Актуализация профессионально ориентированной информации при изучении дисциплины «Физика»
Методическая разработка «Актуализация профессионально ориентированной информации при изучении дисциплины «Физика»
Подготовила: Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель 1 к.к.
Введение.
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физика изучается в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования.
ФГОС среднего (полного) общего образования устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Предметные результаты включают освоенные обучающимися умения, специфические для данной предметной области. Для выполнения предъявленных преподавателю требований необходимо в рамках изучаемой дисциплины предоставить профессионально ориентированную информацию.
Целью данной работы является представление опыта по актуализации профессионально ориентированной информации при изучении дисциплины «Физика».
Задачи:
изучение стандартов начального профессионального образования для выбора вопросов, актуальных при изучение дисциплины «Физика»;
выделение в рабочей программе преподавателя тем, содержание которых позволяет актуализировать профессионально ориентированную информацию;
распределение профессионально ориентированной информации по темам рабочей программы.
1. Выбор профессионально ориентированной информации.
При изучении ФГОС НПО из разделов IV «Характеристика профессиональной деятельности выпускников» и V «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» можно выделить пункты для актуализации на уроках физики (см. табл. 1).
Таблица 1 «Актуальная информация для профессии Сварщик».
Требования из ФГОС НПО |
Профессионально ориентированная информация |
ПК 1.2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки. |
Хранение и транспортировка газов в баллонах |
Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях. |
Металлические сплавы |
Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление. |
Плавление металлов, механические свойства сварных конструкций |
ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов. |
Применение электрической дуги для сварки, применение плазмы |
Также актуальной можно считать информацию о перспективах профессионального роста обучающихся. Например, лазерная сварка не включена в ФГОС НПО, но применяется на предприятиях нашего города.
2. Выделение тем в рабочей программе для актуализации.
Профессионально ориентированная информация включается в содержание рабочей программы преподавателя в соответствии с изучаемой темой. В этом случае актуализации является естественным продолжением при изучении данного материала (см. табл. 2).
Таблица 2 « Актуализация для профессии Сварщик».
Название темы |
Содержание темы |
Профессионально ориентированная информация |
Уравнение состояния идеального газа |
Вывод уравнения состояния, анализ зависимости параметров газа (давления, объёма, температуры) |
Хранение и транспортировка газов в баллонах |
Строение твёрдых тел |
Зависимость свойств твёрдых тел от внутреннего строения |
Металлические сплавы |
Механические свойства твёрдых тел |
Виды деформаций, механическое напряжение, упругость, прочность |
Механические свойства сварных конструкций |
Количество теплоты |
Расчёт количества теплоты для различных тепловых процессов |
Плавление металлов |
Тепловое действие электрического тока |
Работа и мощность тока, закон Джоуля – Ленца, электронагревательные приборы |
Тепловое действие электрического тока при сварке |
Электродвижущая сила |
Сторонние силы, ЭДС источника тока, закон Ома для полной цепи |
Режим короткого замыкания при сварке |
Электрический ток в вакууме |
Термоэлектронная эмиссия, вакуумный диод, электроннолучевая трубка, применение электронных пучков |
Вакуумная сварка |
Электрический ток в газах |
Газовый разряд, типы самостоятельного разряда и их использование |
Применение электрической дуги для сварки, применение плазмы |
Трансформатор |
Устройство, принцип действия и применение трансформаторов |
Сварочные трансформаторы |
Лазер |
Устройство, принцип действия и применение лазеров |
Лазерная сварка металлов |
3. Включение профессионально ориентированной информации в содержание рабочей программы.
Профессионально ориентированная информация распределяется по темам рабочей программы в зависимости от профессии, которой обучаются студенты (см. табл. 3).
Таблица 3 «Актуализация профессионально ориентированной информации».
Наименование разделов и тем |
Профессии |
||||||
Сварщик (электро-сварочные и газосварочные работы) |
Мастер общестро-ительных работ |
Мастер отделочных строительных работ |
Автомеханик |
Мастер по обработке цифровой информации |
Закройщик |
Повар, кондитер |
|
«Механика» |
|||||||
Механическое движение |
Равномерное движение автомобиля |
||||||
Прямолинейное равноускоренное движение |
Равно-ускоренное движение автомобиля |
||||||
Движение по окружности |
Движение автомобиля на повороте и по выпуклому мосту |
||||||
Всемирное тяготение |
Подъём и спуск грузов |
||||||
Силы упругости |
Подъём и спуск грузов с помощью троса |
Буксировка автомобиля с помощью троса |
Применение упругих материалов в швейных изделиях |
||||
Силы трения |
Сцепление автомобиля с дорогой |
||||||
Механическая работа |
Работа, совершаемая двигателем автомобиля |
||||||
Механическая мощность |
Простые механизмы, применяемые в строительстве |
Простые механизмы, применяемые в строительстве |
Мощность двигателя автомобиля, связь между скоростью автомобиля и силой тяги двигателя |
||||
Механические колебания |
Устройства для перемешивания строительных смесей |
Устройства для перемешивания строительных смесей |
Движение поршня в цилиндре двигателя и других механизмов автомобиля |
Устройства для перемешивания и взбивания продуктов |
|||
Звук |
Зависимость акустики помещения от отделочных материалов |
||||||
«Молекулярная физика. Термодинамика» |
|||||||
Уравнение состояния идеального газа |
Хранение и транспортировка газов в баллонах |
Хранение и транспортировка газов в баллонах |
Использование автомобилей с газовыми баллонами |
||||
Влажность воздуха |
Влияние влажности воздуха на хранение продуктов |
||||||
Строение жидкостей |
Строительные эмульсии |
Строительные эмульсии |
Применение жидких кристаллов |
Влияние поверхностного натяжения на технологию изготовления блюд, обработку посуды и оборудования |
|||
Строение твёрдых тел |
Металлические сплавы |
Металлические сплавы |
Строение полупровод-никовых кристаллов |
Кристаллические и аморфные тела, применяемые в пищу |
|||
Механические свойства твёрдых тел |
Механические свойства сварных конструкций |
Механические свойства строительных материалов |
Неупругие деформации при изготовлении лепных украшений |
Механические свойства стали |
Определение предела прочности швейных нитей и материалов |
Неупругие деформации при изготовлении кондитерских изделий |
|
Первый закон термодинамики |
Применение первого закона термодинамики к работе двигателя внутреннего сгорания (ДВС) |
||||||
Работа газа |
Работа газовой смеси в ДВС |
||||||
Количество теплоты |
Плавление металлов |
Плавление металлов |
Кипение воды при повышенном давлении, обработка продуктов паром |
||||
Необратимость тепловых процессов |
Применение адиабатного процесса в работе ДВС |
Работа холодильных установок, свойства газированных напитков |
|||||
Тепловые двигатели |
Устройство и принцип действия ДВС |
||||||
«Электродинамика» |
|||||||
Электрический заряд |
Способы снятия статического заряда в швейной промышленности |
||||||
Электро-ёмкость |
Применение конденсаторов в автомобилях |
Конденсаторы в электронных приборах |
|||||
Тепловое действие электрического тока |
Тепловое действие электрического тока при сварке |
Тепловое действие электрического тока при сварке |
Электрические плиты |
||||
Электро-движущая сила |
Режим короткого замыкания при сварке |
Режим короткого замыкания при сварке |
Работа и зарядка автомобильных аккумуляторов |
Аккуму-ляторы в электронных приборах |
|||
Полупроводники |
Значение полупровод-никовых материалов для современной электронной техники |
||||||
Электрический ток в вакууме |
Вакуумная сварка |
||||||
Электрический ток в газах |
Применение электрической дуги для сварки, применение плазмы |
Применение электрической дуги для сварки, применение плазмы |
Галогеновые, ксеноновые фары |
||||
Электро-двигатель |
Электро-двигатель подъёмных устройств |
Стартер-генератор автомобиля |
Вентилятор системного блока |
Электро-двигатель швейной машины |
Устройства с электро-двигателями на кухне |
||
Трансформатор |
Сварочные трансформаторы |
Сварочные трансформаторы |
Транс-форматоры в зарядных устройствах электронных приборов |
||||
Изобретение радио |
Изобретение радио – рождение науки электроники |
||||||
Законы распространения света |
Применение оптического волокна для передачи информации |
||||||
Дисперсия света |
Смешивание красок |
Сочетания цветов |
|||||
Дифракция света |
Компакт-диск – отражательная дифракционная решётка |
||||||
Поляризация света |
«Антифары» - очки для водителей |
||||||
«Строение атома и квантовая физика» |
|||||||
Фотоэффект |
Применение фотодиодов в электронных устройствах |
||||||
Лазер |
Лазерная сварка металлов |
Применение лазеров для записи и считывания информации |
Заключение.
Актуализация профессионально ориентированной информации позволяет мотивировать обучающихся на изучение дисциплины «Физика», способствует осознанию обучающимися важности и необходимости выбранной ими профессии.
Актуализация позволяет органично включать профессионально ориентированную информацию в содержание общеобразовательных дисциплин
Таким образом, актуализация профессионально ориентированной информации повышает эффективность образовательного процесса.
Литература.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 ноября 2009 г. № 588.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 260807.01 Повар, кондитер. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.05.2010 г. № 516.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20.05.2010 г. № 555.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26.04.2010 г. № 447
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16.04.2010 г. № 365.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16.04.2010 г. № 373.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 262019.02 Закройщик. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
- Примерная программа учебной дисциплины Физика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (автор Пентин А. Ю., ФГУ «ФИРО» Минобразнауки, 2008)