Статья «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в обучении»
Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в обучении
Оглавление
1. Активность обучающихся на уроках физической культуры,
факторы ее обуславливающие. 3
1.1 Виды активности обучающихся на занятии
физической культуры. 3
1.2 Интерес к занятиям физической культурой
как фактор повышения активности обучающихся. 4
1.3 Удовлетворенность занятиями физической культурой и
факторы, ее определяющие. 7
1.4 Биологические факторы в познавательной и
двигательной деятельности учащихся и их роль. 10
2. Способы повышения учебной активности обучающихся
на уроках физической культуры. 12
2.1 Создание положительного эмоционального
фона на занятии. 12
2.2 Правильная постановка задач на занятии. 16
2.3 Оптимальная загруженность обучающихся 17
на занятии.
2.4 Соблюдение дидактических принципов 19
3. Заключение 26
4. Список источников: 28
1. Активность обучающихся на уроках физической культуры, факторы ее обуславливающие.
1.1 Виды активности обучающихся на занятии физической культуры.
Природа активности обучающихся. Активность обучающихся, проявляемую во время занятий, разделяют на познавательную и двигательную. Познавательная активность связана с проявлением внимания обучающимися, восприятием теоретического материала, с осмысливанием информации, с дальнейшим ее усвоением и запоминанием.
Двигательная активность связана с выполнением различных физических упражнений.
Уделяя внимание повышению активности обучающихся на занятиях, необходимо контролировать этот процесс и. стимулировать организованную активность обучающихся. Чем больше времени детей занимает познавательный вид деятельности, тем выше организация занятия. При слабой подготовке занятия, большая часть движений совершаемых обучающимися, не отвечает задачам занятия.[2].
Организованная активность учащихся определяет подвижную плотность занятия. Достижение высокой моторной плотности занятия не должно являться самоцелью для преподавателя физической культуры. Изначально, надо исходить из задач занятия; повышение двигательной активности обучающихся не должно идти в разрез их познавательной активности. А так же, нужно учитывать ограниченные физические данные обучающихся, возможность для отдыха после выполнения физических упражнений.
Факторы, обусловливающие активность обучающихся на занятии физической культуры. Исходя из природы активности человека - социальной и биологической - и факторы, определяющие учебную активность обучающихся на занятии, можно разделить на группы.
К социальным факторам мы можем отнести:
-организацию деятельности обучающихся на занятии преподавателем,
-оценку деятельности обучающегося на занятии со стороны преподавателя и одногруппников;
- удовлетворенность занятиями,
-наличие интереса к физической культуре.
К биологическим факторам, отнесем потребность в движениях.
Степень активности обучающихся на занятии определяется совокупностью всех этих факторов. Однако, основными для обучающихся могут быть разные факторы. Создается неоднозначная картина проявления обучающимися активности, в которой преподавателю физической культуры для управления активностью обучающихся нужно разобраться в каждом случае отдельно. Вот тогда можно понять, чем вызвана пассивность одних учащихся и высокая активность других. [4].
Важно знать направление активной деятельности обучающегося, какие цели он преследует: эгоистические или коллективистические, общественные или антиобщественные. Заботясь о повышении активности и воспитывая трудолюбие, как одно из самых важных качеств личности, невольно способствуешь развитию других качеств личности. [3].
В дальнейшем рассмотрим интерес обучающихся к занятиям физической культурой.
1.2 Интерес к занятиям физической культурой как фактор повышения активности обучающихся.
Интерес - это осознанное избирательное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего его объекта. Интерес характеризуется широтой, глубиной, действительностью, устойчивостью, мотивированностью.
Интересы обучающихся к занятиям физической культурой бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы юношей и девушек различны, девушки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Юноши же хотят развить силу, быстроту, выносливость, ловкость [5].
С возрастом меняется значимость привлекательных сторон физической культуры. В младшем возрасте проявляется интерес к двигательной активности вообще, а более взрослые люди занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью. У подростков на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными гимнами, т.е. с подготовкой себя к конкретному профессиональному виду деятельности.[6].
С учетом конкретных причин проявления интереса учащегося к физической культуре преподаватель физической культуры и обязан строить свою работу по развитию интереса к физической культуре, независимо от проходимого материала. Все учащиеся так же проявляют и дифференцированный интерес к другому программному материалу. В младшем возрасте мальчики отдают предпочтение спортивным играм, а девочки - подвижным. Все остальные упражнения учебной программы в младшем возрасте нравятся учащимся примерно в равной степени. В старшей школе интересы начинают больше дифференцироваться. Треть девочек отдают предпочтение гимнастике и акробатике, а мальчики не любят гимнастику и отдают предпочтение легкой атлетике. У всех детей этого возраста наблюдается повышенный интерес к спортивным играм, особенно к баскетболу, эстафетам в виде соревнований. Это можно объяснить происходящими в свойствах нейродинамики изменениями, вызванными наступлением полового созревания: нарастанием процесса возбуждения и увеличением скорости его протекания [7].
В подростковом возрасте интересы остаются примерно теми же, но углубляется их дифференциация. С 14-15 лет заметен выраженный спад интереса к соревновательным упражнениям. Объясняется это некоторыми причинами:
Первое, учащиеся начинают заботиться о своем престиже и довольно резко реагируют на неудачи и поражения, которые бывают во время участия в соревнованиях.
Второе, в ряде исследований от младшего к старшему возрасту, тяга к занятиям физической культурой ослабевает. Это ярко выражено в группах обучающихся со средним и низким уровнем двигательной активности.
С каждым годом снижается число учащихся, желающих заниматься физической культурой в свободное время. Объясняется это разнообразием интересов и нарастанием после периода полового созревания торможения по «внутреннему» балансу.
Интерес к физической культуре и спорту сохраняется, если у подростков имеется цель занятий физическими упражнениями. Необходимо, чтобы эта цель сохранялась в течение продолжительного периода времени. Основной задачей преподавателя физической культуры является четкое формирование у них целеустремленности. Целеустремленность возникает только в том случае, если цель значима для обучающегося, отвечает взглядам, интересам и считается реально достижимой.[7].
Перспективу личности создает реальность достижения цели. Перспектива придает целям особенно сильный побудительный характер. Перспектива должна быть непрерывной, с постоянно возрастающими по трудности частными целями. Постановка преподавателем промежуточных и отдаленных целей должна присутствовать на каждом этапе занятий.
Ближайшая цель - это разучивание какого-нибудь элемента или движения (финта) сложного упражнения, выполнение упражнения на выносливость и силу. Промежуточная цель – это ,возможно, подготовка к соревнованиям, выполнение сложных упражнений. Конечная цель - доведение подготовки до определенного уровня, выполнение разрядных нормативов ГТО, участие в соревнованиях различного ранга. От правильной постановки целей зависит поддержание, формирование интереса и целеустремленности обучающихся в сфере физической культуры.
В ряде случаев интересы и целеустремленность обучающихся, занимающихся спортом, могут быть несогласованными с задачами физического воспитания этих обучающихся на уроках физической культуры. В этом смысле учащиеся с высоким уровнем интереса к физической культуре представляют для преподавателя физической культуры не меньшую трудность, чем учащиеся с самыми низкими уровнями развития интереса к физической культуре. Средний уровень интереса является наиболее выгодным для преподавателя физкультуры, чем отсутствие интереса вообще или наличие только созерцательного интереса, без стремления самостоятельно заниматься.
Поддержание интереса и целеустремленности обучающихся зависит от того, получают ли они удовлетворение после урока физической культуры, и как формируется у них удовлетворенность занятиями физкультурой.
Можно выяснить отношение обучающихся к занятиям физической культурой, используя программу социологического исследования.
1.3 Удовлетворенность занятиями физической культурой и факторы, ее определяющие.
Удовлетворенность занятиями характеризует обобщенное и устойчивое отношение ко всему; и к урокам физической культуры в частности. Удовлетворение - это эмоциональное переживание от какого-то однократного события. Из всего сказанного складывается, что удовлетворение и удовлетворенность - понятия не одинаковые, хотя без удовлетворения обучающегося, рассчитывать на удовлетворенность на занятиях физкультурой трудно.
Обучающиеся помимо удовлетворенности занятиями имеют еще и свое отношение к физкультуре как предмету, которое характеризуется с одной стороны пониманием значимости этого предмета, а с другой стороны - ожиданием того, что на этих занятиях можно удовлетворить свои определенные интересы, а так же потребности в двигательной активности. Отношение к физкультуре у обучающихся как к предмету в большинстве случаев не совпадает на протяжении всего периода обучения. У большинства обучающихся отношение к физкультуре как предмету остается на более высоком уровне, чем к занятиям в младшем возрасте. Причиной падения удовлетворенности является отсутствие эмоциональности занятия, неинтересность выполняемых упражнений, малую или чрезмерную физическую нагрузку, или плохую подготовленность занятия. Значит, все дело обстоит в том, каково творческое мастерство преподавателя физической культуры, его отношение к работе. Другими факторами, влияющими на удовлетворенность обучающихся уроками, можно назвать состояние учебно-материальной базы, а также взаимоотношения с преподавателем и достигаемые обучающимися результаты.
Результаты самими обучающимися оцениваются по-разному в зависимости от того, с какой целью они занимаются физической культурой. Те, кто отрицательно относится к физической культуре как к предмету, чаще всего ходят на занятия ради оценки. Учащиеся с положительным отношением к физкультуре занимаются, чтобы развить двигательные качества и улучшить свое телосложение.
Такие же отношения к посещению уроков физкультуры найдены и с удовлетворенностью или неудовлетворенностью занятиями. Неудовлетворенные ходят на уроки ради оценки, а удовлетворенные - ради своего физического совершенствования. Посещения обучающегося занятий физкультуры влияют на учебную активность на других уроках.
Отношение к занятиям физической культурой влияет и на их посещаемость: неудовлетворенные больше пропускают без уважительной причины. Таким образом, в совокупности получается, что удовлетворительных отметок у неудовлетворенных, больше чем отличных и хороших. В итоге страдает результат обучения, отражающийся в текущих оценках. Задачей преподавателя физической культуры является следить за удовлетворенность обучающихся, использовать все педагогические средства и формы проведения занятий.
Необходимо обращать внимание на стиль общения с обучающимися. Авторитарный стиль преподавателя большинство обучающихся, не приемлют. Лучше пользоваться демократическим стилем.
Удовлетворенность содержанием занятия зависит от его эмоциональности. В младшем возрасте - это переживание положительных эмоций выражено сильнее, чем в старшем возрасте. В старшем возрасте девочки испытывают слабое эмоциональное удовлетворение, что, очевидно, особенно отрицательно влияет на отношение к занятиям (юноши нацелены на высокие результат).
Оценивая удовлетворенность и неудовлетворенность нельзя подходить однозначно: если удовлетворенность стимулирует активность обучающихся, то неудовлетворенность снижает активность. Еще все зависит от личности, целей, которые она перед собой ставит, и условий, в которых оказывается. Удовлетворенность может приводить и к снижению активности вследствие самоуспокоенности обучающегося, «поймал звезду». А с другой стороны, неудовлетворенность достигаемым уровнем физического развития, результатами может стимулировать активность, заставлять обучающегося проявлять настойчивость. Но это стимулирование прекратится, если учащийся почувствует бесперспективность в достижении поставленной цели [7].
Наиболее серьезное значение преподавателю физкультуры следует придавать удовлетворенности обучающихся взаимоотношениям с ним: от этого зависит и отношение обучающегося к предмету, и пробуждение интереса к физической культуре и спорту вообще, и авторитет его в глазах обучающегося.
1.4 Биологические факторы в познавательной и двигательной деятельности учащихся и их роль.
Хотя степень активности обучающихся на занятиях физической культурой определяется социальными и биологическими факторами, т.е. потребностью человека в двигательной активности. Можно создать у обучающихся силу социального мотива и все равно получить разную активность у обучающихся. Эти различия и будут определять разную «заряженность» обучающихся на проявление физической активности.
Высокий уровень двигательной активности в течение дня и на занятиях физической культуры имеет связь с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу и с сильной нервной системой, низкий уровень двигательной активности связан с преобладанием торможения по «внутреннему» балансу и с малой силой нервной системы. Так как особенности проявления свойств нервной системы являются врожденными, имеем основание говорить, что различия людей в потребности в движениях тоже имеют врожденную основу, не только социальную.
Так же, сочетание силы нервной системы с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу является нейродинамической базой проявления высокой терпеливости при наступлении утомления. Следовательно, с одной стороны, лицам с этими типологическими особенностями нервной системы нужно больше двигаться, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности, а с другой стороны, они могут больше терпеть, проявлять настойчивость и в том случае, когда потребность уже удовлетворена, и больше того - когда наступило утомление. Отсюда большая работоспособность таких лиц в динамической и статической работе, а больший объем выполняемой учебной работы приводит и к большим успехам.
Лучшая успеваемость по овладению двигательными умениями и развитию двигательных качеств неслучайно найдена у лиц с отменными типологическими особенностями, у которых с преобладает возбуждения по «внутреннему» балансу.
Характерно, что большая потребность в двигательной активности проявляется при выполнении любого вида мышечной работы, при прохождении любого программного материала на занятиях физической культурой, что подчеркивает характер потребности в двигательной активности.
Подход преподавателя физической культуры к обучающимся с разной потребностью в двигательной активности должен быть индивидуальным, дозированным, как и оценка им трудолюбия, проявляемого обучающимися на занятии. Большая активность одного учащегося по сравнению с другим еще не означает, что он более осознанно подходит к своим обязанностям на занятии, что он более ответственен. Просто у него возникает большая потребность в двигательной активности. Для обучающихся с низкой потребностью в двигательной активности требуется такая организация их работы, при которой они чувствовали бы постоянное внимание преподавателя, постоянный контроль за их действиями и успехами. Очень хороший результат можно получить, объединяя в пары высокоактивного обучающегося с низкоактивным. Один осуществляет контроль и оказывает поддержку второму.
Все сказанное касается лишь первой, хотя и существенной характеристики активности - ее энергетического потенциала, «заряженности» обучающегося на деятельность. Не менее важна и другая характеристика активности - склонность к определенному виду деятельности. Эта качественная характеристика активности, свидетельствующая об ее избирательности, тоже связана со свойствами нервной системы.
Люди с подвижностью нервных процессов и сильной нервной системой склонны к разнообразной деятельности, которая требует принятия быстрых и неожиданных решений, идти на риск. У людей с противоположными психологическими особенностями - инертностью нервных процессов и слабой нервной системой - плохо переносят большое психологическое напряжение, поэтому предпочитают деятельность размеренную, спокойную. Отсюда у обучающихся может проявляться различный интерес к гимнастике, баскетболу, плаванию. Довольно часто в зависимости от проходимого материала активность обучающихся может быть разной [7].
2. Способы повышения учебной активности обучающихся на уроках физической культуры
2.1 Создание положительного эмоционального фона на занятии.
Эмоциональный фон является важным фактором занятия. Он возникает с момента ожидания обучающимися занятия физической культурой и продолжается на всем его протяжении. Эмоциональный настрой может изменяться по ходу занятия в зависимости от самочувствия обучающихся, проявляемого ими интереса к упражнениям, и в связи с оценками их деятельности.
Замечания преподавателя физкультуры, сказанные в грубой форме, обычно снижают активность обучающихся на занятии. Основной ошибкой преподавателя является, например, высказывание в адрес обучающегося, высказанного следующим способом: «Обрати внимание, все сделали правильно, только у тебя не получается». Здесь неудача обучающегося, противопоставлена успеху всего коллектива, и порицание, делает его для всего коллектива отвергаемым.
Постоянной заботой преподавателя физической культуры является создание и поддержание радостного настроения у обучающихся на занятии. Наполняя жизнь учащихся радостными моментами, преподаватель расширяет возможность управлять педагогическим процессом.
Однако радость на занятии - это не только и не столько веселье, сколько радость труда, учения. К.Д. Ушинский писал, что на занятии «должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая все дело в шутку…» [21].
Урок физической культуры становится радостным для обучающихся, когда они двигаются, а не замерзают сидя на скамейках, а видят результаты своего труда. Причем в первое время не очень существенно, чем будут вызваны радостные переживания обучающегося - учебным трудом или обстановкой на занятии. Чем менее развиты и воспитаны подростки, тем большее значение для них имеют побочные радости, например, то, что занятие ведет любимый преподаватель, что на занятии можно побегать, посмеяться, поиграть [7].
Молодой и неопытный преподаватель боится радости на занятии и не позволяет себе шутить с учащимися, считая, что после улыбки не способны серьезно работать. Он держит в строгости. А порой и в страхе. Однако это не прививает обучающимся любви к уроку физкультуры. Опытный же педагог и без строгости достигает большего, так как знает, что при положительном настрое, вызванным радостью, у обучающихся легче создать серьезное настроение на занятии.
Радость на занятии не надо специально и натужно придумывать. Ее не внедришь насильно в душу. Чтобы у обучающегося сформировалось положительное отношение к физкультуре, необходимо чтобы радостные переживания на занятии возникали у обучающихся многократно.
Уже говорилось, что у более зрелых учащихся в большей степени основным источником радости на занятии должен являться сам процесс обучения, преодоления трудностей, развития своих способностей и личностных качеств. Еще имеется и ряд других факторов, повышающих эмоциональность занятия и вызывающих радость обучающихся [7].
Обстановка на занятии и поведение преподавателя существенно влияют на его эмоциональность. Состояние зала, формы обучающихся и преподавателя, эстетика поведения, принятого на занятии, сам преподаватель, светящийся радостью и заражающий ею обучающихся, - все это имеет немаловажное значение. Собранность преподавателя, краткость и четкость его команд и замечаний, бодрость тона его речи настраивают обучающихся на мажорный и деловой лад. В тоже время не всякая повышенная эмоциональность преподавателя полезна. Излишняя возбужденность преподавателя, его суетливость, шумливость приведут к повышению неорганизованной активности обучающихся. Не надо сыпать на занятии бесконечными шутками, смеша и развлекая детей, но надо, чтобы строгость перемежалась улыбками, огорчения стирались всеобщей подчеркнутостью радости успеха [10].
Использование игрового и соревновательного методов. Выполнение упражнений в соревновательной форме лучше планировать на конец занятия и ни в коем случае не перед разучиванием техники упражнений, так как возникающее у обучающихся в процессе соревнования с товарищами эмоциональное возбуждение, обладая инертностью, будет препятствовать концентрации внимания на технике движений, а сами движения сделает импульсивными, резкими.
Чтобы повысить активность обучающихся на занятии можно устраивать соревнования между небольшими группами обучающихся по дисциплине. В этом соревновании очки начисляются не просто за послушание, а за проявленную активность, творчество, за успех, достигнутый благодаря организованности и старательности при выполнении физических упражнений.
Игра является привычной формой деятельности для обучающихся. Для младшего возраста игра - это не только развлечение, но и путь его приобщения к миру взрослых, способ выполнения определенных социальных ролей в вымышленной ситуации, средство развития его психических и физических качеств и способностей, средство формирования коммуникативных умений. Отсюда использование игрового метода на физкультуре, наряду с повышением эмоциональности занятия и придания значимости физической деятельности, имеет и большое дидактическое значение [11].
Разнообразие средств и методов, используемых учителем на занятии. Еще П.Ф. Лесгафт, говоря о методике физических упражнений, подчеркивал, что «всякая однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает в нем всякую самостоятельность» [13]. Сейчас установлено, что однообразная деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний - монотонии и психического пресыщения. Первое характеризуется снижением психической активности, потерей интереса к деятельности и развитием скуки, ослаблением внимания. Второе, наоборот, характеризуется усилением психического возбуждения, появлением отвращения к деятельности, раздражительности, озлобленности. Поэтому преподаватель должен разнообразить средства и методы проведения занятия - использовать фронтальный, групповой и круговой методы проведения занятия, использовать для развития качеств разнообразные и меняющиеся частично упражнения [13].
Особое значение также оказывает правильная постановка задач на занятии. Важность этого способа активизации познавательной деятельности для обучающихся мы рассмотрим дальше.
2.2 Правильная постановка задач на занятии.
Нередко активность обучающихся на занятии снижается из-за того, что преподаватель допускает ошибки при постановке задачи. Выделяют наиболее типичные из них:
Преподаватель перечисляет упражнения, которые будут выполнять обучающиеся на занятии, вместо того, чтобы поставить задачу, которая должна быть решена.
Задача, которая ставится преподавателем перед обучающимися, является значимой для него, а не для них. Например, преподаватель говорит обучающимся: «Сегодня у нас совершенствование техники ведения мяча» или «Сегодня у нас отработка техники низкого старта».
Преподаватель ставит конкретную задачу: научиться метать. Такую задачу учащиеся плохо понимают, что приводит к формированию неконкретного представления об упражнении. Поэтому учащиеся часто не знают, чем же конкретно они занимались на занятии, что развивали, чего должны были достичь.
Преподаватель ставит непривлекательные для обучающихся задачи. И конкретная постановка задачи может не привести к желаемому результату, если она не привлекает обучающегося, не связана с какими-то его потребностями. Нужно, чтобы задача была включена в значимую для обучающегося деятельность, вела к достижению желаемой учащимся цели. Например, преподаватель объявляет, что в конце занятия будет проведена игра в баскетбол между юношами и девушками, причем учитываться будут только те заброшенные в корзину мячи, которые последуют после правильно выполненных передач. В этом случае у обучающихся появляется стимул выполнять упражнение в передаче мяча партнеру правильно.
Преподаватель ставит перед обучающимися задачу, недостижимую в пределах одного - двух занятий. В этом случае у обучающегося создается впечатление, что затрачиваемые им усилия напрасны. Поэтому он либо снизит свою активность, либо направит ее на выполнение тех упражнений, которые ему больше нравятся или которые у него лучше получаются, от выполнения которых он испытывает сиюминутное удовлетворение. Основной целью такого обучающегося становится не получение знаний, формирование умений и развитие качеств, а удовольствие полученное от его двигательной активности. В этом случае обучение хотя и происходит, но носит характер не целенаправленного, а попутного. Случайное обучение не так эффективно, так как учащиеся не осмысливают характеристики движений, а совершают их случайно, путем «проб и ошибок». Как показано педагогами, это обучение требует большого числа повторений. Кроме того, придавая значение словам «как нужно сделать, чтобы достичь цели», оно не дает знаний и понимания «почему так надо сделать». Следовательно, при таком способе обучения у обучающихся слабо проявляется познавательная активность [14, 15].
Кроме правильной постановки задач внимательно следует отнестись к оптимальной загруженности обучающихся на протяжении всего занятия.
2.3 Оптимальная загруженность обучающихся на занятии.
Оптимальная загруженность обучающихся на занятии обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением пауз, осуществлением постоянного контроля за обучающимися, максимальным включением в учебную деятельность всех без исключения обучающихся. [7].
Устранение пауз. Часто можно наблюдать, как учащиеся вынуждены подолгу ждать своей очереди для выполнения упражнения. Например, взятие низкого старта занимает всего несколько секунд, а ожидание очереди - 2-2,5 минуты; выполнение броска мяча в кольцо занимает около минуты. Такие паузы снижают уровень функционирования вегетатики, необходимый для выполнения мышечной работы, а так же рабочий настрой, мобилизационную готовность обучающихся, расхолаживают их.
Устранить это можно несколькими путями:
обеспечением спортивными снарядами всей группы обучающихся, используя нестандартное оборудование.
выполнением обучающимися в паузах подводящих и подготовительных упражнений;
наблюдением обучающихся за качеством выполнения упражнения одногруппником.
Все это повышает познавательную активность обучающихся и дает возможность использовать идеомоторику, которая способствует формированию двигательного умения.
Мы должны иметь в виду, что нагрузка на вегетатику при таком наблюдении резко снижается и уменьшается функциональная подготовка обучающихся.
Осуществление постоянного контроля за обучающимися на занятии. Активизировать обучающихся на занятии физкультуры легче, если они будут знать, что их действия и поведение будут оцениваться. Для этого перед некоторыми занятиями полезно предупредить обучающихся, особенно проявляющих пассивность, что сегодня будет оцениваться активность, старательность, внимательность, дисциплинированность[7].
Максимальное включение в деятельность всех обучающихся, в том числе и освобожденных врачом от выполнения на данном занятии физических упражнений. Освобожденные учащиеся должны присутствовать на занятии, внимательно следить за тем, что делают на занятии их друзья, мысленно повторять упражнения, которые показывает преподаватель. Возникающий при этом идеомоторный акт способствует формированию двигательных умений и развивает силу и быстроту. К концу занятия у освобожденных обучающихся в результате наблюдения за действиями улучшаются показатели внимания. Освобожденные от выполнения физических упражнений учащиеся не должны освобождаться от урока физической культуры. Они должны принимать в нем участие не только как наблюдатели, но и как активные участники, оказывая помощь в судействе.
Также при проведении урока физической культуры нужно обратить внимание на дидактические принципы.
2.4 Соблюдение дидактических принципов
Активность обучающихся на занятиях физической культурой определяется соблюдением преподавателем дидактических принципов. Сегодня число дидактических принципов, используемых педагогами, растет. Разделяют их на две группы, первая отражает мировоззренческую сторону обучения, а вторая процессуально-техническую сторону обучения: принцип наглядности, доступности, прочности и др.
В следующей главе речь пойдет лишь о главном аспекте этих принципов, о повышении активности обучающихся [7].
Принцип оптимальной трудности заданий. Слишком сложный и непонятный для обучающихся материал вызывает у них сознание тупика, бесполезности своих усилий, и, естественно, снижает их активность. В то же время простое задание быстро приводит к потере интереса к нему, вследствие чего активность тоже снижается. Следовательно, даваемое задание должно быть оптимальным по трудности для обучающихся и в то же время дразнящим самолюбие, заставляющим прилагать для его выполнения определенные усилия. При этом занятие будет как серьезным, так и интересным для обучающихся.
Еще преподавателю необходимо учитывать ряд моментов, определяющих трудность задания на занятии физической культуры. Эти моменты носят как объективный, так и субъективный характер.
Координационная сложность упражнения: если в упражнении используются врожденные координации, то оно кажется более легким, хотя по биомеханической структуре его можно подчас отнести к сложно-координированным актам. В то же время сочетание вроде бы простых движений, но вопреки сложившейся координации (например: вращение правого предплечья в одну сторону, а правой голени - в другую) выполнить на первых порах трудно.
. Величина затрачиваемых физических усилий: подтягивание на кольцах - упражнение по координации не сложное, но трудное физически, требующее определенной мышечной силы
. Боязнь выполнять упражнения: выполнение одного и того же упражнения на полу и на высоком бревне оценивается обучающимися по-разному, страх повышает сложность выполнения упражнения на высокой опоре.
. Осмысленность задания: если задание не до конца понято учащимся, то, естественно, субъективно становится либо трудным, либо слишком легким [6].
Принцип прогрессирования трудности заданий (от простого к сложному). Развитие будет осуществляться только в том случае, если занимающийся постепенно будет овладевать все более сложными понятиями, умениями, умозаключениями. Процесс обучения - не просто накапливание суммы знаний, но неуклонное усложнение этих знаний, не просто накапливание этого количества двигательных действий, но и овладение все более сложными движениями. Если что либо становится доступным учащимся, быстро теряется интерес, и следствие этого - снижается активность обучающихся.
При увеличении сложности и трудности заданий нужно опираться на предыдущий принцип, т.е. трудность и сложность заданий должны повышаться до оптимальной границы. Другими словами, принцип прогрессирования означает возрастание оптимальной трудности заданий [16].
Принцип сознательности. Учащиеся должны сознавать роль физической культуры в жизни человека Они должны знать последствия гиподинамии на здоровье и развитие человека, роль физической культуры в подготовке к профессиональному труду и службе в рядах ВС РФ, в эстетическом и морально-волевом воспитании личности.
С самого начала занятий физкультурой, учащиеся должны понять, что урок физической культуры - это такой же предмет, как и литература, математика, физика, а не выделенное время для того, чтобы побегать.
Значение физической культуры как учебного предмета полностью раскрыть на первых занятиях трудно. Поэтому преподавателю лучше всего раскрывать значение своего предмета ненавязчиво, учитывать уровень интеллектуального развития обучающихся, их интересы и потребности. В ходе такого воздействия на сознание обучающихся, целесообразно опираться на следующий принцип [18].
Принцип связи обучения с жизнью, с практикой. Усвоение материала становится в полной мере сознательным только тогда, когда он приобретает для обучающегося определенный жизненный смысл. Преподаватель физкультуры постоянно должен связывать даваемые учащимся упражнения с их жизненным опытом, с их потребностями, познавательными интересами, с подготовкой их к выбранной профессии и специальности. [19].
В связи с этим, разучивая каждое новое упражнение, преподавателю надо делать упор при постановке цели учащимся на значимость этого упражнения как средства развития двигательных, психических, эстетических качеств. В этом случае учебная цель преподавателя будет чаще накладываться на личные цели обучающихся [7].
Принцип подкрепления. Процесс обучения требует соблюдения одного непременного условия: преподаватель должен проявлять заинтересованность в успехах обучающегося. Реализацию этого принципа преподаватель физической культуры может осуществлять следующими путями:
Показывать своим видом, репликами, что он видит и ценит старание обучающегося;
Своевременно сообщать обучающемуся, что им сделано правильно, а где допущены ошибки: без такого подкрепления обучающийся не сможет составить правильное представление об успешности освоения материала;
Поощрять обучающегося оценками, похвалой: это вызывает у обучающегося положительное эмоциональное переживание, формирует у него уверенность в своих силах, что в конечном итоге усиливает его активность, формирует желание учиться и готовность преодолевать трудности [20].
Принцип дифференцированного подхода к учащимся.
В педагогической литературе постулируется принцип индивидуализации - это такое построение учебного процесса, которое учитывает индивидуальные (психологические, физиологические, морфологические) особенности обучающихся для наилучшего их обучения, воспитания и развития. На практике в большинстве случаев педагоги принцип индивидуализации подменяют групповой дифференциацией, т.е. разделением коллектива на группы по какому-то признаку.
Метод создания однородных групп возник, как следствие попытки преодолеть недостатки обучения. Этот метод имеет ряд недостатков, порой непреодолимых чисто организационно. Чтобы разделить обучающихся, например, по свойствам темперамента, их надо, во-первых, определить у всех обучающихся. При отсутствии психологической службы сделать это очень трудно. Но главное состоит в том, что свойств темперамента много, и неясно, по какому из них надо делить обучающихся на группы.
Деление же обучающихся на группы сильных и слабых по уровню двигательной активности, проявляемой на занятии, в противоречие другому принципу - коллективного обучения: отделение сильных от слабых обучающихся, у первых вызовет зазнайство, превосходства над одногруппниками. Это приводит к деформации развития личности как первых, так и вторых, а также мешает сплочению коллектива в классе. Поэтому, чтобы не было деформации в развитии, нужно объединение обучающихся с разной двигательной активностью в пары, что значительно повышает активность слабых обучающихся, в то время как у обучающихся с высокой активностью она снижается незначительно и то лишь на первых занятиях после объединения. Очевидна польза от такого «наставничества» одних обучающихся над другими [18].
Принцип индивидуализации не противоречит принципу коллективного обучения, так как он отражает не индивидуальную работу с обучающимися, а учет индивидуальных особенностей обучающегося, который осуществляется при групповом методе обучения. На занятии физкультуры индивидуальный подход к учащимся проявляется в индивидуализации темпа выполнения заданий, это фактор поддержания высокой активности обучающихся. Здесь можно выделить два самостоятельных аспекта этого вопроса.
Первый аспект состоит в выборе индивидуального темпа овладения материалом. Исходя из способностей, уровня подготовленности, типологических особенностей свойств нервной системы учащиеся овладевают материалом в разные временные сроки. У обучающихся с подвижностью нервных процессов на первых этапах овладение двигательным упражнением проходит успешнее, чем у обучающихся с инертностью нервных процессов. Вследствие этого одним учащимся даваемых преподавателем повторений мало, а другим - много: овладев материалом, они начинают заниматься с прохладцей, нарушают дисциплину.
Задача индивидуализации темпа овладения учебным материалом успешно решается при использовании программного обучения: каждый учащийся работает с учебным материалом самостоятельно и переходит к последующему заданию, как только выполнит успешно предыдущее. В зависимости от успехов за одно и то же время один обучающийся сможет выполнить больше заданий, а другой - меньше. Преимущество в том, что первый не подгоняет второго, а второй не тормозит первого.
Второй аспект касается индивидуализации учебной нагрузки на занятии физкультуры не всегда оправдано, чтобы все учащиеся выполняли упражнения одно и то же количество раз: одним нагрузка кажется тяжелой, а другим - легкой. Но если одних обучающихся останавливать, то они могут мешать продолжать выполнение упражнения другими. Поэтому лучше преподавателю давать время, а учащиеся выполняют упражнения в темпе, посильном для каждого [21].
Индивидуализация воздействия преподавателя на обучающихся также влияет на активность обучающихся на занятии. Некоторые преподаватели, что бы быть в глазах учащихся справедливыми, стараются объективно оценивать успехи и неудачи.
Индивидуальный же подход к оценке действий обучающихся, состоит в не в объективно достигаемых результатах, а сколько в старании обучающегося с учетом его возможностей, психологических особенностей, ситуации. Некоторые учащиеся, весьма чувствительны и ранимы ко всему, что затрагивает их самооценку. Такие учащиеся болезненно переносят смех и критику, в свой адрес. Поэтому они склонны к изоляции, трудно вступают в общение с товарищами и преподавателями, а соревновательная обстановка является для них стресс - фактором. Эти учащиеся ставят перед собой небольшие цели, да и то не надеясь на успех [21].
Обучающихся такого психического склада для повышения их учебной активности надо чаще поощрять, замечая даже незначительные их успехи. При этом следует осторожно высказывать критику и тем более, лучше делать это в отсутствие одногруппников.
В то же время порицать можно настойчивого и уверенного в себе обучающегося, обладающего хорошими данными для занятий физкультурой, если он не проявляет должного старания. Это вызовет у него лишь стремление доказать, что преподаватель был неправ, и приведет к усилению его активности на занятиях.
Индивидуализация подхода требует предварительного изучения психологических особенностей обучающихся, их физических возможностей. Только познав учащихся, преподаватель физической культуры может успешно на практике реализовать дидактический принцип [7].
3. Заключение
Рациональное использование способов, изложенных в этой курсовой работе, сможет повысить познавательную и двигательную деятельность обучающихся во время занятий физической культурой. Прежде всего, это повышение познавательной и двигательной активности обучающихся, занимающихся физической культурой.
Одним из факторов повышения активности является проявление интереса к физкультуре. Проявление интереса на разных возрастных этапах различно. Исходя из этого преподаватель физической культуры должен построить свою работу с учётом интереса, проявляющегося у обучающихся, дифференцированно подходить к изучению программного материала, учитывать социальные и биологические факторы, мотивы обучающихся и особенно половую принадлежность.
Поддержание интереса и целеустремлённости зависит от формирования удовлетворённости занятиями физической культуры, понимания значимости предмета. Этому способствует:
создание условий для проведения урока;
оптимальная физическая нагрузка;
эмоциональность урока;
стиль руководства;
проявление интереса к выполнению упражнений;
достижение обучающимися результатов.
В результате проделанной работы определены способы повышения учебной активности на уроках физической культуры:
создание положительного эмоционального фона на занятии;
разнообразие средств и методов;
правильная постановка задач;
оптимальная загруженность обучающихся на занятии;
оценка деятельности обучающихся;
осуществление контроля.
Особое место занимают дидактические принципы, которые обеспечивают успешность обучения. Соблюдение этих принципов во многом определяет активность обучающихся на занятии физической культуры.
Моя курсовая работа поможет преподавателю повысить учебную активность обучающихся на уроках физической культуры. Даст толчок для повышения его педагогического мастерства.
4. Список источников:
1.Худоляева, О.В. Познавательная активность - на первом плане [Текст] /Физическая культура в школе/ О.В. Худоляева. - 1982. - №4.
2 Харламов, И.Ф. Как активизировать учение обучающихся [Текст] /Дидактические очерки/ И.Ф. Харламов. - Мн.: Народная света, 2014. - 207 с.
3. Литвинов, Е.Н. Чтобы повысить двигательную активность [Текст] /Физическая культура в школе/ Е.Н. Литвинов. - 2015 - №12. - С. 15-18.
4 Комаров, В.Г. Для активации учебной деятельности [Текст] /Физическая культура в школе/ В.Г. Комаров. - 1977. - №11.
5. Березовин, Н.А., Сманцер А.Н. Воспитание у обучающихся интереса к учению [Текст] /Книга для преподавателя/ Н.А. Березовин. - Мн.: Народная света, 2013 -74 с.
6. Поляков, М.И. Чтобы вызвать активное стремление к цели [Текст] /Физическая культура в школе/ Н.А. Березовин. - 1977. - №8.
7. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания [Текст] / Учебн. Пособие/ Е.П. Ильин. - М: Просвещение, 2014. -287 с.
8. Новосельский, В.Ф. Методика урока физической культуры в старших классах [Текст] / В.Ф. Новосельский. - М.: Просвещение, 2015. -284 с.
9. Станкин, М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания [Текст] / М.И. Станкин. - М.: Просвещение, 2013. -224 с.
10. Уроки физической культуры в школе [Текст] / Пос. для учителей; под ред. Баркова - Мн.:, 2014. - 240 с.
11. Дуркин, П.К. Включая в соревновательную деятельность [Текст] / Физическая культура в школе/ П.К. Дуркин. - 2014. - №12. - С. 29-30.
12. Глужаловский, А.А. Физическое воспитание в школе [Текст] / Метод. Пособие/ А.А. Гужаловский, Е.Н. Ворсин. - Мн.: Полымя. 2014. - 95 с.
13. Матвеев, Л.Н. Теория и методика физической культуры [Текст] / Учеб. Для ин-тов физ. Культуры/ Л.Н. Матвеев. - М: Физкультура и спорт. 2013. -543 с.
14. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 2014. - 284 с.
15. Вишнева, Л.В. Обучение должно быть развивающим [Текст] / Физическая культура в школе/ Л.В. Вишнева. - 1980. - №2
16. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей [Текст] / Л.Ю. Гордин. - М.: Педагогика, 1971 - 200 с.
17. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 2012. -185 с.
18. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики [Текст] / Под ред. М.А. Данилова.-М.: Просвещение, 2015. - 303 с.
19. Погодаев, Г.И. Настольная книга преподавателя физической культуры [Текст] / Г.И. Погадаев. - М.: 2014. - 496 с.
20. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе общения обучающихся [Текст] / Е.С. Рубанский. - М: 2015. - 182 с.
21. Ушинский К.Д. Соч. - Т. 6. - 259 с.
24