Статья «Использование информационно-коммуникационных и интернет-технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»
Работая учителем иностранного языка в школе, я пришла к выводу: невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача, поставленная новыми образовательными стандартами, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Что же такое умение учиться? Это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активною присвоения нового социального опыт Другими словами, мы, учителя, должны наделить ребёнка универсальными учебными действиями, то есть совокупностью навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
От выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Современный учитель — это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознающий необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании. Это учитель, способный создавать благоприятные условия для:
общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка;
проявления и раскрытия творческого потенциала ученика;
реализации каждым учеником себя как личности.
Современный учитель должен уметь создать условия для практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Необходимо проводить уроки с применением новых информационных технологий. Однако, я убеждена, что внедрение в учебный процесс мультимедийных программ вовсе не должно исключать традиционные методы обучения, а гармонично сочетаться с ними. Опыт показывает, что использование в обучении компьютерных технологий, включение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением мультимедийных средств существенно повышают эффективность занятия.
В своей педагогической деятельности я реализую задачи (предметные и личностные):
систематическая работа развитию общей культуры обучающихся;
формирование ответственного отношения обучающихся к результатам обучения;
повышение интереса к предмету и положительная динамика качества образования обучающихся;
повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами,
Свою миссию как учителя английского языка вижу в создании условий для практического овладения языком каждого обучающегося.
В своей педагогической практике применяю следующие компьютерные технологии:
презентации в PowerPoint;
интернет-ресурсы;
интерактивные программы
Презентации можно использовать и на начальном этапе обучения, и на продвинутом. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала обучающимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран или персональный компьютер (нетбук) для каждого учащегося. Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения.
Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
повысить мотивацию учащихся;
использовать большое количество иллюстративного материала;
интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.
Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.
Обладая такой возможностью, как интерактивность (способность вести «диалог»), компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.
Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть её как наглядного средства остаётся неизменной, меняются только её формы, в зависимости от поставленной цели её использования.
Возможности использования интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т. д.
Использование сети Интернет позволяет мне как учителю глубже подготовиться к уроку, отобрать интересный аутентичный материал, повысить профессиональный уровень, поделиться опытом с коллегами на форумах, в интернет-сообществах для учителей, В настоящее время есть широкий выбор различных сайтов, для меня как учителя-практика более приемлемыми являются сайт www.tea4er.ru, http://infourok.ru/, http://multiurok.ru/about/, http://english4kids.russianblogger.ru/. Это интерактивный научно-методический журнал, в кагором учителя могут обмениваться своим опытом, обобщать его, публиковать свои уроки, внеурочную деятельность, дидактические материалы, создавать свой персональный блог, который отражает индивидуальную педагогическую деятельность.
В настоящее время существует много сайтов как английских, так и сайтов русскоязычных авторов, которые предназначены именно для снятия трудностей у изучающих английский язык при помощи разнообразных упражнений. Среди сайта» англоязычных авторов можно выделить такие как:
http://www.learn-english-online.org
http://www.teachitworld.com и т.д.
Данные сайты дают возможность отработать определённые грамматические правила и поработать а к. с упражнениями, позволяющими обобщить ранее излученные знания. Я как учитель использую эти упражнения и для оценивания работы ученика. Так как обучающийся может наглядно увидеть результат своей работы, данные упражнения подходят и для домашней подготовки к различным грамматическим работам.
Па данных сайтах можно найти не только упражнения, но и правила, таблицы, объяснения грамматических особенностей английского языка. Таким образом, обучающиеся могут перед выполнением упражнений предварительно прочитать правила и разобрать их ещё раз, что позволяет выполнять предложенные упражнения более успешно. Использование сети Интернет открывает обучающимся прекрасную возможность принять участие в общероссийских и международных дистанционных олимпиадах по английскому языку, которые проводятся различными организациями.
Проанализировав интернет-материалы, учительские блоги, я приняла решение о создании собственных сайтов. Ответ на вопрос, зачем учителю нужен персональный сайт, я нашла в простых правилах:
Настоящий учитель всегда стремится стать положительным примером для своих учеников, и собственный сайт будет ему в этом незаменимым помощником.
Сайт помогает добиться общественного признания,
Качество материалов, представленных на сайте, показывает, насколько компетентен и профессионален учитель,
Сайт позволяет создать википедию по своему предмету,
Сайт дает возможность интересными материалами привлечь внимание учеников к изучаемому предмету, на примерах показать возможность широкого применения знаний иностранного языка в жизни.
Сайт позволяет показать примеры индивидуального подхода к ученикам в ходе образовательного процесса, собственные педагогические находки и открытия.
В современном мире сайт становится визитной карточкой как организации, так и частного лица. Персональный сайт учителя — это тот инструмент, который позволит сделать процесс интеграции знаний более эффективным. Свой персональный сайт я создала совсем недавно и еще работаю над ним. Но точно знаю, что буду стараться использовать ег учитель — учителю, учитель — ученику, учитель —родителю.
Отмечая все положительные стороны использования информационных технологий, хочется подчеркнуть, однако, что никакие самые новейшие технологии не смогут заменить учителя на уроке. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. А применение информационных технологий следует рассматривать, как одно из эффективных способов организации учебного процесса, и одно из основных требовании к профессиональной деятельности учителя - информационной компетентности.
Инновации стали неотъемлемой частью современного урока, и задача учителя заключается в грамотном отборе и использовании обучающих технологий с тем, чтобы обеспечить эффективность овладения новым языком.