Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

1
0
Материал опубликован 15 August

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

(из опыта работы учителя биологии Атабаевой И.Г.).


 


 


 

Содержание


 

1. Теоретическая значимость темы.

2. Мотивация учения.

3. ИКТ на уроках биологии.

4. Решение биологических задач.

5. Применение творческих заданий на уроках биологии.

6. Заключение.

7. Литература.



 



 



 



 



 



 



 


 


 

«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно…Нужны разнообразные приемы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…»

П.Н.Чернов.

1.Теоретическая значимость темы.

После окончания Дагестанского педагогического университета в 1997 году, все последующие годы я проработала учителем биологии в махачкалинской гимназии №11. Много учеников за эти годы прошли через мои уроки. И, сравнивая учеников последних лет с ребятами, которые учились в школе 15-20-25 лет назад, я вижу огромную разницу в восприятии уроков, учебного материала, информации по преподаваемому мной предмету биология, а также очень заметно общее снижение интереса к предмету и мотивации к обучению.

В связи с этим и возникла идея обобщения моего опыта в формировании познавательной активности учащихся на уроках биологии.

С каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению биологии (и не только биологии). Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами. Мне видятся причины в том, что: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, биология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе и не во все ВУЗы и колледжи предмет включен в списки вступительных экзаменов, в-третьих, неинтересные и недоработанные в большинстве своем учебники и большой объем информации, который необходимо запомнить, в-четвертых, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. На детей в последнее время обрушивается огромное количество информации из различных СМИ, интернет-порталов, причем часто информация непроверенная и неподтвержденная, но поданная в таком интересном виде, что детьми воспринимается на УРА, как истина в последней инстанции.. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. И вот это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся. Таким образом, проанализировав все эти проблемы, я пришла к выводу, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать всегда.

Поэтому основными задачами своей работы считаю:

Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения.

Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей .

Формирование ИКТ - компетентности учащихся.

Возрождение желания ребенка учиться.

Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих компонентов:

- повышение мотивации обучения;

- выполнение практических и творческих заданий;

- решение биологических задач;

- проведение уроков с применением ИКТ;

- проведение нестандартных уроков, дидактических игр;

- осуществление межпредметных связей;

- практическая направленность обучения;

- создание ситуации успеха;

- учет индивидуальных особенностей учащихся.

Мое педагогическое кредо: «Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».

Мой педагогический опыт по формированию и развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии опирается на ведущие дидактические теории и концепции в преподавании ведущих ученых И.С. Якиманской , Е.Н.Степановой (Личностно-ориентированное образование), Г.И.Щукиной (Концепция развития познавательного интереса), Ю.К. Бабанского (Оптимизация учебно-воспитательного процесса).

Результативность:

- формируются такие качества, как ответственность, настойчивость, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности;

- вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- создается ситуация общения на уроке, позволяющая каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- создается обстановка для естественного самовыражения ученика;

- развивается устойчивый интерес к предмету;

- на уроке создается ситуация успеха для каждого;


 

2.Мотивация учения.

«Без мотива любая деятельность, в том числе и учебная, никогда не будет эффективной.»

Э.М.Браверман.

К сожалению, в последнее время приходится все чаще отмечать, что у большинства современных учащихся нет стойкого интереса к учебе. Причины здесь разные, и для нас, педагогов, все более актуальным становится вопрос: как учить детей?

В свете модернизации образования принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «Объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, « развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний, приложенных усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей. К созданию условий относится и организация деятельности ученика, а деятельность не возможна без мотива. Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать я считаю, что это один из самых важных компонентов урока.

И для этого на своих уроках использую познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) методы.

При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. На уроках биологии я стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути. Для создания мотивации учения я использую в своей работе различные приемы.

 Прием «Удивляй!»

Суть приёма «Удивляй!» — привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. 

Пример приёма «Удивляй!» на уроке биологии

Тема: «Отряд Грызуны»:

Вам известно, что сова-неясыть питается мышами-зерноедами. Весит сова около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? (Ученики высказывают свои догадки: обычно от 10 до 100 кг). Так вот, одна сова за жизнь сохраняет 50 тонн зерна! Сова в среднем живёт 50 лет, съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна.

Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые». (8 класс) Учитель: Сколько цветков посещают пчёлы? В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.

Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощенности от только что услышанного.

Прием «Отсроченная загадка».

Пример. Тема: « Тип Хордовые. Кл. Млекопитающие». (7 кл.) Загадку ( удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок. Учитель: - На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном. Это животное не хищник, но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Как вы думаете – с каким животным мы будем знакомиться на следующем уроке? ( Дети называю различных животных.) - Это животное - …. Впрочем, не будем торопиться - продолжение следует… На следующем уроке откроем секрет : это животное - кролик. Да – да, вы не ослышались - кролик!


 

Прием «Лови ошибку».

Пример задания по теме «Рыбы: внешнее и внутреннее строение» для 8 класса:

Рыбы — это совершенно особые беспозвоночные животные. Их насчитывается более 1 млн видов. Для их изучения существует особая наука ихотология. Внешнее строение рыб полностью приспособлено к жизни в воде. Рыбы имеют обтекаемую форму тела, они покрыты чешуёй и слизью. Для передвижения у них есть плавники. На голове рыб расположены: рот, окружённый губами, глаза с веками, ноздри для дыхания. Как и у ланцетника, у рыб имеется особый орган чувств — боковая линия. 

Цель приёма — сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.


 

Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить. Самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. Биология открывает для этого много возможностей; важно научить ребят их использовать.


 

3.Применение ИКТ на уроках биологии.

Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется

не деятельностью, а ее однообразием”

К.Д. Ушинский

«Детская природа требует наглядности»- это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями, которые незаменимы сегодня при создании и проведении нестандартных, интересных уроков. Современный урок невозможен без использования ИКТ, а владение информационными технологиями - одна из компетенций учителя биологии.

Считаю, что информационно-коммуникативные технологии на сегодняшний день - одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению биологии. Поэтому в своей педагогической работе я использую информационные средства на различных стадиях учебного процесса:

- для повышения качества обучения;

-углубления знаний учеников;

-развития познавательного интереса к предмету;

- для формирования ИКТ- компетентности учащихся.

Использование в процессе обучения компьютерных технологий:

- способствует эффективному усвоению учебного материала;

- помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно - развивающим;

- позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения;

- предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей.

В чем я вижу преимущества использования компьютерных технологий:

- возможность использования на различных этапах урока;

- многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;

-детализирование изучаемых объектов и их частей;

- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

ИКТ–технологии применяются мною на различных этапах урока:

1) при объяснении нового материала (цветные рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, 3D–рисунки и модели, анимации короткие, анимации сюжетные, интерактивные модели, интерактивные рисунки, вспомогательный материал) в качестве интерактивной иллюстрации, демонстрируемой с помощью мультимедийного проектора на экран (в настоящее время это актуально вследствие того, что не всегда таблицы и схемы есть в наличие у учителя);

2) при самостоятельном изучении учебного материала учащимися на уроке в ходе выполнения компьютерного эксперимента по заданным преподавателем условиям (в виде рабочих листов или компьютерного тестирования) с получением в итоге вывода по изучаемой теме;

3) при организации исследовательской деятельности в форме лабораторных работ в сочетании с компьютерным и реальным экспериментом. При этом следует отметить, что при использовании компьютера учащийся получает намного больше возможностей самостоятельного планирования экспериментов, их осуществления и анализа результатов по сравнению с реальными лабораторными работами;

4) при повторении, закреплении (задания с выбором ответа, задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры, тематические подборки заданий, задания с использованием фото, видео и анимаций, задания с реакцией на ответ, интерактивные задания, вспомогательный материал) и контроле знаний (тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой, контрольнодиагностические тесты) на уровнях узнавания, понимания и применения. При выполнении учениками на этих этапах урока виртуальных лабораторных работ и опытов повышается мотивация учащихся — они видят, как могут пригодиться полученные знания в реальной жизни;

5) домашние эксперименты могут быть выполнены учеником по рабочему листу с соответствующей адаптацией и при наличии дома учебного диска по данному курсу. Большое значение имеет использование на уроках интерактивных моделей. Они позволяют ученику увидеть процессы в упрощенном виде, представить себе схемы того или иного процесса или явления. Работа с ними открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками

Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.

При внедрении мною информационных технологий в учебный процесс предпочтительными в условиях нашей школы оказались уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте. Использую возможности компьютера для создания своих версий компьютерных разработок урока или фрагментов урока, презентаций.

Как пример: Урок биологии в 6 классе тема: «Фотосинтез»

Показ слайдов сопровождается рассказом учителя. Помимо того на слайдах ecть вопросы, которые задаются учителем. Описываются опыты, которые сопровождаются соответствующими рисунками. В конце презентации вопросы для закрепления.

Очень интересны презентации по изучению биологического разнообразия растений и животных. Большой восторг у учащихся вызывает наглядный материал данных презентаций, когда они могут очень хорошо разглядеть, то или иное растение или животное. Их можно использовать практически на каждом уроке при изучении многообразия живых организмов. Дополнением к презентациям становятся материалы к уроку приготовленные учащимися.

Затем информационные технологии стала вводить на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов биологии.

Например, обобщающий урок по теме: "Клеточное строение растений". В презентацию для этого урока были вставлены интерактивные схемы "Строение микроскопа", "Приготовление микропрепарата", "Строение клетки", "Деление и рост клеток".

Для проверки и закрепления знаний применяю тестирование. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. В своей практике я использую напечатанные в M.S. WORD тесты.

Использование ИТ на уроках позволило мне организовать активную познавательную деятельность учащихся, оптимизировать учебный процесс, увеличить объем информации, сообщаемой на занятии, повысить интерес к обучению, а это один из основных мотивов современных школьников.

С использованием информационных технологий, на уроках биологии стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся.


 

4.Решение биологических задач.

В современных условиях одной из самых актуальных проблем методики преподавания в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Это означает необходимость выявления тесной взаимосвязи между изучаемыми положениями и практикой жизни, демонстрация прикладного характера биологических знаний.

Включение задач в учебный процесс позволяет обеспечить самостоятельность, активность учащихся, сформировать прочные знания и умения, осуществлять связь обучения с жизнью, а также способствует профессиональной ориентации школьников.

Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.

В своей работе использую следующие типы задач:

а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

Задача 1. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения? (7 класс)

Задача 2. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях. (8 класс)

б) Задачи на распознавание натуральных объектов.

Задача 1. Рассмотрим под микроскопом препарат растительной ткани.

Определите, какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили вид ткани, укажите местоположение этой ткани в растении. (6 класс)

в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

Задача

. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление. (6 класс).

д). Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

Задача 1. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает

жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными.

-Как это можно объяснить?(9 класс)

ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.

Задача 1. Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером,

перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в

течение дня. (9 класс)

Задача 2. Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки - это вены.(9 класс)

ВЫВОД: Биологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к биологии.


 

5.Применение творческих заданий на уроках биологии.


 

Важнейшую роль в формировании мотивации играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности.

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.

Способы и виды заданий достаточно разнообразны:

составление кроссвордов ;

сочинение сказок или стихотворений, о каком – либо биологическом объекте;

выполнение рисунков;

изготовление аппликаций (из отдельных картинок вырежи и смонтируй изображение «идеального» животного);

составление рассказа с биологическими ошибками;

составление тестов, опорных схем и конспектов;

сбор и оформление гербариев, коллекций.

выполнение практических заданий, минипроектов;

Приведу примеры некоторых заданий:

1). Так при изучении темы: «Размножение, его виды. Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений» в 6 классе предлагаю учащимся следующие творческие задания:

- С помощью вегетативного размножения вырастить комнатные растения для кабинета биологии.


 

2).Некоторые лабораторные работы, рекомендуемые проводить в классе, предлагаю сделать дома, что, по моему мнению, развивает творческую самостоятельность учащихся.

Например: В 6 кл. лабораторную работу «Проращивание семян фасоли» предлагаю сделать дома.

Рамки урока зачастую не позволяют в достаточной мере удовлетворить интерес учащихся, к каким-то значимым и полезным для них вопросам. Поэтому, если у них в ходе изучения темы возникают вопросы, я это только приветствую и предлагаю попытаться самостоятельно найти на них ответ. Учащиеся собирают и анализируют информацию, при необходимости помогаю им обобщить материал, оформить работу.

Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Я считаю, что такая форма работы помогает учащимся лучше воспринять и усвоить учебный материал, способствует расширению кругозора учащихся, позволяет развивать их творческие способности, фантазию, способствует развитию самостоятельности учащихся.

6.Заключение.

Проявление и развитие познавательной активности школьников во многом зависит и от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий для этого принадлежит учителю. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ученика. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой личности. Поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах. Ошибки ученика рассматриваются, скорее как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния. Климат в классе должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и старания проявлять познавательную активность даже при не удаче.

Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет по – другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.


 


 


 


 

Литература:

1.Бартенева Т.П. Ремонтов А.П. « Использование ИКТ на уроках биологии»., М., 2003.

2.Гин А.А. «Приемы педагогической техники», М., Вита – Пресс, 2002.

3.Долженко Ю.А. « Методическое сопровождение личностно – ориентированного образования», Барнаул, АКИПКРО, 1998.

4.Коротаева Е.В. « Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников», М., 2003.

5.Маркова А.К., Матис Т.А. «Формирование мотивации учения»,М.,1990.

6.Молис С.С., Молис С.А. «Активные формы и методы обучения биологии. М., Просвещение,1989.

7.Якиманская И.С. «Личностно – ориентированное образование в современной школе», М., 1996.

8. Пустохина О.А. Урок в современной школе - Волгоград, изд. Учитель, 2009.
9. newreferat.com/- формы, методы и средства самостоятельной работы учащихся.2013.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации