на стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности учебной деятельности. Мотивация является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию реальный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Так, Маркова А.К. в своей работе «Формирование мотивации учения», характеризует мотивацию как внутреннюю психологическую характеристику личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. А. К. Маркова в своей работе утверждает, что «изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика». То есть у каждого ученика есть какой-то уровень своей положительной мотивации, а также перспективы ее развития. Поэтому, прежде чем начинать процесс обучения, считаю необходимым проанализировать мотивационную сферу ученика, его цели, эмоции, а также умение учиться, т.к. это сильно влияет на мотивацию.

Примечательно, что в самом начале изучения иностранного языка у детей, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение ребенка меняется. Ведь этот процесс предполагает период накопления "строительного материала", стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. Поэтому очень важно поддерживать мотивацию на самом раннем этапе обучения иностранному языку, добиваться того, чтобы ребенок не терял интерес к его изучению на протяжении всего процесса учения.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

- содержание учебного материала;

- организация учебной деятельности;

- коллективные формы учебной деятельности;

- оценка учебной деятельности;

- стиль педагогической деятельности учителя.

Учителю необходимо помнить и о различных видах мотивации:

1. Целевая мотивация – хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.

2. Мотивация успеха – если предмет "удается", то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.

3. Страноведческая мотивация – язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.

4. Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.

При целостном рассмотрении проблемы мотивации изучения школьниками иностранных языков исследователи исходят из того, что в обучении взаимодействуют следующие составляющие:

1) Ученик и как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками: какие мотивы побуждают его к деятельности.

2) Учитель и как он обучает, руководствуясь методическими принципами, используя методы, приемы, средства и формы обучения.

3) Сам предмет “иностранный язык” – т. е. языковые и речевые единицы, которые должны быть введены в память учащихся.

 

Практическое описание опыта

Нет сомнения, что чем интереснее представлен урок и обогащен разными видами деятельности, тем активнее будет идти работа, а результат от этого, как показывает практика, только улучшается. На своих уроках я пытаюсь осуществить приближение процесса обучения по своим основным параметрам к процессу овладения языком в естественной языковой ситуации. Мой метод – мотивация учеников через собственную увлеченность процессом обучения. И в этом мне помогают активные методы обучения. Одним из главных их преимуществ является то, что они помогают создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу психологической комфортности, ориентации на успех каждого учащегося, что значительно повышает эффективность урока.

Структура урока с применением технологии активных методов обучения соответствует структуре урока с применением системно-деятельностного подхода, который положен в основу стандартов нового поколения. Она включает в себя следующие основные этапы: инициация (приветствие, знакомство); вхождение или погружение в тему (определение целей урока, ожиданий и опасений обучающихся); работа над темой (интерактивная лекция, проработка содержания темы в группах); релаксация, эмоциональная разрядка; рефлексия, подведение итогов.

Для педагога очень важно проработать все этапы, создать законченную картину урока и тем самым обеспечить системность и целостность образовательного процесса.

На уроках я использую следующие активные методы обучения: дискуссии, проектная и исследовательская работа, анализ конкретных ситуации, игры (ролевые, имитационные, дидактические), инсценировки, творческие задания (фотовыставка, кроссворд, ребусы, анаграммы, предметные рисунки). А также такие технологии, как «Мозговой штурм», «Аквариум», «Карусель», «Дерево решений», «Незаконченное предложение», «Групповой рассказ». Подобные приемы делают урок нетрадиционным и позволяют успешно решать задачи формирования творческого мышления учащихся и становятся условием повышения качества обучения. Для применения этих методов мной выбираются разные формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Проверенными и неотъемлемыми в образовательном процессе являются игровые технологии: деловая, ролевая, дидактическая игра, игры-имитации. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться. Опыт показывает, что занятия в форме игры в значительной мере активизируют учебно-воспитательный процесс, вызывают дух соперничества, способствуют развитию творческого мышления учащихся, учат целенаправленно применять имеющиеся знания на практике, формируют практические навыки и умения необходимые для формирования умений адаптироваться в меняющихся жизненных реалиях, создают условия для самореализации личности.

На занятии мною используются различные варианты организации и проведения игр: «Гонка слов», «Пазлы», «Мимы», «Счастливый случай», «КВН» (разминка команд, вопросы капитанам, вопросы командам, «домашнее задание» и т.п.), «Слабое звено», «Что? Где? Когда?», имитационные игры (дебаты, ток-шоу и другие).

К примеру, всем известную игру «Пазлы» можно использовать на разных этапах урока, по моему мнению, она многофункциональна. Её можно изготовить самостоятельно или вместе с детьми абсолютно к любой теме, учебному разделу. Когда обучающиеся еще не знакомы с темой, они могут методом подбора совмещать половинки (делая это на время или соревнуясь между собой) и знакомиться с новым материалом, таким образом, игра выполняет обучающую функцию. Часто и на этапе проработки содержания темы я использую эту игру. Например, предлагаю детям одну половинку пазла, например, с названием грамматического явления, а обучающиеся проверяют свои карточки и тот, кто считает, что у него есть подходящее предложение или выражение, называет его. Тогда мы сравниваем половинки и сразу идет оценка правильности ответа: если части совпали, значит, ответ правильный, если нет - ждем других ответов от участников. В этом случае игра выполняет диагностическую функцию, позволяя оценить степень усвоения обучающимися изученного материала.

Изложенные положения можно считать вполне убедительными для доказательства важности и обязательности использования активных методов обучения. Как показывает практика, особенно ярко запоминается то, что является нестандартным! Активные методы позволяют разбавить скучные и привычные уроки и сделать их интересными и более познавательными. Такие занятия отвечают современным требованиям образовательного процесса, повышают мотивацию к изучению языка, предоставляют учащимся возможность проявить творческие способности, идеи, а также применить полученные знания на практике.

 

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

При разработке урока с использованием игровых технологий необходимо помнить о санитарных нормах и правилах использования различных ИКТ технологий на разных ступенях обучения. Таким образом, одной из трудностей является соблюдение временных рамок. Необходимо тщательно продумывать этап урока с использованием ИКТ, чтобы он прошел и эффективно и в рамках установленных ограничений. Стоит так же отметить, что игровые технологии не должны стать предметом развлечения, но должны быть эффективным и продуманным этапом урока.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, участвую в работе семинаров, провожу открытые уроки, посещаю уроки иностранных языков.

Используя только традиционные методы обучения на уроке нельзя добиться желаемого результата. Игровой вид деятельности должен присутствовать на уроке. В частности на начальном этапе обучения.

Еще В.А.Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Ведь только благодаря применению игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе можно хорошо отработать сложные темы.

 

Список использованной литературы.

1. Дубовицкая, Т.Б. К проблеме диагностики учебной мотивации [Текст] / Т.Б. Дубовицкая // Иностранные языки в школе. - 2005, № 1. - 73 с.

2.Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе. – 2004, № 2. – с.95

3.Мальцева Л. Р. Формирование мотивации к обучению младших школьников [Электронный ресурс] / Л. Р. Мальцева. - Электрон. ст. – [Россия], 2010. – URL:http://festival.1september.ru/articles/615397 .

4.Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. –с.96; с.192.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма [Электронный ресурс] / А. К. Маркова. - Электрон. ст. – [Россия], 2000. – URL:http://www.zipsites.ru/psy/psylib/info.php ?p=2366.

6. Матюхина М.В. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте / М. В. Матюхина, Т. А. Саблина // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников / ВГПУ. - Волгоград, 2006. - С. 62-73.

7. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – с. 201

8.Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам / Г. В. Рогова. - М.: Просвещение, 2000. – 287 с.

9. Яковлевна С. О. Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника [Электронный ресурс] / О. С. Яковлевна.- Электрон. ст. – [Россия], 2006.

10.Зимняя И.А. Педагогическая психология. /И.А.Зимняя.- М.: Логос, 2004 - 384 с

 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.