Материал для проекта «Мультимедийные интернет-ресурсы для изучения школьной программы»
Процесс информатизации современного общества охватил все его стороны. Одним из приоритетных направлений является информатизация образования. Для этого в процессе современного образования активно используются информационно-коммуникационные технологии. Такие технологии применяются для передачи информации и обеспечения тесного взаимодействия учителя и ученика, как в системе открытого, так и дистанционного образования.
На сегодняшний день, основным доступным средством любой образовательной системы является персональный компьютер. При этом возможности его определяются набором установленных программ, которые можно расширять и модернизировать в зависимости от требований образовательного процесса.
С активным развитием информационных сетей, в том числе, глобальной сети Интернет, информационные технологии приобрели новое качество. С их развитием у нас появилась возможность получать данные из любой точки мира. С помощью глобальной сети возможен мгновенный доступ к любым электронным ресурсам (библиотекам, базам данных, форумам и тд.)
Использование информационных технологий предлагает учителю новые возможности преподавания своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ вовлекает учащихся в процесс создания элементов урока, что значительно повышает их интерес к предмету. Работа с компьютером вызывает активность даже у отстающих учеников.
Однако, при использовании информационных технологий на уроке следует помнить, что в первую очередь – это УРОК! Он должен советовать всем требованиям, предъявляемым ему и содержать все основные этапы.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ стоит ответить на следующий вопрос: обосновано ли применение компьютерной техники на данном уроке. Это зависит от методики, выбранной учителем. Поэтому прежде стоит оценить, обоснован ли отбор методов, средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям урока, возможностям класса. Необходимо также проследить, как использование ИКТ отражается на активности учащихся, их работоспособности на разных этапах урока, как реализуется их самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода.
При организации урока с использованием ИКТ необходимо помнить о соблюдении здоровьесберегающих технологий. Необходимо учитывать соблюдение технических и санитарно-гигиенических норм. При работе с компьютером обязательно проведение физкультминуток, продолжительность и частота которых обуславливается этапом обучения. Зарядка для глаз также желательна. При работе с ИКТ-средствами обязательно чередование форм деятельности, к примеру, 20 минут теории или опроса и 15-20 минут работы с компьютером или интерактивной доской. Дополнительные сведения о правилах работы с информационными средствами представлены в СанПиНе 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»
Однако, на практике возникает проблема отбора нужного материала. Поэтому целесообразно создать каталог на сайте образовательного учреждения с полезными ссылками на учебные и информационные ресурсы, которыми учителя и ученики могут воспользоваться при индивидуальной работе. Один из вариантов создания персональной страницы в глобальной сети предлагает корпорация Google, которая предусматривает заполнение форм уже готового шаблона сайта в зависимости от требований: http://sites.google.com
Ниже я приведу ссылки на некоторые полезные Интернет-ресурсы, которыми пользуюсь я и которые могут быть использованы как в самостоятельной деятельности учащихся, так и учителем в подготовке к урокам.
№ |
Название интернет ресурса |
Для каких целей может использоваться? |
Достоинства и недостатки |
Для каких классов подходит? |
Подходит ли для самостоятельного использования учащимися? |
|
http://www.study.ru/grammar, http://www.englishplus.com/grammar |
Изучение, систематизация, отработка и совершенствование лексических и грамматических навыков |
На сайте доступны материалы на 5 языках (английский, немецкий, французский, итальянский и испанский). + доступны в использовании; + представлены правила и тесты по всем аспектам языка (от артикля и временных форм до пунктуации); + наличие видео уроков; + форум для участников сообщества; + статьи и топики на языке. |
Подходит для учащихся с 5 по 11 классы |
Подходит |
|
На данном информационном портале размещены интересные тексты для чтения, упражнения проблемного характера, а также на закрепление новой лексики. |
, |
Подходит для учащихся старшего звена (9-11 кл.) и для учителей |
НЕ подходит для самостоятельного использования школьниками |
|
|
http://www.talkcity.com; http://www.forum.entertainment.ie; http://www.news.bbc.co.uk |
Дает возможность установления контактов с носителями языка. Учащиеся могут связаться со своими сверстниками и обсудить различные вопросы и ситуации, которые их волнуют. Таким образом, создается не только естественная языковая среда, но и диалог культур |
+ просты в использовании; + не требуют платной регистрации; + отлично подходят для поиска друзей по переписке; + общаться можно он-лайн или почтой, получив на сайте адрес собеседника; + подходят для отработки написания письма как в рамках урочной деятельности, так и в целях подготовки к ГИА и ЕГЭ |
Для учащихся 5-11 классов |
Как самостоятельно, так и во время урока в качестве источника дополнительной информации |
|
Для подготовки уроков, с использованием технологии «скрайбинг». Это новейшая технология презентаций, которая была изобретена британским художником Эндрю Парком для организации, занимающейся популяризацией научных знаний - RSA. Смысл скрайбинга состоит в сопровождении своего выступления зарисовками, картинками, помогающими понять смысл и основные идеи. Записав сменяющиеся на экране зарисовки на видео, получим видеоскрайб-ролик. Для того, чтобы сделать такой ролик, существуют разные методы и технологии. При этом совершенно не обязательно умение рисовать, даже наоборот, такой ролик, созданный ребятами без какой-либо специальной подготовки, выглядит самобытнее и веселее. Учащиеся с большим энтузиазмом вступают в данный вид деятельности. К тому же он помогает задействовать всех учеников. В игровой форме прорабатывается учебный материал, что позволяет лучше усвоить полученные на уроке знания и активизирует творческие способности учащихся. Однако данный вид деятельности требует от преподавателя огромных усилий при подготовке к занятию, а также наличия соответствующего оборудования. |
На сайте http://www.sparkol.com можно скачать бесплатную программу для создания видеороликов в технологии скрайбинга или воспользоваться онлайн-сервисом http://www.powtoon.com, который позволяет использовать библиотеки готовых персонажей. Просто незаменимы для преподавателей, которые хотят разнообразить свои уроки, а так же для тех, кто хочет шагать в ногу с современными технологиям. |
Для учащихся с разным уровне подготовки в зависимости от целей обучения (2-11 классы) |
Для учителей |
|
|
http://idee.ucoz.ru/publ/kvest/idei_sozdanija_kvesta/veb_kvesty/3-1-0-4 http://xn--80acbmarn4agneiim9dxd.xn--p1ai/webquest. |
Образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Веб-квест имеет ряд отличий от простого поиска информации: - Предполагает наличие проблемы - Поиск информации по проблеме осуществляется по средствам Интернет-ресурсов - Решение проблемы является результатом всей группы.Работа над веб–квестом развивает умение сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. Учащиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют ее, чтобы выполнить задание. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто реальное, что ведет к эффективности учебного задания. Меняется и роль учителя на уроке. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером. |
+ сайты предоставляют бесплатный контент; + удобны в использовании; + огромное количество иллюстраций; + работа в команде; - ограниченное количество участников |
Может использоваться для учащихся средней и старшей ступени обучения, зависит от уровня подготовки участников. (5-11 классы) |
Подходит для использования на уроке с куратором |
|
http://www.vitaminde.de |
Ресурс для изучения немецкого языка |
+ на сайте представлены электронные версии журнала с заданиями; + интересно подобранный материал; + маркирация уровня сложности; + аудиоприложения; + рабочие листочки с заданиями |
Для учащихся 5-11 классов |
Подходит для самостоятельного изучения и на уроке, в качестве дополнения к школьному материалу |
|
http://www.de-online.ru/video_deutsch |
Ресурс для изучения немецкого языка |
+представлены грамматические правила; + упражнения на отработку; + лингвострановедческий материал; + форум; +видеоуроки; +игры; +конкурсы; + проекты; + топики; + диалоги; + полезные материалы и статьи |
Для учащихся с разным уровнем подготовки в зависимости от целей обучения (4-11 классы) |
Подходит для самостоятельного изучения и на уроке, в качестве дополнения к школьному материалу |
|
http://www.homeenglish.ru/lessonkid1.htm |
Ресурс для изучения английского языка для дошкольников и младших школьников |
+ сценарии мероприятий; + игры; + мнемотехники; + сказки для запоминания грамматического материала и лексики; + дополнительный материал для занятий; + учебники; + тесты. - не самая удобная навигация на сайте. |
Для дошкольников и младших школьников |
Подходит для самостоятельного изучения и на уроке, в качестве дополнения к школьному материалу |
|
http://www.goethe.de/lrn/pro/str/index.html |
Ресурс для изучения немецкого языка |
+ обучение в форме игры; + обучение в диалогической форме в ситуации повседневного общения; + удобный и простой ресурс в использовании; + отработка коммуникативных и лексических навыков. - необходима регистрация на сайте Гете-института; - ограниченное число тем. |
Для учащихся 4-7 классов |
Подходит для самостоятельного изучения и на уроке, в качестве дополнения к школьному материалу |
|
http://www.hueber.de/shared/uebungen/menschen/ab/a1-1/menu.html |
Приложение к учебнику издательства Huebert «Menschen» |
+ отличная подборка для аудирования; + тексты для чтения; + материал разбит по темам; + задания на отработку грамматических и лексических навыков. - необходимо наличие представления об учебнике |
Для учащихся с уровнем подгоовки A1. |
Подходит для самостоятельного изучения и на уроке, в качестве дополнения к школьному материалу |