Доклад «Учебные игры как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
Учебные игры как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Всем педагогам известно, что одним из способов повышения интереса к изучаемому материалу, а, следовательно, качества их знаний и уровня сформированности общеучебных и специальных умений, является использование различных дидактических игр.
«Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяют успех педагогической работы»,- писал А.С.Макаренко.
«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А.Сухомлинский.
А вот мнение автора экспериментальной методической системы учителя-практика современной школы В.Ф.Шаталова: «В играх и в труде, в задорных выдумках и в безудержном веселье во всем многообразии проявляются характеры и способности детей. Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценке творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может быть никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок».
Те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. Игра уже одним только своим содержанием переносит ребят в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления.
Будучи введенной, в систему традиционного обучения биологии учебная игра осуществляет несколько функций:
1) мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность учащихся);
2) обучающую (способствует приобретению знаний, также формированию и развитию навыков);
3) воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор и развивая его мышление, творческую активность и т.д.);
4) ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые средства для решения той или иной учебной задачи);
5) компенсаторскую (компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к реальным ситуациям жизни).
Учебные игры характеризуются учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом участников. Так по количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные и парные, групповые и коллективные.
Первые нацелены на взаимодействие играющих с натуральными объектами, текстом, а последние три - также и на взаимодействие с партнерами.
По характеру и форме поведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные и ситуационные ролевые, игры - соревнования, интеллектуальные (тесты, ребусы, кроссворды, чайнворды и др.), взаимодействия (коммуникативные), комплексные и др.
По способу организации игры бывают компьютерными, имитационно-моделирующие, письменные, на досках и др.
По степени сложности выполняемых действий различают простые и сложные игры, по длительности проведения - скоротечные и продолжительные.
Таким образом, подводя итог сказанному, следует отличить, что существующее многообразие игр позволяет использовать их практически на каждом этапе урока - при проведении опроса и закреплении материала, как домашнее задание (кроссворд, например) или же, как вариант проведения обобщающего урока по теме контрольной работы.
В своей практике я широко использую игровые формы контроля знаний и могу убежденно говорить о том, что они дают положительные результаты. Вопросы, заданные в игровой форме, с интересом воспринимаются ребятами. На уроках я использую разнообразные ребусы, кроссворды (приложение 1), «Чёрный ящик», крестики – нолики, эстафеты и др..
Например.
«Черный ящик».Угадайте, что находится в черном ящике.
1. Предмет, который используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Кто впервые сконструировал это приспособление?
(Ножные ласты. Луи де Корле в 1929 г.)
2. Фотография необычной амфибии, послужившей прототипом главного героя китайского фольклора – дракона. Мясо этой амфибии – деликатес японской и китайской кухни. Что это за амфибия? Каковы ее биологические особенности?
(Исполинская саламандра. Длина ее тела может достигать 160 см, а вес – 30–40 кг. Встречается в Восточном Китае и Японии. Обитает в холодных горных реках, богатых кислородом. На сушу выходит редко. Питается рыбой, ракообразными, водными насекомыми. Из-за вкусного мяса этих амфибий усиленно истребляли, и численность их резко сократилась.)
3. Фотография «мученика науки», которому установлено два памятника. Кто это и где установлены эти памятники?
(Лягушка. Эти земноводные – объекты многих биологических и медицинских экспериментов. Памятники лягушкам установлены в парижском университете – Сорбонне и в Токио.)
«Угадай, кто я?»Узнай по рассказу животное и назови его. Ответ можно давать, не дожидаясь окончания чтения рассказа. Чем раньше дан ответ, тем выше балл отвечающему.
1. У нас в стране это животное можно встретить в Приморье, на юге Забайкалья и на юге Европейской России. Оно может держаться на траве, на листьях и на стволах деревьев и кустарников. На кончиках пальцев у него есть присоски, которые помогают удерживаться на вертикальных поверхностях и даже на стекле. Эти присоски принесли животному дурную славу. Некоторые люди убеждены в том, что оно прыгает на человека, присасывается к коже и пьет кровь. На самом деле в этом нет ни слова истины – это животное питается насекомыми и их личинками. Весной откладывает икру в водоемах и снова возвращается на деревья. Окраска его тела может меняться в зависимости от погоды и окружающего фона. (Квакша.)
2. Это яркоокрашенное животное может свободно уместиться на ногте большого пальца. Водится в тропических лесах Колумбии. Оно обладает самым сильным ядом в мире животных. Брать его голыми руками опасно. Яда одного такого животного достаточно для обработки 50 стрел. Смертоносность яда сохраняется до 15 лет. (Лягушка кокоа.)
З. «Кто лишний?»Одно животное в каждом ряду лишнее. Определите, какое, и объясните, почему.
Уж, желтопузик, кобра, удав.
Хамелеон, крокодил, тритон, черепаха.
Гадюка, желтопузик, агама, веретеница.
(Желтопузик – безногая ящерица, остальные – змеи; тритон – земноводное, остальные – пресмыкающиеся; гадюка – змея, остальные – ящерицы)
Постепенно, по мере того, как увлечение растёт, надо включать задания более сложные турниры, викторины, проекты. Например вопросы из викторины по теме «Насекомые».
1. Чем класс насекомых отличается от паукообразных?
2. Какими «приспособлениями» наградила природа насекомых для добывания пищи?
3. Кто над нами вверх ногами? Муха. У неё на лапках есть подушечки с присосками и прицепками.)
4. Как слышит сверчок? (Коленками. Там у него расположены специальные слуховые отверстия.)
5. Кто прыгает дальше всех? (Блоха. Она может прыгнуть на расстояние в двести раз превышающего длину её тела.)
Очень важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься биологией на каждом уроке. В этом плане особое место принадлежит такому педагогическому средству как занимательность. Использование занимательного материала требует минимума временной затраты, но должно внести яркий, эмоциональный момент в урок. Учитель использует занимательность как своеобразную разрядку напряжённости обстановки в классе при объяснении большого по объёму материала. На своих уроках я использую разнообразный занимательный материал: краткие исторические справки о наиболее важных открытиях в области биологии, интересные сведения об изучаемых объектах, жизни учёных. Реклама книг, использование интересных фрагментов позволяют привлечь учащихся к чтению.