Выступление «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении»
«Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении»
Особенности развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями При обучении детей швейному делу я определила три основные задачи: Дать ученикам знания, умения и навыки по труду. Воспитать у них положительные личностные качества – честность доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду. Скорригировать имеющиеся у них дефекты, используя различные коррекционные упражнения и подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.
Коррекционная направленность трудового обучения Одним из характерных недостатков в процессе труда является низкая самостоятельность, причиной которой служит недостаточное умение детей ориентироваться в задании, планировать свою деятельность, анализировать объект труда. Но при систематической помощи педагога возможно формирование обобщенных умений планировать, контролировать свои действия, переносить имеющийся опыт в новые условия и действовать по инструкции.
Основная задача трудового обучения: дать учащимся начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.
Приоритеты для решения проблемы социальной реабилитации и адаптации обучающихся требуется обратить внимание на ряд приоритетов: а) повышение умственной и физической работоспособности; б) практическая подготовка учащихся на основе формирования социально-значимых навыков; в) формирование адекватной самооценки и осознания реальных перспектив самостоятельной жизни.
Методы и формы организации трудового обучения Объяснение; Беседа; Принцип наглядности; Демонстрация опыта; Инструктаж; Упражнения; Творческие проекты.
Проектный подход на уроках швейного дела Метод творческих проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Учащегося привлекает, прежде всего, новизна и необычность задания, а значит, формируется повышенный интерес к нему, стремление выполнить качественно и красиво, тем более что есть право самостоятельного выбора решения задания и приветствуется оригинальность исполнения. В процессе выполнения проекта постоянно создаются ситуации, требующие немедленного решения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы.
Интеграция как способ активизации познавательной деятельности учащихся Цели интегрирования: Расширение предметов познания. Соединение теоретической подготовки с практической, что способствует формированию обобщённых видов познавательной деятельности. Повышение авторитета теории в сознании учащихся. Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка.
Цель педагога: Доказать в процессе обучения, что знания, полученные по одному какому-либо предмету, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам. Этого можно достичь, используя на уроках швейного дела знания учащихся, полученные на уроках математики. При этом основное внимание надо уделять формированию важнейших в практическом отношении умений и навыков учащихся (разметка, вычисления, техника счёта, измерения, составление чертежей, определение масштаба, расстояния и т.д.).
Интеграция предметов трудового обучения и математики позволяет добиться поставленных задач: решить проблему разобщённости разных предметов; исключить повторы в разных учебных дисциплинах; углубить изучение материала без дополнительных временных затрат; повысить творческий потенциал учащихся; расширить информативную ёмкость урока.
Результаты интеграции: повышают уровень знаний и умений учащихся по данным предметам; активизируют эмоциональное развитие учащихся; помогают включить учащихся в самостоятельную творческую деятельность; способствуют росту познавательной активности учащихся.
Коллективный способ обучения То, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно. Л.В. Выготский
Такая организация деятельности даёт возможность научить детей взаимодействовать друг с другом, сформировать у них чувства ответственности, способность к преодолению трудностей, настойчивость, находчивость, чувство взаимоподдержки. Учащиеся учатся сотрудничать, радоваться успехам других, сопереживать. Такая организация деятельности даёт возможность научить детей взаимодействовать друг с другом, сформировать у них чувства ответственности, способность к преодолению трудностей, настойчивость, находчивость, чувство взаимоподдержки. Учащиеся учатся сотрудничать, радоваться успехам других, сопереживать.
Игра - как способ развития познавательной активности учащихся Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Следовательно, каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересным для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решения, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.
Таким образом, использование в совокупности таких технологий как интегрированное обучение, метод проектов, личностно-ориентированный подход дает конкретные результаты: повышается уровень знаний и умений учащихся по предмету, растет познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность, развивается логика, креативное мышление. Таким образом, использование в совокупности таких технологий как интегрированное обучение, метод проектов, личностно-ориентированный подход дает конкретные результаты: повышается уровень знаний и умений учащихся по предмету, растет познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность, развивается логика, креативное мышление.